Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Одно время от разный учеников стали приходить задания по генетике про наследование окраски шерсти у хорьков. Понятно, что «хорьки» (как норки, кролики, лисы) — это лишь модель для закрепления темы по взаимодействию неаллельных генов.
В этой статье приводятся только условия 5 таких заданий про хорьков. Эти задания надо воспринимать комплексно.
1. От скрещивании черного хорька со светло-коричневым в первом поколении все щенки были черными. При скрещивании хорьков из первого поколения между собой наблюдалось расщепление по фенотипам: черные, серые, коричневые и светло-коричневые. Расщепление было близко к 9 : 3 : 3 : 1 соответственно. Напишите все генотипы (родителей и потомства).
2. При скрещивании черного и коричневого хорьков было получено 10 щенков, 6 из которых были коричневыми, а 4 – черными. Определите генотипы родителей и потомства. Какое расщепление по фенотипам и генотипам следует ожидать при скрещивании черного и коричневого хорьков из первого поколения?
3. При скрещивании двух черных хорьков в потомстве были получены черные и серые хорьки. Предположите, как распределились эти признаки среди 12 щенков. Какое потомство следует ожидать при скрещивании черных и серых хорьков из первого поколения между собой?
4. С какой вероятностью может появиться светло-коричневый щенок у черных родителей? Свой ответ подтвердите генотипами родителей и предполагаемого потомства.
5. При скрещивании коричневого хорька с черным в первом поколении были получены 7 черных и 2 серых щенка. Определите генотипы родителей потомства. Какое расщепление по фенотипам и генотипам следует ожидать при скрещивании серых хорьков из первого поколения между собой?
Из условия первой задачи мы видим, что всего окрасок шерсти хорьков от взаимодействия генов В и D наблюдается 4. Больше всего образовывалось хорьков с черным мехом 9, поровну с серым и коричневым по 3 и меньше всех 1 светло-коричневых.
А мы знаем, что классическое отношение 9:3:3:1 является справедливым при дигибридном скрещивании (и только по Менделю), когда изучается наследование сразу двух разных признаков, находящихся обязательно в двух разных парах гомологичных хромосом. Когда мы получаем такое соотношение фенотипов? Лишь во втором поколении от скрещивания дигетерозигот друг с другом, когда каждая скрещиваемая особь дает по четыре «сорта» гамет.
В этих же заданиях речь идет об изучении наследования всего одного признака, но контролируемого двумя разными генами В и D (естественно они уже не являются аллельными, но к ним нельзя и применить правило дигибридного скрещивания Менделя для независимых пар генов), так как гены В и D как то взаимодействуют друг с другом. Но мы знаем, что отношение 9 : 3 : 3 : 1 справедливо и для одной из форм комплементарного взаимодействия неаллельных генов.
Именно по задаче 1, мы видим, что окраска шерсти у хорьков «распалась» на четыре формы в соотношении 9:3:3:1, а это возможно, если B доминантный отвечает за один какой-то цвет, D доминантный – за другой какой-то цвет, и если аллели В и D оба доминантные объединятся в одном организме (комплементарное взаимодействие), то вызовут проявление образования третьей окраски. Если нет ни одного доминантного аллеля и генотип особи ввdd, то проявится четвертая окраска.
Решения этих задач разбираются в моей платной книжке «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов«.
**********************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу,обращайтесь в комментарии. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Помогите пожалуйста с решением задачи.Длинная шерсть,черная окраска и отвислые уши у собак доминируют над короткой,коричневой,торчащими.Гетерозиготная по всем признакам самка скрещивается с рецессивным по всем признакам гомозиготным самцом.Определить ,сколько процентов из получаемого потомства с длинной черной окраской с отвислыми ушами. У меня получилось 12.5%,но это неправильный ответ.
Азиза, у меня тоже получается 1/8 часть потомства (неправильно будет это считать неправильным!). Только почему Вы эту простую задачку на тригибридное скрещивание поместили к статье на комплементарное действие генов?
Здравствуйте! Пожалуйста, приведите пример комплементарного взаимодействия генов у человека.
Спасибо! С уважением Андрей.
Здравствуйте, Андрей! Что-то кроме примера, иллюстрирующего наследование глухоты у человека, на память ничего не приходит. Картинкой с этим примером начинается моя статья
http://www.biorepet-ufa.ru/osnovy-genetiki/vzaimodejstvie-neallelnyx-genov.html А подробнее можно прочитать там же, но на примере наследования окраски у цветков душистого горошка (пример сходный с наследованием глухоты у человека).