Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии biorepet-ufa.ru.
На этой странице моего блога можно ознакомиться с реальными вариантами заданий ЕГЭ по биологии, которые были предложены абитуриентам в 2024 году. Думаю, что эти задания будут интересны тем, кто не дожидаясь нового учебного года, уже сейчас летом начинает готовиться к сдаче будущих экзаменов через год в 2025 году.
Здесь представлены задания Части 1, Линии 18-20
Линия 18.
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют пищевые цепи разложения?
1) ил — пескожил — краб — осьминог — морской лев
2) фитопланктон — зоопланктон — рыбы — тюлень
3) лесная подстилка — дождевой червь — еж — лисица
4) сероводородные бактерии — простейшие — ракообразные — рыба
5) опад мангров — бактерии и грибы — членистоногие — рыбы — цапля
6) лишайники — кабарга — бурый медведь
Пояснение:
Неверные ответы (примеры пищевых цепей выедания):
2) фитопланктон — зоопланктон — рыбы — тюлень;
4) сероводородные бактерии — простейшие — ракообразные — рыба;
6) лишайники — кабарга — бурый медведь.
Ответ: 135
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности позволяют консументам участвовать в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга?
1) потребляют органические вещества
2) преобразуют энергию, заключенную в органических веществах
3) аккумулируют солнечную энергию
4) разлагают органические остатки
5) преобразуют органические вещества
6) синтезируют органические вещества из неорганических
Пояснение:
Верные варианты — особенности консументов, которые участвуют в круговороте веществ и превращении энергии, потребляя и преобразуя органические вещества:
1) потребляют органические вещества – консументы питаются готовой органикой, получая энергию и вещества;
2) преобразуют энергию, заключенную в органических веществах – консументы используют энергию органических соединений для жизнедеятельности;
5) преобразуют органические вещества – консументы расщепляют и перестраивают органику в процессе метаболизма.
Неверные ответы (особенности продуцентов и редуцентов):
3) аккумулируют солнечную энергию;
4) разлагают органические остатков;
6) синтезируют органические вещества из неорганических.
Ответ: 125
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных особенностей характерны для лисицы обыкновенной как консумента 2-го порядка?
1) поедает растительноядных животных
2) находится на втором трофическом уровне
3) регулирует численность мышевидных грызунов
4) относится к отряду псовых
5) является гетеротрофом
6) является хищником
Пояснение:
Характеристики лисицы обыкновенной как консумента 2-го порядка:
1) поедает растительноядных животных — типичное поведение консумента 2-го порядка, который питается консументами 1-го порядка;
3) регулирует численность мышевидных грызунов — выполняет важную экологическую функцию как хищник, контролируя численность грызунов;
6) является хищником — характерная черта консументов 2-го порядка, которые охотятся на других животных.
Неверные варианты:
2) находится на втором трофическом уровне — консументы 2-го порядка занимают третий трофический уровень;
4) относится к отряду Псовых — систематическая характеристика, не связанная с трофическим уровнем;
5) является гетеротрофом — общая характеристика всех консументов и редуцентов, не специфичная для консументов 2-го порядка.
Ответ: 136
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Экологические пирамиды графически иллюстрируют
1) соотношения биомасс на каждом трофическом уровне
2) численность особей на разных трофических уровнях
3) общую структурную организацию биоценоза
4) поток энергии, передаваемый с одного трофического уровня на другой
5) количество видов на каждом трофическом уровне
6) разнообразие биотических отношений в экосистеме
Пояснение:
Существует три вида пирамид: пирамиды численности, биомассы и энергии. Таким образом, экологические пирамиды иллюстрируют:
1) соотношения биомасс на каждом трофическом уровне
2) численность особей на разных трофических уровнях
4) поток энергии, передаваемый с одного трофического уровня на другой
Неверные ответы (информация о них не содержится в экологических пирамидах):
3) общую структурную организацию биоценоза;
5) количество видов на каждом трофическом уровне;
6) разнообразие биотических отношений в экосистеме.
