САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Открытый вариант КИМ ЕГЭ по биологии 2022 Часть 2

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На сайте ФИПИ поместили Открытый вариант КИМ ЕГЭ по биологии 2022 год

При подготовке к сдаче экзамена в 2023 году ознакомиться с вопросами этого заданиями и с ответами на них совсем не будет лишним. В этой статье представлены вопросы Части 2,

……….В предыдущей статье рассматривалась Часть 1 этого открытого варианта ЕГЭ 2022 г.

Часть 2

22. Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки (Rana temporaria), поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу сокращения, а затем добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты опыта представлены на графике.

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как действует адреналин на сердце лягушки в этом
эксперименте? Приведите два примера действия адреналина. Действию какого иона аналогично действие адреналина? В каких железах в норме происходит выделение адреналина?

Элементы ответа:

1. Независимая переменная — добавление адреналина в раствор, зависимая переменная — изменение силы сокращения сердечной мышцы.

2. При добавлении в раствор адреналина сила сокращения сердечной мышцы увеличилась.

3. Под действием адреналина повышается уровень глюкозы в крови, возрастает артериальной давление;

4. Стимулируют сердечную деятельность ионы кальция;

5. Адреналин синтезируется в мозговом слое надпочечников.

23. Какие структуры и зоны корня обозначены на рисунке цифрами 1, 3, 5? Какие функции они выполняют? Повреждение какой зоны корня (2–5) прекращает рост
корня в длину? Ответ поясните.

Элементы ответа

1. Структуры и зоны корня: 1 — корневой чехлик; 3 — зона роста; 5 — зона проведения.

2. Корневой чехлик защищает кончик корня. В зоне роста происходит увеличении размера клеток. Зона проведения снабжает органы всасываемыми веществами.

3. Повреждение зоны деления 2 приводит к прекращению роста корня в длину, так как в этой  зоне находятся меристематические клетки (образовательная ткань).

24.Найдите три ошибки в приведённом тексте «Круглые черви». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)Круглые черви представляют собой самостоятельный тип животных. (2)К круглым червям относят планарию. (3)Пищеварительная система круглых червей слепо замкнута. (4)Помимо пищеварительной системы, у круглых червей имеются выделительная, нервная и половая системы органов. (5)Тело
паразитических круглых червей покрыто плотной кутикулой. (6)Кутикула защищает тело от действия пищеварительных соков хозяина. (7)Круглые черви передвигаются путём изгибания тела, их мускулатура образована только кольцевыми волокнами.

Ошибки допущены в предложениях:

2 — К круглым червям относят аскариду (Планария — представитель плоских червей)

3 — Пищеварительная система круглых червей сквозного типа.

7 — Круглые черви передвигаются путём изгибания тела, их мускулатура образована только продольными волокнами.

25. Исследователь поместил на два предметных стекла по капле воды с культурой амёб. На первое стекло он добавил каплю водного раствора с 10%-ной концентрацией NaCl, а на второе – каплю воды с хламидомонадами. Две капли на каждом стекле он соединил водным мостиком. Какое поведение амёб
наблюдал исследователь в первом и во втором случаях? Как называют способность амёб реагировать на внешние воздействия и каково её значение для организма?

Элементы ответа:

1. Раствор с 10%-ной концентрацией NaCl является гипертоническим для живых клеток любого организма. Оказавшись в такой среде клетка быстро обезвоживается. Поэтому амёбы  будут стараться  как можно дольше оставаться в наиболее пресных частях капли, «убегая» от места с высокой концентрацией соли.

2. Хламидомонады  являются хорошей кормовой базой для амёб. Поэтому во  втором случае амёбы начнут питаться  хламидомонадами

3. Способность амёб реагировать на внешние воздействия — это раздражимость.

4. Адекватное реагирование на внешние воздействия позволяет организмам приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.

26. В экосистеме пресного водоёма обитают беззубки, караси, окуни и щуки. Какие биотические отношения сложились между перечисленными видами организмов с учётом всех этапов их жизненных циклов? Ответ
обоснуйте.

Элементы ответа:

1. Между беззубкой и рыбами (карасём, окунём, щукой) возникают паразитические отношения. Личинки беззубки — глохидии выбрасываются сифоном взрослого моллюска и прикрепляются к покровам мимо проплывающих рыб. Там происходит их развитие.

2. Между щукой и карасём складываются отношения хищник-жертва. Щука — крупная хищная рыба, карась — растительноядная.

3. Между окунём и некрупным карасём (мальком) складываются отношения хищник-жертва. Окунь — хищная рыба.

4. Между щукой и мелким окунем складываются отношения хищник-жертва, а с крупным окунем — конкуренция.

27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь матричная (транскрибируемая)):
5’-АЦТАЦГЦАТТЦАТЦГ-3’
3’-ТГАТГЦГТААГТАГЦ-5’
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК. Укажите, какой триплет является антикодоном, если данная тРНК переносит аминокислоту ала. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Ответ:

1.Нуклеотидная последовательность участка тРНК, транскрибируемого с матричной (верхней) цепи ДНК будет:  ДНК: 5’-АЦТАЦГЦАТТЦАТЦГ-3’
тРНК: 3’-УГАУГЦГУААГУАГЦ-5’

2. По таблице генетического кода аминокислота ала соответствует четырём кодонам иРНК: 5ʹ-ГЦУ-3ʹ, 5ʹ-ГЦЦ-3ʹ, 5ʹ-ГЦА-3ʹ, 5ʹ-ГЦГ-3ʹ.

3. Нуклеотидная последовательность антикодона тРНК должна соответствовать одному из четырёх кодонов иРНК. Таким антикодоном в цепи тРНК является 3ʹ-ЦГУ-5ʹ, соответсвующий кодону 5ʹ-ГЦА-3ʹ.

Таким образом, в этой контрольной работе 2022 года, чтобы найти искомый кодон в данном фрагмента тРНК, нужно было «умудриться» догадаться, что не надо как раньше отсчитывать тройки нуклеотидов от края цепи. В Демоверсии на 2022 год такого рода задание не было представлено. Да, что там говорить, уже третий год задания линии 27 «сочиняются» всё более и более немыслимыми !  С какой целью это делается? Вот опять в новой Демоверсии на 2023 год представлено старое задание линии 27. Но значит ли это, что авторы-составители действительно ограничатся уже известными типами заданий? Совсем не значит… 

28. У человека между аллелями генов красно-зелёного дальтонизма и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Дигетерозиготная по генам дальтонизма и гемофилии женщина вышла замуж за мужчину-дальтоника, не страдающего гемофилией, в семье родился здоровый сын. Этот сын женился на женщине, страдающей дальтонизмом, носительнице гена гемофилии. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках.

Схема решения задачи:

Обозначим дальтонизм — ген d, гемофилия — h (эти гены будем писать как индексы при хромосоме Х)

Поскольку в первом браке от дигетерозиготной женщины родился здоровый мальчик (значит его генотип был  XDHY), то генотип его матери мог быть только таким: XDHXhd

1. P:

♀XDHXhd × ♂ ХdHY
дигетерозиготная по генам дальтонизма и     ……………..гемофилии дальтоник, не страдающий ………….гемофилией

G

XDH, Xdh ХdH, Y

F1

XDHХdH — здоровая дочь, носительница дальтонизма. XdhХdH — дочь, страдающая дальтонизмом, носительница гена гемофилии.

XDHY — здоровый сынXdhY — сын, страдающий дальтонизмом и гемофилией.

2.  P

♀ХdHХdh × ♂ XDHY
дальтонизм,носительница гемофилии нет гемофилии и дальтонизма

G

ХdH, Хdh ХDH, Y

F2

ХdHХDH — здоровая дочь, носительница дальтонизма. ХdhХDH — здоровая дочь, носительница дальтонизма и гемофилии.

ХdHY — сын, страдающий дальтонизмом. ХdhY — сын, страдающий дальтонизмом и гемофилией.

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, по этому открытому варианту КИМ ЕГЭ  2022 года, пишите в комментариях.

Для подготовки к  сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у  меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологииЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | все ответы на тесты по биологииоткрытый банк заданий ФИПИ ЕГЭоткрытый банк заданий ФИПИ ОГЭоткрытый вариант ЕГЭ по биологии 2022репетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + три =