Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Продолжаем разговор на тему каких ошибок следует избегать при изучении самых основных «основ» генетики.
На «сложности» и особенности в понимании законов, установленных Г.Менделем для аллельных генов (первые два закона) и неаллельных генов, находящихся в разных парах гомологичных хромосом (третий закон по дигибридному скрещиванию), мы останавливались в предыдущей статье.
Сами законы и решения разнообразных задач разбираются в моей первой платной книге
«Как научиться решать задачи по генетике«.
А как в дальнейшем происходило развитие генетики? Ведь Г.Мендель, проводивший свои исследования во второй половине 19 века, ничего не знал о строении хромосом, генов, ДНК.
В своем докладе и публикациях он использовал термины «признаки» организма или «задатки».
А вот то, что наследственные признаки организма локализованы в ядре клетки в специализированных структурах ДНК или хромосомах и как, и в виде чего они там «записаны» стало известно науке лишь через 50-55 лет в основном после опубликования результатов работ школы Томаса Моргана.
Казалось бы, должно существовать противоречие Менделевской генетики о независимом наследовании признаков при дигибридном скрещивании (дигенном наследовании) с Моргановской генетикой о сцепленном наследовании.
Из небольшой теоретической части моей новой книги
Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование
вы узнаете:
* о том ключике, который я предлагаю для возможности понимания логического перехода от Менделевского учения к Моргановской генетике;
* почему явление сцепленного наследования неаллельных генов большинством учащихся объясняется с точностью до наоборот (как явление кроссинговера);
* почему «сцепленное наследование» нельзя путать с «наследованием, сцепленным с полом»;
* почему не учитывается тот факт, что при сцепленном наследовании доминантные и рецессивные аллели генов могут совместно находиться в одной из гомологичных хромосом при цис-положении (AB//ab), а могут и в разных гомологичных хромосомах при транс-положении (Ab//aB);
* почему неверное понимание механизмов кроссинговера не позволяет правильно находить все возможные типы гамет и их количество.
Для закрепления материала в сборнике приводятся подробные решения 75 задач:
28 заданий общего методического плана,
24 задачи из вариантов ЕГЭ прошлых лет,
23 задачи по сцепленному наследованию с кроссинговером
***************************************
Предлагаю ознакомиться с анонсом книги «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование» на этой странице блога.
******************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Здравствуйте Борис Фагимович!
Хотелось бы узнать, решаете ли вы задачи по генетике платно? Если да, то сколько это будет стоить?
Вот текст задачи: «Скрестили цис- дигетерозиготу с цис- дигетерозиготой. Признаки наследуются сцепленно, процент кроссинговера равен 20%. Чему равен процент гомозиготности по одному из доминантных признаков?».
Здравствуйте Дарья. Эта задача с подробным решением разбирается в моем платном сборнике по сцепленному наследованию.
а если генотип Bc/bc e/E
Полина, а к чему, к какому заданию относится этот вопрос? Что здесь спрашивается нужно найти? Может быть какие гаметы образует организм с данным генотипом Bc/bc e/E ? Гаметы будут такими: Bce, BcE, bce, bcE.
Здравствуйте, помогите решить задачу.
У человека рецессивный ген гемофилии (h) и рецессивный ген цветовой слепоты (с) локализованы в X-хромосоме по данным некоторых родословных на расстоянии приблизительно 9,8 морганид. Определите, какие гаметы и в каком количестве образуют: мужчина рецессивный по обоим генам и женщина с генотипом X^Ch//X^cH? Какие дети у них могут быть? Установите вероятность их рождения.
Здравствуйте, Полина! Решение этой задачи подробно рассматривается с моем платном сборнике «Как решать задачи на сцепленное наследование» (задача №21 в третьей части «Задачи на сцепленное наследование с кроссинговером»).
Борис Фагимович, здравствуйте. На этот раз мой вопрос Вам покажется странным. Но очень прошу о помощи. Как ученику понять тему задачи: независимое наследование или сцепленное наследование???
У гороха посевного желтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма бобов — над бобами с перетяжкой. При скрещивании растений с жёлтыми семенами и выпуклыми бобами с растением, имеющим желтые семена и бобы с перетяжкой, получили 63 желтых выпуклых, 58 желтых и бобами с перетяжкой, 18 — зеленых и выпуклыми бобами, 20 с зелеными и бобами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы род и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
Здравствуйте, Татьяна!
Объяснить не сложно. Исходя из фенотипов родителей и потомства, можно записать их генотипы. Обозначим: А — желтый цвет семян, а — зеленый. В — выпуклые бобы, b — бобы с перетяжкой. Р: АаВb х Ааbb. Только от родителей с такими генотипами мы получим нужные генотипы потомства F: АаВb, Ааbb, ааВb и ааbb. Теперь проанализируем количественные результаты скрещивания. Для удобства посмотрим отдельно расщепление по разным признакам. По цвету семян получилось 121 : 38 или 3 : 1 (а родительские генотипы были Аа х Аа). Расщепление по форме бобов получилось 81 : 79 или 1 : 1 (а родительские генотипы были Вb х bb). То есть, поскольку получилось четко 3 : 1 от скрещивания гетерозигот и 1 : 1 при анализирующем скрещивании, то делаем вывод, что в данном опыте изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом и наследуются независимо друг от друга. Поэтому данное задание на обычное Менделевское дигибридное скрещивание, а не на сцепленное наследование.
Огромное спасибо, Борис Фагимович.
Здравствуйте, уважаемый Борис Фагимович. В прошлом году я купила Вашу книгу «Как решать задачи на сцепленное наследование». Конечно, она помогла в понимании как объяснить и оформить задачи на морганиды и расстояние между генами…
А вот с задачей в задании 28 в этом году еще остались вопросы. Как их задать, кому, не понимаю. Есть ли у вас информация по оформлению этих задач на сцепленное наследование с кроссинговером? Ученице моей поставили 0 баллов, а решена была эта задача, как мне кажется, правильно… Файл с решением задачи моей ученицей отправила Вам на почту.
Здравствуйте, Ольга! Конечно, при оформлении задания на сцепленное наследование дигетерозиготу следует записывать не как при Менделевском независимом наследовании AaBb, а с использованием слешей: AB//ab или Ab//aB (в зависимости от условия задачи). Только при такой форме записи видно, что два изучаемых признака являются сцепленными и какие именно аллели с какими являются сцепленными изначально. Это то, что касается по оформлению задач на сцепленное наследование.
Ольга, к сожалению Вы прислали мне только решение задачи вашей ученицей и нет самого условия задачи. Оформлено у неё всё правильно. Эксперты могли ей не засчитать решение из-за такой фразы: «В данной задаче — сцепленное наследование, так как гены лежат в 1 хромосоме. Такой вывод можно сделать из результата второго скрещивания, когда получились 4 фенотипические группы». Так вот, в анализирующем скрещивании дигетерозиготы при Менделевском НЕЗАВИСИМОМ наследовании всегда будет именно 4 фенотипические группы в РАВНОМ соотношении(1:1:1:1). То есть, своей фразой о 4-х фенотипических группах ученица показала, что она будто бы не понимает, почему же здесь рассматривается именно сцепленное наследование. На самом деле из-за чего же мы делаем вывод, что здесь именно сцепленное наследование? Из-за того, что ОСНОВНЫХ групп в потомстве всего Д В Е, а не четыре (из-за сцепления). А вот из-за нарушения сцепления (вследствие кроссинговера) и появляются еще две группы (с гораздо меньшим количеством потомков).
Борис Фагимович, спасибо Вам за советы и уделённое время. Выходит, что в работе моей ученицы все же ошибка именно в хромосомном положении родительских генотипов?
При подготовке к экзамену, увы, такое ощущение,что только этим скоро и будем заниматься — думать, как бы попасть в ключ…
Борис Фагимович, а при оформлении задачи может быть писать сразу и цис- AB//ab, и транс-положения Ab//aB генов, чтобы удовлетворить экспертов? Спасибо!
Нет, Ольга, для решения задач по генетике не надо заниматься тем, чтобы «думать как попасть в ключ…» В условиях задач ВСЕГДА ВСЁ УКАЗАНО ТОЧНО. Ни в коем случае
не может быть такого, чтобы нужно было «писать сразу два и цис- , и транс-позиции, чтобы удовлетворить экспертов».
В КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ задаче изначально сцепленными могут быть гены Т О Л Ь К О либо в цис-, либо транс-позициях. Это ученик должен САМОСТОЯТЕЛЬНО понять из первого предложения задачи, что от скрещивания таких то родителей получилось такое то потомство.
А говорите, что книгой моей пользовались… Там же всё это подробнейшим образом описывается во введении, потом десятки задач даны не просто с решениями, а с объяснением всяких тонкостей.
Книги по генетике писались мною в основном для учителей, чтобы они могли правильно объяснить своим учащимся всякие вроде бы мелочи, но без которых генетические задачи не решаются.
В генетической лаборатории стало известно, что в одной хромосоме есть три гена a, b, c, также известны расстояния между этими генами: между a и b – 15 сМ, а между a и c – 25 сМ. Вычислите частоту появления двойных кроссоверов в случае этих трёх генов, ответ представьте в виде десятичной дроби с точностью до третьего знака. Как это сделать?
Данил, решение этой задачи находится в моем платном сборнике «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование».
гены В и С сцеплены и перекрест между ними составляет 24 %, ген Е находится в другой группе сцепления. Какие типы гамет и в каком процентном соотношении образуются у особи с генотипом ВС/bc Е/е ???
BCE, BCe, bcE, bce — по 19%. BcE, Bce, bCE, bCe — по 6%. Артур, купите мою книгу «Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование» и Вы с легкостью сможете выполнять любые задания, а не только такое элементарное как это.
Определите порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что расстояния между генами равны:
А-В — 3 морганиды; В-С — 5 морганид; А-С — 8 морганид; С-В — 2 морганиды;
А-О — 6 морганид; В-Е — 17 морганид; С-Е — 12 морганид.
Составьте карту хромосомы с учетом того, что А-В = m, В-С = n, тогда А-С = (m + n) или (m — n). Не понимаю как это можно решить?
Вообще-то, если правильно, то длина любой хромосомы принимается за 1 морганиду (от фамилии ученого Томаса Моргана). Поэтому гены располагаются на хромосомах на расстояниях друг от друга, измеряемых сантиморганидами (см). Как метр и сотая часть метра сантиметр. Но давно уже лишь для удобства приставку «санти» перед словом морганида и не пишут, и не произносят, подразумевая под 1 морганидой именно 1 самтиморган.
Рисуете отрезок прямой («хромосому»). Обозначаете рисками расположение генов, на соответствующих расстояниях друг от друга (пусть, например, для удобства 1 морганида на отрезке вашей прямой занимает 1 см). Сначала будет расположен ген А, потом на расстоянии 3 см ген В, потом С на расстоянии 5 см от В (как Вы видите между А и С при этом окажется расстояние, равное 8 см). Дальше у вас в условии задания явная опечатка допущена: «С-В — 2 морганиды». Ранее же уже было дано расстояние В-С равное 5 морганид (а расстояние то должно быть одно и то же, что В-С, что С-В). Наверное следует написать вместо «С-В» С-О? Далее отметьте на «хромосоме» ген О. Он будет между В и С на расстоянии 6 см от А и как раз на расстоянии 2 см от С. Далее отложите 12 см от С и обозначьте ген Е (он и будет на расстоянии 17 см от В). Итак, промежуток А-В это m, В-С — это n, тогда А-С это (m + n).
Гены D и E сцеплены и находятся на расстоянии 16 морганид. Определить, какие типы гамет и в каком соотношении образует организм с генотипом DdEe
Поскольку сказано, что у этого организма с генотипом DdEe сцепленными (то есть находящимися в одной хромосоме) являются гены D и E, значит в гомологичной хромосоме находятся гены d и e. Раз указано расстояние между этими генами, равное 16 морганидам, это значит, что в случае кроссинговера, кроме основных (исходных) родительских гамет с геномами DE и de, которых будет по 42%, будут еще кроссоверные гаметы с геномами De и dE по 8%.
Нужна экстренная помощь!!! Гены А и В сцеплены, и перекрест между ними составляет 10 %, а ген С находится в другой группе сцепления, какие гаметы и в каких соотношениях будет образовывать гетерозигота AaBbCc? Какое будет потомство при самооплодотворении такой гетерозиготы?
1) АBC, ABc, abC, abc — по 22.5% и AbC, Abc, aBC, aBc — по 2,5%
2) Далее нужно построить решетку Пеннета 8 х 8. Отложить по 8 типов гамет по горизонтали АBC, ABc, abC, abc, AbC, Abc, aBC, aBc и вертикали АBC, ABc, abC, abc, AbC, Abc, aBC, aBc.
3) А дальше, главное, не сойти с ума при расчете количества генотипов потомства, образующегося в 64 клеточках, поскольку для каждой клеточки вероятности генотипов будут подсчитываться по отдельности.
Здравствуйте, Борис Фагимович! Меня интересует один вопрос из сферы решения задач по генетической тематике. В тренировочных материалах было дано такое условие задачи: «Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несет ген гемофилии; 2) женщина здорова, но несет ген гемофилии; 3) женщина больна гемофилией?» Дело в том, что меня немного смутило то, что в ответе на третий пункт вопроса задачи в решебнике давался ответ «будут больны 100% детей». У меня же получилось так, что будут больны только 75% детей. Я просто немного недопонимаю: гемофилия сцеплена с Х — хромосомой, но если указывается, что человек женского пола болен гемофилией, то рецессивный ген нужно указывать в обеих Х — хромосомах или только в одной?
Антон, ну как же Вы так «немного недопонимаете». У любого организма рецессивный признак проявится фенотипически только в том случае, если он будет находиться в обеих гомологичных хромосомах, то есть только в гомозиготном состоянии. В условиях задач по генетике всегда дается лишь описание словесного «портрета» организмов, то есть указываются их фенотипы. Сложность бывает лишь с установлением генотипа организма, имеющего фенотипически выраженный доминантный признак, потому что организмы и АА, и Аа будут фенотипически неотличимы. Но организмы с проявившимся фенотипически рецессивным признаком всегда будут только аа.
В вашей задаче в пункте 3) от больной женщины (ее генотип однозначно ХаХа) и больного мужчины ХаY конечно же все дети и мальчики ХаY, и девочки ХаХа могут быть только больными гемофилией.
Антон, разберитесь с заданиями по генетике на «Сцепленное наследование» и «Наследование, сцепленное с полом», так как эта задача вовсе не на сцепленное наследование!!! Можете приобрести мою платную книжку: «Как быстро научиться решать задачи по генетике»
.
В тесте попался такой вопрос.
Вероятность кроссинговера между генами А и В — 7%, между генами В и С — 10%, между генами А и С — 17%. Каков вероятный порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что они сцеплены.
1) А-В-С; 2) А-С-В; 3) В-С-А; 4) С-А-В.
Объясните чем руководствоваться при ответе на вопрос? А что будет если гены не сцеплены?
Выражение «гены не сцеплены» относится к тем изучаемым признакам (генам), которые находятся в разных парах гомологичных хромосом (а не в одной хромосоме) и совершенно бессмысленно говорить о расстоянии между ними. Здесь же сказано, что гены сцеплены, то есть находятся в одной и той же хромосоме (то есть относятся к одной группе сцепления). Вероятность кроссинговера в % характеризует расстояние между генами в хромосоме, выражающееся в морганидах (правильнее говорить в сантиморганах, так как вся хромосома принимается за 1 морганиду). Установлено, что расстояние между генами прямо пропорционально частоте кроссинговера между ними. Поэтому здесь правильным будет ответ 1) А — B — C.
Борис Фагимович!
Почему при расстоянии между генами 50 сантиморганид и выше, мы все равно должны считать, что кроссоверных гамет не может образовываться более 50% от исходных гамет?
Егор, я давно ждал, когда найдется проницательный читатель и задаст подобный вопрос. Все вроде бы просто и не очень: надо помнить, что в профазе 1 мейоза каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид. Кроссинговер в одной паре приводит к новизне в сочетании одних аллелей, а в другой каких-то других. Поэтому чисто теоретически новых рекомбинантных гамет никогда не может образоваться больше, чем исходных не рекомбинантных.