Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Вот и еще один учебный год прошел. Вчера, 13 июня 2017 года, выпускники сдавали ЕГЭ по биологии. Хочется надеяться, что моим ученикам и читателям этого блога на экзамене по биологии «повезло» — среди вопросов не попалось некорректно составленных заданий или вопросов, на которые вы бы не знали как ответить.
Кто и как справился с заданиями будет известно только через неделю. Но у меня снова возникло какое-то щемящее чувство пустоты. Вы уже «вылетели» и не нуждаетесь в моей поддержке…
Но жизнь продолжается. Вот уже и новые учащиеся записываются ко мне на подготовку и мой внутренний вакуум исчезает: впечатления от новых встреч с вами не дают расслабиться.
В преддверии следующего 2018 выпускного года решил поместить в этой статье комментарий-размышление моей ученицы Влады, в котором она сформулировала для себя (а получается, что и для меня тоже)
для чего могут быть полезны дополнительные занятия с репетитором.
Влада: Добрый вечер, Борис Фагимович!
Мама задала мне интересный вопрос — что легче для меня химия или биология. Я долго расписывала все аспекты и, в итоге, пришла к тому, что мне нужно об этом и Вам сказать (пока есть вдохновение).
Обозначая для себя пробелы в знаниях по биологии, поняла, что часто даже те знания, которые у меня есть, не всегда надежно систематизированы и любая переформулировка вопроса может поставить меня в тупик.
Поэтому у меня есть интуитивное желание разобраться в том, что я не понимаю (так как не всегда определение предмета может говорить о его свойствах). В итоге, я думаю, нужно больше внимания обращать на смысл терминологии того или иного определения или явления.
Меня это крайне удручает, что мои знания какие-то неполные, обрывочные.
Когда мне задают какой-либо вопрос, я могу ответить правильно, но это совсем не значит, что я всегда понимаю конкретно о чём идёт речь. Это происходит из-за шаблонизации знаний — одну и ту же лекцию по какой-либо теме я раз десять могла слышать, НО это совсем не означает, что я её ЗНАЮ.
Например, часто слышала фразу «клеточная теория Шлейдена и Шванна» — это предложение в сознании отражается как одно большое слово. Если же переформулировать вопрос так: «какая теория биологии, сформулированная в середине XIX века, предоставила базу для понимания закономерностей живого мира и для развития эволюционного учения», то я вообще не подумаю, что речь идёт о клеточной теории!!! А это и значит, что настоящих то знаний у меня НЕТ(!).
Есть только слова-обрывки-шаблоны, которые я слышала миллион раз, но от этого настоящих ЗНАНИЙ с ПОНИМАЕМ того, о чём идёт речь у меня нет.
Следствием из этого является то, что помимо обозначения какого либо термина (как клеточная теория Шлейдена и Шванна, например), мне нужно понимать: во-первых, значение каждого слова, а во-вторых, знать кое-какие сведения об этом термине, так как зазубривать я не умею.
Обычно я не просто хочу что-то заучить, а хочу глубоко разбираться в той или иной теме.
Для наглядности моих высказываний приведу пример: если бы Маугли каким-то образом попал в современный мир, то ему мало бы что дало восклицание людей «что ты делаешь, это же мобильный телефон! Зачем ты разбиваешь им орехи?» (хотя он тысячу раз и слышал, что люди называют этот прибор мобильным телефоном).
Так же и я, хочу не просто слышать те или иные термины, но всегда знать их смысл.
Всегда правильно ПОНИМАТЬ почему происходит то или иное явление, чтобы иметь возможность оперировать полученными знаниями в новых ситуациях.
К сожалению, школа не всегда вкладывает истинные знания, а в большей мере дает материал, который держится в голове только до ближайшей контрольной.
Надеюсь, что Вы смогли понять мои сумбурные мысли и Ваши консультации по волнующим меня темам окажутся полезными.
Б.Ф: Здравствуйте, Влада!
Надеюсь я понял к чему был направлен Ваш такой эмоциональный поток мыслей. Вами движет совершенно нормальное (правильное) отношение к получению новых знаний. Зубрежка никогда не дает приращения самих знаний (но многие могут прожить так всю жизнь, оставаясь дилетантами даже в единственном роде деятельности, которую избирают для себя).
Занимаясь репетиторством, я и ставлю перед собой цель: дать учащимся знания самой сути биологических процессов и явлений. Поэтому, надеюсь, что даже за столь непродолжительное время, которое осталось до экзаменов, я смогу пополнить Ваш «сундучок» знаний недостающим содержимым.
**************************************************************************
Ваши замечания в комментариях о «сумбурных» мыслях Влады были бы очень уместны.