САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Центр. Вариант 2, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.

Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Центр варианта 1 часть С и мое видение того, как на них следует отвечать: 

С1

1. Все вирусы (неклеточная форма жизни) состоят только из наследственного материала, которым может быть как ДНК, так и РНК и  белковой оболочки  —  капсида. То есть все различия  биохимического состава вирусов будут связаны именно с  отличиям в строении нуклеиновых кислот.

2. ДНК отличаются от РНК присутствием с составе их нуклеотидов углевода  дезоксирибозы (вместо рибозы у РНК) и одним из азотистых оснований: в составе нуклеотидов ДНК присутствует тимин (Т), а в составе РНК — урацил (У).

С2

1. На рисунке А представлена схема фагоцитоза (проникновение в клетку твердых частиц пищи или целиком мелких клеток), а на рисунке Б схема пиноцитоза (проникновение в клетку капелек жидкости с растворенными в ней питательными веществами). Это два названия одного процесса:  эндоцитоз. Эндоцитоз — это способ транспорта веществ внутрь животной клетки, которая не имеет жесткой клеточной стенки.

2. Эндоцитоз обеспечивается способностью эластичной наружной клеточной мембраны  (плазмолеммы) захватывать и  обволакивать нужные клетке вещества,  заключая  их в так называемую мембранную упаковку.

3, «Упаковка» с бактериальной клеткой должна в дальнейшем слиться с лизосомой клетки, за счет ферментов которой произойдет расщепления полимеров до мономеров. Образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму клетки.

С3

1. Любой вид организмов характеризуется общим набором морфо-физиологических, биохимических, эколого-георгафических показателей, определяемых их генотипом. А поскольку безусловные рефлексы относятся к группе  врожденных рефлексов,  то есть являются генотипически обусловленными, то они и будут являться характеристикой вида: у всех представителей данного биологического вида безусловные рефлексы одинаковы,

2. Для животных организмов весь комплекс  безусловных рефлексов обеспечивает наилучшую комплексную приспособленность вида  к конкретным условиям обитания, адекватную быструю ответную реакцию на любые стандартные ситуации, с которыми приходилось  сталкиваться этому виду животных чаще всего на протяжении многих веков.

3. Безусловные рефлексы формировались миллионы лет эволюции и позволяют  решать важнейшие биологические  задачи надежными, проверенными веками способами и решать их успешно при  условии, что факторы окружающей среды остаются в общем такими же, как и много веков  назад.

 С4

1. Есть факторы, от которых зависит какой-либо процесс. Скорость фотосинтеза, например зависит от таких факторов как свет, концентрация углекислого газа, наличие воды, температура.

2. Если какие-либо из этих факторов будут находиться не в оптимальных для фотосинтеза значениях, то тогда они не обеспечат протекание интенсивности фотосинтеза должным образом, то есть будут тормозить (или лимитировать) процесс.

3. При недостатке света и воды в световой фазе фотосинтеза не сможет вырабатываться АТФ. При недостатке углекислого газа и воды нарушится работа цикла Кальвина по фиксации углекислоты и образованию глюкозы. При низких (или очень высоких) значениях температуры  ферментативные реакции фотосинтеза могут вообще не осуществляться.

С5

1. Гаметогенез у животных обеспечивается процессом деления клеток, называемым мейозом или редукционным делением, обеспечивающим уменьшение количества диплоидного набора хромосом (2n) вдвое (n). Самому мейозу (как и митозу) предшествует стадия удвоения наследственного материала ядра клетки. Это удвоение (репликация) ДНК происходит еще до самого деления ядра клетки (митоза или мейоза) в синтетический период интерфазного состояния клетки.

2. Поскольку диплоидный набор хромосом ядер  соматических клеток дрозофилы в G1 периоде интерфазы равен 8 и они обычные, то есть однохроматидные (2n2c), то после репликации ДНК перед мейозом  диплоидный набор останется прежним 2n равно 8, но каждая хромосома при этом станет двухроматидной, состоящей из двух сестринских хроматид — 2n4c, то есть количество молекул ДНК станет равно 16.

3. Мейоз осуществляется в два этапа. Первый этап — это и есть само редукционное деление или уменьшение набора хромосом вдвое. Второй  этап — уравнительное (эквационное) деление, обеспечивающее формирование обычных однохроматидных хромосом. Поскольку телофазой 1 заканчивается первый этап мейоза, то к концу телофазы в двух образовавшихся новых ядрах будет содержаться в два раза меньше хромосом, чем в исходной клетке, то есть у дрозофилы число их будет равно 4, но они будут еще при этом двухроматидными (1n2c), состоящими из 8 молекул ДНК.

С6

1. Как мы видим, эта задача на дигибридное скрещивание, но прежде чем ввести обозначения аллелей генов изучаемых признаков, надо разобраться какие аллели будут доминантными, а какие рецессивными. Поскольку во втором скрещивании от растений нормального  роста с низкорослыми все потомство было нормального роста, то мы делаем вывод, что аллель   нормального роста (А) домингирует над аллелем низкорослости (а).

Поскольку в первом случае  от скрещивания гладкоплодных растений с растениями, имеющими ребристые плоды все потомство обладало гладкими плодами, то ясно,  что В — гладкие плоды, b — ребристые плоды.

2. P1: aabb * AaBB (второй родитель гетерозиготный по признаку роста, так как образуется два фенотипа потомства.

 G:ab…..AB,aB

F1: aaBb, AaBb (низкорослые, гладкоплодные и высокорослые, гладкоплодные)

P2: aabb * AAbb

G:….ab…….Ab

F2: Aabb (высокорослые, ребристые).

3. В данном задании проявляется  3 закон Менделя — закон независимого наследования признаков.

*****************************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по материалам данного задания — прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
д) Беспрецедентная акция | безусловные рефлексы.условные рефлексылизосомымейозрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиирепликация ДНКстроение вирусовфагоцитозфакторы лимитирующие фотосинтез | Оставить комментарий
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *