САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Ответы на варианты ЕГЭ 2014 г. (Досрочный этап)

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Ответы на варианты ЕГЭ 2014 г. (Досрочный этап)


Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Материалы этой статьи могут быть полезны в первую очередь выпускникам школ 2014 года.

На официальном портале «Федерального центра тестирования» ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) опубликованы варианты тестовых заданий, которые были предложены ФИПИ в этом году для сдачи досрочного этапа ЕГЭ.

Хотя я и писал ранее, что современные тесты по ЕГЭ (с 2010 года) — это «небо и земля» по сравнению со старыми заданиями (где попадалось много некачественных, двусмысленных вопросов), но, как вы сможете увидеть ниже,  в тестах и этого года есть, мягко говоря, «заумные» вопросы.

Вариант 1.

А1.  Один из признаков отличия живого от неживого – способность к:
1) распаду веществ
2) самовоспроизведению
3) движению
4) накоплению химических элементов.
А2. Что служит доказательством единства происхождения органического мира?
1) наличие органических и неорганических веществ
2) существование одноклеточных организмов и неклеточных форм жизни
3) сходство в строении клеток организмов разных царств
4) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах.
А3. Какую функцию выполняет в клетке глюкоза?
1) транспортную
2) информационную
3) энергетическую
4) гормональную.
А4. Спермии у растений образуются в результате
1) митоза
2) оплодотворения
3) мейоза
4) роста.
(Следует помнить, что все растения развиваются с чередованием поколений: гаметофита и спорофита. Мейоз у растений протекает на стадии спорообразования, а уже их гаплоидных спор формируются путем митоза гаплоидные гаметы).
А5. К эукариотам относят:
1) вирусы
2) простейших
3) почвенные бактерии
4) цианобактерии.
А6Слиянию половых клеток у покрытосеменных, в отличие от моховидных, предшествует:
1) гаметогенез
2) оплодотворение
3) опыление
4) митоз.
А7. Определите генотип светловолосого мужчины, больного гемофилией (все признаки рецессивные).
1) ААХhY
2) ааХhY
3) АаXhY
4) АаХНY.
А8. Какие генотипы имеют родители, в потомстве которых проявляется генотипическое единообразие?
1) АА × аа
2) Аа × АА
3) Аа × Аа
4) Аа × аа.
А9. Мутации, в основе которых лежит изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК, называют:
1) хромосомными
2) полиплоидными
3) генными
4) геномными.
А10. Главный признак, по которому можно определить принадлежность цветковых растений к семейству, – строение:
1) корневой системы
2) листьев и их расположение
3) цветка и плода
4) зародыша семени.
А11. Какой буквой на рисунке обозначена часть растительной клетки, обеспечивающая связь
между органоидами?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

(Очевидно здесь буквой Б обозначена цитоплазма клетки. Но есть в тестах точно такой же вопрос, но там правильным ответом надо выбрать ЭПС).
А12. Для представителей какого отдела растений характерно двойное оплодотворение?
1) Папоротниковидные
2) Моховидные
3) Покрытосеменные
4) Голосеменные.
А13. В каком органе тела человека обитают взрослые особи человеческой аскариды?
1) кишечнике
2) желудке
3) лёгких
4) спинно-мозговом канале.
А14. Какие животные типа Хордовые имеют наружное ухо?
1) Пресмыкающиеся
2) Бесхвостые земноводные
3) Хвостатые земноводные
4) Млекопитающие.
А15. Какую функцию в организме человека выполняют клетки эпидермиса кожи?
1) защитную
2) транспортную
3) проведения возбуждения
4) опорную.
А16. В состав какого органа входит гладкая мышечная ткань?
1) диафрагмы
2) желудка
3) гипофиза
4) сердца.
А17. Употребление продуктов или специальных лекарственных препаратов,содержащих витамин D:
1) увеличивает массу мышц
2) предупреждает рахит
3) улучшает зрение
4) увеличивает содержание гемоглобина.
А18. Соматическая нервная система человека участвует в регуляции работы
1) скелетной мускулатуры
2) мочевого пузыря
3) печени
4) кишечника.
А19. Какие клетки поражает вирус, вызывающий СПИД?
1) эритроциты крови
2) лимфоциты
3) красного костного мозга
4) тромбоциты.
(Синдром иммунодефицита СПИД уже обнаружен у многих людей и причина его: комплекс многих факторов, но сам вирус иммунодефицита ВИЧ до сих пор не обнаружен).
А20. В каком из приведённых примеров дана характеристика морфологического критерия вида птицы большой синицы?
1) питается мелкими насекомыми
2) гнездится на деревьях
3) длина хвоста синицы не превышает длины её тела
4) предпочитает мелколиственные леса.
А21. Фактор эволюции, препятствующий свободному скрещиванию особей, называют:
1) популяционными волнами
2) экологической изоляцией
3) модификацией
4) естественным отбором.
А22. У лошади в связи с питанием грубой растительной пищей в процессе эволюции сформировались
1) губы и длинный язык
2) хорошо развитые зрение и слух
3) конечности, снабжённые копытами
4) коренные зубы с большой жевательной поверхностью.
А23. Увеличение численности особей вида, расширение его ареала характеризуют:
1) биологический прогресс
2) конвергенцию
3) идиоадаптацию
4) ароморфоз.
А24. Какие отношения формируются в биоценозе между организмами со сходными потребностями?
1) конкурентные
2) паразит – хозяин
3) хищник – жертва
4) симбиотические.
А25. Примером биоценоза является совокупность:
1) деревьев и кустарников в парке
2) растений, выращиваемых в ботаническом саду
3) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу
4) организмов, обитающих на болоте.
А26. «Парниковый эффект» создаётся в атмосфере Земли в результате накопления в ней:
1) углекислого газа
2) пылевых частиц
3) азота
4) ядовитых веществ.
А27. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином в этой молекуле?
1) 20%
2) 40%
3) 60%
4) 70%.
А28. Хемосинтезирующие бактерии могут использовать для синтеза органических веществ энергию, выделяемую при окислении:
1) аминокислот
2) глюкозы
3) жиров
4) аммиака
(Правильнее было бы указать не аммиак NH3, а ионы аммония NH4+).
А29. Значение размножения организмов в природе состоит в:
1) усилении мутационного процесса в популяциях
2) передаче наследственной информации потомству
3) адаптации потомства к новым условиям среды
4) увеличении видового разнообразия.
А30. Сколько типов гамет формируется у родительского организма с генотипом АаВb в случае сцепленного наследования при отсутствии кроссинговера?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
А31. Клеточная инженерия занимается:
1) созданием чистых линий
2) пересадкой ядер соматических клеток в яйцеклетки
3) получением гетерозисных организмов
4) синтезом новых генов и внедрением их в клетки бактерий.
А32. Простейшие в состоянии цисты:
1) образуют половые клетки
2) размножаются бесполым путём
3) способны к автотрофному питанию
4) переносят неблагоприятные условия
А33. В каком отделе пищеварительного канала человека всасывается основная масса воды?
1) ротовой полости
2) пищеводе
3) желудке
4) толстой кишке.
А34. Какой буквой обозначен на рисунке чувствительный нейрон?

1) А

2) Б

3) В

4) Г.

А35. Какая пара водных позвоночных животных иллюстрирует конвергентное сходство, возникшее в процессе эволюции?
1) европейский осётр и белуга
2) синий кит и кашалот
3) морской котик и морской лев
4) голубая акула и дельфин афалина.
А36. Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?
А. В световой фазе происходит преобразование энергии света в энергию химических связей глюкозы.
Б. Реакции темновой фазы протекают на мембранах тилакоидов, в которые поступают молекулы углекислого газа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

В1. Какие положения содержит клеточная теория?
1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки.
2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом.
3) Клетки сходны по химическому составу.
4) Клетка – единица развития всех организмов.
5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению.
6) Все клетки содержат молекулы ДНК.
Ответ: 1,3,4.

В2. Какие растения относят к голосеменным?
1) пихту сибирскую
2) хвощ полевой
3) берёзу бородавчатую
4) ель европейскую
5) плаун булавовидный
6) лиственницу европейскую
Ответ: 1,4,6.

В3. Под влиянием каких факторов эволюции происходит процесс экологического
видообразования?
1) модификационной изменчивости
2) приспособленности
3) естественного отбора
4) мутационной изменчивости
5) борьбы за существование
6) конвергенции
Ответ: 3,4,5.
(В этом вопросе нет ничего, относящегося именно к «экологическому» видообразованию, так как и при географическом видообразовании действуют эти же факторы. Причем «естественный отбор» чаще трактуется не как «фактор эволюции», а как основная движущая сила эволюции).

В4. Установите соответствие между характеристикой и царством организмов.
1. Растения
А)Синтезируют органические вещества из неорганических.
Б) Обладают неограниченным ростом.
Д) Запасным питательным веществом является крахмал.
Е) У большинства организмов в клетках нет центриолей клеточного центра.
2. Животные
В) Поглощают вещества в виде твёрдых частиц.
Г) Запасным питательным веществом является гликоген.

В5. Установите соответствие между характеристикой ткани и её типом.
1. Эпителиальная
Б) плотное прилегание клеток друг к другу
Г) выделение ферментов и гормонов
Д) участие в образовании кожных покровов
2. Соединительная
А) транспорт веществ в организме
В) обилие межклеточного вещества

В6. Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости.
1. Наследственная
А) Связана с изменением генов и хромосом.
В) Проявляется у отдельных особей.
Д) Изменения имеют случайный характер.
2. Модификационная
Б) Не затрагивает генотипа.
Г) Изменения проявляются у всех особей вида.
Е) Изменения имеют приспособительный характер.

В7. Установите соответствие между признаком прыткой ящерицы и критерием вида, который он иллюстрирует.
1. Морфологический
Б) длина тела – 25–28 см
В) тело веретеновидной формы
Г) различия в окраске самцов и самок
2. Экологический
А) зимнее оцепенение
Д) обитание на опушках лесов, в оврагах и садах
Е) питание насекомыми

В8. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наибольшей.
2) Хордовые (тип)
4) Млекопитающие (класс)
3) Грызуны (отряд)
1) Беличьи (семейство)
5) Белка (род)
6) Обыкновенная белка (вид).

С1. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.
1. Биотические факторы: внутривидовая и межвидовая конкуренция, болезнетворные организмы (возможные эпидемии), антропогенные воздействия (отстрел, загрязнение среды).
2. Абиотические факторы: сухое, жаркое лето (как следствие,малый прирост растительной биомассы и снижение численности травоядных животных — источника питания волков); высокий снежный покров зимой может тоже привести к сложностям для волков добывания пищи.

С2. Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?
1. А — клубень, Б — луковица, В — корневище.
2. Это органы вегетативного (бесполого) размножения растений, обеспечивающие накопление большого количества питательных веществ.
3. Все они являются видоизменениями побега.

С3. Поджелудочная железа – одна из самых больших желёз. К какой группе желёз её относят и почему? Ответ поясните.
1. Есть железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции.
2. Как железа внутренней секреции, поджелудочная железа вырабатывает в островках Лангерганса гормоны инсулин и глюкагон, поступающие в кровь.
3. Как железа внешней секреции, она поставляет по специальным протокам в двенадцатиперстную кишку ферменты липазу, трипсин для расщепления жиров и белков (пептонов).

С4. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.
1. Часть энергии пищи выделяется только в виде тепловой энергии (на подготовительном этапе метаболизма).
2. Часть энергии пищи, запасенной в организме, будет расходоваться для совершения внешней (движение) и внутренней (дыхание, пищеварение, выделение) работы.
3. Часть пищи вообще не усваивается организмом, а выводится из него в не переваренном виде.

С5. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК,на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТГЦЦЦАТТЦГТТАЦГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
1. Участок центральной петли тРНК будет иметь следующую последовательность нуклеотидов: АЦГ ГГУ ААГ ЦАА УГЦ.
2. Центральный триплет этого участка ААГ является антикодоном к комплементарному ему кодону и-РНК. Следует найти этот кодон и-РНК, так как таблица генетического кода построена на соответствии кодонов (триплетов) и-РНК определенным аминокислотам, что и необходимо знать для установления трансляции молекулы белка. Этот кодон и-РНК будет УУЦ.
3. По таблице генетического кода находим, что этому кодону и-РНК соответствует аминокислота фенилаланин.

С6. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 – карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
1. Имеем такие обозначения аллелей признаков: А — высокие растения, а — карликовые. B — округлые плоды, b — грушевидные плоды.
Генотип дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами запишется так AaBb (гаметы AB,Ab,aB,ab), а гомозиготного карликового растения с грушевидными плодами будет aabb (гаметы только ab). Но тогда по 3-му закону Менделя всех четырех типов потомков должно образоваться примерно поровну. В задании же явно видно, что два типа потомства обладают намного большей численностью, чем два другие. Значит эта задача на сцепленное наследование признаков.
2. Поскольку в потомстве было много растений высоких с грушевидными плодами (Aabb) и растений карликовых с округлыми плодами (aaBb), значит у родительского растения с генотипом AaBb, сцепленными в одной хромосоме были гены Ab, а в другой гомологичной ей хромосоме гены aB. Генотип дигетерозиготного растения в задачах на сцепленное наследование удобно записывать так: Ab//aB. Понятно, что от скрещивания Ab//aB * ab//ab получится всего два типа потомства Ab//ab и aB//ab (высокие с грушевидными плодами и карликовые с округлыми плодами). Откуда же взялись, пусть и в меньшем количестве, еще два типа потомства? Они могли появиться только в результате кроссинговера при образовании рекомбинантных гамет (AB и ab) у первого родителя.
3. Таким образом, малочисленное потомство высоких растений с округлыми плодами имеет генотип AB//ab, а карликовых с грушевидными плодами — ab//ab  и  появились они в результате кроссинговера.

Вариант 2.

А1. Какая наука изучает биологическую систему – клетку?
1) физиология
2) бионика
3) цитология
4) морфология.
А2. Укажите одно из положений клеточной теории.
1) Единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов является клетка.
2) Половая клетка содержит по одному аллелю каждого гена.
3) Из зиготы формируется многоклеточный зародыш.
4) В ядрах эукариотических клеток гены расположены в хромосомах линейно.
А3. Молекула какого вещества, входящего в состав многих структур клетки, изображена на рисунке?

 

1) углевода

2) липида

3) белка

4) ДНК.

А4. Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека?
1) 22
2) 2
3) 23
4) 4.
А5. Организмы, клетки которых имеют обособленное ядро, – это
1) эукариоты
2) бактерии
3) прокариоты
4) вирусы.
А6. Партеногенез –  разновидность полового размножения, при котором новый организм развивается из:
1) диплоидной зиготы
2) первых бластомеров
3) гаплоидной споры
4) неоплодотворённой яйцеклетки.
А7. Кожица плодов томатов может быть гладкой и опушённой (a). Выберите генотипы родительских растений, у которых доминантные фенотипы.
1) Аа, аа
2) Аа Аа
3) А, а
4) АА, аа.
А8. Наследование гена гемофилии, расположенного в Х-хромосоме у человека, является примером:
1) проявления результата кроссинговера
2) сцепленного с полом наследования
3) независимого наследования признаков
4) промежуточного наследования признаков.
А9. Появление разных аллелей одного гена происходит в результате
1) непрямого деления клетки
2) модификационной изменчивости
3) мутационного процесса
4) комбинативной изменчивости.
Вопрос можно понять двояко. Если речь идет о появлении разных аллелей одного гена у какого-либо организма в результате проведения направленных скрещиваний (от скрещивания, например, двух чистых гомозиготных линий АА * аа в потомстве объединятся оба аллельных гена), то правильный ответ 4). Но под термином “разные” аллели можно понимать и слово “новые” аллели, тогда правильный ответ 3).
А10. Почему бактерии выделяют в самостоятельное царство органического мира?
1) в неблагоприятных условиях размножаются митозом
2) отсутствие ядра в клетке
3) размножаются спорами
4) в основном гетеротрофные организмы.
А11. Рост стебля древесного растения в толщину происходит за счёт деления и роста клеток
1) камбия
2) древесины
3) пробки
4) луба.
А12. Покрытосеменные – более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют
1) зиготу при слиянии гамет
2) семена из семязачатков
3) плоды с семенами
4) зародыш, защищённый семенной кожурой.
А13. Какую функцию выполняет органоид у зелёной эвглены,обозначенный на рисунке вопросительным знаком?

1) обеспечивает реакции на свет
2) контролирует обмен веществ
3) осуществляет автотрофное питание
4) выделяет продукты обмена

А14. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных животных по наличию:
1) рогового панциря или щитков
2) сухой кожи с роговыми чешуями
3) голой кожи, покрытой слизью
4) волосяного покрова и ушных раковин.
А15. Под воздействием ферментов поджелудочного и кишечного соков в тонкой кишке происходит:
1) синтез витаминов группы В
2) расщепление белков, жиров и углеводов
3) расщепление клетчатки
4) обезвреживание ядовитых веществ.
А16. Какую из указанных функций выполняют покровы тела человека?
1) осуществляют липидный обмен
2) регулируют белковый обмен
3) вырабатывают гормоны
4) осуществляют потоотделение.
А17. Грудное вскармливание предохраняет детей от инфекционных болезней, так как в молоке матери содержатся:
1) антитела
2) ферменты
3) гормоны
4) питательные вещества.
А18. Что характерно для нейронов головного мозга человека?
1) возбуждение и проведение
2) защита клеток нейроглии
3) сокращение в ответ на возбуждение
4) перенос минеральных веществ и газов.
А19. Марлевая повязка может предохранить от заражения:
1) малярией
2) гриппом
3) дизентерией
4) гемофилией.
А20. Древесный образ жизни обыкновенной квакши соответствует критерию вида:
1) экологическому
2) географическому
3) морфологическому
4) генетическому.
А21. Внутривидовая борьба более напряжённая, чем межвидовая, по причине
1) сходства потребностей особей вида
2) отсутствия полового отбора
3) высокой плодовитости особей
4) агрессивности хищников.
А22.Своеобразие флоры и фауны океанических островов, удалённых от материков, – доказательства эволюции:
1) палеонтологические
2) сравнительно-анатомические
3) морфологические
4) биогеографические.
А23. Возникновение в процессе эволюции у птиц и млекопитающих теплокровности – это пример:
1) общей дегенерации
2) идиоадаптации
3) ароморфоза
4) биологического регресса.
А24. К антропогенным факторам относят:
1) образование карьеров
2) влагоёмкость почвы
3) продолжительность светового дня
4) естественный фон радиации
А25. Продуценты в экосистеме заливного луга:
1) разлагают органические вещества
2) создают органические вещества
3) обеспечивают процесс гниения
4) потребляют готовые органические вещества
А26. Уменьшению загрязнения атмосферы, воды, почвы промышленными отходами способствует:
1) использование полиэтиленовой упаковки для бытовых отходов
2) охлаждение промышленных вод на предприятиях с высокой теплоотдачей
3) установка высоких труб на промышленных предприятиях
4) использование малоотходных и безотходных технологий.
А27. В молекуле ДНК нуклеотиды с аденином составляют 7% от общего числа нуклеотидов. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержится в этой молекуле?
1) 45%
2) 43%
3) 25%
4) 19%.
А28. Сколько нуклеотидов содержит участок гена, в котором закодирована последовательность 20 аминокислот?
1) 20
2) 30
3) 50
4) 60.
А29. При половом размножении поддержание постоянства хромосомного набора в череде поколений вида обеспечивается:
1) перекомбинацией генов в хромосомах
2) образованием идентичных дочерних клеток
3) расхождением сестринских хромосом
4) уменьшением числа хромосом в гаметах.
А30. Если рецессивный ген находится в одной из Х-хромосом матери, то он может:
1) передаваться от матери только сыновьям
2) проявляться только у дочерей
3) проявляться в фенотипе всего потомства
4) наследоваться потомками обоего пола.
А31. В чистой линии культурных растений отбор неэффективен, так как особи:
1) имеют широкую норму реакции
2) гомозиготны по большинству генов
3) гетерозиготны по многим генам
4) насыщены мутациями.
А32. У растений механическая ткань, в отличие от покровной, выполняет функцию:
1) защитную
2) образовательную
3) опорную
4) проводящую.
A33. Чихание представляет собой рефлекторный резкий выдох через нос, возникающий при раздражении рецепторов, расположенных на слизистой оболочке:
1) корня языка и надгортанника
2) хрящей гортани
3) трахеи и бронхиол
4) носовой полости.
A34. Периферическую часть слухового анализатора человека образуют:
1) слуховой проход и барабанная перепонка
2) косточки среднего уха
3) слуховые нервы
4) чувствительные клетки улитки.
A35. Наличие в жизненном цикле мха ветвящегося предростка, похожего на нитчатую водоросль, доказывает:
1) развитие растений по пути биологического прогресса
2) происхождение водорослей от мхов
3) происхождение мхов от водорослей
4) понижение уровня организации мхов.
A36. Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?
А. АТФ образуется в световую фазу фотосинтеза и используется в темновой фазе при синтезе глюкозы.
Б. При гликолизе одной молекулы глюкозы запасается две молекулы АТФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

В1. К эукариотам относят:
1) обыкновенную амёбу
2) дрожжи
3) малярийного паразита
4) холерный вибрион
5) кишечную палочку
6) вирус иммунодефицита человека
Ответ: 1,2,3.
В2. Что общего у грибов и хордовых животных?
1) отсутствие хлорофилла в клетках
2) неограниченный рост
3) поглощение веществ из окружающей среды путём всасывания
4) питание готовыми органическими веществами
5) размножение с помощью спор
6) запасание питательных веществ в виде гликогена
Ответ: 1,4,6.
В3. Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций:
1) гетеротрофных бактерий
2) ракообразных
3) цветковых растений
4) многоклеточных водорослей
5) одноклеточных водорослей
6) бактерий-редуцентов
Ответ: 1,5,6.
Нехороший, «мутный» тест. Чтобы ответить на него надо «догадаться», что с органическими веществами сточных вод животноводческих ферм, которые дадут вспышку развития гетеротрофных бактерий и бактерий-редуцентов (что в принципе то одно и тоже: у гетеротрофных бактерий природная роль быть редуцентами органического вещества), поступают и минеральные азотсодержащие вещества, вызывающие непосредственно вспышку развития одноклеточных водорослей.
В4. Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела:
1. Постоянная
А) домовый воробей
В) обыкновенный дельфин
Е) обыкновенный крот
2. Непостоянная
Б) прыткая ящерица
Г) нильский крокодил
Д) обыкновенный тритон
В5. Установите соответствие между функцией и отделом вегетативной нервной системы, который её выполняет.
1. Симпатический
А) повышает частоту сердечных сокращений
Г) стимулирует выброс адреналина в кровь
Д) усиливает вентиляцию лёгких
2. Парасимпатический
Б) уменьшает частоту дыхания
В) стимулирует секрецию пищеварительных соков.
В6. Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости.
1) мутационная
А) возникает при воздействии радиации
Д) связана с увеличением числа хромосом в кариотипе
2) комбинативная
Б) формируется при слиянии гамет
В) обусловлена независимым расхождением пар хромосом
Г) обусловлена обменом генами между гомологичными хромосомами.
В7. Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует.
1. Географическое
В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением
Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток
2. Экологическое
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине
Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека
Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации.
В8. Установите последовательность расположения структур в эукариотной клетке растения (начиная снаружи).
2) клеточная стенка
1) плазматическая мембрана
4) цитоплазма
3) ядро
5) хромосомы.

С1. Ручьевая форель живёт в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л. При понижении его содержания до 1,6 мг/л и меньше форель гибнет. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.
1. Содержание кислорода в воде для ручьевой форели является ограничивающим фактором.
2. У ручьевой форели довольно узкая норма реакции по данному признаку, так как уже содержание кислорода  в воде менее 1,6 мг/л вызывает ее гибель.

С2. Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

1. На рисунке изображена метафаза митоза.
2. По экватору выстроились двухроматидные хромосомы (а не биваленты гомологов, как было бы при мейозе).
3. Набор хромосом 2n, содержание ДНК 4с.

С3. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия неблагоприятных факторов среды? Объясните роль этих структур.
1. Первым барьером от проникновения бактерий является эпидермис кожи. От охлаждения тела организм предохраняет подкожная жировая клетчатка.
2. От перегревания тела организм защищают потовые железы кожи. Пот, испаряясь, охлаждает поверхность тела;
3. Волосы на голове защищают организм и от охлаждения, и от чрезмерного перегрева.
С4. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.
1. Это достаточно длительный процесс, связанный с расширением ареала вида.
2. Необходимо появление какой-либо естественной преграды, обеспечившей изолирование части организмов популяции.
3. Вследствие накопления в генофонде такой популяции новых мутаций, естественный отбор приведет в конце концов к возникновению репродуктивной изоляции.
С5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе.
1. Клетки кончика корня — это обычные соматические клетки, поэтому набор хромосом в них 2n = 28.
2. Перед митозом в S периоде интерфазы происходит репликация ДНК. Количество хромосом в профазе равно 28, но они двухроматидные, поэтому содержание ДНК будет равно 56.
3. В конце телофазы, после образования двух новых ядер (именно ядер, а не клеток, так как клетка разделится в результате цитокинеза уже после телофазы), в каждом ядре будет 28 хромосом и 28 молекул ДНК.
С6. При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 – с морщинистыми окрашенными; 110 – с морщинистыми неокрашенными; 1490 – с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
1. Обозначим: А — гладкие семена, а — морщинистые; В — окрашенные, b — неокрашенные.
Генотип первого дигетерозиготного растения AaBb, второго дигомозиготного по рецессиву — aabb. Очевидно, что при независимом наследовании должно получиться 4-ре фенотипа потомков в равном соотношении. Поскольку это явно не так, то эта задача на сцепленное наследование.
2. Поскольку больше всего получилось потомков с морщинистыми окрашенными aB//ab и с гладкими неокрашенными Ab//ab семенами, то исходно сцепленными были аллели генов aB и Ab.
3. Из-за нарушения сцепления вследствие кроссинговера у первого родителя появились и такие рекомбинантные гаметы как AB и ab. Это привело к образованию незначительного количества еще двух фенотипов потомства с гладкими окрашенными семенами AB//ab и с морщинистыми неокрашенными ab//ab.

Вариант 3.

А1. Проблемой пересадки участков хромосом из ядер клеток одного организма в ядра клеток другого занимается:
1) гистология
2) генетика
3) микробиология
4) генная инженерия.
А2. Почему клеточная теория стала одним из выдающихся обобщений биологии?
1) обосновала единство происхождения всего живого на Земле
2) объяснила закономерности наследственности и изменчивости
3) вскрыла механизмы появления различного вида мутаций
4) установила взаимосвязь строения и функций органоидов клетки
А3. В клетке молекулы иРНК
1) переносят ферменты к месту сборки молекул белка
2) доставляют информацию о первичной структуре белка к рибосоме
3) транспортируют аминокислоты к месту сборки молекул белка
4) служат матрицей для синтеза тРНК.
А4. Половые клетки человека содержат 23 хромосомы, а соматические клетки женщины –
1) 46 + ХX
2) 44 + XХ
3) 23 + Х
4) 22 + Х.
А5. Вирус иммунодефицита поражает в организме человека:
1) лимфоциты
2) нейроны
3) капилляры
4) слизистые оболочки.
А6. В результате мейотического деления возникают:
1) клетки с сочетанием хромосом родителей
2) клетки с гаплоидным набором хромосом
3) гаметы с диплоидным набором хромосом
4) зиготы с новой комбинацией хромосом
А7. Генотип организма, гомозиготного по двум парам рецессивных аллелей, –
1) Bbcc
2) aabb
3) AaBb
4) AaCC.
А8. Г. Мендель установил, что при дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков:
1) зависит от числа гомологичных хромосом
2) определяется числом групп сцепления генов
3) обусловлено набором хромосом
4) происходит независимо от других пар признаков.
А9. Различная величина листьев одного дерева, расположенных с северной и южной сторон, – это пример проявления изменчивости
1) комбинативной
2) модификационной
3) генотипической
4) географической.
А10. Какой гриб специально выращивают для получения лекарственных препаратов?
1) мукор
2) пеницилл
3) головню
4) фитофтору.
А11. Какую функцию не выполняет лист?
1) опыление
2) газообмен
3) фотосинтез
4) транспирация.
А12.На каком рисунке изображена морская водоросль ламинария?

1)
2)
3)
4)

 

 

А13. Выберите верную характеристику беспозвоночного животного:
1) у кольчатых червей имеется кровеносная система.
2) Плоские черви имеют ротовое и анальное отверстия.
3) Моллюски обладают лучевой симметрией.
4) в члениках круглых паразитических червей содержатся яйца.
А14. Какую функцию у рыбы выполняет мозжечок?
1) обеспечивает координацию движений
2) регулирует работу кровеносной системы
3) воспринимает информацию от органов слуха
4) контролирует поведение
А15. Основная функция органов выделения у человека – удаление из организма:
1) инородных тел
2) растворимых органических веществ
3) конечных продуктов обмена веществ
4) непереваренной пищи.
А16. Насыщение крови кислородом происходит в капиллярах:
1) печени
2) головного мозга
3) лёгких
4) почек.
А17. Эритроциты крови человека переносят кислород и углекислый газ, так как в цитоплазме эритроцитов содержится
1) гемоглобин
2) фибрин
3) миоглобин
4) тироксин.
А18. Гормоны – это вещества, которые участвуют в:
1) регуляции функций органов
2) синтезе витаминов
3) формировании электрических сигналов
4) образовании аденозинтрифосфорной кислоты
А19. Какая мера профилактики гепатита и СПИДа наиболее широко распространена во врачебной практике?
1) использование ватно-марлевых повязок
2) использование антибиотиков
3) использование одноразовых шприцов
4) дезинфекция медицинских помещений
А20. Распространение большого пёстрого дятла в пределах ареала соответствует критерию вида:
1) морфологическому
2) физиологическому
3) экологическому
4) географическому.
А21. Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего:
1) ведёт к появлению новых видов растений и животных
2) способствует сохранению особей с модификационными изменениями
3) способствует сохранению особей со средним значением признаков
4) ведёт к возникновению гетерозиса у растений и животных.
А22. Приспособленность растений к совместному проживанию в экосистеме леса проявляется в:
1) использовании кислорода в процессе дыхания
2) использовании углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза
3) ярусном расположении
4) размножении семенами.
А23. Примером общей дегенерации является отсутствие:
1) пищеварительной системы у бычьего цепня
2) чешуи у сома
3) конечностей у кита
4) хвоста у лягушки.
А24. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа – признаки животных, обитающих в среде:
1) наземно-воздушной
2) почвенной
3) водной
4) организменной.
А25. Море как устойчивая экосистема характеризуется:
1) периодическими колебаниями количества видов
2) высокой численностью продуцентов
3) высокой численностью консументов
4) разнообразием и большим количеством видов.
А26. К возобновимым ресурсам относят:
1) нефть
2) каменный уголь
3) природный газ
4) торф.
А27. На каком рисунке изображён органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды?

1)
2)
3)
4)

 

А28. Значение пластического обмена – снабжение организма:
1) минеральными солями
2) кислородом
3) биополимерами
4) энергией.
А29. Дочерний организм сохраняет наибольшее сходство с родительским при размножении:
1) партеногенезом
2) половым способом
3) с помощью семян
4) почкованием.
(Но и при партеногенезе, развитии из не оплодотворенной яйцеклетки, потомство будет полностью идентично с родительским).
А30. В семье, где у матери вьющиеся волосы (В), а у отца прямые волосы, родились два ребёнка с вьющимися волосами и два с прямыми волосами. Определите генотипы родителей.
1) ВВ, аа
2) Вb, Bb
3) ВВ, bb
4) Вb, bb.
А31Основной метод, применяемый в селекции микроорганизмов, –
1) индивидуальный отбор
2) отдалённая гибридизация
3) искусственный мутагенез
4) внутривидовая гибридизация.
А32. Шишка голосеменных растений – это:
1) видоизменённый цветок
2) видоизменённый побег с семенами
3) видоизменённый стебель
4) плод с семенами.
(Не хороший «правильный ответ». Шишка голосеменных — действительно видоизмененный побег, но семена образуются только в женских шишках с семязачатками, а мужские то шишки, образующие пыльцу, никогда не образуют семян).
А33. При пересадке органов человека необходимо решить проблему:
1) обеспечения организма витаминами
2) поддержания постоянства состава внутренней среды
3) снижения артериального давления
4) преодоления иммунной реакции организма.
А34. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному со стороны среднего уха, обеспечивается:
1) улиткой
2) ушной раковиной
3) слуховыми косточками
4) слуховой трубой.
А35. Предками многих наземных растений считают:
1) риниофитов
2) плауновидных
3) хвощевидных
4) моховидных.
А36. Верны ли следующие суждения о свойствах экосистемы?
А. Экосистема характеризуется числом организмов на каждом трофическом уровне.
Б. Чем больше видов, тем сложнее сети питания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

В1. Какие признаки характеризуют мейоз?
1) наличие двух следующих одно за другим делений
2) образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией
3) расхождение гомологичных хромосом в разные клетки
4) образование диплоидных дочерних клеток
5) отсутствие интерфазы перед первым делением
6) конъюгация и кроссинговер хромосом.

В2. Каково значение фотосинтеза в природе?
1) обеспечивает организмы органическими веществами
2) обогащает почву минеральными веществами
3) способствует накоплению кислорода в атмосфере
4) обогащает атмосферу парами воды
5) обеспечивает всё живое на Земле энергией
6) обогащает атмосферу молекулярным азотом.

В3. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит:
1) наличие воскового налёта на листьях
2) цветение до распускания листьев
3) образование многочисленных устьиц на листьях
4) способность накапливать воду в тканях
5) ярусное расположение организмов
6) глубоко уходящая в почву корневая система.

В4. Установите соответствие между характеристикой и царством организмов.
1. Грибы
А) В состав клеточной стенки входит хитин.
Д) В природных системах являются редуцентами.
Е) Тело состоит из мицелия.
2. Растения
Б) Тип питания автотрофный.
В) Образуют органические вещества из неорганических.
Г) Запасным питательным веществом является крахмал.

В5. Установите соответствие между путём проведения нервного импульса и функцией спинного мозга человека.
1. Рефлекторная:
А) переключение нервного импульса с чувствительного нейрона на двигательный
В) восприятие нервного импульса чувствительным нейроном
Д) восприятие нервного импульса двигательным нейроном
2. Проводниковая:
Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной
Г) передача нервного импульса из головного мозга в спинной.

В6. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом.
1. Прокариотическая
А) Мембранные органоиды отсутствуют.
Б) Имеется клеточная стенка из муреина.
В) Наследственный материал представлен нуклеоидом.
Г) Содержит только мелкие рибосомы.
2. Эукариотическая
Д) Наследственный материал представлен линейными ДНК.
Е) Клеточное дыхание происходит в митохондриях.

В7. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.
1. Биологический
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
2. Социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
Е) вторая сигнальная система.

В8. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.
5) образование бластомеров
1) образование однослойного зародыша
3) образование энтодермы
2) образование мезодермы
4) дифференцировка органов.

С1. Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?
1. Видимая часть гриба трутовика на коре дерева — это его плодовое тело (в котором созревают споры).
2. Большая часть гриба — его мицелий, питается органическими веществами растений, проникает глубоко в растительные ткани, постепенно разрушая их.

С2.  Назовите кости, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Укажите, к какому отделу скелета их относят. Каково значение этого отдела скелета?

1. Эти кости относятся к поясу верхних конечностей.
2. А — ключица, Б — лопатка.
3. Пояса конечностей служат для прикрепления свободных конечностей.

С3. Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикреплённый образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трёх особенностей. Ответ поясните.
1. Коралловые полипы — это один из трех классов кишечнополостных. Поскольку они ведут прикрепленный (колониальные полипы) или малоподвижный (одиночные полипы — актиния) образ жизни, большинство из них имеют наружный скелет, имеющий функцию защиты.
2. Вокруг ротового отверстия имеются длинные щупальца со стрекательными клетками. Щупальца служат для нападения и помещения жертвы в рот и для защиты.
3. Кишечная полость коралловых полипов разделена радиальными перегородками и у колониальных форм соединяется в единую пищеварительную системы.

С4. Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает.
1. При увеличении численности насекомых увеличится численность насекомоядных птиц.
2. Увеличение численности насекомоядных птиц приведет к увеличению численности хищных птиц.
3. Увеличение численности хищных птиц приведет к сокращению численности насекомоядных птиц и возрастанию численности насекомых.
С5. Объясните, в чём сходство и в чём различия биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе.
1. При полном биологическом окислении и при горении органические вещества превращаются в углекислый газ и воду.
2. Процесс биологического окисления протекает ступенчато при участии ряда ферментов и переносчиков электронов, поэтому энергия малыми порциями постепенно освобождается и до половины её запасается в виде энергии АТФ (остальное рассеивается в виде тепла).
3. При горении вся энергия выделяется в виде тепла.

С6. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?
1. Поскольку в первом поколении от скрещивания растений душистого горошка с усиками и яркими цветками с растениями без усиков и с бледными цветками в F1 все растения оказались с усиками и яркими цветками, можно ввести такие обозначения аллелей генов: А — с усиками, а — без усиков; В — с яркими цветками, b — с бледными.
2. P: AABB * aabb
G: AB…….ab
F1: AaBb.
Поскольку далее скрещивали дигетерозиготу из первого поколения АаBb с таким же по фенотипу растением с доминантными аллелями (A-B-)и получили не 4 фенотипических класса потомков (как должно было бы получиться от скрещивания двух дигетерозигот), а всего два класса, то вторая особь должна была быть гетерозиготной лишь по одной паре аллелей. Так как во втором поколении все растения были с усиками, но часть была неокрашенных, то второй родитель имел генотип ААBb.
3. P: AaBb… *…AABb
G: AB,Ab,aB,ab….AB,Ab
F2: AABB, AABb, AaBB, AaBb, AABb, AaBb (с усиками и яркими цветками); AAbb, Aabb (с усиками и бледными цветками).

Вариант 4.

А1.Какие исследования человека затруднены в связи с медленной сменой поколений и малочисленным потомством?
1) гистологические
2) физиологические
3) генетические
4) анатомические.
А2.Какая формулировка соответствует одному из положений клеточной теории?
1) Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.
2) Клетки прокариот и эукариот сходны по строению.
3) Клетки всех тканей живых организмов выполняют сходные функции.
4) В клетках бактерии ядерное вещество находится в цитоплазме.
А3.Синтезированные в клетке органические вещества накапливаются в:
1) митохондрии
2) рибосоме
3) комплексе Гольджи
4) клеточном центре.
А4.Совокупность хромосом, характеризующаяся определённым числом, величиной, формой и структурой, – это:
1) генотип
2) кариотип
3) генетический код
4) фенотип.
А5.Вирусная ДНК может встраиваться в геном клетки-хозяина и функционировать как составная часть:
1) комплекса Гольджи
2) хромосомы
3) клеточного центра
4) рибосомы.
А6.В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:
1) куколки
2) взрослого насекомого
3) яйца
4) личинки.
А7.Какой метод генетики используют для установления хромосомных и геномных аномалий у человека?
1) биохимический
2) генеалогический
3) цитогенетический
4) статистический.
А8.Какие генотипы имеют организмы, при скрещивании которых в потомстве проявляется закон независимого наследования признаков?
1) BB × Bb
2) Aa × AABB
3) Aa × Aa
4) AaBb × AaBb.
А9.Генные мутации – это результат:
1) удвоения числа хромосом
2) изменения числа генов в хромосоме
3) нарушения последовательности нуклеотидов в ДНК
4) кроссинговера в первом делении мейоза.
А10.У бактерий при наступлении неблагоприятных условий жизни:
1) усиливаются процессы жизнедеятельности
2) образуются споры
3) полностью прекращается дыхание
4) образуются гаметы
А11.Образовательная ткань растений:
1) обеспечивает рост и развитие растений
2) участвует в фотосинтезе
3) осуществляет транспорт веществ
4) обеспечивает связь между органами.
А12.Об усложнении покрытосеменных растений, по сравнению с голосеменными, свидетельствует появление у них:
1) придаточных корней
2) зародыша в семени
3) разнообразия листьев
4) разнообразных плодов.
А13.Жидкие продукты жизнедеятельности у инфузории-туфельки выводятся через:
1) порошицу
2) клеточный рот
3) пищеварительные вакуоли
4) сократительные вакуоли.
А14.Какой отдел головного мозга рыбы обозначен на рисунке вопросительным знаком?

1) средний мозг
2) продолговатый мозг
3) мозжечок
4) передний мозг.

А15.Диафрагма человека – это:
1) оболочка, покрывающая мышцы брюшины
2) мышца, участвующая в разгибании руки
3) мышца, разделяющая грудную и брюшную полости
4) пространство между листками плевральной полости.
А16.В каком отделе позвоночника человека располагаются наиболее массивные позвонки?
1) поясничном
2) грудном
3) шейном
4) копчике.
А17.Укажите группу крови и резус-фактор человека, который является универсальным донором.
1) IV (АВ) Rh +
2) I (0) Rh –
3) II (А) Rh –
4) I (0) Rh +
А18.Гормоны поджелудочной железы способствуют:
1) расщеплению белков пищи
2) регуляции водного обмена
3) изменению уровня сахара в крови
4) перевариванию жиров.
(Помним, что поджелудочная железа является железой смешанной секреции и кроме гормонов вырабатывает и ферменты, участвующие в расщеплении белков).
А19.Способность крови снабжать клетки тканей кислородом в организме человека уменьшается при увеличении в ней содержания:
1) лейкоцитов
2) эритроцитов
3) глюкозы
4) угарного газа.
А20.Способность белены чёрной синтезировать и накапливать алкалоиды – показатель критерия вида:
1) морфологического
2) генетического
3) биохимического
4) географического.
А21.Примером действия искусственного отбора является:
1) повышение яйценоскости домашних кур
2) устойчивость бактерий к антибиотикам
3) индустриальный меланизм насекомых
4) повышение устойчивости комнатных мух к ядохимикатам.
А22.Приспособленность речного рака к жизни в водной среде обитания проявляется в наличии у него:
1) жаберного типа дыхания
2) незамкнутой кровеносной системы
3) двух пар усиков
4) хитинового покрова
А23.Череп человека, в отличие от черепа человекообразной обезьяны, имеет:
1) костные швы
2) дифференцированные зубы
3) подбородочный выступ
4) носовые кости.
А24.Самая низкая биомасса продуцентов характерна для:
1) лугов и болот
2) смешанных и хвойных лесов
3) тропических дождевых лесов
4) тундры и пустыни
А25.Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме:
1) разлагают минеральные вещества
2) разлагают органические вещества до минеральных
3) создают органические вещества из неорганических
4) потребляют готовые органические вещества.
А26.Появление озоновых дыр приводит к:
1) усилению парникового эффекта
2) повышению температуры воздуха
3) уменьшению прозрачности атмосферы
4) повышению ультрафиолетового облучения.
А27.Какой органоид изображён на рисунке?

1) митохондрия
2) хлоропласт
3) клеточный центр
4) комплекс Гольджи.

А28.Одной и той же аминокислоте соответствует антикодон ЦАА на транспортной РНК и триплет на ДНК:
1) ЦАА
2) ЦУУ
3) ГТТ
4) ГАА.
А29.Стадия гаструлы в эмбриональном развитии ланцетника характеризуется:
1) дроблением зиготы
2) образованием эктодермы и энтодермы
3) закладкой систем органов
4) формированием однослойного зародыша.
А30.Определите, какие генотипы могут иметь дети, если у гетерозиготной матери волнистые волосы, а у отца прямые (полное доминирование признака):
1) BB, Bb, bb
2) Bb, bb
3) BB, Bb
4) BB, bb
А31.Какой агроприём улучшает снабжение корней культурных растений кислородом?
1) прореживание посевов
2) подкормка минеральными удобрениями
3) прополка сорняков
4) рыхление почвы.
А32.Какая клетка после опыления цветковых растений может образовывать пыльцевую трубку?
1) вегетативная
2) центральная
3) генеративная
4) вторичная.
А33.Какие питательные вещества поступают в кровь человека в процессе всасывания через ворсинки тонкой кишки?
1) аминокислоты
2) липиды
3) полисахариды
4) нуклеиновые кислоты.
А34.Печень относят к железам внешней секреции, так как:
1) она участвует в регуляции обмена веществ
2) желчь выделяется из неё в полость кишечника
3) в ней обезвреживаются ядовитые вещества
4) в ней глюкоза превращается в гликоген.
А35.Мутации являются:
1) причиной вымирания видов
2) элементарной единицей эволюции
3) результатом популяционных волн
4) основным материалом для эволюции (Мутации в большинстве руководств определяются как «элементарный материал» для эволюции, поэтому  случайно не ответьте 2), что является не верным, так как  «единицей эволюции» является популяция).
А36.Верны ли следующие суждения о биотических связях в экосистеме?
А. Форму сожительства организмов разных видов, при котором один организм живёт за счёт другого, используя его в качестве среды обитания и источника пищи, относят к симбиозу.
Б. Отношения в экосистеме между организмами разных видов со сходными потребностями относят к типу хищник – жертва.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

В1. Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот:
1) наличием нуклеоида в цитоплазме
2) наличием рибосом в цитоплазме
3) синтезом АТФ в митохондриях
4) присутствием эндоплазматической сети
5) отсутствием морфологически обособленного ядра
6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов

В2. Признаки, характерные для грибов, –
1) наличие хитина в клеточной стенке
2) запасание гликогена в клетках
3) поглощение пищи путём фагоцитоза
4) способность к хемосинтезу
5) гетеротрофное питание
6) ограниченный рост.

