САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Полезные вопросы при подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

Главная - Е. Из диалогов в комментариях - Полезные вопросы при подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье рубрики «Из диалогов в комментариях» собраны совершенно различные вопросы учащихся и преподавателей (и мои ответы на них), которые могут быть полезными при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Самой хорошей базой для подготовки к сдаче экзаменов по биологии, кроме изучения учебников,  является Открытый банк заданий ФИПИ, включающий тесты  КИМов за все прошлые годы сдачи  ЕГЭ  и  ОГЭ (ГИА) в нашей стране.

1. Евгений: Как Вы считаете, какой метод, наиболее эффективно позволит учащимся научиться делать умозаключения по развернутым вопросам? Для моих учеников самыми сложными остаются вопросы, где требуется обобщить материал и сделать правильное биологическое заключение.

Б.Ф.: Думаю, что особого, специального метода для «научения» как правильно отвечать на вопросы со свободным ответом не существует вовсе. Необходимы просто обширные знания по биологии. Но я писал уже не раз, что, поскольку ЕГЭ проводится так много лет, то придумывать всё новые и новые задания авторам-составителям становится всё труднее. Поэтому в новых вариантах ЕГЭ будет всегда преобладать доля вопросов прошлых лет (немного переработанных, конечно). Если подготовиться к сдаче ЕГЭ нужно быстро, то следует хорошо знать ответы на задания предыдущих лет, используя Открытый Банк Заданий ФИПИ.

2. Варя: С детства (со школьных уроков биологии) мучает вопрос — живые ли вирусы?

Б.Ф.: Варя, пока Вас этот вопрос «мучил»,  детство было рядом. Сейчас я отнимаю его у Вас окончательно, так как Вы получите  ответ на свой  вопрос.. Вирус состоит из двух групп органических веществ: нуклеиновых кислот и белков. А только живые существа имеют в своем составе эти органические вещества. Но всё живое, чтобы уметь размножаться должно иметь клеточное строение. Без клетки жизни нет. У вирусов нет клеточного строения. Получается, что они не живые?

Да, не живые, способны кристаллизоваться как не живая материя. То есть они — «вещество», а не «существо». Но проникнув в клетку (бактерий, грибов, растений, животных), они там размножаются, а значит проявляют свойство живого, то есть становятся «существом». Видите как всё скучно получается. Потому Вас и мучил этот вопрос, что на него нет однозначного ответа.

Вирусы — это и живое, и не живое одновременно. Хотя ученые исхитрились и из-за вирусов придумали систематическую категорию для живых существ выше, чем Царство. Эта совершенно надуманная категория называется Империя. Теперь считают, что есть две Империи для живого: клеточная (куда входят 4 Царства: Растения, Животные, Грибы, Бактерии) и неклеточная (с единственным Царством Вирусы).

3. Елизавета: объясните наличие множества лизосом в клетках временных тканей зародыша, которые вскоре исчезают.

Б.Ф.: 1. Лизосомы — это клеточные органеллы, наполненные ферментами. Обычно эти ферменты лизосом участвуют в подготовительном этапе энергетического обмена, расщепляя крупные полимерные молекулы до их составных частей.
2. Лизосомы участвуют и в апоптозе — полной ликвидации старой клетки, отслужившей свой срок. Поэтому в клетках временных тканей зародыша, которые должны самоликвидироваться в короткие сроки, должно быть много лизосом.

4. Жанна: Борис Фагимович, скажите пожалуйста, проверяется ли на ЕГЭ по биологии знания заменимых и незаменимых аминокислот? И есть ли возможность где-то узнать, список школьных учебников, рекомендованных ФИПИ, программа которых проверяется в ЕГЭ.

Б.Ф.: Заранее невозможно предугадать какого уровня сложности могут придумать вопрос авторы-составители КИМов ЕГЭ. Вопросов очень узко специфических с каждым годом появляется всё больше, так как надо добавлять к имеющимся тестам хоть чуть-чуть что-то новенькое. А где же взять это новенькое? Из всех хороших учебников уже всё «наковыряли». Теперь очередь за какими-то менее распространенными учебниками. А по общей биологии не менее десятка учебников хороших. Списка никакого, думаю, не существует. В любой год могут добавить вопросы из любого учебника, рекомендованного к изучению в средней школе.

5. Алекс: Какая систематическая категория реально существует в природе 1) вид; 2) род; 3) класс ?

Б.Ф.: здесь, надо полагать, что авторы вопроса под словосочетанием «реально существует» имеют в виду такую характеристику живого, которая объясняет реальное совместное существование организмов, обеспечивающее им размножение («вечную» жизнь). Такой характеристике удовлетворяет лишь систематическая категория «вид». Все остальные систематические категории вплоть до Типов (Отделов) и Царств нужны человечеству, чтобы классифицируя все живые организмы на Земле, не запутаться в их огромном разнообразии, лучше понимать сущность жизни.

6. Алекс: Детеныши развиваются в матке у 1) всех млекопитающих; 2) плацентарных млекопитающих;
3) плацентарных и сумчатых.

Б.Ф.: 1) — точно не подходит, так как Первозвери — Яйцекладущие млекопитающие (утконос, ехидна) матки не имеют, детеныши рождаются из отложенных яиц (как у большинства пресмыкающихся и птиц); 2) бесспорно верный; 3) тоже верный, только у сумчатых млекопитающих (кенгуру, коала, сумчатый волк и т.д.) детеныши совсем недоразвитыми покидают матку и донашиваются в сумке (складка внизу живота у матери). Если это задание ЕГЭ, то почему выбор не из четырех ответов? Всё же, если это ЕГЭ и надо указать один правильный ответ, то выбираем ответ 3) как более полный.

7. Никита: У меня возник вопрос. В вашем блоге есть информация об онтогенезе? О предэмбриональном, эмбриональном и постэмбриональном развитии?

Б.Ф.: Онтогенез включает эмбриональный и постэмбриональный периоды. Предэмбриональный период — это гаметогенез (образование половых клеток путем мейоза у животных) и оплодотворение. Статья по эмбриональному развитию здесь. Вообще удобно пользоваться страницей «Содержание».

Никита: Просто у меня в книге написано что онтогенез включает 2 периода — предэмбриональный период (гаметогенез) и период эмбрионального развития (эмбриогенез) Получается что онтогенез не включает в себя гаметогенез, я правильно понял?

Б.Ф.: Плохая книга где так написано. Онтогенез — жизнь отдельного организма от зарождения до смерти, поэтому он состоит из эмбрионального и постэмбрионального периодов. А гаметогенез и последующее оплодотворение — это то, что происходило с родителями этого организма (это их постэмбриональный период).

8. Антон: Здравствуйте, Борис Фагимович! Не знал, в какой раздел написать свой вопрос. Он про паразитизм. В материалах по подготовке к ЕГЭ встретился вопрос в  части 2. «Какие типы паразитов опаснее: облигатные или факультативные?» Как бы вы ответили на этот вопрос.

Я написал, что облигатные, исходя из того, что они принесут больше проблем живому существу, так как не могут жить без хозяина и постоянно будут находиться в его теле, вызывая различные болезни. В учебнике был дан ответ, что факультативные, потому что могут питаться телом хозяина даже после смерти. Но мне кажется, что тут нельзя утверждать точно какая форма действительно опаснее, потому что, например, вирусы — это облигатная форма паразитов и некоторые из них могут убить живое существо за считанные дни. Как вы считаете?

Б.Ф.: Антон, вы не правы, идя на компромисс с ответом в учебнике. Вы абсолютно правильно рассуждаете, что облигатные паразиты бесспорно наносят больший вред своему хозяину, чем факультативные. Другое дело, что среди облигатных паразитов в природе наблюдается широкая линейка степени их воздействия на организм хозяина: от очень длительного латентного периода (когда само заражение уже произошло, но паразит еще не скоро начнет размножаться или будет размножаться такими низкими темпами, что не скоро убьет хозяина) до быстрого размножения и уничтожения хозяина. Антон, обратите внимание как пишется слово «облигатный» (у вас трижды было с буквой «н» в середине слова).

9. Игорь: Подскажите, пожалуйста, когда все же происходит образование хромосом? В учебниках сказано, что в профазе, а в вашем  посте сказано, «в течение непродолжительного постсинтетического периода … синтезируются белки-гистоны, образующие вместе с ДНК хромосомы». Как следует понимать эту фразу? Что белки гистоны вместе с ДНК образуют хромосомы далее в профазе или именно в постсинтетическом периоде интерфазы?

Б.Ф.: Игорь, Вы молодец, очень хороший вопрос («в корень»). Описана специальная фаза G2 в интерфазной клетке, которая следует после синтетической фазы интерфазы (S), то есть сразу после удвоения хроматиновых нитей ДНК (репликации). Так вот, в G2 или в постсинтетический период интерфазы (конечно же еще до самого деления ядра — митоза) и начинается с помощью гистоновых белков сложнейший, а значит не такой уж и короткий по времени, процесс укладки нитей ДНК в компактные образования — хромосомы.
А в первую фазу митоза, в профазу, главное что происходит — это «растворение» оболочки ядра, удвоение клеточного центра и окончательное формирование хромосом. Но по школьным учебникам и по тестовым заданиям для ЕГЭ надо все же отвечать, что формирование хромосом происходит в профазу.

10. Олеся: Хочу уточнить понятия «органоид» и «органелла», если не ошибаюсь, это одно и то же. Мне кто-то говорил, что органоидом нужно называть постоянную структуру клетки, имеющую собственную ДНК, а все остальные постоянные структуры — это органеллы. Разъясните, пожалуйста.

Б.Ф.: Я нигде не встречал подобной информации. Считаю, что термины органоид и органелла — это синонимы.

11. Дмитрий: Зачем при черенковании растений обрезают нижние листья черенка? Просто для удобства, или причина в другом?

Б.Ф.: Отрезают те листья, которые все равно оказались бы под землей и со временем сгнили бы сами. Их искусственное удаление, да еще и надрезы коры черенка ускоряют корнеобразование.

12. Данила: Я сейчас учусь на юрфаке, но потом, хочу пойти учиться на ветеринара. Такой вопрос: в школе, по биологии, всегда лидером был, участвовал в Олимпиадах, даже одерживал победы. В 11 классе попробовал сдать пробный ЕГЭ по биологии. До сих пор помню, ряд вопросов в части «А», где я пишу правильный ответ, но его засчитывают как ошибку, вопросов 5 таких было. Сейчас как с подобными вещами?

Б.Ф.: Данила! Хочу Вас порадовать — ничего подобного (чтобы 5 неверных ответов из 36 в линии А) уже не бывает не менее трех лет. Бывает, что по вине составителей, можно ошибиться максимум в 1-2 ответах, которые составлены не очень корректно и могут трактоваться и так, и эдак. Тесты стали намного более «выверенными», что ли. Причем это касается лишь реальных заданий — всякие Пробники на всевозможных сайтах — с немалым количеством ошибок.
Хорошо повторите биологию. Прорешайте ВСЕ реальные тестовые задания по 30 вариантов за предыдущие годы  (вопросы повторяются, но не всегда «в лоб», конечно, а немного перефразированные. Причем ответы для выбора могут стоять те же, но вопрос, например, с добавлением «НЕ» и будет правильным уже совершенно другой ответ).
И еще самый ГЛАВНЫЙ мой совет: ни в коем случае не готовьтесь по тестам неофициальных сайтов — там действительно куча абсурдных ошибок. Если уж Демонстрационные материалы ЕГЭ ФИПИ и то грешат ошибками в большей степени, чем реальные задания, что уж говорить о всяческих «самолепных» сайтах, в тестах которых допускается куча несоответствий вопросов с ответами из-за невнимательности тех, кто их публикует у себя на сайтах. Они ведь не создают новые тесты, а берут готовые друг у друга из инета и ошибки механически тиражируются (матричный принцип — он же лежит и в основе жизни).

13. Роман:  Меня интересует такой вопрос? Разве рецепторы не находятся в исполнительном органе? Просто у меня в учебнике по биологии написано: «наличие рефлекторной дуги — непременное условие для реализации рефлекса, но оно не гарантирует точности его выполнения. Тем не менее нервный центр данного рефлекса имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд.! Эти сигналы возникают в рецепторах, расположенных в самих исполнительных органах!. Он по «обратным связям» получает информацию об особенностях осуществления рефлекса.» РАСТОЛКУЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА!

Б.Ф.: Здравствуйте, Роман! Все органы чувств (анализаторы или сенсорные системы) имеют единый план строения:  1) периферическая часть — рецепторный отдел, 2) проводниковая часть — нервы, идущие к центральной нервной системе, 3) анализирующая часть — определенная область ЦНС. Любая рефлекторная дуга начинается с рецепторного отдела. Согласен и с текстом вашего учебника, что в некоторых случаях «нервный центр имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд. Эти сигналы возникают в рецепторах, расположенных в самих исполнительных органах и он по обратным связям получает информацию об особенностях осуществления рефлекса.” 

14. Роман: Спасибо! Помогите разобраться еще с таким вопросом. Волокна обонятельного нерва представляют собой а) аксоны обонятельных клеток; б) аксоны нейронов, связанных с обонятельными клетками; в) дендриты обонятельных клеток; г) дендриты нейронов, связанных с обонятельными клетками (правильный ответ а, объясните, пожалуйста, почему).

Б.Ф.: По первому вопросу читайте как устроены любые анализаторы (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Все они имеют универсальное строение: рецепторный отдел (дендриты соответствующих нервных клеток), проводниковый отдел (их аксоны), анализирующий отдел (нервные клетки, соответствующих зон коры больших полушарий головного мозга).

15. Роман: Вегетативная нервная система в отличие от соматической а) имеет вегетативные узлы, расположенные в самом иннервируемом органе; б) значительно быстрее проводит нервные импульсы; в) не имеет вегетативных узлов, расположенных за пределами ЦНС; г) имеет вегетативные узлы, расположенные на пути от ЦНС к иннервируемому органу (правильный ответ под г, я не понимаю их отличия, почему первое не подходит, и вообще, чем они отличаются? Прошу помогите!)

Б.Ф.: читайте в учебниках «устройство» периферической нервной системы, которая подразделяется на вегетативную (автономную) и соматическую. Ответ а) подходит для соматической нервной системы, соответственно, г) — для вегетативной.

16. РоманОбъясните пожалуйста почему сосательный рефлекс не является врожденным безусловным?

Б.Ф.: В вашем тестовом задании не спрашивается о самом сосательном рефлексе, который, конечно, является врожденным. Речь то идет о «реакции ребёнка на бутылочку с питательной смесью», а это уже условный рефлекс, вырабатывающийся только у грудничков с искусственным вскармливанием.

 

************************************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Е. Из диалогов в комментариях | вирусылизосомы.незаменимые аминокислотыорганеллаорганоидответы на тесты ОБЗ ФИПИ ЕГЭответы на тесты ОБЗ ФИПИ ОГЭпаразитизмрепетитор биологии по Скайпу | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =