Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Почему экология, как раздел общей биологии, занимает особое место в школьном курсе биологии. Да сама жизнь, отношение человека к окружающему миру, экологические проблемы, встающие перед человечеством в связи с техническим прогрессом (нередко оборачивающимся путем в никуда) — заставляют относиться к дисциплине экологии с особенным пиететом.
Поэтому не случайно в любых тестах ЕГЭ и ОГЭ по биологии довольно большое место отводится заданиям по экологии.
Как репетитор по биологии много лет наблюдаю такую картину: часть учащихся совершенно свободно могут изъясняться на языке экологических терминов, другая часть — наоборот, с трудом воспринимает их.
Возможно решение некоторых задач по экологии в какой-то степени поможет учащимся лучше разобраться в школьном предмете экологии в целом.
Ниже приведены условия заданий, решения которых разбираются в Части 2 моего платного сборника
«Задачи по экологии. 100 задач с решениями»
Задача 1. Одна устрица фильтрует до 10 л/ч воды, содержание водорослей в которой составляет 0, 5 г/л. Какое количество энергии в кДж этих водорослей будет усвоено банкой из 1000 устриц, если в 1 г биомассы водорослей содержится 2,5 кДж энергии корма. На процессы жизнедеятельности устрицы тратят до 60% энергии корма.
Задача 2. На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.
Определите плотность поголовья лосей:
а) на момент времени создания заповедника?
б) через 5 лет после создания заповедника?
в) после 10 лет создания заповедника?
Задача 3. Какова плотность популяции сосны обыкновенной в сосняке зеленомошнике если на 4 площадках, площадью 10 на 10 метров каждая, было отмечено соответственно 14,17,12,13 деревьев?Ответ — деревья на гектары.
Задача 4. Какова плотность популяции дятла пестрого большого, если на площадке размером 400 на 400 метров было зафиксировано 2 заселенных дупла? Ответ — пары на км2 .
Задача 5. Охотоведы установили, что на площади 20 км квадратных таежного леса обитало 8 соболей из них 4 самки. Взрослые особи пар не образуют. в среднем за 1 год самка приносит трех детенышей. Смертность детей и взрослых в конце года составляет 10%. Определить численность соболей в конце года, плотность до начала размножения и в конце года, смертность за год, рождаемость за год.
Задача 6. Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему в этих случаях не происходит вытеснения одним видом другого?
Задача 7. Для каждой предложенной пары организмов подберите ресурс (из приведенных ниже), за который они могут конкурировать: ландыш – сосна, полевая мышь – обыкновенная полевка, волк – лисица, окунь – щука, канюк – сова-неясыть, барсук – лисица, рожь – василек синий, саксаул – верблюжья колючка, шмель – пчела.
Ресурсы: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.
Задача 8. В пруду обитает популяция из 15 щук.1 щука в среднем за месяц съедает около 20 карасей. На сколько особей увеличится численность популяции карасей к концу года если щуки съедают примерно 40% их годового прироста.
Задача 9. В озере обитает популяция плотвы из 400 половозрелых особей. Удельная рождаемость плотвы составляет 50 потомков в год на одну половозрелую самку. Плотва является основным кормом для популяции из 20 щук, которые съедают примерно 60% годового прироста плотвы. Одна щука в среднем съедает около 20 особей плотвы в месяц. Какой половой состав (в %) имеет популяция плотвы?
Задача 10. В одном из районов саванн популяция львов состоит из 40 особей. Основной пищей им являются косули. Популяция косуль способна за год восстановить свою численность на 25%. Один лев в среднем в год убивает до 100 косуль, что составляет 4% годового прироста их популяции. Чему будет равна численность популяции косуль через год при условии, что на данную территорию вселится ещё 10 львов? Сможет ли данная популяция сохранить своё существование(нижний предел численности равен 1000 особей), если другие хищники за год будут съедать до 2000 косуль?
Задача 11. В XIX веке популяционные экологи разрабатывали множество математических моделей, описывающих динамику численности популяции различных живых существ. Одна из предложенных формул расчёта скорости роста популяции представлена ниже:
δN=r⋅N⋅(K−N)/K,
где δN — изменение численности популяции за фиксированный период времени;
N — численность популяции в начальный момент данного периода;
K — ёмкость среды, равная максимально возможной устойчивой численности популяции;
r — репродуктивный потенциал, коэффициент, характеризующий скорость воспроизводства, зависит от величины выбранного отрезка времени и характеристик биологического вида;.
Примечательно, что данная формула применима в некотором приближении к популяции любого биологического вида.
Вам поручено управление заповедником.В рамках программы восстановления популяции редких видов млекопитающих в Ваш заповедник в 2016 году было интродуцировано 50 зубров. Известно, что на территории заповедника может теоретически жить 1000 особей зубра, а репродуктивный потенциал данного вида составляет 1.2 (отрезок времени в данном случае — 1 год). В каком году численность зубра впервые снизится по сравнению с предыдущим?
В ответе укажите число в формате ГГГГ
Задача 12. Рассчитайте численность и плотность (пар/100 га) популяции вьюрков на острове, при условии, что площадь острова составляет 20 га, и на каждый гектар площади гнездится 5 пар вьюрков. Какова будет плотность популяции при равномерном распределении на острове, площадью 5 га?
Задача 13. Рассчитайте на усыхающем участке леса площадью 1 га плотность популяции короедов, при условии, что на каждом квадратном метре леса встречается 3 дерева, на каждом из которых отмечено в среднем по 5 жуков.
Задача 14. При учете плотности популяции крапчатого суслика полигон исследования в 1 га был разбит на 100 квадратов 10×10 м, в каждом из которых подсчитывалось количество гнездовых нор. В итоге были получены следующие данные: 60 площадок не имели нор, 11 – по 1 норе, 18 – по 2 норы, 9 – по 3 норы, 3 – по 4 норы. Определите тип пространственного распределения популяции суслика по отношению дисперсии (S^2) к среднему числу особей на площадке.
Задача 15. Численность одной популяции возросла за месяц от 100 до 200 особей, а второй — от 1000 до 1500 особей. У какой популяции коэффициент мгновенного роста больше?
Задача 16. Объяснить различия терминов редуценты и детритофаги как компоненты экосистемы?
Задача 17. Прирост биомассы популяции щуки в озере за лето составил 10 кг. Сколько солнечной энергии поглощал фитопланктон за месяц, если известно, что пищевой рацион плотвы за лето составлял 1/5 его прироста, а прирост плотвы за этот же период был равен половине рациона щуки. В 1 кг фитопланктона содержится 6*10^2 ккал энергии. Правило 10 %.
Задача 18. Рост популяции тараканов происходил следующим образом: 1 неделя — 100 особей, 4 неделя — 400 особей, 8 неделя — 680 особей, 12 неделя — 900 особей, 16 неделя — 1120 особей, 20 неделя — 5000 особей. Рассчитать скорость роста популяции.
Задача 19. Популяция растет с r = 0,5 в сутки. Во сколько раз ее численность увеличится за 0,5, 1 и 2 суток.
Задача 20. Рассчитайте численность и плотность популяции грызунов в лесном массиве, при условии, что площадь леса составляет 10 га, и на каждом участке 50х100 м встречается 20 особей мышей. Какова будет плотность популяции мышей на площади 1 га?
Задача 21. При первичном учете доля самок в популяции составила 0,64. После изъятия из популяции 50 самок и 10 самцов доля самок составила 0,51. Найти численность популяции.
Задача 22. В городе проживают 100, 150, 300, 500 тыс. человек. Какую площадь должны иметь леса вокруг этого города, чтобы их хватило для обеспечения населения кислородом и для поглощения выделяемого при дыхании углекислого газа, если в солнечный день 1 га леса поглощает 240 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода, а 1 человек в сутки при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выделяет 750 г углекислого газа.
Задача 23. За сутки человек потребляет 500 л кислорода. На каждого человека в настоящее время приходится одно домашнее животное, которое потребляет кислорода в 5 раз больше. На скольких людей и домашних животных хватит воздуха в атмосфере, если не принимать во внимание другие живые организмы?
Задача 24. 3.Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнительные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, позволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.
Задача 25. Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (так называемый подгон). Какие особенности биологии дуба используются в этом методе? Объясните, какое значение для лесной промышленности имеет такой прием.
Задача 26. Плотность зайцев в данном лесном массиве составляет 200 особей на га. За период размножения из одного помета выживает в среднем 2,3 детеныша. В популяции равное количество самцов и самок. Смертность зайцев условно постоянна, в год гибнет 35% особей. Как будет меняться плотность зайцев в течение 3 ближайших лет?
Задача 27. Рассмотрите трех представителей растительного мира: ксерофит (кактус, алоэ), гидрофит (элодея), гигрофит – живущий при повышенной влажности почвы и воздуха (папоротник, монстера). При этом:
а) отметьте особенности внешнего строения, характерные для этих растений;
б) из курса биологии вспомните, какие особенности внутреннего строения предлагаемых растений связаны с условиями обитания.
Задача 28. Рассмотрите трех представителей животного мира: наземное млекопитающее, птицу, рыбу. При этом:
а) отметьте особенности внешнего строения предлагаемых животных, связанные со средой обитания;
б) из курса биологии вспомните, какие особенности внутреннего строения этих организмов можно рассматривать как приспособление к определенной среде обитания.
Задача 29. Дана пищевая цепь: дуб—-шелкопряд—-поползень——ястреб. На первом трофическом уровне энергетический запас в виде чистой первичной продукции составляет 5*10(4) кДж энергии. На втором и третьем трофическом уровне на прирост биомассы организмы используют по 10% своего пищевого рациона. Рассчитайте, сколько энергии используют на прирост биомассы консументы 3 порядка, если на дыхание они расходуют 60% и с экскрементами выделяют 35% энергии рациона.
Задача 30. Водоросли и инфузории живут вместе в замкнутом сосуде, стоящем на свету. Инфузории потребляют 0,22 моль глюкозы в неделю, водоросли — 0,24 моль глюкозы в неделю. Суммарная недельная продукция глюкозы составляет 0,5 моль. Как изменится содержание кислорода в этом сосуде через неделю?
Задача 31. Трофическая цепь водной экосистемы представлена схемой: фитопланктон —> зоопланктон —> плотва —> выдра. Определите минимальную площадь(м2) акватории, обеспечивающей суточную жизнедеятельность 10 особей выдры, если суточный прирост одной выдры составляет 54 ккал, чистая первичная продукция фитопланктона — 270 ккал/м2 в сутки.
Задача 32. На лугу обитают полевые мыши и лисы. Мышь в сутки съедает 10 грамм семян. 10 грамм семян мышь собирает с 5 м квадратных луга. Лиса в сутки съедает 5 мышей. Площадь луга составляет 3 гектара. Сколько лис могут прокормиться на этом лугу в течении месяца? Составить пищевую цепь.
Задача 33. При дыхании человек потребляет примерно 15 л кислорода в час, используя лишь 1/5 его содержания в воздухе. На какой срок хватит 10 метров в кубе воздуха, при условии поглощения образующегося CO2?
Задача 34. В солнечный день гектар леса впитывает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-220 кг кислорода, в пасмурный день — 3/5 этого количества. Определите, какое количество этих газов впитывают и выделяют леса, которые занимают площадь 500 000 гектаров, в течение года при условии, что пасмурные и солнечные дни бывают одинаково часто, а процесс фотосинтеза активно происходит в течение 4,5 месяцев.
Задача 35. Существует три основных способа приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. К какому способу можно отнести: а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные районы зимовок; б) зимнюю спячку бурых медведей; в) активную жизнь полярных сов зимой при температуре — 40 оС; г) переход бактерий в состояние спор при понижении температуры; д) нагревание тела верблюда днем с +37 оС до +41 оС и остывание его к утру до +35 оС; е) нахождение человека в бане при температуре в +100 оС, при этом его внутренняя температура остается прежней +36,6 оС; ж) переживание кактусами в пустыне жары в +80 оС.
Задача 36. Температура тела песца остается постоянной (+38,6 °С) при колебаниях температуры окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С. Перечислите приспособления, которые помогают песцу удерживать постоянную температуру тела.
Задача 37. В лесу поймали и окольцевали 30 рябчиков. Через сутки снова поймали 30 рябчиков, среди них было 15 окольцованных. Определите число рябчиков в данной популяции.
Задача 38. Численность популяции воробьев составляет 400 особей. За период размножения из одной кладки яиц в среднем выживает 1,4 птенца. В популяции равное количество самцов и самок. Смертность постоянна, в среднем за год погибает 20% особей. Численность данной популяции воробьев в следующем году составит?
****************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
помогите пожалуйста с задачей под номером 26
Решение этой задачи приводится в моем платном сборнике.
Здравствуйте, помогите,пожалуйста, с решением задачи. Сейчас на 100 кв. км леса можно обнаружить не более 4 гнезд. Учитывая площади лесов 223 кв. км. Рассчитайте сколько пар Ястребов-перепелятников (1) может проживать в разных областях Российской Федерации. Как правило, на двух самок в популяции приходится 3 самца. Ястребы-перепелятники начинают размножаться в годовалом возрасте. Плодовитость самки обычно составляет 4-6 яиц (средняя 5). Гибель вылетевших из гнезда молодых птиц к весне следующего года составляет 50%, а к концу второго года жизни (после размножения) погибает 40% от численности годовиков. Основной вклад в величину смертности взрослых ястребов (30%) приходится на внегнездовую часть года (сезонные миграции). По показателям смертности самцы и самки принципиально не отличаются друг от друга. Величинами иммиграции и эмиграции можно пренебречь, поскольку они взаимно уравновешивают друг друга. Рассчитайте, как изменится численность популяции перепелятников к осени первого (2), и к осени второго года (3) наблюдений. Сколько лицензий можно выдать охотникам?
Здравствуйте, Даша! Что-то мне не хочется даже приступать к решению этой «сверхзадачи». Или составители этого задания так «накуролесили», или чего то упущено при копировании условия задания. Что я имею в виду: после десятка всяких условий (может быть и логично представленных), последний вопрос задания (насчет количества выданных лицензий охотникам), ну просто ни к какому боку не пришьешь. Явно каких-то вводных не хватает. Уж извините, не возьмусь даже ломать себе голову.
Помогите пожалуйста с задачей, она есть на этой странице под номером 21. Я её решила, но кажется не правильно: «При первичном учёте доля самок в популяции составляет 0,64, после изъятия из популяции 50 самок и 10 самцов, доля самок составила 0,51. Найти численность популяции.»
Сначала эта задача была помещена здесь с неверным решением. Благодаря комментарию Светланы, теперь она решена правильно.
Обозначим численность исходной популяции Х особей. Количество самок в популяции при первичном учете было 0,64Х, самцов было 0,36Х.
После изъятия части особей, самок стало 0,64Х — 50, а самцов стало 0,36Х — 10.
Поскольку, нам известно, что величина (0,64Х — 50) стала составлять 51% общей численности популяции, а величина (0,36Х — 10) стала составлять 49% общей численности популяции, тогда, можно составить такое равенство (0,64Х — 50) х 100% : 51% = (0,36Х — 10) х 100% : 49%.
Решив это равенство, находим, Х = 149,2 особей было в исходной популяции. Поскольку «пол велосипедиста» не бывает, ответ округляем до 149 или 150 особей (что не принципиально).
Добрый вечер! Во-первых, если решить составленную Вами систему уравнений, то такой ответ никак не получается. Во-вторых, если подставить полученные Вами значения Х и У в составленную систему уравнений, то равенство не имеет смысла (значения до знака «равно» и после не совпадают). Каково же всё-таки верное решение?
Здравствуйте, Светлана! Посмотрите, пожалуйста, снова на решение задачи. Конечно, первый раз уравнения были составлены мною неверно. Теперь же, благодаря Вам, я исправил решение этого задания.
Добрый вечер, Борис Фагимович, не могли бы Вы подсказать как решить задачу 14 с Вашего сайта, пытаюсь, ничего не выходит.
Здравствуйте, Наташа.
№ 14 из первой части сборника. Задача про лисиц. Полезной солнечной энергии для той территории леса, где живут наши лисы, окажется 5,5 * 107 (с учетом КПД). Травоядным консументам, живущим на этой территории леса, достанется 5,5 * 106 энергии, а лисам — как консументам второго порядка, достанется 5,5 * 105 ккал. Поскольку на одну лису требуется 220 * 10 * 10 = 22000 ккал энергии, то на данной территории может прокормиться 550000 : 22000 = 25 лисиц.
№ 14 из второй части сборника. Задача про сусликов. Типов пространственного распределения может быть три:
1) когда S2/m < 1 – распределение будет называться равномерное; 2) S2/m = 1 – распределение случайное; 3) S2/m > 1 – групповое распределение.
Дисперсия определяется по формуле: S2 = Сумма (x-m)2: n-1, где х — количество особей на конкретной площадке; m – среднее количество особей на площадке;
n – число площадок.
Таким образом, чтобы найти среднее квадратическое отклонение или дисперсию S2 нужно расчертить таблицу из 100 строк номеров участков (с 1 по 100) и по каждой строчке вписать х, x-m, (x-m)2. Затем просуммировать все (x-m)2, то есть по 100 строкам и эту величину разделить на 100-1=99. А зная дисперсию и m (m в этой задаче равно 0,86) можно оценить тип пространственного распределения.
Борис, здравствуйте!
Прошу помочь разобраться со следующей задачей, если вас не затруднит.
В помещении длиной 7, шириной 6 и высотой 3.5 разбился медицинский ртутный термометр. Вся ртуть испарилась. Вес испарившейся ртути 1г. ПДКHg = 0,0003 мг/м3. Можно ли находиться в этом помещении с образовавшимися парами ртути? Какой объем должно иметь помещение, чтобы в нем можно было находиться при таком общем количестве ртути в воздухе?
Здравствуйте, Роман. Объем помещения: 7 х 6 х 3,5 = 147 м3. Концентрация ртути из градусника в этом помещении будет равна 1000 мг/147 м3 = 6,8 мг/м3. Значит ПДК ртути в этом помещении будет превышено в 22667 раз и, конечно, в нем нельзя находиться. Объем помещения, в котором данное количество ртути не будет превышать указанных значений ПДК, составляет 147 м3 х 22667 = 3332049 м3. Таких «помещений» на Земле не построено. Самый большой стадион имеет объем примерно 2792400 м3. Задача составлена не верно, так как приведенное в задании ПДК ртути 0,0003 мг/м3 это для атмосферного воздуха, а ПДК ртути для помещений = 0,01 мг/м3.
Борис Фагимович, помогите с таким заданием. Бактерии способны очень быстро размножаться. Каждые полчаса путем деления из одной клетки образуются две. Если одну бактерию поместить в идеальные условия с обилием пищи, то за сутки ее потомство должно составить 281474976710 700 клеток. Такое количество бактерий заполнит 0,25-литровый стакан. Какое время должно пройти, чтобы бактерии заняли объем 0,5 л?
а) одни сутки; б) двое суток; в) один час; г) полчаса.
Нина, в этом задании не совсем корректно поставлен вопрос: «Какое время должно пройти, чтобы бактерии заняли объем 0,5 л?» Если речь идет об уже имеющемся количестве бактерий 281474976710 700 клеток, занимающих объем 0,25 л, то ответ г) — через полчаса они займут объем 0,5 л, так как сказано, что время генерации (время удвоения) составляет полчаса. Если же речь идет об исходной клетке, то нет правильного ответа, так как при данной скорости генерации бактерии займут объем 0,5 л через 24,5 часа.
В естественных лесных сообществах успех размножения мелких птиц (доля вылетевших из гнезда птенцов относительно общего числа отложенных яиц) составляет около 40%; в лесах рядом с населенными пунктами — не более 10%; в парках этот показатель падает до 1%. Назовите возможные причины подобной закономерности. Что необходимо предпринять для увеличения успеха размножения птиц в парках?
В лесах вблизи населенных пунктов и в парках снижение доли птенцов, вылетевших из гнезда, связано, очевидно, с антропогенными факторами: загрязнение воды, почвы, воздуха, шум (как следствие: снижение кормовой базы и стрессовые состояния птиц). И это объективная реальность. Нельзя же убрать людей из населенных пунктов или запретить людям гулять в парках.
Борис Фагимович, здравствуйте. Помогите решить задачу.
Оценить качество воды в водоеме, если известно, что проба воды содержит ДДТ концентрацией 0.001 мг/метров в кубе и цинк концентрацией 1.1 мг/л.
Здравствуйте, Степан.
Чтобы решить это задание, надо знать конкретные нормы ПДК для ДДТ и цинка (это дается в методических пособиях по курсу экологии).
Начертить и проанализировать поло-возрастную пирамиду по заданным параметрам:
1. Численность молодняка косулей – 20 (самцов) и 40 (самок);
2. Численность половозрелых особей – 30(самцов) и 50 (самок);
3. Падёж косуль – 50 (самцов) и 90 (самок).
Татьяна, я отправил на вашу почту диаграмму поло-возрастной динамики численности популяции косуль. Рождается больше самок, чем самцов. Примерно такая же пропорция сохраняется в половозрелом возрасте и погибает взрослых самок больше, чем самцов.
Здравствуйте, помогите с задачей, пожалуйста.
Определите количество О2 и воздуха, расходуемых при сжигании 360 тыс. т природного газа (метан — 80%, пропан — 20%). Какая масса древесины пихты с химическим составом, %:С-50,4, Н-6, О-43,1 должна быть синтезирована, чтобы выделилось такое количество кислорода?
Здравствуйте, Амалия. Для решения этой задачи необходимо иметь кроме специального учебника по экологии еще и методическое пособие с массой всевозможных базовых констант. Я этим ничем не располагаю. Но Вам крупно повезло. Я нашел очень подробное решение (надеюсь правильное) этой задачи на 3-й и 4-й страницах вот этого сайта: http://student.zoomru.ru/eko/kontrolnaya-rabota-po-jekologii/282899.3352628.s3.html
Здравствуйте, не могли бы вы мне помочь.
Посоветуете ли вы предпринимателю высадить грецкий орех в Астрахани где средняя месячная температура воздуха зимой равна -20. Толерантность грецкого ореха равна -15 +30. Оптимум равен -10 +18.
Здравствуйте, Екатерина! Когда жил в Ставрополе, то там прекрасно давали большой урожай грецкие орехи (целые лесополосы были из них). Астрахань по температурным показателям должна мало отличаться от Ставрополья. Вот только не пойму, как может быть в Астрахани «средняя месячная температура воздуха зимой равна — 20 градусов»? На севере в Архангельске средняя месячная температура зимой и то выше!
Здравствуйте. Здесь нужно знать географию, а именно, что в Астрахани климат зимой близок к континентальному, т.е. к климату Западной Сибири. Архангельск обогревается теплым течением, а Прикаспийскую низменность зимой стекает холодный воздух, застаивается, образуется устойчивый антициклон. Отсюда и морозы.
Здравствуйте, Вера! Спасибо за подробное разъяснение. Теперь мне понятно, почему в Астрахани (на юге нашей страны) зимние температуры могут опускаться до минус 20 градусов (грецкий орех не выдержит точно). Но «могут опускаться до минус 20 градусов» — совсем не значит, что среднемесячная температура за 3 зимних месяца равна минус 20 градусам как пишет в своём вопросе будущий предприниматель Екатерина (большая любительница грецких орехов). Заглянул в поисковик. Самый холодный зимний месяц в Астрахани — февраль, со среднемесячной температурой всего минус 3,7 градуса.
Помогите, пожалуйста, решить задачу! Определите, какое максимальное количество печёночных сосальщиков может прокормиться в организме основного хозяина ,если энергетические потребности одного паразитического червя составляют 200 ккал. В зооценозе, включающем популяцию основного хозяина , обитают коза(средняя масса тела 40 кг), прудовик (10 г), тритон(3 г) и лисица (7 кг). В 1 кг тела основного хозяина запасено 2000 ккал энергии. Учтите, что для сохранения жизнедеятельности хозяина печёночные сосальщики не должны потреблять более 10 % запасенной энергии.
Здравствуйте, Люся!
Месяц тому назад мне уже присылали задание с подобным условием (это были какие-то контрольные туры из Белоруссии). Любые задании по экологии (и генетике) должны составляться так, чтобы для их выполнения обязательно требовалось использовать всю приводимую информацию. В этом задании, с моей точки зрения, бОльшая часть информации просто лишняя. Нам совершенно «фиолетово» какова масса промежуточного хозяина прудовика, а тем более тритона и лисицы. Чтобы узнать какое количество печеночных сосальщиков может прокормиться в организме основного хозяина (позвоночном теплокровном животном — козе, корове, олене, человеке) нужно знать энергетические потребности одного червя, запасы энергии в организме-хозяине и правило 10% (правило Линдемана). 2000 ккал/кг х 40 кг : 200 ккал : 100% х 10% = 40 шт. сосальщиков.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста методичку или учебник в котором можно найти примеры решения такой задачи. Тепловая электростанция содержит в выхлопных газах загрязняющие вещества: оксиды азота — 0,240 мг/л; диоксад серы — 0,450 мг/л. Объем выхлопных газов — 140 тыс. м3/ч. Вычислить эко¬логический ущерб предприятия окружающей среде и штраф за квартал и за год, если Спдк = 52 р./т; Сппв = 260 р./т для оксидов азота и Спдк = 21 р./т; Сппв = 105 р./т для диоксида серы.
Здравствуйте, Андрей! К сожалению я не могу подсказать Вам ни методичку, ни учебник, где объяснялось бы решение задач по промышленной экологии.
Здравствуйте! Есть странная задача на сеть питания.
Определите, какое максимальное количество печеночных сосальщиков может прокормиться в организме основного хозяина, если энергетические затраты 1 паразита 200 ккал. В зооценозе, включающем популяцию основного хозяина, обитают олень (ср. масса 300 кг), прудовик (10 г), уж (150 г), волк (40 кг). В 1 кг основного хозяина запасено 2000 ккал энергии. Переход энергии по правилу Линдемана.
Здравствуйте, Саша!
Да, я с вами согласен, что условие задачи «странное». Задачи всегда должны быть составлены так, чтобы использовать всю предложенную информацию. Для решения же этой задачи, чтобы определить, какое максимальное количество печеночных сосальщиков может прокормиться в организме оленя (основного хозяина) совсем лишними являются данные: «прудовик (10 г), уж (150 г), волк (40 кг)». Информация о цепи питания могла бы быть нужной, чтобы, например, узнать количество оленей. Но этого не нужно, так как спрашивается о количестве сосальщиков в организме одного оленя. Поэтому, Саша, извините, я не буду решать эту «неправильно» составленную, с моей точки зрения, задачу.
Вот таким странным задачам нам приходиться учить детей. Я учитель и в принципе свободно решаю большинство задач по экологии. Такую задачу предложили в Беларуси на 2 репетиционном тестировании. С коллегами мы решили, что вся ее «сложность» заключается в определении основного хозяина. Спасибо за комментарий.
Добрый день! Помогите пожалуйста ответить на последний вопрос из задачи
1. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками. Используя эти данные, рассчитайте численность популяции. Каковы возможные источники ошибочного определения численности при таких расчетах? Что нужно предпринять, чтобы повысить точность расчёта численности?
Здравствуйте, Ирина! Чтобы повысить точность расчёта численности популяции необходимо было изначально пометить большее количество экземпляров.
Здравствуйте Борис Фагимович, помогите решить пожалуйста. Изменение предельных издержек энергетической компании в зависимости от удельных выбросов диоксида серы при сжигании твёрдого топлива выражается следующим уравнением: МСА=1,1-0,16*mSo2
Изменение предельных соц.издержек для данного региона в связи с выбросом диоксида серы выразится так: МSA=6,5*10^-2(mSo2)^2
Годовая выработка электроэнергии составляет 12*10^9 кВт*ч.
Определить, какую величину удельных выбросов диоксида серы, г/кВт*ч,должны установить для этой энергокомпании органы по контролю за окруж.средой и каковы соц издержки (в абсолютном значении) энергокомпании при отсутствии очистны сооружений по частичной утилизации серного ангидрида
Здравствуйте, Юлия! Вы меня извините, но я не учился на специалиста по экологической экспертизе и совсем не знаю как решать такие задачи. У Вас и учебник должен быть соответствующий, и методические материалы какие-либо по решению подобных заданий.
Здравствуйте, Борис Фагимович! Помогите, пожалуйста, решить…
В пруд, площадью 2000 м2 и глубиной 2 м поступило 80 г соединений фтора. Пригодны ли в пищу караси, пойманные в пруду, если накопление токсиканта на каждом звене десятикратное, а ПДК фтора в рыбе 10 мг/кг? Дайте схему пищевой цепи и расчет концентраций. Спасибо!
Здравствуйте, Сергей! С моей точки зрения, условие Вашего задания не выдерживает никакой критики. Это авторы задания должны были бы сами указать схему пищевой цепи, на основании которой можно было бы произвести хоть какие-то очень приблизительные расчеты. Цепь в водоеме может условно начинаться: 1) с высших и низших растений (элодея, рогоз, спирогира), являющихся напрямую пищей растительноядным рыбам и птицам (карп, карась, плотва, утки); 2) с микроскопических водорослей, входящих в состав планктона (хлорелла, хламидомонада), поедаемых низшими ракообразными (циклопы, дафнии), которыми, в свою очередь, тоже могут кормиться мелкие рыбы (карась, плотва). Так какую цепь брать в расчеты в Вашей задаче? Цепь, состоящую из двух звеньев или из трех? Но ни для двухзвеньевой цепи, если предположить невероятную чушь, что в пруду нет никаких других растительноядных организмов кроме карасей (ни рыб, ни моллюсков, ни раков, ни птиц), ни для трехзвеньевой цепи — невозможно определить концентрацию токсиканта без знания биологической продуктивности водоема (пусть даже нам известен объем водоема). Сергей, видимо, для решения подобной задачи должны быть какие-то табличные средние значения расчета продуктивности растений, которые мне неизвестны.
Здравствуйте, помогите пожалуйста решить задачу, при решении у меня получаются огромные цифры…
В охотничьем хозяйстве обитало 85000 зайцев и 3400 лис. Каждая пара лис в год приносит 7 детенышей, каждая пара зайцев -12 детенышей. Как будет изменятся численность животных в течение шести лет, если учесть, что каждая лиса добывает за год 20 зайцев?
Полина, извините, но я не знаю алгоритма решения подобного рода заданий. Мне явно не хватает информации об естественной смертности популяции зайцев и лис. За шесть то лет зайцы будут умирать не только съеденные лисами, но и естественным образом (по старости). А лисы ведь будут не только размножаться, но и умирать (а какова их ежегодная смертность). Даже если пренебречь этой информацией (что совершенно бессмысленно), то как рассчитывать убыль зайцев только за первый год? Их жрали то не только эти 3400 взрослых лисиц (которым потребуется 68000 штук зайцев), но и молодые полугодовалые лисята (но они явно съедят не по 20 штук). Значит и эту информацию не учитываем и остаются сплошные допущения.
Допускаю, что кормиться зайчачиной в первый год должны лишь имеющиеся взрослые лисы. Они сожрут 68000 штук зайцев. Но оставшиеся 85000 — 68000 = 17000 штук зайцев дадут приплод 8500 х 12 = 102000 и всего зайцев через год будет 119000 особей. А лисиц через год будет 3400 + 1700 х 7 = 15300 особей. Во второй год зайцев стало бы 119000 + 59500 х 12 = 833000, но, так как лисам во второй год потребуется 15300 х 20 = 306000 зайцев, то их останется 833000 — 306000 = 427000 особей. Полина, думаю, что если не ошибаться с арифметикой у нас с вами должны получаться такие же цифры. Осталось посчитать по аналогии еще 4 следующих года…
Помогите, пожалуйста, решить задачу..
В 2003 году на территории в 60 гектар обитала популяция слонов, распределявшаяся по возрасту следующим образом:
— новорожденных 20;
— детенышей 22;
— репродуктивных 80;
— старческих 35.
Ежегодно браконьеры уничтожают в среднем по 7 животных в каждой возрастной группе.
Определите плотность популяции на современный период и на год вперед. Как изменилась возрастная и половая структура популяции через год (в течение этого года самка не принесла ни одного детеныша, если соотношение самок и самцов 1:3)
По моему это задание не имеет решения, так как не указано сколько раз самки в данной популяции за это время (с 2003 года) могли быть беременными. Вообще за жизнь самка приносит от 1 до 9 детенышей (вот такой огромный разброс данных). Ну найдем мы, что самок в стаде 20 штук (четверть от 80 репродуктивных особей), а по скольку детенышей они могли принести с 2003 года неизвестно.
Здравствуйте! Не могу никак сделать. Помогите пожалуйста. Составьте упрощенную пищевую сеть: цветковые растения и мхи, живая растительная масса, северный олень, зайцы, грибы, растительные нематоды, волки, пауки, комары, отмершая растительная масса, хищные нематоды.Тут надо составить одну…но большую пищевую СЕТЬ по этой схеме http://konspekta.net/studopediaorg/baza3/3278523129889.files/image006.jpg
Здравствуйте, Василий.
Прошу прощения, но я тоже «всю голову сломал» и не могу выполнить ваше задание. Причем неувязок получается не в одном месте (можно было бы подумать, что стрелку надо перевернуть), а в 3-4 местах. Какое-то неправильное задание с моей точки зрения: комар, например, равнозначно питается кровью и оленя, и волка, и зайца, а здесь нет «комариного блока» вовсе, к которому бы вели стрелки от трех «блоков».
Добрый вечер, помогите пожалуйста.
1. Основные характеристики популяции.
2. Ареал распространения (пространственные распространения).
3. Этологический состав популяции.
4. Методы измерения популяции: косвенный метод, прямой метод контроля, фотосъемка, поставка клейма (знака) и метод обратной охоты.
5. Популяции, вид, их критерии, статистические и динамические показатели – привести пример.
6. Взаимодействие двух организмов теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов +, — и 0, где + обозначает улучшение положения для организмов; — его ухудшение и 0 — отсутствие значимых изменений при взаимодействии.
Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.
Хищничество ______________________________________________
Симбиоз ___________________________________________________
Паразитизм ________________________________________________
Конкуренция _______________________________________________
Нейтрализм ________________________________________________
Нахлебничество ____________________________________________
Квартирантство ____________________________________________
Аменсализм _______________________________________________
7.Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) рыба прилипала – акула; в) муха ктырь – комнатная муха; г) лось – белка; д) ель – гусеница сибирского шелкопряда.
Заранее огромное спасибо!
Дорогие абитуриенты и студенты! Не надо присылать мне в комментариях ваши зачетные задания по пройденным темам.
Алина, вопросы 1,2,3,4,5 — это информация из нескольких параграфов по экологии (что, я должен за Вас переписывать на 1,5-2 страницы содержание из учебников)?
6. Хищничество — полезно-вредные (+,-). Симбиоз — взаимополезные (+,+). Паразитизм — полезно-вредные (+,-). Конкуренция — взаимовредные (-,-). Нейтрализм — нейтральные (0,0). Нахлебничество — полезно-нейтральные (+,0). Квартирантство — полезно-нейтральные (+,0). Аменсализм — вредно-нейтральные (-,0).
7. а) можно рассматривать лишь с очень большой натяжкой, так как все основные типы экологических взаимодействий распространяются на естественные биоценозы, а здесь агроценоз, одним из компонентов которого выступает сам человек (здесь ближе всего подходит сначала +,+ протокооперация, пока человек ухаживает за скотинкой «кормит, одевает», а потом +,- хищничество, когда «вырастил и сожрал»); б) +,0 квартиранство; в) +,- хищничество; г) 0,0 нейтрализм; д) -,+ паразитизм (гусеница паразитирует на ели).
Здравствуйте, помогите пожалуйста с решением задания, буду благодарна.
Задание 3. Плотность популяции. Представьте себе, что вы живете в горах и являетесь одним из 200 людей, которые живут на площади в 1000 км². Разделите число людей на число квадратных километров. Плотность населения составит 0,2 человека на 1 км². Можно также вычислить, какая площадь приходится на одного человека. В нашем примере это будет 1000:200=5 км² на человека.
а) Предположим, что население большого города 7 млн. человек, а площадь 300 км². Какова плотность населения на 1 км²?
б) Вы можете использовать эту формулу, чтобы вычислить плотность населения в вашей аудитории, доме, квартире.
Моя аудитория ______________ кв.м.
Количество студентов плюс преподаватель __________ чел.
Аудитории вмещает _________ человек на 1 кв. м.
Зарина, составляйте пропорцию: ваше задание в одно действие. а) 300 км^2 — 7 млн.чел, под этим пишите 1 км^2 — Х чел. Х = 7000000:300 = 23333 чел/км^2. б) Моя аудитория 100 м^2. Количество студентов с преподавателем 50 человек. Аудитория вмещает 50 : 100 = 0,5 чел./1 м^2 или на 1 человека приходится 2 м^2. Зарина проверьте условие задачи. В четвертом предложении была ошибка, я ее в вашем комментарии исправил. Вообще, извините, — это какой то «детский сад», а не задания по экологии.
Добрый день, Борис Фагимович, помогите пожалуйста разобраться.
Задание 1. Закон минимума Либиха, Закон толерантности Шелфорда, Закон оптимума, Правило Аллена, Закон Бергмана, принцип Олли.
Задание 2. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.
Задание3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.
1. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.
2. Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.
3. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет.
4. Для речной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород.
5. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.
Задание4. В чем преимущество гомойотермии над пойкилотермией? Гетеротермные организмы. Термофилы, криофилы.
Добрый день, Камила. В чем Вы просите помочь разобраться?
Задание 1. Эти законы экологии излагаются в тех учебниках, которые вам рекомендованы для подготовки к практическим занятиям. Их надо Вам самой прочитать и выучить.
Задание 2. Абиотические: влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха, соленость воды. Биотические: хищничество, паразитизм, конкуренция. Антропогенные: вырубка лесов, строительство зданий, выброс углекислого газа заводом.
Задание 3. 1. Свет. 2. Вода. 3. Пища. 4. Соленость воды. 5. Высота снежного покрова.
Задание 4. Гомойотермные животные или животные с постоянной температурой тела (класс Птицы и класс Млекопитающие) могут приспосабливаться (жить и размножаться) фактически к любым низким температурам среды в условиях Земли. Пойкилотермные животные или животные с непостоянной температурой тела (класс Рыбы, класс Земноводные, класс Рептилии) не могут вести активную жизнь при низких температурах (впадают в анабиоз).
Гетеротермные организмы — это те из гомойотермных животных, температура тела которых может понижаться при впадении в спячку или оцепенение (в основном это представители отрядов насекомоядных, грызунов, рукокрылых; из хищных — бурый медведь).
Термофилы — это организмы, живущие при относительно высоких температурах свыше 45 °C. В основном распространены среди бактерий, одноклеточных грибов — дрожжей. Есть термофилы и среди растений и животных (некоторые простейшие и насекомые).
Криофилы — организмы, обитающие в условиях устойчиво низких температур. Это многие обитатели полярных вод (иглокожие, рыбы, моллюски), холодных рек и ручьёв (форель), а также многие наземные животные полярных широт и высокогорий. К криофилам относят и организмы, живущие в талых лужах на поверхности льда или снега и в воде, пропитывающей морской лёд (это психрофильные бактерии, некоторые одноклеточные водоросли, черви и насекомые).