В3. Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора.
1) обеспечивает появление нового вида
2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы
5) возрастает численность особей со средним значением признака
6) сохраняются особи с новыми признаками.

В4. Установите соответствие между характеристикой и группой растений.
1. Зелёные водоросли
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы
2. Моховидные
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите.

В5. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их видом.
1. Лейкоциты
Б) передвигаются в места скопления бактерий
В) участвуют в фагоцитозе и выработке антител
2. Эритроциты
А) продолжительность жизни – три-четыре месяца
Г) безъядерные, имеют форму двояковогнутого диска
Д) участвуют в транспорте кислорода и углекислого газа.

В6. Установите соответствие между характеристикой углевода и его группой.
1. Моносахарид
В) проявляет гидрофильность
Д) образуется в результате фотосинтеза
Е) окисляется при гликолизе
2. Полисахарид
А) является биополимером
Б) обладает гидрофобностью
Г) служит запасным питательным веществом в клетках животных.

В7. Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.
1. Абиотические
В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных
А) лесной пожар вследствие грозы
Е) затопление лугов при ливне
2. Биотические
Б) распространение семян растений птицами
Д) питание паразитических животных
3. Антропогенные
Г) санитарная вырубка леса.

В8. Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке.
6) синтез иРНК
5) выход иРНК из ядра в цитоплазму
4) соединение иРНК с рибосомой
2) взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
3) выход тРНК из рибосомы
1) образование пептидной связи между аминокислотами.

С1. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.
1. Кровососущие насекомые могут являться консументами II порядка, так как могут питаться кровью растительноядных животных — консументов I порядка.
2. Кровососущие насекомые могут являться консументами III и даже IV порядков, так как они могут питаться кровью консументов II и III порядков, соответственно.

С2. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и
Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?

1. Это одноклеточное животное рода Амеба, относящееся к подцарству Простейшие, типу Саркожгутиковые, классу Саркодовые.
2.  А — сократительная вакуоль, участвует в выведении избытков воды и продуктов обмена веществ из клетки.
3. Б — ядро, содержит молекулы ДНК: генетическая информация организма.

С3. В подержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в теплорегуляции? Укажите их значение.
1. Терморецепторы кожи — поставляют информацию в гипоталамус — центр терморегуляции организма млекопитающего.
2. Потовые железы кожи обеспечивают интенсивное испарение влаги при высокой температуре окружающей среды.
3. Кровеносные сосуды кожи способны расширяться (для интенсивной теплоотдаче) и сужаться (для снижения теплоотдачи.
4. Волосяной покров кожи защищает организм и от перегрева, и переохлождения.

С4. Какие особенности среды обитания внутренних паразитов обеспечивают их выживание? Назовите не менее трёх особенностей.
1. Обильное снабжение легкодоступной пищей за счет содержимого клеток, соков и тканей хозяина обеспечивает быстрый рост паразитов.
2. Благоприятный уровень температуры и влажности.
3. Защищенность паразитов от врагов.

С5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза и в анафазе митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
1. Клетки кончика корня — это обычные соматические клетки, поэтому набор хромосом в них 2n = 28.
2. Перед митозом в S периоде интерфазы происходит репликация ДНК. Количество хромосом останется прежним 28, но они станут двухроматидными (2n4c), поэтому содержание ДНК будет равно 56.
3. В анафазе митоза, когда сестринские хроматиды разойдутся, число хромосом и ДНК будет по 56.

С6. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
1. Обозначим: А — аллельный ген, ответственный за проявление карего цвета глаз, а — голубой аллель; В — аллельный ген, ответственный за праворукость, b — аллель леворукости.
Сначала запишем генотипы родителей согласно информации о их фенотипах и фенотипах их родителей. Женщина: ааВb (правша, но гетерозигота по этому признаку, так как b — малое ей досталось от ее отца). Мужчина: AaBb (оба рецессивных аллеля ему достались от матери голубоглазой левши).
2. Р: aaBb * …AaBb
G: ..aB,ab….AB,Ab,aB,ab
F1: AaBB,AaBb,AaBB,Aabb,aaBB,aaBa,aaBb,aabb.
На 3 кареглазых правшы будет приходиться 1 кареглазый левша, 3 голубоглазых правши и 1 голубоглазый левша.
3. Вероятность рождения кареглазого левши равна 12,5%. Закон расщепления признакА (при полном доминировании) и закон независимого наследования признакОВ.

*******************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по решению тестовых заданий, приводимых в этой статье, прошу обращаться в комментариях.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | варианты тестовых заданий ФИПИрепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологии | Отзывов (21)
Отзывов (21)
  1. Ольга

    И снова,здравствуйте! В варианте 2 В8 разве сначала идет не клеточная стенка? Спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Оля, конечно, клеточная стенка. Она и написана у меня на первом месте, мембрана на втором и т.д. А цифры перед ответами — это те, которые стоят в задании, чтобы его выполнить. В своих бланках ответов учащийся записывает цифры ответов, располагая их в нужной последовательности (например, на первом месте может оказаться ответ под цифрой 6).

      Ответить
  2. Мария

    Здравствуйте, уважаемый автор!
    Очень нравится Ваш сайт и Ваше мировоззрение!
    Хотела бы заметить, что в тесте 4, в задании А28, допущена ошибка. Верным будет ответ под номером 1 (т.е. антикодону тРНК ЦАА соответствует триплет ДНК ЦАА).
    С уважением, М. Д.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Мария! Большое спасибо за сообщение. Ошибку исправил («и на старуху бывает проруха»).

      Ответить
  3. Дмитрий

    Здравствуйте, Борис Фагимович. У меня пара затруднений по второму варианту:
    1) B3. Я так понимаю, вопрос предполагает именно БОЛЬШОЕ увеличение численности? Бактерии-редуценты ведь так же питаются органическими веществами, разлагая их (или я не прав?).
    2) C2: а как был бы проиллюстрирован хромосомный набор n2c? Разве он чем нибудь бы отличался от 2n4c? (ведь в метафазе и мейоза II и митоза на экваторе расположены «цельные» хромосомы?)
    А вопрос А9 — это полное издевательство!. Я посчитал, что имеется ввиду процесс в одной клетке, причём, сказано «ПОЯВЛЕНИЕ», как будто произошло это внезапно…

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Дмитрий!
      1) В3 в варианте 2 — «плохой» тест. После вашего вопроса, я все же изменил ответ 4 на 6, думаю, что авторы-составители задумали именно его (но тогда 1 и 6 это одно и тоже, так как у гетеротрофных бактерий природная роль быть редуцентами органического вещества).
      2) А вот здесь Вы не правы. Конечно же, иллюстрируя 2n4c, на рисунке будут видны пары двойных гомологичных хромосом. Как на этом рисунке мы видим: у двойной большой черной хромосомы есть ее гомолог большая двойна белая хромосома, а у маленькой черной есть, соответственно, маленькая белая. А в метафазу мейоза II, когда формула имеет вид n2c, по экватору выстроятся тоже двойные хромосомы 2с, но все они будут не парные (1n).

      Ответить
      • Дмитрий

        Насчёт метафазы: в учебнике её иллюстрируют две картинки-ранняя метафаза (подпись-завершается образование нитей веретена деления, хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки) и метафаза (нити веретена деления прикрепляются к центромером хромосом). Метафаза действительно поделена на две стадии, и стоит ли тогда упоминать в ответе на C2, что на картинке именно «поздняя стадия» метафазы?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Нет, Дмитрий, это не обязательно. Метафаза, «метафазная пластинка» (как она именуется у генетиков) — она и «в Африке метафаза».

          Ответить
          • Дмитрий

            Понятно, спасибо за ответы.

            Ответить
  4. Дмитрий

    Вопрос по заданию C5 (вариант 1): возможно я чего-то не понял (меня сразу «напугало» упоминание про антикодон). Но ведь и-РНК «пишется» с ДНК, и будет её «зеркальным отражением»? А т-РНК с его антикодоном будет комплементарен определённому участку и-РНК?
    Потом прочитал комментарий Biolog-а и ваш ответ ему ниже и совсем запутался:
    получается, и-РНК, которая у меня получится в ходе решения, НЕ комплементарна данному участку ДНК? Т.е. это, как бы, другой отрезок? Я правильно понял?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Дима и Вы и Biolog, и, думаю, что еще многие другие никак не могут понять, что структурные гены ДНК — это не только те участки, с которых списывается информация на и-РНК. Такие же полноправные структурные гены — это и совсем другие участки ДНК, с которых списывается информация на 20 видов т-РНК или разные виды р-РНК. Р-РНК, например, огромной длины молекулы, по сравнению с и-РНК и они списываются (транскрибируются по правилу комплементарности азотистых оснований как и любая транскрипция) с участков ДНК (генов) огромной длины. Т-РНК — это, наоборот, короткие молекулы РНК по сравнению с и-РНК (состоят всего из 70-90 нуклеотидов) и они транскрибируются с коротких генов ДНК (со своих собственных и никакого отношения не имеющих с генами, где закодирована информация об и-РНК).
      В разбираемом нами задании авторы пишут: дан участок цепи ДНК из 5 триплетов, соответствующий при транскрипции 5 триплетам центральной петли т-РНК. Значит, Дима, с этого участка ДНК мы и можем скопировать не всю 70-90 нуклеотидную цепочку т-РНК, а ТОЛЬКО её центральную часть (и тем более не кусочек молекулы и-РНК).
      К тому же, в дальнейшем, для биосинтеза белка (трансляции) эта вся 5-ти нуклеотидная центральная часть т-РНК нам и «на фиг не нужна». А нужен лишь её центральный триплет, именуемый антикодоном, так как именно он, и только он, должен быть комплементарен конкретному триплету (кодону) и-РНК, находящемуся в определенный момент в рибосоме при синтезе белковой молекулы.
      А большинство школьников (а оказывается, что и «эксперты», проверяющие тесты, есть такие), которые действуют по трафаретному мышлению: раз дан участок ДНК, то давайте ка с него построим кусочек и-РНК… Был комментарий, который я, конечно, убрал, где написали, что «расстреливать надо таких экспертов».

      Ответить
      • Дмитрий

        Теперь вроде понятно. Думаю, тут дело не столько в трафаретном мышлении (хотя и не без этого). Учебники, по которым я учился в школе, очень «ограниченные». И там только и есть — транскрипция, затем трансляция. Откуда берутся т-РНК там и не сказано. Поэтому и подобные «стереотипы»: я то думал, что т-РНК синтезируется уже на основе готовой и-РНК… Хотя, конечно, в этом и моя вина, что не нашёл необходимую информацию.
        Иногда очень пугает, когда вроде бы решаешь C5 уже уверенно, а потом вот такое — и понимаешь, что на экзамене я бы пролетел…))
        Спасибо за ваши объяснения.

        Ответить
  5. Лариса

    Здравствуйте, Борис. Не удержалась, чтобы не написать. Вот видите, какие у нас иногда бывают эксперты на ЕГЭ. Надеюсь, что только иногда. Есть ответ, и они от него не отступают. Нет бы подумать. Это я по поводу С5.
    А теперь по другому поводу.
    Дело в том, что иногда бывают несколько правильных вариантов в ответе. В некоторых грамотных пособиях указывают: допускаются иные правильные варианты ответов. Я не понимаю, что в инструкциях экспертам это не пишут?
    Я в этом году столкнулась с такой ситуацией при проверке ГИА ( ОГЭ) 9 класс по биологии . Когда один из экспертов четко следовал данному эталону ответа. Еле убедили, что можно по другому. К сожалению никаких документов , чтобы беседовать с ней аргументированно нет. Скорее всего их нет и на ЕГЭ.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Лариса. Вы пишите о нескольких верных ответах в части А? В ГИА и ЕГЭ их просто «по самой природе составления» быть не должно. А вот когда такое случается — речь идет об ошибочном тестовом задании.

      Ответить
  6. Карина

    Во многих справочниках говорится, что митоз и мейоз II практически ничем не отличаются. Стоит ли указать в С2 во 2 варианте, что это может быть метафаза как митоза, так и мейоза II?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Нет, Карина, точно, что нельзя. Между мейозом II и митозом можно провести лишь условное сравнение. В метафазу митоза, хотя мы и видим, что хромосомы состоят из двух сестринских хроматид (как и при мейозе II), но мы еще и видим, что у каждой хромосомы присутствует и ее гомолог (как на этой картинке: у большой темной есть её гомолог большая светлая, у маленькой темной есть её гомолог маленькая светлая — 2n4c), а в каждой из двух клеток, образовавшихся после мейоза I (редукционного деления) будет находиться только по одной из гомологичных хромосом — n2c.

      Ответить
  7. Biolog

    Неверно решена задача C5!
    Вы находите тРНК по ДНК, хотя тРНК находится при условии что мы нашли иРНК. Таким образом, по ДНК в первую очередь находим иРНК и она будет иметь такой же вид, какой у вас имеет тРНК!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Biolog, в своем решении Вы правильно описываете как должно быть при синтезе белка: сначала транскрипция, потом трансляция. В этой же задаче составители всё перевернули «с ног на голову», чтобы решить ее могли только те ученики, кто хорошо разобрался в этом процессе, а не решает по трафарету. Вы пока еще не разобрались… В первом же предложении задания сказано, что «фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТГЦЦЦАТТЦГТТАЦГ». А надо помнить, что исходная информация о всех видах РНК (а не только и-РНК, но и р-РНК, и т-РНК) записана в генах ДНК. Посмотрите мою статью на этом блоге «Биологические матрицы и биосинтез белка»

      Ответить
      • тахир

        Может Вы и правы с заданием C5, но поверьте моему опыту. Мы, эксперты, при проверке ЕГЭ заданий, сталкивались с подобной задачей и Ваш вариант ответа там считался неверным. Верным было нахождение сначала иРНК, а потом тРНК. Не надо изобретать колес, действуйте по правилу: сначала ДНК, затем иРНК и после тРНК, аминокислотную последовательность считывайте с иРНК.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Извините, Тахир, но я не «изобретатель колес». Конечно же таблица генетического кода составлена только для и-РНК. И любой здравомыслящий человек будет искать последовательность аминокислот в белке, исходя только из последовательности триплетов (кодонов) и-РНК. Но Вы то предлагаете совсем не это, а ПОЛНЕЙШУЮ АХИНЕЮ. Значит кто-то когда-то решил это задание совершенно не верно и эта ошибка тиражируется. Учите биосинтез белка, учите процесс транскрипции (это создание всех видов РНК, а не только и-РНК, как запомнили многие). И если в задаче черным по белому написано: вот кусок ДНК, в нем закодирована информация о центральной петле т-РНК, то как мы можем по этому участку находить и-РНК? Разберитесь в этом вопросе. Надо знать биологию, а не те ошибки, которые встречаются при ответах на тестовые задания ЕГЭ и тиражируются дилетантами.

          Ответить
          • Vicbro

            Согласен с админом — все, все виды тРНК, все виды рРНК, как и десятки тысяч иРНК, (все виды РНК) синтезируются (транскрибируются) на своих собственных разных участках ДНК. И что, спрашивается, нужно сделать с такими «экспертами», утверждающими, что тРНК синтезируется на иРНК?

            Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *