САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Характеристика контрольных измерительных материалов (КИМ)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этом разделе сделана попытка обобщения информации по подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии, чтобы у учащихся сложилась целостная, комплексная картина того, ЧТО и КАК им предстоит сдавать на экзамене.

Надо отдать должное той огромной скрупулезной работе сотрудников Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ) по составлению основного Кодификатора и разработке трех частей (А, В, С) самих контрольных измерительных материалов (КИМ).

К чему эта статья? Только взглянув на сам перечень СЕМИ тем Кодификатора и не поленившись изучить основные требования к уровню подготовки для успешной сдачи ЕГЭ по биологии — уже от этого голова может «пойти кругом».

Но, вы же не одиноки… Все абитуриенты поставлены в  равные условия (дай то Бог, чтобы это было действительно так). Так вот, объем необходимых знаний для сдачи экзамена действительно  большой и очень важно правильно распределить свое время в течение года на подготовку  различных разделов биологии.

Итак, содержание проверки знаний и умений учащихся на едином государственном экзамене по биологии охватывает все разделы  школьного курса биологии.

Они  объединены в 7 блоков.

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о разнообразии организмов: одноклеточные (неклеточные — вирусы), многоклеточные, автотрофы, гетеротрофы; об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях: способах размножения, эмбриональном и постэмбриональном развитии.
Огромное место в этом блоке занимают вопросы по генетике (наследственность и формы изменчивости, методы генетики, основные генетические понятия и символика, хромосомная теория наследственности, современные представления о гене, геноме, генотипе); селекции и биотехнологии.

В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.

Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.

В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.

Каждый вариант экз.работы содержит 50 заданий и состоит из трех частей

Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных за основную и старшую школу. Первые 26 заданий проверяют знания на базовом уровне, последние 10 – на повышенном.

Часть 2 (В) содержит 8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 – на установление соответствия биологических объектов, процессов и явлений, 1 – задания на определение последовательности  биологических процессов и явлений.

Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 (С1) – повышенного уровня и 5 (С2 — С6) – высокого уровня.

Ответы учащихся на задания типа А и В проверяются с помощью компьютера, а на задания типа С – экспертной комиссией, в состав которой входят методисты и опытные учителя, преподаватели вузов. В экзаменационной работе преобладают задания с выбором одного ответа, что позволяет оперативно проконтролировать большой объем.

Задания базового уровня (А1 – А26) занимают чуть больше половины проверочной работы. Они соответствуют минимуму содержания биологического образования за основную и старшую школу, требованиям к подготовке выпускников.

Задания повышенного уровня (А27 – А36, В1 – В8, С1) требуют более сложных и разнообразных видов учебной деятельности и направлены на проверку овладения знаниями сущности биологических процессов, явлений, закономерностей, умениями сравнивать, применять знания в знакомой и измененной ситуациях, обосновывать процессы и явления, сопоставлять и определять их последовательность, самостоятельно формулировать свободный ответ.

Задания высокого уровня (С2 – С6) предусматривают проверку знаний учащихся о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на всех уровнях организации живого, умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, решать биологические задачи, применять теоретические знания на практике.

Эталоны ответов демонстрационных вариантов для заданий части С являются примерными. Экзаменуемый может иначе сформулировать свой ответ, а в некоторых случаях дать полный развернутый ответ, привести дополнительные данные, которых нет в эталоне. В этой связи допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла. Исключение составляют критерии оценивания задач по цитологии и генетике, которые требуют однозначного ответа.
____________________________________________

В последующих трех статьях этой рубрики дается анализ некоторых тестовых заданий   частей А, В и С, чтобы было понятно, на что следует больше обратить внимание при подготовке,

***********************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
в) ЕГЭ по биологии до Рохлова (до 2018 года)Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | варианты тестовых заданий ФИПИрепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + четыре =