САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Ответы на спорные тестовые задания

Здравствуйте, уважаемые посетители блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Поздравляю всех с началом нового учебного года, с новым походом за знаниями, с новой попыткой познания окружающего мира, с попыткой осознания себя и своего места в этом бесконечном водовороте, называемом жизнью.

В этой статье я решил поместить в одно место (для более удобного просмотра) те вопросы тестовых заданий, которые мне присылали учащиеся и учителя и на которые я отвечал  в комментариях.

Может показаться странным, зачем вообще мне присылались эти вопросы? Ведь  в такого рода заданиях не требуется давать никаких разъяснений, а достаточно просто выбрать ответ.  К тому же в конце тестов всегда публикуются ответы на них.

Но, как вы увидите ниже, по крайней мере по  некоторым  вопросам, у комментаторов, видимо, возникали сомнения по поводу правильности ответов, приводимых для  этих тестов, поэтому они и обращались ко мне. Как можно наиболее полно использовать для подготовки к сдаче ЕГЭ тесты, составленные по старому я описывал в статье ранее.

Клетки-спутники принадлежат к:
1) нервной ткани
2) соединительной ткани
3) эпителиальной ткани
4) мышечной ткани
Ответ: клетки-спутники принадлежат к 1) нервной ткани. В нервной ткани кроме нейронов выделяют еще клетки-спутники, их в 10 раз больше, чем нейронов, они выполняют питательную, опорную и защитную функцию. (Правда еще есть клетки-спутники и у проводящей ткани растений: ими снабжены ситовидные трубки, по которым осуществляется флоэмный ток органических веществ от листьев к корням растения. Но к данному вопросу это не относится, так как в ответах перечислены лишь типы тканей животного организма).

При весеннем сокодвижении у деревьев сахара передвигаются:
1) сверху вниз по ксилеме
2) снизу вверх по ксилеме
3) сверху вниз по флоэме
4) снизу вверх по флоэме
Очень интересный вопрос. Мы знаем, что сахара образуются в результате фотосинтеза и передвигаются по растениям сверху вниз по флоэме. Но весной, когда только распускаются почки, флоэмного тока еще нет. Конечно же, весной, проделывая отверстие в березе мы добираемся до сосудов древесины, где проходит восходящий ксилемный ток воды от корней. Лишь весной, при набухании почек (процесс требует много энергии) в водном растворе ксилемы находятся не только минеральные вещества, добытые корнями их почвы, но и продукты расщепления крахмала (моносахара). А крахмал был отложен в запас растением за предыдущий вегетационный период. Поэтому понятно, что правильный ответ будет 2).

Растения не способны усваивать азот в форме:
1) N2
2) NO3
3) NH4+
4) азот в составе аминокислот
Минеральные формы азота нитратный NO3 и аммонийный NH4+ – это основные формы азота, используемые растениями при поглощении воды и минеральных веществ корнями из почвы для синтеза аминокислот. А вот атмосферный азот N2 могут усваивать только некоторые бактерии-диазотрофы (азотфиксаторы). Фактически весь почвенный азот в минеральной или органической форме – это азот, добытый бактериями из N2 воздуха. Поэтому правильный ответ в этом задании 1).

Где у гидры происходит переваривание пищи :
1) во рту и кишечной полости

2) в клетках и межслойном пространстве
3) только в кишечной полости
4) в кишечной полости и в клетках
Правильный ответ 4). Пищеварение у двухслойных кишечнополостных животных начинается в кишечной полости за счет ферментов, выделяемых  железистыми клетками энтодермы. Внутри пищеварительно-мускульных клетках энтодермы происходит дальнейшее расщепление  и усвоение питательных веществ.

В каждом цветке гороха находится:

1) 3 тычинки
2) 5 тычинок
3) 6 тычинок
4) 10 тычинок.

Галина пишет: «В ответах стоит 2) 5 тычинок, а во многих учебниках говорится, что у бобовых 10 тычинок. Кому верить?»
Конечно надо “верить” учебникам по биологии, а не тестовым заданиям, в которых встречаются опечатки. Эта “опечатка” может быть связана с тем, что количество лепестков в венчике цветка бобовых равно 5 и количество чашелистиков в чашечке равно 5, а вот тычинок в цветке бобовых 10. Конечно правильный ответ 4).

В состав древесины дуба входят:

1) ситовидные трубки
2) сосуды
3) меристема
4) пробка

В состав древесины дуба (как и в состав древесины любого дерева) входят мертвые сосуды 2). Это Ксилемный восходящий ток воды и минеральных веществ от Корней вверх к стеблю и листьям. Ситовидные трубки – это живые клетки луба, по которым осуществляется  Флоэмный нисходящий ток органических веществ – продуктов Фотосинтеза,  от листьев и стебля к корням.

Как устроена выделительная система кольчатых червей:

1) одна почка в каждом сегменте тела
2) две трубочки вдоль тела
3) пара воронок с канальцами в каждом сегменте
4) две железы в головной части

Выделительная система кольчатых червей представлена двумя воронками с канальцами (метанефридиями), расположенными в каждом сегменте тела — ответ 3).

Количество лейкоцитов в крови составляет:

1) 5000 в микролитре
2) 500.000 в микролитре
3) 5.000.000 в микролитре
4) 50.000.000 в микролитре

Количество лейкоцитов в крови в норме (отсутствие инфекционного процесса) составляет от 4 до 9 тыс. в 1 мкл, значит ближе всего подходит ответ 1).

Сколько пар крыльев может быть у имаго разных насекомых:

1) от 0 до 3
2) от 0 до 2
3) 1 или 2
4) от 1 до 3

Ответ 2). Есть как первично бескрылые насекомые (отдельный подкласс, так и вторично бескрылые паразитические формы (вши и блохи). Есть отряд двукрылые (мухи, комары), то есть одна пара крыльев. Все остальные отряды насекомых имеют две пары крыльев.

Коленный рефлекс важен для:

1) ходьбы и бега
2) поддержание позы
3) бега и прыжков
4) реакции на болевое раздражение

Коленный рефлекс можно использовать для предварительной диагностики организма на “реакции на болевое раздражение” — ответ 4).

Cовокупность лепестков цветка образует:

1) чашечку
2) венчик
3) околоцветник
4) завязь

Вопрос с небольшим подвохом. Нам известно, что главные части цветка (пестик и тычинки) защищены околоцветником.  Околоцветник, как правило,. состоит из  листочков (не лепестков, а именно листочков) двух типов. Внутренние листочки — это лепестки, составляющие венчик 2). Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку. В общем то не очень корректный  вопрос для тестов. Нам надо помнить, что лепестки венчика мы можем при необходимости «обозвать» и листочками, а листочки чашечки называть лепестками не можем.

Сухожильные нити обеспечивают работу:

1) створчатых клапанов
2) полулунных клапанов
3) оба ответа верны
4) оба ответа неверны.

Только вспомнив строение сердца, согласованность работы предсердий и желудочков, связанную со строением створчатых (между предсердиями и желудочками) и полулунных  клапанов сердца (между желудочками и сосудами), мы сможем выбрать как правильньй ответ 1).

Что происходит в экосистеме, если в ней отсутствуют редуценты или их деятельность слабо выражена:

1) ничего не происходит
2) происходит накопление органических веществ
3) уменьшается численность продуцентов
4) возрастает численность консументов

Происходит накопление органических веществ.2).

В хлоропласте содержится:

1) одноцепочечная линейная ДНК
2) одноцепочечная кольцевая ДНК
3) двуцепочечная линейная ДНК
4) двуцепочечная кольцевая ДНК.

Известно, что двумембранные органеллы эукариотических клеток: митохондрии и пластиды — имеют собственную ДНК, сходную по строению с ДНК прокариотических клеток. Поэтому в  хлоропласте содержится  4) двуцепочечная кольцевая ДНК.

Выберите путь миграции печеночного сосальщика в организме человека:

1) рот – легкие – кровь – печень
2) рот – кишечник – кровь – легкие – кровь – печень
3) рот – кишечник – желчный проток – печень
4) рот – кишечник – кровь – печень

Не очень «приятные» вопросы, связанные с заражением человека паразитическими червями. Но, что же поделать, надо  знать развитие паразитов со сменой хозяев при чередовании поколений, поэтому и учить придется.  Путь миграции печеночного сосальщика в организме человека (или коровы): 4) рот – кишечник – кровь – печень.

Кто выходит из яйца свиного цепня:

1) финна
2) молодой червь
3) шестикрючная личинка
4) личинка, покрытая ресничками

Яйца свиного цепня из организма человека (основной хозяин) попадают в окружающую среду. При поедании свиньями (промежуточный хозяин) из яиц цепня в кишечнике свиньи выходит шестикрючная личинка 3).

Жизненной емкостью легких называется:

1) средний объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе
2) объем воздуха, вдыхаемый за 1 минуту при максимальной физической нагрузке
3) максимальный объем воздуха, который может выдохнуть после глубокого вдоха
4) объем воздуха, остающийся в легких после самого глубокого выдоха

Жизненной емкостью легких называется: 3) максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха.

У какого моллюска отсутствует терка (радула):

1) каракатица
2) прудовик
3) мидия
4) катушка

Растительноядным моллюскам (прудовику и катушке) терка нужна для соскабливания пищи, хищникам (каракатице) – для удержания добычи, а вот фильтраторам 3) мидии – терка не нужна.

Какая часть семени зерновки пшеницы трогается первой в рост при прорастании:

1) щиток
2) зародышевый корешок
3) зародышевый стебелек
4) верхушка стебелька

У всех семян растений и однодольных, и двудольных при прорастании семени первым трогается в рост зародышевый корешок 2).

В хроматофоре хламидомонады на свету образуется:
1) хлорофилл
2) сахар
3) ферменты
4) жиры

Поскольку есть свет (солнечное излучение), то у всех фотосинтезирующих организмов в том числе и у низших растений в хроматофорах, и у высших растений в хлоропластах образуются углеводы (сахара) — ответ 2). Но следует помнить, что световая фаза фотосинтеза обеспечивает энергией  сам синтез углеводов (темновая фаза), для которого  свет непосредственно и не нужен.

Ферменты желудка расщепляют:

1) жиры, белки и углеводы
2) жиры и белки
3) белки и углеводы
4) жиры и углеводы

«Я бы выбрал вариант 2)» — пишет автор присланного вопроса. «Пепсин расщепляет белки до полипептидов. Липаза расщепляет эмульгированный жир молока на глицерин и жирные кислоты. Верно? А где расщепляются углеводы?»

Да,  Вы правильно выбрали ответ 2) (за неимением другого, более правильного, так как  жиры в основном расщепляются в двенадцатиперстной кишке.

Что же касается углеводов, то полисахариды начинают расщепляться в ротовой полости под действием фермента слюны амилазы (птиалина). Далее пищевой комок, смоченный слюной, попадает в желудок и там продолжается распад полисахаридов до моносахаров. Но в вашем вопросе спрашивается лишь какие вещества расщепляются ферментами желудка (а амилаза фермент слюны).

Примерами гомологичных органов являются:

1) легкие амфибий и пауков
2) прыгательные ноги тушканчика и кенгуру
3) китовый ус и усы сома
4) щупальцы кальмара и ноги таракана

Правильный ответ 2) прыгательные ноги тушканчика и кенгуру, поскольку гомологичные органы лишь те, которые имеют общее происхождение.

Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?

1) побегами
2) семенами
3) корневищами
4) корнями

Правильный  ответ 2) семенами, так как все остальные ответы характеризуют способы не полового,  а бесполого (вегетативного) размножения, когда потомки являются точными копиями (клонами) одного материнского организма.

В условиях тропической Африки у белокочанной капусты не образуются кочаны. С какой формой изменчивости это связано:

1) комбинативная
2) мутационная
3) модификационная
4) наследственная

Это связано с модификационной (ненаследственной, фенотипической) изменчивостью 3).

Работоспособность мышц быстрее восстанавливается при:

1) увеличении частоты сокращений
2) чередовании сокращения и расслабления
3) увеличении нагрузки
4) уменьшении скорости их сокращения

Работоспособность мышц быстрее восстанавливается при 2) чередовании сокращения и расслабления.

Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света:

1) мелкие листья
2) крупные листья
3) шипы и колючки
4) восковой налет на листьях

На вопрос «какое приспособление» так и хочется начать искать «это приспособление» в виде чего-то определенного. Но здесь все просто: у теневыносливых растений более эффективное и полное поглощение солнечного света обеспечивается формированием крупных листьев  2).

К чему приводит появление новых аллелей в популяции:

1) возникновение преград для свободного скрещивания
2) усиление гомозиготности популяции
3) образованию нового вида
4) генетической гетерозиготности популяции

Просто помним что такое «аллели»  и без труда выбираем ответ 4).

Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха:

1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) уменьшение интенсивности дыхания
4) усиление испарения воды

Усиление испарения воды листьями 4) – это явление называется транспирацией.

Дробление зиготы отличается от деления соматической клетки тем, что:

1) в интерфазе осуществляется репликация ДНК
2) образующиеся клетки не растут, а только делятся
3) новые клетки образуются путем митоза
4) в делении отсутствует профаза, а интерфаза длительная

Образующиеся клетки очень быстро делятся (настоящими митозами как и обычные соматические клетки), но не успевают расти 2).

В качестве биологического способа борьбы с вредными для человека бактериями используют:

1) вирус иммунодефицита человека
2) вирус бактериофаг
3) споры болезнетворных бактерий
4) бактерии хемотрофы

Любой биологический способ борьбы заключается в использовании человеком каких-либо живых существ против «вредоносных» организмов.  Хотя вирусы в прямом смысле живыми системами не являются (не имеют клеточного строения), но в борьбе с патогенными  бактериями человек использует бактериофагов вирусов бактерий 2).

Волосы человека представляют собой:

1) выросты подкожной клетчатки
2) структуры эпителиального слоя
3) роговые образования кожи
4) производные рыхлой соединительной ткани

Не очень корректный вопрос. Что авторы имели в виду? Откуда «ноги» растут? Или что представляют собой волосы по составу?

Как будем рассуждать так, чтобы просто убрать неправильные  ответы.  Волосы растут из луковиц, находящихся не в эпителиальном слое кожи (ответ 2 не подходит), а в слое истинной кожи (дерме). Рыхлая соединительная ткань (подкожная жировая клетчатка, сберегающая тепло тела), находится под дермой – значит ответы 1) и 4) тоже не подходят. Остается ответ 3), констатирующий, что волосы – это роговые образования кожи.

Число трипептидов, которое можно образовать с использованием 20 аминокислот:
1) равно 10000
2) менее 10000
3) более 10000
4) более 20000

Поскольку трипептиды – это молекулы пептидов состоящие всего из трех аминокислот, то таких молекул из 20 разных аминокислот будет 20 в степени 3 или 8000. Значит ближе всего подходит ответ 2).

Клетки тела человека, которые способны двигаться против тока крови, – это:

1) лейкоциты
2) эритроциты
3) мышечные волокна
4) тромбоциты

Ответ 1), так как из форменных элементов крови (эритроциты, лейкоциты), только лейкоциты, обладая амебоидным движением за счет «ложноножек», способны перемещаться в любом направлении.

Определите сколько типов гамет продуцирует душистый горошек с розовыми цветками, если красная окраска доминирует над желтой:

1) один
2) два
3) три
4) четыре

Вопрос был задан Тимуром, который пишет, что в  сборнике стоит ответ 3), а он считает, что правильный ответ 2). Как я писал ранее, тесты “грешат” обилием ошибок разного рода, особенно, “гуляющие” в инете по сайтам. Тестовые задания из различных не ФИПИшных сборников тоже могут содержать ошибки (если уж и экзаменационные тесты были иногда с ошибками).

Цветы у душистого  горошка (это не  Менделевский горох посевной) могут быть красными с генотипом АА, белыми с генотипом аа и у гетерозигот (неполное доминирование) розовыми — с генотипом Аа (никаких желтых цветков нет). Конечно правильный ответ 2), так как гетерозигота может дать только два типа гамет А и а. (Вот фенотипов цветков у душистого горошка действительно три).

В отличие от детритной, в пастбищной пищевой цепи:

1) используется энергия Солнца для фотосинтеза
2) отсутствуют гетеротрофы
3) участвуют консументы
4) используют орг. вещества мертвых тел

Пищевая цепь пастбищной экосистемы, как и пищевые цепи большинства других экосистем биосферы (кроме детритной),  обязательно начинаются с организмов-продуцентов  органического вещества, требующих энергии Солнца для фотосинтеза 1).

По каким структурам окуня можно определить его возраст:

1) зубы
2) чешуи
3) позвонки
4) количество лучей в плавнике

Возраст окуня можно определить по количеству колец на его циклоидной чешуе – ответ 2).

Функции жилок листа:

1) проводят органические вещества
2) проводят воду и минеральные вещества
3) выполняют механическую функцию
4) верны все ответы

Жилка листа – это сосудисто-волокнистый пучок, который включает в себя и ситовидные трубки для проведения органических веществ от листьев к стеблю и корням, и сосуды, по которым движется вода с растворенными минеральными веществами от корня, и механические волокна. То есть верный ответ 4).

Увеличение жизненной емкости легких возможно за счет:

1) хорошо развитых межреберных мышц
2) увеличение скорости движения крови в капиллярах
3) сокращение тканей в легких
4) нервной и гуморальной регуляции дыхания

1) хорошо развитых межреберных мышц. Движения межреберных мышц увеличивают амплитуду наполнения и сокращения легких, тем самым увеличивая их жизненную емкость. Наибольший эффект дает плавание.

Придаточные корни у растений развиваются на:

1) главном корне
2) боковых корнях
3) главном и боковых корнях
4) стебле

Ответ 4). Придаточные корни образуются, как правило, в нижней части стебля, находящейся в почве.

Боковые корни растения развиваются:

1) только на главном корне
2) только на придаточных корнях
3) главном и придаточных корнях
4) стебле

Боковыми называются любые корни, растущие как от главного корня, так и от придаточных корней, то есть правильный ответ 3).

Левый желудочек сердца человека имеет развитую мышечную стенку, так как обеспечивает движение крови до:

1) правого предсердия
2) левого желудочка
3) нижних конечностей
4) верхних конечностей

Путь крови по большому кругу кровообращения заканчивается правым предсердием 1).

Функции запасающей ткани выполняет:

1) паренхима
2) пробка
3) ситовидные трубки
4) ризодерма

Функции запасающей ткани выполняет 1) паренхима.

Плазматическая мембрана не участвует:

1) во взаимодействии клеток
2) в избирательном транспорте веществ
3) в хранении генетической информации
4) фагоцитозе

Плазматическая мембрана не участвует 3) в хранении генетической информации.

Как называется кожно-мышечная складка, выделяющая раковину у моллюсков:

1) воротничок
2) поясок
3) мантия
4) капюшон

Ответ 3) мантия.

Верны ли следующие утверждения о фотосинтезе?

А. Благодаря фотосинтезу хлорофиллсодержащие клетки обеспечивают себя и все живое на Земле необходимыми органическими веществами и кислородом.
Б. Фотосинтез – процесс синтеза органических соединений из неорганических за счет химической энергии, получаемой при окислении неорганических веществ.

1) верно А
2) верно Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Ответ 1), так как верно только первое суждение. Во втором суждении ошибочным является утверждение, что при фотосинтезе используется энергия окисления неорганических веществ (это хемосинтез). При фотосинтезе используется энергия квантов света.

Верны ли следующие суждения о мейозе?
А. Гаметы цветковых растений созревают в процессе мейоза.
Б. Мейоз обеспечивает образование спор у цветковых растений.
1) верно А
2) верно Б
3) верны оба
4) оба неверны

Верный ответ 2) верно Б. Мейоз обеспечивает образование спор у цветковых растений. Да и вообще у всех растений и мхов, и папоротниковидных, и голосеменных, и   покрытосеменных спорогенез осуществляется при помощи мейоза. И уже из гаплоидных спор путем митозов образуются гаплоидные гаметы (снова мейоз уже невозможен, так что суждение А не является верным, так как гаметы бы стали с набором хромосом 0,5 n). Но так только у растений. У животных мейозом образуются гаметы.

Если во втором поколении моногибридного скрещивания получается расщепление 3:1, причем меньший класс представлен только самцами, то:

1) ген находится в Y хромосоме,
2) ген находится в аутосоме,
3) ген находится в Х хромосоме,
4) ген находится в Х, и в Y хромосоме.

Раз произошло расщепление признака у разных полов по разному, значит изучаемый признак «сидит» обязательно в половой хромосоме X или Y. Так как во втором поколении самок (ХХ) с данным признаком получилось больше, чем самцов значит изучаемый признак находится только в Х хромосоме.
Например, обозначим XA какой-либо доминантный признак, тогда Ха — его рецессивный аллель. Раз анализируется второе поколение, значит генотип самки должен быть гетерозиготным ХАХа, а чтобы было расщепление 3:1, то генотип самца должен быть ХАY
P2: XAXa * XAY
G: XA,Xa….XA,Y
F2: XAXA XAXa, XAY, XaY — как мы видим на три особи с доминантным фенотипом будет приходиться одна особь с рецессивным фенотипом XaY.
Ответ: 3)

О сцепленности признака с полом свидетельствует:

1) гемизиготность,
2) крисс-кросс наследование,
3) гетерогаметность,
4) одинаковые результаты реципрокных скрещиваний.

Ответ: 2) — при крисс-кросс наследовании признаки метери передаются сыновьям, а признаки отца — дочерям. Но это возможно лишь потому, что самцы и самки отличаются по половым хромосомам (ХY и ХХ), от есть обладают гетерогаметностью. То есть, крисс-кросс наследование вытекает из гетерогаметности, поэтому и ответ 3) в этом вопросе правильный.

В моногибридном скрещивании дигенное наследование наблюдается в случае

1) взаимодействия генов,
2) кроссинговера,
3) летальности гена,
4) сцепления с полом.

При моногибридном скрещивании может происходить наследование как и при дигибридном скрещивании в том случае, когда за изучаемый признак отвечает не одна пара аллельных генов, а две пары. То есть, когда речь идет о взаимодействии неаллельных генов. Значит, мы должны были бы выбрать  ответ 1). Но для выбора этого ответа правильнее было бы, чтобы авторы указали в этом ответе не просто «взаимодействия генов», а «взаимодействия неаллельных генов». Поскольку этого нет, то, вероятно, авторами был задуман ответ 4).

Взаимодействие генов наблюдается в случае

1) дигибридного скрещивания,
2) доминирования,
3) полиплоидии,
4) комплементарности.

Очень нехороший вопрос, так как мы не знаем о каком типе взаимодействия генов спрашивают авторы?  Как при  моно-, так и дигибридном скрещивании происходит взаимодеййствие аллельных генов (значит мы могли бы выбрать ответ 1). Если же речь идет о взаимодействии неаллельных генов, то правильный ответ  4).

В анализирующем скрещивании особи, гетерозиготной по двум признакам, наблюдается расщепление
1)  9:3:3:1,
2)  9:7
3)  1:1:1:1
4)  1:1.

Анализирующее скрещивание — это скрещивание неизвестной по генотипу особи с особью гомозиготной по рецессиву.
А в этом задании фактически спрашивается: какое будет расщепление в потомстве от скрещивания дигетерозиготы AaBb c aabb. Давайте скрестим:
P: ……..AaBb……..*…. aabb
G: AB,Ab,aB,ab………….ab
F: AaBb, Aabb, aaBb, aabb, то есть 1:1:1:1

Ответ: 3).

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях, провожу платное обучение по Скайпу.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Д. Из диалогов в комментариях | обучение генетикеответы на спорные тестыподготовка к ЕГЭ по биологиирепетитор биологии по Скайпуспорные тестовые задания | 8 комментариев
Отзывов (8)
  1. Максим

    Взаимодействие генов наблюдается в случае дигибридного скрещивания. А почему не при комплементарии, например?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Максим, Ваш вопрос по какому-то конкретному тесту? По какому? При комплементарии мы имеем дело с взаимодействием неаллельных генов. При моно- и дигибридном скрещивании — с взаимодействием аллельных генов.

      Ответить
  2. Светлана

    День добрый, Борис Фагимович! Светлана беспокоит. Не знаю в какую ветку написать мой вопрос! Я прорешиваю задания на сайте ФИПИ. Понятия не имею, как ответить на вопрос раздела экосистемы и присущие им закономерности, страница 11. Вопрос:клубеньковые бактерии на корнях бобовых обладают способностью усваивать молекулярный азот атмосферы, выполняя в биосфере функцию: газовую,концентрационную,окислительно-восстановительную, биогеохимическую. Полагаю, что это ответ газовую. Как вы думаете? Считаю очень нужным на вашем сайте раздел о трудностях в заданиях ЕГЭ.

    Ответить
    • Светлана

      Нет, не газовую. Газовая функция (если это касается азота) это создание основной массы азота тропосферы за счёт выделения его азотвыделяющими бактериями при разложении органического вещества. Азотфиксирующие бактерии переводят газообразный азот в растворимую форму, доступную для усвоения его растениями. Остаётся разобраться с остальными вариантами ответов.

      Ответить
      • Борис Садыков

        Светлана, откуда у Вас такие сведения о происхождении молекулярного азота атмосферы? В основном атмосфера состоит из молекулярного азота абиогенного происхождения. Доля, как Вы пишите, «азотвыделяющих» бактерий (они называются денитрификаторами) в создании азотной атмосферы Земли, вероятно, менее значительная. И эта доля примерно равна количеству молекулярного азота, поглощаемому из атмосферы всеми азотфиксирующими бактериями (не только клубеньковыми). Поэтому я и пишу, что относить роль клубеньковых бактерий (да и денитрификаторов) к газовой функции не совсем правильно.

        Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Вы правы, что вопрос явно из какой-то олимпиады выдернули, потому-что ответить на него не просто. Клубеньковые бактерии способны в симбиозе с бобовыми растениями осуществлять процесс связывания газообразного азота атмосферы N2 (газовая функция) и переводить его в органическую форму — белковый азот своих клеток (в результате окислительно-восстановительных реакций), что обеспечивает накопление связанного азота в почве (биогеохимическая роль).
      Думаю, что у составителей этого задания правильным ответом является ответ, лежащий на поверхности — газовая функция. Если бы речь шла не только о клубеньковых бактериях-азотфиксаторах, но и о почвенных нитрификаторах и, главное, «денитрификаторах», возвращающих молекулярный азот назад в атмосферу, тогда уж точно можно было бы говорить о газовой функции этой обширной группы почвенных бактерий.

      Ответить
  3. Джулия

    Общая длина каких органов среднего(обычного)взрослого человека будет больше 5 метров? 1-длина всего кишечника. 2-длина всех волосков на голове, которые могут вырасти за всю жизнь. 3-длина всех кровеносных сосудов в теле. 4-длина всех постоянных(не молочных)зубов от края самого длинного корня до кончика зуба.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Интересно, но если это вопрос теста (один ответ из четырех должен быть правильным), то он составлен неверно, так как здесь со 100% гарантией могу сказать, что верны все первые три ответа (то есть все кроме 4).

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + 1 =