САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Что было в ЕГЭ по биологии в 2025 году Линии 1 — 6

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии  biorepet-ufa.ru.

На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий  ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2025 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год  в 2026 году.

Здесь представлены задания Части 1, Линии 1 — 6.

Линия 1.

1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Частнонаучный метод Применение метода
Популяционно-статистический Определение вероятности распространения признака в популяции человека
? Скрещивание чистых линий организмов с альтернативными признаками в целях анализа потомства

Решение:
Скрещивание чистых линий — гибридизация.

Ответ: гибридизация / гибридологический

2. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Частнонаучный метод Применение метода
Центрифугирование Разрушение клетки и разделение клеточных структур
? Изучение клеток крови под увеличительным прибором

Решение:
Изучение клеток крови под увеличительным прибором (микроскопом) — микроскопия.

Ответ: микроскопия / микроскопирование

3. Рассмотрите таблицу «Биология — комплексная наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Раздел Предмет изучения
Палеонтология Составление филогенетических рядов организмов
? Выведение новых высокоурожайных сортов культурных растений

Решение:
Выведение новых сортов, штаммов, пород — цель селекции.

Ответ: селекция

4. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровень Пример
Биосферный Круговорот углерода в природе
? Генотип и фенотип особи императорского пингвина

Решение:
Указание на одну конкретную особь вида.

Ответ: организменный

5. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признак Пример
Сходство клеточного строения Единый план строения икринки карпа и яйцеклетки дельфина
? Влияние парасимпатической нервной системы на просвет бронхов у человека

Решение:
Нервная регуляция — один из механизмов контроля гомеостаза.

Ответ: саморегуляция / гомеостаз

6. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признак Пример
Сходство структур клетки Клетка зародыша дельфина и ежа
? Влияние парасимпатической нервной системы на диаметр кровеносных сосудов

Решение:
Нервная регуляция — один из механизмов контроля гомеостаза.

Ответ: саморегуляция / гомеостаз

7. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Метод Применение
Эксперимент
?

Решение:
В данном задании пояснение не приведено, так как всё понятно из ответа.

Ответ: наблюдение

8. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровень Пример
Организменный Влияние углекислого газа в крови на частоту дыхательных движений
? Синтез тубулина для создания центриолей

Решение:
Тубулин — белковая молекула.

Ответ: молекулярный

9. Рассмотрите таблицу «Биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Наука Процесс
Биохимия Процесс гликолиза
? Образование и выделение мочи

Решение:
Функционирование организма изучает физиология.

Ответ: физиология

10. Рассмотрите таблицу «Биология — комплексная наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Раздел Предмет изучения
Морфология Внешнее строение белки обыкновенной
? Влияние факторов окружающей среды на численность белки обыкновенной

Ответ: экология

Линия 2.

1. Ученый — микробиолог изучал один из видов бактерий в условиях пастеризации (воздействие температурой 60°C). Он взял колбы, заполнил их до половины одинаковой питательной средой, поместил туда примерно одинаковое количество бактерий и поместил их в термостат при температуре 60°C. Как через 30 минут в пробах изменилось количество бактерий и спор? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество бактерий Количество спор

Решение:
Большинство бактерий погибнет, так как температура 60°C повреждает их белки и клеточные структуры. Споры обладают высокой термоустойчивостью и могут выдерживать пастеризацию при 60°C. Для их уничтожения требуется более высокая температура (например, 120°C при автоклавировании) или более длительное нагревание. При этом бактерии в ответ на негативное воздействие будут образовывать споры, поэтому их количество увеличится.

Ответ: 21

2. В эксперименте исследователь определял влияние температуры на интенсивность фотосинтеза и дыхания у растения пшеницы. Как в процессе эксперимента изменилась интенсивность фотосинтеза и дыхания у растения при повышении с 5°С до 20°С температуры воздуха? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Интенсивность фотосинтеза Интенсивность дыхания

Решение:
Интенсивность обоих процессов увеличится, т. к. при увеличении температуры увеличится активность ферментов.

Ответ: 11

3. Экспериментатор облучал колонию бактерий ультрафиолетовым излучением. Как изменилась скорость мутагенеза и количество мутаций после завершения эксперимента? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Скорость мутагенеза Количество мутаций

Решение:
УФ-лучи — мутагенный фактор.

Ответ: 11

4. В эксперименте исследователь ввел в кровь лабораторных крыс гормон тироксин. Как изменилась частота сердечных сокращений и интенсивность обмена веществ? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Частота сердечных сокращений Интенсивность обмена веществ

Решение:
Тироксин ускоряет метаболизм и ЧСС.

Ответ: 11

5. Экспериментатор исследование влияние гуморальной и нервной регуляции на работу сердца. Как изменилась частота сердечных сокращений при возбуждении парасимпатического отдела и после введения адреналина? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

При возбуждении парасимпатического отдела После введения адреналина

Решение:
Парасимпатика подавляет деятельность сердца, а адреналин стимулирует.

Ответ: 21

6. Растение находилось под стеклянным куполом. Ученые измеряли содержание азота в воздухе под куполом ночью и днём. Как изменяется концентрация азота в этих условиях? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Содержание азота ночью Содержание азота днем

Решение:
Содержание азота в воздухе не изменяется, т. к. молекулярный азот воздуха не используется растениями в ходе метаболизма и в виде атмосферного газа ими не выделяется.

Ответ: 33

7. В эксперименте исследователь ввел в кровь лабораторных крыс гормон тироксин. Как изменяется скорость передачи нервного импульса и интенсивность обмена веществ? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Скорость передачи нервного импульса Интенсивность обмена веществ

Решение:
Скорость передачи нервного импульса не зависит от гормонов. Интенсивность метаболизма за счет тироксина повышается.

Ответ: 31

8. Экспериментатор облучал колонию бактерий ультрафиолетовым излучением. Как изменилась скорость мутагенеза и количество мутаций после завершения эксперимента? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Скорость мутагенеза

Количество мутаций

Решение:
УФ-лучи вызывают повреждения ДНК (разрывы, образование пиримидиновых димеров и т.д.), поэтому скорость их возникновения и их количество увеличится.

Ответ: 11

9. Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменились длины стеблей и корней у проростков семян, если дистиллированную воду заменили на раствор, содержащий небольшое количество калийной селитры? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Длина стеблей

Длина корней

Решение:
Калийная селитра стимулирует рост растений, т. к. является удобрением.

Ответ: 11

10. Экспериментатор нанес каплю дистиллированной воды на предметное стекло с микропрепаратом кожицы лука, клетки которого находятся в состоянии плазмолиза. Как при этом изменились количество рибосом и объем цитоплазмы в клетках кожицы лука? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество рибосом

Объем цитоплазмы

Решение:
Количество рибосом не зависит от состояния плазмолиза. Объем цитоплазмы увеличится, так как дистиллированная вода как гипотоническая жидкость будет поступать в цитоплазму по закону осмоса и вызывать деплазмолиз.

Ответ: 31

11. Кровь движется из аорты по большому кругу кровообращения. Как по мере прохождения крови изменится диаметр просвета сосудов и скорость кровотока? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Диаметр просвета сосудов

Скорость кровотока

Решение:
Самый большой просвет и скорость кровотока имеет аорта, по мере удаления от сердца эти параметры артерий уменьшаются. Просвет уменьшается, так как артерии ветвятся. Скорость кровотока уменьшается, т. к. при меньшем диаметре возрастает сопротивление крови.

Ответ: 22

12. Как по мере удаления от сердца изменится толщина стенок артерий и давление? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Толщина стенок артерий

Давление

Решение:
Самое большое давление и толщину стенки имеет аорта, по мере удаления от сердца эти параметры артерий уменьшаются. Давление падает, так как сила, данная току крови сокращением левого желудочка, угасает. Толщина стенки уменьшается, потому что падает давление (стенке артерии не нужно ему противодействовать, чтобы не порваться).

Ответ: 22

13. В исследовании ученый подсчитывал количество фоторецепторных клеток на внутренней оболочке глазного яблока у человека. Как изменится количество палочек и количество колбочек на сетчатке по мере движения по сетчатке от периферии к желтому пятну? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество палочек

Количество колбочек

Решение:
Количество палочек больше на периферии, а колбочки сосредоточены в желтом пятне.

Ответ: 21

14. Экспериментатор исследовал процессы пищеварения человека. Как изменится количество белков и полисахаридов в кусочке еды, переместившемся из ротовой полости в тонкий кишечник? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество белков

Количество полисахаридов

Решение:
Количество белков и полисахаридов уменьшится, т. к. они будут гидролизованы ферментами (пепсин желудка, амилаза ротовой полости) по мере прохождения.

Ответ: 22

15. Экспериментатор поместил клетки печени в дистиллированную воду. Как изменился объем клеток печени и концентрация солей в них? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Объём клетки 

Концентрация солей

Решение:
В дистиллированной воде по закону осмоса клетки начинают принимать в себя воду. За счет увеличения объема клетки концентрация (доля по отношению к количеству воды) солей уменьшится.

Ответ: 12

16. Экспериментатор нагрел закваску с йогуртом и поставил в темное место. Определите, как изменилось количество лактозы и количество бактерий. Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество лактозы

Концентрация бактерий

Решение:
Умеренное нагревание активизирует бактерий (ускоряется работа ферментов), что приводит к ускорению их размножения (увеличению количества бактерий). Бактерии метаболизируют лактозу.

Ответ: 21

17. В эксперименте исследователь изучал изменение состав пищи в процессе её переваривания в ротовой полости человека при длительном пережевывании. Как изменилось количество жиров и полисахаридов в пищевой кашице в пищеводе по сравнению с пищей до её принятия? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество жиров Количество полисахаридов

Решение:
Количество жиров не изменяется, так как в ротовой полости нет липазы. Полисахаридов становится меньше, так как в ротовой полости есть амилаза.

Ответ: 32

18. Экспериментатор измерял длины различных участков корня взрослого растения гороха, выращиваемого в питательном растворе, в течение нескольких недель. Как изменились длины корневого чехлика и зоны растяжения у отдельного корня за период проведенных исследований? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Длина корневого чехлика Длина зоны растяжения

Решение:
Длина корневого чехлика не меняется (происходит только ее постоянное обновление). Длина зоны растяжения не меняется (она смещается по мере роста, но её размер поддерживается).

Ответ: 33

19. В исследовании ученый подсчитывал количество фоторецепторных клеток на внутренней оболочке глазного яблока у человека. Как изменится количество палочек и количество колбочек на сетчатке по мере движения по сетчатке от желтого пятна к периферии? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество палочек Количество колбочек

Решение:
Желтое пятно (центральная ямка сетчатки), или макула — место наибольшего скопления колбочек, по мере удаления от него возрастает число палочек, а колбочек становится меньше.

Ответ: 12

Линия 3.

1. Сколько молекул ДНК содержит ядро клетки растения перед митозом в конце интерфазы, если в нем находится 32 хромосомы? В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Набор хромосом и молекул ДНК в конце интерфазы 2n4c. Молекул ДНК вдвое больше числа хромосом.

Ответ: 64

2. Сколько триплетов в зрелой молекуле иРНК кодируют фрагмент полипептида, содержащего 57 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Каждая аминокислота кодируется одним триплетом (кодоном).

Ответ: 57

3. Сколько нуклеотидов в зрелой молекуле иРНК кодируют фрагмент полипептида, содержащий 25 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами триплетом.

Ответ: 75

4. В молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с гуанином приходится 18%. Определите долю нуклеотидов с тимином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилам Чаргаффа: в двуцепочечной ДНК количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т. е. А + Г = Т + Ц = 50%; А = Т, а Г = Ц.

Ответ: 32 (на самом деле такие задания выполняются в одно действие: для нахождения в ДНК количества нуклеотидов с некомплементарным азотистым основанием надо от 50% — 18% = 32%)

5. В молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с цитозином приходится 18%. Определите долю нуклеотидов с аденином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилам Чаргаффа: в двуцепочечной ДНК количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т. е. А + Г = Т + Ц = 50%; А = Т, а Г = Ц (или от 50% — 18% = 32%)

Ответ: 32

6. В молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с гуанином приходится 27%. Определите долю нуклеотидов с цитозином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилам Чаргаффа: в двуцепочечной ДНК количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т. е. А + Г = Т + Ц = 50%; А = Т, а Г = Ц (поскольку в двуцепочечной ДНК количество гуаниновых нуклеотидов равно количеству цитозиновых нуклеотидов, то зачем решать такие задания в три действия ?).

Ответ: 27

7. В молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с гуанином и цитозином вместе приходится 28%. Определите долю нуклеотидов с тимином, входящих в состав этой молекулы ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилам Чаргаффа: в двуцепочечной ДНК количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т. е. А + Г = Т + Ц = 50%; А = Т, а Г = Ц (совершенно неправильное объяснение решения. Так как на долю Г +Ц приходится 28%, то на долю А + Т приходится 72%, а на долю только Т = 72% : 2 = 36%)

Ответ: 36

8. Сколько аминокислот содержится во фрагменте белка, если фрагмент зрелой молекулы иРНК, на котором идет синтез этого белка, имеет 31 кодон? В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Каждая аминокислота кодируется одним триплетом (кодоном).

Ответ: 31

9. На основании правила 10% рассчитайте массу травы (в кг), которая может обеспечить в лесу существование одного волка массой 20 кг, при условии, что пищевая цепь состоит из трех звеньев. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилу 10% (правилу Линдемана или правилу экологической пирамиды) на каждый последующий трофический уровень переходит только 10% биомассы или энергии предыдущего уровня. Поскольку на  3 звене — 20 кг, на 2 будет — 200 кг, а первичная продукция — 2000 кг.

Ответ: 2000

10. На основании правила 10% рассчитайте массу. Сколько энергии перейдет к продуцентам ?, если консумент 2 порядка (лиса) весит 8 кг. В ответе запишите только соответствующее число.(как можно допускать такие ляпы в условиях заданий: в трофических цепях питания переход энергии и биомассы возможен только в одностороннем порядке) 

Решение:
Согласно правилу 10% (правилу Линдемана или правилу экологической пирамиды) на каждый последующий трофический уровень переходит только 10% биомассы или энергии предыдущего уровня. Поскольку на  3 звене — 8 кг, на 2 будет — 80 кг, а первичная продукция — 800 кг.

Ответ: 800

11. По правилу 10% рассчитайте, сколько килограммов травы нужно, чтобы прокормить одну цаплю массой 1,5 кг, если пищевая цепочка состоит из четырех звеньев. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилу 10% (правилу Линдемана или правилу экологической пирамиды) на каждый последующий трофический уровень переходит только 10% биомассы или энергии предыдущего уровня. Поскольку на 4 звене 1,5 кг, на 3 звене будет — 15 кг, на 2 — 150 кг, а первичная продукция — 1500 кг.

Ответ: 1500

12. Сколько килограммов первичной продукции необходимо дельфину массой 300 кг, если пищевая цепь состоит из 3-х звеньев?

Решение:
Согласно правилу 10% (правилу Линдемана или правилу экологической пирамиды) на каждый последующий трофический уровень переходит только 10% биомассы или энергии предыдущего уровня. Поскольку  на 3 звене — 300 кг, на 2 будет — 3000 кг, а первичная продукция — 30000 кг.

Ответ: 30000

13. В молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с аденином и тимином вместе приходится 36%. Определите долю нуклеотидов с гуанином, входящих в состав этой молекулы ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилам Чаргаффа: в двуцепочечной ДНК количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т. е. А + Г = Т + Ц = 50%; А = Т, а Г = Ц (опять совсем не к месту это объяснение приводится. Поскольку А+Т = 36%, то Г+Ц = 100% — 36% = 64%, а так как Г = Ц, то Г = 32%)

Ответ: 32

14. Определите количество аминокислот, переносящихся тРНК, если на иРНК 31 кодон. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Каждая аминокислота кодируется одним триплетом (кодоном).

