САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Теория Дарвина

Главная - Г. Теория эволюции - Теория Дарвина

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Сегодня немного поговорим об эволюционном учении Ч.Дарвина.

С именем знаменитого англичанина Чарльза Дарвина (1809 — 1882) связана одна из основных страниц в истории становления современной биологии

Конечно,  к середине XIX века, когда вышел первый труд Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…»(1959), идеи креационизма о неизменности мира живых существ, были существенно подорваны (в основном эволюционным учением Ж.Б.Ламарка). Что же нового «изобрел» Ч.Дарвин? В чем заключается теория Дарвина?

Главная заслуга Ч.Дарвина в том, что он первым четко сформулировал положение об  основных факторах эволюции и установил движущую силу эволюции.…..

Ради справедливости следует помнить и имя Альфреда Уоллеса. Дело в том, что  1858 году, когда  20-ти летний труд Дарвина еще  готовился к изданию, ему на рецензию была прислана рукопись  молодого ученого  А.Уоллеса (1823 -1913), в которой излагались идеи, сходные со взглядами самого Дарвина. Поэтому впервые идея естественного отбора была изложена ими совместно на заседании Линнеевского общества в Лондоне.

Почему же мы  хорошо знаем Ч.Дарвина, признаем  его учение «дарвинизм» и не помним А.Уоллеса? Дело в том, что Уоллес (честнейший и лишенный тщеславия человек) сам отдал по-справедливости пальму первенства Дарвину. И не ирония ли судьбы: сам термин дарвинизм закрепился в науке именно благодаря А.Уоллесу, опубликовавшему  в 1875 году книгу под названием «Дарвинизм».

Итак, факторы эволюции по Ч.Дарвину:

1. Наследственность

2. Изменчивость

3. Борьба за существование

Движущая сила эволюции — естественный отбор.

Как мы теперь знаем, наследственность и изменчивость — это «две стороны одной медали»: наследственной информации, находящейся в  ДНК (хромосомах) ядра клетки.

Передаваясь из одной клетки в другие при бесполом размножении (митозе) в неизменном виде, ДНК обеспечивает явление наследственности.  Что несомненно очень важно для существования организмов в относительно стабильных условиях внешней среды.

Мутации в той же  ДНК и различные возможные комбинативные перетасовки генетического материала при мейозе и последующем половом размножении, обеспечивают изменчивость организмов, приспособляемость их к различным новым, постепенно меняющимся условиям внешней среды.

Третий фактор эволюции по Дарвину — борьба за существование проистекает из того, что способность живого к размножению  очень высока.  Ресурсы же питания и просто само «место под солнцем» на Земле ограничены и выживают далеко не все рожденные особи.

Живому приходится конкурировать как: 1) с особями своего вида; 2) так и с организмами других видов и 3) бороться с какими-либо неблагоприятными факторами внешней среды.

Всей этой триадой факторов эволюции: наследственностью, изменчивостью и борьбой за существование «заправляет» в природных условиях, как додумался Ч.Дарвин,  естественный отбор.

Именно естественный отбор обеспечивает  такое гармоничное существование более  двух миллионов различных видов организмов на Земле, их приспособленность к всевозможным местообитаниям и к взаимодействию друг с другом.

Ну вот, вроде бы всё должно быть вам понятно. По Дарвину есть  факторы эволюции, есть движущая сила эволюции. Да, вам понятно, но только непонятно самим авторам-составителям тестов по ЕГЭ. Остается удивляться  чью «светлую голову» посетило такое творчество: вот одно из тестовых заданий ЕГЭ, предлагаемых учащимся авторами ФИПИ в Открытом банке заданий ЕГЭ по биологии.

Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
1) свойства живой природы
2) результаты эволюции
3) движущие силы эволюции
4) основные направления эволюции

Чтобы «правильно» ответить на этот тест надо забыть всё,  что написано в учебниках по теории Дарвина, всё, чему учили вас школьные учителя и на экзамене каким-то шестым чувством догадаться, что по задумке  авторов правильный ответ 3).

Но есть все же  одно небольшое оправдание в пользу авторов этого вопроса. Дело в том, что по современной синтетической теории эволюции (СТЭ) к  факторам эволюции относятся: мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, изоляции. Но и по СТЭ движущая сила эволюции одна — это естественный отбор.

                               

В связи с последним пунктом, как репетитор ЕГЭ по биологии, очень  советую  вам вспомнить такую форму биологического прогресса как общая  дегенерация.

Основные формы биологического прогресса, которые рассмотрим в следующей статье, ароморфозы (или морфофизиологический прогресс) и идиоадаптации (или алломорфозы) запоминаются,  как правило, хорошо. А вот то, что и общая дегенерация  — это третья форма биологического прогресса  чаще всего забывается.

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Г. Теория эволюции | ароморфозборьба за существованиевиды организмоввыживаемостьдегенерацияДНКестественный отборживые организмыживые системыжизньидиоадаптацииизменчивостьискусственный отборкомбинативные перетасовкимутациинаследственностьрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологииТеория Дарвинахромосомы | 19 комментариев
Отзывов (19)
  1. Павел

    Борис Фагимович, добрый вечер. На уроке рассматривали эволюционную теорию Дарвина и преподаватель задал вопрос, на который никто не ответил, да и в Интернете я не нашел ответа. Помогите, пожалуйста.
    1. Какой представитель сумчатых животных распространен вне пределов Австралии?
    2. Какое единственное плацентарное млекопитающее живет в Австралии?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Павел.
      1) Из 248 видов сумчатых животных, 176 видов обитает в Австралии и на ближайших к ней островах: Тасмания, Новая Гвинея, Тимор, Сулавеси. А 72 вида обитают в Америке (а не какой-то там единственный вид), поэтому трудно сказать какой из видов сумчатых имел в виду ваш преподаватель.
      2) Единственный плацентарный вид животных, издревле обитающий в Австралии — это человек. Но в течение 19-20 веков он завез и акклиматизировал там значительное количество видов плацентарных млекопитающих. Поэтому сейчас плацентарных видов млекопитающих животных должно быть в Австралии довольно много.

      Ответить
  2. Анна

    Здравствуйте,Борис Фагимович! Скажите, как бы Вы тут ответили.
    Приспособленность, когда незащищенный организм подражает неживому объекту или более защищенному
    А) покровительственная окраска
    В) демонстрация
    С) коэволюция
    D) подражательное сходство
    Е) расчленяющая лкраска
    F) мимикрия
    G) пищевая специализация
    H) криптическая окраска
    Мы ответили мимикрия и подражание, дали два ответа. но оказывается еще и первый вариант А) нужно было. Можно ли двумя ответами обойтись и доказать как-то, чтобы добавили балл? Какой совет Вы дадите?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Анна!
      К сожалению два Ваших ответа D) подражательное сходство и F) мимикрия будут явно недостаточными для этого вопроса. Здесь нужно было указать ещё не только ответ А) покровительственная окраска, но и ответ Н) криптическая окраска. Вопрос ведь довольно «хитрый»: в нем спрашивается не только о подражании живому, но и неживому объекту. Значит за Ваш ответ должны дать ровно половину от максимальных баллов.

      Ответить
  3. Светлана

    Борис Фагимович, вопрос из ФИПИ эволюция, стр. 65 номер 4, какие утверждения соответствуют теории эволюции Дарвина? 1. В условиях борьбы за существование выживают наиболее приспособленные; 2. Вид неоднороден, представлен множеством популяций; 3. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции; 4. Эволюция видов имеет дивергентный характер; 5. Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции; 6. Популяция -элементарная единица эволюции. Я ответила 3 или 4 (сомневаюсь), 5 (по Ламарку), 6 (по Дарвину единица эволюции это вид).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, все предыдущие тесты части В составлялись так, что если дается 6 ответов, то надо выбрать 3 верных. Здесь правильные ответы: 1,3,4. Ответ 1 — четко по Дарвину. Ответ 2 не может быть Дарвиновским, так как он, хотя и говорил «о группах особей внутри вида», но сам термин «популяция» появился уже после его смерти и является широко используемым в синтетической теории эволюции. Ответ 3 по Дарвину, в интерпретации большинства школьных учебников, должен был бы звучать так: «Естественный отбор — главная движущая сила эволюции». Ответ 4 — верно указан один из путей эволюции видов по Дарвину. Ну и ответы 5 и 6 уж точно не подходят.

      Ответить
      • Светлана

        Точно, здесь же просят ответить какие утверждения относятся к теории!!! А я отвечала, какие не относятся. Спасибо!