Ответ: 124
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками природного биоценоза являются
1) саморегуляция численности особей в популяциях
2) отсутствие доминирующих культур
3) большое разнообразие совместно обитающих видов
4) необходимость антропогенного воздействия
5) несбалансированный круговорот веществ
6) отсутствие сукцессии
Пояснение:
Природные биоценозы характеризуются естественными процессами саморегуляции, видовым разнообразием и отсутствием зависимости от человека:
1) саморегуляция численности особей в популяциях – естественный механизм поддержания баланса;
2) отсутствие доминирующих культур – характерно для естественных сообществ;
3) большое разнообразие совместно обитающих видов – обеспечивает устойчивость системы.
Неверные варианты (характеристики искусственных систем):
4) необходимость антропогенного воздействия – признак агроценозов;
5) несбалансированный круговорот веществ – требует искусственного поддержания;
6) отсутствие сукцессии – в природных биоценозах сукцессия происходит постоянно.
Ответ: 123
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Степь, в отличие от пшеничного поля, характеризуется:
1) разветвленными цепями питания
2) несбалансированным круговоротом веществ
3) истощением почвы
4) большим разнообразием видов растений
5) способностью к саморегуляции и к самовоспроизведению
6) наличием продуцентов, консументов, редуцентов
Пояснение:
Эти пункты описывают ключевые отличия естественной степной экосистемы от искусственного агроценоза (пшеничного поля):
1) разветвленные цепи питания – в степи сложные пищевые сети благодаря разнообразию видов;
4) большое разнообразие видов растений – естественная степь содержит множество видов трав, в отличие от монокультуры поля;
5) способность к саморегуляции и самовоспроизведению – степь как природное сообщество поддерживает устойчивость без вмешательства человека.
Неверные ответы:
2) несбалансированный круговорот веществ – характерен для агроценозов, где человек нарушает естественные процессы;
3) истощение почвы – происходит при неправильном земледелии, но не является свойством естественной степи;
6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов – присуще всем экосистемам и не является отличительным признаком.
Ответ: 145
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие адаптации характерны для внутриорганизменных обитателей?
1) наличие органов движения
2) наличие множества выростов на теле
3) развитие нервной системы и органов чувств
4) образование мощных защитных покровов
5) формирование различных прикрепительных органов
6) редукция пищеварительной системы
Пояснение:
Характерные адаптации организмов, обитающих внутри других организмов:
4) образование мощных защитных покровов — необходимо для защиты от иммунной системы хозяина и пищеварительных ферментов;
5) формирование различных прикрепительных органов — позволяет паразитам надежно фиксироваться в теле хозяина;
6) редукция пищеварительной системы — характерна для эндопаразитов, так как они всасывают уже переваренные питательные вещества хозяина.
Неверные ответы:
1) наличие органов движения — также характерно для внутриорганизменных обитателей, но составителями ЕГЭ считается как неверный ответ;
2) наличие множества выростов на теле — также характерно для внутриорганизменных обитателей, но составителями ЕГЭ считается как неверный ответ;
3) развитие нервной системы и органов чувств — нехарактерно для внутриорганизменных обитателей.
Ответ: 456
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных экологических факторов, влияющих на численность популяции рыжих муравьев в экосистеме леса, относят к абиотическим?
1) разорение муравейников человеком
2) резкие перепады температуры
3) увеличение численности тли
4) изменение численности птиц
5) чрезмерная влажность в подлеске
6) весеннее половодье
Пояснение:
Абиотические факторы, влияющие на численность рыжих муравьев:
2) резкие перепады температуры — могут вызывать гибель муравьев и их личинок;
5) чрезмерная влажность в подлеске — приводит к переувлажнению муравейников и нарушению их структуры;
6) весеннее половодье — может затопить муравейники, расположенные в низинах.
Неверные варианты:
1) разорение муравейников человеком — антропогенный фактор;
3) увеличение численности тли — биотический фактор (взаимодействие с другими организмами);
4) изменение численности птиц — биотический фактор (хищничество).
Ответ: 256
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных процессов относятся к глобальному круговороту углерода?
1) использование карбоната кальция кораллами для постройки скелета
2) потребление нитратов растениями и микроорганизмами
3) фиксация атмосферного газа клубеньковыми бактериями
4) протекание реакций темновой фазы фотосинтеза
5) выделение аммиака при разложении белков
6) спиртовое брожение у микроорганизмов
Пояснение:
Эти процессы являются частью глобального цикла углерода в природе:
1) использование карбоната кальция кораллами для постройки скелета — углерод включается в состав карбонатных структур;
4) протекание реакций темновой фазы фотосинтеза — фиксация углекислого газа в органические соединения;
6) спиртовое брожение у микроорганизмов — выделение углекислого газа при разложении органики.
Неверные варианты (относятся к круговороту азота):
2) потребление нитратов растениями и микроорганизмами — включение азота в органические соединения;
3) фиксация атмосферного газа клубеньковыми бактериями — превращение молекулярного азота в доступные формы;
5) выделение аммиака при разложении белков — минерализация органического азота.
Ответ: 146
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Наземно-воздушная среда обитания отличается
1) низкой прозрачностью
2) обилием света
3) меньшей амплитудой температурных колебаний
4) высокой теплопроводностью
5) низкой плотностью
6) высоким содержанием кислорода
Пояснение:
Характерные особенности наземно-воздушной среды обитания:
2) обилием света — атмосфера хорошо пропускает солнечные лучи, обеспечивая высокий уровень освещенности;
5) низкой плотностью — воздух имеет значительно меньшую плотность по сравнению с водой или почвой;
6) высоким содержанием кислорода — в атмосферном воздухе содержится около 21% кислорода, что больше, чем в других средах.
Неверные варианты:
1) низкой прозрачностью — воздух обладает высокой прозрачностью, обеспечивая хорошую видимость;
3) меньшей амплитудой температурных колебаний — на суше наблюдаются значительные суточные и сезонные перепады температур;
4) высокой теплопроводностью — воздух имеет низкую теплопроводность, что приводит к резким температурным контрастам.
Ответ: 256
Линия 19.
Установите соответствие между примерами и формами эволюционного процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ПРОЦЕСС |
А) приводит к ненаправленным изменениям частот аллелей |
1) дрейф генов |
Б) лежит в основе «эффекта основателя» |
2) мутационный процесс |
В) обеспечивает резерв наследственной изменчивости |
|
Г) работает исключительно в малых популяциях |
|
Д) приводит к появлению нового вида |
|
Е) поставляет материал для отбора |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Характеристика дрейфа генов (1):
А) приводит к ненаправленным изменениям частот аллелей
Б) лежит в основе «эффекта основателя»
Г) работает исключительно в малых популяциях
Характеристика мутационного процесса (2):
В) обеспечивает резерв наследственной изменчивости
Д) приводит к появлению нового вида
Е) поставляет материал для отбора
Ответ: 112122
Установите соответствие между характеристиками, примерами и движущими силами (факторами) эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ (ФАКТОРЫ) ЭВОЛЮЦИИ |
А) обмен генами между разными популяциями одного вида |
1) популяционные волны |
Б) сезонные перемещения особей |
2) миграция |
В) разобщение популяций в результате возникновения барьеров |
3) изоляция |
Г) несовместимость хромосомного набора гамет |
|
Д) случайное изменение численности популяции под влиянием факторов среды |
|
Е) видовые особенности поведения в брачный период |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Примеры популяционных волн (1):
Д) случайное изменение численности популяции под влиянием факторов среды
Примеры миграций (2):
А) обмен генами между разными популяциями одного вида
Б) сезонные перемещения особей
Примеры изоляции (3):
В) разобщение популяций в результате возникновения барьеров
Г) несовместимость хромосомного набора гамет
Е) видовые особенности поведения в брачный период
Ответ: 223313
Установите соответствие между примерами и формами эволюционного процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ПРОЦЕСС |
А) глаза кальмара и дельфина |
1) дивергенция |
Б) конечности лошади и ласты кита |
2) конвергенция |
В) развитая эхолокация у летучих мышей и китов |
|
Г) конечности крота и насекомого медведки |
|
Д) формы клюва у разных видов галапагосских вьюрков |
|
Е) формы тела кита и акулы |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Примеры дивергенции (1), изначальных признак у предка стал разным у потомков, но сохранилась общность происхождения:
Б) конечности лошади и ласты кита
Д) формы клюва у разных видов галапагосских вьюрков
Примеры конвергенции (2), признак приобрелся независимо:
А) глаза кальмара и дельфина
В) развитая эхолокация у летучих мышей и китов
Г) конечности крота и насекомого медведки
Е) формы тела кита и акулы
Ответ: 212212
Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ВИДООБРАЗОВАНИЕ |
А) черная и серая вороны, обитающие в Сибири и Европейской части России |
1) географическое |
Б) лемуры — эндемики Мадагаскара |
2) экологическое |
В) бокоплавы озера Байкал, приспособленные к разным пищевым субстратам |
|
Г) популяции тихоокеанских лососей, нерестящихся по четным и нечетным месяцам |
|
Д) раннецветущие и позднецветущие растения на сенокосных лугах |
|
Е) североамериканские и северноевропейские чайки |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Характеристики географического видообразования (1):
А) черная и серая вороны, обитающие в Сибири и Европейской части России
Б) лемуры — эндемики Мадагаскара
Е) североамериканские и северноевропейские чайки
Характеристики экологического видообразования (2):
В) бокоплавы озера Байкал, приспособленные к разным пищевым субстратам
Г) популяции тихоокеанских лососей, нерестящихся по четным и нечетным месяцам
Д) раннецветущие и позднецветущие растения на сенокосных лугах
Ответ: 112221
Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДООБРАЗОВАНИЕ |
А) пищевая специализация особей |
1) географическое |
Б) возникновение разных брачных ритуалов |
2) экологическое |
В) пространственная изоляция популяций одного вида |
|
Г) разные сроки размножения особей внутри популяции |
|
Д) изменение ареала вида |
|
Е) расселение особей вида на новые территории |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Характеристики географического видообразования (1):
В) пространственная изоляция популяций одного вида
Д) изменение ареала вида
Е) расселение особей вида на новые территории
Характеристики экологического видообразования (2):
А) пищевая специализация особей
Б) возникновение разных брачных ритуалов
Г) разные сроки размножения особей внутри популяции
Ответ: 221211
Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора:
ПРИМЕР |
ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
А) постоянство форм и размеров цветка у насекомоопыляемых растений |
1) движущий |
Б) сохранений латимерий в современной фауне |
2) стабилизирующий |
В) возникновение у болезнетворных бактерий устойчивости к лекарственным препаратам |
|
Г) увеличение шеи жирафа в ряду поколений |
|
Д) возрастание в экологически чистых районах числа светлых бабочек березовой пяденицы по сравнению с темными |
|
Е) существование гинкго двулопастного в современной флоре |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Примеры движущего отбора (1):
В) возникновение у болезнетворных бактерий устойчивости к лекарственным препаратам
Г) увеличение шеи жирафа в ряду поколений
Д) возрастание в экологически чистых районах числа светлых бабочек березовой пяденицы по сравнению с темными
Примеры стабилизирующего отбора (2):
А) постоянство форм и размеров цветка у насекомоопыляемых растений
Б) сохранений латимерий в современной фауне
Е) существование гинкго двулопастного в современной флоре
Ответ: 221112
Установите соответствие между характеристиками и факторами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ |
А) выживание приспособленных к химикатам рыб в озере |
1) дрейф генов |
Б) явление индустриального меланизма у бабочек |
2) естественный отбор |
В) случайное выживание насекомых в период зимовки |
|
Г) массовое вымирание из-за катаклизма |
|
Д) распространение серповидно-клеточной анемии в районах с повышенной встречаемостью малярии |
|
Е) эффект основателя |
Пояснение:
А) выживание приспособленных к химикатам рыб в озере — 2, выживают наиболее приспособленные к условиям среды особи
Б) явление индустриального меланизма у бабочек — 2, выживают наиболее приспособленные к условиям среды особи
В) случайное выживание насекомых в период зимовки — 1, часть генотипов популяции элиминируется под действием случайных факторов
Г) массовое вымирание из-за катаклизма — 1, часть генотипов популяции элиминируется под действием случайных факторов
Д) распространение серповидно-клеточной анемии в районах с повышенной встречаемостью малярии — 2, выживают наиболее приспособленные к условиям среды особи
Е) эффект основателя — 1, часть генотипов популяции элиминируется под действием случайных факторов
Ответ: 221121
Установите соответствие между адаптациями и группами растений, которым свойственны эти адаптации.
АДАПТАЦИИ |
ГРУППЫ РАСТЕНИЙ |
А) сильно ветвящиеся побеги |
1) светолюбивые |
Б) относительно небольшое количество пигментов (хлорофилла) в листьях |
2) тенелюбивые |
В) мелкие листья |
|
Г) крупные тонкие листья |
|
Д) листья с меньшим количеством устьиц |
|
Е) листья расположены горизонтально |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Адаптации светолюбивых растений (1):
А) сильно ветвящиеся побеги
Б) относительно небольшое количество пигментов (хлорофилла) в листьях
В) мелкие листья
Адаптации тенелюбивых растений (2):
Г) крупные тонкие листья
Д) листья с меньшим количеством устьиц
Е) листья расположены горизонтально
Ответ: 111222
Установите соответствие между примерами и видами природных ресурсов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
ТИП РЕСУРСОВ |
А) атмосферный кислород |
1) возобновляемые |
Б) каменный уголь |
2) невозобновляемые |
В) древесина |
|
Г) природный газ |
|
Д) нефть |
|
Е) пресная вода |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
А — 1; атмосферный кислород — возобновляемый ресурс, так как постоянно воспроизводится в процессе фотосинтеза;
Б — 2; каменный уголь — невозобновляемый ресурс, так как его образование занимает миллионы лет;
В — 1; древесина — возобновляемый ресурс, поскольку деревья могут восстанавливаться естественным путем;
Г — 2; природный газ — невозобновляемый ресурс, формирующийся в течение геологических эпох;
Д — 2; нефть — невозобновляемый ресурс, образующийся в течение миллионов лет;
Е — 1; пресная вода — возобновляемый ресурс, постоянно пополняемый в круговороте воды в природе.
Ответ: 121221
Установите соответствие между группами организмов и трофическими уровнями, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ |
ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ |
А) хемоавтотрофные бактерии |
1) первый |
Б) красные водоросли |
2) второй |
В) грибы-паразиты растений |
3) третий |
Г) зерноядные животные |
|
Д) консументы I порядка |
|
Е) плотоядные животные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
А — 1; хемоавтотрофные бактерии — первый трофический уровень (продуценты), так как синтезируют органические вещества из неорганических;
Б — 1; красные водоросли — первый трофический уровень (продуценты), фотосинтезирующие организмы;
В — 2; грибы-паразиты растений — второй трофический уровень (консументы I порядка), так как питаются готовыми органическими веществами растений;
Г — 2; зерноядные животные — второй трофический уровень (консументы I порядка), питаются растительной пищей;
Д — 2; консументы I порядка — второй трофический уровень, потребители первичной продукции;
Е — 3; плотоядные животные — третий трофический уровень (консументы II порядка), так как питаются другими животными.
Ответ: 112223
Линия 20.
Проанализируйте таблицу «Формы направленной эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Форма эволюции |
Характеристика |
Пример |
Конвергентная |
Независимое развитие сходных признаков у неродственных групп |
В |
Филетическая |
Б |
Эогиппус → меригиппус |
А |
Расхождение признаков внутри одной группы организмов и образование нескольких линий от одного предка |
Строение черепа и зубной системы у представителей разных отрядов млекопитающих |
Список элементов:
1) формирование разных рас у погремка большого
2) параллельная
3) постепенные прогрессирующие приспособления одной систематической группы организмов
4) независимое развитие сходных признаков у близкородственных групп в одинаковых условиях среды
5) жало пчелы и яйцеклад кузнечика
6) сходство расположения плавников у акулы, ихтиозавра и дельфина
7) коэволюция
8) дивергентная
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
А — 8, так как дивергенция это расхождение признаков внутри одной группы организмов и образование нескольких линий от одного предка
Б — 3, так как при филетической эволюции прогрессивные приспособления накапливаются в пределах одной систематической группы организмов
В — 6, так как примером конвергенции являются плавники акулы, ихтиозавра и дельфина
Ответ: 836
Проанализируйте таблицу «Функции живого вещества». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Функция живого вещества |
Характеристика |
Процесс |
Концентрационная |
Б |
Отложение кальция в раковинах моллюсков |
Энергетическая |
Преобразование энергии из одной формы в другую |
В |
А |
Минерализация органики |
Гниение листового опада |
Список элементов:
1) фотосинтез
2) средообразующая
3) окислительно-восстановительная
4) накопление различных химических элементов в организмах
5) затенение подлеска дубами
6) газовая
7) изменение состава атмосферного воздуха за счет вулканических процессов
8) деструктивная
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Тут внимательнее: в ответ мы пишем цифры, соответствующие буквам в строго определенном алфавитном порядке (А-,Б-,В-):
А — 8; деструктивная функция живого заключается в минерализации мёртвой органики
Б — 4; так как кальций накапливается в раковинах моллюсков
В — 1; пример энергетической функции — фотосинтез (преобразование энергии света в энергию химических связей)
Ответ: 841
Рассмотрите рисунок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Функциональная группа в экосистеме |
Трофический уровень |
Характер питания |
А |
Б |
В |
Список элементов:
1) консумент II порядка
2) плотоядное
3) первый
4) консумент I порядка
5) третий
6) паразитизм
7) травоядное
8) второй
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
А — 4; по зубам видно, что животное является травоядным (наличие щели между зубами, крупные резцы и коренные зубы);
Б — 8; растительноядные животные занимают второй трофический уровень (питаются продуцентами);
В — 7; животное является травоядным, что можно понять по строению зубов;
Ответ: 487
Рассмотрите схему пищевой цепи. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Тип пищевой цепи |
Характеристика 1-го звена |
Функциональная группа 1-го звена |
А |
Б |
В |
Список элементов:
1) разлагает мертвое органическое вещество
2) консументы
3) разложения
4) продуценты
5) редуценты
6) детритная
7) пастбищная
8) создает первичную продукцию за счет энергии света
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
Тут внимательнее: в ответ мы пишем цифры, соответствующие буквам в строго определенном алфавитном порядке (А-,Б-,В-):
А — 7; цепь является пастбищной, так как начинается с продуцентов (растений) и включает консументов разных порядков, что характерно для классической пищевой цепи;
Б — 8; первое звено цепи представлено организмами, которые создают первичную продукцию за счет фотосинтеза, используя энергию солнечного света;
В — 4; растения как первое звено пищевой цепи относятся к продуцентам, поскольку синтезируют органические вещества из неорганических.
Ответ: 784
Проанализируйте таблицу «Экологические группы растений по отношению к свету». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Экологическая группа |
Условия произрастания |
Примеры растений |
Светолюбивые |
Б |
Лотос орехоносный, одуванчик обыкновенный |
Теневыносливые |
Различная степень освещенности |
В |
А |
Низкая степень освещенности |
Копытень обыкновенный, плаун булавовидный |
Список элементов:
1) тенелюбивые
2) отсутствие прямых солнечных лучей
3) высокая степень освещенности
4) короткодневные
5) ковыль перистый, полынь крымская
6) ромашка аптечная, василек луговой
7) нижние ярусы ельников
8) земляника лесная, колокольчик персиколистный
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение:
А — 1, тенелюбивые растения преимущественно живут в условиях низкой освещенности
Б — 3, светолюбивые растения преимущественно живут в условиях высокой освещенности
В — 8, примеры теневыносливых растений — земляника, колокольчик
Ответ: 138
***********************************************************************
Я просто уверен, что даже такое небольшое количество «свежих» заданий ЕГЭ по биологии 2024 года окажутся полезными для подготовки к сдаче экзаменов в 2025 году.