САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Категории систематики

Главная - А. Общая биология - Категории систематики

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Тема сегодняшнего разговора будет касаться некоей терминологической путаницы самой систематики — науке о классификации живых систем.

А если есть «путаница» в самой систематике, то как избежать её в наших головах.

Немного о терминологии

                                              «Вы слыхали как поют дрозды? Нет — не те дрозды, не полевые…»

Хотя такого вида как дрозд полевой в природе не существует — песня эта замечательная. А нам она сейчас позволяет вспомнить выдающегося шведского ученого ХVIII века Карла Линнея, применившего в своей систематике двойные (бинарные) латинские названия видов организмов.

До Линнеевская биология — это накопление огромной описательной базы данных о множестве животных и растений, обитающих на Земле.

Чтобы разобраться в этом море информации нужно было ее систематизировать. В книге «Система природы» (1735)  К.Линней широко использовал такой универсальный способ классификации видов (предложенный ранее ботаником Каспаром Бауглином)  как присвоение им двойных  (бинарных) латинских названий. Суть в том, что каждый вид теперь имел только одно, присущее ему название..С…

Почему латинские

Этот древний язык понятен ученым всех стран мира.  С тех пор в названии вида любого организма  — два слова. Первое существительное —  всегда означает название рода, к которому относится данный вид. Второе прилагательное — его видовой эпитет.

Например, нет такого названия вида как  пшеница или Triticum  — это название рода. А  есть виды Triticum aestivum и Triticum durum (пшеница мягкая и пшеница твердая).

Искусственность систематики К.Линнея

К.Линней описал около 8000 видов растений, 4200 видов животных, ввел в употребление около 1000 научных терминов.»Узаконив» удобные бинарные названия видов организмов, он расположил их по разным «ячейкам», используя принцип иерархичности: царства, классы, отряды (порядки для растений), роды, виды и разновидности.

Таков принцип и современной систематики, которая совершеннее линнеевской лишь по возможностям использовать для классификации видов не один морфологический критерий, а много дополнительных. Это и экологические, и генетические, и биохимические, и физиологические характеристики видов организмов.

Поэтому современная систематика живой природы более естественная по сравнению с линнеевской. Она точнее выделяет как сами категории систематики (добавлены категории семейство,  тип для животных и отдел для растений), так и лучше отражает родственные связи организмов в филогенетическом древе.

  Что такое «систематика»  и «классификация»

Как  репетитор ЕГЭ по биологии, могу сказать, что  любят преподаватели ФИПИ (Федерального Института Педагогических Измерений), составляющие тестовые задания для ЕГЭ, «подлавливать» учащихся на терминологической казуистике.

Запомнить нужно одно. Систематика — это наука! Наука о классификации организмов. То есть, классификация — это метод, который используется наукой систематикой.

 А это уж совсем не про вас

Представляете, есть учащиеся, путающие  Линнея с  Ламарком. Фамилии на одну букву начинаются…

Так вот, французский ученый Жан Батист Ламарк (живший на полвека позже Линнея) — это первый ученый, сформулировавший за 50 лет до Дарвина теорию эволюции. Пока   ученый мир был почти весь (кроме трансформистов) в тисках креационизма (учения о неизменности всего сущего), Ламарк заговорил о том, что живые организмы  изменяется, эволюционируют!

Пусть Ламарк был не прав, выдвигая неверные взгляды на движущие силы эволюции — заслуга его как первого эволюциониста огромна. Ламарк, представил свою градационную классификацию животных, но мы, все же, должны особенно чтить его как первого эволюциониста, а Линнея — как ученого, создавшего систематику.

И вот она —  неприятность под конец

Мне, «старому» репетитору, учиться было проще, чем вам сейчас. В то время все живое на Земле делилось только на два царства: растения и животные Как красиво звучали слова «флора» и «фауна»!…

Так вот, даже в этом двухцарственном мире названия некоторых систематических единиц разные. Как тут не запутаться? На это я и  хотел  обратить  ваше внимание в этой статье:

                             Растения:.. вид,  род,  семейство, порядоккласс, отдел, царство

                             Животные: вид,  род,  семейство,.. отряд, класс, ..тип,.царство

                                                Если кому то удобнее запоминать «крутые» стихи, пожалуйста:

                                                                    Растения на грядке.... растут. по. порядку,

……………………………………………………….А животные подряд объединяются в отряд.

                                                                              Все растения.... отдел,

……………………………………………………………………Для животных   —   тип удел.

………………………………………………………………….***************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу,  замечания, пожелания — прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
А. Общая биология | бинарная номенклатуравидживые системыклассификацияЛамаркЛиннейотделотрядпорядокпринцип иерархичностирепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологииродсемействотипфаунафлорацарствоэволюция | Отзывов (2)
Отзывов (2)
  1. Ирина

    Широко распространенная в наших водоемах трехиглая колюшка в период размножения строит небольшое шаровидное гнездо, где откладывает икру. Гнездо расположено на участке, доступ на который воспрещен всем иным особям той же популяции. В случае нарушения его границ рыбки вступают в жаркие схватки. Такое поведение способствует выбору оптимальных для икрометания участков и сохранению кладки. Рыбки, которые не нашли «своих» участков, либо не дадут потомства, либо потеряют кладку или ее часть. Определить тип взаимодействий.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Это пример конкуренции (взаимоотношения между организмами одной популяции за «место под солнцем»).

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *