САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Современные тесты по биологии

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - Современные тесты по биологии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора ЕГЭ по биологии пог Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Сегодняшний пост посвящен вопросу насколько хороши современные тестовые задания ЕГЭ по биологии? Следует ли ожидать каких-либо кардинальных изменений в их составлении?

Конечно, как репетитор ЕГЭ по биологии, могу сказать, что все это необходимо четко представлять тем, кому предстоит сдача Единого Государственного Экзамена по биологии в этом году, чтобы как можно более эффективно готовиться.

Как я уже писал ранее,  последние 5 лет условия составления тестовых заданий ЕГЭ по биологии остаются прежними. Выбранные критерии выполняются четко. Работа разделена на разноуровневые части А, В и С. И даже самая сложная часть С действительно составлена исходя из программы средней школы.

Хотя и в современных тестовых заданиях могут встречаться иногда некорректно составленные вопросы, но, как правило,  тесты позволяют объективно выявить уровень знаний учащихся.

Вот если бы еще удалось исключить всевозможные форсмажорные обстоятельства  самой сдачи экзаменов! Как репетитор ЕГЭ по биологии с большим стажем, хочу подчеркнуть, что современные тесты позволяют  оценить истинную конкурентоспособность между учениками, поступающими по результатам ЕГЭ в данный год в тот или иной ВУЗ страны.

Могу с уверенностью констатировать

Современные тестовые задания — это «небо и земля» по сравнению с теми заданиями, которые предлагалось выполнять учащимся в первые экспериментальные годы (до 2002 г.).

Те старые тесты чуть ли не на треть  были напичканы уж очень узко специфическими понятиями и такими частностями, которые и не встретишь в учебниках для средней школы.

Чтобы не быть голословным приведу  несколько примеров.  

Предлагалось, например,  ответить «да» или «нет» на выдвинутые утверждения:

«Зуб второго шейного позвонка является частью тела атланта, которая отделилась от него и приросла к телу II позвонка.

Лобковый симфиз относится к синхондрозам.

Илеоцекальный клапан расположен в месте впадения тонкой кишки в толстую.

Ацинус является структурной и функциональной единицей легкого.

Мужской половой член образован двумя пещеристыми и одним губчатым телом.

Микроциркулярное русло включает артериолы, артериоловенулярные анастомозы, венулы и капилляры.

Плазмиды бактерий участвуют в обмене генетической информацией.

В состав вирусов входят одноцепочечные и двухцепочечные нити РНК» и так далее и тому подобное…

Повторюсь, что мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, хорошо заметно, что к счастью, авторы современных тестовых заданий более скрупулезно относятся к тому, чтобы вопросы составлялись именно по школьным учебникам и не «грешили» бы столь дотошной мелочностью или информацией из ВУЗовских учебников.

Что нужно знать, чтобы правильно ответить на части А и В тестовых заданий

Спросите, к чему я клоню? А вот к чему. Просто хорошие знания всех терминов и фактов, изложенных в школьных учебниках по ботанике, зоологии, биологии человека и общей биологии безусловно позволят вам успешно ответить на части А и В тестовых заданий. Но на это способны многие и даже очень многие.

Основную же разницу в баллах по сравнению с вашими конкурентами можно получить лишь за счет правильных ответов на задания части С, предполагающей полного развернутого повествования.

Вопросы заданий части С в свою очередь подразделяются на 6 групп. Какие это группы и что нужно, чтобы правильно отвечать на вопросы этих групп, поговорим в следующих постах.  Пока, пока.

                                               *****************************************************

А у кого есть вопросы по  статье к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу,  замечания, пожелания — прошу в комментарии.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | иной подход к ответам на задания части Соценка конкурентоспособности учениковразноуровневые части А.В и Срепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисдача ЕГЭ по биологиисдача Единого государственного экзаменасовременные тестовые задания ЕГЭ по биологии | Отзывов (16)
Отзывов (16)
  1. Светлана

    И ещё один вопрос. Примером атавизма является: 1) хвостовые позвонки; 2) малая берцовая кость у птиц; 3) задние ноги у змей; 4) аппендикс. 2 и 4 точно нет, а если имеются ввиду хвостовые позвонки человека, то да — атавизм. Но к атавизмам также относят задние ноги у змей. Я ответила 3.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Нет, Светлана, Вы ответили не правильно. Атавизм — признак, характеризующий возврат к предковым формам, проявляющийся очень и очень редко лишь у отдельных особей вида. А рудименты таза у некоторых видов змей и даже сами рудиментарные задние конечности в виде коготков у других видов, потому и называются рудиментарными, что есть у всех особей данных видов. А вот рождение людей с хвостиками — это самый распространенный пример атавизма, почему же Вы сами отказались от СВОЕГО верного ответа? (Да уж, извините, но для мужских мозгов женская логика просто НЕПОСТИЖИМА!)

      Ответить
      • Светлана

        Борис Фагимович, логика простая! К рудиментам относятся рудиментарные задние конечности у змей, например у питона, а задние ноги это атавизм. Посмотрите здесь, (надеюсь правильно написала) http://www.evolbiol.ru/document/1673

        Ответить
        • Борис Садыков

          Да нет никакой логики! Ну ошибаются авторы этой статьи, называя «задние ноги» змей атавизмами. Кстати, у них же хвостовой придаток у человека отнесен к атавизмам, что совершенно верно. Но, соглашусь с Вами, что у составителей этого теста, вероятно, задуман этот ответ как правильный. А ответ «хвостовые позвонки» (вероятно, всё-таки имеется в виду у человека, хотя об этом приходится догадываться, а в нормальных тестах такого быть не должно) можно воспринимать двояко. Если под «хвостовыми позвонками» иметь в виду сросшиеся позвонки копчикового отдела позвоночника, имеющиеся у всех людей — это бесспорно рудимент. А если под «хвостовыми позвонками» иметь в виду дополнительные хвостовые позвонки у людей, рождающихся с настоящими хвостами, то это бесспорный пример атавизма.
          Свет, ну Вы же понимаете, что есть огромная пропасть между наукой биологией и какими то конкретными тестовыми заданиями, составленными иногда очень не качественно. Как мы узнаем, что было в голове у автора такого неважнецкого, мягко говоря, теста? А Вы, что имели в виду, написав: «К рудиментам относятся рудиментарные задние конечности у змей, например у питона, а задние ноги это атавизм». Разве «задние конечности» и «задние ноги» это не одно и то же?

          Ответить
          • Светлана

            По поводу хвостовых позвонков согласна, а вот рудиментарные (недоразвитые) конечности питона и задние конечности (развитые конечности или ноги неважно) это разные вещи.

            Ответить
            • Борис Садыков

              К терминам «рудимент» и «атавизм» критерий должен быть всегда один. Рудимент — то, что есть у всех представителей данного вида. Атавизм — то, что проявляется очень редко лишь у единичных представителей в популяции вида.

              Ответить
              • Светлана

                Всё верно рудиментарные конечности питона есть у всех представителей, а задние конечности нет не у всех.

                Ответить
  2. Светлана

    Борис Фагимович, такой вопрос. В селекции растений отдалённую гибридизацию используют для получения: 1) чистых линий; 2) гетерозиса; 3)высокоурожайности; 4) трансгенных растений?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, Ваше недоумение мне понятно. В селекции растений отдалённую гибридизацию используют для получения эффекта гетерозиса (увеличения жизненной силы), приводящего к повышению продуктивности, то есть к «высокоурожайности». Значит абсолютно верны здесь два ответа (а этого быть не должно в ЕГЭшных тествых заданиях). Неужели этот тест из банка заданий ФИПИ? Или опять с какого-то не ФИПИшного сборника «накопали»?

      Ответить
      • Светлана

        Это тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ за 2016 год из Контакта. Могу бросить Вам на почту.

        Ответить
        • Борис Садыков

          «Тренировочные из Контакта» — мне ни о чем не говорит. Там могут тиражировать и какие-то совершенно не ФИПИшные «левые» тесты с большой долей всякой двусмысленности или откровенных ошибок. Если даже в экзаменационных настоящих тестах от ФИПИ встречаются неточности, то, что можно говорить о каких-то самолепных тестах сделанных «на коленке». Светлана, советую, тренируйтесь со своими учениками ТОЛЬКО на тестах от ФИПИ. А если тесты такие, что нет ответа в школьных учебниках — это левые тесты. И, если уж ищите ответ в интернете, то старайтесь анализировать множество источников.

          Ответить
          • Светлана

            Мне дети принесли этот тест вот и мучаюсь))))

            Ответить
  3. Светлана

    Борис Фагимович! Как Вы думаете по вопросу досрочного этапа ЕГЭ по биологии 2015? Вопрос: как называется часть стебля в которой образуются годичные кольца? камбий или древесина. Меня учили что годичное кольцо — это прирост древесины за год. Но образуются кольца из за деления клеток камбия. Значит правильный ответ камбий? Но, вопрос звучит «в которой образуются», вроде как тоже в камбии, а прирост у древесины. Значит я останавливаюсь на камбии! А Вы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Светлана, согласен, что вопрос не четко сформулирован. Я бы все же ответил «древесина», так как спрашивается не на счет чего образуются годичные кольца, а где образуются. В целом, все годичные кольца, которые мы можем подсчитать — это ведь «область» древесины, а не камбия.

      Ответить
  4. Марина

    А Вам не кажется несколько нелогичным, что за незнание очень сложного вопроса «снимается» намного больше баллов, чем за незнание какого-то очень легкого вопроса? Ведь каждый ответ оценивается в зависимости от того, сколько человек в стране на него ответили правильно. Или я не совсем верно поняла систему оценивания?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Марина — это просто здорово, что Вы буквально «вытаскиваете» на поверхность основную мою мысль этого поста. Да, Вы верно оцениваете ситуацию, складывающуюся при проверке результатов ответов тестовых заданий учащихся.

      Если подсчет баллов происходит действительно так, о чем учащиеся должны знать заранее, то это в бОльшей степени будет нацеливать их при изучении любых разделов биологии именно НА ПОНИМАНИЕ общности проявления биологических явлений на различных уровнях организации живой материи, а не на зубрежке определенных частных моментов.

      Общество в основном сильно умными головами, а не теми, кто способен лишь зазубрить какой-то материал на непродолжительное время.

      Ведь совсем наоборот, больше всего нападок на систему подготовки и сдачи ЕГЭ, происходило, да и происходит, из-за (якобы) нацеленности на зубрежку учебного материала, а не его понимание.

      Марина, понимаю, что своим ответом я не совсем смог развеять Ваших сомнений о нелогичности подхода к оцениванию заданий. Но, примите во внимание, еще и то, что доля то «сложных» заданий в тестах незначительна по сравнению с более простыми заданиями. Всё, что касается, например, механизма оценивания тестовых заданий части А, а их то «львиная» доля (аж 36 штук из 50) , то с вероятностью 25% на них правильно ответит человек, вообще никогда не открывавший учебников !!!

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *