САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Центр. Вариант 1, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

До этого, как вы можете видеть, у меня на блоге  разбиралась лишь сама форма ответов на задания части С и нет ответов на всевозможные тестовые задания. Да просто никогда и не публиковались тесты без готовых ответов. Но в этом 2013 году произошла беспрецедентная кража  всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов. Думается, что большого криминала то и не произошло — вариантов заданий по Центру, Уралу, Сибири и Дальнему Востоку — аж по 6 (правда, оказалось, что варианты по Уралу дублировали варианты Центр и 5-6 варианты дублировали предыдущие варианты).

Конечно, шансов, что кому-либо, успевшему  выполнить  несколько вариантов за ночь, достанется знакомый вариант,  небольшие, но некоторые вопросы повторяются и в любом случае дополнительная подготовка никогда не бывает лишней.  Хочется верить,  варианты заданий, оказавшиеся доступными накануне экзамена, могли оказаться полезными лишь тем, кто  до этого и так серьезно занимался подготовкой по биологии, а не «халявщикам».

Для вас же, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Центр варианта 1 часть С и мое видение того, как на них следует отвечать:

С1

1. Партеногенез — девственное развитие, относится к одному из способов полового размножения. Такой способ размножения обеспечивает высокую скорость размножения организмов, но в истинном то смысле половым размножением как таковым и не является вовсе, поскольку все особи будут иметь генетическую информацию одного организма (самки),  а не  комбинацию генов двух особей как при настоящем половом размножении.

2. Партеногенез у тлей носит циклический характер. С повышением температуры весной для быстрого увеличения численности популяции из диплоидных ооцитов самки формируются диплоидные яйцеклетки, В них мейоз не происходит и без всякого оплодотворения самцами будут развиваться лишь женские особи — копии материнского организма. А осенью партеногенез сменяется размножением с оплодотворением.

С2

1. Передние корешки спинного мозга состоят из отростков двигательных нейронов.

2. Задние корешки спинного мозга  включают в себя отростки чувствительных нейронов.

5. Спинной мозг имеет узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

С3

1. Витамины — это биологически активные низкомолекулярные органические соединения, необходимые для нормального функционирования организма. Их основная роль в обменных процесса заключается в том,  что в большинстве своем они входят в состав простетической группы многих ферментных белков, осуществляющих любые реакции клеточного метаболизма. При  недостатке витаминов  — гиповитаминозах или  отсутствии в организме витаминов — авитаминозах, могут возникнуть различные патологические состояния организма.

2. Почти никакие витамины  не могут синтезироваться в клетках человека, а должны поступать с пищей. Исключение представляет собой витамин D. Он может синтезироваться пигментными клетками кожи — меланоцитами при воздействии на них ультрафиолетовых лучей.

3. Витамин D  необходим для регуляции усвоения ионов фосфора и кальция. Без витамина D эти элементы организмом не усваиваются сколько бы их ни поступало с пищей. Особенно опасен дефицит витамина D в детском возрасте при активном росте организма и формировании костей. Кости будут слишком гибкими, непрочными, что приводит к заболеванию рахитом.

С4

1. Это единственные два класса животных организмов на Земном шаре, являющиеся теплокровными, поэтому они могли занять на Земле любые ареалы, с любыми климатическими  условиями. Имея постоянную температуру тела, млекопитающие и птицы ведут, как правило, активный образ жизни на протяжении  всего года.

2. Общая высокая активность всех обменных процессов обеспечила птицам, а особенно млекопитающим, дальнейшее совершенствование нервной системы. У них, наряду с хорошо отлаженным механизмом действия комплексов безусловных  врожденных рефлексов,  легко вырабатываются условные рефлексы как дополнительный способ более адекватного функционирования в каких-то новых непредвиденных обстоятельствах.

3. У большинства видов  млекопитающих и птиц  наблюдается качественная длительная забота о потомстве.

С5

Ну вот, приехали… Осенью 2012 года была опубликована официальная  информация  ФИПИ об изменениях тестовых заданий ЕГЭ по биологии о чем я писал в статье ранее. Эти изменения касались и заданий линии С5.  Действительно, часть вариантов, как мы увидим далее, в С5 содержат иные вопросы, то есть  не связанные непосредственно с этапами биосинтеза белка. Но выходит, что и «старые» варианты тоже остались в силе.

1. Поскольку нам известны антикодоны транспортных РНК мы может установить последовательность триплетов (кодонов) информационной РНК, соответствующих этим антикодонам по принципу комплементарности азотистых оснований нуклеотидов: и-РНК будет иметь такую последовательность триплетов: УУЦ-УУА-ЦЦУ-АУУ-ГУУ.

2. Согласно таблице генетического кода, которая дана именно для триплетов и-РНК, можно осуществить процесс трансляции: от последовательности триплетов и-РНК на основании генетического кода перейти к последовательности аминокислотных звеньев фрагмента молекулы белка: фен-лей-про-иле-вал.

3. Нам известно, что матрицей для всех молекул РНК являются определенные участки ДНК, называемые генами. Поскольку матричный синтез осуществляется по принципу комплементарности азотистых оснований нуклеотидов ДНК и РНК, то мы может восстановить нуклеотидную последовательность фрагмента молекулы ДНК, с которого была списана информация на данный фрагмент молекулы РНК. Она будет такой: ААГ-ААТ-ГГА-ТАА-ЦАА.

С6

Вот уж повезло тем, кому в этом году достался вариант с этим заданием.  Учащимся ничего домысливать не пришлось. По описываемым фенотипам можно сразу записывать генотипы родителей и составлять схемы скрещиваний.

1. Используем предлагаемые в задании обозначения:  пусть аллельный ген отсутствия глаукомы будет А, аллельный ему ген наличия глаукомы — а. Синдром Марфана В, отсутствие синдрома — b. Поскольку сказано, что изучаемые признаки находятся в разных парах хромосом, то будем решать эту задачу  как на независимое дигибридное скрещивание по Менделю.

2. P: aabb *….. AaBb

G:…. ab……….AB,Ab,aB,ab

F: AaBb, Aabb, aaBb, aabb как видим расщепление по генотипу 1:1:1:1 и фенотипу совпадают (без глаук.синдом Марфана, без глаукомы и без синдрома Марфана, с глаук.и с синдромом Марфана, с глаук.и без синдрома Марфана).

3. Вероятность рождения здорового по обоим признакам ребенка составляет 25%. Третий закон Менделя: при дигибридном скрещивании   наследование признаков происходит независимо друг от друга.

********************************************************************

У кого будут вопросы  к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу по материалам этого теста — прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
д) Беспрецедентная акция | витамины рольгеныотличия млекопитающих и птицпартеногенез у тлейрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиитрансляция | Отзывов (8)
Отзывов (8)
  1. Ольга

    Здравствуйте, Борис Фагимович! В 5 задаче в условиях упомянута двуцепочечная ДНК. Правильно ли будет указывать в решении только одну цепь?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Ольга, правильно. Указан участок только одной цепи ДНК, так как в условии задачи это и спрашивается. При синтезе РНК считывается информация только с одной из цепочек ДНК.

      Ответить
  2. StanislavNedoseev

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Зайдите, пожалуйста, на свою почту, я там описал все ощущения от полученного балла по биологии (95!) — не верится!!!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Станислав! А мне верится. Вы так упорно «докапывались» до каждой мелочи, что могли и честно заработанные все 100 баллов получить! Поздравляю с победой! Желаю и в дальнейшем и в учебе, и в работе добиваться всегда таких же больших высот.

      Ответить
      • StanislavNedoseev

        Спасибо Вам огромное!!!

        Ответить
        • StanislavNedoseev

          Но я к Вам еще буду обращаться за помощью, когда буду учиться)))

          Ответить
  3. татьяна

    Борис Фагимович! Я по поводу задания С3 (Центр. Вариант 1) про витамины. Витамины могут синтезироваться в организме человека микрофлорой кишечника, почти все группы кроме витаминов Д и С.
    Меня лично больше волнует, что изменили формулы хромосом и хроматид в митозе и мейозе. Многие ученые считают, что хроматиды, появившиеся после разделения хромосом, не могут считаться самостоятельными пока их удерживают нити веретена деления. В учебниках возникли разночтения.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за дополнение. Но мне известно, что бактерии нашего кишечника тоже не всесильны и способны создавать лишь витамины В6, В12 и витамин К (да и то, если мы едим растительную пищу, богатую клетчаткой).
      Да, второй Ваш вопрос меня, как репетитора по биологии, тоже волнует. Остается надеяться, что «родители» тестовых заданий ЕГЭ не будут в будущем увлекаться составлениеv вопросов, по которым имеются разночтения в учебниках.

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *