Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Эти мои статьи в рубрике «Беспрецедентная акция» обращены уже не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.
До этого, как вы можете видеть, у меня на блоге разбиралась лишь сама форма ответов на задания части С и нет ответов на всевозможные тестовые задания. Да просто никогда и не публиковались тесты без готовых ответов. Но в этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.
Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов. Думается, что большого криминала то и не произошло — вариантов заданий по Центру, Уралу, Сибири и Дальнему Востоку — аж по 6 (правда, оказалось, что варианты по Уралу дублировали варианты Центр и 5-6 варианты дублировали предыдущие варианты).
Конечно, шансов, что кому-либо, успевшему выполнить несколько вариантов за ночь, достанется знакомый вариант, небольшие, но некоторые вопросы повторяются и в любом случае дополнительная подготовка никогда не бывает лишней. Хочется верить, варианты заданий, оказавшиеся доступными накануне экзамена, могли оказаться полезными лишь тем, кто до этого и так серьезно занимался подготовкой по биологии, а не «халявщикам».
Для вас же, будущих абитуриентов 2014 года, можно рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними: объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.
Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Центр варианта 1 часть С и мое видение того, как на них следует отвечать:
С1
1. Партеногенез — девственное развитие, относится к одному из способов полового размножения. Такой способ размножения обеспечивает высокую скорость размножения организмов, но в истинном то смысле половым размножением как таковым и не является вовсе, поскольку все особи будут иметь генетическую информацию одного организма (самки), а не комбинацию генов двух особей как при настоящем половом размножении.
2. Партеногенез у тлей носит циклический характер. С повышением температуры весной для быстрого увеличения численности популяции из диплоидных ооцитов самки формируются диплоидные яйцеклетки, В них мейоз не происходит и без всякого оплодотворения самцами будут развиваться лишь женские особи — копии материнского организма. А осенью партеногенез сменяется размножением с оплодотворением.
С2
1. Передние корешки спинного мозга состоят из отростков двигательных нейронов.
2. Задние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов.
5. Спинной мозг имеет узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.
С3
1. Витамины — это биологически активные низкомолекулярные органические соединения, необходимые для нормального функционирования организма. Их основная роль в обменных процесса заключается в том, что в большинстве своем они входят в состав простетической группы многих ферментных белков, осуществляющих любые реакции клеточного метаболизма. При недостатке витаминов — гиповитаминозах или отсутствии в организме витаминов — авитаминозах, могут возникнуть различные патологические состояния организма.
2. Почти никакие витамины не могут синтезироваться в клетках человека, а должны поступать с пищей. Исключение представляет собой витамин D. Он может синтезироваться пигментными клетками кожи — меланоцитами при воздействии на них ультрафиолетовых лучей.
3. Витамин D необходим для регуляции усвоения ионов фосфора и кальция. Без витамина D эти элементы организмом не усваиваются сколько бы их ни поступало с пищей. Особенно опасен дефицит витамина D в детском возрасте при активном росте организма и формировании костей. Кости будут слишком гибкими, непрочными, что приводит к заболеванию рахитом.
С4
1. Это единственные два класса животных организмов на Земном шаре, являющиеся теплокровными, поэтому они могли занять на Земле любые ареалы, с любыми климатическими условиями. Имея постоянную температуру тела, млекопитающие и птицы ведут, как правило, активный образ жизни на протяжении всего года.
2. Общая высокая активность всех обменных процессов обеспечила птицам, а особенно млекопитающим, дальнейшее совершенствование нервной системы. У них, наряду с хорошо отлаженным механизмом действия комплексов безусловных врожденных рефлексов, легко вырабатываются условные рефлексы как дополнительный способ более адекватного функционирования в каких-то новых непредвиденных обстоятельствах.
3. У большинства видов млекопитающих и птиц наблюдается качественная длительная забота о потомстве.
С5
Ну вот, приехали… Осенью 2012 года была опубликована официальная информация ФИПИ об изменениях тестовых заданий ЕГЭ по биологии о чем я писал в статье ранее. Эти изменения касались и заданий линии С5. Действительно, часть вариантов, как мы увидим далее, в С5 содержат иные вопросы, то есть не связанные непосредственно с этапами биосинтеза белка. Но выходит, что и «старые» варианты тоже остались в силе.
1. Поскольку нам известны антикодоны транспортных РНК мы может установить последовательность триплетов (кодонов) информационной РНК, соответствующих этим антикодонам по принципу комплементарности азотистых оснований нуклеотидов: и-РНК будет иметь такую последовательность триплетов: УУЦ-УУА-ЦЦУ-АУУ-ГУУ.
2. Согласно таблице генетического кода, которая дана именно для триплетов и-РНК, можно осуществить процесс трансляции: от последовательности триплетов и-РНК на основании генетического кода перейти к последовательности аминокислотных звеньев фрагмента молекулы белка: фен-лей-про-иле-вал.
3. Нам известно, что матрицей для всех молекул РНК являются определенные участки ДНК, называемые генами. Поскольку матричный синтез осуществляется по принципу комплементарности азотистых оснований нуклеотидов ДНК и РНК, то мы может восстановить нуклеотидную последовательность фрагмента молекулы ДНК, с которого была списана информация на данный фрагмент молекулы РНК. Она будет такой: ААГ-ААТ-ГГА-ТАА-ЦАА.
С6
Решение этой задачи находится в моей книге на дигибридное скрещивание.
********************************************************************
У кого будут вопросы к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу по материалам этого теста — прошу в комментарии.
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Здравствуйте, Борис Фагимович! В 5 задаче в условиях упомянута двуцепочечная ДНК. Правильно ли будет указывать в решении только одну цепь?
Да, Ольга, правильно. Указан участок только одной цепи ДНК, так как в условии задачи это и спрашивается. При синтезе РНК считывается информация только с одной из цепочек ДНК.
Здравствуйте, Борис Фагимович! Зайдите, пожалуйста, на свою почту, я там описал все ощущения от полученного балла по биологии (95!) — не верится!!!
Здравствуйте, Станислав! А мне верится. Вы так упорно «докапывались» до каждой мелочи, что могли и честно заработанные все 100 баллов получить! Поздравляю с победой! Желаю и в дальнейшем и в учебе, и в работе добиваться всегда таких же больших высот.
Спасибо Вам огромное!!!
Но я к Вам еще буду обращаться за помощью, когда буду учиться)))
Борис Фагимович! Я по поводу задания С3 (Центр. Вариант 1) про витамины. Витамины могут синтезироваться в организме человека микрофлорой кишечника, почти все группы кроме витаминов Д и С.
Меня лично больше волнует, что изменили формулы хромосом и хроматид в митозе и мейозе. Многие ученые считают, что хроматиды, появившиеся после разделения хромосом, не могут считаться самостоятельными пока их удерживают нити веретена деления. В учебниках возникли разночтения.
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за дополнение. Но мне известно, что бактерии нашего кишечника тоже не всесильны и способны создавать лишь витамины В6, В12 и витамин К (да и то, если мы едим растительную пищу, богатую клетчаткой).
Да, второй Ваш вопрос меня, как репетитора по биологии, тоже волнует. Остается надеяться, что составители тестовых заданий ЕГЭ не будут в будущем увлекаться привлечением вопросов, по которым имеются разночтения в учебниках.