САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Занятия по биологии и генетике 2018 год boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Нестандартные задания по генетике

Главная - В. Решение генетических задач - Нестандартные задания по генетике

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В этой статье приводятся лишь условия нестандартных  генетических заданий, решения которых подробно разбираются в моей платной книге:

«Решение усложненных и нестандартных задач по генетике».

Это задачи не всегда могут быть сложными, но в них главное разобраться с условием, так как часто вообще не сразу и определишь к какому типу взаимодействий генов они относятся.

Сами эти нестандартные задания явно «не попадутся» на выпускных экзаменах при сдаче ЕГЭ, но всё же, как репетитор по биологии, я настоятельно рекомендую с ними ознакомиться?

Дело в том, что понимание этих нестандартных заданий по генетике  может придать вам дополнительной уверенности в том, что вы действительно  хорошо разбираетесь в сути явлений наследственности, а не выполняете какие-то определенные действия лишь «по трафарету», который когда то запомнился.

Вот условия нескольких нестандартных задач по генетике с подробным объяснением  в моей платной книге «Решение усложненных и нестандартных задач по генетике» сути каждой «закорючечки»

 Задача 1. Как найти соотношение фенотипов в потомстве, при нестандартных генотипах родителей

1. Определите соотношение фенотипов в потомстве, полученном от скрещивания самки с генотипом Aa с самцом-трисомиком AAa. Следует учитывать,что в отцовском организме жизнеспособны только гаплоидные гаметы. Вероятность образования гамет, несущих разные аллели, одинакова.

Задача 2. Что может быть при неправильно протекающем мейозе

Какие типы гамет и в каком соотношении образуются у человека из овоцита I порядка с набором хромосом 2А+ХХ при не расхождении половых хромосом в первом мейотическом делении? Указать в них количество хромосом.

Задача 3. Почему нужно иметь четкое представление об аллельных генах

Объясните, что такое множественные аллели? Например, группы крови человека по системе AB0 определяются тремя аллелями: IO,IA,IB, но и цвет волос у человека — это, что, тоже множественные аллели, так как могут быть и белые, и русые, и черные?

Задача 4. Что такое группы крови M и N

При определении групп крови в городе обнаружено, что среди 4200 человек 1218 имеют группу крови М, 882 человека — группу N и 2100 — группу — MN. Определите частоты аллелей в популяции.

Задача 5. Когда часть генов наследуется независимо, а другие гены являются сцепленными

Сколько типов гамет образуются у генотипа АаВb ХCD Хcd, если гены А и В наследуются независимо, а между генами С и D происходит кроссинговер?

Задача 6. Для закрепления темы предыдущей задачи

Сколько типов гамет даёт генотип АаВbССDd с учётом кроссинговера между генами А и В и при независимом наследовании генов С, D?

Задача 7. Как найти долю гамет с исходными генами и долю гамет с иным составом генов, появившихся после кроссинговера, если рассматриваются одновременно сцепленные гены и не сцепленные с ними гены

Расстояние между генами в и С в генотипе А//a bС//Bc составляет 40 морганид. Определите пропорцию типов гамет АВс и АВС.

Задача 8. Почему коротконогие цыплята не могут выбраться из яйца

Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминантный. Контролирующий его ген вызывает одновременно также и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 живых цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Задача 9. Что же, опять предлагается считать мух

У мухи дрозофилы известна серия аллелей по гену окраски глаз, состоящая из 12 членов (состояний гена). Сколько генов из этой серии могут находиться одновременно в генотипе диплоидных организмов?

Задача 10. Почему самцы умирают

От пары мух дрозофилы получено 420 потомков, из них только 141 самец. Определите наиболее вероятные генотипы родительских форм (А-норма, а — летальный ген)

Задача 11. Требует повышенного внимания

Выборка самоопыляющихся растений генотипов: 10аа, 1АА, 10Аа. Определите во втором поколении количество особей с генотипами аа, если каждое исходное растение оставляет 4 потомка.

Задача 12. Когда нарушен овогенез

У женщины во время мейоза не сформировалась одна нить веретена деления и хромосомы не разошлись (т.е., в одни дочерние клетки попали Х-хромосомы, а в другие не попали). У мужчины гаметогенез протекал нормально. Какие потомки могут у них наблюдаться?

Задача 13. Как ответить на такое необычное задание

Мутация, которая вызывает синдром кошачьего крика. Дайте его цитологическое обоснование и характеристику.

Задача 14. Всегда ли кроссинговер приведет к образованию новых сочетаний аллелей генов в гаметах?

Если допустить, что гены А и В сцеплены и перекрест между ними составляет 20 процентов, то какие гаметы и в каком количестве будут образовывать гетерозиготы и дигетерозигота?

Задача 15. Вроде бы просто, если правильно понять, что нам дано

Расстояние между генами A и B, расположенными в одной группе сцепления, равно 8,4 морганиды. Определите вероятность образования гамет АВ у дигетерозиготы, если одна из родительских особей имела генотип ааВВ.

Задача 16. Надо просто помнить, что происходит с хромосомами в мейозе I и мейозе II

Генотип организма АаХВХВ. Какие типы гамет и в каком соотношении образует этот организм при не расхождении аутосом в первом мейотическом делении? Указать в них количество хромосом.

Задача 17. Для решения этой задачи надо применить уравнение Харди-Вайнберга

На океаническом архипелаге проживает 6 тыс. жителей. Из них 45% мужчины, 189 человек больны дальтонизмом. Какова вероятность, что хотя бы одна женщина будет дальтоником. Ответ дать в процентах и объяснить.

Задача 18. Аутосомное и сцепленное с полом наследование

У родителей со II(А) группой крови родился сын с I(0) группой крови, страдающий гемофилией. Оба родителя здоровы. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и его возможные группы крови. Гемофилия наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.

Задача 19. Снова про курочку Рябу

У кур гетерогаметен женский пол и доминантный ген рябой окраски сцеплен с полом. Его рецессивный аллель вызывает черную окраску. От неизвестного петуха и курицы получено потомство: все петушки и около половины курочек этого потомства обладают рябой окраской остальные курочки — черные. Каков внешний вид родителей?

********************************************************************

Решения всех этих задач подробно разбираются в моем платном сборнике

«Решение усложненных и нестандартных задач по генетике»

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задач | аллельные генырепетитор биологии по Скайпу | Отзывов (16)
Отзывов (16)
  1. Марьяна

    Среди населения украины людей с группой крови N 16%,определитель частоту групп М,МN. получится (2:3:1)-то есть 36%,48%,16%?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, частота групп крови по системе M, MN, N составит 36%,48%,16%, но причем здесь «(2:3:1)»?

      Ответить
  2. Ляман

    У томатов округлая форма плодов доминирует над грушевидной,красная окраска над желтой.каковы должны быть генотипы родительских форм,если в скрещивании получено 3 части красных округлых,3 части красных грушевидных,1 часть желтых округлых и 1 часть желтых грушевидных плодов?
    А)AABBxaabb
    B)AABBxAaBb
    C)AaBbxAaBb
    D)aaBbxAABb
    E)AaBbxAabb

    Ответить
    • Борис Садыков

      Если цвет это А и а, а форма B и b, то ответ Е).

      Ответить
  3. Ляман

    При скрещивании растений душистого горошка с белыми цветами с растением с пурпурными цветами в потомстве получено 3/16 с пурпурными,5/16 с белыми цветами.Определить генотипы и фенотипы родителей.

    Ответить
    • Борис Садыков

      3/16 прибавить 5/16 равно 8/16=1/2. А где еще половина потомства? Они какие?

      Ответить
  4. Ляман

    При скрещивании растений тыквы с белыми плодами b F1 получено 67 с белыми,19 с желтыми,6 с зелеными плодами растений.Определите генотип родителей.
    A)AaBbxAaBb
    B)AaBBxAaBb
    C)AaBbxAAbb
    D)AaBbxAAbb
    E)AaBBxAabb

    Ответить
    • Борис Садыков

      Это доминантный эпистаз: 12:3:1. Ответ А).

      Ответить
  5. Ляман

    Здраствуйте,Борис Фагимович!
    Помогите пожалуйста.
    При скрещивании низкорослых растений получено потомство нормального роста в F2 452 нормальных,351 низкорослых.Объясните результат.Очень нужно!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ляман. Мне для решения не хватает исходной информации. Может быть Вы пропустили какую-то строчку в условии задания или должно быть вот так: «При скрещивании низкорослых растений получено потомство нормального роста. В F2 452 нормальных,351 низкорослых».

      Ответить
      • Ляман

        Не знаю,в условии так написано наверное допустили ошибку.
        А могли бы вы написать ответ на следующую задачу?

        Округлая форма зерен у кукурузы доминирует над морщинистой,окрашенные над бесцветными. Признаки сцеплены. При скрещивании дигетерозиготного растения с рецессивной гомозиготой получено 4152 окрашенных-гладких,4163 бесцветных-морщинистых,149 окрашенных-гладких,152 бесцветных-гладких.Определить расстояния между генами. Определите генотипы родителей.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Ляман, это задание с полным разъяснением описано здесь. Генотипы родителей AaBb и aabb. Расстояние между генами равно 3,5 морганид.

          Ответить
          • Ляман

            Спасибо большое за помощь!Можно ли задать вам еще вопросы?

            Ответить
            • Борис Садыков

              Ляман, я консультирую по Скайпу (предоплата за полчаса 500 рублей).

              Ответить
              • Ляман

                Как называется явление при котором признак проявляется в зависимости от количества доминантных генов в генотипе?

                Ответить
                • Борис Садыков

                  Полимерия (или полимерное наследование).

                  Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *