САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Микро- и макроэволюция

Главная - Г. Теория эволюции - Микро- и макроэволюция

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Дальнейшее развитие дарвинизма синтетической теорией эволюции вылилось в четкое формирование таких понятий как микроэволюция и макроэволюция.

Никакого ступора! Все очень просто. Лишь взглянув на табличку ниже становится понятно, что ничего сложного в интерпретации этих понятий нет.

Главное,  с моей точки зрения репетитора ЕГЭ по биологии — это запомнить какими основными признаками характеризуются эти  две формы эволюционных преобразований живых систем в природе и тогда никто не спутает, что ученые вкладывают в понятия  микроэволюция и макроэволюция.

Вот видите, ничего сложного в этом нет!  И все же  мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, приходится снова и снова напоминать, что очень много ошибок в тестовых заданиях ЕГЭ по биологии учащиеся делают именно по эволюционному учению. В чем же дело?

***************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору биологии по Скайпу,   замечания, пожелания — прошу в комментарии.


Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Г. Теория эволюции | дарвинизмдрейф геновживые системыизоляциикомбинативная изменчивостьмакроэволюциямикроэволюциямутационная изменчивостьпопуляционные волнырепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисинтетическая теория эволюции | Отзывов (15)
Отзывов (15)
  1. Алексей

    Здравствуйте, Борис Фагимович.
    Объясните, пожалуйста, почему в учебниках «Уникальная флора и фауна оз. Байкал и Австралии» относится к географическому видообразованию. а в вопросе на соответствие «существование эндемических форм животных в Австралии» относят к географическому, а «существование эндемических форм рачков в озере Байкал» к экологическому?\r\nВот сам вопрос: \r\nУстановите соответствие между примером видообразования и его типом: \r\nТИП ВИДООБРАЗОВАНИЯ 1) географическое 2) экологическое\r\nПРИМЕР ВИДООБРАЗОВАНИЯ\r\nА) вьюрки Галапагосских островов\r\nБ) отсутствие носорогов на Мадагаскаре \r\nВ) существование нескольких разновидностей форели в одном озере \r\nГ) различия в циклах развития у разных популяций тихоокеанских лососей \r\nД) существование эндемических форм животных в Австралии \r\nЕ) существование эндемических форм рачков в озере Байкал. \r\nПравильный ответ: 112212. Почему эндемичные формы Австралии это географическое видообразование, а эндемичные формы рачков в оз. Байкал экологическое?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алексей! Всегда надо руководствоваться здравым смыслом (уверен, что Вы им и руководствуетесь, иначе бы не обратили внимания на ошибочный ответ в тесте). Конечно же, существование любых эндемичных видов, в частности видов, встречающихся только на пространстве определенного географического района — результат длительной географической изоляции. И эндемичные формы флоры и фауны Австралии, и эндемичные формы рачков в оз. Байкал яркие тому примеры.

      Ответить
  2. Виктория

    Добрый вечер, уважаемый Борис Фагимович! Разрешите еще задать Вам один вопрос?
    В1. К анатомическим доказательствам эволюции относят
    1) сходство зародышей
    2) сходство функций некоторых органов
    3) наличие хвоста у некоторых людей
    4) общность происхождения органов
    5) окаменелости растений и животных
    6) наличие ушных мышц у человека и собаки
    правильный ответ: 234, а разве 6 не подходит?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Виктория! Конечно, это некорректный тест для заданий прошлых лет (когда нужно было выбрать только 3 ответа из 6-ти предложенных), так как 6-й ответ тоже правильный. Но этот тест с правильными ответами 2,3,4,6 вполне приемлем для экзаменационной работы в 2017 году.

      Ответить
  3. Виктория

    Уважаемый Борис Фагимович! Помогите, пожалуйста, разобраться. В одних источниках к симпатрическому видообразованию относят только гибридогенное и видообразование при полиплоидии, а экологическое относят с аллопатрическому (А.А. Кириленко, Биология. Эволюция органического мира). В других -экологическое относят к симпатрическому. Я запуталась.
    Спасибо большое!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Виктория!
      Синонимы: географическое или аллопатрическое видообразование и экологическое или симпатрическое видообразование. Здесь никаких разночтений быть не может, всё остальное «от лукавого».

      Ответить
  4. Светлана

    Борис Фагимович, внезапное видообразование, происходящее в результате хромосомных мутаций, полиплоидизации и гибридизации это не гибридогенное видообразование? Я правильно думаю? В ФИПИ встретился вопрос про гибридогенное видообразование.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, что Вы имеете в виду под «не гибридогенное видообразование». Есть видообразование аллопатрическое (географическое) и симпатрическое. Симпатрическое видообразование возникает вследствие: 1) экологической специализауции; 2) внезапного видообразования, происходящего в результате хромосомных мутаций, полиплоидизации или гибридизации. Светлана, Вы не приводите сам тест. Мне приходится домысливать Ваши мысли… и, поэтому, мой ответ может совсем не соответствовать тому, что спрашивалось в тесте.

      Ответить
      • Светлана

        Я ошиблась Борис Фагимович, это не ФИПИ. Это сайт решу ЕГЭ раздел биология, методисту, Статград тренировочная работа 22.09.2015, вариант би 10104, задание 32, номер 19010. Там к гибридогенному относят полиплоидизацию гибридов от близкородственного скрещивания. А я никогда не слышала про гибридогенное видообразование вот и разбираюсь.

        Ответить
  5. Аня

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Нам с сестрой очень нравится сайт. Спасибо Вам за него большое! Я, вроде бы, разобралась в основных отличиях микро- и макроэволюции. Но что-то осталось непонятным… Изменения, которые ведут к макроэволюции возникают внутри популяций? И это уже потом ведёт к образованию более крупных единиц. Например из вида образовался род… Изменения происходят внутри вида (но он же дискретен, состоит из популяций). Значит, изменения будут происходить, в конечном итоге, внутри популяции?.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Аня! Вот Ваше вопросительное предложение: «Изменения, которые ведут к макроэволюции возникают внутри популяций?» В слове «макроэволюция» Вы допустили описку, имея в виду слово микроэволюция или действительно спрашиваете о макроэволюции? Изменения, возникающие внутри популяций ведут к образованию новых видов, то есть к микроэволюции.
      Макроэволюция — образование таксонов выше видового уровня, протекает за значительно большие исторические промежутки времени (чем видообразование), благодаря осуществлению таких форм макроэволюционного процесса как: конвергенция, дивергенция, параллелизм, финитическая эволюция (филогенетический ряд предков лошади).

      Ответить
      • Аня

        Спасибо большое за ответ! Действительно, случайно написала вместо «микроэволюция» «макро-«.

        Ответить
  6. Светлана

    Борис Фагимович, подскажите. Чем характеризуется географическое видообразование (надо указать три элемента). Я думаю так: 1. связано с расширением ареала; 2. связано с изоляцией популяций; 3. процесс достаточно длительный.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Светлана, все так, но Вы «не добрались» до самого видообразования. Возникновение физической преграды, обеспечившей изолирование отдельной популяции, послужит накоплению в генофонде такой популяции новых мутаций, а естественный отбор приведет в конце концов к возникновению репродуктивной изоляция (то есть должна обязательно наступить нескрещиваемость представителей данной популяции с особями других популяции).

      Ответить
      • Светлана

        Голова моя садовая!!! Конечно же! Спасибо, дорогой учитель!

        Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *