САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Основные ошибки при сдаче ЕГЭ в 2022 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Вот и закончились выпускные и вступительные экзамены 2022 года, ещё более ужасного, чем предыдущие два ковидных года.

Идет война двух братских народов. Гибнут тысячами и получают увечья в войне русские и украинские парни и нет пока никаких предпосылок скорейшего прекращения этого безумия. ..

В этой статье обращаюсь к вам, будущим абитуриентам 2023 года и вашим преподавателям биологии. Хочется надеяться. что сдавать экзамены вы будете уже в мирное время.

В этом году довольно рано уже вышел проект [urlspan]Демоверсии 2023 года[/urlspan] из которого ясно, что больших изменений в составлении КИМов по биологии в 2023 году не будет..

Для более плодотворной подготовки к экзаменам в 2023 году хорошо бы знать те пробелы в знаниях, которые были выявлены при анализе результатов экзаменационных работ абитуриентов 2022 года.

Такой скрупулезный анализ результатов сдачи экзаменов по биологии в 2022 году снова дан В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2022

В этой моей статье, посвященной анализу основных ошибок при сдаче ЕГЭ по биологии в 2022 году нет никаких приводимых в данном Методическом пособии глобальных схем и диаграмм и нет сведений о тех экзаменационных вопросах с которыми большинство учащихся справились хорошо. Обсуждаются в основном задания, с которыми смогли справиться немногие.

Экзаменационная работа по биологии в 2022 году включала как и в прежние годы много вопросов из ОБЗ ФИПИ из тех же 7-ми содержательных блоков, представленных в Кодификаторе.

В ЕГЭ 2022 г. по биологии приняли участие более 118 тыс. человек.

Анализ ответов экзаменуемых позволил определить круг проблем и типичных ошибок, некоторые из которых повторяются из года в год.

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания

Задания этого блока контролировали материал о структуре биологической науки, об уровнях организации живого, о методах научного познания в биологических исследованиях, а также владение умениями прогнозировать результаты биологического эксперимента, проводить анализ данных, полученных в табличной или графической форме и применять биологические знания в практических ситуациях (анализ биологического эксперимента).

Затруднения вызывали задания, направленные на установление методов биологических исследований, т.е. связанные с методологией научного познания.

Самый низкий результат получен за задание, в котором требовалось определить метод по описанию области его применения (32% выполнения). «Скрещивание представителей чистых линий для определения доминантных признаков». Ответ: гибридологический.

Низкий результат получен также по заданию, в котором требовалось определить метод, с помощью которого возможно определение нуклеотидной последовательности ДНК или РНК (один из широко применяемых методов в молекулярной биологии). Авторами задания был задуман ответ  «секвенирование», но участникам экзамена засчитывались как правильные и такие ответы как:  биохимический, молекулярно-генетический и цитогенетический методы.

Умение анализировать результаты эксперимента проверялось в заданиях линии 2. Затруднения вызвало задание, в котором требовалось определить наличие активного фермента каталазы, разлагающего пероксид водорода, в вареном и сыром мясе, его выполнили только 51% экзаменуемых.

Примерно столько же смогли определить химический состав костей. Вот пример этого задания. Экспериментатор поместил куриную кость на несколько дней в 3%-ный раствор соляной кислоты. Как изменилось количество белков и солей кальция в кости за это время? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась. Ответ 32.

Задания высокого уровня сложности были представлены в части 2 линии заданий 22. Участники экзамена в своих развернутых ответах продемонстрировали умения выделять независимую и зависимую переменные, объяснять наблюдаемые явления, анализировать результаты эксперимента, делать выводы. Но максимальные 3 балла получили за выполнение этого задания всего 11% участников.

Блок 2. Клетка как биологическая система

Заданиями данного блока проверяются знания экзаменуемых о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток, а также умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них. Эти знания и умения проверялись заданиями на базовом, повышенном и высоком уровнях.

На базовом и повышенном уровнях большинство испытуемых продемонстрировало:
– умение решать задачи по установлению химического состава клетки, генетической информации
строению хромосом, хромосомному набору соматических и половых
клеток (выполнение 66%);
– знания и понимание строения клеток прокариот и эукариот (68%);
– умение устанавливать взаимосвязь строения и функций отдельных органоидов клетки (58%);
– умение сравнивать процессы обмена веществ, энергетический и пластический обмен,
этапы фотосинтеза, энергетического обмена (66%);
– умение распознавать по рисунку тип и отдельные фазы деления клетки (67%).

В части 1 в линиях 5 и 6 предлагались задания нового типа (мини-тест), в которых проверялись умения работать с рисунком. Один рисунок использовался одновременно в заданиях 5 и 6. В задании 5 требовалось определить по рисунку клеточную структуру, процесс или вещество и записать в ответе соответствующий термин, а в задании 6 необходимо было установить соответствие между указанными на изображении структурами или процессами и их характеристиками.

Результаты выполнения таких новых заданий оказались ниже заявленного уровня (не удивительно — эти задания нового типа с одним рисунком для ответов на два задания явный перебор авторов-составителей в оригинальничании.  Они  «пестрят» обилием цифровых сносок, часть из которых нужна для ответа на задание 5, а другая часть  — для ответа на задание 6. Такие задания лишь дополнительное «сотрясение мозга»).

Вызвали затруднения и отдельные задания линии 3, где проверялось умение решать биологические задачи по цитологии. Приведем конкретные примеры заданий с низкими результатами.

Сколько аутосом содержит соматическая клетка птицы, если в её кариотипе содержится 16 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: 14 (подобные задания повторяются из года в год, но большинство учащихся видимо путают понятия «половые хромосомы» и «половые клетки». В любой диплоидной соматической клетке любого организма «сидят» несколько пар аутосом и всегда присутствует одна пара половых хромосом).

Низкие результаты получены и по отдельным заданиям повышенного уровня в линии 6. Приведем пример такого задания.

Установите соответствие между характеристиками и веществами, участвующими в клеточном дыхании, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

………ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                ВЕЩЕСТВА, УЧАСТВУЮЩИЕ
…………………………………………………………………..В КЛЕТОЧНОМ ДЫХАНИИ
А) окислитель в дыхательной цепи                                                  1)  1
Б) продукт гликолиза                                                                         2)  2
В) макроэргическое соединение                                                      3)  3
Г) исходный субстрат для гликолиза                                               4)  4
Д) шестиуглеродный моносахарид
Е) содержит три остатка фосфорной кислоты

Ответ: 421331. (Я в своей привычной домашней обстановке и то не сразу разобрался с этими цыфирьками.  Какие-то цыфры в рамочке, какие-то — без. Какие-то надо использовать для ответов, а другие — нет. Сами схемы гликолиза в цитоплазме и окислительного фосфорилирования в митохондрии уж очень усеченные. В общем авторы опять изощряются. Наверняка на этом рисунке в оригинале объект под цифрой 1 нарисован красным: АТФ — макроэргическое соединение).

Сложными оказались задания, в которых по рисунку с изображением тилакоида необходимо было определить этапы фотосинтеза и вещества, которые образуются на этих этапах.

А вот пример задания линии 8 с низкими результатами. Установите последовательность процессов при транскрипции.

1) соединение РНК-полимеразы с промотором гена
2) разрушение водородных связей между цепями ДНК
3) отделение РНК-полимеразы от ДНК
4) синтез РНК по принципу комплементарности
5) созревание иРНК
6) выход РНК из ядра
Ответ: 124356.

Анализ результатов выполнения заданий 3, 5, 6, 7, 8 базового и повышенного уровней позволяет сделать вывод, что задания, в которых проверяются не только знания по цитологии, но и умения работать с рисунком и определять по изображению клеточные структуры или процессы, протекающие в них, вызывают наибольшие затруднения у участников экзамена. К числу слабо сформированных у участников знаний и умений (выполнение – менее 30%) следует отнести традиционный обмен веществ и превращение энергии в клетке.

В части 2 содержание блока проверялось отдельными заданиями в линии 23 или 24, а также во всех заданиях линии 27. Задания успешно выполнялись только участниками с хорошей и отличной подготовкой.

В линии 23 предлагались задания с изображением органоидов клетки, клеток организмов разных царств, фаз деления клетки. Их выполнение составило 23–32%, а максимальные 3 балла получили лишь 8–13% участников, что вполне соответствует заявленному уровню сложности.

В линии 24 были предложены задания на анализ текста по темам «Нуклеиновые кислоты», «Развитие половых клеток», «Функции органических веществ в клетке». Задания выполнили в среднем от 22–36% экзаменуемых, что свидетельствует о системной подготовке участников с хорошей и отличной подготовкой.

Линия 27 традиционно была посвящена проверке умений применять знания по цитологии в новой ситуации при решении задач с использованием таблицы генетического кода, а также определять хромосомный набор клеток гаметофита и спорофита растений, число хромосом и ДНК в разных фазах деления клетки. Выполнение заданий в среднем составило 21–36%, что свидетельствует о сформированности у подготовленных испытуемых умений решать задачи по темам «Матричные реакции», «Хромосомный набор клеток. Деление клетки». Однако выполнение некоторых заданий вызвало затруднения.
Например, трудности вызвала модель заданий с открытой рамкой считывания от стоп-кодона. Только 6% участников экзамена смогли с этим разобраться и выполнить задания.

В целом по блоку «Клетка как биологическая система» можно отнести к числу слабо сформированных у участников умения:
1. Определять хромосомный набор соматических и половых клеток, число аутосом и половых хромосом в кариотипе;
2. Работать с изображением клеточных структур и устанавливать взаимосвязи между структурами клетки и процессами, которые в них протекают;
3. Устанавливать последовательность процессов обмена веществ, матричных реакций в клетке;
4. Определять стоп-кодон с открытой рамкой считывания.

Блок 3. Организм как биологическая система

Задания этого блока контролируют усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляют уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

Наибольшие затруднения вызвало решение задач на анализ родословных, их выполнение составило только 38–42%.

Средний процент выполнения заданий базового уровня по темам «Воспроизведение организмов. Способы размножения», «Онтогенез и присущие ему закономерности» составил 68% (60-72%).

Однако наличие рисунка в заданиях значительно снизило результаты выполнения по сравнению с аналогичными заданиями без рисунков. Например, задание базового уровня на множественный выбор без рисунка в среднем выполнили 66%, а с рисунком – 36%. Это объясняется тем, что вначале требуется определить по рисунку структуры, а потом подобрать к ним соответствующие характеристики.

Приведем пример такого задания. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже структур развиваются из зародышевого листка, обозначенного на рисунке цифрой 1? (Сначала нужно было вообще понять, а  какой зародышевый листок обозначен цифрой 1? На рисунках в учебниках эти клетки мезодермы красного цвета и хорошо отличаются от эктодермальных и энтодермальных клеток других зародышевых листков. И конечно нужно знать какие органы из каких зародышевых листков формируются. А здесь всё серое)

 

1) альвеолы лёгких
2) почки
3) поджелудочная железа
4) бедренная кость
5) миокард сердца
6) эпителий тонкого кишечника

Ответ: 245.
С данным заданием справились только 37% участников экзамена.

Задания на установление соответствия в этом блоке выполнили  64% участников, а задания на установление последовательности процессов – только 30%.

Затруднение вызвало задание на установление последовательности процессов в жизненном цикле сосны. Авторы методических рекомендаций отмечают, что подобные задания включаются в КИМы ЕГЭ по биологии уже многие годы, но всегда плохо выполняются участниками экзамена. У меня на блоге есть две  статьи о чередовании поколений.

При выполнении заданий по теме «Закономерности наследственности и изменчивости» участники ЕГЭ продемонстрировали знание законов Менделя, характеристик типов изменчивости. Задания по этой теме не вызвали затруднений, их выполнение на базовом уровне составило 62%, а на повышенном – 48%.

В отличие от предыдущих лет, положительные результаты получены по темам «Селекция, ее задачи и практическое значение», «Биотехнология, ее направления» как на базовом уровне (67%), так и на повышенном (48%).

В части 2 по данному блоку были предложены задания 23, 24 и 28 высокого уровня сложности.

В линии 23 было представлено только одно задание,  максимальные 3 балла за которое получили лишь 5% участников.

Задания линии 24 на исправление ошибок в тексте в среднем выполнили 35%  участников. Это говорит о том, что они не вызвали особых затруднений у хорошо и отлично подготовленных участников.

В линии 28 традиционно предлагались генетические задачи на сцепленное дигибридное скрещивание и наследование признаков, сцепленных с полом. Средний результат выполнения составил 30,2%, что свидетельствует о сформированности у хорошо подготовленных участников умений решать сложные генетические задачи.

В целом можно отметить, что решению генетических задач уделяется большое внимание при подготовке к ЕГЭ: обучающиеся знакомы с алгоритмом решения большинства предложенных на экзамене моделей, умеют анализировать условие задания и делать выводы, что приводит к высоким результатам.

Блок 4. Система и многообразие органического мира

Задания этого блока проверяли знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах, а также умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону. В части 1 этот блок был представлен тремя заданиями, а в части 2 – двумя-тремя заданиями.

Данный блок в каждом варианте был представлен четырьмя-пятью заданиями: базового уровня линий 9, 11, повышенного уровня (линия 10), высокого уровня (23, или 24, или 25).

В части 1 средний результат выполнения заданий базового уровня составил 67% (52–82%). Участники экзамена продемонстрировали знание характеристик организмов царств бактерий, грибов, растений и животных основных систематических категорий, а также умение устанавливать последовательность таксонов биологических объектов. В частности, знание основных систематических категорий и их соподчиненность продемонстрировали 72–78% участников экзамена.

Затруднение вызвало задание с множественным выбором, в котором требовалось сравнить голосеменные и покрытосеменные растения. В среднем их выполнили только 50% участников, а максимальные 2 балла получили всего 28% участников экзамена.

В заданиях повышенного уровня проверялось не только знание основных царств живой природы, но и умение сравнивать биологические объекты между собой. Их выполнение составило от 36% до 62%. Лишь отдельные задания вызвали затруднения у экзаменуемых, например задания на установление соответствия видоизменений вегетативных органов растений и их характеристик (26% выполнения), сопоставление на рисунке клеток гидры с их характеристиками (15% выполнения).

В части 2 задания высокого уровня сложности по этому блоку были представлены в линиях 23, 24, 25. С ними справились от 11% до 32% экзаменуемых, что соответствует уровню сложности. Участники экзамена продемонстрировали умения распознавать биологические объекты и их части, приводя характеристики, анализировать текст и исправлять ошибочные суждения, отвечать на вопросы проблемного характера. Лишь отдельные задания имели низкие результаты.

Приведем пример одного такого задания, где выполнение составило 13,6%, а максимальные 3 балла получили только 3% участников экзамена:.

В зависимости от строения своей молекулы дыхательный белок гемоглобин может иметь различную степень сродства к кислороду, то есть различную способность присоединять кислород к железосодержащему гему. Чем меньше сродство гемоглобина к кислороду, тем медленнее кровь связывает кислород из внешней среды.

Как различается сродство гемоглобина к кислороду у придонных рыб, обитающих в стоячих водоёмах, и рыб, обитающих в толще воды проточных водоёмов? Ответ поясните. Какие особенности строения жабр костных рыб обеспечивают эффективное насыщение крови кислородом?

Элементы ответа:

1) сродство гемоглобина к кислороду больше у придонных рыб, обитающих в стоячих водоемах (меньше у рыб, обитающих в толще воды);

2) концентрация кислорода в придонном слое стоячих водоемов существенно ниже, чем в толще воды проточных водоемов (концентрация кислорода в толще воды проточных водоемов выше, чем в придонном слое);

3) большая площадь поверхности жабер (жаберных лепестков);
4) близкое расположение жаберных капилляров к поверхности (тонкий эпителий).

Блок 5. Человек и его здоровье

В заданиях этого блока проверялось знание строения и функционирования отдельных органов и систем органов организма человека, нейрогуморальной регуляции физиологических процессов, санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Данный блок представлен в каждом варианте четырьмя-пятью заданиями: базового уровня (линия 12), повышенного уровня (линии 13, 14, 20), высокого уровня сложности (линия 23, или 24, или 25).

Анализ результатов выполнения заданий блока позволил установить усвоение выпускниками знаний об организме человека, о профилактике инфекционных заболеваний и гигиене. Результаты выполнения заданий базового уровня распределились в интервале 56–82%, а повышенного уровня – 36–61%. В то же время самые низкие результаты получены по следующим темам «Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма», «Анализаторы, строение и функции, роль в организме», «Высшая нервная деятельность».

Так, например, затруднение вызвало задание, в котором требовалось установить соответствие между симптомами и заболеваниями (сахарный диабет и микседема), их влиянием на процессы в организме. Его выполнили только 31% участников, а максимальные 2 балла получили 10% участников.

Установите соответствие между симптомами и заболеваниями человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

………..СИМПТОМЫ ………………………………………..ЗАБОЛЕВАНИЯ
А) снижение частоты сердечных сокращений            1) сахарный диабет
Б) замедление окислительных процессов                  2) микседема
в организме, увеличение веса
В) появление отёчности, ломкость ногтей,
выпадение волос
Г) снижение иммунитета
Д) выделение большого количества мочи
и постоянное ощущение жажды
Е) нарушение синтеза инсулина в клетках
поджелудочной железы
Ответ: 222211.

Результаты по теме «Нейрогуморальная регуляция» являются самыми низкими уже многие годы. Это связано не только со сложностью содержания самой темы, но и со слабой сформированностью умений проводить системный анализ и объяснять физиологические процессы, происходящие в организме человека.

По данному блоку в части 2 в каждом варианте предлагалось одно-два задания высокого уровня сложности (линии 24 и 25). Задания на работу с текстом в линии 24 не вызвали особых затруднений, их выполнение составило в среднем 32%. Результаты по линии 25 существенно ниже — (5–21%).

Самые низкие результаты получены по заданию, в котором требовалось оценить влияние щитовидной железы, мышц, промежуточного мозга на изменение концентрации глюкозы в крови. При выполнении этого задания требовалось использовать знания о функциях данных органов и их влиянии на изменение обмена веществ в организме.

Блок 6. Эволюция живой природы

Задания этого блока контролировали знания о движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, а также умение объяснять основные эволюционные процессы, взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции. По этому блоку в каждом варианте было в среднем пять заданий: одно задание базового уровня (линия 15), два – повышенного уровня (линии 16, 19), одно-два задания высокого уровня (линии 23 или 24, 26).

При выполнении этих заданий участники продемонстрировали: знания о виде и его критериях, современных положениях синтетической теории эволюции, путях и направлениях эволюционного процесса; умения анализировать текст и определять по описанию соответствующий критерий вида или направление эволюции, исправлять неверные суждения, объяснять основные ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растительного мира и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

На базовом уровне с заданиями справились 61–78% участников, а на повышенном – 34–64%. Такие результаты свидетельствуют о достаточно хороших знаниях содержания этого блока. Результаты лишь одного задания оказались ниже заявленного уровня. Это задание на установление соответствия по теме «Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции». Его выполнили только 26,8% участников, а максимальные 2 балла получили менее 20% участников. Очевидно, что большинство участников экзамена не различают атавизмы и рудименты.

Приведем пример этого задания.

Установите соответствие между структурами организмов и эволюционными явлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗМОВ ……………………….ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
А) зубы у птиц                                                                     1) атавизмы
Б) третье веко у человека                                                  2) рудименты
В) появление шерсти у китообразных
Г) хвост у человека
Д) тазовый пояс у змей
Е) закладка зубов мудрости в эмбриогенезе
у человека.
Ответ: 121122.

В части 2 вопросы эволюции были представлены в отдельных заданиях линий 23, 24 и 26. Выполнение заданий 23 и 24 составило 32–36%.

В заданиях с рисунком требовалось определить изображенный ископаемый объект, период его жизни по геохронологической таблице, класс, тип или отдел, к которому можно отнести этот организм, и указать признаки принадлежности к данному таксону. Их выполнение составило в среднем 36%. Такие результаты свидетельствуют о сформированности у участников знания палеонтологических доказательств эволюции, признаков таксонов растений и животных, умений определять ископаемые объекты с использованием геохронологической таблицы и характеризовать их.

Задания на работу с текстом, нахождение и исправление ошибочных суждений (линия 24) также не вызвали затруднений. В среднем их выполнили 37% экзаменуемых, что объясняется хорошо усвоенным содержанием подготовленными участниками.

Более низкие результаты получены по заданиям линии 26: в среднем 15,5% (11–20%), выполнения, а 3 балла получили около 4% экзаменуемых.

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности

Линии заданий этого блока направлены на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, а также умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

В части 1 предлагалось три задания: одно задание базового уровня (линия 17), два задания повышенного уровня (линии 18, 19 или 20). В части 2 присутствовало – одно задание высокого уровня сложности (линия 24 или 26).

На базовом уровне их выполнили в среднем 75%, а на повышенном – 55%. Участники экзамена продемонстрировали знания об экологических факторах, о компонентах экосистем, трофических уровнях, сукцессиях экосистем, круговороте веществ в биосфере.

Кроме того, они показали умения: устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах; выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем; сравнивать естественные и искусственные экосистемы; устанавливать последовательность смены экосистем; определять последствия деятельности человека в биосфере. Большинство заданий повышенного уровня на установление соответствия, последовательности и на работу с таблицей выполнено выше заявленного уровня.

Задания части 2 высокого уровня сложности у участников экзамена также не вызвали особых затруднений. Результаты их выполнения составили 10–37%.

В целом можно констатировать, что важнейшие экологические понятия и большинство знаний и умений по блоку «Экосистемы и присущие им закономерности» сформированы у основной части участников экзамена.

Для преодоления минимального порога

рекомендуется более тщательно прорабатывать учебный материал по разделу «Общая биология», используя для этой цели учебники базового уровня, так как основной материал КИМ ЕГЭ части 1 направлен на проверку именно этого содержания (12–13 заданий из 21). Кроме того, следует обратить внимание на изображение биологических объектов и процессов (остается лишь  «научиться видеть» эти  замечательные цветные иллюстрации в учебниках черно-белыми, какими их дают на экзамене).

При подготовке к экзамену для получения более высоких результатов

необходимо использовать учебники углубленного уровня, а также организовать повторение учебного материала за курс основной школы. Этот учебный материал может быть включен в урок при изучении таких тем общей биологии, как «Эволюционное учение. Эволюция органического мира», «Основы экологии». При изучении вопросов антропогенеза можно организовать повторение материала по анатомии и физиологии человека.

На уроках биологии необходимо чаще использовать активные методы обучения:

ставить перед обучающимися проблемные вопросы, предлагать задания поискового характера;

при выполнении лабораторных опытов необходимо предлагать анализировать результаты эксперимента, находить зависимые и независимые переменные;

учителю необходимо чаще включать в урок такие виды самостоятельной работы, как работа с научно-популярной литературой, анализ биологических текстов, ответы на проблемные вопросы.

*******************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на  тесты ОБЗ ФИПИ   по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологииЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | анализ ошибок сдачи ЕГЭ по биологии в 2022 годукодификаторрепетитор биологии по Скайпу | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + восемь =