Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
«До чего же хочется братцы, на живом жирафе покататься» (с самого утра вертится в голове эта беззаботная детская песенка). Ну, конечно, хочется, когда зима… Сидишь тут за компом, делаешь вид, что работаешь…
Так, о чем сегодня я хотел рассказать, не только же о своем настроении?
Уже, наверное, пятый год подряд меня репетиторы по биологии спрашивают, будут ли в этот год на ЕГЭ задачи по популяционной генетике на применение закона (уравнения) ХАРДИ-ВАЙНБЕРГА?
Казалось бы, а чего спрашивать? Демоверсии будущих экзаменов каждую осень на сайте ФИПИ публикуются. Да, публикуются. Но с приходом в 2019 году нового председателя федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ и ОГЭ по биологии В.С.Рохлова, оказывается, не всегда можно безоговорочно ориентироваться на этот «замечательный» документ.
Наступает весна и по каким-то таинственным каналам просачиваются слухи о значительных изменениях в самих подходах к составлению заданий некоторых линий КИМов. О достоверности (недостоверности) этих «слухов» можно убедиться только на досрочном проведении экзаменов, когда до основного экзамена остается совсем немного времени.
По молекулярной биологии, например, задания с 2020 года составлены совсем по-новому (учет направления цепей ДНК, иРНК, тРНК при транскрипции и трансляции; сдвиг рамки считывания; палиндромы транспортных РНК). Но в предшествующих Демоверсиях об этих новшествах «ни гу-гу».
Формулировка заданий по генетике совсем иная (без указания в условии задания аутосомности или сцепленности с полом изучаемых признаков) и сами задачи становятся сложнее (крисс-кросс наследование, псевдоаутосомное наследование).
Что же конкретно о задачах на применение закона Харди-Вайнберга в КИМах ЕГЭ в 2023 году.
Тонким намеком на то, что такие задачи могут появиться уже буквально в этом 2023 году (хотя Демоверсия на 2023 год об этом упорно «молчит»), может являться включение в тестовую Часть 1 в 2022 году задания на знание свойств идеальной популяции. Подробный разбор этого задания дан в моей статье «Почему в идеальной популяции большая доля рецессивных аллелей».
Ознакомившись с этой статьей, я думаю вам теперь самим решать: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе …». Если решите, что «жизнь есть», то советую проработать с учащимися хотя бы сами основы закона Харди-Вайнберга, для каких популяций он применим. Конечно, лучше всего понять смысл закона можно решая конкретные задачи.
В моем платном сборнике задач по популяционной генетике в небольшом введении можно разобраться с теоретической базой (всей подоплекой) составления подобного рода заданий.
1.Что дается? 2.Что требуется найти? 3.Как найти (по уравнению Харди-Вайнберга).
В этом сборнике дан подробный разбор различных типов заданий (всего 30 заданий), которые, я уверен, окажутся полезными для решения любой другой задачи на применение закона Харди-Вайнберга и для понимания данной темы в целом. «Так вперед — за цыганской звездой кочевой, на свиданье с зарей…»
**********************************************************
P.S. Эта статья была написана в феврале 2023 года. Сейчас сентябрь 2023 года и по данному вопросу нет больше никаких сомнений. Из выступления на семинаре по подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии на 2024 год Татьяны Вячеславовны Мазяркиной, принимающей участие в составлении генетических задач КИМов ЕГЭ, следует, что такие задачи будут.
В Методических рекомендациях В.С.Рохлова и Р.А.Петросовой для учителей биологии для подготовки к сдаче ЕГЭ в 2024 году, дано даже подробное описание самого уравнения Харди-Вайнберга.
***********************************************************
Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).