САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Когда думаешь, что знаешь, но оказывается — не знаешь

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Продолжая рубрику «Из диалогов в комментариях», не удержался, чтобы не разместить в этой отдельной статье полезные, на мой взгляд,  рассуждения об изучении биологии одной из моих учениц Влады. Надеюсь вы тоже  оцените её вдохновенный «поток мыслей»

Влада: Добрый вечер, Борис Фагимович!

Мама задала мне интересный вопрос — что легче для меня химия или биология. Я долго расписывала все аспекты и, в итоге, пришла к тому, что мне нужно это и Вам сказать (пока есть вдохновение).

Обозначая для себя пробелы в знаниях по биологии, поняла, что часто даже те знания, которые у меня есть, не всегда надежно систематизированы и любая переформулировка вопроса может поставить меня в тупик. Поэтому у меня есть интуитивное желание разобраться в том, что я не понимаю (так как не всегда определение предмета может говорить о его свойствах).

В итоге, я думаю, нужно больше внимания обращать на смысл терминологии того или предмета или явления. Меня это крайне удручает, что мои знания какие-то неполные, обрывочные. Когда мне задают какой-либо вопрос, я могу ответить правильно, но это совсем не значит то, что я понимаю конкретно о чём идёт речь.

Это происходит из-за шаблонного усвоения знаний — одну и ту же лекцию по какой-либо теме я раз 10 могла слышать, НО это не означает, что я её ЗНАЮ. Например, часто слышна фраза «клеточная теория Шлейдена и Шванна», т.е. это предложение уже рассматривается как одно большое слово.

Если же переформулировать вопрос так: «теория биологии, сформулированная в середине XIX века, предоставившая базу для понимания закономерностей живого мира и для развития эволюционного учения», то я вообще не подумаю что речь идёт о клеточной теории!!! А это и значит, что настоящих то знаний у меня НЕТ(!).
Есть только слова-обрывки-шаблоны, которые я слышала миллион раз, но от этого настоящих ЗНАНИЙ с ПОНИМАЕМ того, о чём идёт речь у меня нет.

Следствием этого является то, что помимо обозначения какого либо термина (как клеточная теория Шлейдена и Шванна, например), мне нужно понимать, во-первых, значение каждого слова, а во-вторых, знать кое-какие сведения об этом термине, так как зазубривать я не умею.

Обычно я не просто учу, а стараюсь разобраться в той или иной теме для того, чтобы вернувшись к простому не зазубривать, а уже знать. Для наглядности моих высказываний приведу пример: если бы Маугли каким-то образом попал в современный мир, то ему мало бы что дало восклицание людей «что ты делаешь, это же мобильный телефон!», когда он разбивал с помощью него орехи (хотя он тысячу раз и слышал, что люди называют этот прибор мобильным телефоном).

Так же и я, хочу не просто постоянно слышать те же термины и вспоминать, что когда-то в этой же теме говорили какие-то другие термины, а точно ПОНИМАТЬ почему это происходит именно так, и как оперировать этими знаниями в новых ситуациях.

К сожалению, уроки в школе не всегда позволяют получить  истинные знания, а в большей мере дают материал, который держится в голове только до ближайшей контрольной.

Борис Фагимович, надеюсь, что Вы смогли понять мои сумбурные мысли и Ваши консультации по волнующим меня темам окажутся полезными.

Б.Ф.: Есть такой старый анекдот. Преподаватель — другому преподавателю:
— Ну, тупые у меня студенты, ну тупыееее! Один раз объяснил — не понимают, второй раз объяснил, третий… Уже сам начал понимать! А до них все равно не доходит.
Влада, надеюсь я понял к чему был направлен Ваш такой эмоциональный поток мыслей. Вами движет совершенно нормальное (правильное) отношение к получению новых знаний.

Ведя диалог со своей мамой, сформулировав для себя (а потом  и для меня) то, как у Вас происходит процесс приобретения новых знаний, Вы таким образом, «тонко» намекаете мне, что Вы ждете от наших занятий.

Вы прекрасно разобрались в том, что познание чего-то нового — это не простое заучивание (зазубривание) каких-либо новых терминов, а, главное, всегда пытаться объяснить  что ОБОЗНАЧАЕТСЯ этими терминами, какая информация заложена в них. Что рассказывая другим, включается механизм  извлечения этой новой информации из памяти, а такое извлечение и позволяет гораздо лучше запомнить и понять то, что ты сейчас изучаешь.

Занимаясь репетиторством, я  ставлю перед собой цель: дать учащимся знания самой сути биологических процессов и явлений. Влада, я конечно же не буду превращать наши занятия в  монолог, а буду всегда давать возможность высказаться Вам, чтобы было понятно, что Вам  это уже понятно. Надеюсь, что даже за столь непродолжительное время, которое осталось до экзаменов, я смогу пополнить Ваш «сундучок» знаний недостающим содержимым.

************************************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

 

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Д. Из диалогов в комментариях | как учитьответы на тесты ЕГЭ по биологииответы на тесты ОГЭответы на тесты ФИПИ ЕГЭполные знаниярепетитор биологиирепетитор биологии по Скайпусистематизация знаний по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − четыре =