Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
На этой странице моего блога находятся тестовые вопросы Открытого банка заданий [urlspan]ФИПИ[/urlspan]
по 4-му разделу биологии «Система и многообразие органического мира».
Всего в этом разделе на сайте ФИПИ сначала было опубликовано на 69 страницах 689 заданий.
После экзаменов 2017 года и 2018 года было добавлено ещё 125 заданий, которые находятся на соответствующих станицах блога.
Чтобы проверить свой уровень подготовленности к экзамену, отвечайте на тесты самостоятельно, а потом свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь
46.
Установите соответствие между паразитическим червем и типом, к которому он принадлежит.
ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ЧЕРВЬ
А) аскарида человеческая
Б) острица
В) эхинококк
Г) печёночный сосальщик
Д) бычий цепень
ТИП
1) Круглые черви
2) Плоские черви
Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.
Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трёх значений.
В корнях растений отсутствует ткань
1) покровная
2) образовательная
3) фотосинтезирующая
4) проводящая
Плоды образуются у растений отдела
1) Голосеменные
2) Покрытосеменные
3) Плауновидные
4) Папоротниковидные
Признак, характерный только для моллюсков, – наличие
1) членистого тела
2) двусторонней симметрии
3) нервной системы
4) мантии и мантийной полости
Об усложнении кровеносной системы млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, свидетельствует
1) появление трёхкамерного сердца
2) полное разделение венозной и артериальной крови
3) образование неполной перегородки в желудочке сердца
4) наличие двух предсердий в сердце
Определите число родов, в которые объединены перечисленные виды растений: колокольчик сборный, клевер красный, василёк полевой, клевер ползучий, горох посевной, василёк луговой.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
Грибы, в отличие от растений,
1) растут в течение всей жизни
2) не имеют митохондрий в клетках
3) по способу питания гетеротрофные организмы
4) не имеют клеточного строения
К вегетативным органам растений относят
1) цветок
2) плод
3) стебель
4) семя
47.
Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?
1) размножение спорами
2) наличие у них корней
3) клеточное строение
4) чередование полового и бесполого поколений
Какую функцию выполняют органы бычьего цепня, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?
1) всасывание питательных веществ из кишечника хозяина
2) выделение веществ, защищающих тело от переваривания
3) прикрепление червя к стенке кишечника хозяина
4) поглощение частиц пищи и их переваривание
Сложные формы поведения, обусловленные наличием коры головного мозга, проявляются у
1) пресмыкающихся
2) земноводных
3) млекопитающих
4) рыб
Каждый отдел растений подразделяют на
1) царства
2) типы
3) отряды
4) классы
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК
А) теплокровность
Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды
В) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения
Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землёй
Д) характерно двойное дыхание
Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются
КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Птицы
2) Пресмыкающиеся
Из завязи пестика после оплодотворения образуется
1) плод
2) семя
3) зигота
4) зародыш
Водоросли, в отличие от растений других групп,
1) не образуют половых клеток
2) размножаются спорами
3) имеют небольшие размеры и живут в воде
4) не имеют тканей и органов
Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?
1) принимает возбуждение и передаёт его другим клеткам
2) при делении образует клетки других видов
3) вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных
4) воспринимает действия химических раздражителей
Какая часть органа слуха позвоночных животных развивается только у млекопитающих?
1) внутреннее ухо
2) полость среднего уха
3) ушная раковина
4) слуховая труба
В неблагоприятных условиях бактерии
1) активно размножаются
2) превращаются в споры
3) образуют гаметы
4) образуют микоризу
48.
Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.
ПРИЗНАК
А) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Б) в желудочке сердца артериальная
и венозная кровь не смешиваются
В) кости полые, заполнены воздухом
Г) интенсивный обмен веществ
Д) всё тело покрыто роговой чешуёй
КЛАСС ЖИВОТНЫХ
Е) наличие цевки
1) Пресмыкающиеся
2) Птицы
Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры.
1) образование гамет
2) оплодотворение и образование зиготы
3) развитие взрослого растения (спорофит)
4) образование заростка
Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?
Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?
Микориза – это
1) симбиоз мицелия с корнями растений
2) болезнь растения, вызванная грибами
3) гифы гриба, на которых развивается плодовое тело
4) паразит, живущий за счёт других организмов
На каком рисунке изображена клетка, которая не может делиться?
1)
2)
3)
4)
Зелёные водоросли относят к царству растений, так как они
1) являются индикаторами загрязнения воды и почвы
2) в клетках содержат хлорофилл
3) выделяют в атмосферу углекислый газ в процессе дыхания
4) имеют клеточное строение
Взрослая особь человеческой аскариды обитает в
1) желудке
2) лёгких
3) кишечнике
4) надпочечниках
Обыкновенный дельфин, погружаясь в морские глубины, расходует кислород, который содержится в
1) жабрах
2) лёгких
3) воздушных мешках
4) полостях тела
Лишайники, в отличие от мхов,
1) образуют ризоиды
2) размножаются спорами
3) являются комплексными организмами
4) вступают в симбиоз с корнями высших растений
49.
Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА
А) ДНК замкнута в виде кольца
Б) по способу питания – автотрофы или гетеротрофы
В) клетки имеют оформленное ядро
Г) ДНК имеет линейное строение
Д) в клеточной стенке имеется хитин
Е) ядерное вещество расположено в цитоплазме
ЦАРСТВО
1) Грибы
2) Бактерии
Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке.
Обоснуйте Ваш ответ.
Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б,
и объясните их роль в жизни растения.
В сколько родов можно объединить виды растений из приведённого списка: боярышник колючий, василёк луговой, василёк синий, клевер красный, клевер ползучий, берёза бородавчатая, колокольчик раскидистый?
1) 3
2) 5
3) 6
4) 7
Какой буквой на рисунке обозначена часть цветка, в которой происходит оплодотворение?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,
1) содержат зародыш с запасом питательных веществ
2) образуются в плодах
3) не имеют семенной кожуры
4) развиваются на чешуйках шишек
В основе сложного поведения общественных насекомых лежит
1) инстинкт
2) условный рефлекс
3) рассудочная деятельность
4) развитие с метаморфозом
У каких позвоночных животных в процессе эволюции впервые появились трёхкамерное сердце и лёгкие?
1) земноводные
2) пресмыкающиеся
3) рыбы
4) птицы
Что происходит в пищеварительных вакуолях простейших?
1) неорганические вещества растворяются и выводятся наружу
2) синтезируются органические вещества
3) органические вещества превращаются в воду и углекислый газ
4) сложные органические вещества расщепляются до мономеров
Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов?
А. У большинства позвоночных животных в эмбриональном состоянии закладывается хорда, которая далее замещается хрящевым или костным скелетом.
Б. Позвоночные животные развиваются из оплодотворённой яйцеклетки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен.
ПРИЗНАК
А) сердце заполнено венозной кровью
Б) наличие трёхкамерного сердца
В) в желудочке сердца кровь смешивается
Г) один круг кровообращения
Д) наличие одного предсердия
КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Костные рыбы
2) Земноводные
50.
Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?
Грибы, в отличие от бактерий,
1) относят к ядерным организмам
2) являются гетеротрофами
3) участвуют в почвообразовании
4) участвуют в круговороте веществ
Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как они
1) служат пищей для некоторых животных
2) уничтожают вредителей сада
3) опыляют цветки растений
4) выполняют роль редуцентов
«Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки
1) бурых водорослей
2) растений семейства Капустные
3) зелёных водорослей
4) морского планктона
Какой признак отсутствует у кишечнополостных?
1) многоклеточность
2) лучевая симметрия
3) третий зародышевый листок
4) размножение почкованием
Для представителей какой группы животных характерна зубная система с зубами, расположенными в ячейках челюстей?
1) Земноводные
2) Млекопитающие
3) Членистоногие
4) Моллюски
Какой буквой на рисунке обозначено место в цветке, где происходит двойное оплодотворение?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО
А) наличие головогруди и брюшка
Б) одна пара усиков
В) четыре пары ходильных ног
Г) глаза простые или отсутствуют
Д) дыхание только трахейное
КЛАСС
1) Паукообразные
2) Насекомые
Какой признак характерен только для грибов?
1) неподвижность
2) наличие гиф
3) наличие клеточной стенки
4) размножение спорами
Семя, в отличие от споры, представляет собой
1) зародыш с запасом питательных веществ
2) генеративную почку
3) видоизменённый зачаточный побег
4) сформировавшийся одноклеточный зародыш
51.
Мхи – более высокоорганизованные растения, чем водоросли, так как
1) содержат хлорофилл в клетках
2) размножаются бесполым путём
3) имеют клеточное строение
4) состоят из тканей и органов
У свободноживущего плоского червя белой планарии, в отличие от печёночного сосальщика,
1) жизненный цикл происходит со сменой хозяев
2) тело имеет двустороннюю симметрию
3) имеется выделительная система
4) нервная система и органы чувств лучше развиты
Усложнение строения кровеносной системы млекопитающих, в сравнении с пресмыкающимися, состоит в появлении
1) четырёхкамерного сердца
2) второго круга кровообращения
3) клапанов в сердце
4) аорты и артерий
Развитию боковых корней способствует
1) рыхление и полив почвы
2) удаление верхушки главного корня
3) пасынкование и удаление части листьев
4) прищипка верхушки побега
Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, – появление
1) отделов тела и наружного скелета
2) незамкнутой кровеносной системы
3) нервной системы узлового типа
4) пищеварительной системы
В чём выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни?
1) развитие личинки в теле хозяина
2) размножение половым путём
3) наличие плотной кутикулы
4) наличие двусторонней симметрии тела
5) наличие кожно-мускульного мешка
6) образование большого числа яиц
Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК РЫБ
А) жаберные щели открываются наружу
Б) рот смещён на брюшную сторону тела
В) большинство представителей имеют плавательный пузырь
Г) костный скелет
Д) жабры прикрыты жаберными крышками
КЛАСС
1) Хрящевые рыбы
2) Костные рыбы
В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?
Грибы, в отличие от растений,
1) не имеют хлоропластов
2) не имеют митохондрий
3) растут в течение всей жизни
4) поглощают воду и минеральные вещества из почвы
52.
Укажите верное описание корневого волоска.
1) часть корня, в которой находятся сосуды
2) часть корня, защищённая корневым чехликом
3) молодой кончик корня, состоящий из одинаковых клеток
4) молодая сильно вытянутая клетка с тонкой оболочкой
Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с
1) мхами
2) хвощами
3) плаунами
4) голосеменными
Какую функцию в теле инфузории-туфельки выполняют органоиды, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?
1) ориентации в среде обитания
2) защиты от механических воздействий среды
3) поступательного вращательного движения
4) выделения из организма вредных веществ
У млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, в дыхательной системе появились
1) правое и левое лёгкие
2) трахеи и бронхи
3) ноздри и носовые полости
4) лёгочные пузырьки в лёгких
Наличие какой особенности строения ланцетника указывает на его близость
с позвоночными животными?
1) хорды
2) мышц
3) плавников
4) костного скелета
Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и
1) поглощение корнями минеральных веществ
2) отток органических веществ в другие органы
3) испарение воды листьями
4) образование органических веществ в растении
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО
А) дыхание лёгочное и кожное
Б) оплодотворение наружное
В) кожа сухая, без желёз
Г) постэмбриональное развитие
с превращением
Д) размножение и развитие происходят на суше
Е) оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка
КЛАСС
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
У цветковых растений, в отличие от голосеменных,
1) образуются семена с запасом питательных веществ
2) происходит опыление ветром
3) происходит двойное оплодотворение
4) образуются годичные кольца в стебле
Голосеменные растения, в отличие от папоротниковидных,
1) выделяют кислород при фотосинтезе
2) по способу питания являются автотрофами
3) имеют вегетативные органы
4) представлены только деревьями и кустарниками
53.
Какой признак характерен для растений класса Однодольные?
1) мочковатая корневая система
2) цветок пятичленного типа
3) листья сложные, с сетчатым жилкованием
4) наличие зародыша в семени
Какие особенности в организации насекомых позволяют их выделять
в самостоятельный класс в типе Членистоногие?
1) хитиновый покров тела
2) три пары конечностей
3) расчленённость конечностей на отделы
4) одна пара усиков
5) расчленение тела на голову, грудь и брюшко
6) наличие кровеносной системы
В какую наименьшую систематическую категорию объединяют клевер красный и клевер ползучий?
1) семейство
2) класс
3) род
4) вид
Какой организм изображён на рисунке?
1) мукор
2) дрожжи
3) пеницилл
4) спорынья
Развитие с полным превращением наблюдается у
1) бабочек
2) кузнечиков
3) тлей
4) саранчи
Какой признак отсутствует у кишечнополостных?
1) трёхслойность
2) лучевая симметрия
3) многоклеточность
4) стрекательные клетки
Все растения – от водорослей до покрытосеменных – имеют
1) клеточное строение
2) семена
3) вегетативные органы
4) плоды
Неорганические вещества у покрытосеменных растений передвигаются по
1) cосудам
2) клеткам камбия
3) лубяным волокнам
4) ситовидным трубкам
К какому классу относят членистоногих, имеющих четыре пары ходильных ног?
1) Насекомые
2) Ракообразные
3) Паукообразные
4) Креветки
У покрытосеменных растений транспорт органических веществ от листьев
к другим органам обеспечивают
1) клетки камбия
2) ситовидные трубки
3) древесинные волокна
4) трахеиды и сосуды
54.
Установите соответствие между признаком и объектом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК
А) наследственный материал представлен нуклеоидом
Б) нуклеиновая кислота защищена капсидом
В) не имеет собственного обмена веществ
Г) минерализует мёртвые органические остатки
Д) имеет клеточную стенку из полисахаридов
ОБЪЕКТ
1) бактерия
2) вирус
Установите соответствие между характеристикой кожи животного и классом, для которого она свойственна.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖИ
А) обеспечивает газообмен
Б) образует роговые выросты
В) содержит обилие желёз
Г) образует костные пластинки
Д) осуществляет всасывание воды
Е) обильно снабжена капиллярами, тонкая
КЛАСС
1) Пресмыкающиеся
2) Земноводные
К какой группе рыб относят изображённое на рисунке животное?
1) хрящевым
2) костно-хрящевым
3) двоякодышащим
4) костистым
Древние древовидные папоротники способствовали
1) созданию первичной атмосферы
2) образованию болот
3) образованию залежей каменного угля
4) формированию современного ландшафта
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные с двусторонней симметрией тела. 2. Кишечнополостные могут вести прикреплённый или свободноплавающий образ жизни. 3. Их тело состоит из двух слоёв клеток. 4. В наружном слое располагаются кожно-мускульные, нервные, стрекательные и пищеварительные клетки. 5. С помощью стрекательных клеток кишечнополостные животные парализуют добычу и защищаются от врагов. 6. При раздражении чувствительного волоска стрекательная нить выпрямляется и вонзается в жертву. 7. После выстрела стрекательная клетка погибает, новые стрекательные клетки формируются из кожно-мускульных клеток.
Грибы, как и животные,
1) являются гетеротрофными организмами
2) растут в течение всей жизни
3) содержат в организмах хитин
4) не содержат в клетках рибосом
5) не содержат в клетках митохондрий
6) имеют клеточное строение
Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с момента прорастания спор.
1) формирование многолетнего растения (спорофита)
2) оплодотворение на заростке
3) прорастание споры и формирование заростка
4) развитие побега с придаточными корнями из зиготы
5) формирование гамет на гаметофите
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они сделаны, исправьте их.
1. В благоприятных условиях бактерии образуют споры. 2. С помощью спор у бактерий происходит бесполое размножение. 3. В экосистеме гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения мёртвых тел, превращая их в перегной. 4. Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ. 5. Небольшая группа бактерий имеет хлоропласты, при участии которых происходит фотосинтез.
В распределении млекопитающих по отрядам важнейшим признаком является
1) форма тела
2) среда обитания
3) строение зубов
4) характер покрова тела
Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
А) преобладание в цикле развития спорофита
Б) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
В) наличие стержневой корневой системы
Г) прикрепляется к почве ризоидами
Д) произрастает в нижнем ярусе леса
Е) образует древесный ярус леса
ОТДЕЛ
1) Голосеменные
2) Моховидные
55.
Назовите плод, разрез которого изображён на рисунке.
Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3
и какие функции они выполняют?
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения растут только в первые годы жизни. 5. В цикле развития растения происходит смена полового и бесполого поколений. 6. Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян.
Какое животное типа Членистоногие имеет четыре пары ходильных ног?
1) паук-кpестовик
2) рыжий таракан
3) бабочка капустная белянка
4) речной рак
Главный признак, по которому растение относят к классу Однодольные, – это
1) строение плода
2) способ опыления
3) строение зародыша семени
4) наличие эндосперма
Костные рыбы, в отличие от хрящевых,
1) живут в глубинах океана
2) имеют парные плавники
3) имеют плавательный пузырь
4) покрыты чешуёй
Установите соответствие между характеристикой строения клетки и организмом, для которого она свойственна.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Клетка не содержит митохондрий.
Б) Клеточная стенка состоит из клетчатки.
В) Имеется кольцевая хромосома.
Г) Имеются хлоропласты.
Д) Наследственный материал расположен в цитоплазме.
Е) Основная часть ДНК расположена в ядре.
ОРГАНИЗМ
1) бактерия
2) одноклеточная водоросль
Грибы, в отличие от растений,
1) имеют механические ткани
2) содержат хитин в оболочках клеток
3) растут всю жизнь
4) всасывают воду и минеральные вещества из почвы
По какому признаку берёзу бородавчатую относят к покрытосеменным растениям?
1) наличие семени
2) строение листьев
3) наличие цветков
4) строение корневой системы
Чтобы усилить образование боковых корней у растений, проводят
1) удаление боковых побегов
2) удаление цветков
3) прищипывание кончика корня
4) прищипывание верхушки стебля
У каких позвоночных животных впервые появились пятипалые конечности?
1) птиц
2) млекопитающих
3) пресмыкающихся
4) земноводных
56.
Установите соответствие между особенностью ткани растения и её видом.
ОСОБЕННОСТЬ
А) обеспечивает вставочный рост у злаков
Б) защищает от колебаний температур и повреждений
В) образует камбиальный слой в стебле
Г) обеспечивает газообмен
Д) формирует восковой слой на своей поверхности
Е) имеет множество мелких клеток с большим ядром
ВИД ТКАНИ
1) образовательная
2) покровная
В толстом кишечнике человека обитает большое количество бактерий, составляющих нормальную микрофлору. Укажите не менее трёх значений этих бактерий для нормальной жизнедеятельности организма.
Какой цифрой на рисунке обозначена часть древесного стебля, в которой образуются годичные кольца?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
В клетках корня растения, в отличие от клеток листа, в большинстве случаев отсутствуют
1) митохондрии
2) вакуоли
3) ядра
4) хлоропласты
В чём проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трёх примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве?
Растения какого из названных отделов имеют более высокую организацию?
1) Покрытосеменные
2) Голосеменные
3) Хвощевидные
4) Моховидные
Общий признак круглых и кольчатых червей – наличие
1) органов выделения – почек
2) кровеносной системы
3) кожно-мускульного мешка
4) нервной трубки
Назовите изображённое на рисунке животное и его структуры, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3.
Какую роль эти структуры играют в жизни организма?
Грибница (мицелий) плесневого гриба представлена
1) вегетативными органами
2) клетками механической ткани
3) плодовым телом
4) множеством переплетённых гифов
Докажите, что клубень картофеля является видоизменённым побегом. Приведите не менее трёх доказательств.
57.
Грибы, как и животные,
1) имеют неограниченный рост
2) ведут активный образ жизни
3) образуют мочевину в процессе обмена веществ
4) запасают углеводы в виде гликогена
5) питаются готовыми органическими веществами
6) имеют вегетативное тело, состоящее из мицелия
Позвоночные, откладывающие на суше крупные оплодотворённые яйца, защищённые плотной оболочкой, – это
1) Хвостатые земноводные
2) Плацентарные
3) Пресмыкающиеся
4) Сумчатые
Ткань в растительном организме представляет собой группу
1) различных по строению клеток, выполняющих определённую функцию
2) сходных по строению клеток, выполняющих определённую функцию
3) сходных по строению клеток, выполняющих различные функции
4) различных по строению клеток, выполняющих различные функции
В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение.
Какие признаки объединяют речного рака, паука-крестовика и майского жука в тип Членистоногие?
1) хитиновый покров тела
2) брюшная нервная цепочка
3) деление тела на отделы
4) фасеточные глаза
5) замкнутая кровеносная система
6) одинаковое строение органов выделения
Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самой крупной.
1) Бурый медведь
2) Хордовые
3) Хищные
4) Млекопитающие
5) Медвежьи
6) Медведи
Половое и бесполое поколения (гаметофит и спорофит) развиваются на одном растении у
1) моховидных
2) хвощевидных
3) плауновидных
4) папоротниковидных
Об усложнении папоротников по сравнению с мхами свидетельствует
1) наличие у них корней
2) размножение спорами
3) чередование поколений при развитии
4) наличие хлорофилла в листьях и стебле
Млекопитающие отличаются от других позвоночных животных наличием
1) двух кругов кровообращения
2) сухой кожи с роговыми чешуями
3) волосяного покрова
4) замкнутой кровеносной системы
Какое животное типа Членистоногие имеет четыре пары ходильных ног?
1) скорпион
2) кузнечик
3) колорадский жук
4) речной рак
58.
Установите соответствие между признаком и классом хордовых животных, для представителей которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
А) наличие извилин и борозд в коре больших полушарий
Б) участие в дыхании воздушных мешков
В) альвеолярное строение лёгких
Г) отсутствие зубов
Д) заполнение костных полостей воздухом
Е) участие кожи в теплорегуляции
КЛАСС
1) Млекопитающие
2) Птицы
Появление у животных двусторонней симметрии тела сопровождалось переходом к
1) активному движению
2) водному образу жизни
3) многоклеточности
4) половому размножению
Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, освоили сушу в связи с тем, что они
1) имеют покровы тела, препятствующие испарению воды
2) сохраняют активность при низких температурах
3) питаются растительной пищей
4) обладают крупными размерами
Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей.
Почему папоротники нельзя считать «совершенными» наземными растениями?
1) Они обитают во влажных местах.
2) Для полового размножения им необходима вода.
3) У них спорофит доминирует над гаметофитом.
4) Для них характерно чередование поколений.
Клетки тела снабжаются большим количеством кислорода у животных с
1) незамкнутой кровеносной системой
2) постоянной температурой тела
3) жаберным дыханием
4) непрямым развитием
Нервная система членистоногих по строению сходна с нервной системой
1) ланцетников
2) кольчатых червей
3) круглых червей
4) плоских червей
Родственные семейства животных объединяют в более крупные систематические категории –
1) роды
2) отряды
3) классы
4) типы
Испарение воды листьями наиболее интенсивно происходит
1) днём при облачной погоде
2) ночью при сильном сухом ветре
3) ранним утром
4) днём при сильном сухом ветре
59.
Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ РАСТЕНИЯ
А) Жизненная форма – кустарник или дерево.
Б) Споры развиваются в спорангиях на листьях.
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Придаточные корни развиваются от корневища.
Д) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Е) Из споры развивается пыльцевое зерно.
ОТДЕЛ
1) Папоротниковидные
2) Голосеменные
По каким внешним признакам можно отличить насекомых от членистоногих других классов? Укажите не менее четырёх признаков.
Грибы, как и растения,
1) являются автотрофными организмами
2) имеют клеточное строение
3) растут всю жизнь
4) всасывают воду и минеральные вещества из почвы
5) питаются готовыми органическими веществами
6) содержат в клетках хлоропласты
Какие из перечисленных растений были предками высших растений?
1) цианобактерии
2) бурые водоросли
3) красные водоросли
4) зелёные водоросли
У сосны отсутствуют
1) плоды
2) семена
3) пыльцевые зёрна
4) семязачатки
Покрытосеменные – более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют
1) плоды с семенами
2) семена из семязачатков
3) зародыш в семени
4) половые клетки
У каких растений в процессе эволюции впервые появились зачатки проводящей ткани и эпидермиса?
1) мхов
2) плаунов
3) риниофитов
4) папоротников
По строению зародыша семени, корневой системы и жилкованию листьев можно определить принадлежность цветковых растений к
1) семейству
2) отделу
3) классу
4) виду
Водоросли, в отличие от растений других групп,
1) не имеют тканей и органов
2) не имеют ядра в клетках
3) состоят из разнообразных по строению и функциям клеток
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
Шишка хвойных – это
1) плод
2) видоизменённый побег
3) семязачаток
4) зародыш
Почему мхи относят к царству Растения?
1) Мхи участвуют в круговороте веществ.
2) Их клетки имеют ядро, цитоплазму, мембрану.
3) В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.
4) Их клетки содержат хлоропласты, в которых происходит фотосинтез.
60.
Водоросли – низшие растения, так как
1) не имеют ядра в клетках
2) не имеют тканей и органов
3) живут только в водоёмах
4) размножаются спорами
Какой признак отличает многоклеточные водоросли от растений других отделов?
1) отсутствие тканей и органов
2) наличие в клетках хлорофилла
3) способность к вегетативному размножению
4) оплодотворение при наличии воды
Водоросли, в отличие от растений других групп,
1) не имеют тканей и органов
2) не способны к фотосинтезу
3) размножаются спорами
4) являются автотрофами
Стебли с зачатками листьев впервые в процессе эволюции появились у
1) хвощей
2) плаунов
3) псилофитов
4) папоротников
Характерный признак водорослей –
1) отсутствие органов
2) наличие тканей
3) отсутствие слоевища
4) расчленённость тела на органы
Для папоротниковидных растений, в отличие от моховидных, характерно
1) размножение спорами со сменой поколений
2) наличие гаметофита и спорофита в жизненном цикле
3) образование органических веществ в процессе фотосинтеза
4) наличие придаточных корней
К высшим растениям относят папоротники, так как
1) они размножаются спорами
2) у них в цикле развития преобладает гаметофит
3) у них развиты ткани и вегетативные органы
4) они обитают в наземной среде
Почему водоросли относят к царству Растения?
1) имеют клеточное строение
2) начинают развитие с зиготы
3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества
4) в процессе дыхания выделяют углекислый газ
Голосеменные и покрытосеменные растения
1) развиваются из гаплоидных спор
2) имеют цветок
3) развиваются из семян
4) принадлежат к одному отделу
Для оплодотворения папоротниковидным растениям необходимо наличие
1) высоких температур
2) насекомых опылителей
3) воды
4) света
61.
У моховидных растений отсутствует
1) корень
2) побег
3) почвенное питание
4) чередование поколений
Укажите признак, характерный только для представителей царства Растения.
1) размножение спорами
2) рост в течение всей жизни
3) наличие клеточной стенки
4) наличие в клетках хлоропластов
Признак, по которому покрытосеменные растения делят на классы, –
1) строение плода
2) строение околоплодника
3) число семядолей в зародыше
4) число семян в плоде
Среди высших растений мхи отличаются наличием
1) покровной и проводящей тканей
2) хлоропластов в клетках листьев и стеблей
3) спорангиев в виде коробочки на взрослом растении
4) стеблей, листьев, заростка
Водоросли относят к царству Растения, так как
1) их клетки имеют ядро, цитоплазму, мембрану
2) их клетки содержат хлорофилл
3) в процессе дыхания они окисляют органические вещества
4) они поглощают из почвы воду и минеральные вещества
Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
1) имеют хорошо развитые вегетативные органы
2) в результате фотосинтеза выделяют кислород
3) содержат в клетках хлоропласты
4) образуют плоды с семенами
Растения класса Однодольные, как правило, можно узнать по
1) наличию камбия в стебле
2) параллельному жилкованию листьев
3) стержневой корневой системе
4) цветкам четырёх-пятичленного типа
Широкому распространению покрытосеменных на Земле способствовало
1) увеличение продолжительности жизни
2) образование цветков и плодов
3) появление полового размножения
4) развитие устьиц в покровной ткани
Водоросли, в отличие от растений других групп,
1) имеют хлоропласты
2) состоят из сходных клеток
3) имеют небольшие размеры и живут в воде
4) выделяют кислород при фотосинтезе
У голосеменных растений, в отличие от папоротников, происходит
1) оплодотворение
2) образование зиготы
3) развитие семязачатков
4) формирование корневища
62.
Цветковые растения объединяют в классы по
1) способу опыления
2) строению плода
3) особенностям оплодотворения
4) числу семядолей в семени
Что характерно только для голосеменных растений?
1) Они имеют плоды и семена.
2) Пыльцевые зёрна созревают в шишке.
3) Они являются вечнозелёными растениями.
4) Оплодотворение происходит в семязачатке.
Семена в процессе эволюции впервые появились у
1) семенных папоротников
2) голосеменных
3) покрытосеменных
4) плауновидных
У голосеменных растений отсутствуют
1) плоды
2) гаметы
3) семязачатки
4) пыльцевые зёрна
Голосеменные растения, в отличие от цветковых,
1) размножаются семенами
2) имеют вегетативные органы
3) образуют плоды с семенами
4) имеют мужские и женские шишки
Мхи, в отличие от многоклеточных водорослей,
1) имеют органы и ткани
2) содержат в клетках хлорофилл
3) являются автотрофными организмами
4) размножаются с помощью спор
Папоротники – более высокоорганизованные растения, по сравнению с водорослями, так как
1) состоят из тканей и органов
2) имеют хлоропласты в клетках
3) образуют гаметы
4) осуществляют фотосинтез
Почему плауны относят к высшим растениям?
1) имеют клеточное строение
2) в процессе дыхания поглощают кислород
3) взаимодействуют с окружающей средой
4) имеют ткани и органы
Классы однодольных и двудольных покрытосеменных растений выделяют на основе особенностей строения
1) цветка, плода, стебля
2) тканей листа, стебля, корня
3) видоизменённых корней и побегов
4) семени, листьев, корневой системы
Папоротники, в отличие от водорослей,
1) состоят из разнообразных тканей
2) содержат в клетках хлорофилл
3) способны поглощать кислород и выделять углекислый газ
4) имеют вегетативные органы
5) по способу питания – автотрофы
6) имеют корневище с придаточными корнями
63.
У какой группы животных кожно-мускульный мешок выполняет функцию перемещения тела в пространстве?
1) круглых червей
2) членистоногих
3) кишечнополостных
4) моллюсков
По каким признакам бактерии выделяют в особое царство органического мира?
1) состоят из множества одинаковых клеток
2) образуют при неблагоприятных условиях споры
3) содержат в клетке цитоплазму и плазматическую мембрану
4) размножаются с помощью спор
5) не имеют ядерной оболочки
6) имеют нуклеоид
Грибы, как и животные,
1) имеют клеточное строение
2) не содержат в клетках рибосом
3) имеют ограниченный рост
4) имеют вакуоли с клеточным соком
Почему пресмыкающиеся теряют активность в холодную погоду?
1) нарушается онтогенез
2) подавляется половой инстинкт
3) замедляется обмен веществ
4) усиливается влажность воздуха
Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
А) листья только простые
Б) мочковатая корневая система
В) цветки пятичленного типа
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) наличие в стебле камбия
Е) преобладание травянистых форм, отсутствие деревьев
КЛАСС ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ
1) Двудольные
2) Однодольные
Установите соответствие между признаком хордовых животных и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ
А) внутреннее оплодотворение
Б) кожное и лёгочное дыхание
В) размножение и развитие в воде
Г) кожа сухая, без желёз
Д) небольшой запас питательных веществ в икринке
Е) прямое постэмбриональное развитие
КЛАСС
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
Водоросли, в отличие от растений других групп,
1) не имеют тканей и органов
2) не имеют ядра в клетках
3) состоят из разнообразных по строению и функциям клеток
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
Основным хозяином малярийного паразита является
1) комар
2) человек
3) малый прудовик
4) комнатная муха
Установите соответствие между признаком и типом развития насекомых.
ПРИЗНАК
А) В цикле развития отсутствует стадия куколки.
Б) Личинка может существовать в виде гусеницы.
В) Развитие происходит в три стадии.
Г) Личинка и взрослое насекомое имеют сходное внешнее строение.
Д) У личинки отсутствует расчленение тела на три отдела.
ТИП РАЗВИТИЯ
1) с неполным превращением
2) с полным превращением
Почему в зернохранилище не рекомендуется закладывать на хранение влажные семена? Что с ними происходит?
64.
Какой цифрой на рисунке обозначен слой клеток древесного стебля, за счёт которого дерево растёт в толщину?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Водоросли относят к царству Растения, так как
1) их клетки имеют ядро, цитоплазму, мембрану
2) их клетки содержат хлорофилл
3) в процессе дыхания они окисляют органические вещества
4) они поглощают из почвы воду и минеральные вещества
Рассмотрите рисунок и определите, благодаря какому процессу уменьшилось количество воды в банке со срезанными растениями.
1) корневому давлению
2) транспирации
3) биосинтезу белка
4) дыханию
Выберите признаки, характерные для человеческой аскариды как представителя типа Круглые черви.
1) Она имеет лентовидное тело.
2) Она питается полупереваренной пищей.
3) У неё имеется полость тела.
4) Мускулатура образована только продольными волокнами.
5) Кишечник заканчивается анальным отверстием.
6) Между внутренними органами располагается паренхима.
Что представляет собой почка растений?
1) часть стебля
2) зачаточный побег
3) завязь с семязачатками
4) черешок с листовой пластинкой
В чём проявляется сходство представителей царств Грибы и Животные? Приведите не менее четырёх признаков.
Коралловые полипы ведут прикреплённый образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?
Клетки устьиц, в отличие от клеток кожицы листа, содержат
1) ядро
2) цитоплазму
3) хлоропласты
4) вакуоли с клеточным соком
Благодаря фотосинтезу
1) в атмосферу выделяется кислород
2) из атмосферы усваивается азот
3) происходит деление клетки
4) расщепляются углеводы
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Среди животных, обитающих в морях и океанах, есть первичноводные и вторичноводные. 2. Предки первичноводных животных жили в воде; предки вторичноводных – на суше. 3. Китообразных относят к вторичноводным: у них видоизменены передние и задние конечности в ласты. 4. Также у них хорошо развит пояс задних конечностей. 5. Для китов и дельфинов, как и для других наземных млекопитающих, характерны четырёхкамерное сердце, теплокровность, живорождение, млечные железы и другие особенности. 6. Китообразные хорошо приспособлены к жизни в воде: имеют обтекаемую форму тела, толстый слой жира, жаберное дыхание. 7. Все они обладают сложным поведением.
65.
Какую функцию выполняет плавательный пузырь у большинства костных рыб?
1) пищеварительную
2) выделительную
3) накопления жидкости
4) гидростатическую
Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
А) наличие ризоидов у листостебельных растений
Б) преобладание в жизненном цикле гаметофита
В) наличие придаточных корней
Г) наличие водоносных клеток в листьях
Д) образование заростка в цикле развития
Е) образование спор в спороносных колосках
ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ
1) Моховидные
2) Хвощевидные
По каким признакам семенные растения отличаются от мхов? Приведите не менее четырёх признаков.
Какие позвоночные животные имеют трёхкамерное сердце?
1) хрящевые рыбы
2) костные рыбы
3) птицы
4) земноводные
Какой способ размножения растения изображён на рисунке?
1) черенками
2) отводками
3) прививкой
4) делением куста
Растения класса Однодольные, как правило, можно узнать по
1) наличию камбия в стебле
2) параллельному жилкованию листьев
3) стержневой корневой системе
4) цветкам четырёх-пятичленного типа
Установите соответствие между характеристикой организмов и их принадлежностью к определённому царству.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) клеточная стенка включает хитиноподобное вещество
Б) размножаются спорами
В) обладают неограниченным ростом
Г) поглощают вещества в виде твёрдых частиц
Д) клетки тела имеют плазматическую мембрану и гликокаликс
Е) имеют тело, представленное мицелием
ЦАРСТВО ОРГАНИЗМОВ
1) Грибы
2) Животные
Какая стадия индивидуального развития отсутствует у насекомых с неполным превращением?
1) зигота
2) куколка
3) личинка
4) взрослая форма
Боковая линия имеется у
1) детёнышей морских котиков
2) взрослых гренландских тюленей
3) головастиков лягушек
4) зародышей крокодилов
66.
Какой признак характерен для представителей типа Кишечнополостные?
1) лучевая симметрия тела
2) узловой тип нервной системы
3) замкнутая кровеносная система
4) хорошо развитые органы чувств
К видоизменённым подземным побегам относят
1) луковицу чеснока
2) корнеплод моркови
3) клубень картофеля
4) усы земляники
5) корневище ландыша
6) корневые шишки георгина
Назовите представленное на рисунке животное и укажите его тип. Какие системы органов обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2. Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3. Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4. Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. Грибы обладают автотрофным типом питания. 7. Рост грибов прекращается после созревания спор.
Какие черты организации пресмыкающихся позволили им освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырёх признаков.
Установите последовательность расположения слоёв на спиле дерева, начиная с пробкового слоя.
1) древесина
2) пробка
3) камбий
4) луб
5) сердцевина
Органами дыхания у насекомых служат
1) дыхальца
2) трахеи
3) лёгочные мешки
4) мальпигиевы сосуды
К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой признак живых организмов изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Какой тип деления лежит в основе этого признака?
Что характерно только для голосеменных растений?
1) Они имеют плоды и семена.
2) Пыльцевые зёрна созревают в шишке.
3) Они являются вечнозелёными растениями.
4) Оплодотворение происходит в семязачатке.
Через какую систему органов у позвоночного животного удаляется основная масса растворимых в воде продуктов обмена веществ?
1) пищеварительную
2) дыхательную
3) выделительную
4) кровеносную
67.
У голосеменных растений, в отличие от папоротников, происходит
1) оплодотворение
2) образование зиготы
3) развитие семязачатков
4) формирование корневища
Передвижение воды и минеральных веществ из корня в листья обеспечивается
1) корневым давлением
2) корневыми волосками
3) клеточным дыханием
4) лубяными волокнами
Двухкамерное сердце имеют взрослые особи
1) земноводных
2) пресмыкающихся
3) млекопитающих
4) костных рыб
Систематика объединяет организмы в группы на основе
1) общности их местообитания
2) их практического значения
3) родства между ними
4) существующих между ними пищевых связей
Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят.
Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов
в экосистеме?
Грибы, в отличие от бактерий,
1) состоят из клеток, имеющих клеточную стенку
2) имеют в клетках оформленное ядро
3) являются гетеротрофами
4) синтезируют органические вещества
Какие из перечисленных растений были предками высших растений?
1) цианобактерии
2) бурые водоросли
3) красные водоросли
4) зелёные водоросли
Лишайники относят к
1) прокариотам
2) растениям
3) комплексной группе организмов
4) промежуточной группе между растениями и животными
Образовательная ткань растения – это
1) пробка
2) камбий
3) древесина
4) лубяные волокна
Что получают клубеньковые бактерии от гороха, на корнях которого они поселяются?
1) соли азота
2) свободный азот
3) молекулярный кислород
4) органические вещества
68.
К растениям, не имеющим корней, относят
1) кукушкин лён
2) хвощ полевой
3) щитовник мужской
4) плаун булавовидный
5) сфагнум
6) ламинарию
Грибы отличаются от растений тем, что
1) имеют клеточное строение
2) неподвижны и растут всю жизнь
3) всасывают из почвы воду и минеральные вещества
4) используют готовые органические вещества
Какие животные сохраняют активность независимо от изменения температуры окружающей среды?
1) моллюски и членистоногие
2) плоские и круглые черви
3) земноводные и пресмыкающиеся
4) птицы и млекопитающие
Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
1) являются фототрофами
2) не имеют тканей
3) не имеют цветка
4) размножаются спорами
5) имеют ризоиды
6) образуют половые клетки
При сборе шляпочных грибов нельзя повреждать грибницу, так как она
1) участвует в половом размножении
2) плотно оплетает корни растений
3) служит местом образования спор
4) обеспечивает рост и развитие плодового тела
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
А) разделение тела на головогрудь и брюшко
Б) глаза фасеточные, сложного строения
В) наличие трёх пар конечностей на груди
Г) предварительное переваривание пищи вне организма
Д) глаза простые, от двух до восьми пар
Е) наличие одной пары усиков на голове
КЛАСС ЖИВОТНОГО
1) Паукообразные
2) Насекомые
Какие органы предохраняют тело птицы от перегрева во время полёта?
1) полые кости
2) ячеистые лёгкие
3) воздушные мешки
4) кожные железы
Стрекательные клетки, с помощью которых животные добывают пищу и защищаются от врагов, имеют представители типа
1) Кишечнополостные
2) Членистоногие
3) Споровики
4) Моллюски
Какой признак отличает многоклеточные водоросли от растений других отделов?
1) отсутствие тканей и органов
2) наличие в клетках хлорофилла
3) способность к вегетативному размножению
4) оплодотворение при наличии воды
Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) развиваются из зародыша
Б) являются более древними по историческому происхождению
В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
Г) оплодотворяются при наличии воды
Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу
ГРУППА РАСТЕНИЙ
1) споровые
2) семенные
69.
Шишка хвойных – это
1) плод
2) видоизменённый побег
3) семязачаток
4) зародыш
Бычий и свиной цепни, несмотря на использование различных способов борьбы с ними, остаются опасными для здоровья человека. Укажите не менее четырёх приспособлений к паразитизму, способствующих их выживанию. Ответ поясните.
Известно, что туберкулезная палочка – аэробный, микроскопический, патогенный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.
(1)Вызывает поражение внутренних органов человека. (2)В природе переносится как в капле жидкости, так и с пылью. (3)Размеры организма составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. (4)Организм неподвижен и не способен образовывать споры. (5)При температуре выше 20°C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет. (6)Для своего развития бактерия нуждается в наличие кислорода.
Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Установите соответствие между особенностями строения членистоногих и классом, для которого они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
А) тело состоит из головы, груди, брюшка
Б) имеются усики
В) 3 пары ходильных ног
Г) имеются только простые глаза
Д) у большинства имеются крылья
Е) имеются лёгочные мешки и трахеи
КЛАСС ЧЛЕНИСТОНОГИХ
1) паукообразные
2) насекомые
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между строением цветка и способом опыления такого цветка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
А) яркий крупный венчик
Б) цветение и опыление происходит до появления листьев
В) в цветках имеются нектарники
Г) пестик с пушистым крупным рыльцем
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
Е) цветки имеют запах
СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
1) ветром
2) насекомыми
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ ЗАРОДЫША
А) нервная ткань
Б) печень
В) эпителий кишечника
Г) поджелудочная железа
Д) кожный эпидермис
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
1) 1
2) 2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите последовательность расположения систематических групп растений, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Редька дикая
2) Редька
3) Покрытосеменные
4) Двудольные
5) Растения
6) Крестоцветные
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) трёхкамерное сердце
2) внутреннее оплодотворение
3) кожные покровы тонкие, сухие, практически лишенные желез
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) диафрагма
Установите последовательность расположения систематических групп растений, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Яснотка белая
2) Яснотка
3) Покрытосеменные
4) Двудольные
5) Растения
6) Губоцветные
***************************************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).