Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии biorepet-ufa.ru.
На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2024 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год в 2025 году.
Здесь представлены задания Части 2, Линии 21-23
Линия 21.
Проанализируйте график «Кривые роста микроорганизмов». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Для всех изучаемых культур в указанном диапазоне времени инкубации наблюдается увеличение количества микроорганизмов.
2) Через 16 часов инкубации рост количества микроорганизмов останавливается.
3) Совместное выращивание трех культур замедляет прирост живой массы.
4) Наибольшей скоростью роста обладает туберкулезная палочка.
5) Наибольшее увеличение количества кишечной палочки произошло в первые 8 часов наблюдений.
Решение:
Неверные ответы:
2) На графике нет данных о росте спустя 16 часов (это крайняя точка измерений).
3) Нет данных о сравнении уровня прироста живой массы при индивидуальном и совместном выращивании.
4) Туберкулёзная палочка обладает наименьшей скоростью роста (наименьшим приростом количества микроорганизмов).
Ответ: 15
Проанализируйте таблицу «Влияние различных концентраций раствора сахарозы на плазмолиз». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Концентрация раствора сахарозы, М |
Осмотическое давление, атм |
Доля плазмолизированных клеток, % |
0,35 |
8,1 |
2,5 |
0,40 |
11,1 |
3,5 |
0,45 |
12,6 |
13,5 |
0,50 |
14,3 |
74,0 |
0,55 |
16,0 |
100,0 |
0,60 |
17,8 |
100,0 |
1) При концентрации раствора сахарозы, равной 0,30 М, доля плазмолизированных клеток составит 1,5%.
2) Увеличение с 0,35 до 0,50 М концентрации сахарозы в растворе приводит к увеличению почти в 30 раз доли плазмолизированных клеток.
3) Максимальное увеличение доли плазмолизированных клеток наблюдается при увеличении с 0,45 до 0,50 М концентрации раствора сахарозы.
4) С каждым увеличением на 0,05 М концентрации раствора сахарозы осмотическое давление скачкообразно убывает.
5) Увеличение осмотического давления приводит к гибели клеток.
Решение:
Неверные ответы:
1) Нет информации о доле плазмолизированных клеток при концентрации раствора сахарозы 0,30 М
4) При увеличении концентрации раствора осмотическое давление растёт
5) Нет информации о гибели клеток
Верные ответы:
2) Закономерность видна по графику (74,0 : 2,5 = 29,6).
3) Закономерность видна по графику (увеличение составит 60,5 %).
Ответ: 23
Проанализируйте график «Частота возникновения сопутствующих заболеваний у женщин на поздних сроках беременности в зависимости от наличия токсикоза». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Острая сердечная недостаточность и острая легочная недостаточность — частые причины преждевременных родов.
2) Согласно полученным результатам отек легких — самое частое сопутствующее заболевание.
3) Практически у всех беременных женщин в исследовании возникают какие-либо осложнения.
4) При токсикозе снижаются когнитивные функции из-за нарушения кровоснабжения мозга.
5) При токсикозе вероятность развития сопутствующих заболеваний выше.
Решение:
Неверные ответы:
1) Нет информации о причинах преждевременных родов.
3) Частота общей заболеваемости не выше 45%.
4) На графике нет информации о снижении конгитивных функций и их причинах.
Верные ответы:
2) Закономерность видна по графику.
5) Закономерность видна по графику.
Ответ: 25
Проанализируйте график «Выживаемость соснового коконопряда в зависимости от совокупного влияния относительной влажности и температуры воздуха». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) При температуре 10°C и влажности 30% выживаемость соснового коконопряда равна 25%.
2) Сосновый коконопряд способен выживать при любых значениях влажности и температуры.
3) При влажности воздуха выше 60% выживают почти все коконопряды.
4) Наиболее благоприятная для соснового коконопряда среда при влажности 60% и температуре 10°C.
5) При температурных значениях от 8°C до 23°C выживаемость соснового коконопряда меняется в зависимости от влажности воздуха.
Решение:
Неверные ответы:
2) На графике представлены данные по выживаемости в температурном диапазоне 7-25°C, о выживаемости за его пределами информации нет.
3) При влажности воздуха выше 75% выживаемость около 25%.
4) Наиболее благоприятный диапазон влажности (выживаемость 100%) — от 20 до 55%, температуры — от 15 до 18°C.
Верные ответы:
1) Закономерность видна по графику.
5) Закономерность видна по графику.
