САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Вопросы по биологии, добавленные в ОБЗ ЕГЭ в 2017 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этом году сотрудники Федерального Института педагогических измерений (ФИПИ) «не покладали рук» даже летом.

Уже в августе они умудрились завершить пополнение ОБЗ ЕГЭ по биологии новыми вопросами, взятыми из КИМ 2017 года.

Всего по всем 7 Разделам добавили 189 вопросов.

Свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь

На мой взгляд,  вопросы КИМ для экзаменов по биологии в 2017 году в целом были сложнее контрольных заданий предыдущих лет.

Например, если ранее в контрольных вариантах часто встречались  вопросы на сопоставление, касающиеся сравнительной характеристики аналогичных и гомологичных органов, то теперь для тех же объектов следовало указать

результатом какого направления макроэволюции (конвергентной или дивергентной) они являются.

Лишь те абитуриенты, кто помнил, что  гомологичные органы — это результат дивергентной эволюции, а аналогичные — результат конвергенции, смогли правильно ответить на эти  задания.

Но самому серьёзному изменению подверглись задачи по генетике.

Теперь они были составлены так, что полностью правильно ответить на все вопросы в них могли лишь абитуриенты, которые научились решать задачи по генетике совершенно осознанно, а не по шаблону. Поэтому мне пришлось в своих решениях таких задач по генетике излагать всё особенно подробно.

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (добавлено 6 вопросов)

1.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого
1) клеточном
2) биосферном
3) организменном
4) биогеоценотическом
5) популяционно-видовом

2.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для определения количества эритроцитов в крови человека используют методы
1) микроскопирования
2) гибридизации
3) эксперимента
4) измерения
5) клонирования

3.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации жизни совпадает с организменным у
1) вируса гриппа
2) амёбы
3) бактериофага
4) гидры
5) хламидомонады

4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В генетике человека используют методы
1) цитогенетический
2) генеалогический
3) индивидуального отбора
4) гибридологический
5) полиплоидизации

5. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для определения
1) степени влияния факторов среды на формирование признака
2) характера наследования признака
3) вероятности передачи признака в поколениях
4) структуры хромосом и кариотипа
5) частоты встречаемости патологичного гена в популяции

6.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. С помощью световой микроскопии в растительной клетке можно различить
1) клеточную стенку
2) рибосомы
3) вакуоль
4) микротрубочки
5) эндоплазматическую сеть

Раздел 2. Клетка как биологическая система (добавлено 33 вопроса)

1.Какой хромосомный набор характерен для гамет (яйцеклетки и сперматозоидов) и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

2.Сколько половых хромосом содержит соматическая клетка млекопитающего, если в ней содержится 60 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.

3.Какой хромосомный набор характерен для макроспоры, из которой в дальнейшем формируется восьмиядерный зародышевый мешок и яйцеклетка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются макроспора и яйцеклетка.

4.Установите соответствие между особенностями и видами молекул: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
А) обладает способностью к репликации
Б) может образовывать разветвлённую структуру
В) состоит из нуклеотидов
Г) образуется путём соединения молекул простых углеводов
Д) выполняет защитную и энергетическую функции
Е) обеспечивает матричный синтез рибонуклеиновых кислот
ВИДЫ МОЛЕКУЛ
1) ДНК
2) полисахарид

5. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) замкнутая ДНК
2) митоз
3) гаметы
4) ртбосомы
5) нуклеоид

 

6. Назовите тип и фазу деления изображённых на рисунке клеток. Ответ обоснуйте.

7.Швейцарский учёный Ж. Сенебье в XVIII веке, проводя опыты с водными растениями, наблюдал выделение ими газа на свету в виде пузырьков. Укажите, какой это газ и из какого вещества он образуется. Назовите процесс и стадию, на которой происходит выделение газа.

8. Установите соответствие между характеристиками и органоидами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) транспорт электронов, возбуждённых фотонами
Б) реакции диссимиляции
В) синтез углеводов
Г) наличие многочисленных крист
Д) синтез органических веществ из неорганических
Е) наличие стопок гран
ОРГАНОИДЫ
1) митохондрия
2) хлоропласт

9.Проанализируйте таблицу «Этапы энергетического обмена углеводов в клетке» Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Список терминов и понятий:
1) аппарат Гольджи
2) лизосомы
3) образование 38 молекул АТФ
4) образование 2 молекул АТФ
5) фотосинтез
6) темновая фаза
7) аэробный
8) пластический

10. Какое число триплетов кодируют 27 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.

11. Установите соответствие между характеристиками и фазами деления клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) деление центромер хромосом
Б) выстраивание хромосом по экватору клетки
В) формирование веретена деления
Г) обмен участками хромосом
Д) набор хромосом и число молекул ДНК в клетке – 4n4c
ФАЗЫ ДЕЛЕНИЯ
1) метафаза митоза
2) анафаза митоза
3) профаза I мейоза

12. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГЦГАЦГТГГТЦГА. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

13. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) гидролитическое расщепление биополимеров
Б) окислительное фосфорилирование
В) одномембранный органоид
Г) наличие крист
Д) формирование пищеварительной вакуоли у животных
ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ
1) митохондрия
2) лизосома

14.В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ЦГЦ, УЦЦ, ГЦА, АГА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

15.Сколько половых хромосом содержит соматическая клетка мухи дрозофилы, если в этой клетке содержится 8 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.

16.Установите соответствие между характеристиками и видами обмена:к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Запасается энергия в молекулах АТФ.
Б) Синтезируются биополимеры.
В) Образуются углекислый газ и вода.
Г) Происходит окислительное фосфорилирование.
Д) Происходит репликация ДНК.
ВИДЫ ОБМЕНА
1) пластический
2) энергетический

17.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка при образовании макроспоры в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

18.Сколько аутосом содержит соматическая клетка птицы, если её диплоидный набор составляет 78 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.

