САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

От Линнея, Ламарка до Дарвина

Здравствуйте, уважаемые читатели  блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Продолжаю рубрику «Из диалогов в комментариях». Данная статья  касается  заданий ЕГЭ по вкладу Линнея и Ламарка в науку, по  теории эволюции Ч.Дарвина. Вопросы очень разноплановые. Объединяет их одно: возникшие в различные годы затруднения у учащихся при ответах на них.

Гульшат:  Какой вклад в биологию внёс Карл Линней?

Б.Ф.: В моей статье довольно в сжатой форме отражен вклад в науку выдающегося шведского ученого 18 в. К.Линнея.
1. Открыл 1,5 тыс.видов растений.
2. Описал 10 тыс. видов растений и около 6 тыс.видов животных.
3. Для названия видов ввёл удобную бинарную  номенклатуру.
4. Разработал принципы классификации живой природы (его классификация была в то время самой совершенной).
5. Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства.

Ярослав: Назовите основные положения теории эволюции Ж.Б.Ламарка и объясните, в чём заключается прогрессивность этой теории.

Б.Ф.: 1. Эволюционная теория Ламарка легла в основу научного учения — ламаркизм. Оно делится на 2 части: учение о градациях и учение о наследовании благоприобретенных признаков.
2. Учение о градациях: животные возникли из неживой природы и изменялись и совершенствовались под влиянием условий среды. (На основе этого была создана «лестница существ», которая делилась на 6 градаций, в каждой градации — 2 класса, кроме последней, там — 4 класса).
3. Учение о наследовании приобретенных признаков отражены в 2 законах. Первый — упражнение одних органов ведет к их развитию и, наоборот, недоразвитие других — ведет к их редукции. Пример: жираф, который тянул шею (самая слабая сторона теории). Второй — все, что приобретено организмом, наследуется.
4. Причина эволюции по Ламарку — внутреннее стремление организмов к совершенству. Единицей эволюции является особь, а виды по Ламарку реально не существуют, поскольку нет четких границ между ними.
5.  Прогрессивность учения Ламарка в том, что создав свою эволюционную теорию (пусть и оказавшуюся не во всём верной), он, в эпоху господства креационизма, навсегда закрепил в науке принцип исторического развития Природы.
В этой моей статье на блоге была помещена информация о том, почему некоторые учащиеся  путают  ученых Линнея и Ламарка, объясняя их вклад в науку.

Алина: Почему сначала в учебнике написано «…созданная Опариным ПЕРВАЯ научная теория эволюции…», а позже — «…Ламарк изложил ПЕРВУЮ по времени теорию эволюции…»? То есть теория Ламарка научной не считалась? Но ведь насчёт Опарина написано, что «его теория чисто теоретическая». А теория спорная, если не доказана. И она не доказана. Тогда, какая же она научная? Про Ламарка то же самое можно было написать. Первый по времени и просто предположил. А потом предположил Опарин. Но вопросов относительно происхождения жизни море, поэтому трудно пока сказать, кто из них прав. Почему оба первые-то?

Б.Ф.: Вы спутали, Алина, два в общем-то совершенно разных понятия. Жан Батист Ламарк был действительно первым, представившим научному миру свое видение эволюционного процесса изменения видов организмов на Земле. Ламарк — создатель первого (во многом неверного) учения об эволюционном развитии, то есть о возможных механизмах изменения во времени самих видов организмов.
Гипотеза же Опарина — лишь одна из  гипотез зарождения жизни на Земле.

Дмитрий: Помогите раскрыть суть закона К.Бэра . Верно ли его утверждение?

Б.Ф.: Вообще то Карлом Бэром в 1828 году были сформулированы четыре положения, которые Ч.Дарвиным в 1859 году были обобщены под названием Закона зародышевого сходства К.Бэра: зародыши высших животных напоминают не взрослые формы низших, а сходны лишь с их зародышами. В процессе эмбрионального развития последовательно проявляются признаки типа, класса, отряда, семейства, рода и вида.
Остается удивляться, почему появившийся впоследствии в 1866 году так называемый Основной биогенетический закон Мюллера-Геккеля: «Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза», оказался менее правильным, поскольку в нем в каком-то смысле перепутаны причины и следствия. Ведь по сути теории филэмбриогенезов А. Н. Северцова (уже начала 20 века) гораздо ближе закон зародышевого сходства К.Бэра.

Павел: На уроке рассматривали эволюционную теорию Дарвина и преподаватель задал вопросы, на которые никто не ответил, да и в Интернете я не нашел ответа.
1.Какой представитель сумчатых животных распространен вне пределов Австралии?
2.Какое единственное плацентарное млекопитающее живет в Австралии?

Б.Ф.: 1. Из 248 видов сумчатых животных, 176 видов обитает в Австралии и на ближайших к ней островах: Тасмания, Новая Гвинея, Тимор, Сулавеси, а 72 вида обитают в Америке (а не какой-то там единственный вид), поэтому трудно сказать какой из видов сумчатых имел в виду ваш преподаватель.
2. Единственный плацентарный вид животных, издревле обитающий в Австралии — это человек. Но в течение 19-20 веков он завез и акклиматизировал там значительное количество видов плацентарных млекопитающих. Поэтому сейчас плацентарных видов млекопитающих животных должно быть в Австралии довольно много.

Анна:  Приспособленность, когда незащищенный организм подражает неживому объекту или более защищенному это:
А) покровительственная окраска,
В) демонстрация,
С) коэволюция,
D) подражательное сходство,
Е) расчленяющая окраска,
F) мимикрия,
G) пищевая специализация,
H) криптическая окраска.
Я ответила мимикрия и подражание, но оказывается еще и первый вариант А) нужно было указать тоже. Можно ли двумя ответами обойтись и доказать на апелляции, чтобы добавили балл?

Б.Ф.: К сожалению два Ваших ответа D) подражательное сходство и F) мимикрия будут явно недостаточными для этого вопроса. Здесь нужно было указать ещё не только ответ А) покровительственная окраска, но и ответ Н) криптическая окраска (хотя это одно и то же, что и ответ А). Вопрос ведь довольно «хитрый»: в нем спрашивается не только о подражании живому, но и неживому объекту. Значит за Ваш ответ должны дать ровно половину от максимальных баллов.

Марина:  Глазчатый рисунок на крыльях бабочек к какому типу приспособлений относится и почему? Я думаю, что это предостерегающая окраска.

Б.Ф.: Да, Марина, Вы правы, глазчатый рисунок на верхней стороне крыльев бабочки павлиний глаз — это предостерегающая (мимикрия) окраска. А нижняя сторона крыльев — пример покровительственной окраски.

Ира: О чем свидетельствуют гомологичные и рудиментарные органы у растений и животных?

Б.Ф.: Гомологичные и рудиментарные органы свидетельствуют об общности происхождения организмов, живущих на Земле, то есть являются дарвиновскими морфологическими доказательствами эволюции.

Виктория: К анатомическим доказательствам эволюции относят:
1) сходство зародышей,
2) сходство функций некоторых органов,
3) наличие хвоста у некоторых людей,
4) общность происхождения органов,
5) окаменелости растений и животных,
6) наличие ушных мышц у человека и собаки.
Правильный ответ: 234, а разве 6 не подходит?

Б.Ф.: Конечно, Виктория, это некорректный тест для заданий прошлых лет (когда нужно было выбрать только 3 ответа из 6-ти предложенных), так как 6-й ответ тоже правильный. Но этот тест с правильными ответами 2,3,4,6 вполне приемлем для экзаменационных работ начиная с 2017 года.