Ответ: 15
Проанализируйте таблицу «Зависимость между ростом новорожденных животных и содержанием в молоке белков, жиров, минеральных веществ». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Скорость набора массы новорожденного животного прямо пропорциональна количеству поглощенного молока.
2) Калорийность молока лошади в 6 раз меньше, чем у кролика.
3) У большей части исследуемых животных процентное содержание жиров в молоке выше, чем белков.
4) Наименьшую скорость роста имеют детеныши млекопитающих с наименьшей концентрацией органических и минеральных веществ в молоке.
5) Для достижения максимальной скорости роста оптимальным соотношением содержания белков и жиров в молоке является 1,3:1,0.
Решение:
Неверные ответы:
1) Нет информации о количестве поглощенного молока.
2) Нет информации о калорийности молока.
5) У кролика соотношение белков:жиров составляет 1,0:1,3, а не наоборот.
Верные ответы:
3) У 4 из 7 видов наблюдается данная закономерность.
4) Наименьшая скорость роста — у лошади и коровы, в молоке которых содержится наименьшее относительное количество минеральных веществ.
Ответ: 34
Линия 22-23.
Экспериментаторы исследовали эффективность действия антибактериальных препаратов А, В и их комбинации с ингибиторами ферментов бактерий. Препараты добавляли в бактериальную культуру и оценивали изменение количества жизнеспособных бактерий в течение 24 ч. Результаты представлены на графиках ниже.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему во всех сериях экспериментов бактерии выращивали в среде, имеющей одинаковый состав? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если использовать разные виды бактерий?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Решение:
1) добавление препаратов (и их комбинаций с ингибиторами) не влияет на (не снижает) количество жизнеспособных бактерий;
ИЛИ 1) тип используемых (добавляемых) препаратов не влияет на количество жизнеспособных бактерий;
2) состав среды может влиять на чувствительность бактерий к препаратам
ИЛИ 2) состав среды может влиять на размножение (рост, жизнедеятельность) бактерий;
3) разные виды бактерий могут иметь различную чувствительность к препаратам
ИЛИ разные виды бактерий могут иметь различную скорость размножения;
4) зависимость между применением антибактериальных препаратов и количеством жизнеспособных бактерий (антибактериальный эффект) не удастся установить в явном виде.
Экспериментаторы исследовали эффективность действия антибактериальных препаратов А, В и их комбинации с ингибиторами ферментов бактерий. Препараты добавляли в бактериальную культуру и оценивали изменение количества жизнеспособных бактерий в течение 24 ч. Результаты представлены на графиках ниже.
Используя полученные данные, предположите, с какой частотой следует вносить препараты А, В и их комбинацию с ингибиторами ферментов бактерий для достижения наибольшего антибактериального эффекта. Ответ поясните. Почему через некоторое время количество жизнеспособных бактерий начинает расти, если учесть, что устойчивость к препаратам у бактерий не развивается?
Решение:
1) для препаратов А и В их повторное добавление необходимо при достижении минимальных значений жизнеспособности бактерий (через 2-5 ч);
2) для препаратов в комбинации с ингибиторами ферментов повторное добавление возможно через 20-22 ч;
3) после максимального снижения количества жизнеспособных бактерий (спустя указанное время) выжившие бактерии начинают снова делиться;
4) препарат может разрушаться (терять свою активность) в среде
ИЛИ 4) препарат может метаболизироваться (разрушаться бактериями).
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — концентрация поваренной соли в растворе, зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — частота пульсации сократительной вакуоли (должны быть указаны обе переменные);
2) инфузорий необходимо поместить в воду с физиологической концентрацией соли (в пресную воду)
ИЛИ 2) инфузорий необходимо поместить в среду с постоянной (неизменяющейся) концентрацией солей;
3) остальные параметры (вид инфузорий, температуру раствора, способ наблюдения и т.д.) оставить без изменений;
4) данный эксперимент позволяет установить, действительно ли частота пульсации сократительной вакуоли зависит от концентрации соли в среде обитания
ИЛИ
4) такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в частоте пульсации сократительной вакуоли обусловлены факторами, не связанными с изменениями концентрации соли в растворе (среде обитания).
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какой вывод можно сделать на основании полученных экспериментальных данных о пульсации сократительной вакуоли инфузории туфельки в диапазоне концентраций растворов от 3% до 7%? Ответ поясните. К каким последствиям может привести длительное пребывание инфузорий в растворе соли с концентрацией 10%?
Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности инфузории туфельки (Paramecium caudatum). Культуру инфузорий помещали в растворы поваренной соли с концентрацией 3%, 4%, 5%, 7%, 10% и измеряли частоту пульсации сократительной вакуоли. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какой вывод можно сделать на основании полученных экспериментальных данных о пульсации сократительной вакуоли инфузории туфельки в диапазоне концентраций растворов от 3% до 7%? Ответ поясните. К каким последствиям может привести длительное пребывание инфузорий в растворе соли с концентрацией 10%?
Исследователь изучал эффективность лекарственного препарата против вируса иммунодефицита человека. Для этого он заражал клетки человека вирусами, через 48 ч добавлял лекарственное средство, и затем каждые 24 ч измерял количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в живом образце. Результаты приведены в таблице.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор через 48 ч добавлял к клеткам противовирусный препарат, купленный в аптеке. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
Решение:
1) лекарственный препарат из аптеки изменяет количество вирусных частиц в образце
ИЛИ 1) лекарственный препарат из аптеки — экспериментальное воздействие на вирусные частицы;
2) зависимость количества вирусных частиц от внесения лекарственного препарата не удастся установить в явном виде;
3) измерить количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в образцах без добавления лекарственного препарата (в растворе без добавления препарата);
4) остальные параметры оставить прежними (клеточную линию, условия культивирования, количество добавленных вирусных частиц).
Исследователь изучал эффективность лекарственного препарата против вируса иммунодефицита человека. Для этого он заражал клетки человека вирусами, через 48 ч добавлял лекарственное средство, и затем каждые 24 ч измерял количество вирусных частиц (вирусную нагрузку) в живом образце. Результаты приведены в таблице.
Можно ли утверждать, что тестируемый препарат разрушает вирусные частицы? Ответ поясните. Какой метод позволяет установить, влияет ли препарат на целостность вирусных частиц? Какие особенности жизненного цикла вирусов усложняют разработку противовирусных препаратов? Укажите две особенности.
Решение:
1) нет, количество вирусных частиц после добавления препарата незначительно колебалось (почти не менялось);
2) электронная микроскопия (микроскопия)
ИЛИ 2) лазерная световая микроскопия (конфокальная микроскопия);
особенности жизненного цикла вирусов:
3) вирусы размножаются только внутри клетки хозяина
ИЛИ 3) вирусы могут встраиваться в геном (ДНК) хозяина;
4) для взаимодействия с клеткой вирусы используют ее рецепторы, выполняющие важные функции,
ИЛИ 4) вирусы для репликации часто используют ферменты хозяина
ИЛИ 4) вирусы могут маскироваться, используя часть клеточной мембраны хозяина;
5) вирусы способны быстро менять генотип (мутировать).
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он в стерильных пробирках выдерживал фрагменты хряща свиньи с одинаковой массой в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хряща по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) -температура (время, наличие коллагеназы) инкубации; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — эффективность расщепления хряща (мутность раствора, активность коллагеназы) должны быть указаны обе переменные;
2) образцы хряща следует инкубировать в среде без добавления коллагеназы
ИЛИ к образцам хряща следует добавить только растворитель (воду, физиологический раствор, буфер), использованный для приготовления раствора коллагеназы
ИЛИ образцы хряща инкубировать с коллагеназой при любой постоянной температуре;
3) остальные параметры (концентрация коллагеназы, продолжительность инкубации и т.п.) оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить, действительно ли эффективность расщепления хряща (активность коллагеназы, мутность раствора) под действием коллагеназы зависит от температуры (времени) инкубации
ИЛИ такой контроль позволяет установить, действительно ли эффективность расщепления хряща (мутность раствора) зависит от наличия коллагеназы
ИЛИ такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в эффективности расщепления хряща (активность коллагеназы, мутность раствора) под действием коллагеназы обусловлены факторами, не связанными с температурой (временем) инкубации.
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он в стерильных пробирках выдерживал фрагменты хряща свиньи с одинаковой массой в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хряща по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
Принимая во внимание то, что в исследовании была использована коллагеназа из бактерий Clostridium histolyticum, вызывающих гангрену у человека, объясните наблюдаемые в эксперименте различия. Как изменятся результаты эксперимента, если проводить его в растворе соляной кислоты? Ответ поясните.
Решение:
1) ферменты (коллагеназа) бактерии Clostridium histolyticum адаптированы к работе в организме человека;
ИЛИ действие коллагеназы оптимально при температуре 37°С (максимально активно при 37°С), которая соответствует температуре человека;
2) мутность раствора не изменится (изменится слабо);
3) произойдет денатурация (нарушится третичная/вторичная структура) коллагеназы;
4) коллагеназа не сможет расщеплять хрящ (коллаген)
ИЛИ коллагеназа потеряет активность.
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он в стерильных пробирках выдерживал фрагменты хряща свиньи с одинаковой массой в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хряща по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте необходимо использовать растворы коллагеназы одинаковой концентрации. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что используемые пробирки не закрывали?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Решение:
1) нулевая гипотеза — степень расщепления фрагментов хряща коллагеназой (мутность раствора, активность коллагеназы) не зависит от температуры (времени) инкубации;
2) в растворах с различной концентрацией коллагеназы скорость (эффективность) расщепления коллагена (мутность) может различаться;
3) при инкубации фрагментов хряща в незакрытых пробирках вода будет испаряться, и концентрация коллагеназы изменится (мутность раствора изменится);
4) зависимость между степенью расщепления фрагментов хряща коллагеназой (мутностью раствора) и температурой (временем) инкубации не удастся установить в явном виде.
Экспериментатор изучал свойства ферментов. Для этого он в стерильных пробирках выдерживал фрагменты хряща свиньи с одинаковой массой в растворе коллагеназы при разных температурах и оценивал степень расщепления фрагментов хряща по изменению мутности раствора. Результаты приведены на графике.
Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Какие дополнительные исследования необходимо провести для установления температурного оптимума для этого фермента? Каковы будут результаты эксперимента, если содержимое пробирки нагреть до 85°С? Ответ поясните.
Решение:
1) коллагеназа более эффективна (активна) при температуре 37°С;
2) необходимо исследовать расщепление фрагментов хряща коллагеназой при других температурах (более высоких и более низких);
3) мутность раствора не изменится (изменится слабо);
4) при температуре 85°С произойдет денатурация коллагеназы (фермента).
Экспериментатор вырезал из одной анатомической зоны клубня картофеля одинаковые фрагменты массой 20 г. Кусочки он поместил в пробирки. Одну пробирку он заполнил дистиллированной водой, а другую — 10%-ным раствором сахарозы. Через 3, 5 и 7 ч исследователь взвешивал фрагменты клубня. Результаты приведены на диаграмме.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля*? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — тип раствора (время инкубации); зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — масса фрагмента клубня (должны быть указаны обе переменные);
2) кусочки клубня необходимо поместить в раствор с физиологической концентрацией сахарозы;
3) остальные параметры (массу кусочков, температуру раствора, способ наблюдения и т.д.) оставить без изменений;
4) данный эксперимент позволяет установить, действительно ли масса фрагмента клубня зависит от типа раствора (концентрации растворенного вещества, времени инкубации в растворах с различной концентрацией),
ИЛИ 4) такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в массе фрагментов клубня обусловлены факторами, не связанными с изменениями концентрации растворенного вещества (типом раствора, временем инкубации).
Экспериментатор вырезал из одной анатомической зоны клубня картофеля одинаковые фрагменты массой 20 г. Кусочки он поместил в пробирки. Одну пробирку он заполнил дистиллированной водой, а другую — 10%-ным раствором сахарозы. Через 3, 5 и 7 ч исследователь взвешивал фрагменты клубня. Результаты приведены на диаграмме.
Как изменится масса фрагментов, если через 7 ч кусочки, находящиеся в дистиллированной воде, поместить на 2 ч в раствор сахарозы, а фрагменты из раствора сахарозы погрузить в дистиллированную воду? Ответ поясните. Почему гипертонический раствор сахарозы используют для консервации ягод и фруктов?
Решение:
1) фрагменты клубня, помещенные на сахарозу (из дистиллированной воды), уменьшаются в массе;
2) фрагменты клубня, помещенные в дистиллированную воду (из раствора сахарозы), увеличатся в массе;
3) в гипотоническом растворе (дистиллированной воде) вода (растворитель) переходит в цитоплазму клетки;
4) в гипертоническом растворе (растворе сахарозы) вода покидает цитоплазму;
5) процессы жизнедеятельности бактерий нарушаются (замедляются, подавляются).
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор выдерживал (инкубировал) микроорганизмы в кипяченой водопроводной воде. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
Решение:
1) кипяченая водопроводная вода и питательная среда имеют различный состав
ИЛИ в водопроводной воде не содержатся питательные вещества для микроорганизмов (иная осмолярность среды);
2) зависимость между концентрацией кислорода (видом микроорганизма) и количеством синтезированного спирта не удастся установить в явном виде;
3) выращивать организмы при постоянной (физиологической) концентрации кислорода;
4) остальные параметры (вид микроорганизма, температуру инкубации, концентрации веществ и т. д.) оставить без изменений.
