Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
В начале сентября 2020 года сотрудники Федерального Института педагогических измерений (ФИПИ) снова как и в 2017, 2018 и 2019 годах добавили в ОБЗ ЕГЭ по биологии [urlspan]новые задания[/urlspan],взятые из КИМов 2020 года.
Всего по всем 7-ми Разделам Кодификатора в 2020 году добавили 222 новых вопроса.
Свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь
Следует отметить, что задания по молекулярной биологии линии 27 были не сложнее, чем в прошлом 2019 году.
А вот некоторые задания по генетике линии 28 отличались не только сложностью решения (а, значит, и сложностью в объяснении решения, затрат большого количества времени на оформление), но и сами условия заданий были сложными.
Не случайно выделил слово «некоторые», потому что были варианты контрольных с совсем легкими формулировками задач, что ставило учащихся в совершенно не равные условия.
Ниже будут представлены лишь те из добавленных в 2020 году заданий, ответы на которые требуют каких-либо дополнительных разъяснений, потому что или составлены умышленно «витиевато», или есть неточности в их формулировках
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка,
1) происходит в тилакоидах
2) выделяется энергия при разложении воды
3) образуются молекулы АТФ
4) формируется глюкоза
5) выделяется кислород
Почему выбираем ответ 2? Ведь разложение воды (фотолиз воды) происходит именно в световую фазу. «Хитрость» данного ответа в том, что он является ложным сам по себе, потому что для разложения воды, наоборот, требуются затраты солнечной энергии.
2. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания структуры клетки, обозначенной на рисунке вопросительным знаком. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка.
1) белки
2) фосфолипиды
3) транспорт веществ
4) рибосомы
5) целлюлозная оболочка
На рисунке, конечно, изображена клетка животного организма, так как видна эластичная наружная мембрана и нет клеточной стенки (целлюлозной оболочки). Почему же выбираем ответ 3? Ведь животная клетка способна к транспорту веществ. Да, способна. Снова смотрим на вопрос задания. Требуется убрать ответы не просто не относящиеся к описанию животной клетки, а не используемые для описания её СТРУКТУРЫ.
3. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’концу в одной цепи
соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’конца.(Все задания линии 27 этого года имеют эту фразу. «Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца». Под нуклеиновыми кислотами речь идет о синтезе любых видов РНК, что их молекулы синтезируются от 5’ конца к 3’концу. При этом информация считывается с транскрибируемой нити ДНК от 3’ конца к 5’концу). Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’концу.
Ретровирус в качестве генома содержит молекулу РНК. При заражении клетки он создаёт ДНК-копию своего генома и встраивает её в геном клетки-мишени. Фрагмент генома ретровируса имеет следующую последовательность:
5’-АЦГУАУГЦУАГАУГЦ-3’
Определите последовательность фрагмента ДНК-копии, которая будет встроена в геном клетки-мишени.
Определите последовательность фрагмента белка, синтезируемого на данном фрагменте ДНК-копии,
если цепь, комплементарная исходной молекуле РНК, будет служить матрицей для синтеза иРНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
1. По принципу комплементарности азотистых оснований (А=Т(У), Г=Ц) на основе вирусной РНК сначала находим транскрибируемую цепь ДНК. На основе транскрибируемой цепи ДНК находим смысловую цепь ДНК. Итак, последовательность фрагмента ДНК-копии, которая будет встроена в геном клетки-мишени, будет такой:
3′-ТГЦАТАЦГАТЦТАЦГ-5′ — транскрибируемая цепь
5′-АЦГТАТГЦТАГАТГЦ-3′ — смысловая цепь.
(в экзаменационной работе нужно обязательно построить обе цепи ДНК, чтобы не сняли 1 балл за неполный ответ)
2. По принципу комплементарности на основе транскрибируемой цепи ДНК находим нуклеотидную последовательность иРНК:
5’-АЦГУАУГЦУАГАУГЦ-3’ (эта последовательность будет точно соответствовать исходному фрагменту генома ретровируса)
3. По таблице генетического кода определяем аминокислотную последовательность фрагмента белка: Тре-Тир-Ала-Арг-Цис.
4. Установите соответствие между изображёнными ниже характеристиками и органоидами, обозначенными
цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНОИДЫ
А) обеспечивает созревание белков 1) центриоли
после синтеза (2) 2) комплекс Гольджи
Б) является немембранным органоидом (1)
В) организует цитоскелет в клетке (1)
(это не совсем верно, так как цитоскелет
образуют микротрубочки – они лишь по
строению похожи на изображенные на рис.1
центриоли)
Г) образует лизосмы (2)
Д) служит для формирования веретена
деления (1)
5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число
молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка перед началом первого деления мейоза и в метафазе II мейоза. Объясните все полученные результаты.
1. Клетки семязачатка пшеницы содержат диплоидный набор хромосом – 28 (2n2c). Перед началом мейоза 1 в S-периоде интерфазы происходит удвоение ДНК: 28 хромосом, 56 ДНК (2n4c).
2. В мейоз 2 (после редукционного деления мейоза 1) вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором двухроматидных хромосом (n2c) — 14 хромосом, 28 ДНК. Такой же набор хромосом 14, такого же качества – двухроматидные 28 ДНК, будет и в метафазе мейоза 2.
Хочу напомнить, что у растений мейоз свойствен образованию спор. То есть, после мейоза
семязачаток будет содержать гаплоидную макроспору. После трех митозов макроспора превратится
в женский гаметофит – 8-ми ядерный зародышевый мешок.
6. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи
соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома
движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу.
Известно, что ген имеет кодирующую и некодирующую области. Фрагмент начала гена имеет следующую
последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная, транскрибируемая):
5’-ЦТАТГАГТЦГТАТТАТЦГТЦ-3’
3’-ГАТАЦТЦАГЦАТААТАГЦАГ-5’
Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи, объясните
последовательность решения задачи. При ответе учитывайте, что полипептидная цепь начинается
с аминокислоты Мет. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
1. По условию задания транскрибируемой является нижняя цепь ДНК. Поэтому по принципу
комплементарности азотистых оснований нуклеотидов именно по ней от 3’ конца к 5’ концу строим цепочку иРНК. Она будет антипараллельна этой цепи ДНК, то есть начинаться будет с 5’ конца и заканчиваться 3’ концом. (фактически, для удобства, чтобы не ошибиться на экзамене просто переписываем верхнюю смысловую цепь ДНК с заменой Т на У).
2. Транскрибируемая нить и-РНК: 5’-ЦУ-АУГ-АГУ-ЦГУ-АУУ-АУЦ-ГУЦ-3’ (для удобства зрительного восприятия триплеты иРНК сразу разделяем черточками таким образом, чтобы первым триплетом был АУГ, так как он кодирует аминокислоту Мет с которой должен начинаться синтез белка. То есть, мы видим, что рамка считывания сдвинута на 2 нуклеотида).
3. По таблице генетического кода находим последовательность белка: Мет-Сер-Арг-Иле-Иле-Вал.
7. У человека между аллелями генов отсутствия потовых желёз и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у дигомозиготной матери – отсутствие потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, в этой семье родился ребёнок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
Чтобы решить это задание, нужно обратить внимание, что между аллелями генов, отвечающих за изучаемые признаки, происходит кроссинговер и зная, что ген гемофилии находится в половой хромосоме Х, можно сделать вывод, что эти оба заболевания связаны с половой хромосомой Х.
1. Обозначим ХА – наличие потовых желез, Ха – отсутствие потовых желез; ХН – отсутствие гемофилии, Хh – гемофилия.
2. Генотип здоровой матери был дигетерозиготным (XHaXhA), причем рецессивные аллели двух болезней у неё находились в разных Х хромосомах (ген гемофилии она получила от отца, а ген отсутствия потовых желез от матери). Генотип её здорового мужа был ХНАY.
Р: XHaXhA х ХНАY (здоровая женщина и здоровый мужчина)
G: XHa , XhA ХНА , Y
F1: XHAXHa XHAXhA – девочки: обе моногомозиготные, обе здоровые
ХНАY, ХHaY – мальчики: один здоровый, другой с отсутствием потовых желез.
3. Для второго брака по условию задачи подходит только генотип второй дочери, так как у неё в браке со здоровым мужчиной родился ребенок-гемофилик.
P2: XHAXhA x ХНАY (здоровая женщина и здоровый мужчина)
G: XHA, XhA ХНА , Y
F2: XHAXHA, XHAXhA – девочки обе здоровые;
ХНАY, ХhАY – мальчики: один здоровый, другой болен гемофилией.
4. В первом браке возможно рождение больного этими заболеваниями мальчика за счет кроссинговера в генотипе дигетерозиготной женщины XHaXhA , так как кроме не рекомбинантных гамет XHa и XhA , у неё могут образоваться и рекомбинантные гаметы: XHА и Xhа . Яйцеклетка с геномом Xhа и может обеспечить рождение больного этими заболеваниями мальчика.
(На формулировку объяснения и оформление этой задачи у меня ушло почти 1,5 часа !!! Как же тяжело было в этом году абитуриентам на экзамене уложиться во времени кому досталась такая задача).
8. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки дрозофилы с красными глазами, серым телом и самца с пурпурными глазами, жёлтым телом всё гибридное потомство было единообразным по окраске глаз и тела. При скрещивании самки дрозофилы с пурпурными глазами, жёлтым телом и самца с красными глазами, серым телом в потомстве получились самки с красными глазами, серым телом и самцы с красными глазами, жёлтым телом. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Видим, что эта задача на дигибридное реципрокное скрещивание: первое и второе скрещивания зеркально противоположные по предложенным фенотипам у самок и самцов. Реципрокное скрещивание позволяет определить с какими признаками мы имеем дело в задании: с аутосомными или сцепленными с полом.
В данном задании по второму скрещиванию, которое дало расщепление в потомстве, можно понять, что цвет тела здесь является признаком, сцепленным с полом, так как наблюдается крис-кросс наследование. Желтое тело самок унаследовали только самцы, а серое тело самцов унаследовали только самки.
Причем, серый цвет тела доминантный, так как он проявился в потомстве гетерозиготных самок. Аутосомный в данном задании оказался признак цвета глаз, красный доминантный (что также видно по второму скрещиванию).
Это всё бы ничего, надо готовить учащихся к подобного рода задачам. Но зачем составлять такие неправдоподобные задания? Решая множество других задач с дрозофилами, мы прекрасно знаем, что всё наоборот: окраска тела – это аутосомный признак, а цвет глаз – сцеплен с полом!!! Понятно, что это сделано специально авторами-составителями, чтобы усложнить задачу, но кто дал им право давать заведомо ложные условия задания.
1.Обозначим: А — красные глаза, а – пурпурные глаза; ХВ – серое тело, Хb – желтое тело.
P1: AAXBXB x aaXbY
G: AXB aXb, aY
F1: AaXBXb AaXBY и самки, и самцы все с красными глазами, серым телом.
2. P2: aaXbXb x AAXBY
G: aXb AXB, AY
F2: AaXBXb, AaXbY и самки, и самцы с красными глазами, но самки с серым телом, а самцы с желтым.
3. Расщепление по цвету тела у самок и самцов во втором поколении связано с тем, что этот признак – окраска тела (в данном не верно составленном задании) сцеплен с полом.
9. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.
1. Мужской гаметофит цветковых растений находится в оболочке пыльцевого зерна (бывшая гаплоидная микроспора). Сначала он представлен одной вегетативной и одной генеративной клетками. После попадания пыльцы на рыльце пестика, генеративная клетка ещё раз делится митозом и образует два гаплоидных спермия, а вегетативная клетка растет и превращается в пыльцевую трубку.
2. Оба эти спермия доставляются по пыльцевой трубке к завязи пестика, где находится 8-ми ядерный женский зародышевый мешок и оба участвуют в оплодотворении (двойное оплодотворение). Один спермий (n) оплодотворяет яйцеклетку (n) зародышевого мешка и образуется будущий диплоидный (2n) зародыш семени. Другой спермий (n) оплодотворяет диплоидную центральную клетку (2n) зародышевого мешка и образуется триплоидный (3n) экдосперм, служащий в дальнейшем для питания зародыша при прорастании семени.
10. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития.
В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.
Обозначим: А – черная окраска тела, а – коричневая окраска тела; ВВ – длинный хвост, Вb – укороченный хвост, bb – гибель эмбрионов.
P1: AaBB x AaBB
G: AB, aB AB, aB
F1: AABB, AaBB, AaBB, aaBB – 3 черные длиннохвостые: 1 коричневые длиннохвостые
P2: AABb x AaBb (самцы и самки с одинаковыми фенотипами, но один из полов, любой, является дигетерозиготным, а другой — моногетерозиготным)
G: AB,Ab AB,Ab,aB,ab
F2: AABB, 2AABb, AaBB, 2AaBb, AAbb, Aabb особи с первым и третьим генотипами — черные длиннохвостые, две особи со вторым генотипом и две особи с четвертым генотипом — черные короткохвостые, пятый и шестой генотипы – гибнут.
Какая вопиющая несправедливость! В какие разные условия были поставлены учащиеся в 2020 году на ЕГЭ по биологии. Эта задача совсем простая и похожие задания были в предыдущие годы. Решить её мог любой и времени потратить совсем не много. Предыдущие задания линии 28, которые можно было решить, только зная принципы реципрокного скрещивания, суть крис-кросс наследования или умения определить, какой из двух изучаемых признаков является аутосомным, а какой сцепленным с полом, не только на порядок сложнее (их могли выполнить единицы), но, главное, на их оформление и объяснение требуется в 3-4 раза больше времени, чем на эту задачу !!!
11. С какой целью в специальных лабораториях размножают, а затем выпускают на поля и в сады насекомых трихограмм из группы наездников-яйцеедов? Ответ обоснуйте с учётом особенностей размножения наездников-яйцеедов.
1.Трихограмма, теленомус относятся к группе яйцеедов (но не наездников. Наездник белянковый, наездник тлевый откладывают яйца в тело гусениц. Развивающиеся из яиц наездники пожирают гусениц). Яйцееды откладывают свои яйца в яйца других насекомых. Развивающаяся личинка яйцееда питается содержимым яйца насекомого-хозяина.
2. Человек размножает трихограмм в лабораторных условиях и выпускает их на поля и в сады для уменьшения численности насекомых вредителей сельского хозяйства. Это так называемый биологический метод борьбы с вредителями наиболее экологически безопасный.
12. Установите последовательность процессов дыхания в организме у человека, начиная с поступления кислорода в альвеолы лёгких. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) транспорт углекислого газа к лёгким и выведение его из организма (6)
2) диффузия кислорода в капилляры лёгких (1)
3) перенос кислорода кровью от лёгких в ткани (2)
4) окисление глюкозы с образованием углекислого газа (4) (следует напомнить, что сама глюкоза С6 соединение не окисляется кислородом. В цитоплазме клеток идет бескислородный гликолиз, приводящий к образованию из глюкозы С3 соединений: ПВК или молочной кислоты. А вот уже С3 соединения окисляются в цикле Кребса до СО2)
5) диффузия кислорода в клетки тела (3)
6) диффузия углекислого газа в капилляры (5)
235461
13.Установите последовательность движения по кровеносной системе человека гормона тироксина, начиная с момента его образования до достижения органа-мишени (для гормона тироксина не существует органа-мишени, он воздействует на все клетки организма). Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) левый желудочек (5)
2) верхняя полая вена (2)
3) правое предсердие (3)
4) продолговатый мозг (6)
5) лёгочный ствол (4)
6) капилляр щитовидной железы (1)
623514
****************************************************************************************************
Как я написал вначале, всего по всем Разделам Кодификатора в ОБЗ ФИПИ ЕГЭ по биологии в этом 2020 году было добавлено 222 новых задания. Мои ответы на эти задания стоят 300 рублей. Заказать их можно на этой странице блога.
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Здравствуйте, Борис Фагимович. Помогите разобраться с заданием. Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность
АТЦГГЦАТАГЦТАТГ
ТАГЦЦГТАТЦГАТАЦ
ОПРЕДЕЛИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИПЕПТИДА, кодируемого данным фрагментом ДНК, если известно, что данный полипептид начинается с аминокислоты Гис и имеет длину не менее 4 аминокислот. Объясните последовательность ваших действий.
Здравствуйте, Марина! Обычно в заданиях такого рода, если представлены обе цепи фрагмента молекулы ДНК, то, как правило, транскрибируемой цепью ДНК является верхняя цепь (а нижняя кодогенная или смысловая). Осуществив транскрипцию с верхней цепи ДНК, получим цепь и-РНК: УАГ ЦЦГ УАУ ЦГА УАЦ. По таблице генетического кода находим, что аминокислоте Гис при трансляции должен соответствовать триплет и-РНК ЦАУ (или ЦАЦ). Триплет ЦАУ стоит первым (если читать вправа налево) в найденном фрагменте цепи и-РНК. Тогда, по таблице генетического кода находим, что весь фрагмент цепи полипептида будет иметь такую последовательность аминокислот: гис-сер-тир-ала-асп.
Еще раз здравствуйте, Борис Фагимович, мне не удобно было печатать, но по условию верхняя цепь начиналась с 5′ конца. Это же смысловая?
Здравствуйте, Марина! Вот ведь как бывает, даже не зная полного условия задания, оно оказалось решенным мною правильно. То есть, действительно, чтобы построить фрагмент цепи РНК надо было считывать информацию с верхней цепи ДНК. Только, если бы я знал заранее расположение концов в цепи ДНК, я должен был бы сразу записать последовательность нуклеотидов РНК зеркальным образом, поскольку транскрипция всегда происходит от 3′ конца ДНК к 5′ концу. То есть, у самой РНК (РНК любого вида) «наращивание» нуклеотидов идет от 5′ конца к 3′ концу. Почему же мы не можем нижнюю цепь, начинающуюся казалось бы очень удобно именно с 3′ конца, считать в данном задании матричной цепью? Потому, что по условию задания искомая нить РНК должна содержать триплет, кодирующий Гис. А такой триплет будет находиться в и-РНК, если мы за матрицу примем верхнюю цепь ДНК.
Марина, Вы не правы, разберитесь какая цепь ДНК называется смысловой (или кодогенной), а какая матричной. С матричной нити ДНК идет копирование по принципу комплементарности азотистых оснований нити РНК и эта нить РНК окажется копией (лишь с заменой Т на У) кодогенной цепи, именно она, вторая цепь и является смысловой, поскольку реальная последовательность аминокислот в кодируемом белке «сидит» именно в этой цепи ДНК. В объяснении этих моментов доходит до смешного. Находил информацию, когда очередная «гуру» в объяснении механизма транскрипции, называет матричную цепь ДНК «бессмысленной» (рассуждая, видимо, так: раз эта цепь не смысловая, а противоположна смысловой, значит она «бессмысленная»).
Большое Вам, спасибо!
Здравствуйте, Борис Фагимович!
Мне опять встретилось очень спорное задание. В этом задании вариант ответа «более экономичная, требует минимальных затрат энергии» относится к гуморальной регуляции, а не к нервной. Но мне трудно с этим согласиться. Ведь нервная регуляция способна к быстрому включению и выключению, а потому не тратит «лишней» энергии. А гуморальную выключить сложнее, и энергия будет тратиться тогда, когда организму уже не нужно. Или я все-таки что-то не понимаю, и здесь есть какие-то нюансы? В тех источниках, которые я находил, нервная регуляция названа более экономичной.
Здравствуйте, Олег!
Считаю, что этот вопрос не для ЕГЭ. Трудно представить, что существовали вообще какие-либо четкие специальные исследования, ставившие целью оценить раздельно энергетические затраты организма на функционирование нервной системы и на работу гуморальной системы. В какой «карман» будем складывать затраты организма на обеспечение нервной системы веществами медиаторами? В целом, конечно, я, как приверженец гармонии природы, считаю, что раз уж нервная система, как система регуляции функций организма, появилась значительно позднее гуморальной регуляции, она и более совершенна.
Благодарю, за информацию, я уже покупала у вас Материалы, большое спасибо