САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Вопросы школьных олимпиад

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии  по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Так случилось (а случайность — непознанная закономерность), что иногда в комментариях от вас приходят  интересные нестандартные вопросы по различным разделам общей биологии.

Отвечал на них довольно пространно в комментариях, отчего те превращались в длинные,  долго перелистываемые «портянки». К тому же оказалось, что часто  эти вопросы были  взяты вами  из школьных олимпиад.

Вот я и подумал, как репетитор по биологии, а  что им «сидеть» в разных не читаемых  комментах? И решил поместить часть этих вопросов в отдельный пост.

1.Есть животные, которые питаются преимущественно жиром (а);  преимущественно клетчаткой (б). Какие проблемы возникают при таком типе питания? Как разные организмы их решают?

2. У некоторых живородящих животных во время вынашивания потомства снижается аппетит. Однако некоторые учёные предполагают, что снижение аппетита может давать определённые преимущества этим животным или их потомкам. А каковы эти преимущества?

3. Врач определил у больного симптомы определённого авитаминоза. После недельного приёма таблеток нужного витамина, улучшения не наступило. Тогда врач стал делать больному инъекции, вводя витамин внутримышечно. И опять — никакого улучшения. Инъекции другой (коферментной) формы того же витамина тоже не помогли. Тогда врач назначил ударные дозы первой формы витамина — и это помогло! Объясните, чем руководствовался врач в своей последовательности действий, в чем возможные причины неудач первых трёх схем лечения и почему помогла последняя схема.

4. В чём заключается современный синтез теории эволюции и экологии ?

5. Почему прокариоты не имеют такого разнообразия видов, как эукариоты?

6. Объясните, почему млекопитающие стали самым распространенным классом позвоночных животных?

7. Что такое дискретность онтогенеза? Как она проявляется и обеспечивается?

8. За какое время в животной клетке произойдет последовательный синтез на одной и-РНК 10 молекул белка рибонуклеазы (124 аминокислотных остатка), если скорость роста цепи полипептида — 7 аминокислот в 1 сек, время между двумя инициациями (присоединения рибосомных субчастиц к началу молекулы и-РНК) равно 6 сек? .

9 Объясните, почему зарождение жизни чаще связывают с водой?

10. Объясните, почему членистоногие стали разнообразной и многочисленной группой среди современных животных.

11. Почему вымерли почти все Хвощевидные?

12. Докажите принадлежность покрытосеменных к группе кормофитных растений

13. Как происходит освещение препарата на предметном столике микроскопа?

14. Какая кость осевого скелета имеет отросток в виде клюва?

15. Была определена последовательность нуклеотидов информационной РНК около начала кодирующего участка:
УАГ АУГ АЦУ ААА УГЦ АУА АГГ УЦА ГГГ ГГА ГУА АГА АУА АГА ЦГГ УГА ЦУА ЦАГ ЦУУ
Используя таблицу генетического кода, определите, сколько аминокислотных остатков содержит закодированный в ней пептид и каким будет при рН 7,0 его заряд?

16. Определение доли клеток, находящихся в митозе, (митотического индекса) – это общепринятый метод для оценки продолжительности клеточного цикла. Вы решили измерить клеточный цикл в печени взрослой мыши путем определения митотического индекса. С этой целью вы приготовили срезы печени и окрасили их для выявления митотических клеток. При подсчете вы обнаружили только 3 митоза на 25000 клеток. Предполагая, что фаза митоза длится 1 ч, рассчитайте продолжительность клеточного цикла в печени взрослой мыши.

17. Почему многоклеточные организмы-эукариоты?

18.  Однородна ли группа прокариот?

19. Какие функции необходимы для жизнедеятельности каждой клетки?

20. Как строение эндоплазматической сети и аппарата Гольджи связано с их функциями?

Кому интересно знать как надо отвечать  на все эти  вопросы, читайте далее.

1. Есть животные, которые питаются преимущественно жиром (а);  преимущественно клетчаткой (б). Какие проблемы возникают при таком типе питания? Как разные организмы их решают?

Считаю, что формулировка этого вопроса не совсем правильная. Что значит, животные питающиеся преимущественно «жиром». Да нет таких животных в природе! Здесь речь, видимо, идет о сравнении механизмов метаболизма у хищных животных, питающихся мясом (в котором действительно высокий процент жира) и растительноядных (в большей степени именно травоядных) животных, в пищеварительный тракт которых поступает большое количество клетчатки.

Итак, фактически вопрос сводится к выяснению того, какие существуют основные различия в обмене веществ у хищных (1) и травоядных животных (2)?  Каким образом пищеварительные системы этих групп организмов приспособлены к усвоению жирной (3) или растительной (4) пищи?

1. Известно, что любое избыточное поступление в организм жирной пищи, не востребованной в данный момент на энергетические нужды организма, не будет «за зря» выбрасываться из организма, а будет откладываться про запас (масса жирового депо организма может достигать больших величин, относительно массы тела).

Хищникам такой метаболизм выгоден: они могут съесть за один раз очень много животной жирной пищи и всё впрок, но питаются то они сравнительно редко «лишь по праздникам», когда им удается поймать добычу. Поэтому они в природе и не толстеют. К тому же, что пожалуй самое существенное, метаболизм хищников настроен на неограниченную  способность регулировать содержание в организме насыщенных жиров и холестерина.

Это совсем не свойственно всеядным и растительноядным животным, у которых нарушается липидный обмен при питании жирной животной пищей, что приводит к сужению просветов кровеносных сосудов из-за отложениям холестериновых бляшек на стенках (что, к стати,  характерно и для человеческого организма).

2. Совсем противоположным образом в организме растительноядных животных происходит усвоение пищи, богатой как  простыми углеводами, так и полисахаридами (например, целлюлозой — растительной клетчаткой). Хотя избыточное количество углеводов растительной пищи тоже может откладываться «про запас», максимальное количество гликогена в печени и мышцах может достигать лишь незначительных долей процента от массы организма.

Это количество запасенного энергетического материала может усвоиться организмом буквально за суточный срок голодания. Поэтому у растительноядных животных и не бывает (то есть не должно быть) таких больших перерывов в приеме пищи как у хищников.

3. Поскольку жирная мясная пища быстро подвержена воздействию гнилостных бактерий, то кишечник у хищников короткий, способный к быстрому выведению каловых масс.

4. Известно, что клетчатка очень медленно расщепляется в организме животных, да и то в основном не за счет их собственных ферментных систем, а за счет целлюлозоразрушающих бактерий в их кишечнике, имеющим из-за этого непомерно большие размеры — длина кишечника у растительноядных животных  в 6 раз превышает длину тела  (к стати, как и у человека, который  считается  всеядным).

2. У некоторых живородящих животных во время вынашивания потомства снижается аппетит. Однако некоторые учёные предполагают, что снижение аппетита может давать определённые преимущества этим животным или их потомкам. А каковы эти преимущества?

Действительно, снижение аппетита у самки при беременности может иметь определенное биологическое значение. У хищных животных, например, активная беготня за жертвой может быть травмоопасной для подрастающих эмбрионов.

К тому же, к моменту рождения,  самка должна быть достаточно голодна, чтобы «захотеть» съесть весь послеродовой послед и тщательно очистить от него новорожденного, что очень важно из гигиенических соображений.

У животных, делающих запасы пищи, тоже важно, чтобы самка, пока беременная не очень бы желала их уничтожить раньше времени. Чтобы  после родов, когда надо много еды для нормальной лактации, запасы пищи были «под боком» и самке не приходилось бы надолго оставлять неокрепшее потомство.

3.Врач определил у больного симптомы определённого авитаминоза. После недельного приёма таблеток нужного витамина, улучшения не наступило. Тогда врач стал делать больному инъекции, вводя витамин внутримышечно. И опять — никакого улучшения. Инъекции другой (коферментной) формы того же витамина тоже не помогли. Тогда врач назначил ударные дозы первой формы витамина — и это помогло! Объясните, чем руководствовался врач в своей последовательности действий, в чем возможные причины неудач первых трёх схем лечения и почему помогла последняя схема.

Почти все витамины (кроме Д, К и В3) не вырабатываются организмом человека и должны поступать с пищей. Хотя витамины — это такие органические вещества, которые нужны в очень малых количествах, но нужны обязательно, так как входят в состав белков-ферментов — регуляторов всех обменных процессов.

Недостаток определенных витаминов вызывает  гиповитаминоз, а отсутствие витамина —  авитаминоз. Хотя в задании и сказано, что врач обнаружил у больного симптомы  авитаминоза, но фактически очень трудно отличить полное отсутствие витамина (авитаминоз), от недостатка этого витамина (гиповитаминоз).

Поскольку избыток витамина вызывает не менее тяжелое расстройство, чем  авитаминоз (гипервитаминоз), то врач, скорее всего, чтобы подстраховаться, прописал изначально дозу витамина, излечившую бы больного от  гиповитаминоза.

Лишь после применения более эффективных способов введения тех же доз препарата (уже не перорально, а внутримышечно или препарата более эффективной формы), то есть убедившись  уже практически, что у пациента именно  авитаминоз, а не просто  гиповитаминоз, врач решился применить «ударные» дозы. Врач-умница, оказался прав: пациент не заболел  гипервитаминозом и был излечен от  авитаминоза.

               4. В чём заключается современный синтез теории эволюции и экологии ?

Мы помним, что в поистине гениальной теории Ч.Дарвина о происхождении видов первостепенная роль в видообразовании  отводилась именно экологическим факторам. Но через 25-30 лет после «торжества» дарвинизма    наибольшее развитие получило изучение генетических аспектов, таких как изменчивость и наследственность.

Развитие этого направления привело, как мы знаем,  к созданию так называемой синтетической теории эволюции (СТЭ).То есть,  важной особенностью СТЭ является ориентация преимущественно на генетические механизмы возникновения эволюционных изменений. В ее наиболее традиционном виде фактически игнорируются экологические аспекты эволюции и все содержание эволюционного процесса сводится к отбору и распределению мутаций в популяциях.

Реальный же синтез новых эволюционных данных возможен лишь после того, как будут в достаточной степени изучены не только генетические, но и экологические факторы эволюции, составляющие основу эволюционной теории Дарвина.

Но изучение экологических факторов связано с исследованием очень сложных и многообразных взаимоотношений организмов с окружающей средой и друг с другом. Во времена Дарвина экология была еще слабо развита, поэтому экологические механизмы эволюции в теории Дарвина были по преимуществу умозрительными.

Потребовалось много времени и усилий для того, чтобы получить фактическое подтверждение теоретических построений Дарвина. Лишь в настоящее время экология достигла такого уровня исследований, при котором открываются возможности объективного анализа экологических факторов эволюции.

Благодаря появлению и развитию таких дисциплин как поведенческая экология, экология сообществ изучение экологических факторов эволюции вышло на принципиально новый уровень и ведет к лучшему пониманию сущности вида и механизмов видообразования.

                5. Почему прокариоты не имеют такого разнообразия видов, как эукариоты?

Прокариоты имеют ДНК с невысокой молекулярной массой, в которой может содержаться не очень большое число генов, отвечающих за ограниченное количество признаков.

К тому же прокариоты — гаплоидные организмы, размножающиеся, как правило, бесполым путем (их примитивный половой процесс не мог оказать какое-либо существенное эволюционное преимущество).

Вообще сами клетки прокариот намного примитивнее клеток эукариот, имеющих хорошо выраженную систему внутренних мембран и двухмембранные органоиды.

Разнообразие видов у эукариотических организмов в большой степени связано с возникновением многоклеточности, с дифференцировкой клеток на ткани, появлением органов и многоклеточных организмов с последующим объединением их в разнообразные сообщества.

Хотя сейчас появилась тенденция приписывать микробам все свойства поведения сообществ эукариотических организмов (думаю, скоро обнаружат у микробов и эмоциональное поведение, представьте себе: грустный микроб, улыбающийся микроб — вот и я не могу себе представить…).

6. Объясните, почему млекопитающие стали самым распространенным классом позвоночных животных?

Вот некоторые самые основные характеристики класса млекопитающих, позволившие им освоить все «уголки» земного шара:

а) теплокровность — постоянная температура тела;

б) очень тщательная забота о потомстве в течение длительного периода времени, вскармливание детенышей молоком;

в) совершенная ЦНС, особенное развитие больших полушарий переднего отдела головного мозга, покрытых корой со множеством извилин;

г) совершенное дыхание — альвеолярные легкие, работа которых обеспечивается не только межреберными мышцами. но и диафрагмой;

д) конечности расположены не сбоку от туловища (как у пресмыкающихся), а под туловищем, что позволило осуществлению многих типов возможных передвижений;

е) высокодифференцированная пищеварительная система;

ж) самые совершенные анализаторы (органы чувств).

В чем преимущества многоклеточных организмов над одноклеточными?

              7. Что такое дискретность онтогенеза? Как она проявляется и обеспечивается?

Любой организм в период индивидуального развития представляет собой целостную систему. То есть онтогенез – это целостный процесс. Поэтому попытки разложения его на простые составные части без потери качества невозможен.

Однако существует морфологическая и функциональная дискретность онтогенеза, связанная с дискретностью генетической информации в клетке. Реализация такой дискретной генетической информации (генотипа особи) в онтогенезе изменчива и происходит сообразно   конкретным условиям среды.

Таким образом, генотип способен обеспечивать в определенных пределах изменчивость (дискретность) онтогенеза в зависимости от изменяющихся условий внешней среды.

Степень возможной изменчивости в ходе реализации генотипа называется, как вы помните, нормой реакции и выражается совокупностью возможных фенотипов при различных условиях среды. Это определяет так называемую онтогенетическую адаптацию, которая обеспечивает выживание и воспроизведение организмов.

8.За какое время в животной клетке произойдет последовательный синтез на одной и-РНК 10 молекул белка рибонуклеазы (124 аминокислотных остатка), если скорость роста цепи полипептида — 7 аминокислот в 1 сек, время между двумя инициациями (присоединения рибосомных субчастиц к началу молекулы и-РНК) равно 6 сек?

Известно, что на одной нити и-РНК может происходить синтез не одной молекулы белка (а за счет того, что к ней присоединяются много рибосом — возникает система полисома),  а сразу многих.

Так как, для синтеза одной молекулы белка требуется 124 : 7 = 18 сек, то белок на первой рибосоме будет создан через 18 сек, на второй — еще через 6 сек, то есть всего через 24 сек уже будет создано два белка;  на третьей рибосоме — еще через 6 сек, то есть всего  через  30 сек будет создано 3 молекулы белка и т.д.

Время создания белков на оставшихся семи рибосомах: 6 х 7 = 42 сек. Значит общее время будет 72 сек или 1 мин 12 сек.

9. Объясните, почему зарождение жизни чаще связывают с водой?

Само зарождение жизни, появление первоклеток (если оно происходило в условиях Земли), могло осуществиться только в воде, поскольку вода защищала первые организмы от жесткого солнечного ультрафиолетового облучения.

Жизнь могла выйти из воду на сушу только после возникновения в стратосфере Земли озонового экрана (явившегося следствием выделения в атмосферу фотосинтезирующими организмами молекулярного кислорода).

К тому же, любые живые системы более чем наполовину состоят из воды. Биохимические реакции обмена веществ происходят только в водной среде (вернее в физрастворе, в О,9 % растворе солей в воде).

10. Объясните, почему членистоногие стали разнообразной и многочисленной группой среди современных животных.

В самом названии типа этих организмов «Членистоногие» — уже отражается ответ.

Все представители этого типа имеют хорошо развитые конечности (ни черви, ни моллюски таких не имеют). Их конечности состоят из отделов (члеников) и представляют собой систему рычагов.

Такие конечности в сочетании с относительно легким телом, покрытым хитиновым покровом, позволяют им активно и быстро передвигаться в поиске добычи и перемещаться на большие расстояния, увеличивая свой ареал обитания. Недаром самым разнообразным (более 1 млн. видов)  классом в типе Членистоногих является класс Насекомые, представители которого имеют крылья.

11. Почему вымерли почти все Хвощевидные?

Следует указать, что вымерли почти все древние не только хвощевидные, но и все древние представители Папоротникообразных (папоротники, хвощи, плауны). Это было связано:

а) с резким изменением климата с влажного теплого тропического на сухой более холодный резко континентальный. Пострадали в то время все споровые растения (папоротники, хвощи, плауны), половая стадия которых в цикле их развития требует непременного участия капельно жидкой воды.

б) споровые растения были вытеснены голосеменными растениями.

12. Докажите принадлежность покрытосеменных к группе кормофитных растений

Кормофиты (от греч. kormós — ствол и phytón — растение). К кормофитам относят все высшие растения, вегетативное тело которых («кормус») расчленено на корни и побеги, состоящие из оси (стебля) и листьев.

Эти органы имеют сложное анатомическое строение (хорошо выражены специализированные ткани — покровная, проводящая, механическая) и приспособлены к основным функциям: поглощению и проведению воды и элементов минерального питания, фотосинтезу, транспирации и газообмену в условиях наземной (воздушной) среды обитания.

Кормофиты возникли и развились в процессе выхода растений на сушу и представляют высший уровень структурной и функциональной организации у растений.

К кормофитам относятся не только самые высшие из высших покрытосеменные растения, но и плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные и голосеменные растения, то есть все высшие растения, за исключением моховидных.

13. Как происходит освещение препарата на предметном столике микроскопа?

Речь в этом вопросе  идет о световой микроскопии. Изучаемый объект помещается на прозрачное предметное стекло, закрепляемое на предметном столике под объективом. Свет от лампочки накаливания поступает снизу вверх.

Источник освещения может быть и внешним (солнце, яркая настольная лампа). В этом случае снизу предметного столика вместо источника света вставляется подвижное зеркальце.

14. Какая кость осевого скелета имеет отросток в виде клюва?

Отросток в виде клюва имеется на передней поверхности тела клиновидной кости, которая располагается в центре основания черепа и участвует в образовании боковых стенок свода черепа, а также полостей и ямок мозгового отделов черепа.

15. Была определена последовательность нуклеотидов информационной РНК около начала кодирующего участка:

УАГ АУГ АЦУ ААА УГЦ АУА АГГ УЦА ГГГ ГГА ГУА АГА АУА АГА ЦГГ УГА ЦУА ЦАГ ЦУУ
Используя таблицу генетического кода, определите, сколько аминокислотных остатков содержит закодированный в ней пептид и каким будет при рН 7,0 его заряд?

Очень нечетко сформулировано начало задания: «около начала кодирующего участка». Мы не может определить точно где находится точка начала: перед приведенной последовательностью или уже в самой приведенной последовательности.  Будем исходить из того, точка начала находится в самой приведенной последовательности.

Известно,  что инициирующим триплетом является кодон АУГ, отвечающий за начало синтеза полипептида с аминокислоты метионин. Первый АУГ кодон находится на втором месте этой цепочки. После него следуют  13 триплетов нуклеотидов, кодирующих еще 13 аминокислот, а  триплет УГА — это кодон терминатор, на нем синтез белка и заканчивается.

Итак,  кодируемый пептид содержит 14 аминокислотных остатков. Используя таблицу генетического кода, находим искомую цепь белка: метионин — треонин — лизин — цистеин — изолейцин — аргинин — серин — глицин — глицин — валин — аргинин — изолейцин — аргинин — аргинин.

Теперь надо определить сколько аминокислотных остатков обладают заряженными группами.

Только лизин (один аминокислотный остаток) и аргинин (еще четыре аминокислотных остатка), имея дополнительные аминогруппы, обладают положительным зарядом (всего будет +5). Аминокислот с отрицательным зарядом в этой полипептидной цепи нет, поэтому в целом данная молекула белка  будет обладать положительным зарядом.

16. Определение доли клеток, находящихся в митозе, (митотического индекса) – это общепринятый метод для оценки продолжительности клеточного цикла. Вы решили измерить клеточный цикл в печени взрослой мыши путем определения митотического индекса. С этой целью вы приготовили срезы печени и окрасили их для выявления митотических клеток. При подсчете вы обнаружили только 3 митоза на 25000 клеток. Предполагая, что фаза митоза длится 1 ч, рассчитайте продолжительность клеточного цикла в печени взрослой мыши.

Сначала рассчитаем долю делящихся клеток (клеток, находящихся в состоянии митоза или митотический индекс). Если принять все количество проанализированных клеток 25000 за 1, то 3 клетки составит 3: 25000 = 0,00012. Так как нам сказано, что митоз длится примерно 1 час, а мы нашли, что доля клеток в митозе 0,00012, то 1 час составляет 0,00012 часть от общей продолжительности жизненного цикла клеток. Поэтому длительность ЖЦК печени будет 1: 0,00012 = 8333  часов. Значит клетки печени живут почти целый год (а как мы их насилуем неправильным питанием и всем своим нездоровым образом жизни).

17. Почему многоклеточные организмы-эукариоты?

Конечно, все, что касается эволюции жизни мы может только предполагать как это было и ни в чем не можем быть уверенными на 100%. Этот вопрос о том, почему высшие многоклеточные формы жизни основаны на эукариотическом типе клеточной организации, а не на прокариотическом. Вот возможные причины этого:

1. Даже одна эукариотическая клетка представляет собой очень сложно организованную биологическую систему, имеющую огромный запас генетической информации.

2. Причем клетки эукариот диплоидны, а, значит, и более стабильны к действию мутагенных факторов (рецессивные мутации не вызовут моментальной гибели клетки). Геном же прокариот — «гаплоиден» и поэтому менее стабилен к действию мутагенных факторов, а нуклеоид не может содержать такой большой объем генетической информации как хромосомы ядра эукариот.

3. Мутации в эукариотических клетках (обеспечившие, например, образование белков, «склеивающих» клетки после деления), оказались устойчивыми.

18.  Однородна ли группа прокариот?

Прокариоты — как организмы с особым типом клеточной организации рассматриваются как надцарство (наряду с другим надцарством — эукариоты).

Надцарство прокариоты состоит из следующих групп бактерий:

1. Эубактерии — или истинные бактерии — это гетеротрофные редуценты.

2. Оксифотобактерии — это одноклеточные бактерии или нитчатые (цианобактерии) способные к фотосинтезу, автотрофные продуценты.

3. Археи — это в основном хемосинтезирующие бактерии автотрофы.

19. Какие функции необходимы для жизнедеятельности каждой клетки?

1. Постоянный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой, основанный на полупроницаемости клеточных мембран.

2. Самовоспроизведение, основанное на наследственности (молекулах ДНК).

3. Раздражимость, обеспечивающая адекватное реагирование на воздействия окружающей среды.

4. Гомеостаз — поддержание постоянства условий внутренней среды.

5. Целостность, иерархизм, детерминированность — строгое соподчинение, полная согласованность протекания всех процессов.

6. Взаимосвязь с другими клетками.

20. Как строение эндоплазматической сети и аппарата Гольджи связано с их функциями?

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) и аппарат Гольджи представляют собой систему внутренних мембран клетки, обеспечивающую деление всего клеточного пространства на отдельные, локальные участочки (компартменты).

В ЭПС в основном протекают различные биохимические реакции синтеза белков (гранулярная или шероховатая ЭПС), углеводов и липидов (агранулярная или гладкая ЭПС) и осуществляется связь различных органоидов клетки друг с другом.

Органические вещества, синтезированные в ЭПС, поступают в комплекс Гольджи, сортируются и транспортируются по клетке. Особой сортировке подвергаются белки. Белки-ферменты, окруженные мембраной, «отпочковываются» от аппарата Гольджи в виде специализированных органелл — лизосом, участвующих в дальнейшем в расщеплении веществ (в клеточном пищеварении).

21. В своей повести «Маленький принц» Антуан Экзюпери пишет: «…мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы жители одного корабля». Как вы понимаете это высказывание?

Экзюпери по профессии был летчиком совсем не случайно — его поэтическая натура требовала «полета души», а в воздухе, видимо, он ощущал наибольшую гармонию тела и духа. Большинству людей близки мысли этого выдающегося Человека.

И во времена Экзюпери (первая половина ХХ века), и сейчас в начале ХХI — человечеству Земли ничего достоверно не известно о возможности существования жизни как феномена где бы то ни было еще, кроме нашей совсем небольшой планеты. Вот мы и есть все «жители одного корабля».

Жизнь — уникальнейшее явление во Вселенной и её, к тому же, так мало по сравнению с «не жизнью». Прискорбно, но факт: венцом творения жизни является Homo sapience (Человек разумный). Но хватит ли у него разума не уничтожить всю Жизнь «на корню» на единственной планете, где он так уютно прописался…

Почти сто лет назад Вернадский выдвинул идею Ноосферы — сферы Разума, полагая, логически, что со временем она сменит биосферу (сферу всего живого на Земле). Но особенно в свете современного экономического и духовного кризиса человечества в эту идею как то верится с трудом.

**********************************************************************

У кого будут вопросы по статье, пишите в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
А. Общая биология | авитаминозблизкородственные видывопросы олимпиадвсеядные животныегипервитаминозгиповитаминоздарвинизмдискретность онтогенезаживотная пищаконкурентные ресурсыконкуренцияМетаболизмпрокариотырастительная пищарастительноядные животныерепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиирождаемостьсинтез теории эволюции и экологиисмертностьснижение аппетита при вынашивании потомстватеория эволюциитеплокровностьхищные животныеэкологические нишиэукариоты | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + девять =