САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Система и многообразие органического мира

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье разбираются некоторые ответы на вопросы открытого банка заданий ФИПИ ЕГЭ по биологии по разделу «Система и многообразие органического мира».

Будут представлены ответы лишь на те вопросы, которые вызывали затруднения у учащихся.

Понятно, что в основном это вопросы из разделов тестовых заданий части 2, но есть вопросы и из части 1.

 
По этому разделу плохо усвоенным является материал о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов. В частности, учащиеся затрудняются даже отличить бактерии от одноклеточных растений или простейших, определить способ питания большинства бактерий-сапротрофов. Плохо разбираются с понятиями «микориза», «симбиоз», не могут определить по рисунку плесневой гриб мукор (хотя его изображение имеется в каждом учебнике биологии).

В тесте, требующем определить по рисунку земляники ее признаки и принадлежность к классу двудольных, учащиеся правильно определяют класс изображенного растения, но не по рисунку, а используя известные знания о признаках класса двудольных, которые не были изображены на рисунке (две семядоли, камбий в стебле, стержневая корневая система). Они не могут объяснить образование у земляники придаточных корней, отрастающих от надземного побега (усов) и не являющихся признаком двудольных растений, а указывают только на стержневую корневую систему с неразвитым главным корнем.

Традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: обособление у червей переднего конца тела в связи с появление двусторонней симметрии; признаки усложнения кольчатых червей (появление кровеносной системы); особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков (строение раковины, образование жемчуга); о насекомых с полным и неполным превращением, значение слюнных желез в образовании кокона и стадии куколки.

Много ошибок  и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. Учащиеся не знают типа нервной системы хордовых, затрудняются по рисунку определить отделы головного мозга позвоночных животных, объяснить приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше, не могут назвать прогрессивные признаки млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися.

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

1. Обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка) листа.
2. В состав жилки входят сосуды, ситовидные трубки и волокна.
3. Сосуды проводят воду и минеральные вещества, ситовидные трубки — органические вещества (продукты фотосинтеза), волокна — механическая ткань («внутренний скелет» листа).

 

Установите соответствие между паразитическим червем и типом, к которому он принадлежит.
1. Круглые черви
А) аскарида человеческая
Б) острица
2. Плоские черви
В) эхинококк
Г) печёночный сосальщик
Д) бычий цепень.

Особенности, характерные для лишайников:
1) представляют самостоятельную группу организмов
2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных
3) чувствительны к загрязнению окружающей среды
4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов
6) состоят из одинаковых клеток.

Бактерии, в отличие от растений, –
1) доядерные организмы
2) содержат рибосомы
3) только одноклеточные организмы
4) размножаются митозом
5) хемосинтетики и гетеротрофы
6) имеют клеточное строение. Этот тест с ошибкой. Нужно три правильных ответа и у авторов-составителей наверное еще правильный ответ 3, но бактерии могут иметь и нитчатое строение — цианобактерии, имеющие старое неправильное название сине-зеленые водоросли

Из завязи пестика после оплодотворения образуется:
1) плод
2) семя
3) зигота
4) зародыш.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кольчатые черви – это наиболее высокооргани­зованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.
2. У кольчатых червей кровеносная система замкнутого типа.
4. Имеют вторичную полость тела (вторичная полость тела в отличие от первичной имеет собственную эпителиальную выстилку).
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой.

Почему кактусы выживают в условиях пустыни?
1) у них приостанавливается фотосинтез
2) их корни глубоко уходят в почву
3) запасают воду в видоизменённых стеблях
4) у них интенсивное дыхание.

Какие признаки характеризуют земноводных как наземных животных?
1) плавательные перепонки на пальцах стопы
2) глаза защищены веками
3) оплодотворение наружное
4) в органе слуха имеется барабанная перепонка
5) конечности расчленены, состоят из трёх отделов
6) кровеносная система замкнутая.

Какая часть органа слуха позвоночных животных развивается только у млекопитающих?
1) внутреннее ухо
2) полость среднего уха
3) ушная раковина
4) слуховая труба.

Поглощение растением воды и минеральных веществ из почвы свидетельствует о:
1) целостности растительного организма
2) приспособленности к фотосинтезу
3) взаимосвязи растений и среды
4) развитии растений.

Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы:
2) вид Капустная белянка
5) род Огородные белянки
6) семейство Белянки
3) отряд Чешуекрылые
1) класс Насекомые
4) тип Членистоногие.

Какие особенности внешнего строения отличают большинство змей от ящериц?
1. У змей тело очень длинное, отсутствуют конечности, зубы крупные (у ядовитых есть ядовитый зуб), загнуты назад, нижняя челюсть подвешена к черепу на сильно растяжимых связках.
2. У ящериц тело более короткое, есть пятипалые конечности, зубы конические, мелкие, основаниями сросшиеся с челюстями.

Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.
1. Крестоцветные
Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно
Д) плоды – стручки или стручочки
2. Пасленовые
А) число частей цветка кратно пяти
Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества
В) плоды – ягода или коробочка.

В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и
1) майскими жуками
2) черемухой
3) грибами
4) шиповником
5) орешником
6) мышами.

В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?
1. Дыхание — это процесс энергетического обмена. Дыхание у растений как и у всех других аэробных организмов — это окисление органических веществ.
2. Органические вещества в растениях образуются в процессе темновой фазы фотосинтеза.

В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?
1. Большая часть гетеротрофных бактерии в экологических цепях питания являются организмами-редуцентами (разлагателями) органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями.
2. Некоторые гетеротрофные бактерии — единственные организмы на Земле, способные фиксировать молекулярный азот атмосферы, переводя его в доступные для усвоения растениями формы.
3. Бактерии-автотрофы (фото- и хемотрофы) – создают органические вещества из неорганических.

Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?
1. Запасание кормов на зиму.
2. Некоторые млекопитающие в осенний период накапливают в своем теле жиры и впадают в спячку.
3. Мигрируют на другие территории в поиске новой пищевой базы.
4. Линяют (приобретая покровительственную окраску), образуют густую шерсть и подшерсток.

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
1. Это луковица.
2. Цифрами: 1 обозначены видоизмененные листья — сочные чешуи; 2 — придаточные корни; 3 — почки, расположенные в пазухах чешуй.
3. В сочных чешуях находятся растворенные в воде углеводы и минеральные вещества, служащие источником питания прорастающим из почек молодым побегам. Придаточные корни обеспечат образование мочковатой корневой системы.

Размножение малины корневыми отпрысками способствует:
1) повышению её урожайности
2) изменению массы стебля
3) увеличению территории распространения
4) сохранению наследственных признаков
5) увеличению численности особей этого сорта
6) развитию корневой системы.

Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием:
1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
2) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником
3) плода – яблока, ягоды, костянки
4) плода – стручка или стручочка
5) разнообразных листьев: сложных, простых
6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку.

Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.
1. Передвижение воды и минеральных веществ осуществляется от корней вверх к побегу по мертвым сосудам, расположенным в древесине (ксилемный ток веществ).
2. Передвижение продуктов фотосинтеза — органических веществ от побега к корням осуществляется по живым ситовидным трубкам, расположенным в лубе (флоэмный ток веществ).
3. Вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям и генеративным органам передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей за счет транспирации воды через устьица.
4. Органические вещества перемещаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концентрации этих веществ в различных клетках.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.
1. Кишечнополостные – это двухслойные многоклеточные животные.
3. Кишечная полость не имеет стрекательных клеток.
5. Не все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.

По каким признакам моховидные отличаются от других растений?
1) в процессе развития происходит чередование поколений
2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза.

Приспособленность костных рыб к преодолению сопротивления воды при движении обеспечивается наличием у них:
1) плавательного пузыря
2) парных грудных и брюшных плавников
3) черепицеобразно расположенной чешуи
4) боковой линии.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Плоские черви из классов Ленточные черви и Сосальщики ведут паразитический образ жизни. 2. Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. 3. Основным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик. 4. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот. 5. Взрослый червь – печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика.
3. Промежуточным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик.
4. Промежуточным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.
5. Взрослый червь – печеночный сосальщик размножается в организме человека или крупного рогатого скота.

Какова роль испарения воды в жизни растений?
1) защищает от перегрева
2) способствует двойному оплодотворению
3) увеличивает тургор клеток
4) ускоряет процесс дыхания
5) обеспечивает всасывание воды корнями
6) способствует восходящему току веществ в растении.

В системе органического мира позвоночные животные – это:
1) подтип
2) тип
3) класс
4) отряд.

Клевер высевают в качестве предшественника зерновых культур, так как почва обогащается:
1) фосфорными и калийными солями
2) органическими веществами
3) микроэлементами
4) соединениями азота.

Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)?
1) имеют стержневую корневую систему
2) имеют сетчатое жилкование листьев
3) их цветки четырёхчленного типа, образуют соцветие кисть
4) их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинка.

В растении вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по:
1) лубу
2) древесине
3) сердцевине
4) пробке.
Правильнее было бы: «по сосудам, расположенным в древесине», так как древесина в основном состоит из механической ткани — древесных волокон.

Какие особенности размножения птиц отличают их от пресмыкающихся?
1) обилие желтка в яйце
2) откладывание яиц
3) выкармливание потомства
4) внутреннее оплодотворение.

Уменьшение численности шляпочных грибов в лесах некоторых регионов связано с:
1) разрушением грибницы при сборе грибов
2) конкуренцией между ними за воду и питательные вещества
3) увеличением численности хищников
4) медленным ростом и недостаточным количеством света.

Несмотря на то, что сердце у крокодилов состоит из четырёх камер, температура их тела непостоянная, так как клетки тела этих животных снабжаются кровью:
1) насыщенной кислородом
2) венозной
3) насыщенной углекислым газом
4) смешанной.

Что служит пищевым ресурсом для клубеньковых бактерий?
1) органические вещества отмерших растений
2) азот воздуха
3) фосфорные удобрения
4) органические вещества животных.
Более «чудовищного» теста и вообразить невозможно. Вопрос предполагает выявление знаний о том, что гетеротрофные клубеньковые бактерии способны усваивать молекулярный азот воздуха в качестве источника азота. Но азотфиксация — очень энергоемкий процесс и может протекать в клетках клубеньковых бактерий при бесперебойном поступлении от растений в клубеньки органических веществ (углеводов — продуктов фотосинтеза). Выбрать ответ 2) — это равносильно тому, что сказать, например, что пищевым ресурсом для человека являются не органические вещества пищи, а аммонийный азот.

Древние пресмыкающиеся были лучше приспособлены к наземной среде, чем стегоцефалы благодаря:
1) более высокой плодовитости
2) лучшему развитию костного скелета
3) более совершенной дыхательной системе
4) трехкамерному сердцу.

Установите последовательность этапов размножения и развития лягушки.
4) откладка самками икры в воду
2) оплодотворение икры самцами
5) появление личинок с ветвистыми наружными жабрами
1) появление у головастиков парных конечностей
3) исчезновение хвоста.

Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.

1. Изображенное на рисунке растение это земляника. Относится к классу двудольных покрытосеменных растений, так как мы видим, что она имеет пять лепестков в цветке и сетчатое жилкование листьев.
2. А — это цветок, орган генеративного (полового) размножения, служащий для образования семян.
3. Б — молодой усик, видоизмененный побег, служит для вегетативного (бесполого, размножения земляники.

Что происходит в пищеварительных вакуолях простейших?
1) неорганические вещества растворяются и выводятся наружу
2) синтезируются органические вещества
3) органические вещества превращаются в воду и углекислый газ
4) сложные органические вещества расщепляются до мономеров.

Определите, к какому типу и классу относят изображённое животное и по каким признакам. Приведите не менее трёх признаков.

1. Данный организм имеет членистое тело и членистые конечности, поэтому относится к типу Членистоногие.
2. По строению тела (маленькая головогрудь и большое брюшко), количеству ходильных ног (четыре пары), отсутствию усиков — это паук, относящийся к классу Паукообразные.

 

Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег.
1. Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост корневища в длину.
2. Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. От корневища, как и от побега, отходят придаточные корни.

Какой буквой на рисунке обозначено место в цветке, где происходит двойное оплодотворение?

1) А
2) Б
3) В
4) Г (Это восьмиядерный зародышевый мешок, женский гаметофит, расположенный в завязи пестика).

 

Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом.
1. Насекомыми
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки
2. Ветром
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика.

У насекомых, в отличие от других беспозвоночных:
1) на головогруди четыре пары ног, брюшко не членистое
2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку
3) на голове две пары ветвистых усиков
4) тело состоит из трёх отделов, на груди крылья и три пары ног.

Установите соответствие между насекомым и типом его развития.
1. С неполным превраще­нием:
В) азиатская саранча
Е) зелёный кузнечик
2. С полным превращением:
А) медоносная пчела
Б) майский жук
Г) капустная белянка
Д) обыкновенный комар.

Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
1. Накапливание влаги в листьях (алоэ, агавы), или стебле, при этом листья превращены в колючки (кактусы).
2. Восковой налет на листьях. Высокая способность к обезвоживанию тканей (ковыли).
3. Длинная корневая система (верблюжья колючка, ежовник).

Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?
1. У представителей типа Хордовые впервые в эволюции появляется внутренний осевой скелет,  у более примитивных форм он представлен хордой, а потом сформировался позвоночник.
2. Центральная нервная система хордовых трубчатого типа расположена на спинной стороне над хордой, а не на брюшной стороне как у беспозвоночных.
3. Сердце находится на брюшной стороне, кровеносная система замкнутого типа.
4. Дыхание жаберное или легкие, причем у всех представителей с легочным дыханием в эмбриогенезе сохраняются жаберные щели.

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.
5) Покрытосеменные (Отдел)
3) Двудольные (Класс)
4) Паслёновые (Семейство)
1) Белена (Род)
2) Белена чёрная (Вид).

Плод покрытосеменных образуется из:
1) семязачатков
2) завязи пестика
3) околоплодника
4) пыльцевых зёрен.

Определите тип корневой системы и виды корней, обозначенных на рисунке цифрами 1 и 2. Из чего они образуются?

1. Стержневая корневая система.
2. Цифрой 1 обозначен главный корень, который образуется из зародышевого корешка зародыша семени.
3. Цифрой 2 обозначен боковой корень.

С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?
1. Дрожжи — одноклеточные грибы добавляют в тесто перед выпечкой хлеба, чтобы он был более пышным.
2. Дрожжи — анаэробные организмы, помещенные в тесто, осуществляют процесс расщепления углеводов (брожение) до этилового спирта, углекислого газа и воды. За счет углекислого газа тесто «поднимается».

Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что:
1) имеют двойное оплодотворение
2) образуют сухие и сочные плоды
3) имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
4) имеют вегетативные органы
5) имеют цветки разных размеров, формы, окраски
6) не нуждаются в воде при прорастании.

Установите последовательность систематических групп, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.
2) Мятлик луговой (Вид)
1) Мятлик (Род)
5) Злаки (Семейство)
3) Однодольные (Класс)
4) Покрытосеменные (Отдел).

Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 4-х особенностей.
1. Бактерии — прокариотные (доядерные) организмы, не имеющие не только ядра, но и других двухмембранных органелл (пластид и митохондрий). Аналогом ядра в их клетках — источником генетической информации является нуклеоид — одна молекула ДНК, замкнутая в кольцо.
2. По способу питания и получения энергии бактерии могут быть как гетеротрофами, так и автотрофами (фототрофами и хемотрофами).
3. Обладают высокой скоростью размножения в основном путем простого деления (хотя для некоторых форм известен и примитивный половой процесс — коньюгация).
4. Бактерии способны жить как аэробные организмы (используя кислород для окончательного разложения органических веществ) или как анаэробы (без доступа кислорода воздуха).
5. Бактерии  обладают быстрой способностью приспосабливаться к новым пищевым субстратам за счет мутирования  или передачи генетической информации путем переноса плазмид. Поэтому роль бактерий в природе как редуцентов (особенно их способность разлагать не встречающиеся в природе, а искусственно созданные человеком новые органические вещества) невозможно переоценить.

***************************************************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
б) Разбор некоторых тестов из разных Разделов ЕГЭ ОБЗ ФИПИИ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | варианты тестовых заданий ФИПИрепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 2 =