САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Анализ Демоверсии ЕГЭ по биологии на 2023 год и изменения в КИМах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На сайте ФИПИ опубликовали Демоверсию ЕГЭ по биологии на 2023 год  и информацию по тем изменениям, которые будут в КИМах  в 2023 году .

Изменения  в КИМах ЕГЭ по биологии в 2023 году по сравнению с 2022 годом совсем несущественны. Чтобы  вы могли убедиться в этом, я решил  в этой статье поместить все пункты изменений, представленные на сайте ФИПИ.

1.  Добавлено одно задание в ПЕРВУЮ ЧАСТЬ. Соответственно общее число заданий увеличилось с 28 до 29.

2. Задания  блока «Система и многообразие органического мира» первой части экзаменационной работы представлены единым  модулем (задания 9–12), состоящим из комбинации двух тематических разделов: «Многообразие растений и грибов» (два задания) и «Многообразие животных» (два задания).

3. Задания  блока «Организм человека и его здоровье» в первой части экзаменационной работы собраны в единый модуль, состоящий из 4 заданий (задания 13–16).

4. Задания, проверяющие знания о бактериях и вирусах, представлены в заданиях блока «Клетка и организм – биологические системы» (задания 5–8).

5. Из ВТОРОЙ ЧАСТИ работы исключена линия 24 на анализ биологической информации. Собран мини модуль из двух линий заданий (задания 23 и 24), направленных на проверку сформированности методологических умений и навыков.

6. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы снижен с 59 до 58.

Анализ демонстрационного варианта КИМов ЕГЭ по биологии на 2023 год

Основное «существенное» отличие этого варианта Демоверсии на 2023 год в том, что авторы постарались дать довольно обширный материал и некоторые линии представлены не одним, а тремя или даже шестью заданиями.

Поскольку я обнаружил ряд ошибочных ответов к заданиям (авторские ответы отмечены красным цветом) и некорректно составленные задания, решил указать на эти ошибки в своей статье. Посчитал, что не будет лишним и дать некоторые пояснения к заданиям для более быстрого их восприятия.

Часть 1

1. Рассмотрите таблицу «Биология – комплексная наука» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.Ответ: палеонтология или филогенетика (раньше такого не было, чтобы в тесте можно было указать как правильный не один ответ, а два)

………………………………………………………ИЛИ

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Ответ: цитогенетический или цитологический

……………………………………………………..ИЛИ

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. 

Ответ: биоценотический или экосистемный (экосистемный — это синоним биогеоценотическому уровню, поэтому считаю, что здесь нельзя использовать два ответа. Кстати, подобная ошибка уже была и в Демоверсии 2019 года)

………………………………………………….ИЛИ

Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.Ответ: наследственность

2 Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как при этом изменились концентрация солей и количество воды в клетках семян? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Концентрация солей                                  Количество воды
…………..1…………………………………………….2

3. В некоторой молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с цитозином приходится 31%. Определите долю нуклеотидов с тимином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: 19 (Оказывается не все понимают, что при расчете  доли нуклеотидов с некомплементарным азотистым основанием в ДНК нужно подобные задания решать в одно действие: от 50% отнять заданное число 31%).

…………………………………………………..ИЛИ

В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Сколько хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только число хромосом.

Ответ: 28

…………………………………………………ИЛИ

Общая масса молекул ДНК в одном ядре неделящейся соматической клетки человека составляет 6 пг (1 пикограмм (пг) = 10–12 г). Какова будет масса ДНК в клетке костного мозга в начале профазы митоза? В ответе запишите количество пикограмм ДНК.

Ответ: 12

……………………………………………….ИЛИ

Первичная годовая продукция экосистемы составляет 350 000 кДж. Укажите величину энергии, поступающей на третий трофический уровень (в килоджоулях).

Ответ: 3500 .(Подобные задания по экологии очень простые, если при подготовке к сдаче ЕГЭ не игнорировать Кодификатор и повнимательнее отнестись к правилу экологической пирамидыправилу Линдемана).

………………………………………………ИЛИ

Какова продолжительность систолы предсердий сердца, если известно, что продолжительность всего сердечного цикла составляет 0,8 с, общей диастолы – 0,41 с, систолы желудочков – 0,27 с? Ответ дайте в секундах.

Ответ: 0,12 (Когда повторяем с учениками этот материал, непременно высказываю свои восторги-удивления устройству сердечной мышцы, способной сокращаться и расслабляться в среднем каждые 0,8 с  в течение нескольких десятилетий человеческой жизни). 

4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от моногибридного скрещивания двух гетерозиготных организмов в случае полного доминирования. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ: 31 (этот тест помещают в КИМы ЕГЭ по биологии уже пять лет. Значит до сих пор находятся экзаменуемые не знакомые с законами Менделя — основами генетики).

……………………………………………..ИЛИ

По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с явно проявившимся признаком при полном его доминировании. В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ:  75 (если изучаемый признак доминантный, то рождение ребенка от брака 1 без этого признака,  возможно лишь в случае, если оба родителя гетерозиготы Аа. Аа х Аа в потомстве дадут расщепление 3:1).

Рассмотрите схему и выполните задания 5 и 6

5.  Каким номером на схеме обозначена зона, в которой клетки делятся мейозом?

Ответ: 8  Новое в подобных заданиях то, что  цифровые обозначения в приводимом рисунке относятся к двум заданиям сразу. Хотя по схеме видим, что цифрами 2 и 3 и цифрой 8 обозначена одна и та же часть рисунка, где клетки делятся мейозом, правильный ответ будет только 8. Границы зон (6, 7, 8, 9) обозначены фигурными скобками. А цифры 1, 2 и 3 вверху рисунка нужны для ответа на задание 6 (Но понять это возможно, когда учащиеся перейдут к поиску ответа на задание 6).

6. Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

………..ХАРАКТЕРИСТИКИ                                              ………..   ТИПЫ КЛЕТОК
…………………………………………………………………………….В СПЕРМАТОГЕНЕЗЕ
А)  в клетке содержатся непарные                                    1) 1 (сперматоцит 1 порядка 2n4с)
двухроматидные хромосомы (2)
Б)  клетку называют сперматоцитом                                 2) 2 (сперматоциты 2 порядка n2с)
II порядка (2)
В)  образование четырёх генетически                              3) 3 (сперматиды nс)
различных клеток (3)
Г)  вступающая в мейоз клетка (1)
Д)  клетки содержат однохроматидные
хромосомы (3)
Е) хромосомный набор клеток 1n2c (2)

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых признаков относятся к изображённой на рисунке клетке?

1) наличие хлоропластов
2) наличие гликокаликса (есть только у клеток животных)
3) способность к автотрофному питанию
4) способность к фагоцитозу (только клетки животных)
5) способность к биосинтезу белка (как и любые другие клетки)
6) поддержание формы только с помощью цитоскелета (но и с помощью клеточной стенки)

Ответ: 135

……………………………………………………….ИЛИ

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) наружная мембрана
2) мембрана тилакоида (в митохондриях нет тилакоидов, а есть кристы)
3) зёрна крахмала (в митохондриях углеводы не запасаются)
4) строма (строма в хлоропластах)
5) матрикс
6) кристы

Ответ: 156

……………………………………………………..ИЛИ

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?

1) Отсутствует ядерная оболочка.
2) Клетка содержит митохондрии (у бактерий нет не только двумембранных органелл, но и самостоятельных одномембранных органелл. Вместо них мезосомы — впячивания внутрь клетки единственной наружной мембраны)
3) Клеточная стенка состоит из муреина.
4) Генетический материал представлен замкнутой молекулой ДНК (у бактерий есть не только нуклеоид, но и более мелкие кольцевые ДНК — плазмиды).
5) Клетка способна к фагоцитозу.
6) Мембрана клетки содержит гликокаликс.

Ответ: 134

8.  Установите последовательность событий, происходящих при получении гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) получение гомозиготных линий
2) многократное самоопыление родительских растений
3) подбор исходных растений с определёнными признаками
4) получение высокопродуктивных гибридов
5) скрещивание организмов двух разных чистых линий

Ответ: 32154 (Это задание без изменения уже 5 лет используется в вариантах КИМов ЕГЭ. Видимо учащиеся продолжают выполнять это задание с ошибками)

Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

9, Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, которая попадает в окончательного хозяина?

Ответ:

10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

…………..ХАРАКТЕРИСТИКИ …………………………………………………….СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
……………………………………………………………………………………………..ЦИКЛА ПАРАЗИТА
А) проникает в промежуточного хозяина …………………………..1) 1 (взрослая гермафродитная особь)
Б) представляет собой личиночную стадию……………………….2) 2 (яйцо)
В) является непосредственным результатом………………………3) 3 (мирацидий)
оплодотворения
Г) развивается в печени основного хозяина
Д) активно плавает в воде
Е) имеет гермафродитную половую систему

Ответ: АБВГДЕ
……….332131

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в стробилах на концах побегов
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия в стебле

Ответ: 146

                                                                                    ИЛИ

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено
строение корня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) придаточный корень (растут от нижней части стебля)
2) зона, образованная постоянно делящимися клетками верхушечной
образовательной ткани
3) зона растущих клеток с начальной дифференциацией
4) зона проведения
5) боковой корень (это корневой волосок зоны всасывания)
6) структура, обеспечивающая всасывание воды (выглядит как зачаток бокового корня)

Ответ: 234

 

ИЛИ

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие утверждения о реакции растения на водный режим внешних и внутренних факторов являются верными?

1) С повышением температуры транспирация увеличивается.
2) При потере тургора устьица открываются (при потере тургора устьица закрываются).
3) Под влиянием света устьица закрываются (днем на свету устьица открываются)
4) С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.
5) Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.
6) Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация (очень казуистическая формулировка утверждения, которое, казалось бы, тоже является верным. Повышение концентрации клеточного сока вызовет дополнительное поступление воды, а, значит, усиление транспирации. Почему же это утверждение всё же не является верным? Потому что увеличению  концентрации клеточного сока  предшествовала потеря воды клеткой, которая приведет к ослаблению транспирации).

Ответ: 145 

12. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Мятлик луговой
2) Мятлик
3) Покрытосеменные
4) Однодольные
5) Растения
6) Злаковые

Ответ: 534621

Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14

13.  Какой цифрой на рисунке обозначена альвеола?

Ответ: 6

14.  Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

…………..ХАРАКТЕРИСТИКИ ………………………………………………………..СТРУКТУРЫ
А) проводит воздух из носоглотки в трахею ……………………………………..1) 1 (носоглотка)
Б) обеспечивает газообмен между кровью и воздухом ………………………..2) 2 (гортань)
В) способствует очищению, согреванию (охлаждению)………………………. 3) 3 (легкое)
и увлажнению вдыхаемого воздуха
Г) содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи
в дыхательные пути во время глотания
Д) состоит из нескольких долей
Е) расположен в плевральной полости

Ответ: АБВГДЕ
……….231233

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для ткани, представленной на рисунке? (На рисунке представлена поперечно-полосатая мышечная ткань)

1) участвует в образовании стенок кровеносных сосудов (гладкая мышечная ткань)
2) обеспечивает перемещение тела в пространстве
3) состоит из веретеновидных клеток (гладкая мышечная ткань)
4) образована одноядерными клетками (гладкая мышечная ткань)
5) обладает возбудимостью и сократимостью
6) управляется соматическим отделом нервной системы

Ответ: 256

ИЛИ

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображён
скелет человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) локтевая кость (это лучевая кость, расположена со стороны большого пальца хотя обозначение очень нечеткое — это я увеличил реальные размеры рисунка)
2) лучевая кость (это, видимо, пояс верхней конечности — ключица и лопатка или только ключица)
3) плечевая кость
4) крестец (тазовая кость)
5) бедренная кость
6) стопа

Ответ 356

ИЛИ

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Что характерно для вен, в отличие от артерий?

1) тонкий мышечный слой
2) полулунные клапаны
3) высокое кровяное давление
4) быстрый ток крови
5) створчатые клапаны
6) транспорт крови к сердцу

Ответ: 126

16. Установите последовательность прохождения мочевины по анатомическим структурам выделительной системы человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) собирательная трубочка нефрона
2) мочеточник
3) мочеиспускательный канал
4) почечная лоханка
5) мочевой пузырь

Ответ: 14253

17. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении морфологических признаков вида Сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. (2)Проросток сосны имеет пять–девять фотосинтезирующих семядолей. (3)Сосна способна развиваться на любой почве. (4)Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. (5)Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год. (6)Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

Ответ: 245

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется

1) большим видовым разнообразием
2) отсутствием редуцентов
3) высокой численностью хищников
4) сложными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) сбалансированным круговоротом веществ

Ответ: 146

19. Установите соответствие между примерами и группами экологических факторов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ……………………………………………………………………………….ГРУППЫ
………………………………………………………………………………….ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
А) влияние атмосферного давления …………………………………………..1) абиотический
на жизнедеятельность горного барана………………………………………. 2) биотический
Б) воздействие на популяцию изменения рельефа
местности, вызванного землетрясением
В) снижение численности популяции зайцев
в результате эпидемии
Г) отношения между волками в стае
Д) конкуренция за свет и воду между соснами в лесу

Ответ: АБВГД
……….11222

20. Установите хронологическую последовательность перечисленных событий, происходивших на Земле. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) выход животных на сушу
2) возникновение фотосинтеза у прокариот
3) формирование озонового экрана
4) абиогенный синтез органических веществ
5) появление клеточных форм жизни

Ответ: 45231

21. Рассмотрите рисунки с изображением бабочек берёзовых пядениц. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Тип приспособления …..Форма естественного …………Материал
……………………………………….отбора ……………...для естественного
…………………………………………………………………….отбора
________________(А) ________________(Б) ________________(В)

Список элементов:
1) мутация
2) предупреждающая окраска
3) конвергенция
4) движущая
5) адаптивная модификация
6) маскировка (покровительственная окраска — криптизм)
7) половой отбор
8) стабилизирующая

Ответ: АБВ
……….641

ИЛИ

Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.(Странно, но чаще используют термин формы естественного отбора как и в предыдущем тестовом задании).

Список элементов:
1) появление белой крысы в популяции серых крыс
2) формирование различных форм клюва у галапагосских вьюрков
3) формирование определённой толщины панциря у черепах
4) разрывающий (дизруптивный)
5) элиминирующий
6) давлению подвергаются особи с одним из крайних проявлений признака
7) давлению подвергаются самые крупные особи
8) под наибольшим давлением оказываются особи с самым выраженным и средним проявлением признака

Ответ: АБВ
……….463

22. Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».

Количество яиц ……………………………….Доля выживших птенцов (в %)
в кладке
1 ……………………………………………………………………….100
2 …………………………………………………………………………95
3 …………………………………………………………………………90
4 …………………………………………………………………………83
5 …………………………………………………………………………80
6 …………………………………………………………………………53
7 …………………………………………………………………………40
8 …………………………………………………………………………35
9 …………………………………………………………………………32

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Оптимальное количество яиц в кладке – 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.
2) Гибель птенцов скворца объясняется случайными факторами.
3) Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.
4) Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5) Количество яиц в кладке зависит от погодных условий и наличия корма.

Ответ: 13 (Это задание «подкладывают» в КИМы уже несколько лет).

ИЛИ

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии
3) зависит от генетической программы организма
4) повышается при изменении температуры с 20 до 35 °С
5) изменяется в зависимости от температуры

Ответ: 45 (Тоже давно используемое в КИМах задание, поэтому считаю, что очень целесообразно повторять материал, используя все прошлые тесты, опубликованные в ОБЗ ФИПИ)

ИЛИ

Проанализируйте диаграмму «Содержание Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе здоровых и больных раком мышей при употреблении вещества Х».
В эксперименте использовали мышей, имеющих онкологическое заболевание, в качестве контроля были взяты здоровые мыши. В каждой группе половину мышей поили чистой водой, а другую – водой с добавлением вещества Х. Через 14 дней брали на анализ тимус (вилочковую железу).

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Вещество Х способствует увеличению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе.
2) Наличие опухоли приводит к незначительному снижению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе.
3) Вещество Х ослабляет организм.
4) Тимус увеличивается из-за употребления вещества Х.
5) Вода стимулирует иммунный ответ организма.

Ответ: 12 (Тоже старое задание, уж для Демоверсии придумали бы что-то новенькое).

Часть 2

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха.
В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.

23. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

* Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.

Элементы ответа:

1) зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) – относительная скорость фотосинтеза;
независимая переменная (задаваемая экспериментатором) – концентрация углекислого газа в теплице;
2) растения томата необходимо посадить в теплицу, концентрация углекислого газа в которой искусственно поддерживается постоянной в течение всего эксперимента;
3) остальные параметры (освещение, влажность и др.) необходимо оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить, действительно ли рост концентрации углекислого газа обеспечивает повышение скорости фотосинтеза в данном эксперименте; ИЛИ 4) такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в скорости фотосинтеза обусловлены факторами, не связанными с повышением концентрации углекислого газа.

ИЛИ

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?

* Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Элементы ответа:

1) нулевая гипотеза – скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа в атмосфере;
2) герметичная теплица позволяет обеспечивать постоянный газовый состав воздуха (постоянную начальную концентрацию углекислого газа);
3) естественное освещение зависит от погодных условий и может изменяться;
4) фотосинтез – многостадийный биологический процесс, скорость которого зависит от множества факторов;
5) при изменении освещения скорость фотосинтеза может меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от концентрации углекислого газа.

24. Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните, почему произойдёт изменение. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?

Элементы ответа

1) скорость фотосинтеза лимитируется другими факторами (освещённостью, скоростью накопления АТФ, количеством ферментов световой и темновой фазы и др.);
2) скорость фотосинтеза понизится;
3) при понижении температуры активность ферментов понизится;
4) углекислый газ фиксируется в темновой фазе фотосинтеза (цикле Кальвина) и составляет основу для формирования углеводов; ИЛИ 4) углекислый газ используется для создания глюкозы в темновой фазе фотосинтеза.

25. Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?.

Элементы ответа:

1) А – фагоцитоз;
2) Б – пиноцитоз;
3) участвует плазматическая мембрана клетки (цитоскелет) (Опять «засада», как можно было СПЕЦИАЛИСТАМ биологам «обозвать» плазматическую мембрану цитоскелетом клетки. Цитоскелет образуют белковые микрофиламенты и микротрубочки цитоплазмы клетки);
4) вокруг бактерии сформируется фагоцитарный пузырёк (у составителей этого задания везде вместо фагоцитарный пузырек используется  термин  «фагоцитозный пузырек», хотя, вероятно, это равнозначные термины.)
5) фагоцитарный пузырёк сольётся с лизосомой (пищеварительная вакуоль);
6) содержимое фагоцитарного пузырька подвергнется перевариванию (гидролизу, лизису).

ИЛИ

На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего на Земле 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное.
Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?

Элементы ответа:

1) эра мезозойская, период юрский (должны быть указаны и эра, и период).

От современных птиц археоптерикса отличает:
2) наличие челюстей с зубами;
3) наличие длинного хвоста из позвонков;
4) наличие развитых пальцев с когтями на передних конечностях;
5) признаки характерны для класса Пресмыкающиеся.

26. У цыплёнка экспериментаторы удалили фрагмент бедренной кости, оставив неповреждёнными все структуры, ответственные за её восстановление. Через некоторое время кость полностью восстановилась. Что доказывает этот опыт? Какие структуры и как обеспечивают рост кости? Почему экспериментаторами был выбран цыплёнок, а не взрослый петух? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) кости способны к регенерации (восстановлению);
2) надкостница обеспечивает рост кости в толщину (костеобразование);
3) хрящевые прослойки (метафизы) обеспечивают рост кости в длину;
4) восстановление костной ткани у цыплёнка происходит быстрее, чем у взрослого петуха;
5) в костной ткани цыплёнка много клеток (остеобластов), способных к делению (хрящевые прослойки в кости у петуха окостеневают).

ИЛИ

Любой звук можно охарактеризовать высотой и силой звучания. Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны и выражается в герцах (Гц). Все, что меньше 0,016 кГц, называют инфразвуком, а свыше 20 кГц – ультразвуком. Как ультразвук, так и инфразвук человеческим ухом не воспринимаются, однако многие животные слышат и общаются в ультразвуковом диапазоне.

На рис. 1 представлены диапазоны слышимых звуков для разных животных, а на рис. 2 – диапазоны, приходящиеся на инфразвук, слышимый звук и ультразвук.В каком звуковом диапазоне, помимо слышимого человеком, способна получать информацию летучая мышь?
Многие виды рукокрылых и китообразных способны к эхолокации. На чём построен принцип работы эхолокационной системы, и какие органы животного при этом задействованы? Чем выгоден такой способ ориентации в пространстве? Ответ поясните. В каких ситуациях люди применяют приборы (эхолоты, сонары), работающие по аналогичному принципу? Приведите не менее двух примеров применения человеком таких приборов.

Элементы ответа:

1) ультразвук (от 20 кГц);
2) животное испускает высокочастотные звуки (например, с помощью голосовых связок);
3) эти звуки отражаются от объектов и улавливаются органом слуха данного животного;
4) эхолокация позволяет ориентироваться в пространстве в условиях темноты или низкой освещённости (охотиться, взаимодействовать с другими особями);
5) такие приборы (эхолоты, сонары) используются человеком для исследования и поиска обитателей морей (рыбы во время рыбалки);
6) такие приборы (эхолоты, сонары) используются человеком для определения рельефа дна в водоёмах (подводных объектов, например подводных лодок, затонувших кораблей, батискафов);
7) такие приборы используются человеком при ультразвуковом исследовании внутренних органов человека (УЗИ).

27. Ареалы трёх видов современных двоякодышащих рыб, обитающих в пресных водоёмах, находятся в Южной Америке, Африке и Австралии. Какая форма изоляции лежит в основе данного видообразования? Знание какой теории в области геологии позволило учёным описать наиболее вероятный механизм формирования трёх современных видов двоякодышащих рыб? Опишите с учётом этой теории, как происходило видообразование.

Элементы ответа:

1) географическая (пространственная) изоляция;
2) теория дрейфа континентов;
3) установлено, что Южная Америка, Африка и Австралия представляли собой единый континент, на котором обитали предки современных двоякодышащих рыб;
4) в результате расхождения материков в каждой изолированной популяции накапливались разные мутации (изменился генофонд);
5) в каждой изолированной популяции на рыб оказывали воздействие разные условия (отбор работал в разных направлениях);
6) репродуктивная изоляция (действие отбора) привела к появлению разных видов рыб.

ИЛИ

На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.

Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните, приведите аргументы. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники, и к чему это приводит?

Элементы ответа:

1) первичная сукцессия;
2) развитие начинается на безжизненном субстрате, на котором ранее не было почвы (голые камни/скалы, вулканические породы);
3) лишайники не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества при фиксации азота и углекислого газа из атмосферы (большинство лишайников — это симбионты гриба и водоросли и поэтому неспособны фиксировать азот из воздуха. Лишь немногие лишайники, автотрофным компонентом которых являются цианобактерии, обладают такой способностью);
4) субстрат изменяется (образуется почва) из-за разложения отмерших талломов лишайников;
5) при этом лишайники растворяют субстрат за счёт специфических лишайниковых веществ/кислот.

28. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ концу в одной цепи соответствует 3ʹ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5ʹ к 3ʹ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):
5ʹ-ЦГААГГТГАЦААТГТ-3ʹ
3ʹ-ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА-5ʹ
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Схема решения задачи включает:

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5ʹ-ЦГААГГУГАЦААУГУ-3ʹ;
2) нуклеотидная последовательность антикодона 5ʹ-УГА-3ʹ (УГА) (третий триплет) соответствует кодону на иРНК 5ʹ-УЦА-3ʹ (УЦА);
3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота сер, которую будет переносить данная тРНК (Это задание было на ЕГЭ ещё в 2014 году, когда «эксперты» липовые утверждали, что с генов ДНК всегда следует транскрибировать только иРНК. И хотя в этом задании  четко сказано, что дан участок гена ДНК с информацией о тРНК, мне пришлось долго дискутировать по этому поводу с «экспертами».) 

ИЛИ

Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке при гаметогенезе в метафазе II мейоза и анафазе II мейоза. Объясните полученные результаты.

Схема решения задачи включает:

1) в метафазе II мейоза набор хромосом – n;
2) число молекул ДНК – 2с;
3) в анафазе II мейоза набор хромосом – 2n;
4) число молекул ДНК – 2с;
5) в метафазе II мейоза после редукционного деления (мейоза I), клетки гаплоидные, хромосомы двухроматидные;
6) в анафазе II мейоза к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом равно числу ДНК.

29. У человека аллели генов ихтиоза (заболевание кожи) и дальтонизма находятся в одной хромосоме.
Здоровая по указанным заболеваниям женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца – ихтиоз (a), вышла замуж за здорового по обоим заболеваниям мужчину. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за здорового по обоим заболеваниям мужчину, в этой семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного по двум заболеваниям ребёнка? Ответ поясните.

Схема решения задачи включает:

1) P ♀ ХAdХaD …………×……………… ♂ XADY
здоровая кожа ……………………….здоровая кожа
отсутствие дальтонизма ……….отсутствие дальтонизма
G: ХAd, ХaD, ХAD, Xad ……………………XAD, Y
F1: генотипы, фенотипы возможных дочерей:
ХAdXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма; ХaDXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма; ХADXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма: XadXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма.
……генотипы, фенотипы возможных сыновей:
ХAdY – здоровая кожа, дальтонизм; ХaDY – ихтиоз, отсутствие дальтонизма; ХADY – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма; XadY – ихтиоз, дальтонизм.

2) Р ♀ ХAdХAD…………….. × ………….♂ XADY
здоровая кожа ………………………..здоровая кожа
отсутствие дальтонизма …………отсутствие дальтонизма
G ХAd, ХAD ………………………………….XAD, Y
F2:
генотипы, фенотипы возможных дочерей:
ХAdXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма; ХADXAD – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма.
….генотипы, фенотипы возможных сыновей:
ХAdY – здоровая кожа, дальтонизм; ХADY – здоровая кожа, отсутствие дальтонизма.

3) В первом браке возможно рождение сына-дальтоника с ихтиозом (XadY). В генотипе этого ребёнка находятся материнская, образовавшаяся в результате кроссинговера Х-хромосома с двумя рецессивными аллелями и отцовская Y-хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов.

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, по этим заданиям Демоверсии 2023 года, пишите в комментариях.

Для подготовки к  сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у  меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологииЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | все ответы на тесты ОБЗ ФИПИ по биологииДемоверсия ЕГЭ по биологии на 2023 годизменения в КИМах по биологии на 2023 годоткрытый банк заданий ФИПИ ЕГЭоткрытый банк заданий ФИПИ ОГЭрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + четыре =