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
Какое изменение в энергетическом обмене дрожжей произошло при повышении концентрации кислорода? Назовите не менее трех признаков в строении клеток дрожжей, которые будут отличать их от клеток лактобактерий.
Решение:
1) дрожжи перешли к кислородному окислению (кислородному этапу энергетического обмена);
2) дрожжи — эукариоты (имеют ядро, линейные хромосомы);
3) у дрожжей клеточная стенка не из муреина (не из пептидогликана, из хитина, из маннанов, иного химического состава);
4) дрожжи имеют мембранные органоиды (вакуоль, митохондрии, ЭПС, аппарат Гольджи);
5) рибосомы у дрожжей эукариотического типа (80 S)
ИЛИ дрожжи имеют цитоскелет из микротрубочек (тубулина) и микрофиламентов (актина).
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать ученый перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы во всех пробирках находилось одинаковое количество микроорганизмов. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если не все пробирки поместились в термостат и часть из них осталась на столе?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Решение:
1) нулевая гипотеза — количество (интенсивность накопления) спирта не зависит от концентрации кислорода в среде (вида микроорганизмов);
2) различное количество микроорганизмов (дрожжей) в пробирках приведет к образованию различного количества спирта;
3) температура на столе отличается от температуры в термостате
ИЛИ 3) при различной температуре инкубации скорость накопления спирта (спиртового брожения) может различаться;
4) зависимость между концентрацией кислорода в среде (видом микроорганизмов) и количеством накопленного спирта не удастся установить в явном виде.
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дрожжей и лактобактерий. Для этого он по отдельности вносил в пробирки с питательной средой микроорганизмы в одинаковой концентрации, добавлял сахар и поддерживал определенную концентрацию кислорода в среде. Через один час он измерил количество накопившегося спирта в каждой пробирке. Результаты приведены на диаграмме.
В чем состоят наблюдаемые различия в продукции спирта между дрожжами и лактобактериями? Как их можно объяснить? Почему при высокой концентрации кислорода дрожжи почти полностью прекращают выработку спирта?
Решение:
1) продукция спирта лактобактериями не изменяется при различной концентрации кислорода;
2) продукция спирта дрожжами максимальна при низкой концентрации кислорода (снижается при увеличении концентрации кислорода);
3) в дрожжах происходит спиртовое брожение (а в лактобактериях нет);
4) при наличии кислорода дрожжи будут использовать кислородное окисление глюкозы (дыхание, аэробный этап энергетического обмена/катаболизма), в результате которого спирт не образуется,
ИЛИ 4) при наличии кислорода интенсивность брожения снижается.
Ученый провел эксперимент с листьями ириса (Iris albicans) в условиях повышенной концентрации углекислого газа. Одну группу растений ирисов он посадил в теплицу с концентрацией углекислого газа 0,06%. Другую группу он выращивал в теплице с концентрацией углекислого газа 0,3%. Через два месяца ученый сделал препараты эпидермиса листьев растений. Результаты приведены на рисунке.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор выращивал группу ирисов рядом с теплицей на открытом воздухе. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
Решение:
1) концентрацию СО2 (и другие параметры: температуру, влажность, освещенность) на открытом воздухе нельзя контролировать (они изменчивы, непостоянны);
2) зависимость между концентрацией СО2 в атмосфере и количеством устьиц не удастся установить в явном виде;
3) растение надо поместить в теплицу с физиологическим для растений (0,03%) содержанием СО2;
4) остальные параметры (температуру, влажность, освещенность, вид растения, возраст растения и др.) оставить прежними.
Ученый провел эксперимент с листьями ириса (Iris albicans) в условиях повышенной концентрации углекислого газа. Одну группу растений ирисов он посадил в теплицу с концентрацией углекислого газа 0,06%. Другую группу он выращивал в теплице с концентрацией углекислого газа 0,3%. Через два месяца ученый сделал препараты эпидермиса листьев растений. Результаты приведены на рисунке.
Предположите, как изменится количество устьиц на препарате эпидермиса листа ириса (Iris albicans), выращенного на открытом воздухе. Объясните выявленную закономерность. Почему при промышленном выращивании овощей в теплицах используют атмосферу с повышенной концентрацией углекислого газа?
Решение:
1) количество устьиц в препарате эпидермиса листа ириса, выращенного на открытом воздухе, будет больше (больше, чем при концентрации 0,06% и 0,3%);
2) устьица обеспечивают поглощение углекислого газа растением;
3) чем ниже концентрация углекислого газа, тем больше требуется устьиц (чем выше концентрация углекислого газа, тем меньше требуется устьиц);
4) углекислый газ является источником углерода в реакциях фотосинтеза (необходим для фотосинтеза);
5) повышение концентрации углекислого газа повышает урожайность растений.
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Решение:
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — добавление препаратов колхицина или эпидермального фактора роста (время инкубации в растворе препаратов); зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) — количество (скорость деления) клеток) (должны быть указаны обе переменные);
2) клетки необходимо инкубировать (выращивать) в питательной среде без добавления препаратов;
3) остальные параметры (тип клеток, тип питательной среды, температуру инкубации (выращивания), способ наблюдения и т. д.) оставить без изменений;
4) данный эксперимент позволяет установить, действительно ли скорость деления клеток эпидермиса мыши зависит от наличия препаратов колхицина или эпидермального фактора роста
ИЛИ
4) данный эксперимент позволяет проверить, насколько изменения в скорости деления клеток эпидермиса мыши обусловлены факторами, не связанными с наличием препаратов колхицина или эпидермального фактора роста в среде.
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.
Что произошло с клетками при инкубации их с эпидермальным фактором роста в интервале 24-48 ч? Чем можно объяснить такой результат? Укажите три причины.
Решение:
1) деление клеток прекратилось (замедлилось);
2) исчерпаны питательные вещества в среде
ИЛИ
2) в питательной среде накопились токсичные продукты обмена веществ;
3) достигнута такая концентрация фактора роста, при которой стимуляция деления невозможна (исчерпаны молекулы фактора роста)
ИЛИ
3) эпидермальный фактор роста разрушился в среде (нестойкое соединение);
4) закончилось свободное пространство (контактное торможение деления)
ИЛИ
4) клетки достигли максимальной численности (концентрации);
5) достигнут предел Хейфлика у клеток.
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор выдерживал (инкубировал) клетки в физиологическом растворе. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Решение:
1) физиологический раствор отличается по составу от питательной среды
ИЛИ
1) в физиологическом растворе клетки могут делиться с иной скоростью, чем в питательной среде (погибнут);
2) зависимость между добавлением препаратов колхицина или эпидермального фактора роста и количеством клеток (скоростью деления клеток) не удастся установить в явном виде;
3) следует инкубировать клетки в питательной среде (без добавления колхицина и эпидермального фактора роста);
4) остальные параметры (тип клеток, состав питательной среды, температуру инкубации) оставить прежними.
Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.
Чем можно объяснить наблюдаемые в эксперименте различия в воздействии препаратов на деление клеток? Известно, что ускорение клеточного деления происходит за счет интерфазы. Какой период интерфазы не подвергается сокращению по времени в здоровых клетках? Ответ аргументируйте.
Решение:
1) клетки в присутствии колхицина медленнее делятся (не делятся);
2) колхицин разрушает веретено деления клеток (микротрубочки в клетках)
ИЛИ 2) колхицин препятствует полимеризации (образованию) микротрубочек в клетках;
3) эпидермальный фактор роста стимулирует деление клеток
ИЛИ 3) эпидермальный фактор роста не влияет на деление клеток;
4) синтетический период (S);
5) в синтетический период интерфазы происходит репликация (удвоение ДНК, синтез ДНК).
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дафний. Для этого он вносил в пробирку воду из пруда (с концентрацией ионов калия 0,003 г/л), дафний численностью 100 особей, изменял концентрацию ионов калия в пробирке и подсчитывал частоту сердечных сокращений у этих членистоногих. Результаты приведены в таблице.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
Решение:
1) независимая переменная (задаваемая) — концентрация ионов калия в воде; зависимая переменная (изменяющаяся) — частота сердечных сокращений;
2) инкубировать дафний в воде из пруда (без добавления ионов калия);
3) остальные параметры (вид, численность дафний, температуру инкубации, концентрации веществ и т. д.) оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить, действительно ли частота сердечных сокращений зависит от концентрации ионов калия в воде
ИЛИ такой контроль позволяет установить, насколько изменения в частоте сердечных сокращений обусловлены факторами, не связанными с концентрацией ионов калия в воде.
Экспериментатор исследовал особенности физиологии дафний. Для этого он вносил в пробирку воду из пруда (с концентрацией ионов калия 0,003 г/л), дафний численностью 100 особей, изменял концентрацию ионов калия в пробирке и подсчитывал частоту сердечных сокращений у этих членистоногих. Результаты приведены в таблице.
Какой результат можно ожидать в описанном эксперименте, если вместо ионов калия добавить адреналин? (Реакция сердца дафний на адреналин аналогична реакции сердца человека.) Назовите способ переноса ионов калия внутрь клетки. Каковы его особенности? Какой компонент мембраны принимает участие в переносе ионов калия внутрь клетки?
Решение:
1) увеличение частоты сердечных сокращений;
2) активный транспорт;
3) требует затрат энергии (АТФ);
4) идет против градиента концентрации;
5) интегральные белки (натрий-калиевый насос, Na+/K+-АТФаза, натрий-калиевая помпа).
100 проростков овса выращивали в емкостях с питьевой водой до формирования корневой системы. Затем 50 проростков перенесли в пробирку с питательным раствором Кнопа, а другие 50 — в раствор Гельригеля (растворы имели разный химический состав). В течение 12 ч после переноса измеряли тургор листьев. результаты представлены в таблице.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в каждом эксперименте использовали по 50 проростков овса, а не одно растение. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если использовать растения разных видов?
Решение:
1) тип (химический состав) питательного раствора (время нахождения в питательном растворе) не влияет на тургор;
2) использование группы проростков повышает достоверность результатов (позволяет уменьшить погрешность измерения)
ИЛИ 2) использование группы проростков исключает влияние индивидуальной изменчивости на результат;
3) разные виды растений могут по-разному отвечать (изменять тургор) на состав питательного раствора (на время нахождения в питательном растворе);
4) зависимость между типом (химическим составом) питательного раствора (времени нахождения в питательном растворе) и тургором не удастся установить в явном виде.
100 проростков овса выращивали в емкостях с питьевой водой до формирования корневой системы. Затем 50 проростков перенесли в пробирку с питательным раствором Кнопа, а другие 50 — в раствор Гельригеля (растворы имели разный химический состав). В течение 12 ч после переноса измеряли тургор листьев. результаты представлены в таблице.
Исходя из полученных результатов, предположите, в каком питательном растворе должна быть выше концентрация солей. Ответ поясните. Предположите, как менялся уровень транспирации проростков на протяжении эксперимента, если известно, что температура и влажность в лаборатории поддерживались постоянными.
Решение:
1) в растворе Кнопа;
2) потому что тургор проростков в нем снижается больше (быстрее);
3) чем выше концентрация солей в окружающей среде, тем слабее происходит всасывание воды корнями (слабее сосущая сила корневых волосков)
ИЛИ 3) чем выше концентрация солей в окружающей среде, тем быстрее происходит плазмолиз;
4) на протяжении эксперимента уровень транспирации уменьшался (сначала уменьшался, а потом увеличивался).
Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. он помещал фрагмент эпидермиса листа тюльпана в 5%-ный раствор поваренной соли. Через 1, 2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовывал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.
В качестве отрицательного контроля экспериментатор погружал фрагмент эпидермиса тюльпана на 5 минут в водопроводную воду. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Решение:
1) водопроводная вода не является физиологической (нормальной) средой для растительных клеток
ИЛИ
1) в водопроводной воде содержание солей (осмолярность) отличается от нормальной (физиологической) для растений (клеток);
2) зависимость между продолжительностью нахождения клеток в гипертоническом растворе соли и выраженностью плазмолиза (объемом протопласта, морфологией протопласта) не удастся установить в явном виде;
3) следует поместить фрагмент эпидермиса тюльпана в физиологический раствор соли (в раствор с нормальной концентрацией соли);
4) остальные параметры оставить неизменными (вид растения, тип ткани, температуру и т. д.).
Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. он помещал фрагмент эпидермиса листа тюльпана в 5%-ный раствор поваренной соли. Через 1, 2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовывал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.
Что произойдёт в описываемом эксперименте с клеткой, если через две минуты заменить раствор соли на дистиллированную воду? Ответ поясните. Почему чрезмерное применение противогололедных солевых смесей неблагоприятно отражается на растениях вдоль дорог?
Решение:
1) начнется деплазмолиз (увеличение объема протопласта/вакуоли/цитоплазмы растительной клетки);
2) в дистиллированной воде концентрация соли равна 0%
ИЛИ
2) дистиллированная вода — гипотонический раствор;
3) вода будет поступать в раствор с большей концентрацией растворенных веществ (в клетку растения/ в вакуоль / в протопласт);
4) растворение солей из противогололедных смесей в почве приводит к образованию гипертонических растворов
ИЛИ
4) соли из противогололедных смесей приводят к засолению почв;
5) нарушается поглощение (всасывание) воды растениями
ИЛИ
5) в клетках корней происходит плазмолиз (обезвоживание корней, выход воды из клеток).
Экспериментатор исследовал интенсивность фотосинтеза у разных видов растений. Он выращивал растения томата и кукурузы в теплицах, в которых можно было регулировать содержание (парциальное давление) углекислого газа в атмосфере. В ходе эксперимента исследователь измерял эффективность ассимиляции (поглощения) углекислого газа растениями. Результаты представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте необходимо использовать не по одному растению каждого вида, а группы растений. Почему результаты могут быть недостоверными, если известно, что во время эксперимента уровень освещенности в теплицах не контролировали?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Решение:
1) нулевая гипотеза — скорость ассимиляции углекислого газа (количество фиксированного углекислого газа) растением не зависит от парциального давления (концентрации) углекислого газа
ИЛИ
1) скорость ассимиляции (количество фиксированного углекислого газа) растением не зависит от вида растения;
2) использование групп растений повышает достоверность результатов эксперимента (уменьшает погрешность измерения)
ИЛИ
2) использование групп растений исключает влияние индивидуальной изменчивости на результат;
3) различная освещенность приводит к различной эффективности фотосинтеза (ассимиляции углекислого газа);
4) зависимость между скоростью ассимиляции углекислого газа растением (интенсивностью фотосинтеза) и парциальным давлением (концентрацией) углекислого газа не удастся установить в явном виде.
Экспериментатор исследовал интенсивность фотосинтеза у разных видов растений. Он выращивал растения томата и кукурузы в теплицах, в которых можно было регулировать содержание (парциальное давление) углекислого газа в атмосфере. В ходе эксперимента исследователь измерял эффективность ассимиляции (поглощения) углекислого газа растениями. Результаты представлены на графике.
Углекислотный компенсационный пункт — это такая концентрация углекислого газа, при которой количество поглощенного для фотосинтеза СО2 равно его количеству, выделенному в результате дыхания. Чем различается этот параметр для кукурузы и томата согласно полученным результатам? Как изменится интенсивность ассимиляции СО2 у исследуемых растений в отсутствии света в теплице? Ответ поясните. В каком диапазоне значений парциального давления углекислого газа урожайность одного из исследуемых растений будет выше, чем другого?
Решение:
1) для кукурузы углекислотный компенсационный пункт ниже, чем для томата
ИЛИ
1) для томата углекислотный компенсационный пункт выше, чем для кукурузы
ИЛИ
1) у кукурузы количество СО2, поглощенного для фотосинтеза и выделенного в результате дыхания, становится одинаковым (равным) при более низкой концентрации (парциальном давлении) углекислого газа;
2) в отсутствии света ассимиляция СО2 снизится (остановится);
3) для ассимиляции СО2 необходимы продукты световой фазы фотосинтеза (АТФ, НАДФН);
4) кукуруза будет обладать большей урожайностью, чем томаты, при парциальном давлении углекислого газа до 65 Па (принимать любые значения в интервале 65-70 Па);
5) томаты будут обладать большей урожайностью, чем кукуруза, при парциальном давлении СО2 выше 65 Па (принимать любые значения в интервале 65-70 Па).
Ученый провел эксперимент с семенами разных видов растений. Он взял по 80 г семян фасоли, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного вида ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом.Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил семена. Результаты приведены в таблице.
Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы семена в навесках были одинаковой влажности.. Почему результаты могут быть недостоверными, если выдерживать семена в воде различной температуры?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Решение:
1) нулевая гипотеза — увеличение массы семян (интенсивность набухания семян, изменение массы семян при замачивании) не зависит от вида растений;
2) семена различной влажности могут поглощать различное количество воды;
3) различная температура может влиять на интенсивность поглощения воды (увеличение массы семян);
4) зависимость между семенами разных видов растений и интенсивностью поглощения воды (увеличением массы семян) не удастся установить в явном виде.
Ученый провел эксперимент с семенами разных видов растений. Он взял по 80 г семян фасоли, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного вида ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом.Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил семена. Результаты приведены в таблице.
Почему для прорастания семян необходима вода? Для семян какого растения из использованных в эксперименте засушливые условия будут иметь наименьшие негативные последствия для прорастания? ответ поясните. Считайте, что масса семян у растений примерно одинакова.
Решение:
1) для перевода ферментов в активное состояние;
2) вода является средой для протекания биохимических реакций (пластического и энергетического обмена)
ИЛИ
2) поглощение воды способствует быстрому увеличению размеров проростка
ИЛИ
2) при набухании семян снижается концентрация веществ, поддерживающих состояние покоя;
3) для семян проса;
4) семена проса нуждаются в минимальном количестве воды для прорастания..
***********************************************************************
Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2024 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2025 году.