Ответ: 31

15. На основании правила 10% рассчитайте массу травы (в кг), которая может обеспечить в лесу существование одного волка массой 30 кг, при условии, что пищевая цепь состоит из трех звеньев. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилу 10% (правилу Линдемана или правилу экологической пирамиды) на каждый последующий трофический уровень переходит только 10% биомассы или энергии предыдущего уровня. Поскольку  на 3 звене — 30 кг, на 2 будет — 300 кг, а первичная продукция — 3000 кг.

Ответ: 3000

16. Во фрагменте матричной цепи молекулы ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите долю (%) нуклеотидов с урацилом в молекуле иРНК, которая была синтезирована с данной цепи ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Согласно правилам Чаргаффа: в двуцепочечной ДНК количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т. е. А + Г = Т + Ц = 50%; А = Т, а Г = Ц. (Поскольку, при транскрипции при синтезе молекулы РНК её нуклеотиды с азотистым основанием урацил, комплементарны нуклеотидам ДНК с азотистым основанием аденин, то и урацила в РНК будет тоже 18%).

Ответ: 18

17. Сколько аминокислот молекулы белка закодировано в информативной части кодирующей цепи фрагмента гена, содержащего 102 нуклеотида? В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами.

Ответ: 34

Линия 4.

1. Какова вероятность (%) получения гетерозиготного потомства при скрещивании гетерозиготных особей между собой? Ответ запишите в виде числа.

Решение:
Схема скрещивания: Аа х Аа. Потомки имеют генотипы: АА, 2Аа, аа.

Ответ: 50

2. Какова вероятность (в %) получения гомозиготного по доминантному аллелю потомства в скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы с розовыми цветками между собой?

Решение:
Схема скрещивания: Аа х Аа. Потомки имеют генотипы: АА, 2Аа, аа.

Ответ: 25

3. Определите вероятность в % рождения гомозиготной рецессивной особи при моногибридном скрещивании двух гетерозигот. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Схема скрещивания: Аа х Аа. Потомки имеют генотипы: АА, 2Аа, аа.

Ответ: 25

4. Определите вероятность в % рождения гомозиготной доминантной особи при моногибридном скрещивании двух гетерозигот. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:
Схема скрещивания: Аа х Аа. Потомки имеют генотипы: АА, 2Аа, аа.

Ответ: 25

5. Какова вероятность (%) получения потомства с промежуточным проявлением признака в скрещивании растений чистых линий львиного зева с ярко-красными и белыми цветками при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде числа.

Решение:
Схема скрещивания: АА х аа. Потомки имеют генотип Аа.

Ответ: 100

6. Какова вероятность (%) получения гетерозиготного потомства в анализирующем скрещивании гомозиготной по доминантному аллелю особи? Ответ запишите в виде числа.

Решение:
Схема скрещивания: АА х аа. Потомки имеют генотип Аа.

Ответ: 100

7. Какова вероятность (%) получения гомозиготного по доминантному аллелю потомства в анализирующем скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде числа.

Решение:
В скрещивании Аа х аа рождаются потомки Аа, аа.

Ответ: 0

8. Какое соотношение фенотипов получится у потомков в анализирующем скрещивании гетерозиготных растений львиного зева с розовыми цветками при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде последовательности чисел.

Решение:
В скрещивании Аа х аа рождаются потомки Аа, аа.

Ответ: 11

Линии 5 и 6.

1.

Каким номером на схеме обозначена подвижная мужская половая клетка?

Решение:
1 — митоз, 2 — мейоз I, 3 — мейоз II, 4 — сперматогоний, 5 — сперматоцит 1 порядка, 6 — сперматоцит 2 порядка, 7 — сперматида, 8 — сперматозоид.

Ответ: 8

2. Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРОЦЕССЫ

А) происходит конъюгация гомологичных хромосом

1) 1

Б) процесс происходит в зоне размножения в семеннике

2) 2

В) образуются диплоидные клетки

3) 3

Г) происходит редукция числа хромосом

Д) формируются сперматиды

Е) образуются гаплоидные клетки с двухроматидными хромосомами

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
1 — митоз, 2 — мейоз I, 3 — мейоз II, 4 — сперматогоний, 5 — сперматоцит 1 порядка, 6 — сперматоцит 2 порядка, 7 — сперматида, 8 — сперматозоид.