Станислав: Какие из­ме­не­ния пре­тер­пел ске­лет современной  ло­ша­ди при пе­ре­хо­де её пред­ков к жизни на от­кры­тых про­стран­ствах? Можно ли ответить так?
1. Предки современной лошади обитали в лесной местности (фенокадус). Передвигались они медленно, размеры тела были невелики (это и понятно, чтобы пробираться через непроходимые леса нужны небольшие размеры), конечность была пятипалой, имелась ключица.
2. Далее происходили изменения климата. Происходило сокращение лесов и увеличение площади степей. Необходимо было быстрое передвижение: происходила редукция пальцев (у эогиппуса — четырехпалая передняя конечность, у миогиппуса- уже 3-х палая, у современной лошади — однопалая, средний палец удлинен и покрыт копытом).
3. Чтобы быстро передвигаться, лошадям необходима большая мышечная масса, то есть увеличение размеров тела. В степи нет древесных растений. Питаются современные лошади травами, поэтому произошли соответствующие изменение в строении зубов. В связи с быстрым бегом у современной лошади произошла редукция ключицы.

Б.Ф.: Как всегда, Станислав, хороший и полный ответ. Но для ответов на экзамене достаточно и такого короткого ответа:
1. Произошло увеличение длины конечностей и размеров тела.
2. Изменение формы и строение зубов.
3. Постепенное уменьшение числа пальцев до одного.
4. Образование рогового копыта.

Светлана: Какие утверждения соответствуют теории эволюции Дарвина:
1. В условиях борьбы за существование выживают наиболее приспособленные;
2. Вид неоднороден, представлен множеством популяций;
3. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции;
4. Эволюция видов имеет дивергентный характер;
5. Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции;
6. Популяция -элементарная единица эволюции.
Я ответила 3 или 4 (сомневаюсь), 5 (по Ламарку), 6 (по Дарвину единица эволюции это вид).

Б.Ф.: Все предыдущие тесты части В составлялись так, что если дается 6 ответов, то надо выбрать 3 верных. Здесь правильные ответы: 1,3,4. Ответ 1 — четко по Дарвину. Ответ 2 не может быть Дарвиновским, так как он, хотя и говорил «о группах особей внутри вида», но сам термин «популяция» появился уже после его смерти и является широко используемым в синтетической теории эволюции. Ответ 3 по Дарвину, в интерпретации большинства школьных учебников, должен был бы звучать так: «Естественный отбор — главная движущая сила эволюции». Ответ 4 — верно указан один из путей эволюции видов по Дарвину. Ну и ответы 5 и 6 уж точно не подходят.

Рузиля: Если в ЕГЭшных заданиях, связанных с эволюционными изменениями какой-либо популяции живого, конкретно не указано какую теорию эволюции нужно рассматривать (дарвинизм или СТЭ), то ссылаться на какую теорию правильнее?  В ответах к заданиям встречала разные варианты. Вариантов много, но нужно выбрать основные, а какие?

Б.Ф.: Сейчас, Рузиля, мне трудно судить, какие конкретные вопросы тестовых заданий Вы имеете в виду, но сама постановка вопроса не совсем верная (вернее совсем не верная). Правильных РАЗНЫХ эволюционных теорий не существует. Есть ОДНА теория (современный дарвинизм, современная теория эволюции), базирующаяся на основополагающих представлениях Дарвина и популяционной генетике.
Предлагаю, запомнив материал замечательной Богдановской таблички, хорошо уяснить, чем именно современный дарвинизм отличается от представлений самого Дарвина.
При ответах на тесты по эволюционному учению, конечно, чаще всего необходимо применить знания современного эволюционного учения. Хотя могут быть и вопросы по сравнительной характеристике представлений об эволюции самого Дарвина и современного учения об эволюции.

     ******************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Из диалогов в комментариях | ароморфозвиды адаптацийгеографическое видообразованиедарвинизмидиоадаптациямакроэволоюциямикроэволюциямутационный процессэкологическое видообразование | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 6 =