САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Эпистатическое взаимодействие генов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Уже по названию статьи понятно, что речь в данном случае   пойдет об одном из типов взаимодействий неаллельных генов, а именно об эпистатическом взаимодействии генов.

В отличие от обычного моногибридного скрещивания, когда за какой-то изучаемый признак отвечает одна пара аллельных генов,  существуют признаки, за проявление  которых отвечают два разных неаллельных гена.

То есть, получается, что хотя мы и изучаем наследование какого-то одного признака (как при могогибридном скрещивании), но поскольку он представлен разными парами аллельных генов, расщепление по фенотипу в потомстве в случае скрещивания дигетерозигот друг с другом будет происходить как при дигибридном скрещивании, но по формуле, отличной от  9 : 3 : 3 : 1.

В моем  платном сборнике «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов»

представлены решения следующих задач по эпистатическому взаимодействию генов (задачи даются с полным разъяснением):

1. Бомбейский феномен (очень редкий, обнаруженный только в одной из популяций людей в Индии) у человека связан с присутствием в генотипе рецессивного эпистатического гена h, подавляющего проявление доминантных аллелей генов группы крови IА и IВ. Поэтому гомозиготы с аллелями hh всегда имеют I группу крови. В близкородственном браке, где муж был с IV (IАIВ) группой, жена с  III (IВ) и они имели общую бабушку, носительницу аллеля h, родилось 12 детей со следующими группами крови: IV (IАIВ) — 4 ребенка,   III (IВ) — 5 детей и   I (IО) — 3 ребенка. Определите генотипы родителей и детей.

2. При скрещивании растения лука с красными луковицами с растением, имеющим белые луковицы, все растения в F1 были с красными луковицами, а в F2 наблюдалось расщепление по окраске луковицы: 195 растений имели красные луковицы, 71 -­ желтые и  89 были­ белые. Определите генотипы родителей и гибридов F1.

3. От скрещивания двух растений лука с красными луковицами №1 и №2 в F1 получилось 94 растений с красными и 28 с желтыми луковицами. Для выяснения генотипов растений №1 и №2 они были подвергнуты самоопылению. В результате самоопыления растения номер 1 получили 130 растений с красными, 42 — с желтыми и 61 — с белыми луковицами. А в результате самоопыления растения номер 2 получили 129 растений с красными и 40 с желтыми луковицами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений.

4. От скрещивания растений тыквы с белыми и зелеными плодами в F1 получено расщепление: 86 белых, 39 желтых, 42 зеленых плода. Найти генотипы исходных растений тыквы.

5.  Рожь с черным зерном скрестили с рожью с серым зерном. В F2 были потомки с черным, серым и белым зерном. Эти признаки проявлялись в соотношении 12:3:1. Определите взаимодействие генов.

6. Имея две формы пшеницы – безостую с черными колосьями и остистую с красными колосьями, – селекционер скрестил их, чтобы получить безостую красноколосную форму. В F1 от этого скрещивания все растения были безостыми с черными колосьями. В F2 произошло расщепление: 714 безостых с черными колосьями, 181 безостых с красными колосьями, 58 безостых с белыми колосьями,231 остистых с черными колосьями, 61 остистых с красными колосьями, 20 остистых с белыми колосьями. Объясните расщепление. Приведите схему наследования признаков.

7. При скрещивании тыкв с белыми плодами в первом поколении получили 67 растений с белыми, 19 – с желтыми и 6 – с зелеными плодами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений. Что получится, если скрестить исходные растения с зеленоплодными из первого поколения?

8. От скрещивания растений кукурузы с окрашенными и неокрашенными зернами в первом поколении все зерна оказались неокрашенными, а во втором произошло расщепление 562 неокрашенных и 120  окрашенных.  Как наследуется признак? Определить генотипы исходных растений. 

9. У кукурузы пурпурная окраска зерен определяется присутствием в генотипе гена А и отсутствием гена С во всех остальных случаях зерна белые. Какое расщепление в первом поколении при следующем скрещивании: АаСс  х  аасс?

10. При скрещивании лошадей серой и рыжей масти в первом поколении всё потомство оказалось серым. Во втором поколении на каждые 16 лошадей в среднем появилось 12 — серых, 3 — вороных,1 — рыжая. Определить тип наследования масти у лошадей и установить генотипы указанных животных.

****************************************************************************************

Тема эпистатического взаимодействия неаллельных генов  очень даже не простая. Поэтому в моем сборнике   «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов« не только дается  подробное объяснение этому явлению во введении, но и сами задачи разбираются с исчерпывающим разъяснением.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задач | ген-подавительдоминантный эпистазрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиитесты по ЕГЭэпистатическое действие генов | 16 комментариев
Отзывов (16)
  1. Лидия

    Здравствуйте, уважаемый Борис Фагимович! Спасибо Вам за этот прекрасный сайт и тот труд, который Вы вкладываете в помощь людям, пытающимся понять непростую науку — биологию) Часто обращаюсь на Ваш сайт за помощью, и этот раз не исключение. Подскажите, пожалуйста, на что обратить внимание при решении задач на рецессивный эпистаз: ввиду того, что расщепление 9:3:4 бывает и при комплементарности, как по условию задачи отличить рец. эпистаз от комплементарности? Заранее благодарю!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Лидия! Однозначного ответа на Ваш вопрос у меня нет (а может быть его нет вообще). Видим расщепление 9:3:4, а оно может быть не только при комплементарии или рецессивном эпистазе, но и при доминантном эпистазе. Начинайте решать задачу как проще: с комплементарии. Не удается решение, тогда решаем как доминантный эпистаз. А, если и это не подходит, то решаем как рецессивный эпистаз.
      Более того, о том, что какого-то четкого «рецепта» заранее дать нельзя, говорит такой факт: есть задачи, которые могут быть решены, исходя из предположения, что гены взаимодействуют по типу комплементарности, так и по типу рецессивного эпистаза.

      Ответить
  2. Анастасия

    Помогите, пожалуйста. У меня две задачи на эпистаз. Доминантный и рецессивный, не получается решить: а) у родителей с нормальным строением кисти родился один ребенок с полидактилией (доминантный признак), а второй-с нормальной кистью. Требуется написать генотипы родителей и детей и найти вероятность заболевания. б) у родителей с темным цветом кожи родился первый ребенок с темным цветом кожи, а второй-с белым цветом кожи. Здесь требуется то же самое. Благодарю заранее.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Анастасия, Вы меня извините, но я даже не возьмусь решать эти задачи по ТАКОМУ условию. Кто их придумал? Для чего? Вы учитесь в медицинском? Я не хочу засорять свой (во многом методический) блог и свою память несуществующими, «надуманными» условиями заданий.
      Про полидактилию: «мильон» заданий, где этот признак рассматривается просто как доминантный А над аллелем а-малое нормального развития кисти. Причем здесь доминантный эпистаз?
      Наследование цвета кожи не имеет никакого отношения к рецессивному эпистазу. Эти задачи всегда рассматриваются как ОСНОВНОЙ ПРИМЕР на полимерное наследование генов (и причем здесь эпистаз???) За интенсивность цвета кожи отвечают не одна пара аллельных генов, а две. Доминантные состояния А и В этих аллелей генов дают окраску коже, а рецессивные a-малое и b-малое – не дают. Самый темнокожий человек (негр) будет иметь все 4 аллеля в доминантном состоянии AABB. Темный мулат имеет три доминантных аллеля: AaBB или AABb. Средний мулат имеет два доминантных аллеля: AAbb, AaBb или aaBB. Светлый мулат имеет один доминантный аллель: Aabb или aaBb, а белокожий человек – все аллели в рецессивном состоянии aabb.

      Ответить
  3. Лиля

    Помогите пожалуйста решить задачу!
    При скрещивании сортов перца, имеющих желтые и коричневые плоды, в первом поколении получены растения с красными плодами. При дальнейшем разведении гибридов в себе получено 322 растения.Из них 182 с красными плодами, 59 — с коричневыми, 61 — с желтыми, и 20 с зелеными плодами. Запишите цитологический механизм скрещивания.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Лиля, почему вы решили, что это задание на эпистаз? Мы видим, что во втором поколении произошло расщепление 9:3:3:1, то есть как при дигибридном скрещивании. Здесь же изучается всего один признак, а, так как, расщепление получилось как при дигибридном скрещивании, то это комплементарное взаимодействие генов А — желтой окраски и В — коричневой окраски. А и В, оказавшись в одном генотипе у потомков первого поколения, дадут красную окраску, а отсутствие доминантных аллелей А и В, то есть генотип ааbb даст зеленую окраску.

      Ответить
  4. Юлия

    Помогите,пожалуйста!
    У земляники окраска цветков и ширина листьев наследуются независимо.При самоопылении земляники с розовыми цветками и широкими листьями из семян вырастают растения с красными,розовыми и белыми цветками,с широкими и узкими листьями.Какая доля (%) потомства от анализирующего скрещивания исходной земляники с розовыми цветками и широкими листьями будет иметь белые цветки и узкие листья?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Юлия, ваша задача никакого отношения не имеет к эпистазу. Да, условие задачи не совсем обычное. Здесь рассматривается дигибридное скерещивание, но по одному из признаков происходит неполное доминирование одного аллеля гена над другим. Обозначим: А — аллельный ген, отвечающий за проявление красной окраски земляники, а — белая окраска, Аа — генотип ягод с розовой окраской (неполное доминирование); В — широкие листья, b — узкие листья.
      Поскольку при самооопылении земляники с розовыми цветками и широкими листьями из семян вырастают растения с красными,розовыми и белыми цветками,с широкими и узкими листьями, значит генотип исходной земляники дигетерозиготный AaBb.
      А запись анализирующего скрещивания будет выглядеть так.
      P: ….AaBb * aabb
      G: AB,Ab,aB,ab…..ab
      F: AaBb,Aabb,aaBb,aabb. Доля потомства с белыми цветками и узкими листьями (аabb) составит 25%.

      Ответить
      • Юлия

        Борис Фогимович!Но ведь у нас тут самоопыление,а в конце спрашивается о потомстве от АНАЛИЗИРУЮЩЕГО скрещивания ИСХОДНОЙ земляники с розовыми цветками и широкими листьями.
        То есть:какая доля потомства будет иметь белые цветки и узкие листья?
        Значит мы пишем так,да:
        Р: АаВв*АаВв
        G: АВ,Ав,аВ,ав, и то же самое.
        а потом выходит,что доля аавв-6,25%
        верно??

        Ответить
        • Борис Садыков

          Юлия, Вы написали лишь первое скрещивание двух дигетерозигот или самоопыление (которое у меня в решении не приводится вовсе, так как оно подразумевается). В нем действительно доля aabb будет 1/16 часть или 6,25%. Но в задаче то спрашивается найти долю таких растений от анализирующего скрещивания (то есть от скрещивания AaBb c дигомозиготой по рецессиву aabb).

          Ответить
          • Юлия

            Борис Фогимович,Вы,конечно,меня извините.Но как Вы поняли,что под словом «анализирующего» они подразумевали скрещивание АаВв с аавв?Ранее ведь об этом не говорилось.

            Ответить
            • Борис Садыков

              Юлия, это не только я понял, но и Вы должны были понять. Почитайте в любом учебнике общей биологии в разделе генетика что такое анализирующее скрещивание. Вообще, чтобы не «плавать» в азах генетики приобретите мою книгу.

              Ответить
  5. Наталия

    Подскажите пожалуйста можно ли у хорька получить шоколадный сплошной (селф) окрас. Если мы имеем: черного и сиамского окраса хорьков?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Наталия, от того, что я решал какие-то присланные мне КОНКРЕТНЫЕ задачи по генетике про хорьков, я не стал «хорьководом». Наоборот, на меня буквально обрушился гневный шквал писем от отечественных хорьководов за то, что я (такая-рассекая «скотина») поместил на блоге решения задач про каких-то неведомых им хорьков. Так что, извините, на Ваш вопрос я ответить не могу.

      Ответить
  6. Катерина

    Полюбила генетические задачки и, как следствие, генетику в целом. Получаю истинное наслаждение решать их…Спасибо, Борис Фагимович!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Конечно, Катя, приятно думать, что я своими дотошными рассуждениями внес какую-то лепту в лучшее понимание Вами генетики. Для таких как Вы хочется продолжать начатое дело.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + восемнадцать =