Ответ: 211232

3.

Каким номером на схеме обозначено макроэргическое соединение?

Решение:
1 — световая фаза, 2 — темновая фаза, 3 и 4 — цикл Кальвина, 5 — тилакоид, 6 — АТФ (макроэргическое соединение).

Ответ: 6

4. Установите соответствие между характеристиками и стадиями фотосинтеза, обозначенными на схеме цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

СТАДИИ

А) процесс происходит в строме хлоропласта

1) 1

Б) происходит распад молекул воды

2) 2

В) электроны возбуждаются светом

Г) протекают циклические реакции восстановления углеводов

Д) происходит фиксация углекислого газа

Е) процессы происходят при участии хлорофилла

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
1 — световая фаза, 2 — темновая фаза, 3 и 4 — цикл Кальвина, 5 — тилакоид, 6 — АТФ (макроэргическое соединение).
А — 2; процесс в строме хлоропласта относится к темновой фазе, где протекает цикл Кальвина.
Б — 1; распад молекул воды (фотолиз) происходит в световой фазе на мембранах тилакоидов.
В — 1; возбуждение электронов светом характерно для световой фазы, где энергия света поглощается хлорофиллом.
Г — 2; циклические реакции восстановления углеводов (цикл Кальвина) относятся к темновой фазе.
Д — 2; фиксация CO₂ происходит в темновой фазе при участии фермента РуБисКО в цикле Кальвина.
Е — 1; процессы с участием хлорофилла (фотосинтетические пигменты) протекают только в световой фазе.

Ответ: 211221

5.

Какой цифрой обозначен фактор, влияющий на появление пятна на спине кролика?

Решение:
Изменчивость: 1 — наследственная, 2 — ненаследственная.

Ответ: 2

6. Установите соответствие между характеристиками и видами изменчивости, обозначенными цифрами на рисунке 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИД

А) бывает комбинативная и мутационная

1) 1

Б) проявляется под воздействием факторов среды

2) 2

В) передаётся по наследству

Г) проявляется благодаря кроссинговеру

Д) групповая

Е) действует в пределах нормы реакции

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
Изменчивость: 1 — наследственная, 2 — ненаследственная.

Ответ: 121122

7.

Каким номером на схеме обозначено макроэргическое соединение?

Решение:
1 — гликолиз, 2 — цикл Кребса, 3 — тканевое дыхание и окислительное фосфорилирование, 4 — ацетил-КоА, 5 — переносчики протонов и электронов НАДН и ФАДН2, 6 — глюкоза, 7 — АТФ.

Ответ: 7

8. Установите соответствие между характеристиками и этапами клеточного дыхания, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТАПЫ
А) глюкоза окисляется до двух молекул ПВК 1) 1
Б) протекает цикл трикарбоновых кислот 2) 2
В) процесс происходит в цитоплазме 3) 3
Г) образуется углекислый газ
Д) происходит окислительное фосфорилирование
Е) процесс сопровождается транспортом электронов в мембране

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
1 — гликолиз, 2 — цикл Кребса, 3 — тканевое дыхание и окислительное фосфорилирование, 4 — ацетил-КоА, 5 — переносчики протонов и электронов НАДН и ФАДН2, 6 — глюкоза, 7 — АТФ.

Ответ: 121233

9.

Каким номером на рисунке обозначена структура, отвечающая за фотосинтез?

Решение:
1 — митохондрия, 2 — плазмолемма, 3 — аппарат Гольджи, 4 — рибосомы, 5 — клеточная стенка, 6 — ядро, 7 — хлоропласт.

Ответ: 7

10. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ
А) образование лизосом 1) 1
Б) барьерная функция и избирательный транспорт 2) 2
В) цикл Кребса 3) 3
Г) гликокаликс
Д) окислительное фосфорилирование
Е) модификация белков

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
1 — митохондрия, 2 — плазмолемма, 3 — аппарат Гольджи, 4 — рибосомы, 5 — клеточная стенка, 6 — ядро, 7 — хлоропласт.

Ответ: 321213

11.

Каким номером на рисунке обозначена органелла, отвечающая за образование лизосом?

Решение:
1 — ядрышко, 2 — рибосомы, 3 — митохондрия, 4 — ядро, 5 — шероховатая ЭПС, 6 — плазмолемма, 7 — аппарат Гольджи.

Ответ: 7

12. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

СТРУКТУРЫ

А) отвечает за формирование субъединиц рибосом

1) 1

Б) синтезирует полипептидные цепи

2) 2

В) обеспечивает синтез большого количества АТФ

3) 3

Г) требует кислород для функционирования

Д) прикрепляется к мембране эндоплазматической сети

Е) местонахождение рибосомных генов

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
1 — ядрышко, 2 — рибосомы, 3 — митохондрия, 4 — ядро, 5 — шероховатая ЭПС, 6 — плазмолемма, 7 — аппарат Гольджи.

Ответ: 123321

13.

Какой буквой обозначена хромосомная инверсия?

Решение:
Мутации: 1 — генная/точковая (замена нуклеотида), 2 — хромосомная (инверсия), 3 — геномная (с. Дауна).

Ответ: 2

14. Установите соответствие между характеристиками и типами мутаций, обозначенными в таблице цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ
А) изменяется последовательность одного гена 1) 1
Б) изменяется структура хромосомы 2) 2
В) изменяется число хромосом 3) 3
Г) примером может служить удвоение участка хромосомы
Д) примером может служить серповидно-клеточная анемия
Е) примером может служить полиплоидия

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
Мутации: 1 — генная/точковая (замена нуклеотида), 2 — хромосомная (инверсия), 3 — геномная (с. Дауна).

Ответ: 123213

15. Каким номером на схеме обозначен генотип организма, используемого для анализирующего скрещивания?

Решение:

Наследование: 1 — несцепленное, 2 — сцепленное, 3 — рецессивная гомозигота, 4 — гамета, 5 — моногетерозигота, 6 — дигетерозигота.

Ответ: 3

16. Установите соответствие между характеристиками и типами наследования, обозначенными на схеме цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСЛЕДОВАНИЕ
А) в анализирующем скрещивании расщепление по фенотипу 1:1:1:1 1) 1
Б) расположение генов на одной хромосоме 2) 2
В) образование 4-ех фенотипических классов при кроссинговере
Г) принадлежность генов разным группам сцепления
Д) сцепленный тип наследования
Е) в самоопылении дигетерозигот расщепление по фенотипу 9:3:3:1

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
Наследование: 1 — несцепленное, 2 — сцепленное, 3 — рецессивная гомозигота, 4 — гамета, 5 — моногетерозигота, 6 — дигетерозигота.

Ответ: 122121

17. Каким номером на рисунках обозначен признак, не зависящий от условий окружающей среды?

Решение:
Виды изменчивости: 1 — наследственная, 2 — ненаследственная. 3 — наследуемый признак, 4/5 — факторы, влияющие на проявление признака, 6 — проявление признака.

Ответ: 3

Установите соответствие между характеристиками и видами изменчивости, обозначенными в таблице цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
А) может быть мутационной и комбинативной 1) 1
Б) имеет индивидуальный характер 2) 2
В) зависимость проявления от факторов окружающей среды
Г) передается по наследству
Д) проявляется в пределах нормы реакции
Е) имеет групповой характер

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:
Виды изменчивости: 1 — наследственная, 2 — ненаследственная. 3 — наследуемый признак, 4/5 — факторы, влияющие на проявление признака, 6 — проявление признака.

Ответ: 112122

***********************************************************************

Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2025 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2026 году.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | Азотфиксацияанализирующее скрещиваниевиды изменчивостиЕГЭ биология 2025 годЕГЭ по биологии 2025 год Линии 1-6задания ФИПИ для Линий 1 - 6моногетерозиготамоногибридное скрещиваниеправило 10%правило Линдеманасперматогенезстадии фотосинтезатипы мутацийФотосинтезэнергетический обмен | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =