САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Гомологичные и аналогичные органы

Главная - Г. Теория эволюции - Гомологичные и аналогичные органы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов,  хотелось бы напомнить вам о двух  основных типах эволюционных изменений, которые были подробно  описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований  идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как  различные, так и сходные).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

                      Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.

Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные.

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться  выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

***************************************

К данной небольшой заметке было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к  сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у  меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Г. Теория эволюции | аналогичные органывидыГомологичные органыдивергенцияживоеживые организмыконвергенцияобразование видоврасхождение признаковрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисхождение признаковэволюция | 12 комментариев
Отзывов (12)
  1. Алеся

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Приведите примеры особенностей адаптивного характера строения гомологичных органов.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алеся. Наиболее яркими примерами, демонстрирующими адаптивный (приспособительный) характер гомологичных органов являются различные варианты строения конечностей различных классов и отрядов позвоночных животных:
      а) ноги лягушки (класс земноводные) — имеют перепонки, приспособлены к плаванию;
      б) ноги ящерицы (класс пресмыкающиеся) — пятипалые конечности с небольшими коготками, приспособление к перемещению по корягам, деревьям, песку, скалам;
      в) ноги крокодила (класс пресмыкающиеся) — конечности располагаются по бокам туловища, приподнимают туловище, обеспечивая довольно быстрые передвижения, имеются перепонки между пальцами для плавания;
      г) крыло птицы (класс птицы) — это преобразованная передняя конечность, приспособленная к полету, имеет полые кости, что облегчает скелет, перьевой покров обеспечивает аэродинамические возможности полета, мощные грудные мышцы крепятся к крылу и килю;
      д) передние конечности крота (класс млекопитающие, отряд насекомоядные) — мощные, снабжены длинными толстыми когтями, приспособление для рытья земли;
      е) плавник кита (отряд китообразные) — видоизмененная передняя конечность, приспособление передвигаться в толще воды;
      ж) крыло летучей мыши (отряд рукокрылые) — перепонки между пальцами — приспособление к полету в наземно-воздушной среде;
      з) рука человека (отряд приматы) — приспособлена выполнять различные виды работ (кто трудится) — от самых грубых — перетаскивания тяжестей, до изготовления ювелирных изделий.

      Ответить
  2. Оля

    Помогите, пожалуйста. Нужно рассмотреть 5-6 примеров атавизмов и рудиментов.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Атавизмы — появляются лишь у отдельных особей. Это  признаки, которые существовали у отдаленных предков человека, но были утрачены в процессе эволюции. Примеры: удлиненный копчик (фактически маленький хвостик), обильный (иногда сплошной) волосяной покров, дополнительные молочные железы, способность шевелить ушами — предположительная наследственная связь человека с млекопитающими.
      Рудименты — есть у всех людей. Это органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма. Примеры: третье веко (эпикантус), остатки хвостовых позвонков (копчик), ушные мышцы (есть у всех, но способность ими управлять — это атавизм), гусиная кожа (обеспечивает поднятие шерсти «дыбом»), коренные зубы мудрости, один из самых ярких до недавнего времени примеров рудиментов — аппендикс, таковым не является, поскольку выявлена его роль в обеспечении иммунитета.

      Ответить
  3. Соня

    Объясните пожалуйста о чем свидетельствуют гомологичные и рудиментарные органы у растений и животных? В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз» ?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Гомологичные и рудиментарные органы свидетельствуют об общности происхождения организмов, живущих на Земле, то есть являются морфологическими доказательствами эволюции.
      Ароморфоз, алломорфоз (или идиоадаптация) и общая дегенерация — это три формы (пути) биологического прогресса.
      Ароморфозами называют крупные эволюционные достижения организмов, приводящие к формированию новых крупных таксонов: царств, типов, классов. Это, как правило, усложнения строения и функций организмов не являющиеся приспособлением к конкретным условиям среды, но носящие самый общий характер, с явным повышением уровня организации и возможным выходом в другую адаптивную зону (возникновение эукариотической клетки, многоклеточности, автотрофности).
      Алломорфозами (идиоадаптациями) называют приспособления организмов к определенным условиям существования — адаптации в узком смысле, или идиоадаптации, посредством которых организмы из поколения в поколение приспосабливаются к разнообразным условиям жизни, причем сложность их организации и интенсивность жизнедеятельности в общем не повышаются. Алломорфозы протекают на уровне семейств, родов или видов. Например, покровительственная окраска у животных, видоизменения вегетативных органов растений.

      Ответить
  4. Дарья

    Здравствуйте Борис Фагимович.
    Напишите пожалуйста вкратце.
    Строение зародышей на разных стадиях развития (Рыба, Черепаха , Крыса, Человек) . Опишите развитие позвоночника , головы , конечностей , органов чувств, дыхательной системы.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Дарья!
      К сожалению «вкратце» на Ваши вопросы ответить я не могу. Короче, чем на 8-10 страницах текста, как и в любой учебной литературе, мне изложить весь этот обширнейший материал не удастся.(Вы уж извините, Дарья, Ваши вопросы не из области краткого комментирования).

      Ответить
  5. Катерина

    Считаю эту тему одной из самый трудных для себя…всё настолько относительно…и даже многие ученые спорят в некоторых вопросах, связанных с этими понятиями…куда уж нам детям=)Мне кажется, нужно четко знать стандартные примеры…и хорошо ориентировться именно в них…

    Борис Фагимович, а кроме конвергенции и дивергенции…какие ещё существуют способы видообразования? Или может быть подспособы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      На счет характеристик способов и «подспособов» эволюционных преобразований живых систем, Катерина, Вы попали в самую точку. Так как иногда даже одни и те же биологические термины в разных руководствах могут трактоваться по разному. И часто — это ошибки не научные, а больше методического плана.
      Так, к некоторому разночтению может привести и характеристика терминов «дивергенция» и «конвергенция». Оба эти термина можно рассматривать с двух позиций: как инструментарий, прием, метод в «руках» эволюционных преобразований, то есть орудие их осуществления или, наоборот, как характеристики итога, результата эволюционного процесса.

      Ответить
      • Марина

        Катерина, может быть, имела в виду параллелизм? Объясните, пожалуйста, что это такое.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Только сейчас до меня дошло, что я ушел совсем в сторону при ответе на первый вопрос Катерины, но посчитал уместным оставить все как есть, потому что только отвечая на последний вопрос Марины, надеюсь, удастся “расставить все точки над i”.
          Вообще то статья посвящена появлению у разных групп надвидовых категорий организмов (то есть в процессе макроэволюции) гомологичных и аналогичных органов, а не способам видообразования.
          Да, действительно, гомологичные и аналогичные органы возникают в результате таких двух типов эволюционных изменений как дивергенция и конвергенция. Известен и третий тип эволюционных изменений – параллелизм: образование сходных признаков у родственных организмов (не путать с конвергенцией, в результате которой сходные признаки приобретают неродственные организмы). Повторюсь – три эти термина определяют типы всех возможных эволюционных изменений при макроэволюции.
          Процесс же видообразования – это лишь одно из направлений (наряду с филетической эволюцией, характеризующейся постепенным однонаправленным изменением всей эволюционирующей группировки, т. е. без дивергенции) эволюционных изменений организмов на популяционном уровне – микроэволюция. Если в результате филетической эволюции происходит лишь возрастание приспособленности данной группы организмов к среде обитания, то видообразование – это процесс распада вида на два и более новых видов. (Вот сейчас мы подобрались к тому, отчего возникли “непонятки”). Данный микроэволюционный процесс тоже называется термином дивергенция. Как вы теперь должны хорошо запомнить, термин один, но используется он для определения эволюционных изменений на разных уровнях организации живого.
          Само явление дивергенции при образовании видов предполагает знание двух форм видообразования: аллопатрического (или географического) и симпатрического (или экологического), примеры которых хорошо разбираются в учебниках.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 20 =