19.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Классификацией, то есть группировкой по сходству и родству, занимается отрасль биологии – систематика. (2)Клеточные организмы делят на два надцарства: прокариоты и эукариоты. (3)Прокариоты – доядерные организмы. (4)К прокариотам относят бактерии, цианобактерии и водоросли. (5)К эукариотам относят только многоклеточные организмы. (6)Клетки прокариот, как и эукариот, делятся митозом. (7)Группа прокариот – хемобактерии – используют энергию, выделяемую при окислении неорганических веществ, для синтеза органических веществ из неорганических.

20.Какое число Х-хромосом содержит соматическая клетка здорового мужчины? В ответе запишите только соответствующее число.

21.Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания процесса, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) фотосинтез
2) гликолиз
3) мембранный транспорт
4) эндоцитоз
5) фагоцитоз

22.Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используют для описания пластического обмена веществ в клетке. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) ассимиляция
2) диссимиляция
3) гликолиз
4) транскрипция
5) трансляция

23.Сколько половых хромосом содержится в соматической клетке млекопитающего? В ответе запишите только соответствующее число.

24.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)При биосинтезе белка протекают реакции матричного синтеза. (2)К реакциям матричного синтеза относят только реакции репликации и транскрипции. (3)В результате транскрипции синтезируется иРНК, матрицей для которой служит вся молекула ДНК. (4)Пройдя через поры ядра, иРНК поступает в цитоплазму. (5)Информационная РНК участвует в синтезе тРНК. (6)Транспортная РНК обеспечивает доставку аминокислот для сборки белка. (7)На соединение каждой из аминокислот с тРНК расходуется энергия молекул АТФ.

25.Рассмотрите предложенную схему строения нуклеотида РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Неверная схема строения нуклеотида: азотистое основание должно быть расположено с краю, а рибоза посередине

26.Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Упаковываются гормоны в гранулы.
Б) Размещаются рибосомы на мембранах.
В) Формируются лизосомы.
Г) Накапливаются биополимеры, синтезированные клеткой.
Д) Синтезируются липиды клеточных мембран.
ОРГАНОИДЫ
1) комплекс Гольджи
2) эндоплазматическая сеть

27.Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) замкнутая моленула ДНК
2) мезосома
3) мембранные органоиды
4) клеточный центр
5) нуклеоид

 

28.Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания грибной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) клеточная стенка
2) гликоген
3) ядро
4) автотрофное питание
5) хемосинтез

29. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания функций комплекса Гольджи. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) синтез органических веществ из неорганических
2) расщепление биополимеров до мономеров
3) накопление продуктов биосинтеза
4) упаковка гормонов в гранулы
5) образование лизосом

30. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов происходящих в интерфазе. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) репликация ДНК
2) спирализация хромосом
3) синтез всех видов РНК
4) синтез АТФ
5) формирование ядерной оболочки

Не очень корректные ответы, так как в конце интерфазы, в стадии G2 уже начинается процесс спирализации хромосом.

31. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) замкнутая молекула ДНК
Б) окислительные ферменты на кристах
В) внутреннее содержимое – кариоплазма
Г) линейные хромосомы
Д) наличие хроматина в интерфазе
Е) складчатая внутренняя мембрана
ОРГАНОИДЫ
1) ядро
2) митохондрия

 

32.Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме.

Дайте обоснованный ответ.

 

33.Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

Раздел 3. Организм как биологическая система (добавлено 35 вопросов)

1. Гены формы и окраски плода находятся в разных хромосомах. При скрещивании растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения арбуза с круглыми полосатыми плодами в потомстве получили растения с удлинёнными зелёными плодами и круглыми зелёными плодами. При скрещивании этого же растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми зелёными плодами всё потомство имело круглые зелёные плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите все возможные генотипы родителей и потомства в каждом скрещивании.

2. Рассмотрите рисунок. Определите стадию эмбриогенеза хордового животного, зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и органы, которые из него развиваются. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия,приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка

Список терминов и понятий:
1) гаструла
2) нейрула
3) бластула
4) эктодерма
5) энтодерма
6) мезодерма
7) почки, мышцы, сердце
8) печень, поджелудочная железа

3.Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания генных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) добавление одного триплета в ДНК
2) увеличение числа аутосом
3) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК
4) потеря отдельных нуклеотидов в ДНК
5) кратное увеличение числа хромосом

4. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера тела находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.
При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, нормальным телом и самцов с редуцированными крыльями, укороченным телом всё потомство имело нормальные крылья и нормальное тело. Получившихся в F1 самцов скрестили с исходной родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы возможного потомства F2. Какая часть самок (от всех возможных самок) во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской особью? Определите их генотипы.

5. Сколько различных фенотипов проявится в анализирующем скрещивании дигетерозиготы, если признаки доминируют полностью и наследуются независимо? В ответе запишите только количество фенотипов.

6. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите все возможные генотипы родителей, потомков, обозначенных на рисунке цифрами 1, 2, 4, 5, 6, 7. Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным чёрным цветом, у родителей 3, 4?

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит
1) образование тычинок
2) слияние спермия и центрального ядра
3) формирование пыльцевого зерна
4) слияние спермия и яйцеклетки
5) образование зиготы
6) образование плода

8. Проанализируйте таблицу «Виды мутаций». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Список терминов и понятий:1) соматические
2) генные
3) замена одного нуклеотида на другой
4) удвоение гена в участке хромосомы
5) добавление или выпадение нуклеотидов
6) гемофилия
7) дальтонизм
8) трисомия в хромосомном наборе

9. Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.

Список понятий и примеров:
1) только генотипа
2) генотипа и фенотипа
3) мутационная
4) ненаследственная
5) фенотипическая
6) появление цветка с пятью лепестками у сирени
7) появление густого подшёрстка у лисицы зимой
8) рождение ребёнка с синдромом Дауна

10. По изображённой на рисунке родословной человека определите и объясните характер проявления признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков, обозначенных на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным чёрным цветом, у женщины 7, если у мужчины этот признак будет отсутствовать?

11. Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с растением, гомозиготным по рецессивным признакам. Гены двух признаков расположены в разных парах хромосом. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов (без дополнительных знаков).

12. Установите последовательность этапов зародышевого развития ланцетника. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) формирование однослойного зародыша
2) дробление зиготы
3) формирование внутренних органов и систем органов
4) образование нервной пластинки и хорды
5) формирование двухслойного зародыша

13. Все приведённые ниже примеры, кроме двух, характеризуют комбинативную изменчивость. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка,
и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) появление зелёной окраски тела у эвглены на свету
2) сочетание у потомства признаков обоих родителей
3) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей
4) рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых родителей
5) появление у здоровых родителей ребёнка, больного гемофилией

14. Скрестили самку дрозофилы с короткими крыльями, с пятном на крыле и самца с нормальными крыльями, без пятна на крыле. Все полученные гибриды в F1 имели нормальные крылья с пятном. Для анализирующего скрещивания взяли самца из F1. В полученном потомстве (F2) оказалось 50% особей с нормальными крыльями, без пятна на крыле и 50% с короткими крыльями, с пятном на крыле. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в двух скрещиваниях. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.

15. Все приведённые ниже утверждения, кроме двух, являются положениями хромосомной теории наследственности. Определите два утверждения, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Признаки родителей наследуются потомками.
2) Гены расположены в хромосоме линейно.
3) Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно.
4) Неаллельные гены наследуются независимо.
5) Сцепление генов нарушается в результате кроссинговера.

16. Сколько разных генотипов получится у потомства при анализирующем скрещивании организма с генотипом АаBB (полное доминирование и независимое наследование признаков)? В ответе запишите только количество генотипов.

17. Установите соответствие между примерами и формами изменчивости: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры
Б) разница в весе у бычков одного отёла, содержащихся в разных условиях
В) появление морщинистых семян у гороха при скрещивании растений с гладкими семенами
Г) наличие листьев разной длины на одном растении
Д) рождение у здоровых родителей ребёнка-дальтоника
ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) комбинативная
2) модификационная

18. Установите соответствие между организмами и типами их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) лямблия
Б) гриб спорынья
В) хламидомонада
Г) цианобактерия
Д) сфагнум
ТИПЫ ПИТАНИЯ
1) фототрофный
2) гетеротрофный

19. Определите соотношение генотипов в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип родительской особи – АаBb при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов (без дополнительных знаков).

20. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости методами
1) цитогенетическим
2) биохимическим
3) гибридологическим
4) физиологическим
5) сравнительно-анатомическим

21. Все приведённые ниже понятия, кроме двух, используют в селекции домашних животных (млекопитающих). Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) полиплоидия
2) отдалённая гибридизация
3) индивидуальный отбор
4) экспериментальный мутагенез
5) отбор по экстерьеру

22. Установите последовательность этапов деятельности селекционера при создании высокопродуктивных штаммов бактерий. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) присвоение номенклатурного названия штамму бактерий
2) воздействие мутагенами на исходную колонию бактерий
3) подбор исходной колонии бактерий
4) получение новой колонии (штамма) и оценка её продуктивности
5) отбор бактерий с новыми признаками

23. Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) образование множества гамет путём митоза
Б) отсутствие оплодотворения
В) образование зооспор
Г) преобладание в жизненном цикле гаплоидного поколения
Д) обновление наследственного материала путём конъюгации
ОРГАНИЗМЫ
1) хламидомонада
2) инфузория-туфелька

24. Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) осуществляет фагоцитоз
Б) по типу питания преимущественно фототроф
В) размножается и бесполым, и половым способами
Г) содержит сократительную вакуоль
Д) образует зооспоры при размножении
ОРГАНИЗМЫ
1) хламидомонада
2) амёба

25. Окраска шерсти у овец контролируется геном, который в гетерозиготном состоянии обусловливает серую окраску, в гомозиготном рецессивном – чёрную окраску, в гомозиготном доминантном – гибель овец на эмбриональной стадии развития. Гены наличия рогов (В) и окраски шерсти наследуются независимо.
Скрестили серую рогатую овцу с серым комолым самцом. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Объясните полученное фенотипическое расщепление в потомстве.

26. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания геномных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
2) кратное увеличение хромосомного набора
3) уменьшение числа хромосом
4) удвоение участка хромосомы
5) нерасхождение гомологичных хромосом

27. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В генетике человека используют методы
1) цитогенетический
2) генеалогический
3) индивидуального отбора
4) гибридологический
5) полиплоидизации

28. Сколько фенотипов получится у потомства при анализирующем моногибридном скрещивании гетерозиготного организма? В ответе запишите только соответствующее число.

29. Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Происходит с помощью спор или зооспор.
Б) Генотип родительской особи сохраняется в ряду поколений.
В) Сливаются гаплоидные ядра.
Г) Образуется потомство, идентичное исходной особи.
Д) Проявляется комбинативная изменчивость.
Е) Образуется зигота.
СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ
1) бесполое
2) половое

30. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания методов биотехнологии. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) эксперименты с изолированными клетками
2) перенос генов от одного организма к другому
3) выращивание клеток и тканей на питательных средах
4) получение гетерозисных растений
5) испытание производителя по потомству

31. Какова вероятность (в %) рождения гомозиготного потомства при скрещивании гомозиготного и гетерозиготного организмов? В ответе запишите только целое число.

32. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Генеалогический метод используют для определения
1) степени влияния факторов среды на формирование признака
2) характера наследования признака
3) вероятности передачи признака в поколениях
4) структуры хромосом и кариотипа
5) частоты встречаемости патологичного гена в популяции

33. Огородник-любитель посеял семена гетерозисных гибридов огурцов и собрал очень большой урожай. На следующий год при посеве семян, взятых из полученного урожая, он собрал урожай значительно меньший, хотя выращивал растения в тех же условиях. Что такое гетерозис? Объясните, почему произошло снижение урожая.

34. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) возникает внезапно у отдельных особей
2) формируется в результате нарушения мейоза
3) образуется под воздействием рентгеновских лучей
4) обладает направленной модификацией
5) изменяется в пределах нормы реакции

35. В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения?

Раздел 4. Система и многообразие органического мира (добавлено 34 вопроса)

1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для пресмыкающихся характерны
1) снабжение клеток внутренних органов тела артериальной кровью
2) размножение на суше
3) внутреннее оплодотворение
4) членистое тело
5) постоянная температура тела
6) прямое развитие

2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Бактерии – прокариоты, наследственная информация которых заключается в одной линейной молекуле ДНК. (2)Все бактерии по типу питания являются гетеротрофами. (3)Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение органических остатков в почве. (4)К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий, поселяющихся на корнях бобовых растений. (5)Нитрифицирующие бактерии участвуют в круговороте азота. (6)Среди паразитических бактерий хорошо известны холерный вибрион, туберкулёзная палочка, являющиеся возбудителями опасных заболеваний человека. (7)Сапротрофные бактерии питаются органическими остатками.

3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) Растения размножаются спорами.
Б) В цикле развития имеется заросток.
В) Семена защищены околоплодником.
Г) Растения имеют как стержневую, так и мочковатую корневые системы.
Д) Оплодотворение происходит при наличии воды.
Е) Оплодотворению предшествует опыление.
ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ
1) Цветковые
2) Папоротниковидные

 

4. Рассмотрите рисунок.

Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения.

Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.

 

5. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Хордовые
2) Куропатка белая
3) Птицы
4) Животные
5) Куропатка
6) Позвоночные

6. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Яблоня
2) Растения
3) Розоцветные
4) Двудольные
5) Яблоня лесная
6) Покрытосеменные

7. Установите соответствие между признаками и группами грибов, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) имеют плодовое тело
Б) различаются трубчатые и пластинчатые грибы
В) образуют микоризу
Г) используются в производстве сыров
Д) используются в биотехнологии для получения антибиотиков
Е) имеют спорангии в виде головки или кисти
ГРУППЫ ГРИБОВ
1) шляпочные
2) плесневые

8. Установите соответствие между признаками и типами червей, для которых они характерны к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) тело листовидной или лентовидной формы
Б) наличие брюшной нервной цепочки
В) наличие первичной полости тела
Г) наличие кровеносной системы
Д) заполнение промежутков между органами соединительной тканью (паренхимой)
Е) наличие только продольных мышц
ТИПЫ ЧЕРВЕЙ
1) Плоские черви
2) Круглые черви
3) Кольчатые черви

 

9. Определите, к какому отделу и какому классу относят изображённое на рисунке растение.

Укажите признаки соответствующих отдела и класса.

 

 

 

10. Установите соответствие между особенностями строения и классами животных, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
А) трёхкамерное сердце
Б) деление позвоночника на хвостовой
и туловищный отделы
В) один круг кровообращения
Г) парные лёгкие
Д) наличие шейного позвонка
Е) кожа голая, покрытая слизью
КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ
1) Костные рыбы
2) Земноводные

11. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Саркодовые
2) Простейшие
3) Амёба
4) Животные
5) Саркожгутиконосцы
6) Амёба обыкновенная

 

12. Рассмотрите растения, изображённые на рисунках.

Определите отделы, к которым их относят.

Укажите признаки, по которым Вы отнесли растения к этим отделам.

 

 

13. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых – трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?

14. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для свободноживущих представителей типа Плоские черви?
1) листовидное тело
2) стрекательные клетки
3) кожно-мускульный мешок
4) прикреплённый образ жизни
5) активное передвижение
6) нервная система диффузного типа

15. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ
А) формирование эндосперма
Б) преобладание гаметофита
над спорофитом
В) образование предростка (протонемы)
Г) участие воды при оплодотворении
Д) созревание пыльцы на спорофите
ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ
1) Голосеменные
2) Моховидные

16. Установите соответствие между характеристиками растений и способами их опыления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСТЕНИЙ
А) венчик яркоокрашенный
Б) пыльца крупная, липкая
В) околоцветник редуцирован, пыльники крупные
Г) цветение до появления листьев
Д) наличие нектара в цветках
Е) рыльце пестика крупное, мохнатое
СПОСОБЫ ОПЫЛЕНИЯ
1) насекомыми
2) ветром

17. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трёх причин. Ответ поясните.

18. Проанализируйте график зависимости длины тела личинки насекомого от времени.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Рост личинки сопровождается линькой.
2) Насекомые живут 46 дней.
3) Длина тела личинки на большинстве стадий развития увеличивается в интервале 0,4–0,6 см.
4) У личинки в процессе роста происходят внутренние изменения в строении.
5) Рост личинки происходит скачкообразно.

19. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.

20. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Парнокопытные
2) Животные
3) Млекопитающие
4) Хордовые
5) Олень пятнистый
6) Олень

 

21. К какому классу цветковых относят растение, изображённое на рисунке?

Ответ обоснуйте.

Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их значение в жизни растения.

 

 

22. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Папоротники, в отличие от водорослей,
1) состоят из разнообразных тканей
2) являются автотрофами
3) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4) имеют сложные листья – вайи
5) содержат хлорофилл в клетках
6) имеют корневище

23. Проанализируйте таблицу «Частота обнаружения тихоходок в образцах мхов и лишайников» (тихоходки – тип микроскопических беспозвоночных, близких к членистоногим).

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Тихоходки встречаются в городской местности чаще, чем в посёлках.
2) Количество лишайников зависит от степени загрязнения окружающей среды.
3) Тихоходки реже встречаются в местах загрязнения химическими отходами.
4) Возле водоёмов тихоходки встречаются чаще, чем на городских улицах.
5) Тихоходки встречаются во мхах чаще, чем в лишайниках.

24. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Хордовые
2) Животные
3) Млекопитающие
4) Китообразные
5) Кит
6) Кит синий

25. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие особенности организации способствовали широкому распространению насекомых на планете?
1) развитие вторичной полости тела
2) наличие нервной системы узлового строения
3) высокая плодовитость
4) разнообразие ротовых аппаратов
5) наличие жалящих органов
6) наличие крыльев

26. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2)Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3)По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4)Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5)Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6)Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики. (7)К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.

27. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Птицы
2) Животные
3) Хордовые
4) Позвоночные
5) Ласточка деревенская
6) Ласточка

28. Установите соответствие между признаками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) У некоторых имеются водоносные клетки.
Б) Спорофит преобладает над гаметофитом.
В) Из споры вырастает заросток.
Г) Споры развиваются в коробочке.
Д) Корни отсутствуют.
Е) Имеются сложные листья.
ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ
1) Моховидные
2) Папоротниковидные

 

29. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для животного, изображённого на рисунке?

1) пищеварение внутриклеточное и внутриполостное
2) наличие трёх зародышевых листков
3) нервная система диффузного типа
4) наличие продольных мышц
5) выделительная система в виде канальцев
6) наличие стрекательных клеток

30. Проанализируйте таблицу «Распределение хлоропластов в клетках хвои ели в зависимости от температуры».

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Хлоропласты в клетках хвои ели распределены равномерно при любой температуре.
2) При отрицательных температурах клетки хвои ели сохраняют жизнеспособность.
3) С повышением температуры равномерность распределения хлоропластов
в клетке возрастает.
4) С понижением температуры хлоропласты во всех клетках хвои ели распределяются неравномерно.
5) В тёплые дни количество клеток с неравномерным распределением хлоропластов не превышает 25%.

31. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Рыбы – обитатели водной среды. (2)По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на два класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3)Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4)У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5)Все рыбы имеют плавательный пузырь. (6)Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7)Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности.

32. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) очищение водоёмов от органических остатков
Б) перенос некоторыми видами опасных для человека заболеваний
В) регулирование численности насекомых
Г) внешнее пищеварение
Д) наличие двух пар усиков
Е) наличие четырёх пар конечностей
КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ
1) Ракообразные
2) Паукообразные

33. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для грибов характерны следующие признаки:
1) по типу питания – гетеротрофы
2) имеют ограниченный рост
3) содержат хитин в оболочках клеток
4) выполняют роль редуцентов в экосистеме
5) имеют корневые волоски
6) являются доядерными организмами

34. Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход личинки из яиц в воде
2) выход личинки из тела малого прудовика
3) внедрение личинки в тело малого прудовика
4) образование цисты
5) прикрепление хвостатой личинки к водным предметам
6) размножение личинки

Раздел 5. Организм человека и его здоровье (добавлено 39 вопросов)

1. Установите соответствие между функциями и системами органов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) транспортирует углекислый газ
Б) доставляет кислород к клеткам
В) переносит глюкозу из ворсинок тонкого кишечника
Г) транспортирует липиды от тонкого кишечника
Д) осуществляет отток тканевой жидкости от тканей и органов
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
1) кровеносная
2) лимфатическая

2. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение в рецепторах нервных импульсов
2) потоотделение
3) возбуждение двигательных нейронов
4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло
5) передача нервных импульсов к потовым железам
6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС

3. Установите соответствие между костями скелета человека и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КОСТИ СКЕЛЕТА
А) лучевая
Б) лобная
В) бедренная
Г) большая берцовая
Д) грудина
Е) затылочная
ТИПЫ КОСТЕЙ
1) трубчатые
2) плоские

4. Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) поступление мономеров в кровь и жиров в лимфу
2) расщепление крахмала до простых углеводов
3) расщепление белков до пептидов и аминокислот
4) удаление непереваренных остатков пищи из организма
5) расщепление клетчатки до глюкозы

5. Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.

6. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Отделы головного мозга».

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) промежуточный мозг
2) продолговатый мозг
3) средний мозг
4) мост
5) большое полушарие
6) мозжечок

 

7. Установите соответствие между процессами и кругами кровообращения, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) Круг начинается в левом желудочке.
Б) Происходит образование венозной крови из артериальной.
В) Круг заканчивается в левом предсердии.
Г) По венам течёт артериальная кровь.
Д) Газообмен происходит в капиллярах альвеол.
Е) По артериям течёт артериальная кровь.
КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ
1) большой
2) малый

8. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза».

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) радужка
2) роговица
3) стекловидное тело
4) хрусталик
5) сетчатка
6) зрительный нерв

9. Рассмотрите предложенную схему функциональной классификации нервной системы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

10. Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека? Ответ поясните.

11. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха».

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховые косточки
4) слуховая труба
5) полукружные каналы
6) слуховой нерв

12. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и лёгких. (2)Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух в них свободно движется. (3)Дыхательные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. (4)В лёгких находится большое количество лёгочных пузырьков. (5)Через многослойные стенки лёгочных пузырьков (альвеол) осуществляется газообмен. (6)Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. (7)Дыхательный центр координирует мышечные сокращения при осуществлении вдоха и выдоха.

13. Установите последовательность процессов при чихании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) резкий выдох через нос
2) раздражение рецепторов носовой полости
3) передача нервных импульсов в продолговатый мозг
4) глубокий резкий вдох
5) поступление импульсов к диафрагме и межрёберным мышцам

14. Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.

15. Установите соответствие между характеристиками желёз и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) состоит из коркового и мозгового слоёв
Б) вырабатывает гормон роста
В) регулируется нейрогормонами
Г) влияет на частоту сердечных сокращений
Д) вырабатывает гормон адреналин
ВИДЫ ЖЕЛЁЗ
1) надпочечник
2) гипофиз

16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Стенки артерий и вен имеют трёхслойное строение. (2)Стенки артерий очень упруги и эластичны; стенки вен, напротив, неупругие. (3)При сокращении предсердий кровь выталкивается в аорту и лёгочную артерию. (4)Давление крови в аорте и полых венах одинаково. (5)Скорость движения крови в сосудах неодинакова, в аорте она максимальная. (6)Скорость движения крови в капиллярах выше, чем в венах. (7)Кровь в организме человека движется по двум кругам кровообращения.

17. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение почки человека».

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) мозговое вещество
2) почечная пирамидка
3) капсула нефрона
4) мочеточник
5) почечная лоханка
6) лимфатический сосуд

 

18. Немецкая поговорка гласит: «Хорошо пережёвано – наполовину переварено». Объясните её смысл с позиции физиологии пищеварения в ротовой полости и желудке.

19. Проанализируйте таблицу «Классификация костей». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Список терминов и понятий:
1) смешанные
2) грудная клетка
3) свободная конечность
4) плоские
5) позвонок
6) плечевая и лучевая кости
7) рёбро
8) затылочная кость и грудина

20. Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

21. Установите соответствие между функциями и органами пищеварения человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) всасывание основной массы воды
Б) расщепление клетчатки
В) расщепление белков
Г) первоначальное расщепление крахмала
Д) формирование пищевого комка
Е) синтез бактериями-симбионтами витаминов группы В
ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
1) ротовая полость
2) желудок
3) толстая кишка

22. Установите последовательность процессов, происходящих при обмене углеводов в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр
1) анаэробное расщепление глюкозы
2) расщепление крахмала под действием ферментов слюны
3) всасывание глюкозы в кровь и транспорт к клеткам тела
4) расщепление углеводов под действием ферментов поджелудочного сока
5) полное окисление до углекислого газа и воды

23. Проанализируйте таблицу «Эндокринные железы и их гормоны». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Список терминов и понятий:
1) яичник
2) поджелудочная
3) печень
4) тестостерон
5) тироксин
6) учащение сердцебиения
7) повышение интенсивности энергетического обмена
8) стимуляция сперматогенеза

24. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Слуховой анализатор включает в себя:
1) слуховые косточки
2) рецепторные клетки
3) слуховую трубу
4) слуховой нерв
5) полукружные каналы
6) кору височной доли

25. Установите последовательность процессов при гуморальной регуляции дыхания в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) повышение концентрации углекислого газа в крови
2) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
3) передача нервного импульса к межрёберным мышцам и диафрагме
4) возбуждение дыхательного центра в продолговатом мозге
5) поступление воздуха в лёгкие

26. Разновидностями какого типа ткани являются кровь, лимфа, костная, хрящевая и жировая ткани? Укажите особенность строения, функции и эмбриональное происхождение этого типа ткани.

27. Рассмотрите предложенную схему состава крови человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

28. Проанализируйте график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Человек – промежуточный хозяин малярийного плазмодия.
2) По мере развития болезни наблюдается тенденция к нарастанию лихорадки.
3) Малярия широко распространена в экваториальной и субэкваториальной зонах.
4) Состояния лихорадки наступают при выходе плазмодиев из эритроцитов.
5) Для данной формы малярии характерен 48-часовой цикл наступления приступов.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

29. Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.

30. Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) защита от ультрафиолетовых лучей
Б) расположение рецепторов
В) наличие мышечных волокон
Г) расположение потовых желёз
Д) образование ногтевых пластин
Е) выработка меланина
СЛОИ КОЖИ
1) эпидермис
2) дерма

31. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха».

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) ушная раковина
2) слуховой нерв
3) барабанная перепонка
4) полукружные каналы
5) слуховые косточки
6) улитка

32. Проанализируйте диаграмму, на которой представлена плотность нервных клеток в головном мозге разных видов млекопитающих.


Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Плотность расположения нервных клеток у ежа меньше, чем у приматов.
2) У человека самый большой объём головного мозга.
3) Объём головного мозга пропорционален плотности расположения нервных клеток.
4) Плотность нервных клеток зависит от питания организма.
5) Плотность нервных клеток в мозге является особенностью каждого из приведённых видов.

33. Установите последовательность изменений, происходящих с пищей в организме человека по мере прохождения её по пищеварительному каналу. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) обработка пищевого комка желчью
2) расщепление белков под действием пепсина
3) расщепление крахмала амилазой слюны
4) всасывание воды и образование каловых масс
5) всасывание продуктов расщепления в кровь

34. Установите соответствие между органами человека и полостями тела,в которых эти органы расположены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА
А) сердце
Б) почки
В) лёгкие
Г) трахея
Д) печень
Е) селезёнка
ПОЛОСТИ ТЕЛА
1) грудная
2) брюшная

35. Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

Список терминов и процессов:
1) систола желудочка
2) систола предсердия
3) поступление крови из вен в предсердие
4) поступление крови из предсердия в желудочек
5) поступление крови из желудочка в артерию
6) 0,1 с
7) 0,3 с
8) 0,8 с

36. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите четыре особенности. Ответ поясните.

37. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека».

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) лобная кость
2) затылочная кость
3) височная кость
4) теменная кость
5) нижнечелюстная кость
6) скуловая кость

38. Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) зрительный нерв
2) сетчатка
3) стекловидное тело
4) хрусталик
5) роговица
6) зрительная зона коры мозга

39. Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.
2) Чёрные объекты распознаются быстрее цветных.
3) Время узнавания цифр не зависит от их цвета.
4) В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.
5) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Раздел 6. Эволюция живой природы (добавили 21 вопрос)

1. Установите последовательность процессов при видообразовании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) распространение в изолированных популяциях полезных признаков
2) естественный отбор особей с полезными признаками в изолированных популяциях
3) разрыв ареала вида вследствие изменения рельефа
4) появление новых признаков в изолированных популяциях
5) образование новых подвидов

2. Установите соответствие между признаками птиц и путями эволюции, в результате которых эти признаки сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ПТИЦ
А) четырёхкамерное сердце
Б) окраска оперения
В) теплокровность
Г) перьевой покров
Д) ласты у пингвинов
Е) длинный клюв у болотных птиц
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Воробей полевой. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Воробей полевой распространён по Евразии, исключая Крайний Север, северо-восток и юго-запад Азии. (2)Воробей полевой несколько меньше Воробья домового, но имеет более стройное тело, коричневое темя и чёрные пятна на белых щеках. (3)Особи вида весят приблизительно 20–25 г. (4)Воробьи гнездятся по опушкам рощ, в редколесье, парках. (5)Кладка состоит чаще из пяти-шести яиц. (6)Яйца имеют белую или сероватую окраску с многочисленными мелкими тёмными крапинками.
Ответ:

4. Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение и изучение ископаемых переходных форм и составление филогенетических рядов. Объясните сущность и значение этих методов и приведите по одному примеру.

5. Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора на особей одного вида не приводит к формированию полного фенотипического единообразия? Ответ обоснуйте, указав три аргумента.

6. Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) наличие подбородочного выступа
Г) сжатая с боков грудная клетка
Д) сводчатая стопа
Е) развитые надбровные дуги
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССА МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
1) человек разумный
2) шимпанзе обыкновенный

7. Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображённого на рисунке, доказывают его наземное происхождение?

Приведите доказательства. С какой группой современных позвоночных животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это сходство? Ответ обоснуйте.

8. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Паукообразные – наземные животные, тело которых состоит из головогруди и брюшка, имеют четыре пары ног. (2)К классу паукообразных относят пауков, клещей и скорпионов. (3)Некоторые паукообразные приспособились к жизни в водной среде; например, паук-серебрянка имеет длинные плавательные щетинки на задних конечностях. (4)У скорпионов на конце брюшка имеется жало для умерщвления жертвы. (5)Наличие колюще-режущего ротового аппарата у клещей позволяет им вести паразитический образ жизни. (6)Паукообразные являются частью биогеоценозов: питаясь насекомыми, они сами являются пищей для позвоночных животных.
Ответ:

9. Установите соответствие между ароморфозами и типами животных, у которых они впервые появились: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
АРОМОРФОЗЫ
А) вторичная полость тела
Б) деление тела на два или три отдела
В) замкнутая кровеносная система
Г) органы дыхания – трахеи и лёгочные мешки
Д) наружный скелет из хитина
ТИПЫ ЖИВОТНЫХ
1) Кольчатые черви
2) Членистоногие

10. Появление диплоидного набора хромосом у организмов сыграло очень важную роль в эволюции органического мира. Приведите не менее трёх последствий этого глобального ароморфоза. Ответ обоснуйте.

11. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ
А) конечности зайца и кошки
Б) конечности пчелы и кузнечика
В) глаза кальмара и собаки
Г) крылья птицы и бабочки
Д) передние конечности крота и насекомого медведки
Е) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1) дивергенция
2) конвергенция

12. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Василёк синий (посевной). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Василёк синий – сорное растение семейства Сложноцветные, встречающееся на полях в посевах зерновых культур. (2)Часто растение обитает вдоль дорог, вблизи лесополос. (3)Прямостоячий стебель василька достигает до 100 см высоты. (4)Цветки имеют ярко-синюю окраску. (5)Василёк синий – светолюбивое растение. (6)В цветках содержатся эфирные масла, дубильные и другие вещества.

13. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Крапива двудомная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Крапива двудомная – многолетнее травянистое растение с мощным корнем и длинным горизонтальным ветвистым корневищем. (2)Крапива защищена от поедания травоядными животными жгучими волосками, которые располагаются на всех частях растений. (3)Каждый волосок представляет собой крупную клетку. (4)В стенке волоска содержатся соли кремния, которые придают ему хрупкость. (5)Содержание муравьиной кислоты в клеточном соке волосков не превышает 1,34%. (6)Молодые листья крапивы содержат много витаминов, поэтому используются в пищу.

14. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) дифференциация клеток и появление тканей
2) появление семени
3) образование цветка и плода
4) появление хлоропластов
5) формирование корневой системы и листьев

15.Установите соответствие между ароморфозами и типами животных, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
АРОМОРФОЗЫ
А) сквозная пищеварительная система
Б) вторичная полость тела
В) кровеносная система
Г) заполнение пространства между органами паренхимой
Д) брюшная нервная цепочка
Е) звездчатые клетки в выделительной системе
ТИПЫ ЖИВОТНЫХ
1) Кольчатые черви
2) Плоские черви

16. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2)У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3)Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4)Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5)Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6)Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.

17. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1) конвергенция
2) дивергенция

18. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2)Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3)Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4)У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5)Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6)У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

19. Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

20. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

21. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) частные приспособления к условиям жизни
Б) возникновение отделов растений
В) повышение уровня организации организмов
Г) образование родов внутри семейств
Д) возникновение классов животных
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
1) ароморфоз
2) идиоадаптация

Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (добавили 21 вопрос)

1. Установите соответствие между животными и физиологическими характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЖИВОТНЫЕ
А) латимерия
Б) кит
В) тритон
Г) лягушка
Д) крокодил
Е) пингвин
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) холоднокровные
2) теплокровные

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К продуцентам биоценозов относят
1) гриб-пеницилл
2) молочнокислую бактерию
3) берёзу повислую
4) белую планарию
5) серобактерию
6) верблюжью колючку

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Укажите консументов в экосистеме.
1) растения-паразиты
2) паукообразные
3) древесные растения
4) насекомые
5) хемосинтезирующие бактерии
6) цианобактерии

4. Объясните, почему каменный уголь относят к веществам биогенного происхождения и невосполнимым природным ресурсам. Какие условия способствовали его образованию?

5. Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

6. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К абиотическим компонентам биогеоценоза относят
1) климатические условия
2) консументов I порядка
3) неорганические вещества почвы
4) влажность воздуха
5) продуцентов
6) редуцентов

7. Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) гидра и дафния
Б) личинка божьей коровки и тля
В) щука и карась
Г) носорог и воловья птица
Д) чесоточный зудень и человек
ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1) симбиоз
2) паразит – хозяин
3) хищник – жертва

8. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) пресноводная гидра
Б) серобактерии
В) ламинария
Г) мукор
Д) спирогира
Е) бактерии гниения
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты

9. Установите последовательность этапов круговорота азота в природе, начиная со свободного азота атмосферы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) поглощение атмосферного азота бактериями
2) потребление связанного азота животными
3) усвоение соединений азота растениями
4) превращение свободного азота в связанные формы
5) денитрификация связанного азота бактериями

10. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных сообществ относят к природным биоценозам?
1) вишнёвый сад
2) мхи на коре деревьев
3) заливной луг
4) смешанный лес
5) ковыльная степь
6) пшеничное поле

11. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) голый слизень
Б) обыкновенный крот
В) серая жаба
Г) чёрный хорь
Д) капуста листовая
Е) сурепка обыкновенная
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) продуценты
2) консументы

12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что может произойти на Земле вследствие накопления избытка углекислого газа в атмосфере?
1) усиление парникового эффекта
2) повышение температуры воздуха
3) прекращение фотосинтеза
4) увеличение численности животных
5) таяние ледников
6) разрушение озонового слоя

13. Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых они размножаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЖИВОТНЫЕ
А) дельфин белобочка
Б) обыкновенная жаба
В) гребенчатый тритон
Г) травяная лягушка
Д) императорский пингвин
Е) нильский крокодил
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, В КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ РАЗМНОЖЕНИЕ
1) водная
2) наземно-воздушная

14. Проанализируйте график зависимости количества тихоходок в пробах мхов
из зон с разной степенью загрязнения среды. (Тихоходки – тип микроскопических беспозвоночных, близких членистоногим.) Степень загрязнения окружающей среды определялась в условных единицах:
0 – отсутствие загрязнения; 5 – максимальное загрязнение.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1) Тихоходки способны выжить только в чистой среде обитания.
2) Высокая численность тихоходок возможна при средней степени загрязнения среды обитания.
3) Численность тихоходок зависит от состояния мхов.
4) Мхи плохо приспособлены к выживанию в загрязнённой среде обитания.
5) При максимальном загрязнении среды обитания в пробах мха тихоходки отсутствуют.

15. Установите последовательность этапов восстановления елового леса после пожара. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) появление кустарников и лиственных деревьев
2) зарастание пожарища светолюбивыми травянистыми растениями
3) развитие молодых елей под пологом лиственных деревьев
4) формирование мелколиственного леса
5) образование верхнего яруса взрослыми елями

16. Укажите не менее четырёх возможных последствий, к которым может привести сокращение численности продуцентов в биосфере. Ответ поясните.

17. В чём проявляются различия экосистем пшеничного поля и естественного луга? Укажите не менее четырёх различий. Ответ поясните.

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Биосфера как биологическая система
1) представлена совокупностью биогеоценозов
2) не изменяется во времени
3) поддерживает устойчивость за счёт антропогенного фактора
4) сформировалась с появлением жизни на Земле
5) включает в себя живые и неживые тела
6) появилась одновременно с образованием Солнечной системы

19. Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) травяная лягушка
Б) полевая мышь
В) деревенская ласточка
Г) обыкновенная лисица
Д) прыткая ящерица
Е) обыкновенная щука
УРОВНИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
1) теплокровность
2) холоднокровность

20. В результате длительного применения ядохимикатов на полях могут наблюдаться вспышки роста численности вредителей. Объясните, почему могут происходить такие вспышки роста численности. Приведите не менее четырёх причин.

21. Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) доминирование монокультуры
Б) низкая саморегуляция
В) разнообразие продуцентов
Г) разветвлённые сети питания
Д) видовое разнообразие животных
Е) короткие пищевые цепи
ЭКОСИСТЕМЫ
1) ковыльная степь
2) пшеничное поле

*********************************************************************************

У меня для Вас две «новости» хорошая и плохая.

Начну с хорошей.  Как видно из  заданий КИМ 2017 года, многие из них — это лишь чуть-чуть перефразированные задания прошлых лет.

Плохая новость. Зато новые задания, которые авторам-составителям приходится буквально «высасывать из пальца» или уж очень узко специфические, или  составлены не всегда корректно.

Что хочется пожелать Вам,  нынешним и будущим абитуриентам.

Чтобы условия сдачи экзаменов были честными, равными  для всех! Что же, если нельзя получить 100 баллов из-за  «корявого» теста, главное, чтобы не оказывалось работ со 100 баллами за счет купленных ответов.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
в) ЕГЭ по биологии до Рохлова (до 2018 года)Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | вопросы ЕГЭ по биологии в 2017 годурепетитор биологии по Скайпу | 2 комментария
Отзывов (2)
  1. Игорь

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Как я могу приобрести ответы фипи, на те вопросы, которые были добавлены в ОБЗ летом 2017 года после экзамена, там их 189 вопросов, спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Игорь! Ответы ОБЗ ФИПИ ЕГЭ, добавленные в 2017 году я прикреплю к письму и отправлю на Ваш адрес электронной почты после Вашей оплаты. Оплатить можно На мою карточку Сбербанка VISA: 4276 0600 2284 1194, или на Яндекс Деньги: 41001493555269, или на КИВИ Кошелек телефон 8-927-32-32-052. Всего доброго!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × четыре =