Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора по биологии biorepet-ufa.ru.
На этой странице приводятся ответы на некоторые вопросы открытого банка заданий ФИПИ по биологии по разделу «Биология как наука. Методы научного познания».
Представлены ответы лишь на те вопросы, которые вызывали затруднения у учащихся.
Сложным, например, оказалось такое простое задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный или организменный уровни.
Экосистему хвойного леса многие ученики относят к биосферному уровню организации жизни вместо биогеоценотического.
Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?
1) обмен веществ;
2) раздражимость;
3) размножение;
4) изменчивость.
Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука:
1) физиология растений;
2) экология растений;
3) палеонтология;
4) селекция.
Генеалогический метод использует наука:
1) морфология;
2) биохимия;
3) генетика;
4) эмбриология.
На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?
1) биосферном;
2) экосистемном;
3) популяционном;
4) организменном.
Генные мутации происходят на уровне организации живого:
1) организменном;
2) популяционном;
3) видовом;
4) молекулярном.
Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука:
1) селекция;
2) генетика;
3) физиология;
4) ботаника.
Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука:
1) генетика;
2) биохимия;
3) цитология;
4) селекция.
Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия;
2) микроскопирование;
3) цитогенетический анализ;
4) культуры клеток и тканей;
5) центрифугирование;
6) гибридизация.
(Поскольку вопрос о методах, позволяющих исследовать «строение и функции клеток», то традиционно здесь только два ответа абсолютно подходят: микроскопирование и центрифугирование. «Культура клеток и тканей» тоже может являться правильным ответом на этот вопрос.
Генетика имеет большое значение для медицины, так как она:
1) устанавливает причины наследственных заболеваний;
2) создает лекарства для лечения больных;
3) ведет борьбу с эпидемиями;
4) защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами.
Главный признак живого:
1) движение;
2) увеличение массы;
3) обмен веществ;
4) преобразование веществ.
Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод:
1) светового микроскопирования;
2) электронного микроскопирования;
3) центрифугирования;
4) культуры тканей.
Процессы экологического и географического видообразования исследует наука:
1) генетика;
2) селекция;
3) об эволюции;
4) систематика.
По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы:
1) обмен веществ и превращение энергии;
2) самовоспроизведение;
3) наследственность и изменчивость;
4) адаптированность;
5) раздражимость;
6) поддержание гомеостаза;
7) способность к уменьшению энтропии.
В цитологии используют метод:
1) гибридологического анализа;
2) искусственного отбора;
3) электронной микроскопии;
4) близнецовый.
Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:
1) организменный;
2) биоценотический;
3) биосферный;
4) популяционно-видовой.
Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?
1) экология;
2) генетика;
3) селекция;
4) цитология.
Основная задача систематики – изучение:
1) этапов исторического развития организмов;
2) отношений организмов и окружающей среды;
3) приспособленности организмов к условиям обитания;
4) организмов и объединение их в группы на основе родства.
На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?
1) клеточном;
2) организменном;
3) популяционно-видовом;
4) биосферном.
Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно:
1) уменьшение веса;
2) перемещение в пространстве;
3) дыхание;
4) растворение веществ в воде.
Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод:
1) микроскопии;
2) пересадки генов;
3) конструирования генов;
4) центрифугирования.
Ископаемые останки организмов изучает наука:
1) биогеография;
2) эмбриология;
3) сравнительная анатомия;
4) палеонтология. (Поместил этот простой вопрос, так как в оригинале на сайте ФИПИ написан термин «ископаемые остатки»).
В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?
1) школьный;
2) световой;
3) бинокулярный;
4) электронный.
Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к:
1) изменению размеров;
2) самовоспроизведению;
3) разрушению;
4) росту.
Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения:
1) ручной лупы;
2) электронного микроскопа;
3) штативной лупы;
4) светового микроскопа.
Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных:
1) биотехнология;
2) генетика;
3) анатомия;
4) эмбриология.
Близнецовый метод используется в науке:
1) селекции;
2) генетике;
3) физиологии;
4) цитологии.
Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого:
1) организменном;
2) популяционно-видовом;
3) биогеоценотическом;
4) биосферном.
Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания?
1) палеонтология;
2) эмбриология;
3) экология;
4) селекция.
Какому уровню организации живого свойственны хромосомные мутации?
1) организменному;
2) видовому;
3) клеточному;
4) популяционному.
В световой микроскоп можно увидеть:
1) деление клетки;
2) биосинтез белка;
3) рибосомы;
4) молекулы АТФ.
Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого:
1) тканевом;
2) молекулярном;
3) организменном;
4) клеточном.
Причины комбинативной изменчивости изучают:
1) генетики;
2) палеонтологи;
3) экологи;
4) эмбриологи.
Какой метод исследования используют в цитологии?
1) гибридологический;
2) центрифугирования;
3) генеалогический;
4) инбридинг.
Какой признак живого характерен для вирусов?
1) раздражимость;
2) возбудимость;
3) обмен веществ;
4) воспроизведение.
Нарушения углеводного обмена у человека исследуют с помощью метода:
1) цитогенетического;
2) генеалогического;
3) экспериментального;
4) биохимического.
Особенности процессов онтогенеза изучает наука:
1) систематика;
2) селекция;
3) эмбриология;
4) палеонтология.
Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции:
1) организма растений;
2) органов животных;
3) органоидов клетки;
4) систем органов.
Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?
1) рибосомы;
2) ядра;
3) хлоропласты;
4) вакуоли.
В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по:
1) размеру и массе;
2) строению и составу;
3) выполняемым функциям;
4) расположению в цитоплазме.
Созданием новых особей из комбинированных клеток занимается:
1) цитология;
2) микробиология;
3) клеточная инженерия;
4) генная инженерия.
Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме:
1) генетика;
2) селекция;
3) органическая химия;
4) молекулярная биология.
Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука:
1) морфология;
2) генетика;
3) эмбриология;
4) анатомия.
******************************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Здравствуйте,Борис Фагимович. На сайтах по подготовке к ЕГЭ гуляет такой спорный вопрос: на каком уровне происходят процессы транскрипции, трансляции? Какому уровню свойственны генные и хромосомные мутации? И ответы всегда разные: то клеточный, то молекулярный.
Здравствуйте, Лариса! В обоих случаях даны примеры молекулярного уровня организации живой материи.
День добрый, Борис Фагимович! В этом году у меня уже не одна ученица, поэтому опять ЕГЭ… Некоторые вопросы прошлого года не дают покоя. К таким вопросам относится следующий: какие методы используют для изучения строения и функций клеток. В официальных ответах 2,3,4. Но! Вот что я обнаружила в учебнике повышенного уровня Теремов, Петросова 2012, стр. 32. что одним из методов изучения клеток является метод культуры тканей.
Здравствуйте, Светлана! Рад, что у Вас снова есть ученики. Светлана, наверное больше, чем Вы никто не находил всяких противоречий в тестовых заданиях. В любом базовом школьном учебнике к методам изучения клетки, кроме микроскопирования, относится и метод центрифугирования (как метод изучения состава клеточных органелл). А у авторов теста, как Вы пишите, вариант «центрифугирование» вообще не входит как правильный. Светлана, разрешите посоветовать Вам в дальнейшем постараться не зацикливаться на таких не объективных, частных «мелко-пакостных» тестах — они не имеют никакого отношения к познанию биологии как науки, призванной изучать жизнь. Все равно мы никогда не сможем узнать, что было в голове у автора-составителя того или иного некорректно составленного задания. А вот разные учебники (являющиеся, как правило, результатом коллективного разума) изучать и сопоставлять друг с другом (как Вы собственно и поступаете) непременно стоит. В них тоже могут встретиться спорные моменты. Но споря с учебником, мы хотя бы «видим» с кем спорим: с авторами конкретных пособий, изданными сотнями тысяч экземпляров, а не с «инкогнито» какого-то незамысловатого теста.
В официальных тестах 2, 4, 5, я ошиблась! Спасибо, Борис Фагимович за ответ!
Добрый вечер! Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме?
Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме — это биохимия. Если это тест из ЕГЭ, то там есть задание, где нет вообще правильного ответа на этот вопрос и по замыслу автором-составителей надо выбирать «молекулярную биологию», что неверно.
Борис Фагимович, под вариантами вы имеете ввиду страницы???
Да, Светлана, это просто для удобства просмотра материала не сгруппированного на сайте ФИПИ ни каким образом.