САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Основные ошибки при сдаче ЕГЭ в 2024 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Вот уже и позади выпускные и вступительные экзамены 2024 года. В этой статье обращаюсь к вам, будущим абитуриентам 2025 года и вашим преподавателям биологии.

Для более плодотворной подготовки к экзаменам в 2025 году хорошо бы знать те пробелы в знаниях, которые были выявлены авторами «Методических рекомендаций» В.С.Рохловым и Р.А.Петросовой при анализе результатов экзаменационных работ абитуриентов 2024 года.

Сами эти материалы колоссальный аналитический труд, обобщающий всю статистику результатов сдачи ЕГЭ по биологии в 2024 году. Разбор как всегда проводился по всем 7 Разделам Кодификатора и по линиям в различных вариантах ЕГЭ по биологии.

На этой страничке моего блога я привожу лишь анализ  некоторых конкретных заданий из этих Методических рекомендаций, встретивших наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ в 2024 году.

Особенностью КИМ ЕГЭ по биологии начиная с 2024 г. является то, что участникам экзамена теперь разрешается использовать непрограммируемый калькулятор при выполнении заданий линий 24 — геохронологическая таблица) и линии 27 — задача по популяционной генетике на применение закона Харди-Вайнберга.

Изменением в КИМ ЕГЭ 2024 г. по сравнению с 2023 г. стало уменьшение на одно задание количества заданий в части 1. Их стало 20, что привело к снижению первичных баллов  с 59 до 57.

Остальные изменения касались визуализации и вариативности сюжетов. Так, визуализация применена в заданиях линий 1, 2, 18, 19, 25, 26. Использование изображений дало возможность не только разнообразить содержание и характер вопросов, но и сократить письменный контекст заданий, а значит, сделать их, как считают авторы, более понятными. Визуализация заданий линий 25 и 26 способствовала превращению их в полностью эвристические.

Расширение вариативности сюжетов в большей степени коснулось заданий высокого уровня сложности части 2. Например, появились задания, проверяющие знание строения и функционирования как отдельных клеток, так и клеток, входящих в состав многоклеточного организма.

В задания линии 27, где традиционно присутствуют задачи по цитологии на темы транскрипции и трансляции, были включены новые сюжеты по работе с генетическим кодом на сдвиг рамки считывания и палиндромы.

Кроме того, очень важным является и включение задач на проверку знаний из области популяционной генетики, где от участников экзамена требуется умение применить закон Харди–Вайнберга в измененных и новых ситуациях.

Появились новые сюжеты и в заданиях линии 28 по решению генетических задач, в частности:

а) наследование двух генов, один из которых сцеплен с Х хромосомой, а другой расположен в Y-хромосоме в псевдоаутосомном участке;
б) наследование двух генов, сцепленных в Х-хромосоме;
в) наследование двух генов, сцепленных в аутосоме, и построение для них генетической карты;
г) голандрическое наследование признака.

Число участников основного периода ЕГЭ по биологии в 2024 г. превысило 106 тыс. человек.

Около 9 % участников экзамена показали результаты в диапазоне 81–100 тестовых баллов. Доля участников ЕГЭ по биологии, не набравших минимального количества баллов, в 2024 г. составила около 16%.

Блок I «Биология как наука. Методы научного познания»

Этот блок контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы, ее основных признаках на базовом и повышенном уровнях. На базовом уровне задания данного блока в среднем выполнили 69 %, а на повышенном – 39 % экзаменуемых.

Задания базового уровня в этом блоке представлены в линиях 1, 2, 21. Их выполнение составило в среднем 70 %. Более низкие результаты этого блока получены по теме «Методы биологической науки. Планирование эксперимента».

Наибольшее затруднение вызвало совсем простое задание линии 1, в котором требовалось по изображению клеточного строения листа растения определить соответствующий частнонаучный биологический метод, с помощью которого можно получить такое изображение.

Рассмотрите таблицу «Метод биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Считаю, что это задание не совсем корректное. Для иллюстрации «метода микроскопии» надо было представить именно микрофотографию среза листа, а не рисунок.

Низкие результаты получены также на одно из заданий линии 2. В этой линии проверяются умения проанализировать описание эксперимента и определить его результаты. Приведем пример задания с самым низким результатом.

Это задание не сложное, надо лишь запомнить, что после артерий большого круга кровообращения (где давление и скорость крови максимальные), в капиллярах давление еще поддерживается высоким, но скорость движения крови минимальная, чтобы успел осуществиться обмен веществ с клетками. В венах же давление падает, но скорость движения крови по сравнению с капиллярами возрастает.

Задание линии 22. Экспериментаторы исследовали эффективность действия антибактериальных препаратов А, В и их комбинации с ингибиторами ферментов бактерий. Препараты добавляли в бактериальную культуру и оценивали изменение количества жизнеспособных бактерий в течение 24 ч. Результаты представлены на графиках ниже.

Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему во всех сериях экспериментов бактерии выращивали в среде, имеющей одинаковый состав? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если использовать разные виды бактерий?

Полученные результаты по этому заданию свидетельствуют о том, что хорошо подготовленные участники экзамена владеют заявленными метапредметными умениями. Однако отдельные задания в этой линии вызвали затруднения у участников экзамена.

Например, выполнение ниже приведенного задания составило всего 22 %.

Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. Он помещал фрагмент эпидермиса тюльпана в 5%-ный раствор поваренной соли. Через 1, 2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.

В качестве отрицательного контроля экспериментатор погружал фрагмент эпидермиса тюльпана на 5 минут в водопроводную воду. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля*. Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

                 Блок II «Клетка как биологическая система»

Задания линий: 3, 5, 6, 7, 8, 23, 24, базового, повышенного и высокого уровней сложности проверяют знание строения, жизнедеятельности, многообразия клеток и вирусов.

В заданиях этого блока проверялись не только знания, но и владение обучающимися умениями устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Особое внимание уделялось проверке знаний жизнедеятельности клетки, клеточном цикле, а также умений решать задачи по цитологии на матричные реакции и реализацию генетической информации в клетке.

Участники экзамена продемонстрировали умения:
– устанавливать взаимосвязи строения и функций органических молекул, органоидов клетки (76 %);
— определять особенности пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза (69 %);
– решать простые задачи по цитологии: химическому составу клетки, генетической информации, строению хромосом, хромосомному набору соматических и половых клеток (в среднем 68 %).

Но вот такое несложное задание в линии 5 вызвало наибольшее затруднение. Участники экзамена затруднились по рисунку определить центромеру на хромосоме.

Каким номером на рисунке обозначена центромера бивалента?

Ответ: 6.

Вероятно, учащимся редко попадался в учебниках такой правильный рисунок коньюгации двух гомологичных хромосом в профазу мейоза, когда каждая из гомологов изображена в виде двух сестринских хроматид.

На удивление оказалось сложным задание по «Строению эукариотической клетки».

Установите последовательность расположения структур в направлении от периферии к центру клетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) билипидный слой цитоплазматической мембраны
2) кристы
3) гиалоплазма
4) рибосомы 70S
5) гликокаликс
6) наружная мембрана митохондрий
Ответ: 5 1 3 6 2 4

Полагаю, что при выборе ответов учащиеся просто не обратили внимание на  рибосомы 70S, которые характерны для клеток прокариот (у эукариот 80S рибосомы). А 70S рибосомы в клетках эукариот «сидят» только в их двумембранных органеллах (митохондриях и хлоропластах).

Да, остается лишь позавидовать «виртуозному» по изобретательности искусству составителей тестовых заданий, от которых требуется бесконечное создание всё новых и новых тестов пусть из огромного, но всё же не бесконечного объема школьной биологии.

Авторы методических рекомендаций отмечают, что в заданиях линии 27, где участникам экзамена предлагались задачи по цитологии на матричный синтез и определение хромосомного набора разных клеток в жизненном цикле организмов, получены неплохие результаты — 36 %.

Блок III «Организм как биологическая система»

Задания этого блока повышенного и высокого уровней сложности проверяли знания по онтогенезу и воспроизведению организмов, закономерностей наследственности и изменчивости, селекции организмов и методов биотехнологии.

Отдельно проверялось умение решать генетические задачи различного уровня сложности. Знания и умения по данному блоку проверялись  в заданиях линий 3, 4, 6, 7, 8, 28. В каждом экзаменационном варианте предлагалось не более 5 заданий этого блока.

Блок представлен разнообразными типами заданий:

— решение задач по генетике различного уровня сложности (линии 4, 28),
— распознавание биологического объекта или процесса по рисунку (линии 5, 9),
— установление соответствия (линии 6, 10),
— задание с множественным выбором с рисунком или без него (линия 7, 11),
— задание на установление последовательности (линия 8).

По отдельным заданиям этого блока получены низкие результаты. Так, задание линии 6, где требовалось по рисунку с изображением бивалента (этот рисунок использовался и в задании 5) определить выделенные структуры (сестринские хроматиды, гомологичные хромосомы, молекула ДНК – одна хроматида), выполнили только 22 % участников.

Установите соответствие между характеристиками и элементами бивалента, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) располагается на экваторе клетки во время метафазы первого деления мейоза
Б) будет двигаться к полюсу в анафазе I деления мейоза
В) образуется в результате конъюгации
Г) в конце второго деления мейоза станет самостоятельной хромосомой
Д) содержит две молекулы ДНК
Е) состоит из двух гомологичных хромосом

ЭЛЕМЕНТЫ БИВАЛЕНТА

1) 1 (одна из двух гомологичных хромосом)
2) 2 (сам бивалент или тетрада)
3) 3 (сестринская хроматида одного из гомологов)

Ответ: А Б В Г Д Е
2 1 2 3 1 2

Определение элементов бивалента по рисунку оказалось сложным для подавляющего большинства участников экзамена, поэтому им не удалось установить правильное соответствие с их характеристиками.

Низкие результаты получены также за задание 8, в котором требовалось установить последовательность процессов при инфицировании клетки-мишени ретровирусом.

Установите последовательность процессов инфицирования клетки-мишени ретровирусом (например, ВИЧ или вирусом гепатита C). Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) проникновение генетического материала вируса в клетку
2) обратная транскрипция в клетке по РНК-матрице вируса
3) встраивание ДНК вируса в хромосому клетки-мишени
4) связывание белков вируса с поверхностными белками клетки
5) сборка вирусных частиц
6) синтез вирусных белков
Ответ: 4 1 2 3 6 5

Результат выполнения этого задания составил всего 19 %. Это говорит о несформированности у участников экзамена не только знаний о жизненном цикле ретровирусов, но и самого понятия «ретровирус».

С заданиями линии 28 высокого уровня сложности, где требовалось решить генетическую задачу, справились от 14 % до 39 % экзаменуемых. Полагаю, что такой широкий разброс связан с различной сложностью задач, представленных в различных вариантах. Такое уже было и ранее, когда попадались варианты с задачами по генетике, которые можно было решить и оформить за 15-20 минут, а кому-то доставались в тот же год варианты с задачами, только на оформление которых необходимо было затратить не менее часа.

Блок IV «Система и многообразие органического мира»

В заданиях этого блока на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности проверялись знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы, а также умения сравнивать организмы разных таксонов, характеризовать и определять их принадлежность к определенной систематической группе.

В части 1 этот блок был представлен 4 заданиями в линиях 9, 10, 11, 12, а в части 2 – 1 или 2 заданиями в линиях 23, 24, 25.

При выполнении заданий данного блока участники экзамена продемонстрировали:

— сформированность знаний – о строении и признаках биологических объектов: одноклеточных и многоклеточных растений, животных, грибов и бактерий; процессах их жизнедеятельности (47–76 %);
— сформированность умений: – владеть системой биологических знаний, основополагающими биологическими терминами и понятиями (71 %);
– устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей, органами и системами органов у растений и животных (при диапазоне 51–77 %);
– выделять существенные признаки одноклеточных и многоклеточных растений и животных, процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений и животных);
– выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;
– определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
– распознавать и описывать биологические объекты по их изображению.

В части 1 предлагалось 2 задания этого блока в виде единого модуля с рисунком: задание линии 9 со свободным ответом и задание линии 10 на установление соответствия.

В этом модуле комбинировалось содержание двух тематических разделов: «Биология растений, бактерий, грибов, лишайников» и «Биология животных». Следует отметить, что с заданиями модуля большинство участников экзамена справилось.

В основном низкие результаты получены за выполнение заданий линии 11 по темам «Ткани и органы растений. Жизнедеятельность растений», «Многоклеточные животные, строение и жизнедеятельность».

Приведем пример одного из заданий базового уровня с наиболее низким результатом.

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Каковы особенности кровеносной системы у костистых рыб?

1) снабжение клеток головного мозга артериальной кровью
2) движение крови по одному кругу кровообращения
3) наличие малого круга кровообращения
4) попадание в сердце только венозной крови
5) смешивание артериальной и венозной крови в желудочке сердца
6) наличие трёхкамерного сердца с неполной перегородкой в желудочке
Ответ: 1 2 4

Низкие результаты получены и еще по одному заданию линии 11.

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о корнях и корневых системах растений являются верными?

1) Корни развиваются исключительно в тёмной и влажной среде.
2) Корневые волоски формируются в зоне проведения корня.
3) У мохообразных растений наблюдаются слабо развитые корни.
4) Корни однодольных растений лишены камбия.
5) Корешок зародыша семени формирует главный корень
6) Для большинства однодольных растений характерна мочковатая корневая система.
Ответ: 4 5 6 (Вероятно, многие выбирали как правильный ответ 3, в то время как у мохообразных не «наблюдаются слабо развитые корни», а их нет вовсе. Про мохообразные можно говорить. что у них «слабо развитая корневая система», представленная ризоидами или их нет вовсе. В общем, очередное задание «на засыпку»).

Задание на соотнесение процессов, происходящих при образовании пыльцевого зерна и зародышевого мешка, смогли выполнить только 28 %.

Результаты выполнения заданий части 2 с развернутым ответом составили всего 15–34 %.

В отдельных заданиях линии 25 на обобщение и применение знаний о многообразии организмов проверялись не только биологические знания, но и метапредметные умения.

Приведем пример такого задания.

Известно, что двоякодышащие рыбы способны дышать как атмосферным воздухом, так и кислородом, растворённым в воде. При этом различные двоякодышащие рыбы могут населять реки и стоячие водоёмы. Предположите, какие из перечисленных двоякодышащих рыб: рогозуб (Neoceratodus), протоптер (Protopterus), чешуйчатник (Lepidosiren) – обитают в стоячих тёплых водоёмах. Ответ поясните. Как при этом они получают кислород? Известно, что при переходе на лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб кислородная ёмкость крови (количество кислорода, переносимое единицей объёма крови) может возрастать на 50 %. Укажите два физиологических изменения в крови, которые приводят к повышению кислородной ёмкости.

В данном задании проверялись следующие метапредметные умения:

—  базовые логические действия: устанавливать существенный признак и основания для сравнения объекта, выявлять закономерности в рассматриваемых явлениях;
– базовые исследовательские действия: выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения; находить аргументы для доказательства своих утверждений из других предметов;
— анализировать полученные результаты, критически оценивать их достоверность.

Для выполнения этого задания требовалось привлечение физических и химических знаний.

Блок V «Человек и его здоровье»

В заданиях этого блока базового, повышенного и высокого уровней сложности проверяются знания о строении и функционировании организма человека, нейрогуморальной регуляции физиологических процессов, санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. По данному блоку в каждом варианте предлагалось не менее 6 заданий: в части 1 в линиях 13, 14, 15, 16; в части 2 в линиях 23, 24, 25.

При выполнении заданий этого блока участники экзамена продемонстрировали сформированность знаний и умений:

– об особенностях строения и жизнедеятельности органов и систем органов организма человека;
– о нервной и гуморальной регуляции процессов в организме, иммунной системе и гомеостазе, высшей нервной деятельности;
– распознавать и описывать ткани, органы организма человека по их изображению и процессам жизнедеятельности);
– владеть биологическими терминами и понятиями;
– устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей, органами и системами органов человека, процессами обмена;
– выделять существенные признаки строения органов и систем органов человека, процессов жизнедеятельности, протекающих в организме человека.

Тем не менее отдельные задания данного блока вызвали затруднения у участников экзамена. Например, задание базового уровня, в котором требовалось по изображению сердца человека определить, какой цифрой на рисунке обозначена легочная вена, выполнили всего 48 % участников экзамена.

Одно из заданий повышенного уровня на установление последовательности выполнили только 29 % экзаменуемых.

Задание линии 16.
Установите последовательность передачи звукового сигнала в организме человека.
1) слуховая зона коры больших полушарий
2) жидкость в улитке
3) мембрана овального окна
4) волосковые клетки
5) слуховые косточки
6) преддверно-улитковый нерв
Ответ: 5 3 2 4 6 1

Другое задание этой линии на последовательность также выполнили только 29 % участников.

Установите последовательность процессов при осуществлении дыхания в организме человека, начиная с возбуждения центра вдоха.

1) увеличение объёма грудной полости
2) расслабление диафрагмы и опускание грудной клетки
3) уменьшение объёма грудной полости
4) расширение лёгких и поступление в них воздуха
5) выталкивание воздуха наружу
6) сокращение наружных межрёберных мышц и диафрагмы
Ответ: 6 1 4 2 3 5

Среди других заданий этого блока, вызвавших затруднения, следует отметить некоторые задания линий 14, 25.

Так, задание 14 повышенного уровня сложности, проверявшее знание функций, строения и местоположения разных нейронов, смогли выполнить только 24 % участников экзамена, а другое задание этой же линии на знание строения и функций серого вещества и белого вещества спинного мозга – только 18 %.

Серьезные трудности возникли у участников экзамена при выполнении задания 25 высокого уровня сложности, проверявшего причины развития алкалоза в организме человека. С ним справились менее 6 % участников.

 Блок VI «Теория эволюции. Развитие жизни на Земле»

Задания этого блока направлены на контроль знаний о движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, а именно на проверку сформированности умения объяснять основные эволюционные процессы, взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

В части 1 были представлены задания трех типов: задание на анализ текста с множественным выбором (базовый уровень), задания повышенного уровня на установление соответствия и заполнение таблицы.

Большинство этих заданий не вызвало особых затруднений у участников. Исключение составили два задания базового уровня линии 17 и одно задание повышенного уровня линии 19.

Задание линии 17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры дивергенции.

(1)Чрезвычайно разнообразное строение ротовых аппаратов позволило насекомым занять множество экологических ниш. (2)У большинства кровососущих насекомых из разных отрядов в секрете слюнных желёз содержатся ферменты, препятствующие свёртыванию крови. (3)Двукрылые насекомые способны питаться кровью, нектаром и продуктами выделения позвоночных животных, поэтому строение ротовых аппаратов варьирует среди представителей отряда. (4)Ротовой аппарат у клопов и комаров содержит острый элемент, способный прокалывать мягкие ткани. (5)Жуки и прямокрылые, питающиеся грубой растительной пищей, имеют ротовой аппарат грызущего типа с массивными верхними челюстями. (6)У близкородственных видов жуков количество зубцов на верхних челюстях и их толщина меняются в зависимости от размера и твёрдости оболочки семян, которыми они питаются.
Ответ: 1 3 6

Невысокий результат выполнения этого задания можно объяснить несформированностью у экзаменуемых самого понятия «дивергенция признаков».

Затруднения вызвало задание 19, проверяющее знание движущих факторов эволюции (сравнение миграции, изоляции, популяционных волн). С этим заданием успешно справились только 28 % участников.

Серьезные трудности возникли у участников экзамена при выполнении задания 26 по оценке филогенетического дерева сумчатых животных с позиции знания биогеографических закономерностей и геологической теории (8 % выполнения).

Задания высокого уровня сложности традиционно были представлены в части 2 в линиях 24, 26, а также в линии 27 новыми типами заданий на применение закона Харди–Вайнберга.

Пример одного из наиболее сложных заданий линии 26.

Ареал современных мечехвостов – реликтовых хелицеровых водных членистоногих – охватывает восточное побережье Северной Америки, а также побережья многочисленных островов и полуостровов в Юго-Восточной Азии и Океании. Объясните, почему можно наблюдать такую закономерность в расселении мечехвостов. Какая геологическая теория лежит в её основе? Почему ареал данного животного может служить биогеографическим доказательством эволюции живых организмов?

Элементы ответа:
1) предки современных мечехвостов населяли древний океан (океан Тетис) ИЛИ 1) предки современных мечехвостов населяли прибрежные зоны древнего континента (Пангея, Лавразия);
2) после разделения материков мечехвосты продолжали населять территории, на которых проживали их предки;
3) теория дрейфа континентов (теория движения литосферных плит, теория движения континентов);
4) животное занимает только те территории (ареал), на которых исторически возникло,
ИЛИ 4) животное занимает не все благоприятные территории на Земле (адаптировалось к жизни в пределах определённого ареала).

Пример задания, которое проверяет базовые логические и базовые исследовательские действия.

Между островами в Океании можно провести линию Уоллеса. Так, со стороны Азии от линии Уоллеса можно обнаружить слонов и приматов, в то время как со стороны Австралии – многочисленных сумчатых животных и некоторых первозверей. Различается и флора островов. Так, подавляющее большинство видов эвкалиптов обнаруживается со стороны Австралии. Почему можно наблюдать такую закономерность в распределении флоры и фауны на островах Океании? Какая геологическая теория лежит в её основе? Для каких животных данная закономерность почти не соблюдается?

Элементы ответа:
1) две части островов Океании входят в разные биогеографические зоны
ИЛИ 1) острова Океании входили в состав разных суперконтинентов;
2) географическая близость островов Океании в масштабах географической летописи возникла недавно
ИЛИ 2) затем участки суши двух материков (участков суши) сблизились, образовав острова Океании;
3) теория дрейфа континентов (теория движения литосферных плит, теория движения континентов);
4) для животных, способных к перелёту (птиц, летучих мышей).

Задания линии 27 традиционно включали только задания по цитологии и эволюции органического мира, но  с 2024 г. впервые в линию были включены задачи на применение закона Харди– Вайнберга.

Вот пример такого задания  линии 27.

Фенилкетонурия – моногенное заболевание, возникающее в результате нарушения аминокислотного обмена, наследующееся по аутосомно-рецессивному типу. Среди японцев заболевание встречается в среднем 8 раз на 19 000 рождений. При этом частота мутантного аллеля во всей человеческой популяции составляет 0,01. Рассчитайте равновесные частоты мутантного и нормального фенотипов в человеческой популяции, а также частоту мутантного аллеля среди японцев. Поясните ход решения. Какой эволюционный фактор приводит к наблюдаемому различию частот мутантного аллеля? При расчётах округляйте значения до четырёх знаков после запятой.

Хорошо и отлично подготовленные участники экзамена вполне справились с заданиями нового типа. Поскольку новый тип задач оказался доступен для выполнения, поэтому он будет использоваться и в дальнейшем на экзамене по биологии.

При выполнении заданий блока VI участники экзамена продемонстрировали: сформированность знаний и умений:

– о движущих силах эволюции, географическом и экологическом видообразовании, об элементарных факторах эволюции, о формировании приспособленности организмов к среде обитания;
– эволюционной теории Ч. Дарвина, основных положений современной эволюционной биологии);
– о методах изучения макроэволюции, об общих закономерностях эволюции;
– о методах антропологии, движущих силах антропогенеза;
– выделять существенные признаки: стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции;
– устанавливать взаимосвязи между процессами эволюции, движущими силами антропогенеза;
– выделять существенные признаки борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания;
– использовать соответствующие аргументы для доказательства родства организмов разных систематических групп, единства человеческих рас;
– критически оценивать биологическую информацию, интерпретировать ее.

Блок VII «Экосистемы и присущие им закономерности»

Задания этого блока  направлены на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, а также умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Содержание этого блока в части 1 отражено в заданиях линий 18, 19, 20, а в части 2 – в виде отдельных заданий линий 23, 26.

Анализ результатов показал, что этот блок наиболее хорошо освоен обучающимися. Участники экзамена продемонстрировали сформированность знаний и умений:

– об экологических факторах и закономерностях их действия, характеристиках сред обитания организмов;
– об экологических характеристиках популяции, экологической нише вида;
– о биоценозе и его структуре, о связях между организмами в биоценозах, об агроэкосистемах;
– о биосфере, круговороте веществ и превращения энергии в биосфере, структуре и функциях живых систем;
– выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания, круговорота веществ и потока энергии в экосистемах;
– устанавливать взаимосвязи между компонентами различных экосистем и приспособлениями к ним организмов;
– выделять влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
– использовать соответствующие аргументы для объяснения необходимости сохранения разнообразия видов и экосистем как условия сосуществования природы и человечества.

Анализ ответов по заданиям данного блока свидетельствует об успешном освоении экологического материала подавляющим большинством участников экзамена.

В 2025 г. экзаменационная работа по биологии полностью сохранит свою структуру по частям, количеству, форме и уровням сложности заданий.

Однако в КИМ предполагается ряд точечных дополнений, которые будут касаться только расширения вариативности действующих контекстов сюжетов в заданиях линий 22, 23, 25, 26, 27, 28.

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

— документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2025 г.; — открытый банк заданий ЕГЭ;

— Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по биологии;

— Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

— Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ (2015–2023 гг.);

— Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Биология;

— журнал «Педагогические измерения»;

— видеоконсультации Рособрнадзора по подготовке к ЕГЭ (2016–2024 гг.).

В этом 2024 году данный великолепный обобщающий труд авторов «Методических рекомендаций» дополнен таким важным разделом как «Алгоритм рассуждений» при решении биологических задач. Причем эти алгоритмы приводятся для всех возможных типов заданий. Разбираются конкретные примеры заданий различных вариантов ЕГЭ.

Решил поместить полную версию этих алгоритмов в следующей статье своего блога.

**********************************************************

Для подготовки к  сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у  меня на блоге вы можете приобрести  ответы на  тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за прошлые годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии | анализ ошибок в ЕГЭ по биологии 2024ЕГЭ по биологии 2024задания на применение закона Харди-ВайнбеогаОшибки в ЕГЭ 2024 по биологииразбор ошибок в ЕГЭ по биологииуравнение Харди-Вайнберга | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − шесть =