Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
В этой и последующих двух статьях разбираются некоторые ответы на вопросы открытого банка заданий ФИПИ ЕГЭ по биологии по разделу «Организм как биологическая система».
Представлены ответы лишь на те вопросы, которые вызывали затруднения у учащихся.
Понятно, что в основном это вопросы из разделов тестовых заданий части 2, но есть и «заковыристые» вопросы и из части 1.
Особенно сложными в этом разделе оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от генотипа, число аллелей в гаметах, формулирование и применение закона чистоты гамет, соотношение потомков при моно- и дигибридном скрещиваниях.
Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, как репетитор биологии по Скайпу, рекомендую перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, как особом типе деления клеток, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков. И совсем не лишним, считаю, приобрести мою платную книжицу: «Как быстро научиться решать задачи по генетике».
По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
1. Признак рецессивный — а, так как он не проявляется в потомстве.
2. Генотипы родителей АА и аа.
3. Генотипы детей Аа и Аа.
Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено:
1) проявлением доминантных мутаций
2) увеличением числа гетерозигот
3) уменьшением числа гомозигот
4) проявлением рецессивных мутаций.
На чем основан и с какой целью используется генеалогический метод исследования генетики человека?
1. Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений у родственников путем составления родословных.
2. Целью составления такой родословной может являться установление характера наследования изучаемого признака (аутосомный или сцеплен с полом, доминантный или рецессивный).
Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.
1. XHXh * XHY.
2. XHXH, XHXh — девочки здоровые : девочки носительницы в соотношении 1:1;
XHY, XhY — мальчики здоровые и больные в соотношении 1:1.
У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой (b). Скрестили чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготными чёрными с короткой щетиной самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.
1. AaBb * AAbb.
2. AABb, AaBb — щетина черная длинная : AAbb, Aabb — щетина черная короткая, 1:1.
Чем можно объяснить снижение жизнеспособности перекрестноопыляемых растений при их самоопылении с целью получения чистых линий?
1) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние
2) переходом рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние
3) увеличением числа доминантных мутаций
4) уменьшением числа доминантных мутаций.
Н.И. Вавилов разработал:
1) хромосомную теорию наследственности
2) эволюционную теорию
3) гипотезу происхождения жизни
4) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Ещё Н.И.Вавилов открыл закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
Какова функция медико-генетических консультаций родительских пар?
1) выявляет предрасположенность родителей к инфекционным заболеваниям
2) определяет возможность рождения близнецов
3) определяет вероятность проявления у детей наследственных недугов
4) выявляет предрасположенность родителей к нарушению процесса обмена веществ.
Близнецовый метод позволяет генетикам установить:
1) тип наследственности
2) генотип родителей
3) роль среды и генотипа в развитии фенотипа
4) проявление доминантного признака.
В биотехнологии используют способность бактерий к:
1) быстрому размножению
2) накоплению в их клетках ядовитых веществ
3) спорообразованию в неблагоприятных условиях
4) развитию заболеваний при попадании в организм животного.
В результате дробления в эмбриогенезе образуется:
1) нейрула
2) гаструла
3) зигота
4) бластула.
При скрещивании гомозиготных растений гороха с жёлтыми круглыми семенами и с зелёными морщинистыми семенами (А – жёлтые, В – круглые) в F2 соотношение 9 : 3 : 3 : 1 особей с разным фенотипом свидетельствует о проявлении закона:
1) доминирования
2) сцепленного наследования
3) расщепления
4) промежуточного наследования.
Очередной нонсенс. Да, действительно, соотношение фенотипов потомства 9:3:3:1 свидетельствует о расщеплении признаков, но закон при этом формулируемый носит название 3-го закона Менделя и называется законом независимого наследования признаков (в отличие от сцепленного наследования по Моргану). Менделевские признаки А и В, находясь в разных парах гомологичных хромосом, наследуются независимо друг от друга. Поэтому, каждый из них расщепляясь 3:1 (закон расщепления при моногибридном скрещивании), в итоге при дигибридном скрещивании дадут расщепление 9:3:3:1.
Замена нуклеотида в молекуле иРНК в процессе транскрипции является причиной:
1) хромосомных перестроек
2) генных мутаций
3) соматических мутаций
4) перестроек в митозе.
Бластула представляет собой:
1) личинку
2) зародыш
3) клетку
4) зиготу.
С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека?
1) гибридологического
2) биохимического
3) генеалогического
4) близнецового.
У крупного рогатого скота черный цвет (А) доминирует над красным, комолость (В) – над рогатостью. При скрещивании черной комолой коровы с красным рогатым быком 50% потомства получилось черным комолым, 50% – красным комолым. Укажите генотипы родителей.
1) АаBb и ааbb
2) ААBB и ааbb
3) АаBB и ааbb
4) ААBb и ааbb
Пестролистность у ночной красавицы и львиного зева определяется изменчивостью:
1) комбинативной
2) хромосомной
3) цитоплазматической
4) генетической.
Одноклеточные животные, в отличие от бактерий, –
1) питаются готовыми органическими веществами
2) выполняют в экосистеме роль консументов
3) выполняют в экосистеме роль продуцентов
4) содержат в клетке митохондрии
5) содержат в клетке оформленное ядро
6) относятся к доядерным организмам (прокариотам).
Какое заболевание у растений вызывают вирусы?
1) мучнистую росу
2) мозаичную болезнь табака
3) поражение злаков спорыньей
4) ржавчину листьев злаковых.
Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
1) способствует уничтожению сорняков, что ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2) улучшается воздухообмен, что увеличивает поступление кислорода к корням.
3) происходит усиление минерализации органических веществ и растения лучше обеспечиваются минеральными веществами.
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
А — пурпурный стебель, а — зеленый стебель.
B — красные плоды, b — желтые плоды.
Родители A_B_, aaB_.
Потомство A_B_ 722 шт., A_bb 231 шт.
1. По признаку цвета стебля всё потомство получилось одинаковое, следовательно, по первому признаку родительские формы были гомозигами AA и aa.
По признаку цвета плодов получилось расщепление 3:1, следовательно, по второму признаку родительские формы были гетерозиготами Bb и Bb.
2. Р:….. AABb * aaBb.
3. G:… AB,Ab….aB,ab
4. F1: AaBB, AaBb, AaBb, Aabb — cоотношение по генотипу 1:2:1, соотношение по фенотипу 3:1.
Женский гомогаметный пол имеют:
1) пресмыкающиеся
2) люди
3) птицы
4) бабочки.
В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путём:
1) гаметогенеза
2) филогенеза
3) мейоза
4) митоза.
Растения в отличие от животных в процессе питания не используют:
1) энергию солнечного света
2) готовые органические вещества
3) углекислый газ и воду
4) минеральные соли.
Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи.
1) Аа
2) АА
3) АаBb
4) AaBB.
Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.
А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
В) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
Б) проникновение ДНК вируса в клетку
Д) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина
Г) синтез вирусных белков
Е) формирование новых вирусов.
Сходство грибов и животных состоит в том, что:
1) у них гетеротрофный способ питания
2) у них автотрофный способ питания
3) клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин
4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
5) в их клетках отсутствуют хлоропласты
6) их тело состоит из тканей.
Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?
1) имеет массовый характер
2) имеет индивидуальный характер
3) не наследуется
4) наследуется
5) ограничена нормой реакции
6) размах изменчивости не имеет пределов.
К методам селекции животных, используемым при одомашнивании, относят:
1) гибридизацию
2) индивидуальный отбор
3) естественный отбор
4) межпородное скрещивание.
Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоночных животных.
В) слияние яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы
А) образование бластомеров в процессе дробления зиготы
Д) формирование зародышевых листков
Г) развитие нервной пластинки
Б) закладка зачаточных органов зародыша.
Животное, в потомстве которого может появиться признак, обусловленный соматической мутацией, –
1) гидра
2) волк
3) еж
4) выдра.
Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.
1. P: XBXb * XbY
2. G:XB,Xb…Xb,Y
3. F1: XbXb — рыжая кошечка, XbY — рыжый котенок. Сцепленное с полом наследование, взаимодействие аллельных генов — неполное доминирование.
Выберите формулировку закона гомологических рядов, открытого Н.И. Вавиловым.
1) Расщепление по каждой паре генов идет независимо от других пар генов.
2) При моногибридном скрещивании в F2 идет расщепление признаков по фенотипу 3:1.
3) Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют одну группу сцепления.
4) Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
А — гладкие семена, а — морщинистые семена; B — наличие усиков, b — без усиков.
P AB//ab x ab//ab
G AB,ab ab
F1 AB//ab — гладкие семена и усики; ab/ab — морщинист. семена без усиков. 50:50.
Поскольку кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуются только два типа гамет — закон сцепленного наследования.
При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
1. Домининтные признаки – плоды круглые (А), зеленые (В), рецессивные признаки – плоды длинные (a), полосатые (b);
2. Генотипы родителей ааbb (длинные, полосатые) х АаВВ (круглые,зеленые)
3. генотипы родителей ааbb (длинные, полосатые) х ААbb (круглые,полосатые).
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
А — свободная мочка уха, а — сросшаяся мочка уха; B — треугольная ямка на подбородке, b — гладкий подбородок. Ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком имеет генотип aabb (ab он получил от матери и ab — от отца). Поэтому родители со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке были дигетерозиготными — AaBb.
У дигетерозигот возможное потомство:
9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке
3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок
3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
1 aabb сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке.
Генотипы женского и мужского организмов у человека различаются:
1) числом хромосом в соматических клетках
2) набором половых хромосом
3) числом и составом аутосом
4) числом хромосом в половых клетках.
Индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности – это:
1) филогенез
2) онтогенез
3) партеногенез
4) эмбриогенез.
Какова роль клеточной инженерии в селекции растений?
1) изменяет сроки размножения организмов
2) изменяет филогенез ценных сортов
3) ускоряет сроки выведения сортов
4) усиливает скорость роста организма.
Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1:2:1, то исходные родительские особи:
1) гомозиготные
2) гетерозиготные
3) дигомозиготные
4) дигетерозиготные.
Неполный ответ. Особи должны быть не только гетерозиготными, но и изучаемый признак должен наследоваться по типу неполного доминирования — только тогда расщепления по генотипу и фенотипу совпадут и будут 1:2:1.
Продуктивность пород животных в хороших условиях содержания изменяется в соответствии с:
1) их фенотипом
2) их нормой реакции признака
3) законами наследственности
4) законом гомологических рядов наследственной изменчивости.
Объясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости.
1. Сходство между мутационной и комбинативной изменчивостью заключается в том, что в обоих случаях потомство получает набор генов каждого из родителей и они относятся к наследственной изменчивости.
2. При мутационной изменчивости происходят изменения в самом генотипе: меняются отдельные гены, изменяется строение хромосом и их число. Мутационная изменчивость является одним из главных факторов эволюционного процесса. В результате мутаций могут возникать полезные признаки, которые в результате естественного отбора дают начало новым подвидам и видам.
3. Комбинативная изменчивость обуславливается случайными перегруппировками генов, происходящими на различных этапах формирования половых клеток — гамет и при оплодотворении. Число разнообразных комбинаций генов достигает астрономических величин, создавая необходимый материал для естественного отбора, однако новых популяций, подвидов или видов при этом не образуется.
В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
1. Генотип сына-дальтоника XdY (Х хромосому сыновья получают от матери, а от отца Y).
2. Генотипы родителей с нормальным цветовым зрением: матери XDXd, отца XDY.
3. ЕщевВ этой семье могут родиться дети с такими генотипами: XDXD — девочки здоровые, XDXd — девочки носительницы, XDY — мальчики здоровые.
Эффект гетерозиса проявится у особи с генотипом:
1) AAbbCC
2) AaBbcc
3) aaBbCc
4) AaBbCc.
Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных.
В) образование бластомеров
Б) формирование двух зародышевых листков
А) появление мезодермы
Г) образование тканей и органов.
У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
1. Генотипы родителей: мать ААXHXH * aaXhY отец
2. Гаметы: матери AXH, отца aXh,aY
3. Генотипы и фенотипы детей: AaXHXh девочки здоровые; AaXHY — мальчики здоровые.
В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.
1. Особи с мутациями размножаясь, обеспечивают увеличение генетической неоднородности популяции.
2. Естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов (адаптации) или образованию новых видов.
3. Таким образом, мутации — это материал для естественного отбора.
Модификационная изменчивость обеспечивает:
1) проявление новой нормы реакции признака
2) освоение новой среды обитания
3) приспособление к условиям среды
4) усиление обмена веществ.
Из оплодотворенной яйцеклетки растений образуется:
1) семя
2) зародыш
3) эндосперм
4) околоплодник.
Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
1. Наблюдается проявление модификационной (фенотипической, ненаследственной) изменчивости.
2. Проявление данного признака определяется изменениями условий внешней среды (температура, длина дня).
У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
1. P: IAi0 * IBIB
2. G: IA,iO….IB
3. F1: IAIB, IBiO — IV и III группы крови. Вероятность наследования у детей II группы крови равна 0.
Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении:
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:2:1
4) 1:1:1:1.
У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
1. Поскольку у кареглазой женщины (А) с нормальным зрением (XD) отец имел генотип aaXdY, значит ее генотип AaXDXd. Генотип мужа: aaXDY.
2. G: матери AXD,AXd,aXD,aXd отца aXD,aY.
3. F1: AaXDXD,AaXDXd,aaXDXD,aaXDXd — девочки; AaXDY,AaXdY,aaXDY,aaXdY — мальчики. Вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами AaXdY равна 12,5%.
Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.
1. В размножении участвует одна особь.
2. Все потомки являются копиями родительской особи.
3. Новые организмы образуются из соматических клеток материнской особи (вегетативных органов).
У личинки насекомого отсутствует способность к:
1) активному перемещению
2) половому размножению
3) самостоятельному питанию
4) линьке и росту.
Женщина со светлыми (а) прямыми (b) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы (неполное доминирование). Определите генотип мужчины, если у их ребенка светлые и волнистые волосы.
1) AaBb
2) aaBb
3) ААBB
4) AaBB. (Мужчина с генотипом AaBb имел бы темные волнистые волосы).
Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
3) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
4) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
5) процесс может происходить вне организма
6) происходит в зародышевом мешке взрослого организма.
Эмбриональный период у земноводных заканчивается:
1) рассасыванием хвоста
2) заменой наружных жабр внутренними
3) выходом личинки из яйца (икринки)
4) появлением передних конечностей.
При близкородственном скрещивании снижается жизнеспособность потомства вследствие:
1) проявления рецессивных мутаций
2) возникновения доминантных мутаций
3) увеличения доли гетерозигот
4) сокращения числа доминантных гомозигот.
У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Xd). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?
1. P: XDXd * XDY
2. G: XD,Xd..XD,Y
3. F1: XDXD, XDXd — девочки; XDY,XdY — мальчики.
Вероятность рождения у них сына с нормальным зрением XDY равна 25%, дочери с нормальным зрением XDXD и XDXd равна 50%, сына-дальтоника XdY равна 25%, дочери-дальтоника равна 0.
Появление чёрной окраски семян в результате мутации у многих злаков (ржи, пшеницы, ячменя и др.) может служить иллюстрацией:
1) правила экологической пирамиды
2) закона гомологических рядов наследственной изменчивости
3) гипотезы чистоты гамет
4) синтетической теории эволюции.
При скрещивании гетерозиготных растений гороха с жёлтыми гладкими семенами с зелёными (а) морщинистыми (b) семенами число фенотипов в потомстве будет равно:
1) одному
2) двум
3) трём
4) четырём.
Так как гетерозиготное (дигетерозиготное) растение гороха с жёлтыми гладкими семенами имеет генотип AaBb и образует 4 сорта гамет, а растение с зелёными морщинистыми семенами имеет генотип aabb и дает всего один сорт гамет (4 х 1 = 4).
В селекции животных, в отличие от селекции растений и микроорганизмов, проводят отбор:
1) искусственный
2) массовый
3) по экстерьеру
4) стабилизирующий.
У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
1. Генотипы исходных растений: жёлтые семена и выпуклые бобы АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab) x жёлтые семена и бобы с перетяжкой Aabb (гаметы Ab, ab).
2. Генотипы потомства: 3/8 А-В- (это 63 растения с жёлтыми семенами, выпуклыми плодами), 3/8 А-bb (это 58 растений с жёлтыми семенами, плодами с перетяжкой), 1/8 ааВb (это 18 растений с зелёными семенами, выпуклыми плодами), 1/8 aabb (это 20 растений с зелёными семенами, плодами с перетяжкой.
3. Поскольку в данном дигибридном скрещивании: гетерозиготных желтосемянных растений Aа с такими же гетерозиготными желтосемянными растениями Аа получено расщепление 3:1 (как при обычном моногибридном скрещивании); гетерозиготных растений с выпуклыми плодами Bb с гомозиготными растениями с плодами с перетяжкой bb получено расщепление 1:1 (как при моногибридном анализирующем скрещивании), значит гены двух анализируемых признаков наследуются независимо друг от друга, то есть находятся в разных парах гомологичных хромосом.
**********************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
I have to thank you for the efforts you have put in penning this website.
I really hope to view the same high-grade content from you later on as
well. In truth, your creative writing abilities
has inspired me to get my very own blog now 😉
Спасибо за комментарий. Рад, что «мои творческие способности» дали импульс вашему творчеству.
Здравствуйте Борис Фагимович. Я учитель биологии. Меня заинтересовало ваше объяснение появления 4 фенотипических групп в последней задаче на скрещивание гороха. Вроде всё логично. Но по условию 58 и 63 потомка с фенотипами родителей, 18 и 20 — рекомбинантные. Обычно подобное соотношение потомков даётся в задачах на сцепленное наследование. Одно из ваших доказательств, что здесь проявляется закон независимого наследования признаков (3 закон Менделя) , что по первой паре генов получается расщепление 3:1.
НО, например, в следующей задаче:
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями.
Это задача на сцепленное наследование. Генотипы родителей: самка — аb//аb, самец — AB//AB. F1 — AB//ab.
Далее гибриды скрещивают между собой: F2 — 75% серое тело, норм. крылья — 1 AB//AB и 2 AB//ab; 25% чёрное тело, укор. крылья — ab//ab.
Если проанализировать по каждой паре признаков (серое-чёрное, норм. -укор.),тоже получится соотношение 3:1, как при независимом наследовании.
Я понимаю, что при независимом наследовании должно получиться соотношение 9:3:3:1 (т.к. дигетерозиготы образуют по 4 типа гамет). Но при анализе по каждой паре генов соотношение получается 3:1.
От меня, наверное, ускользает какая то важная особенность. Поясните, пожалуйста, в чём моя ошибка. Спасибо.
Здравствуйте, Елена! Да, от Вас «ускользает важная особенность» и не одна.
1. Почему в первом задании Вы решили, что «по условию 58 и 63 потомка с фенотипами родителей, 18 и 20 – РЕКОМБИНАНТНЫЕ«? В том то и дело, что в условии этого задания нет ни слова о сцепленном наследовании, о рекомбинантных особях… Никогда не стоит «переделывать» на свой лад условия генетических задач. А вот когда задача на дигибридное скрещивание по результатам полученного потомства «не вписывается» в рамки независимого наследования по Менделю, то только в этом случае результаты её должны объясняться с позиций сцепленного наследования.
2. Приводимая Вами задача про мушек никаким образом не напоминает предыдущее задание. Она то, действительно, на сцепленное наследование, о чем у Вас есть четкое представление. Вы же сами пишите: «Я понимаю, что при независимом наследовании должно получиться соотношение 9:3:3:1 (т.к. дигетерозиготы образуют по 4 типа гамет)». В предыдушей задаче НЕ скрещивались две дигетерозиготы, а здесь скрещиваются. И именно потому, что здесь нет расщепления 9:3:3:1, а произошло расщепление 3:1 (как при моногибридном скрещивании), мы и делаем вывод о сцепленном наследовании.
3. Таким образом, надо иметь четкое представление, что первично, а что вторично. При обычном Менделевском дигибридном скрещивании (когда изучаемые пары признаков находятся в разных парах гомологичных хромосом) ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ расщепление 9:3:3:1 (независимость наследования друг от друга таких двух признаков доказывается расщеплением 3:1 по каждому из них в отдельности, то есть как будто бы проводилось два отдельных моногибридных скрещивания). Если же при дигибридном скрещивании в результате эксперимента нет расщепления в потомстве 9:3:3:1, значит два изучаемых признака наследуются сцепленно (расщепление будет 3:1 при полном сцеплении, то есть без кроссинговера).
Разве последняя задача про горох не на нарушение сцепленного наследования? Ведь небольшое количество потомков (18 и 20) могли образоваться только при кроссинговере, образовании рекомбинантных гамет. Я не права?