Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
В этой статье я публикую довольно занимательный диалог с Ларисой — учителем по биологии.
Всё закрутилось вокруг самой короткой стадии мейоза анафазы. А именно, как более доходчиво можно объяснить учащимся правильную запись хромосомной формулы в анафазе мейоза I и в анафазе мейоза II.
Казалось бы, что это самая простая для понимания стадия деления ядра клетки. Ан нет! При ответе на тестовые задания ЕГЭ, оказалось, что и здесь «зарыты» такие нюансы процесса, что без дополнительного разъяснения не обойтись. Впрочем, вы сейчас сами убедитесь в этом.
— Уважаемый Борис Фагимович. Я учитель биологии и химии в сельской школе. Приходится быть и репетитором. Я в этом году столкнулась с таким нюансом. Задание Части 2.
Хромосомный набор соматических клеток шпината равен 12. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II? Объясните какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
Я бы ответила так:
1) Так как мейозу предшествовала репликация ДНК, обеспечившая лишь удвоение генетического материала каждой хромосомы, а количество самих хромосом остается неизменным 12 хромосом/24 ДНК, то перед началом мейоза формула будет выглядеть так (2n4c).
2) В анафазу I будет 6 хромосом/12 ДНК или (n2c).
3) В анафазу II будет 6 хромосом/6 ДНК или (nc).
А вот такой ответ дают эксперты:
1) перед началом мейоза число хромосом не изменяется – их 12,а число молекул ДНК – 24 так как они удваивались еще в интерфазе (2n4c).
2) в анафазе мейоза I, число хромосом – 12, число молекул ДНК – 24, к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы (2n4c).
3) в анафазе мейоза II число хромосом – 6, число молекул ДНК – 12, к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды – хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза (n2c).
Помогите, пожалуйста, разобраться.
— Уважаемая, Лариса!
Поскольку в любой анафазе (митоза, мейоза I или мейоза II) даже к концу еще нет обособления наследственного материала клетки в новых ядрах (это обеспечит лишь телофаза), то правильным является ответ экспертов по анафазе мейоза I (2n4c), а не n2с как считает Вы.
Но в анафазе мейоза II ошиблись и Вы, и эксперты!!!
В анафазе мейоза II хромосомная формула будет выглядеть не n2c, как считают эксперты, а 2n2с. Это хорошо понятно из рисунка, разбираемого в статье «Митоз и мейоз в помощь к сдаче ЕГЭ«. Пока хромосомы не обособились в отдельные ядра, что произойдет уже в телофазу, их количество в клетке равно 2n, поскольку в анафазе II хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид, разделились на отдельные хроматиды, ставшие теперь отдельными хромосомами.
Так чего же требовать на экзамене от учащихся, если сами эксперты публикуют неверные ответы?
Лариса, cогласен с Вами в том, что, акцентируя ответ на анафазе, совершенно ускользает сама суть объяснения редукционного деления ядра клетки и для объяснения нам “удобнее” показать ученикам ваши формулы (что по-сути будет неверным для ответа).
Вообще, я бы отнес такого рода задание, да еще и с неверным ответом экспертов, к уровню методической тупизны, затуманивающей только в уме учеников правильную картинку мейоза.
Важно ведь что?
1) какой клетка была до подготовки к делению (2n2c – интерфаза GI);
2) в каком состоянии клетка приступает к редукционному делению (2n4с – после S-периода интерфазы); такой же формулой будет описываться состояние клетки и в профазу I, и в метафазу I, и в анафазу I;
3) а вот после телофазы I (анафазу I совсем не надо “выпячивать” в условиях заданий), то есть по завершению обособления хромосом двумя новыми ядерными оболочками наследственный материал в каждом из этих двух новых ядер будет n2c;
4) после уравнительного или эквационного деления мейоза II содержание хромосом и ДНК будет nc.
— Спасибо, Борис Фагимович. Я теперь хотя бы понимаю, “что я все правильно понимаю”. Извините за каламбур. А то запутали совсем этими заданиями. Теперь буду спокойно продолжать объяснять так же, как делала это раньше, но с учетом ситуации. Чуть по-хитрому что-ли.
Если будет вопрос по анафазе без уточнений начало или конец фазы, то буду говорить следующее: На конец предыдущей фазы (метафазы) 2n4c; происходят процессы…; на конец анафазы ( n2c). Вот как то так. Получится немного лишней информации, но, может быть, в этом случае дадут хотя бы 1-2 балла.
— Нет, Лариса, пусть ваши ученики получают не 1-2 балла за Часть 2, а все положенные 3 балла. Всё же не должно быть в ответах про анафазу никаких разночтений в самой формуле..
И в начале анафазы I, и в конце анафазы I ученики должны указывать в ответах на тестовые задания одну и ту же формулу 2n4c (до обособления хромосом в два новых ядра в телофазу, мы не можем записать формулу иначе). А в начале анафазы 2 и в конце анафазы 2 ученики должны указывать 2n2c.
Другое дело, я снова повторяюсь, что для объяснения учащимся мейоза – редукционного деления – надо подчеркивать (рисунками, схемами, “на пальцах”, эмоционально), что именно другого происходит в профазу I, метафазу I и анафазу I мейоза, по сравнению с этими же фазами митоза.
*****************************************************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по материалам этого диалога с учителем биологии Ларисой, обращайтесь, пожалуйста, в комментариях к статье.