САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Система, многообразие и эволюция живой природы (стр.101-120)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На этой  странице моего блога находятся следующие 200 вопросов [urlspan]Открытого банка заданий ФИПИ  ОГЭ[/urlspan] по 3-му разделу  «Система, многообразие и эволюция живой природы».

Всего в этом 3-м разделе на сайте ФИПИ  ОГЭ опубликовано на 173 страницах 1724 задания.

Чтобы проверить свой уровень подготовленности  к экзамену,  отвечайте на тесты самостоятельно, а потом  свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь.

101.

Личинки бычьего цепня могут попасть в организм человека
1) от больного человека
2) с немытыми овощами
3) с непроваренной говядиной
4) вместе с воздухом

Основной причиной сохранения зелёных кузнечиков на зелёном лугу является то, что
1) они быстро размножаются
2) птицы их не едят
3) птицы их не замечают
4) они улетают от птиц

Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них
1) прекращаются все процессы жизнедеятельности
2) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду
3) устьица расположены на нижней части листа
4) корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

Ограничивающим фактором роста численности популяции серебристого карася в пруду является
1) освещённость
2) ловля рыбы на удочку
3) размножение зелёных водорослей
4) содержание кислорода в воде

Доказательством действия биологических факторов эволюции в современном человеческом обществе служит (-ат)
1) существование человеческих рас
2) изменения в лексике, развитие науки, культуры у различных народов
3) увеличение частоты наследственных заболеваний у человека
4) рождение в человеческих популяциях метисов и мулатов

К какому виду эволюционных приспособлений относят сезонные миграции птиц?
1) морфологическому
2) биохимическому
3) поведенческому
4) физиологическому

У плоских червей в процессе эволюции появилась
1) диффузная нервная система
2) кровеносная система
3) двусторонняя симметрия тела
4) брюшная нервная цепочка

У животных-паразитов, в отличие от свободноживущих, в процессе эволюции произошло
1) усложнение строения
2) исчезновение ряда органов
3) повышение уровня обмена веществ
4) ускорение процессов жизнедеятельности

Какая система органов в процессе эволюции впервые появилась у представителей этого типа животных?

1) нервная
2) пищеварительная
3) кровеносная
4) половая

 

Каких древних животных считают предками пресмыкающихся?
1) ихтиозавров
2) археоптериксов
3) стегоцефалов
4) кистеперых рыб

102.

Теория эволюции Ч. Дарвина объясняет причины возникновения
1) планеты Земля
2) зародышей хордовых
3) жизни на Земле
4) видов и их приспособленности

Что из перечисленного является причиной приспособленности организмов к естественной среде обитания?
1) наследственная изменчивость и естественный отбор
2) ненаследственная изменчивость и искусственный отбор
3) изменение организмов под непосредственным влиянием среды их обитания
4) изменение среды обитания организмов

К движущей силе эволюции учёные-биологи относят
1) борьбу за существование
2) многообразие видов
3) процесс образования видов
4) приспособленность

Пресмыкающиеся в процессе эволюции приобрели, в отличие от земноводных,
1) замкнутую кровеносную систему
2) высокую плодовитость
3) крупное яйцо с зародышевыми оболочками
4) трёхкамерное сердце

Если некоторые растения, испытывая недостаток в поливе, сбрасывают листья, то это является проявлением
1) хромосомных мутаций
2) гуморальной регуляции
3) признака скорой гибели
4) приспособления к условиям обитания

Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у
1) водорослей
2) моховидных
3) хвощевидных
4) папоротниковидных

Пресмыкающиеся произошли от
1) земноводных
2) птиц
3) рыб
4) млекопитающих

Яркие пахучие цветки появились в процессе эволюции как приспособление к
1) запасанию питательных веществ
2) распространению семян
3) опылению насекомыми
4) интенсивному фотосинтезу

Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как
1) от них произошли более высокоорганизованные папоротники
2) они не дали начала более высокоорганизованным растениям
3) от них произошли более высокоорганизованные хвощи
4) они произошли от одноклеточных водорослей

В процессе эволюции появление второго круга кровообращения у животных привело к возникновению
1) жаберного дыхания
2) лёгочного дыхания
3) трахейного дыхания
4) дыхания всей поверхностью тела

103.

Образование новых видов в природе происходит в результате
1) регулярных сезонных изменений в природе
2) возрастных физиологических изменений особей
3) взаимодействия движущих сил эволюции
4) природоохранной деятельности человека

Широкому распространению цветковых растений способствовало
1) образование плодов и семян
2) увеличение продолжительности жизни
3) формирование вегетативных органов
4) появление пластид в клетке

У каких животных в процессе эволюции появились дифференцированные зубы?
1) птицы
2) пресмыкающиеся
3) земноводные
4) млекопитающие

От древних пресмыкающихся произошли
1) рыбы и земноводные
2) птицы и млекопитающие
3) моллюски и черви
4) двоякодышащие и моллюски

Яйцеживорождение у некоторых видов ящериц возникло как приспособление к жизни в условиях
1) умеренного климата
2) водной среды
3) жёсткой конкуренции
4) жаркого климата

Какое ископаемое животное служит доказательством родства птиц и пресмыкающихся?
1) ихтиозавр
2) древние птицы
3) зверозубый ящер
4) археоптерикс

В процессе эволюции у многих насекомых сформировалось приспособление к опылению
1) папоротников
2) голосеменных
3) мхов
4) покрытосеменных

У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег?
1) водорослей
2) моховидных
3) хвощевидных
4) голосеменных

Открытие учёными ланцетника позволило подтвердить вывод о
1) существовании хордовых животных, кроме позвоночных
2) единстве строения органического мира
3) многообразии животных
4) приспособленности животных к жизни в водной среде

Эволюционные процессы начинаются на уровне
1) вида
2) класса
3) типа
4) популяции

104.

Две синицы, обитающие в одном парке, могут быть отнесены к разным видам, потому что они
1) отличаются размерами тела
2) имеют отличия в окраске перьев
3) живут в разных участках парка
4) не дают плодовитого потомства

Маскировочная окраска и форма тела у насекомых возникли в результате
1) изменений климата
2) естественного отбора
3) изменений рельефа
4) ненаследственных изменений

Выберите правильное утверждение.
1) В процессе эволюции просто устроенные организмы всегда погибают.
2) В среде, где много пищи, но нет врагов, происходит усложнение организма.
3) Направляющим фактором эволюции является естественный отбор.
4) Бесполое размножение эволюционно возникло позже полового.

Эволюционное учение Ч. Дарвина объясняет причины
1) происхождения органического мира
2) возникновения Земли
3) возникновения речи у человека
4) возникновения разнообразия и приспособленности живых существ

Какие приспособления, позволяющие передвигаться в воде с наименьшими энергозатратами, возникли в процессе эволюции у рыб?
1) парные грудные и брюшные плавники
2) спинной и анальный плавники
3) жабры, прикрытые жаберными крышками
4) обтекаемая форма тела, слизь на коже

Образование нового вида в природе происходит в результате
1) смены времён года
2) взаимодействия движущих сил эволюции
3) солнечной активности
4) природоохранной деятельности человека

К результатам эволюции живой природы относят
1) естественный отбор
2) изоляцию организмов
3) борьбу за существование
4) приспособленность к условиям среды

Из какой группы рыб появились первые земноводные?
1) Хрящевые
2) Костистые
3) Костно-хрящевые
4) Кистепёрые

Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора,
1) проводится для создания новых сортов растений
2) используется для улучшения пород животных
3) происходит в живой природе постоянно
4) способствует формированию полезных для человека признаков

Аналогичными органами являются крылья грифа и
1) ласты дельфина
2) конечности жирафа
3) крылья бабочки
4) руки человека

105.

В процессе эволюции система кровообращения впервые появилась у древних представителей класса
1) Земноводные
2) Хрящевые рыбы
3) Насекомые
4) Кольчатые черви

Расчленённые конечности у животных сформировались в процессе эволюции как приспособление к передвижению в
1) воде
2) воздухе
3) почве
4) наземно-воздушной среде

Эволюция растений шла в направлении
1) сокращения продолжительности жизни
2) освоения новых сред и мест обитания
3) сохранения зависимости оплодотворения от воды
4) сохранения гаметофита как основной стадии развития

Какая особенность цветковых растений способствовала их широкому распространению в Кайнозойскую эру?
1) наличие цветков и семян
2) увеличение продолжительности жизни
3) разнообразие вегетативных органов
4) появление разнообразных пластид

Способность сохранять постоянную температуру тела сформировалась в процессе эволюции у
1) хрящевых и костных рыб
2) земноводных и пресмыкающихся
3) птиц и млекопитающих
4) насекомых и головоногих моллюсков

Передвигаться при помощи сокращения мышц первыми в процессе эволюции начали древние представители типа
1) Плоские черви
2) Моллюски
3) Членистоногие
4) Хордовые

К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят
1) переходные формы между группами животных
2) признаки сходства зародышей позвоночных
3) филогенетические ряды
4) сходство строения конечностей позвоночных

Какой орган в ходе эволюции растений был приобретён организмами позднее всего?
1) цветок
2) корень
3) лист
4) стебель

Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов?
1) ризоиды – выросты на стебле
2) крупные мёртвые клетки
3) коробочки со спорами
4) клетки тонкой покровной ткани

В процессе эволюции появление второго круга кровообращения у животных связано с возникновением
1) дыхания всей поверхностью тела
2) трахейно-лёгочного дыхания
3) жаберного дыхания
4) лёгочного дыхания

106.

Какое из приведённых ископаемых животных может служить одним из доказательств родства пресмыкающихся и птиц?
1) археоптерикс
2) латимерия
3) зверозубый ящер
4) птеродактиль

Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?
1) два круга кровообращения
2) ритмичная работа сердца
3) четырёхкамерное сердце
4) автоматия сердечной мышцы

С саранчой легче всего бороться на личиночной стадии, потому что она
1) ещё не окрылилась и не способна летать
2) в это время не агрессивна
3) представляет покоящуюся стадию
4) живёт под землёй

На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Он является ископаемой переходной формой между древними

1) птицами и млекопитающими
2) пресмыкающимися и птицами
3) пресмыкающимися и млекопитающими
4) земноводными и птицами

 

 

 

Естественным отбором Чарльз Дарвин назвал
1) возникновение пород домашних животных
2) появление полезных приспособлений у организмов
3) возникновение наследственных и ненаследственных изменений
4) выживание наиболее приспособленных к условиям среды особей

Что понимают под борьбой за существование?
1) сокращение численности вида
2) вымирание неприспособленных особей
3) расселение вида на новой территории
4) конкуренцию между организмами за ресурсы

Что появилось у покрытосеменных растений в процессе эволюции?
1) побеги с листьями
2) проводящие клетки и семена
3) цветки и плоды
4) хлоропласты и корни

Сохранение в природе животных и растений с признаками, полезными для их приспособления к среде обитания, происходит в процессе
1) роста
2) обмена веществ
3) изоляции
4) естественного отбора

Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть при оплодотворении от наличия воды?
1) Мхи
2) Папоротникообразные
3) Голосеменные
4) Покрытосеменнные

Древние папоротники вымерли в процессе эволюции, так как
1) их уничтожили животные
2) их интенсивно использовал древний человек
3) произошло похолодание и снижение влажности воздуха
4) появились цветковые растения

107.

Почему появление семени у голосеменных рассматривают как важный этап в эволюции растений?
1) в семенах имеется зародыш с запасом питательных веществ
2) семенами питаются животные
3) семена распространяются ветром
4) семена лежат открыто на чешуйках шишек

Формирование у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца привело к тому, что большинство клеток их тела стали снабжаться кровью
1) венозной
2) артериальной
3) смешанной
4) богатой кислородом

Рассмотрите рисунок с изображением передних конечностей позвоночных животных. Какой термин из приведённых позволяет объединить их в одну группу?

1) аналогичные органы
2) гомологичные органы
3) рудименты
4) атавизмы

 

 

Хвойные – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились
1) гаметы
2) семена
3) придаточные корни
4) листья в форме иголок

Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

1) морфологический
2) генетический
3) географический
4) физиологический

 

 

Древние пресмыкающиеся смогли окончательно перейти к наземно-воздушному образу жизни потому, что у них
1) появилась забота о потомстве
2) клетки организма снабжались смешанной кровью
3) имелся внутренний костный скелет
4) появилось внутреннее оплодотворение

Что из перечисленного ниже является приспособлением к засушливым условиям жизни?
1) широкие листья
2) множество устьиц
3) мясистые стебли
4) стелющиеся стебли

На рисунке изображён танец рабочей пчелы, который сообщает другим пчёлам о месте нахождения нектара. Примером какого приспособления к условиям обитания он является?

1) поведенческого
2) физиологического
3) предостерегающего
4) пассивной защиты

 

 

В чём проявляется роль борьбы за существование в эволюции?
1) в обострении конкуренции между отдельными особями
2) в создании разных по внешним признакам популяций одного вида
3) в возникновении под влиянием факторов внешней среды наследственных изменений
4) в ослаблении естественного отбора

В процессе эволюции насекомые-вредители приобрели устойчивость к ядохимикатам в результате
1) высокого уровня обмена веществ
2) изменения интенсивности размножения
3) сохранения мутаций в ходе естественного отбора
4) появления трахейного дыхания

108.

В процессе эволюции повышение организации животных проявилось в
1) формировании разного типа ротового аппарата у насекомых
2) многообразии видов окраски у птиц
3) приспособлении к передвижению у водных млекопитающих
4) появлении внутреннего скелета у позвоночных

В процессе эволюции переход животных к размножению на суше стал возможен благодаря появлению
1) бесполого способа размножения
2) наружного оплодотворения
3) полового способа размножения
4) внутреннего оплодотворения

Естественный отбор, в отличие от искусственного,
1) действует в природе постоянно
2) проводится для создания новых сортов растений
3) используется для улучшения пород животных
4) способствует формированию полезных для человека признаков

Открытие учёными ланцетника позволило подтвердить гипотезу о
1) приспособленности животных к жизни в водной среде
2) многообразии животных
3) единстве строения органического мира
4) их родстве с позвоночными животными

Почему приспособления организмов к среде относительны?
1) особи производят многочисленное потомство
2) условия среды обитания организмов изменяются
3) изменчивость особей в популяции безгранична
4) организмы конкурируют за территорию

Примером значительного повышения уровня организации животных служит появление
1) предостерегающей окраски у осы
2) четырёхкамерного сердца у птиц
3) обтекаемой формы тела у китообразных
4) колюще-сосущего ротового аппарата у насекомых

От каких древних рыб произошли земноводные?
1) акул и скатов
2) осётров и белуг
3) кистепёрых
4) костных

Папоротники распространены на Земле значительно шире мхов, так как они
1) имеют развитую корневую систему и более эффективно размножаются
2) появились в ходе эволюции раньше и успели лучше приспособиться
3) широко выращиваются человеком для своих нужд
4) успешно распространяются различными животными

Наиболее вероятными предками пресмыкающихся были
1) тритоны
2) археоптериксы
3) древние земноводные
4) кистепёрые рыбы

Естественный отбор происходит в результате
1) наследственности
2) изменчивости
3) изоляции
4) борьбы за существование

109.

Основной причиной сохранения кузнечиков на зелёном лугу является то, что
1) некоторые птицы ими не питаются
2) птицы их не замечают
3) они ядовиты
4) они избегают птиц

Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений?
1) они не освоили наземно-воздушную среду обитания
2) они произошли от водорослей
3) они не имеют корней и размножаются спорами
4) они не дали начало более высокоорганизованным растениям

Укажите пример внутривидовой борьбы за существование
1) два оленя борются за самку
2) сосны изгибаются под действием ветра
3) окунь и щука охотятся за мальками
4) личинка цепня в организме свиньи

Ихтиостега – ископаемая переходная форма между древними
1) рептилиями и птицами
2) рыбами и земноводными
3) простейшими и кишечнополостными
4) червями и насекомыми

Появление пятипалых конечностей у животных связано с
1) переходом к водному образу жизни
2) выходом на сушу
3) необходимостью лазать по деревьям
4) необходимостью догонять жертву

Расцвет покрытосеменных в процессе эволюции совпал с расцветом
1) земноводных
2) пресмыкающихся
3) насекомых
4) рыб

Борьба за существование наиболее остро происходит между
1) лисицами и волками
2) акулами и рыбами–прилипалами
3) соснами в сосновом лесу
4) орешником и берёзами в смешанном лесу

Количество звеньев пищевой цепи ограничено
1) недостатком пищи
2) биомассой консументов
3) быстрым потреблением питательных веществ
4) потерей энергии на каждом трофическом уровне

Что служит материалом для эволюции растений?
1) естественный отбор
2) изоляция между видами
3) наследственная изменчивость
4) борьба за существование

Какое приспособление к уменьшению испарения воды сформировалось у хвойных растений в процессе эволюции?
1) мощная крона
2) развитая корневая система
3) небольшое число устьиц
4) быстрое передвижение воды по сосудам

110.

Направляющим фактором эволюции является
1) мутационная изменчивость
2) модификационная изменчивость
3) географическая изоляция
4) естественный отбор

У животных-паразитов, по сравнению со свободноживущими, в процессе эволюции произошло
1) усложнение строения и жизнедеятельности
2) упрощение строения и жизнедеятельности
3) усложнение строения, но упрощение жизнедеятельности
4) упрощение строения, но усложнение жизнедеятельности

Примером действия искусственного отбора является(-ются)
1) внешние признаки бультерьера
2) способность бактерий выделять антибиотики
3) способность дрожжей вызывать спиртовое брожение
4) способность плодов дозревать в этиленовых камерах

Устойчивость рыжих тараканов к ядам, которые использует человек в борьбе с ними, формируется на основе
1) несовершенства ядов
2) искусственного отбора
3) наследственной изменчивости
4) ненаследственной изменчивости

Укажите, какие приспособления к размножению на суше возникли у пресмыкающихся в процессе эволюции.
1) наружное оплодотворение и небольшой запас питательных веществ в яйце
2) внутреннее оплодотворение, большой запас питательных веществ и плотные оболочки в яйце
3) наружное оплодотворение, отсутствие плотной оболочки в яйце
4) небольшой запас питательных веществ в яйце, внутреннее оплодотворение

Наблюдения за животным и растительным миром какого из материков не проводились Ч. Дарвином во время своего кругосветного путешествия?
1) Антарктиды
2) Австралии
3) Южной Америки
4) Африки

Важнейшим событием, предшествовавшим возникновению жизни на Земле, можно считать появление
1) минеральных солей
2) углеводов
3) нуклеиновых кислот
4) липидов

На каком уровне проявляется действие естественного отбора?
1) экосистемы
2) вида
3) популяции
4) отдельной особи

Какая особенность цветковых растений способствовала их широкому распространению в Кайнозойскую эру?
1) наличие цветков и плодов
2) увеличение продолжительности жизни
3) разнообразие вегетативных органов
4) появление разнообразных пластид

Появление в процессе эволюции у земноводных трёхкамерного сердца способствовало
1) их выходу на сушу
2) кожному дыханию
3) увеличению размеров их тела
4) развитию их личинок в воде

111.

Естественный отбор возникает в результате
1) наследственности
2) изменчивости
3) изоляции
4) борьбы за существование

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси x отложено время (дни), а по оси y – длина насекомого (в см)).

Сколько линек характерно для исследуемого насекомого?
1) 5
2) 4
3) 3
4) 2

 

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

Определите, какую длину будет иметь насекомое после третьей линьки.
1) 1,8 см
2) 2,3 см
3) 2,5 см
4) 2,8 см

 

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси x отражено время (дни), а по оси y – длина насекомого (в см)).

Какие дни, из числа приведённых, приходятся на период линьки?
1) 2–3
2) 10–11
3) 31–32
4) 42–43

 

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси x отражено время (дни), а по оси y – длина насекомого (в см)).

Определите длину насекомого на 30-й день его развития.
1) 2,0
2) 2,5
3) 2,8
4) 3,4

 

 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Майский жук Трахеи
Беззубка

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкие
2) воздушные мешки
3) кожные покровы
4) жабры

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Метёлка
Плод Ягода

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) эмбрион
2) личинка
3) соцветие
4) орган

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Чашечка Чашелистик
Лист

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) венчик
2) черешок
3) пестик
4) пыльник

Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов?
А. Отношения между животными, которые близки в своих потребностях, но имеют ограниченные возможности к их удовлетворению, называют конкуренцией.
Б. Нахлебничество – тип взаимоотношений, при которых одни организмы используют особенности образа жизни или строения других организмов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о размножении и развитии земноводных?
А. После зимней спячки лягушки скапливаются в пресных водоёмах и вымётывают оплодотворённую икру.
Б. По внешнему виду и образу жизни личинки земноводных на ранних стадиях развития больше похожи на рыб, чем на своих родителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

112.

Верны ли следующие суждения о костных рыбах?
А. В каналах органов боковой линии костных рыб имеются чувствительные клетки.
Б. При увеличении объёма плавательного пузыря плотность тела рыбы становится меньше, и она всплывает.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о птицах?
А. Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа).
Б. У птиц плохо развиты органы чувств.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны                                                                                                                                          Ответ А. тоже нельзя считать полностью верным. Копчиковая железа есть только у водоплавающих птиц, а у большинства птиц этой железы нет.

Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скелет хрящевой
2) плавательного пузыря нет
3) есть жаберные крышки
4) встречаются преимущественно в морях и океанах
5) хорда имеется только у зародышей
6) очень плодовиты, икра мелкая

Какие особенности жизнедеятельности характерны для лишайников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) чувствительны к загрязнению окружающей среды
2) представляют самостоятельную группу организмов
3) способны активно перемещаться в пространстве
4) являются потребителями органических веществ
5) образованы растительными тканями
6) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почв

Какие из приведённых признаков в большей степени характеризуют растения? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) способность к синтезу органических веществ из неорганических
2) способность к ограниченному росту
3) питание готовыми органическими веществами
4) отсутствие органов и тканей
5) размножение с помощью вегетативных органов
6) множество одинаковых и повторяющихся органов

Что отсутствует в клетках бактерий? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) цитоплазма
2) митохондрии
3) молекулы АТФ
4) ядерная оболочка
5) эндоплазматическая сеть
6) нуклеиновые кислоты

Чем хрящевые рыбы отличаются от костных? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) наличие жаберных крышек
2) отсутствие плавательного пузыря
3) не имеют жаберных крышек
4) имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения
5) на коже расположена чешуя, имеющая зубцы, покрытые эмалью
6) плавники представляют собой мясистые лопасти

Каково значение кольчатых червей в природе? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) являются пищей для многих животных
2) выступают паразитами многих растений
3) способствуют образованию перегноя
4) являются распространителями инфекционных заболеваний
5) улучшают воздушный режим почвы
6) являются опылителями цветковых растений

Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Органы дыхания представлены лёгкими и кожей
2) Имеется внутреннее и среднее ухо
3) Головной мозг состоит из пяти отделов
4) Имеется плавательный пузырь
5) Сердце трёхкамерное
6) Один круг кровообращения

Какие признаки характерны для животных? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) создают органические вещества в процессе фотосинтеза
2) питаются готовыми органическими веществами
3) большинство видов активно передвигается
4) растут в течение всей жизни
5) по способу питания – гетеротрофы
6) клетки имеют пластиды и оболочку из клетчатки

113.

Наличие каких органов у корневища свидетельствует о нём как о видоизменённом побеге? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) генеративные почки
2) чашелистики
3) верхушечная и пазушные почки
4) придаточные корни
5) чешуевидные листья
6) сочные мясистые чешуи

Что характерно для покрытосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) приспособления к разным видам опыления
2) размножение спорами
3) двойное оплодотворение
4) наличие ризоидов
5) наличие цветков и плодов
6) внешнее оплодотворение

Какие представители класса Насекомые развиваются с полным превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) жук майский
2) саранча пустынная
3) кузнечик зелёный
4) бабочка-капустница
5) таракан чёрный
6) муха комнатная

У каких насекомых характерно развитие с полным превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) азиатская саранча
2) зелёный кузнечик
3) комнатная муха
4) майский жук
5) постельный клоп
6) капустная белянка

Что необходимо делать, чтобы улучшить почвенное питание растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) пикировать растения
2) использовать гербициды
3) вносить торф
4) удалять сорняки
5) освещать растения
6) истреблять насекомых-вредителей

Развитие каких животных происходит без стадии личинки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) азиатская саранча
2) капустная белянка
3) нильский крокодил
4) гребенчатый тритон
5) пингвин королевский
6) домашняя свинья

Какие особенности характерны для представителей костных рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Сердце образовано тремя камерами и имеется один круг кровообращения.
2) Дышат кислородом, растворённым в воде.
3) В коже отсутствуют железы.
4) Имеют жаберные крышки.
5) Имеют плавательный пузырь.
6) Обладают постоянной температурой тела.

Для каких отрядов насекомых характерно развитие с неполным превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Прямокрылые
2) Равнокрылые
3) Чешуекрылые
4) Жесткокрылые
5) Клопы
6) Перепончатокрылые

По каким признакам цветковые растения относят к классу Двудольные? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мочковатая корневая система
2) сетчатое жилкование листьев
3) число лепестков и чашелистиков кратно 4 или 5
4) отсутствие камбия в стебле
5) стержневая корневая система
6) жизненна форма – в основном травы

Укажите отличия млекопитающих от пресмыкающихся. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) покрыты волосяным покровом
2) имеют два круга кровообращения
3) имеют костный осевой скелет
4) теплокровны
5) занимают как водную, так и наземно-воздушную среду обитания
6) у большинства есть матка

114.

Какие признаки характерны только для представителей класса Птицы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сердце четырёхкамерное
2) кожные железы отсутствуют
3) двойное дыхание
4) отсутствие зубов на челюстях
5) в шейном отделе 7 позвонков
6) яйца откладывают на суше

Чем земноводные в отличаются от пресмыкающихся? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) кожа сухая, с роговым чешуйчатым покровом
2) кожа голая, увлажнённая
3) размножение происходит в воде
4) размножение происходит на суше
5) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
6) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке

Выберите названия трёх растений, которые образуют плоды, и запишите в таблицу цифры, под которыми эти растения указаны.
1) Одуванчик лекарственный
2) Кукушкин лён
3) Берёза бородавчатая
4) Ель обыкновенная
5) Мятлик луговой
6) Хвощ полевой

Какие из приведённых органов относят к видоизменённым? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) листья
2) клубни
3) корни
4) луковицы
5) стебли
6) корневища

Что характерно для лишайников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) обладают медленным ростом
2) ведут паразитический образ жизни
3) прикрепляются к субстрату корнями
4) могут выносить почти полное высыхание
5) не реагируют на загрязнение среды обитания
6) состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей

Какие насекомые развиваются с неполным превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) постельный клоп
2) медведка
3) оса
4) бабочка крапивница
5) кузнечик
6) жук-олень

Что из перечисленного характерно для бактерий? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) бесполое размножение
2) почкование
3) наличие ядра
4) превращение в спору
5) молочнокислое брожение
6) образование гифов

Какие признаки свойственны позвоночным животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) дыхание с помощью трахей
2) незамкнутая кровеносная система
3) центральная нервная система расположена на спинной стороне
4) позвоночник костный или хрящевой
5) сердце располагается на брюшной стороне тела
6) размножаются бесполым путём

Выберите названия трёх органов растений, в которых происходит фотосинтез, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) стебель крапивы
2) колючка кактуса
3) незрелый плод томата
4) лист берёзы
5) лепесток вишни
6) корневище ландыша

В чём проявляется сходство мхов и папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) размножении спорами
2) наличии листьев и стебля
3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды
4) автотрофном способе питания
5) перекрёстном опылении насекомыми
6) преобладании среди них древесных форм

115.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Благодаря кругосветному путешествию Ч. Дарвину удалось изучить животный и растительный мир
1) Северной Америки
2) Южной Америки
3) Африки
4) Азии
5) Австралии
6) Антарктиды

Выберите в приведённом ниже списке три сходных признака птиц и пресмыкающихся и запишите в таблицу цифры, под которыми эти признаки указаны.
1) откладывают яйца
2) наружное оплодотворение
3) сухая кожа, лишённая желёз
4) кишечник и мочеточники открываются в клоаку
5) наличие в хвостовом отделе многочисленных позвонков
6) развитие зубов на верхней и нижней челюстях

В чём заключается сходство мхов и папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) они размножаются спорами
2) они имеют листья и стебель
3) оплодотворение у них происходит в завязи пестика
4) у них автотрофный способ питания
5) они опыляются насекомыми
6) у них преобладают древесные формы

Какие признаки характерны для большинства представителей царства Бактерии? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) существование во всех средах обитания
2) способность образовывать микоризу
3) получение энергии с помощью брожения
4) половое размножение
5) способность образовывать споры
6) наличие в клетках ядра

В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) характеризуются многообразием жизненных форм
2) размножаются семенами
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы
4) способны образовывать обширные леса
5) образуют сочные и сухие плоды
6) опыляются насекомыми и птицами

Какие признаки характерны для растений отдела папоротниковидные? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) оплодотворение связано с наличием воды
2) в цикле развития формируется обоеполый заросток
3) орган размножения – цветок
4) опыление осуществляют насекомые
5) укрепляются в почве с помощью ризоидов
6) размножаются с помощью спор

Какие признаки характерны для животных с лучевой симметрией тела? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) симметричное расположение парных органов
2) активное передвижение (у большинства)
3) обособление переднего конца тела, расположение на нём органов чувств, защиты и нападения
4) через тело можно провести несколько воображаемых плоскостей
5) различают опасность и ловят добычу при её появлении с любой стороны
6) малоподвижный образ жизни

По каким признакам цветковые растения относят к классу однодольных? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сетчатое жилкование листьев
2) наличие камбия в стебле
3) число листочков в околоцветнике кратно 3
4) мочковатая корневая система
5) жизненная форма – преимущественно травы
6) выражен главный корень

У каких животных характерно развитие с превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Прыткая ящерица
2) Озёрная лягушка
3) Серая жаба
4) Домовой воробей
5) Синий кит
6) Гребенчатый тритон

Какие эволюционные приобретения появились впервые у птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) два круга кровообращения
2) теплокровность
3) смешанная кровь в сердце
4) костный череп
5) перьевой покров
6) насиживание яиц

116.

Какие из перечисленных примеров иллюстрируют упрощение организмов в процессе эволюции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие светочувствительных глазков у печёночного сосальщика
2) слабое развитие мышечной системы у бычьего цепня
3) превращение корней у растения повилики в присоски
4) отсутствие конечностей у змеи
5) сокращение числа пальцев до двух у страусов
6) развитие детенышей млекопитающих в матке

Какова роль дождевых червей в природе? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) рыхлят почву
2) повреждают корни растений
3) улучшают дыхание корней
4) распространяют возбудителей заболеваний растений
5) перерабатывают перегной
6) подавляют развитие почвенных бактерий

По каким признакам цветковые растения относят к классу однодольных? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мочковатая корневая система
2) стержневая корневая система
3) параллельное или дуговое жилкование листьев
4) простой околоцветник
5) наличие листьев
6) сетчатое жилкование листьев

Какие признаки присущи только растениям? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) дышат, питаются, растут, размножаются
2) имеют клеточное строение
3) имеют фотосинтезирующую ткань
4) содержат в клетках пластиды
5) клеточная оболочка состоит из клетчатки
6) являются прокариотами

Чем моховидные растения отличаются от папоротникообразных? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) в размножении зависят от воды
2) всасывают воду всей поверхностью тела
3) имеют корни и побеги с листьями
4) имеют ризоиды
5) образуют коробочку со спорами
6) размножаются спорами

Выберите три признака, характерных для кишечнополостных животных, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) двусторонняя симметрия
2) двухслойное строение тела
3) наличие стрекательных клеток
4) диффузная нервная система
5) трёхслойное строение тела
6) наличие кишечника

Чем отличаются голосеменные растения от папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) размножением спорами
2) наличием листьев и стебля
3) семенным размножением
4) автотрофным способом питания
5) опылением с помощью ветра
6) независимостью оплодотворения от воды

Какие признаки впервые появились у представителей класса Пресмыкающиеся? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) кожное дыхание
2) яйца покрыты плотной оболочкой
3) наличие второго круга кровообращения
4) холоднокровность
5) наличие межрёберных мышц
6) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца

Установите соответствие между приспособлением к опылению у растений и его способом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ
А) наличие нектара в цветках
Б) яркая окраска венчика
В) зацветают до появления листьев
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) цветки мелкие, собраны в соцветие сложный колос

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
1) насекомыми
2) ветром

Установите соответствие между характеристикой животного и видом его приспособления к условиям среды: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) пёстрое оперение у рябчика, сидящего на гнезде
Б) брачные игры у шимпанзе
В) строительство норы кроликом
Г) суточная спячка у летучей мыши
Д) яркая окраска у божьей коровки
Е) мимикрия у мухи шмелевки

ВИД ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
1) морфологическая
2) поведенческая

117.

Установите соответствие между признаком кровеносной системы животных и классом, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ
А) в сердце содержится только венозная кровь
Б) сердце образовано 4 камерами
В) два круга кровообращения
Г) один круг кровообращения
Д) венозная кровь из сердца поступает к лёгким
Е) в сердце две камеры

КЛАСС
1) костные рыбы
2) птицы

Установите соответствие между характеристикой растения и отделом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ
А) образует семена
Б) размножается спорами
В) имеют видоизмененные листья – хвоинки
Г) оплодотворение связано с водной средой
Д) образует видоизменённый побег – корневище
Е) имеет стержневую корневую систему

ОТДЕЛ
1) Папоротниковидные
2) Голосеменные

Установите соответствие между признаком растений и группой, для которой он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) новый организм развивается из многоклеточного зародыша
Б) развитие происходит без оплодотворения, из одной клетки с плотной оболочкой
В) проростки появляются из зародышей
Г) после прорастания превращаются в предросток
Д) оплодотворение происходит при участии воды
Е) зародыш имеет множество оболочек

ГРУППА РАСТЕНИЙ
1) споровые
2) семенные

Установите соответствие между признаком и видом отбора, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) отбирающим фактором выступает человек
Б) появляются новые сорта растений и породы животных
В) организмы накапливают полезные для выживания в природе признаки
Г) отбирающим фактором выступают условия среды
Д) появляются новые виды
Е) организмы накапливают признаки, полезные для человека

ВИД ОТБОРА
1) естественный отбор
2) искусственный отбор

Установите соответствие между признаком и классом животных, для которых он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) хорошо развит киль
Б) кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми чешуями и костными пластинами
В) хорошо развита забота о потомстве
Г) кровь в сердце смешанная
Д) температура тела высокая и постоянная
Е) образование цевки в нижней конечности

КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Пресмыкающиеся
2) Птицы

Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
А) отсутствуют корни
Б) имеется корневище
В) способствуют заболачиванию местности
Г) содержат водоносные клетки
Д) в цикле развития имеется заросток
Е) споры формируются на поверхности листьев или побегов

ОТДЕЛ
1) моховидные (Мхи)
2) папоротниковидные

Установите соответствие между характеристикой грибов и группой, к которой её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ
А) одноклеточные
Б) используются для выпечки хлеба
В) часто вырастают на пищевых продуктах, вызывая их порчу
Г) размножаются спорами
Д) размножаются почкованием
Е) состоят из мицелия и ножки с головкой или кисточкой

ГРУППА ГРИБОВ
1) плесневые
2) дрожжи

Установите соответствие между признаком животных и группой, для которой он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ
А) большинство обладает наружным скелетом
Б) у всех представителей замкнутая кровеносная система
В) дыхание: поверхностью тела, жаберное и трахейно-лёгочное
Г) нервная система может быть образована отдельными нервными клетками, нервными узлами, нервными стволами
Д) сердце состоит из 2-х, 3-х, 4-х камер, а стенка образована поперечнополосатой мышечной тканью
Е) у большинства органами захвата пищи являются челюсти с зубами

ГРУППА
1) Беспозвоночные
2) Позвоночные

Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование, которую этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕР
А) поедание щурят щуками
Б) малярийный плазмодий паразитирует в организме человека
В) отсутствие зайцев в лесу сокращает численность лис
Г) сосны, растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы
Д) самый сильный волк становится вожаком в стае
Е) использование одним видом другого в качестве пищи

ФОРМА БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
1) внутривидовая
2) межвидовая

Установите соответствие между результатом отбора и его видом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РЕЗУЛЬТАТ ОТБОРА
А) появление новой породы
Б) появление новых приспособлений к окружающей среде
В) появление нового вида
Г) появление нового сорта
Д) гибель наименее приспособленных особей популяции

ВИД
1) естественный
2) искусственный

118.

Установите соответствие между признаком животного и классом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО
А) размножение происходит в воде
Б) оплодотворение внутреннее
В) дышат при помощи лёгких и влажной кожи
Г) развитие прямое
Д) сердце трёхкамерное
Е) кровь в сердце не смешивается

КЛАСС
1) земноводные
2) птицы

Установите соответствие между признаком и организмом, для которого этот признак характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) есть кровеносная система
Б) в цикле развития отсутствует хозяин
В) пищеварительная система отсутствует
Г) паразитирует в организме животных
Д) участвует в разложении органических веществ в экосистеме
Е) обладает очень высокой плодовитостью

ОРГАНИЗМ
1) дождевой червь
2) свиной цепень

Установите соответствие между признаком животных и систематической группой, для которой он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ
А) тело состоит из головы, груди и брюшка
Б) дыхание жаберное
В) тело состоит из головогруди и брюшка
Г) число конечностей у представителей различно
Д) оплодотворение всегда внутреннее
Е) дыхание трахейное

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
1) Насекомые
2) Ракообразные

Установите соответствие между строением цветка и способом его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
А) яркий крупный венчик
Б) цветение и опыление происходит до появления листьев
В) в цветках имеются нектарники
Г) пестик с пушистым рыльцем
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
Е) цветки имеют запах

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
1) ветром
2) насекомыми

Установите соответствие между признаком и подклассом млекопитающих, для которых он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) в скелете сохранились вороньи кости
Б) развита плацента
В) протоки органов выделения и размножения открываются в клоаку
Г) откладывают яйца
Д) обладают совершенной системой терморегуляции
Е) зародыш освобождается от вредных веществ через кровеносную систему самки

ПОДКЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИХ
1) Первозвери
2) Звери

Установите соответствие между признаком животных и систематической группой, для которой он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ
А) тело состоит из головы, груди и брюшка
Б) у части представителей в развитии имеется стадия куколки
В) тело состоит из головогруди и брюшка
Г) число ходильных ног – 4 пары
Д) подавляющее большинство – хищники
Е) на голове могут располагаться простые и сложные глаза

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
1) Насекомые
2) Паукообразные

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ
А) непостоянная температура тела
Б) теплокровные животные
В) тело покрыто роговыми чешуйками или костными щитками
Г) сердце четырёхкамерное
Д) в желудочке сердца неполная перегородка
Е) имеют воздушные мешки

КЛАСС
1) Пресмыкающиеся
2) Птицы

Установите соответствие между характеристикой грибов и группой, к которой она относится: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ
А) используют для получения антибиотиков
Б) способны образовывать микоризу
В) обычно образуют плодовые тела
Г) состоят из мицелия и ножки с головкой или кисточкой
Д) многие используются в пищу человеком
Е) вызывают порчу пищевых продуктов

ГРУППА ГРИБОВ
1) плесневые
2) шляпочные

Установите соответствие между признаком и группой животных, для которой он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) наличие потовых и сальных желёз
Б) развитие воздушных мешков
В) выделение вредных продуктов обмена веществ через мочеточники в клоаку
Г) образование цевки в нижней конечности
Д) образование на концах бронхов лёгочных пузырьков
Е) наличие ушных раковин

ГРУППА ЖИВОТНЫХ
1) Птицы
2) Млекопитающие

Установите соответствие между признаком растения и отделом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ
А) семя содержит одну или две семядоли
Б) среди жизненных форм имеются травы, кустарники, деревья
В) семязачатки лежат на семенных чешуях шишек
Г) размножаются только половым путём
Д) семязачатки развиваются в завязи пестика
Е) у большинства игольчатые или чешуевидные листья

ОТДЕЛ
1) покрытосеменные
2) голосеменные

119.

Установите соответствие между характеристикой и органом растения, которому она свойственна: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) осуществляет минеральное питание
Б) всасывает воду и минеральные вещества
В) охлаждает растение
Г) имеет устьичные клетки
Д) содержит зону размножения
Е) выполняет якорную функцию

ОРГАН РАСТЕНИЯ
1) корень
2) лист

Установите соответствие между характеристикой и органом растения, которому она свойственна: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) осуществляет воздушное питание
Б) всасывает воду и минеральные вещества
В) охлаждает растение
Г) имеет устьичные клетки
Д) содержит зону проведения
Е) выполняет якорную функцию

ОРГАН РАСТЕНИЯ
1) корень
2) лист

Установите соответствие между признаком животных и систематической группой, к которой их относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ
А) хорда сохраняется всю жизнь
Б) головной мозг хорошо выражен
В) сердце состоит из нескольких камер
Г) хорда имеется только на ранних стадиях развития
Д) череп отсутствует

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
1) Бесчерепные
2) Позвоночные

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он свойственен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) не имеют корней
Б) имеют листья, стебли и корни
В) имеют корневище
Г) содержат водоносные клетки
Д) имеют ризоиды
Е) оплодотворение происходит на заростке

ОТДЕЛ
1) Моховидные
2) Папоротниковидные

Установите соответствие между признаком и типом животного, для которого этот признак характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) кровеносная система отсутствует
Б) снабжены приспособлениями к паразитизму – крючки, присоски и т.д.
В) кровеносная система имеется
Г) играют роль в процессе почвообразования
Д) у многих видов пищеварительная система отсутствует

ТИП ЖИВОТНОГО
1) кольчатые черви
2) плоские черви

Установите соответствие между характеристикой и железой, которая ей соответствует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) недостаток вырабатываемого гормона вызывает сахарный диабет
Б) вырабатывает гормон инсулин
В) железа смешанной секреции
Г) вырабатывает гормон адреналин
Д) состоит из коркового и мозгового слоя
Е) железа парная

ЖЕЛЕЗА
1) надпочечник
2) поджелудочная

Установите соответствие между грибом и типом его питания: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ГРИБ
А) мукор
Б) пеницилл
В) дрожжи
Г) трутовик серно-жёлтый
Д) ржавчинный гриб злаков
Е) мучнистая роса крыжовника

ТИП ПИТАНИЯ
1) сапротрофный
2) паразитический

Установите соответствие между признаком и типом животных, для которых этот признак характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) тело состоит из двух слоёв клеток
Б) имеют стрекательные клетки
В) обладают спинно-брюшными, продольными и другими мышцами
Г) симметрия тела лучевая
Д) пространство между органами заполнено рыхлой тканью – паренхимой
Е) кишечник разветвлённый

ТИП
1) Кишечнополостные
2) Плоские черви

Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) четырёхкамерное сердце
Б) кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми чешуями и костными пластинами
В) имеется диафрагма
Г) кровь в сердце смешанная
Д) температура тела высокая и постоянная
Е) трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке

КЛАСС ПОЗВОНОЧНЫХ
1) Пресмыкающиеся
2) Млекопитающие

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

НАСЕКОМОЕ
А) азиатская саранча
Б) майский жук
В) капустная белянка
Г) малярийный комар
Д) рыжий таракан
Е) медоносная пчела

ТИП РАЗВИТИЯ
1) с неполным превращением
2) с полным превращением

120.

Вставьте в текст «Критерии вида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова-тельность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КРИТЕРИИ ВИДА
Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, то есть __________ (А) вида. Сходство процессов жизнеде-ятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это __________ (Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие к одному виду, – это __________ (В). Для организмов одного вида характерны сходные потребности в условиях среды – это __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) экологический критерий
2) генетический критерий
3) физиологический критерий
4) географический критерий
5) биохимический критерий
6) морфологический критерий
7) этологический критерий
8) исторический критерий

Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся после-довательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Основоположником современного учения об эволюционном развитии органического мира был __________ (А). К основным положениям его учения относятся следующие: важнейшим фактором эволюции является __________ (Б) изменчивость; внутри одного вида, а также между разными видами происходит __________ (В); в природе действует __________ (Г), приводящий к разнообразию организмов на Земле.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ненаследственная (модификационная)
2) естественный отбор
3) Ч. Дарвин
4) Ж.Б. Ламарк
5) борьба за существование
6) наследственная (мутационная)
7) искусственный отбор
8) взаимопомощь

Вставьте в текст «Ракообразные» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова-тельность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАКООБРАЗНЫЕ
Ракообразные отличаются от других __________ (А) тем, что у них развиты __________ (Б) усиков. Тело ракообразных состоит из __________ (В). На отделах тела расположены парные конечности. Покровы тела состоят из __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) Беспозвоночные
2) Членистоногие
3) голова, грудь и брюшко
4) головогрудь и брюшко
5) целлюлоза
6) хитин
7) две пары
8) одна пара

Вставьте в текст «Хордовые» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова-тельность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ХОРДОВЫЕ
В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа __________ (А). Развитие двух пар конечностей, позвоночник, формирующийся на месте хорды, определяют принадлежность человека к подтипу __________ (Б). Четырёхкамерное сердце, развитая кора головного мозга, __________ (В) железы, кожный покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к классу __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) копчиковые
2) Позвоночные
3) позвоночник
4) Хордовые
5) млечные
6) Млекопитающие
7) Членистоногие
8) Однопроходные

Вставьте в текст «Систематическая категория» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
__________ (А) – обособленная группа особей одного вида, занимающих определённую территорию внутри его ареала и свободно скрещивающихся друг с другом. Общее число особей вида на данной территории представляет __________ (Б), а число новых особей вида, появившихся на данной территории за единицу времени в результате размножения – __________ (В). Число погибших особей вида на данной территории за единицу времени – это __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) подвид
2) популяция
3) численность популяции
4) миграция популяции
5) рождаемость популяции
6) смертность популяции
7) род
8) половая структура популяции

Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова-тельность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СЕМЯ ФАСОЛИ
В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега – __________ (А). В состав зародыша входят __________ (Б) толстые семядоли, в которых отложены __________ (В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые __________ (Г) растения.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) три
2) цветок
3) почечка
4) минеральное
5) плоды
6) две
7) органическое
8) листья

Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем полу-чившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЕБАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОСОБЕЙ
Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические колебания называются __________ (А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её __________ (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате __________ (В) из него могут исчезнуть особи с определёнными __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) популяционная волна
2) борьба за существование
3) изменчивость
4) генофонд
5) естественный отбор
6) генотип
7) фенотип
8) наследственность

Вставьте в текст «Членистоногие» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова-тельность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Животных, членистое тело которых разделено на голову, грудь и брюшко (или на головогрудь и брюшко) относят к типу __________ (А). Среди них встречаются водные и сухопутные животные, такие как __________ (Б) и паукообразные, а также __________ (В), живущие во всех средах обитания. Важными особенностями животных, принадлежащих к этому типу, являются __________ (Г), играющий роль наружного скелета, и членистые конечности.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) Ракообразные
2) Насекомые
3) Членистоногие
4) Кольчатые
5) хитиновый покров
6) известковый покров
7) моллюски
8) кольчатые черви

Вставьте в текст «Характеристика царства Грибы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБЫ
Грибы по способу питания являются __________ (А). Это сближает их с __________ (Б). Клеточные стенки, содержащие __________ (В) выполняют опорную функцию. От растений их отличает отсутствие __________ (Г), а сближает неограниченный рост.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) автотрофы
2) гетеротрофы
3) целлюлоза
4) животное
5) растения
6) хитин
7) митохондрия
8) хлоропласт

Пользуясь таблицей «Особенности состава крови млекопитающих», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Особенности состава крови млекопитающих

Вид Высота над уровнем моря,
тыс. м
Количество эритроцитов
в 1 мм3 крови,
млн.
Содержание гемоглобина,
%
Горный баран-архар 45 14 17,1
Овца домашняя в горах 2,6 10 11,6
Овца домашняя на равнине 0 9 10,3
Винторогий козёл 23,5 26 17,1
Дагестанский тур 24 14 12,4
Коза домашняя в горах 23 20 12,5
Коза домашняя на равнине 0 15 9,9
Собака домашняя 4,5 8 20,6
Собака домашняя на равнине 0 6 14,3

1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 3,6 км?
2) Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и содержанием гемоглобина (в %)?
3) Какую функцию выполняют эритроциты в организме млекопитающих?

***********************************************************************

Мои ответы репетитора по биологии на эти  200 вопросов Открытого банка заданий ФИПИ  ОГЭ раздела «Система, многообразие и эволюция живой природы»  и на все остальные 1724 вопроса этого раздела вы можете приобрести здесь

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
З. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ | все ответы на тесты по биологии ОГЭответы на тесты ОГЭ по биологииответы на тесты по биологииответы по биологии на вопросы Открытого банка заданий ФИПИответы по биологии на задания ФИПИ ОГЭОткрытый банк заданий ОГЭоткрытый банк заданий ФИПИ ОГЭрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 4 =