        Ответить
  4. StanislavNedoseev

    Борис Фагимович, добрый вечер! Такой вопрос.
    Назовите основные положения теории эволюции Ж.Б.Ламарка и объясните, в чём заключается прогрессивность этой теории. Скажите, пожалуйста, прав ли я?
    Я бы ответил так: (как всегда пишу много, не могу писать кратко).
    1) Эволюционная теория Ламарка легла в основу научного учения — ламаркизм. Оно делится на 2 части: учение о градациях и учение о наследовании благоприобретенных признаков.
    2) Учение о градации: живые организмы возникли из неживой природы и изменялись и совершенствовались под влиянием условий среды. (На основе этого была создана «лестница существ», которая делилась на 6 градаций, в каждой градации — 2 класса, кроме последней, там — 4 класса). Это относилось к животным.
    3) Учение о наследовании приобретенных признаков отражены в 2 законах. Первый — упражнение одних органов ведет к их развитию и, наоборот, недоразвитие других — ведет к их редукции. Пример: жираф, который тянул шею (самая слабая сторона теории). Второй — все, что приобретено организмом, наследуется.
    4) Причина эволюции по Ламарку — внутреннее стремление организмов к прогрессу. Единицей эволюции является особь, а виды по Ламарку реально не существуют, поскольку нет четких границ между ними.
    5) Прогрессивность учения Ламарка в том, что создав свою эволюционную теорию (пусть и оказавшуюся не во всём верной), он, в эпоху господства креационизма, навсегда закрепил в науке принцип исторического развития Природы.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Станислав, да Вы правильно ответили на вопрос, я лишь подредактировал последний пункт вашего ответа.

      Ответить
  5. Дмитрий

    Здравствуйте, Борис Фагимович.
    Какой правильный ответ? Результатом деятельности естественного отбора нельзя считать:
    1) приспособленность организмов к среде обитания
    2) многообразие органического мира
    3) многообразие форм наследственной изменчивости
    4) образование новых видов
    Я ответил 1, но вроде бы ответ 3(это задание с форума по ЕГЭ-биология). Если так-то почему не 1? Чем 3 в таком случае отличается от 2?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Дмитрий, надо внимательнее читать вопрос. 1), 2), 4) — это всё ЯВЛЯЕТСЯ «результатом деятельности естественного отбора», то есть его следствием. А вопрос то в том, что «нельзя считать» результатом деятельности естественного отбора. Так вот, все формы наследственной изменчивости — это факторы эволюции, на которых основывается естественный отбор, то есть формы наследственной изменчивости являются причиной «работы» естественного отбора.

      Ответить
      • Дмитрий

        Какой ужас! Я только после вашего сообщения понял, что в вопросе написано «НЕЛЬЗЯ считать»… И как после подобного верить в хороший результат?…
        Спасибо Вам за ответ.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Поэтому на экзамен и дается 3,5 часа, чтобы каждый вопрос вы могли успеть прочитать по десять раз: «хоть с переду назад, хоть задом наперед» — главное, чтобы смысл вопроса был понят правильно, чтобы не сделать непростительной ошибки.

          Ответить
        • StanislavNedoseev

          Да, моя внимательность меня подвела на пробнике. 4 балла(!)из-за нее потерял. И набрал всего-то 82 балла.

          Ответить
          • Борис Садыков

            Может быть Вас подвела невнимательность? Зато на самом испытании теперь будете внимательнее читать вопросы и правильно формулировать ответы на них.

            Ответить
  6. Сара

    Каждый вид строго хранит свою уникальность. Его основные признаки связаны не с полиморфизмом как мелкой разменной монетой, которой вид расплачивается за адаптацию к среде,—наиболее жизненно важные свойства вида определяет мономорфная часть генома, которая лежит в основе видовой уникальности: случайные изменения в этих генах летальны. А значит, окружающий мир не может быть результатом естественного отбора.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Сара, ответ на Ваш вопрос был дан мною ранее в комментариях к статье «Есть ли виды» (вопрос от Татьяны 2 апреля 2013 года).

      Ответить
  7. Алина

    Почему сначала в учебнике написано «…созданная Опариным ПЕРВАЯ научная теория эволюции…», а позже — «…Ламарк изложил ПЕРВУЮ по времени теорию эволюции…»? То есть теория Ламарка научной не считалась? Но ведь насчёт Опарина написано, что «его теория чисто теоретическая». А теория спорная, если не доказана. И она не доказана. Тогда, какая же она научная? Про Ламарка то же самое можно было написать. Первый по времени и просто предположил. А потом предположил Опарин. Но вопросов относительно происхождения жизни море, поэтому трудно пока сказать, кто из них прав. Почему оба первые-то?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Алина, Вы спутали два в общем-то совершенно разных понятия. Жан Батист Ламарк был действительно первым, представившим научному миру свое видение эволюционного процесса изменения видов организмов на Земле. Ламарк — создатель первого (во многом неверного) учения об эволюционном развитии, то есть о возможных механизмах изменения во времени самих видов организмов. Гипотеза же Опарина — лишь одна из абиогенных гипотез зарождения жизни на Земле, не имеющая никакого отношения к теории эволюции видов.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 15 =