САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Нестандартные задания по генетике

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В этой статье приводятся лишь условия нестандартных  генетических заданий, решения которых подробно разбираются в моей платной книге:

«Решение усложненных и нестандартных задач по генетике».

Это задачи не всегда могут быть сложными, но в них главное разобраться с условием, так как часто вообще не сразу и определишь к какому типу взаимодействий генов они относятся.

Сами эти нестандартные задания явно «не попадутся» на выпускных экзаменах при сдаче ЕГЭ, но всё же, как репетитор по биологии, я настоятельно рекомендую с ними ознакомиться?

Дело в том, что понимание этих нестандартных заданий по генетике  может придать вам дополнительной уверенности в том, что вы действительно  хорошо разбираетесь в сути явлений наследственности, а не выполняете какие-то определенные действия лишь «по трафарету», который когда то запомнился.

Вот условия нескольких нестандартных задач по генетике с подробным объяснением  в моей платной книге «Решение усложненных и нестандартных задач по генетике» сути каждой «закорючечки»

 Задача 1. Как найти соотношение фенотипов в потомстве, при нестандартных генотипах родителей

1. Определите соотношение фенотипов в потомстве, полученном от скрещивания самки с генотипом Aa с самцом-трисомиком AAa. Следует учитывать,что в отцовском организме жизнеспособны только гаплоидные гаметы. Вероятность образования гамет, несущих разные аллели, одинакова.

Задача 2. Что может быть при неправильно протекающем мейозе

Какие типы гамет и в каком соотношении образуются у человека из овоцита I порядка с набором хромосом 2А+ХХ при не расхождении половых хромосом в первом мейотическом делении? Указать в них количество хромосом.

Задача 3. Почему нужно иметь четкое представление об аллельных генах

Объясните, что такое множественные аллели? Например, группы крови человека по системе AB0 определяются тремя аллелями: IO,IA,IB, но и цвет волос у человека — это, что, тоже множественные аллели, так как могут быть и белые, и русые, и черные?

Задача 4. Что такое группы крови M и N

При определении групп крови в городе обнаружено, что среди 4200 человек 1218 имеют группу крови М, 882 человека — группу N и 2100 — группу — MN. Определите частоты аллелей в популяции.

Задача 5. Когда часть генов наследуется независимо, а другие гены являются сцепленными

Сколько типов гамет образуются у генотипа АаВb ХCD Хcd, если гены А и В наследуются независимо, а между генами С и D происходит кроссинговер?

Задача 6. Для закрепления темы предыдущей задачи

Сколько типов гамет даёт генотип АаВbССDd с учётом кроссинговера между генами А и В и при независимом наследовании генов С, D?

Задача 7. Как найти долю гамет с исходными генами и долю гамет с иным составом генов, появившихся после кроссинговера, если рассматриваются одновременно сцепленные гены и не сцепленные с ними гены

Расстояние между генами в и С в генотипе А//a bС//Bc составляет 40 морганид. Определите пропорцию типов гамет АВс и АВС.

Задача 8. Почему коротконогие цыплята не могут выбраться из яйца

Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминантный. Контролирующий его ген вызывает одновременно также и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 живых цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Задача 9. Что же, опять предлагается считать мух

У мухи дрозофилы известна серия аллелей по гену окраски глаз, состоящая из 12 членов (состояний гена). Сколько генов из этой серии могут находиться одновременно в генотипе диплоидных организмов?

Задача 10. Почему самцы умирают

От пары мух дрозофилы получено 420 потомков, из них только 141 самец. Определите наиболее вероятные генотипы родительских форм (А-норма, а — летальный ген)

Задача 11. Требует повышенного внимания

Выборка самоопыляющихся растений генотипов: 10аа, 1АА, 10Аа. Определите во втором поколении количество особей с генотипами аа, если каждое исходное растение оставляет 4 потомка.

Задача 12. Когда нарушен овогенез

У женщины во время мейоза не сформировалась одна нить веретена деления и хромосомы не разошлись (т.е., в одни дочерние клетки попали Х-хромосомы, а в другие не попали). У мужчины гаметогенез протекал нормально. Какие потомки могут у них наблюдаться?

Задача 13. Как ответить на такое необычное задание

Мутация, которая вызывает синдром кошачьего крика. Дайте его цитологическое обоснование и характеристику.

Задача 14. Всегда ли кроссинговер приведет к образованию новых сочетаний аллелей генов в гаметах?

Если допустить, что гены А и В сцеплены и перекрест между ними составляет 20 процентов, то какие гаметы и в каком количестве будут образовывать гетерозиготы и дигетерозигота?

Задача 15. Вроде бы просто, если правильно понять, что нам дано

Расстояние между генами A и B, расположенными в одной группе сцепления, равно 8,4 морганиды. Определите вероятность образования гамет АВ у дигетерозиготы, если одна из родительских особей имела генотип ааВВ.

Задача 16. Надо просто помнить, что происходит с хромосомами в мейозе I и мейозе II

Генотип организма АаХВХВ. Какие типы гамет и в каком соотношении образует этот организм при не расхождении аутосом в первом мейотическом делении? Указать в них количество хромосом.

Задача 17. Для решения этой задачи надо применить уравнение Харди-Вайнберга

На океаническом архипелаге проживает 6 тыс. жителей. Из них 45% мужчины, 189 человек больны дальтонизмом. Какова вероятность, что хотя бы одна женщина будет дальтоником. Ответ дать в процентах и объяснить.

Задача 18. Аутосомное и сцепленное с полом наследование

У родителей со II(А) группой крови родился сын с I(0) группой крови, страдающий гемофилией. Оба родителя здоровы. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и его возможные группы крови. Гемофилия наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.

Задача 19. Снова про курочку Рябу

У кур гетерогаметен женский пол и доминантный ген рябой окраски сцеплен с полом. Его рецессивный аллель вызывает черную окраску. От неизвестного петуха и курицы получено потомство: все петушки и около половины курочек этого потомства обладают рябой окраской остальные курочки — черные. Каков внешний вид родителей?

********************************************************************

Решения всех этих задач подробно разбираются в моем платном сборнике

«Решение усложненных и нестандартных задач по генетике»

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задач | аллельные генырепетитор биологии по Скайпу | 20 комментариев
Отзывов (20)
  1. Давид

    Сколько типов гамет образуются у генотипа АаВb ХCD Хcd, если гены А и В
    наследуются независимо, а между генами С и D происходит кроссинговер?

    Ответить
    • Борис Садыков

      12 типов гамет. 6 гамет некроссоверных ABXCD, ABXcd, aBXCD, aBXcd, abXCD, abXcd и ещё 6 гамет, образовавшихся в результате кроссинговера ABXCd, ABXcD, aBXCd, aBXcD, abXCd, abXcD.

      Ответить
  2. Марина

    Добрый вечер, Борис Фагимович! Спасибо еще раз за все ответы на вопросы базы ФИПИ! очень подробно все изложено, удобно пользоваться. Вопрос теперь по вашим книгам по генетике. Посоветуйте, пожалуйста, какую книгу или книги у Вас можно приобрести для решения такой задачи по генетике.
    У аквариумных сомиков Corudoras paleatus встречаются три фенотипа по окраске глаз:
    1. Дикий тип: черный зрачок и оранжевая радужка.
    2. Альбинизм: красный зрачок, светлая радужка и светло-желтая окраска тела.
    3. «Черноглазики» — отличаются от дикого типа темным цветом радужки, почти неразличимым по цвету с черным зрачком. Известно что
    1) Другие фенотипы по цвету глаз у этих рыбок не встречаются (это необходимо учесть при решении задачи).
    2) Фенотип «альбинизм» рецессивен по отношению к дикому типу и вызван рецессивной мутацией в гене фермента тирозиназы (тирозиназа — один из ключевых ферментов в синтезе пигментов у всех животных).
    3) О наследовании фенотипа «черноглазики» ничего неизвестно.
    4) В решении считайте, что все три фенотипа НЕ сцеплены с полом.
    Вопрос 1. Предположите, каким может быть молекулярный и клеточный механизм формирования фенотипа «черноглазик», т.е. изменение функций какого белка и в каких клетках может менять окраску радужки с оранжевой на черную. Какие гены (аллели генов) могут определять этот белок? Будут ли эти гены (и признак) доминантны или рецессивны по отношению к дикому типу и почему? Желательно предложить несколько разных гипотез.
    Вопрос 2 . Вы решили проверить выдвинутые в п. 1 гипотезы. Для этого вы скрестили чистую линию альбиносов с чистой линией черноглазиков.
    Какие расщепления по фенотипам F1 и F2 вы ожидаете для каждой из ваших гипотез? (Подразумевается менделевская схема, где F2 получаем скрещиванием F1 между собой).
    Поскольку у Вас в блоге представлено много вариантов книг, не могу выбрать, какую из них купить для решения данной задачи или похожих задач. Возможно, нужно будет купить несколько ваших книг. Если да, то какие именно посоветуете?
    С уважением, Марина Валерьевна.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Марина Валерьевна!
      Скорее всего это задание на взаимодействие неаллельных генов. За окраску глаз отвечают два разных неаллельных гена А и В. Генотип дикого типа глаз AAbb, генотип альбиносов aa—, генотип «черноглазиков» A-B-. Но, это, конечно же, не «просто» задача по генетике, а, видимо, либо олимпиадное задание, либо задача для какого то собеседования для поступления в ВУЗ не только по результатам ЕГЭ. Так как: «Предположите, каким может быть молекулярный и клеточный механизм формирования фенотипа «черноглазик», т.е. изменение функций какого белка и в каких клетках может менять окраску радужки с оранжевой на черную» — это совершенно не генетика, а чистейшая биохимия. Разобраться во всех возможных типах взаимодействия неаллельных генов Вам поможет моя книга «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов». Файл книги стоимостью 420 рублей прикрепил к вашему письму. Всего доброго!

      Ответить
  3. Марьяна

    Среди населения украины людей с группой крови N 16%,определитель частоту групп М,МN. получится (2:3:1)-то есть 36%,48%,16%?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, частота групп крови по системе M, MN, N составит 36%,48%,16%, но причем здесь «(2:3:1)»?

      Ответить
  4. Ляман

    У томатов округлая форма плодов доминирует над грушевидной,красная окраска над желтой.каковы должны быть генотипы родительских форм,если в скрещивании получено 3 части красных округлых,3 части красных грушевидных,1 часть желтых округлых и 1 часть желтых грушевидных плодов?
    А)AABBxaabb
    B)AABBxAaBb
    C)AaBbxAaBb
    D)aaBbxAABb
    E)AaBbxAabb

    Ответить
    • Борис Садыков

      Если цвет это А и а, а форма B и b, то ответ Е).

      Ответить
  5. Ляман

    При скрещивании растений душистого горошка с белыми цветами с растением с пурпурными цветами в потомстве получено 3/16 с пурпурными,5/16 с белыми цветами.Определить генотипы и фенотипы родителей.

    Ответить
    • Борис Садыков

      3/16 прибавить 5/16 равно 8/16=1/2. А где еще половина потомства? Они какие?

      Ответить
  6. Ляман

    При скрещивании растений тыквы с белыми плодами b F1 получено 67 с белыми,19 с желтыми,6 с зелеными плодами растений.Определите генотип родителей.
    A)AaBbxAaBb
    B)AaBBxAaBb
    C)AaBbxAAbb
    D)AaBbxAAbb
    E)AaBBxAabb

    Ответить
    • Борис Садыков

      Это доминантный эпистаз: 12:3:1. Ответ А).

      Ответить
  7. Ляман

    Здраствуйте,Борис Фагимович!
    Помогите пожалуйста.
    При скрещивании низкорослых растений получено потомство нормального роста в F2 452 нормальных,351 низкорослых.Объясните результат.Очень нужно!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ляман. Мне для решения не хватает исходной информации. Может быть Вы пропустили какую-то строчку в условии задания или должно быть вот так: «При скрещивании низкорослых растений получено потомство нормального роста. В F2 452 нормальных,351 низкорослых».

      Ответить
      • Ляман

        Не знаю,в условии так написано наверное допустили ошибку.
        А могли бы вы написать ответ на следующую задачу?

        Округлая форма зерен у кукурузы доминирует над морщинистой,окрашенные над бесцветными. Признаки сцеплены. При скрещивании дигетерозиготного растения с рецессивной гомозиготой получено 4152 окрашенных-гладких,4163 бесцветных-морщинистых,149 окрашенных-гладких,152 бесцветных-гладких.Определить расстояния между генами. Определите генотипы родителей.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Ляман, это задание с полным разъяснением описано здесь. Генотипы родителей AaBb и aabb. Расстояние между генами равно 3,5 морганид.

          Ответить
          • Ляман

            Спасибо большое за помощь!Можно ли задать вам еще вопросы?

            Ответить
            • Борис Садыков

              Ляман, я консультирую по Скайпу (предоплата за полчаса 500 рублей).

              Ответить
              • Ляман

                Как называется явление при котором признак проявляется в зависимости от количества доминантных генов в генотипе?

                Ответить
                • Борис Садыков

                  Полимерия (или полимерное наследование).

                  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =