САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Сравнение растений и животных

Главная - А. Общая биология - Сравнение растений и животных

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Представленная статья посвящена главным различиям, характеризующим растительные и животные организмы — этим основным двум царствам живой природы.

Тема совсем не заслуживала бы специального рассмотрения на этом блоге репетитора по биологии (всё же очень просто, отличительные признаки контрастные и легко запоминаются). Но и в раскрытии  этой темы случаются некоторые казусы.

Что значит  относиться к автотрофным или гетеротрофным живым организмам не только по способам питания, но и по способам получения энергии, мы рассматривали ранее.

 

Из представленных в таблице признаков хочу обратить ваше внимание на следующие: нервная деятельность и ткани.

Считается, что нервная система  у растений отсутствует. Но как же тогда у них осуществляется регуляция их роста, гармонизация их развития  в целом?

У растений в отличие от животных существует только одна система регуляции — гормональная. Всего три основных типа гормонов: ауксины, гибберелины, цитокинины — ответственные за рост побегов, корней и цветение, соответственно. 

А у животных, как мы помним, и нервная и гормональная. Причем гормональная система  подчиняется нервной регуляции.

Теперь, что касается видов тканей у животных и растений. Обычно на вопрос,  у кого больше разных тканей у растений или животных?  Большинство отвечает, что, конечно, у животных — они ведь более сложно организованные живые существа. Но, как сами видите, все наоборот.

___________________________________________________________________

Кстати, всех с праздником, с днем космонавтики! И что это я все о земном в такой день: о растениях, о животных.

Понимаю, что человек так устроен, что хочет вырваться и вырвется насовсем за пределы Земли. А по мне, так лучше бы пускай все силы человечества направлялись на благоустройство, на сохранение жизни, а не разорение нашей планеты!

Ведь все  живое, что  существует  на Земле: бактерии, грибы, растения и животные  — природа создавала миллионы лет. Нам бы жить и радоваться красоте, гармонии окружающего мира…

Да просто староват я уже, наверное, лететь на Марс?

                                                     ***************************************

У кого есть вопросы  по статье  к репетитору биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии.

По «просьбе трудящихся» помещаю эту таблицу, где описаны все возможные способы размножения организмов всех царств живой природы.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
А. Общая биология | автотрофыгетеротрофыживоеживотныеживые организмыживые системыжизньмеханическая тканьмышечная тканьобразовательная тканьосновная тканьпокровная ткатьпроводящая тканьрастениярепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологиисистемы органовсоединительная тканьтканиэпителиальная ткань | Отзывов (26)
Отзывов (26)
  1. Камила

    Сравните, пожалуйста, разможение растений с размножением животных.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Камила, ответ довольно емкий, сейчас совсем нет времени отвечать, но внимательно изучив мою статью на блоге «Чередование поколений«, Вы найдете ответ на свой вопрос. А к этой статье я сейчас добавлю огромную таблицу, где отражены все возможные способы бесполого и полового размножения у организмов всех царств живой природы. Вы сами выбирайте, какие способы относятся к животным и растениям.

      Ответить
  2. Данил

    Здравствуйте. Не могли бы вы написать сравнительную характеристику животных и растений по способу питания (царства)?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Данил, в первой же строке таблицы, которая перед Вами, сравниваются растения и животные по способу питания!? А вот в этой статье дается полная сравнительная характеристика всех царств живой природы (и не только по способу питания, но и по типу клеточной организации и экологической роли в экосистемах).

      Ответить
  3. Наталья

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, в чем сходство и отличия клеток покровных тканей у животных и растений?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Наталья! Сходство клеток покровных тканей у растений и животных: живые клетки покровных тканей, быстро делятся (то есть имеют высокую скорость размножения), обладают прямоугольной формой, плотно прилегают друг к другу, то есть почти без межклеточных промежутков. Термин «эпидермис» используют и для обозначения живых клеток покровной ткани растений, и кожи животных. Отличия клеток покровных тканей у растений и животных: у кустарниковых и древесных форм растений покровная ткань включает (кроме живых делящихся эпидермальных клеток) толстый слой пробки и коры; у животных кроме наружных покровных тканей выделяют и внутренние покровные эпителиальные ткани, выстилающие пищеварительную, дыхательную, выделительную, кровеносную системы изнутри.

      Ответить
  4. Анна

    А чего между ними общего? Благодарю за ответ заранее. С уважением, Анна.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Царство растения и царство животные относятся к одному надцарству эукариот. То есть клетки растений и животных имеют эукариотическое строение: наличие двухмембранного ядра с хроматиновыми нитями ДНК и других двухмембранных и одномембранных компонентов. И растениям, и животным свойственны все общие характеристики живого: сходный химический состав, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обеспечивающая адекватную реакцию на изменения окружающей среды, гомеостаз, эволюционирование.

      Ответить
  5. лиля

    сравнительная характеристика эпителиальной и покровной ткани

    Ответить
    • Борис Садыков

      Лиля, Вы спрашиваете почему отличаются названия «эпителиальная ткань» у животных и «покровная ткань» растений?
      Клетки эпидермиса растений, покрывающие растение снаружи, образуют покровную (защитную) ткань. У животных наружные эпителиальные клетки кожи можно тоже назвать «покровной» тканью, но у них есть и эпителиальные клетки, выстилающие внутренние органы. Поэтому термин эпителиальная ткань у животных имеет более широкое толкование, чем только покровная ткань.

      Ответить
  6. Марина

    Вопрос: У растений в таблице названа репродуктивная система (цветок, плод, семя). А как же не Цветковые растения? Либо у них нет СИСТЕМЫ, либо просто не названы их репродуктивные органы — гаметангии? Объясните, пожалуйста. Я вообще не очень понимаю, по каким принципам системы растений классифицируют. Ведь есть побеги генеративные. Есть проводящая система? она и в корневой и побеговой имеется.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Данная табличка в самых общих чертах характеризует отличия растительных организмов от животных (даже далеко не все признаки рассматриваются), а ряд наиболее существенных.
      Конечно, всех систем органов у высших растений далеко не две. Но здесь в строке “Системы органов” сравниваются растительные организмы с животными по двум основным системам: 1) не связанной с репродукцией и 2) связанной с репродукцией.
      Согласен, что репродуктивная система растений (цветок, семя, плод) относится только к самым высшим из высших растений – покрытосеменным.

      Ответить
      • Слава

        Иногда упростить общее сложнее,чем разжевать частное.

        Ответить
        • Борис Садыков

          В самую точку, Слава.
          Методическая часть этого блога направлена не на изучение биологии в целом (учебников толстых, хороших предостаточно), а на помощь в сдаче ЕГЭ. Возможно, что само ЕГЭ – это медвежья услуга Министерства образования школьникам в познании биологии. Но ЕГЭ – это уже свершившийся факт. В вопросах ЕГЭ, например, не требуется помнить отдельные названия ногочелюстей у ракообразных, но необходимо знать “классификацию” типа членистоногих на уровне количества пар ходильных ног у трех классов (ракообразных – 5 пар; паукообразных – 4 пары; насекомых – 3 пары). Да хотя бы помнить сами названия классов членистоногих – на этом уже можно заработать целый балл (а больше и не дают) при ответе заданий части А.

          Мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, приходится, наоборот, много останавливаться на тех ключевых моментах познания сущности живого, которые в учебниках излагаются очень подробно, а в результате – эффект противоположный. Остается непонятой сама суть объясняемого: почему, например, существует два основных способа деления клетки и чему они служат; почему синтез белка обязательно включает два различных этапа; где в клетке “записана” информация о синтезе необходимых ей углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; почему клетки одного многоклеточного организма, имея совершенно одинаковую генетическую информацию, такие разные и по форме, и по выполняемым функциям; как запомнить, что понятия генетического кода и генетической информации организма – это совершенно разные понятия; в чем сама суть фотосинтеза как энергетического и пластического обмена одновременно; почему митохондрии называются и энергетической станцией, и дыхательным центром клетки и т.д. и т.п.

          Ответить
  7. Марина

    Это опять я. Моя знакомая недотрога мелкоцветковая и не думает СЖИМАТЬ листья. А вот когда дотрагиваешься до ее созревших плодов — они «выстреливают», как будто пружина разжимается!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Интересные у Вас «знакомые» — может быть Вы описываете что-то незнакомое науке?

      Ответить
      • Марина

        Ну что ж, пришлось проверить, известно ли кому-нибудь кроме меня. Скопировала:
        Царство: Растения
        Отдел: Покрытосеменные
        Класс: Двудольные
        Порядок: Верескоцветные
        Семейство: Бальзаминовые
        Род: Недотрога
        Вид: Недотрога мелкоцветковая (Impatiens parviflora).

        Лучшего названия для этого растения и не придумаешь. Когда созревают его плоды, стоит только прикоснуться к ним или задеть, они с силой разворачиваются (стреляют), далеко разбрасывая семена.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Спасибо.

          Ответить
  8. Виктория

    Борис Фагимович! Я вот столкнулась с такими вопросами заданий.
    Первое задание:
    а) укажите основные причины того, что большинство животных могут передвигаться в пространстве, а высшие растения нет.
    б) однако, у растений возможны движения отдельных органов. Опишите механизм и основные способы таких движений.
    Второе задание:
    поступление в клетку, местонахождение и преобразование, свойства и функции воды; роль в клетке соединений азота, фосфора, калия и кальция.
    Надеюсь на вашу помощь. Заранее спасибо.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Виктория, по первому Вашему вопросу:
      а) основная причина одна: различный образ жизни организмов этих царств живой природы, связанный с их способом питания (см. табличку в статье на блоге за март “Экология и царства живого на Земле”;
      б) движения отдельных органов растения (стеблей и листьев) называются НАСТИИ. Эти движения в основном связаны с “желанием” растения как можно эффективнее использовать энергию солнечного излучения: медленные искривления стеблей и черешков листьев растений обеспечивают перпендикулярность направления солнечных лучей их листовым пластинкам.
      У некоторых растений: недотрога, мимоза в ответ на прикосновение листья довольно быстро могут “сжаться” – это тоже своеобразные настии.
      Возможности таких “движений” растений связаны с наличие в цитоплазме их клеток особых микротрубочек из белков АКТИНА и МИОЗИНА.
      Собственно этими же белками обеспечиваются сокращения клеток мышечных тканей животных (как видите, всё в природе очень рационально, она не очень то разбрасывалась в своих изобретениях. Что оказалось полезным для одной, более древней формы жизни – у растений, было унаследовано и в более поздней форме жизни – у животных).

      По второму вашему вопросу:
      только по одной ВОДЕ следует прочитать, а значит и написать не менее 4-5 страниц текста. В любом учебнике воде уделяется много места, так как с ней связано буквально ВСЁ в жизни клетки и организма в целом. Поэтому у неё множество функций, связанных со множествами её свойств.
      А по значению неорганических веществ перечисленных вами соединений можно написать целый отдельный учебник. Советую все это почитать, основное законспектировать – это и будут ваши ответы.
      Виктория, мне интересно отвечать на вопросы, которые или довольно редко где освещаются, или трактуются по разному в разных руководствах, когда я могу высказать какую-то свою точку зрения.
      Я же пишу в конце каждой своей заметки “У кого будут вопросы по СТАТЬЕ к репетитору по биологии, замечания, пожелания – прошу в комментарии или связаться по емэйл”.
      Ваш же второй вопрос мною на блоге пока не разбирался в силу его традиционности и он относится уже совсем к другой области моей деятельности: преподаванию биологии своим ученикам за оплату (другой работы не имею).

      Ответить
      • Марина

        Настии (медленные) осуществляются не за счет разной скорости роста под действием фитогормонов?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Фитогормоны у растений, как и гормоны у животных — это химические сигналы, это лишь сама информация для осуществления какой бы то ни было реакции. Само же движение требует реальных носителей этого движения. Таковыми уже являются не белки-гормоны, а двигательные белки актино-миозинового комплекса (в цитоплазме растений или в мышечных клетках животных). Согласитесь, что не адреналин перемещает наше тело в пространстве — он лишь «посыл» мозгу отдать команду мышцам, чтобы мы могли избежать неблагоприятной ситуации.

          Ответить
          • Марина

            Да, Борис Фагимович, насчет адреналина согласна. Но у растений не НАШЕ тело. Актин и миозин цитоплазмы растительной и животной клетки способствуют движению ЦИТОПЛАЗМЫ. А движения органов растений имеют различные механизмы.
            Это могут быть РОСТОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, связанные с влиянием фитогормона АУКСИНА, вызывающего более интенсивные процессы деления и роста клеток. ТУРГОРНЫЕ, за счет изменения тургорного давления по причине ОСМОТИЧЕСКИХ процессов. На основе этих процессов у растений различают: ФОТОТРОПИЗМЫ — движения, связанные со сменой дня и ночи; ФОТОНАСТИИ, СЕЙСМОНАСТИИ и др. …

            Ответить
            • Борис Садыков

              Спасибо большое, Марина, за такие интересные и важные сведения по различным способам движений у растений. Должен признать, что мой ответ в комментариях к вопросу Виктории был явно неполным, а ответ на Ваш вопрос (полувопрос) даже «в корне» неверным.
              Учу других «зрить в корень», а сам даже не вспомнил ОСНОВ физиологии растений…

              Ответить
      • Марина

        «все живое, что существует на Земле: бактерии, грибы, растения и животные — природа создавала миллионы лет. Нам бы жить и радоваться красоте, гармонии окружающего мира…»
        С присущей мне вредностью не могу не придраться: даже миллиарды лет!
        И что там Марс! Чего мы там не видели? На Земле — микрокосмос бесконечен!!!

        Ответить
        • Борис Садыков

          Да, уж, Марина, «вредности» Вам не занимать.
          Жизнь начала развиваться на Земле, возможно, что 3-4 млрд. лет назад, но многоклеточность (основные формы жизни на Земле) появились менее 1 млрд. лет назад.

          Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *