САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: учащимся и репетиторам по биологии
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: учащимся и репетиторам по биологии

О Демоверсии ЕГЭ по биологии на 2022 год и изменениях в КИМах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На сайте ФИПИ опубликовали Демоверсию ЕГЭ по биологии на 2022 год  и информацию по тем изменениям, которые будут в КИМах  в 2022 году .

Изменения  в КИМах ЕГЭ по биологии совсем несущественны. Чтобы  вы могли убедиться в незначительности этих изменений, я решил  в этой статье поместить все пункты изменений, представленные на сайте ФИПИ.

«1. Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 г.).
2. Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.
3. Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».
4. В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов в 2021 г.»

По первому пункту. Хотя и предполагается убрать бывшую  линию 1 (видимо как слишком лёгкую) и заменить её на задание, сходное с  линией 2, но в Демоверсии на 2022 год линия 1 по-прежнему состоит из таблицы, которую надо дополнить единственным термином.

По второму и третьему пунктам — вовсе без комментариев («от перемены места…»).

А вот по четвертому пункту, касающемуся изменений в линии 22, всё ВЫГЛЯДИТ очень серьёзно.  Даже лишний балл накинули (3 балла вместо 2). А прочитать, так требования к линии 22, проверяющей знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента, выглядят по меньшей мере как требования к какой-нибудь курсовой работе.

Но на этот счет, чтобы понять всю глубину «сложности» заданий линии 22,  Демоверсия на 2022 год нам может очень даже пригодиться. Вот задание этой линии из Демоверсии 2022 года.

«Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). Перед началом эксперимента он выяснил, что
концентрация NaCl в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1 мл крови – 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке Б? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в пробирку на рис. А, а какой – в пробирку на рис. Б?»

Элементы ответа:
1) независимая (задаваемая экспериментатором) переменная – концентрация соли в растворе (солёность); зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) – изменение формы (объёма) эритроцитов/изменение осмотического давления в эритроците (должны быть указаны обе переменные);
2) эритроцит на рис. Б сморщился;
3) изменение связано с потерей воды эритроцитом;
4) вода поступила из эритроцита в раствор по закону диффузии (осмоса);
5) в пробирку А был добавлен раствор с концентрацией NaCl 0,9% (физиологический раствор), в пробирку Б – раствор с концентрацией соли больше 0,9% (гипертонический раствор) (должна быть указана концентрация в обоих растворах).»

Как видим, ответить на задание линии 22 нового типа совсем не сложно. Как обычно в заданиях с открытым ответом,  чтобы ответ как можно ближе соответствовал ключам, порядок фраз (схема ответа) строится на основе порядка следования самих вопросов в задании.

Но я, как репетитор по биологии, хочу высказать претензию в адрес составителей именно этого ДЕМОНСТРАЦИОННОГО задания линии 22. В первом пункте элементов ответа авторами-составителями требуется указать две зависимые переменные и изменение формы (объема) эритроцитов, и изменение осмотического давления в эритроците. Но как учащемуся догадаться, что от него требуется  указать именно две зависимые переменные, если в вопросе задания о зависимой переменной спрашивается в единственном числе? Тем более, что сморщивание эритроцита  происходит вследствие изменения осмотического давления.

Ещё бОльшая (просто непростительная ошибка) допущена в Демоверсии 2022 года по биологии в ответе на задание линии 26.

«Какие процессы живого вещества биосферы и каким образом обеспечивают относительное постоянство концентрации кислорода и азота в атмосфере? Укажите не менее четырёх процессов.
Элементы ответа:
1) благодаря фотосинтезу кислород выделяется в атмосферу;
2) при дыхании (хемосинтезе) кислород поглощается из атмосферы;
3) в результате азотфиксации бактериями азот поглощается из
атмосферы;
4) в результате денитрификации азот выделяется в атмосферу.»

Пункт 2 элементов ответа ну просто «ни в какие ворота не лезет». Да, кислород поглощается из атмосферы в процессе дыхания. Но дышат все аэробные организмы на Земле. Все гетеротрофы (царства: животные, грибы, бактерии) и все автотрофы (царства растения и  часть видов бактерий). А хемосинтетиков среди всех дышащих организмов на Земле меньше одной триллионной части. Как же можно было под дыханием понимать лишь процесс  хемосинтеза?

Вообще, авторы-составители не стали особенно заморачиваться с составлением Демоверсии КИМ ЕГЭ
по биологии на 2022 год. Примерно 95% заданий  взяты из ЕГЭ прошлых лет.  Очевидно, и на самом ЕГЭ в 2022 году, как и все предыдущие 4-5 лет, бОльшая часть заданий будет просто скопирована из КИМов ЕГЭ прошлых лет. Поэтому подготовка  по тестам, опубликованным в Открытом Банке Заданий на сайте ФИПИ, будет по прежнему эффективна.

*******************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологииИ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | все ответы на тесты по биологииДемоверсия ЕГЭ по биологии на 2022 годизменения в КИМах по биологии на 2022 годоткрытый банк заданий ФИПИ ЕГЭошибки в Демоверсии ЕГЭ 2022 годарепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =