САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Признаки живых организмов (стр. 61-81)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На этой  странице моего блога находятся последние 202 вопроса [urlspan]Открытого банка заданий ФИПИ  ОГЭ[/urlspan] по  разделу  «Признаки живых организмов».

Всего в этом разделе на сайте ФИПИ опубликовано на 81 странице 802 задания.

Чтобы проверить свой уровень подготовленности  к экзамену,  отвечайте на тесты самостоятельно, а потом  свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь.

Хочу обратить ваше внимание на некоторые некорректно составленные вопросы, а также и ошибки в терминологии, допущенные авторами при составлении этих тестовых заданий.

Среди заданий встречается вопрос ( и не один раз) о вирусах как «доклеточной» форме жизни. Так вот, вирусы нельзя считать  «доклеточной» формой жизни. Они могли появиться только после возникновения клеточной формы жизни на Земле. Правильно говорить о вирусах как о неклеточной форме жизни.

Есть такое задание. В процессе дыхания происходит: 1) высвобождение энергии; 2) выделение кислорода;
3) поглощение углекислого газа; 4) накопление энергии.   Как же на него ответить? Да, энергия в процессе дыхания «накапливается» в молекулах АТФ, но откуда она берется? Она «высвобождается» при окислении органических веществ. То есть, сначала происходит высвобождение энергии, потом её накопление.

В животной клетке органоид, вырабатывающий энергию, – это: 1) ядро; 2) лизосома; 3) митохондрия; 
4) рибосома. Такая постановка вопроса может натолкнуть на мысль, что только в животной клетке органоид, вырабатывающий энергию — это митохондрия. Но и  в растительной клетке органоид, вырабатывающий энергию в процессе окисления органических веществ тоже митохондрия. Другое дело, что растения способны вырабатывать энергию еще и в хлоропластах за счет солнечной энергии.

В отличие от фотосинтеза, процесс дыхания: 1) идёт только на свету; 2) связан с поглощением углекислого газа; 3) происходит круглосуточно; 4) происходит только в листьях.  И фотосинтез, если достаточно тепло, тоже происходит круглосуточно. Для световой фазы фотосинтеза обязательным является наличие света, а для темновой фазы фотосинтеза свет не нужен. Значит в вопросе  речь идет только о световой фазе фотосинтеза ?

Многоклеточные организмы отличаются от колониальных тем, что: 1) у колониальных все клетки одинаковые, а у многоклеточных есть различные органы и ткани; 2) у колониальных нет полового размножения, а у многоклеточных есть; 3) колониальные не могут жить на суше, а многоклеточные могут; 4) колониальные не способны сопротивляться паразитам, а многоклеточные способны.
Сам вопрос некорректный. Колониальные организмы – это тоже многоклеточные организмы. Ответ 1) справедлив, если у авторов вопроса под колониальными организмами подразумевается переходная форма организмов от одноклеточных к многоклеточным — гониум, эвдорина. А у вольвокса, например, клетки уже дифференцированные, а у колониальных кишечнополостных и подавно. Может быть у авторов вопроса задуман ответ 3). Из многоклеточных организмов только организмы, имеющие различные ткани и органы могут жить на суше.

Везде в тексте убрал после слова синезеленые слово «водоросли» — это вопиющий ляп составителей заданий. Уже около 50 лет как известно, что синезеленые или цианобактерии – это прокариотические организмы, как же они могут быть водорослями?

Еще и ещё раз хочу подчеркнуть, что и в школьных учебника, и у авторов-составителей этих заданий отождествляются такие понятия как «генетическая информация» и «генетический код», а это совсем разные понятия.  Какова генетическая информация клетки – таков набор белков эта клетка будет иметь возможность создать. У каждого вида организма своя генетическая информация, свой набор генов, считываемых на и-РНК при создании белковых молекул из аминокислот, приносимых к рибосомам молекулами т-РНК. А вот генетический код он универсальный, единый для всех. Генетический код это не сама генетическая информация организма, а это способ кодирования определенными тройками нуклеотидов определенных аминокислот. То есть код нужен для синтеза белков. Таким образом, разные организмы, обладая разной генетической информацией, обладают разными наборами белков. Но способ создания белков у всех организмов одинаковый, основанный на едином генетическом коде.

Конечно же, как снова не сказать о недопустимой ошибочной характеристике роли белков-ферментов. В любом школьном учебнике и у авторов этих заданий роль белков-ферментов сводится к их каталитической функции, что мол ферменты — это ускорители биохимических реакций в клетке (как химические катализаторы — ускорители химических процессов). Да, бесспорно, при помощи ферментов биохимические реакции идут очень быстро, но главное то в том, чтобы учащиеся запомнили, что  без участия белков-ферментов никакие процессы в клетках не происходят вовсе.

Вопрос о сходстве в строении животной и бактериальной клетки:  1) ядра и цитоплазмы 2) оболочки и ядра 3) цитоплазмы и оболочки 4) органоидов захвата пищи вовсе не имеет правильного ответа..

.61.

По своей природе подавляющее большинство ферментов – это
1) белки
2) липиды
3) углеводы
4) нуклеиновые кислоты

Понятно, что не все белки являются ферментами, но действительно подавляющее большинство ферментов — белки  (обнаружены ферментативные свойства у молекул РНК).

Какая пара нуклеотидов является комплементарной?
1) А (аденин) – Г (гуанаин)
2) А(аденин) – Т (тимин)
3) Т (тимин) – Ц (цитозин)
4) Т (тимин) – Г (гуанин)

Как называют органоид, изображённый на рисунке?

1) митохондрия
2) ядро
3) хлоропласт
4) вакуоль

Учёный-цитолог отличит митохондрии от других органоидов клетки по наличию у них
1) одной наружной мембраны
2) зелёного пигмента
3) множества внутренних складок
4) наружных ресничек

Какой процесс, происходящий в клетке, может быть записан в виде следующей химической реакции?
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О

1) дыхание
2) фотосинтез
3) брожение
4) гликолиз

Имеется в виду «внутреннее» дыхание, происходящее в митохондриях с образование молекул АТФ.

Что из перечисленного входит в состав молекулы ДНК? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) остаток фосфорной кислоты
2) аденин
3) рибоза
4) урацил
5) дезоксирибоза
6) аланин

Какие из приведённых ниже процессов являются характеристиками энергетического обмена в клетке?
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) по своим результатам противоположен пластическому обмену
2) обязательно протекает с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) завершается в рибосомах
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием кислорода и углеводов

Установите соответствие между признаком клетки и видом клетки. Для этого к каждому элементу первого
столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК КЛЕТКИ
А) имеется клеточная стенка из хитина
Б) наличие пластид
В) имеется клеточная стенка из целлюлозы
Г) запасающим веществом является гликоген
Д) наличие крупных вакуолей с жидким содер­жимым
Е) отсутствие пластид

ВИД
1) растительная клетка
2) грибная клетка

Что входит в состав клеточной оболочки многоклеточных грибов?
1) целлюлоза
2) крахмал
3) хитин
4) воск

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. (По оси х
отложена температура организма, а по оси у – относительная скорость химической реакции.) При какой
температуре тела живого организма (из перечисленных ниже значений) относительная скорость химических
реакций составляет 25 усл. ед.?

 

1) 35 °С
2) 36 °С
3) 37 °С
4) 38 °С

 

 

62.

Как называют структуры, которые расположены в данном клеточном образовании?

 

1) хромосомы
2) лизосомы
3) вакуоли
4) ЭПС

 

Какой орган у растений называют генеративным?
1) плод
2) стебель
3) лист
4) корень

Рассмотрите фотографию листа монстеры.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

Ответ:

А Б В Г Д

Какой цифрой обозначен на рисунке органоид, имеющийся только в клетках растений?

 

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

 

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. (По оси х
отложена температура организма, а по оси у – относительная скорость химической реакции.) Какой будет
относительная скорость химической реакции, если температура тела организма составляет 31 °С?

1) 10 усл. ед.

2) 12 усл. ед.

3) 15 усл. ед.

4) 18 усл. ед.

 

 

Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?
А. АТФ образуется при брожении.
Б. Синтез АТФ происходит только в клетках животных при чрезмерной физической нагрузке.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Рассмотрите фотографию листа ежевики.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

Ответ:

А Б В Г Д

Все клетки способны к
1) движению
2) почкованию
3) обмену веществ
4) фотосинтезу

У представителей какого из царств живой природы в составе организма есть соединительная ткань?
1) Животные
2) Растения
3) Бактерии
4) Грибы

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры. (По оси х
отложена температура организма, а по оси у – относительная скорость химической реакции.) При какой
температуре тела живого организма (из перечисленных ниже значений) относительная скорость химических
реакций составляет 20 усл. ед?

1) 31 °С

2) 33 °С

3) 39 °С

4) 40 °С

 

63.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая
связь.

Объект

Процесс

хлоропласт

фотосинтез

лейкопласт

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) синтез молекул АТФ
2) запас питательных веществ
3) окраска плодов и семян
4) синтез белков

Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?
А. АТФ образуется при дыхании организмов.
Б. АТФ является универсальным источником энергообеспечения клетки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Рассмотрите фотографию листа вишни.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по
следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

Ответ:

А Б В Г Д

Как называют химический элемент, участвующий в создании всех жизненно важных органических соединений
клетки?
1) калий
2) фтор
3) медь
4) углерод

В чём заключается строительная функция углеводов?
1) являются запасным веществом клеток
2) формируют клеточную стенку растительной клетки
3) способны растворяться в воде
4) являются органическими мономерами

Какую из функций в клетке выполняют белки-ферменты?
1) строительную
2) энергетическую
3) двигательную
4) каталитическую

Какая пара нуклеотидов является комплементарной?
1) Г(гуанин) – Ц (цитозин)
2) А (аденин) – Г (гуанин)
3) Т (тимин) – Ц (цитозин)
4) Т (тимин) – У (урацил)

Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов заключается в том, что у них имеются
1) пластиды
2) рибосомы
3) оболочки из целлюлозы
4) вакуоли с клеточным соком

Синонимом термина «ядерный организм» является термин
1) одноклеточный
2) многоклеточный
3) простейший
4) эукариот

Фотосинтез – это пример процесса
1) роста
2) дыхания
3) питания
4) индивидуального развития

64.

Какой процесс лежит в основе роста растительного и животного организмов?
1) дыхание
2) оплодотворение
3) пищеварение
4) деление

Как называют органоид, изображённый на рисунке?

 

1) митохондрия
2) хлоропласт
3) ЭПС
4) комплекс Гольджи

 

Какой из перечисленных ниже процессов сопровождается поглощением энергии?
1) гниение листьев в почве
2) конденсация водяного пара
3) горение дров
4) фотосинтез растений

Общим свойством для всех организмов является способность к
1) жизни в экстремальных условиях
2) образованию рефлексов
3) половому размножению
4) обмену веществ и превращению энергии

У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они
1) превращаются в зиготу
2) находятся вне клетки
3) вступают в симбиоз с растениями
4) паразитируют внутри кишечной палочки

Генами одного родителя обладает организм, развивающийся из
1) зиготы
2) растительной споры
3) семени
4) соматической клетки

Прокариотические организмы встречаются только среди
1) вирусов
2) одноклеточных
3) грибов
4) многоклеточных растений

Что из перечисленного входит в состав молекулы РНК? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) остаток фосфорной кислоты
2) тимин
3) рибоза
4) урацил
5) дезоксирибоза
6) аланин

Какие вещества являются полисахаридами? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) глюкоза
2) крахмал
3) жир
4) воск
5) гликоген
6) клетчатка

Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня,
используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в __________(А) системе
животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются на мономеры. Второй
этап протекает в __________(Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия
кислорода. Другое его название — __________(В). Третий этап энергетического обмена – кислородный,
осуществляется непосредственно внутри __________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит
синтез АТФ.

Перечень терминов
1) брожение
2) гликолиз
3) лизосома
4) митохондрия
5) кровеносная
6) пищеварительная
7) межклеточная жидкость
8) цитоплазма клетки

65.

В чём проявляется важнейшая функция жиров в клетке?
1) поддерживают постоянство внутренней среды
2) катализируют химические процессы
3) служат источником энергии
4) хорошо растворяются в воде

Как называют химическую связь между мономерами в молекуле белка?
1) пептидной
2) ионной
3) водородной
4) ковалентной неполярной

Молекула РНК, в отличие от ДНК, имеет в своём составе
1) моносахарид
2) урацил
3) остаток фосфорной кислоты
4) аденин

Общим для растительных и животных клеток является
1) наличие пластид
2) способ питания
3) строение клеточной стенки
4) наличие ядра

Синонимом термина «доядерный организм» является термин
1) одноклеточный
2) многоклеточный
3) простейший
4) прокариот

Любая ядерная клетка многоклеточного животного организма постоянно способна к
1) проведению электрического импульса к другой клетке
2) обмену веществ и превращению энергии
3) делению
4) сокращению

Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке выполняет
1) рибосома
2) хромосома
3) вакуоль
4) комплекс Гольджи

Как называют органоид, изображённый на рисунке?

 

1) хлоропласт
2) ядро
3) митохондрия
4) вакуоль

 

В результате фотосинтеза в растениях образуются
1) углекислый газ и вода
2) белки и жиры
3) углеводы и кислород
4) вода и кислород

Самое быстро бегающее животное на Земле – гепард тратит огромное количество энергии на обеспечение
работы мышц. При беге гепарда энергия связей органических соединений, запасённых в мышечной ткани, в
ко­неч­ном счёте превращается в
1) механическую энергию
2) электромагнитную энергию
3) химическую энергию
4) ядерную энергию

66.

Какой из приведённых признаков меньше всего обладает изменчивостью?
1) удойность коровы
2) цвет кожи человека
3) строение глаза синицы
4) масса тела слона

Какой из приведённых способов размножения не относят к бесполому?
1) размножение луковицами-детками у тюльпана
2) почкование у коралла
3) деление эвглены зелёной
4) размножение семенами

К доклеточным формам жизни относят
1) дрожжи
2) пеницилл
3) вирус гриппа
4) холерный вибрион

Нельзя считать вирусы «доклеточной» формой жизни. Вирусы могли появиться только после возникновения клеточной формы жизни на Земле. Правильно говорить о вирусах как о неклеточной форме жизни.

Наследственность у организмов – это свойство, заключающееся в
1) приобретении организмом новых признаков и свойств
2) поступлении в организм питательных веществ и энергии
3) передаче организму всей совокупности признаков и свойств от ро­ди­телей
4) изменении организма в процессе реализации наследственной ин­фор­мации

Что из перечисленного входит в состав молекулы АТФ? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) три остатка фосфорной кислоты
2) аденин
3) рибоза
4) урацил
5) дезоксирибоза
6) аланин

Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые
обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр
(по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПЛАСТИДЫ
В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так,
многочисленные зелёные пластиды – __________(А) – обеспечивают процесс __________(Б) за счёт наличия в
их составе пигмента __________(В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный,
оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют __________(Г).

Перечень терминов
1) хромопласт
2) хлорофилл
3) лейкопласт
4) фотосинтез
5) вакуоль
6) дыхание
7) хлоропласт
8) каротин

Рассмотрите фотографию листа ивы.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению
наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

Ответ:

А Б В Г Д

Рассмотрите фотографию листа фиалки.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по  следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

Ответ:

А Б В Г Д

Основное отличие растительной клетки от животной – наличие
1) пластид и цитоплазмы
2) вакуолей и ядра
3) оболочки и хлоропластов
4) ядра и цитоплазмы

Главный отличительный признак бактериальной клетки —
1) шарообразная форма
2) наличие жгутика
3) наличие клеточной стенки
4) отсутствие ядра

67.

Процесс питания растений – это
1) газообмен
2) фотосинтез
3) испарение воды
4) удобрение

Укажите характеристику семени
1) одноклеточное, легко переносится ветром
2) имеет многоклеточный зародыш
3) не содержит запаса питательных веществ
4) для прорастания нуждается в тепле и свете

Восстановите текст «Развитие растений», выбрав из списка слова для вставки. Буквы, соответствующие
выбранным словам, запишите в таблицу. Ответ запишите в виде порядка букв, соответствующих вставленным
словам.
РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ
Ранней весной, ещё в марте, на голых ветвях орешника распускаются длинные сережки __________(А)
цветков. Ветер колышет свисающие сережки, сдувая с них лёгкую сухую __________(Б) ; она летит и
оседает на цветочные — плодниковые почки, между чешуйками которых виднеются красные пушистые пестики.
Орешник — __________(В) растение, имеющее на разных ветках тычиночные и пестичные цветки. Только
после цветения начинают распускаться __________(Г) на кустах орешника. Из __________(Д) опыленных
цветков образуются орехи, а окружающие завязь прицветники разрастаются в зелёную плюску, прикрывающую
орех.

Перечень терминов
1) однодомное
2) двудомное
3) пыльца
4) завязь
5) листья
6) тычиночный
7) пестичный
8) опыление

Верны ли следующие суждения о клетках растений?
А. Все клетки растений содержат хлоропласты.
Б. Все клетки растений имеют клеточную оболочку.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Бактериальная клетка, в отличие от растительной, не имеет
1) клеточной оболочки
2) цитоплазмы
3) ядра
4) постоянной формы

Условия прорастания семян:
1) тепло, свет и воздух
2) живой зародыш, вода и почва
3) вода, почва и воздух
4) живой зародыш, тепло, вода и воздух

При бесполом размножении не происходит
1) увеличения числа особей
2) обмена наследственной информацией
3) расселения потомства
4) роста и развития организма

Клеточное строение характерно для
1) только растений
2) растений и грибов
3) всех живых организмов
4) всех тел природы

Верны ли следующие суждения о клетках растений?
А. Все живые клетки растений имеют вакуоли.
Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Сходство в строении животной и бактериальной клетки состоит в наличии
1) ядра и цитоплазмы
2) оболочки и ядра
3) цитоплазмы и оболочки
4) органоидов захвата пищи

Здесь нет правильного ответа

68.

В отличие от растений, животные не способны к процессу
1) дыхания
2) выделения
3) испарения воды
4) фотосинтеза

При половом размножении у большинства организмов происходит
1) образование организма из любой группы клеток одного из родителей
2) образование особых клеток – гамет, слияние которых даёт начало новому организму
3) точное копирование наследственной информации одного из родителей
4) быстрое увеличение количества потомков

Какова функция органоида, электронная микрофотография которого представлена на рисунке?

1) синтез липидов за счёт окисления соединений азота
2) синтез углеводов за счёт окисления соединений железа
3) синтез липидов за счёт энергии света
4) синтез углеводов за счёт энергии света

 

 

Что из перечисленного изображено на рисунке?

 

1) клетка дрожжей
2) клетка кишечной палочки
3) бактериофаг
4) холерный вибрион

 

В результате какого процесса энергия химических связей углеводов переходит в энергию АТФ?
1) фотосинтез
2) клеточное дыхание
3) транскрипция
4) трансляция

Что из перечисленного является видоизменением листьев? Выберите три верных признака из шести и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кожица яблока
2) лепесток розы
3) усик гороха
4) цветоложе
5) иголка кактуса
6) иголка шиповника

Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречается. Для этого к
каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры
выбранных ответов.

ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО
А) хитин
Б) гемоглобин
В) целлюлоза
Г) крахмал
Д) гликоген

ЦАРСТВО
1) Животные
2) Растения

Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит. Для этого к
каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры
выбранных ответов.

ПРОЦЕСС
А) присоединение углекислого газа к органическому соединению
Б) образование пептидной связи
В) спаривание нуклеотидов
Г) синтез АТФ
Д) разложение молекулы воды на кислород и водород
Е) отсоединение аминокислоты от тРНК

ОРГАНОИД
1) хлопласт
2) рибосома

Согласно теории Шванна и Шлейдена, каждая клетка образуется
1) из первичного бульона
2) от клетки прокариот
3) мейозом
4) от другой клетки

Это по современной клеточной теории так (после исправления теории Шлейдена и Шванна Вирховым).

Какова функция органоида, электронная микрофотография которого представлена на рисунке?

1) окисление углеводов и синтез АТФ
2) окисление железа и синтез АТФ
3) синтез АТФ с использованием энергии солнца
4) синтез ДНК на матрице РНК

 

 

69.

Что из перечисленного изображено на рисунке?

1) клетка кишечной палочки
2) клетка дрожжей
3) холерный вибрион
4) вирус гриппа

 

 

Хорошо растворяются в воде
1) жирные кислоты
2) металлы
3) фосфолипиды
4) простые углеводы

В результате какого процесса энергия окислительно-восстановительной реакции переходит в энергию АТФ?
1) хемосинтез
2) транскрипция
3) репликация
4) катаболизм

Все клетки человека получаются из одной путём
1) размножения
2) репликации
3) митоза
4) мейоза

Какие из перечисленных углеводов могут находиться внутри нервной клетки? Выберите три верных ответа из
шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) глюкоза
2) крахмал
3) целлюлоза
4) гликоген
5) хитин
6) сахароза

Установите соответствие между органоидом и царством, у которого он встречается. Для этого к каждому
элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных
ответов.

ОРГАНОИДЫ
А) центриоль
Б) клеточная оболочка
В) центральная вакуоль
Г) хлоропласт
Д) лейкопласт

ЦАРСТВО
1) Животные
2) Растения

На рибосомах происходят процессы
1) репликации ДНК
2) синтеза иРНК
3) синтеза белка
4) синтеза тРНК

В анафазе митоза происходит
1) выстраивание хромосом по экватору
2) образование веретена деления
3) деление цитоплазмы
4) расхождение хроматид к полюсам клетки

Наследственный аппарат расположен в нуклеарной области у
1) дифтерийной палочки
2) вируса натуральной оспы
3) инфузории-туфельки
4) эвглены зелёной

В состав биологических мембран не входят
1) белки
2) липиды
3) углеводы
4) нуклеиновые кислоты

70.
Какие вещества входят в состав клеточной мембраны? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) липиды
2) хлорофилл
3) РНК
4) углеводы
5) белки
6) ДНК

Установите соответствие между характеристикой и нуклеиновой кислотой, к которой эта характеристика относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) хранит и передаёт наследственную информацию
Б) включает нуклеотиды АТГЦ
В) триплет молекулы называется кодоном
Г) молекула состоит из двух цепей
Д) передаёт информацию на рибосомы
Е) триплет молекулы называется антикодоном

НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА
1) ДНК
2) иРНК
3) тРНК

Установите правильную последовательность стадий развития семени цветкового растения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) прорастание пыльцевой трубки
2) опыление
3) проникновение пыльцевой трубки в семяпочку и оплодотворение
4) развитие зародыша
5) образование зиготы

На каком уровне жизни происходит передача наследственной информации?
1) молекулярном
2) тканевом
3) организменном
4) биогеоценотическом

В лизосомах происходит
1) синтез белков
2) расщепление органических веществ
3) фотосинтез
4) синтез глюкозы

Какая группа организмов способна к фотосинтезу?
1) вирусы
2) бациллы
3) дрожжи
4) цианобактерии

Хитин входит в состав
1) клеточной стенки чумной бациллы
2) капсида вируса СПИДа
3) оболочки дрожжевой клетки
4) клеточной стенки хлореллы

Ядерная мембрана продолжается в мембранах
1) митохондрий
2) хлоропластов
3) эндоплазматической сети
4) лизосом

В каких из перечисленных органоидов клетки происходят реакции матричного синтеза? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) центриоли
2) лизосомы
3) аппарат Гольджи
4) рибосомы
5) митохондрии
6) хлоропласты

Установите соответствие между характеристикой и веществами, к которым эта характеристика относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) неполярны, нерастворимы в воде
Б) в состав входит остаток глицерина
В) мономером является глюкоза
Г) мономеры связаны пептидной связью
Д) обладают ферментативными функциями
Е) входят в состав клеточных стенок растительных клеток

ВЕЩЕСТВА
1) белки
2) углеводы
3) липиды

71.

Какая из перечисленных клеточных структур присутствует и в клетках бактерий, и в клетках животных?
1) хромосома
2) клеточная стенка
3) лизосома
4) митохондрия

Рассмотрите график зависимости скорости фотосинтеза от температуры, при которой шла реакция. При какой температуре скорость фотосинтеза составила 50% от максимальной?

 

1) 11
2) 14
3) 17
4) 20

 

 

 

 

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОБЪЕКТ ПРОЦЕСС
рибосома
хлоропласт фотосинтез

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хранение углеводов
2) клеточное дыхание
3) синтез белка
4) синтез РНК

Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными побегами? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) клубенёк гороха
2) корнеплод моркови
3) кочан капусты
4) клубень картофеля
5) луковица тюльпана
6) микориза берёзы

Какую клеточную структуру можно обнаружить и в клетках бактерий, и в клетках грибов?
1) лизосому
2) митохондрию
3) ядро
4) рибосому

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОБЪЕКТ ПРОЦЕСС
ядро хранение наследственной информации
митохондрия

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) синтез белка
2) клеточное дыхание
3) фотосинтез
4) хранение углеводов

Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными корнями? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кочан капусты
2) микориза осины
3) корнеплод свёклы
4) луковица тюльпана
5) клубеньки клевера
6) клубень картофеля

Автотрофными организмами являются
1) почвенные бактерии
2) грибы
3) растения
4) животные

Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?
А. В процессе фотосинтеза выделяется кислород в атмосферу.
Б. В процессе фотосинтеза расходуется органическое вещество.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Главная особенность клеток бактерий – это
1) микроскопические размеры
2) обитание в различных средах и условиях
3) высокая скорость размножения
4) отсутствие клеточного ядра

Все представленные ответы являются характеристиками бактерий, но только ответ 4) отвечает на сам вопрос «главная особенность», так как для любых других организмов это не характерно.

72.

В отличие от животных, растения выделяют во внешнюю среду
1) углекислый газ
2) воду
3) мочевину
4) кислород

В процессе дыхания происходит
1) высвобождение энергии
2) выделение кислорода
3) поглощение углекислого газа
4) накопление энергии

Да, энергия в процессе дыхания «накапливается» в молекулах АТФ, но откуда она берется? Она «высвобождается» при окислении органических веществ. То есть, сначала происходит высвобождение энергии, потом её накопление.

В растительной клетке преобразование солнечной энергии происходит в
1) ядре
2) оболочке
3) вакуоли
4) хлоропластах

Укажите органоиды, встречающиеся и в растительной, и в животной клетке. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ядро
2) пластиды
3) клеточная мембрана
4) клеточная оболочка
5) митохондрии
6) центральная вакуоль

Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?
А. Фотосинтез важен только для растений.
Б. Фотосинтез – источник органического вещества для всех живых организмов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В животной клетке органоид, вырабатывающий энергию, – это
1) ядро
2) лизосома
3) митохондрия
4) рибосома

И в растительной клетке органоид, вырабатывающий энергию в процессе окисления органических веществ тоже митохондрия. Другое дело, что растения способны вырабатывать энергию еще и в хлоропластах за счет солнечной энергии.

В отличие от фотосинтеза, процесс дыхания
1) идёт только на свету
2) связан с поглощением углекислого газа
3) происходит круглосуточно
4) происходит только в листьях

И фотосинтез, если достаточно тепло, тоже происходит круглосуточно. Для световой фазы фотосинтеза обязательным является наличие света, а для темновой фазы фотосинтеза свет не нужен.

Верны ли следующие суждения о половом размножении?
А. У животных существует только половое размножение.
Б. Органом полового размножения растений является цветок.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Укажите органоиды, характерные только для растительной клетки. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эндоплазматическая сеть
2) хлоропласты
3) клеточная оболочка
4) ядро
5) рибосомы
6) центральная вакуоль

Гетеротрофами не являются
1) грибы
2) животные
3) болезнетворные бактерии
4) одноклеточные водоросли

73.

Функцией клеточной мембраны не является
1) восприятие сигналов внешней среды
2) транспорт веществ
3) образование клеточной оболочки
4) накопление веществ

Укажите характеристику фотосинтеза.
1) происходит круглосуточно
2) начинается только на свету
3) осуществляется во всех клетках растений
4) нуждается в присутствии кислорода

Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности растений?
А. Устьица листа регулируют испарение воды.
Б. Растения дышат углекислым газом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Укажите органоиды, характерные для животной клетки. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) клеточная оболочка
2) ядро
3) центральная вакуоль
4) пластиды
5) клеточная мембрана
6) митохондрия

Что характерно для автотрофных организмов?
1) живут без пищи
2) способны синтезировать органические вещества из неорганических
3) потребляют готовые органические вещества
4) поедают друг друга

Какой органоид клетки по его функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
1) эндоплазматическую сеть
2) клеточную мембрану
3) вакуоль
4) рибосому

Какое свойство характерно только для организмов, в отличие от объектов неживой природы?
1) ритмичность
2) движение
3) рост
4) обмен веществ

Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
1) хлоропластов
2) плазматической мембраны
3) оболочки из клетчатки
4) вакуолей с клеточным соком
Отложить задие Показать задание в отдельном окне Отметить задание как решенное 2e38FB

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. Основная функция фотосинтеза – образование кислорода.
В. Основная функция клеточного дыхания – поглощение кислорода.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны

И растительная клетка, и животная клетка имеют
1) хлоропласты
2) митохондрии
3) клеточную стенку
4) центральную вакуоль

74.

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Целое Часть
метёлка
плод ягода

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) эмбрион
2) личинка
3) соцветие
4) орган

Здесь «целое» и «часть» не надо понимать буквально (ягода не часть плода, а одно из названий разных плодов). Так же и метелка, одно из названий соцветий.

О родстве всех растений говорит то, что они
1) дышат
2) двигаются
3) фотосинтезируют
4) состоят из клеток

Верны ли следующие суждения о простейших?
А. В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократительная вакуоль.
Б. При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, которая необходима для жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об испарении воды растениями?
А. Растения могут регулировать количество испаряемой с поверхности листьев воды.
В. Этой регуляции недостаточно для растений, обитающих в засушливых районах, им нужны дополнительные приспособления.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны

О Фрагмент ДНК, содержащий информацию об одной макромолекуле, – это
1) хромосома
2) ядрышко
3) ген
4) нуклеотид

Наследственный аппарат клетки расположен в
1) ядре
2) рибосоме
3) вакуоли
4) аппарате Гольджи

В состав клеток растений, в отличие от грибов, входят
1) ядра
2) крупные центральные вакуоли
3) митохондрии
4) рибосомы

Какую функцию в клетке выполняют нуклеиновые кислоты?
1) являются универсальными источниками энергии для жизни
2) обеспечивают специфический клеточный иммунитет
3) участвуют в построении органоидов клетки
4) обеспечивают хранение и передачу наследственной информации

Широкая норма реакции характерна для такого признака, как
1) окраска шерсти у млекопитающих одного вида
2) форма края листовой пластинки растений одного вида
3) концентрация сахара в крови у людей
4) удойность молока у коров в стаде

Какие мутации передаются по наследству?
1) в хромосомах клеток печени
2) в хромосомах зрелых эритроцитов
3) в хромосомах сперматозоидов
4) хромосомах клеток эктодермы зародыша

75.

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОБЪЕКТ

  ПРОЦЕСС

клеточное дыхание

хлоропласт

фотосинтез

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) аппарат Гольджи
2) лизосома
3) рибосома
4) митохондрия

Молекулярная структура какого органического вещества изображена на рисунке?


1) ДНК
2) крахмала
3) белка
4) АТФ

 

 

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОБЪЕКТ ПРОЦЕСС
ДНК
мембрана липид

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) митохондрия
2) хромосома
3) рибосома
4) лизосома

Выберите фрагмент цепи ДНК, комплементарный фрагменту цепи Т-А-Ц-А-Ц-Т.
1) У-Т-Г-Т-Г-У
2) А-Т-Г-Т-Г-А
3) Г-Ц-А-Ц-А-Г
4) Ц-У-Т-У-Т-Ц

На графике приведена зависимость скорости ферментативной реакции (в % от максимальной) от температуры (°С). Какая температура оптимальна для исследуемого фермента?

1) 32°
2) 37°
3) 42°
4) 48°

 

 

 

 

 

Синонимом понятия «доядерный организм» является термин
1) одноклеточный
2) эукариот
3) прокариот
4) простейший

Выберите фрагмент цепи ДНК, комплементарный фрагменту цепи А-Т-Г-Г-Ц-Г.
1) У-Т-Ц-Г-А-Т
2) Т-А-Ц-Ц-Г-Ц
3) Г-Ц-Г-Т-Г-У
4) А-Т-Г-Г-Ц-Г

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При фотосинтезе вода разлагается светом.
В. При клеточном дыхании всегда нужен кислород.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны

Многоклеточные организмы более биологически успешны, потому что
1) многоклеточность позволяет жить в наземной среде
2) у многоклеточных возможно половое размножение
3) многоклеточные способны к автотрофному питанию
4) при многоклеточности возможна специализация клеток

Представителей каких организмов относят к ядерным?
1) сине-зелёных
2) простейших
3) бактерий
4) вирусов

76.

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОБЪЕКТ

ПРОЦЕСС

синтез белка

аппарат Гольджи

созревание белков-секретов

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ЭПС
2) рибосома
3) митохондрия
4) лизосома

Какую клеточную структуру по своей функции можно сравнить с таможней в государстве?
1) клеточную мембрану
2) цитоплазму
3) вакуоль
4) ядро

У животных, как и у растений, в процессе ассимиляции происходит
1) расщепление крупных молекул
2) денатурация белков
3) синтез белков
4) брожение

Какую функцию в клетке выполняют липиды?
1) катализатора химических процессов
2) источника энергии
3) переноса газов и других веществ
4) хранения наследственной информации

Какая система органов многоклеточного животного по одной из своих функций схожа с лизосомой клетки?
1) дыхания
2) выделения
3) кровообращения
4) пищеварения

На графике приведена зависимость скорости ферментативной реакции (в % от максимальной) от кислотности (в единицах pH). Какая кислотность оптимальна для исследуемого фермента?

1) 6
2) 7
3) 8
4) 9

 

 

 

 

 

Многоклеточные организмы отличаются от колониальных тем, что
1) у колониальных все клетки одинаковые, а у многоклеточных есть раз­лич­ные органы и ткани
2) у колониальных нет полового размножения, а у многоклеточных есть
3) колониальные не могут жить на суше, а многоклеточные могут
4) колониальные не способны сопротивляться паразитам, а много­кле­точ­ные способны

Сам вопрос некорректный. Колониальные организмы – это тоже многоклеточные организмы. Ответ 1) справедлив, если у авторов вопроса под колониальными организмами подразумевается переходная форма организмов от одноклеточных к многоклеточным — гониум, эвдорина. А у вольвокса, например, клетки уже дифференцированные. Скорее всего у авторов вопроса задуман ответ 3). Только организмы, имеющие различные ткани и органы могут жить на суше.

И растительная клетка, и клетка грибов имеют
1) хлоропласты
2) центриоли
3) клеточную стенку
4) центральную вакуоль

Растения, в отличие от животных,
1) состоят из клеток
2) в дыхании используют кислород
3) обладают автотрофным питанием
4) реагируют на внешние воздействия

К какой группе относят организмы, которые в дыхании используют свободный кислород?
1) анаэробы
2) аэробы
3) эукариоты
4) прокариоты

77.

Как называют клеточную структуру, изображённую на рисунке?

 

1) вакуоль
2) клеточный центр
3) жгутик
4) хромосома

 

 

В состав клеток растений, в отличие от животных, входят
1) митохондрии
2) рибосомы
3) ядра
4) пластиды

Наследственный аппарат клетки расположен в
1) ядре
2) рибосоме
3) лизосоме
4) аппарате Гольджи

Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?
1) лизосомы
2) рибосомы
3) клеточный центр
4) хлоропласты

Фрагмент какой молекулы изображён на рисунке?


1) белка
2) АТФ
3) ДНК
4) РНК

 

 

 

Какой органоид изображён на рисунке?

1) комплекс Гольджи
2) хлоропласт
3) рибосома
4) ЭПС

 

 

Доказательством родства всех живых организмов между собой служит то, что они
1) фотосинтезируют
2) дышат
3) состоят из клеток
4) двигаются

Какие из перечисленных свойств характерны для большинства многоклеточных животных? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие ядер во всех клетках
2) подвижность
3) гетеротрофность
4) хемосинтез
5) отсутствие жёстких клеточных стенок
6) наличие механической ткани

Рассмотрите фотографию листа берёзы.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

Ответ:

А Б В Г Д

Рассмотрите фотографию листа ольхи чёрной.

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

Ответ:

А Б В Г Д

78.

Рассмотрите фотографию листа сирени.

 

Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

Ответ:

А Б В Г Д

Установите правильную последовательность действий агронома при вегетативном размножении комнатного растения традесканции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) накрыть черенки стеклянными банками
2) посадить черенки наклонно в увлажнённый песок
3) нарезать стеблевые черенки с 3–4 листьями
4) при появлении придаточных корней пересадить растения в горшки
5) подобрать крупное здоровое растение

Установите соответствие между строением клетки и её видом. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
А) отсутствует оформленное ядро
Б) хромосомы расположены в ядре
В) имеется аппарат Гольджи
Г) в клетке одна кольцевая хромосома
Д) АТФ синтезируется в митохондриях
Е) половые хромосомы всегда отсутствуют

ВИД
1) прокариотная
2) эукариотная

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Белок Аминокислота
РНК

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) глицерин
2) нуклеотид
3) жирные кислоты
4) глюкоза

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Процесс
Амилаза Расщепление глюкозы
Синтез глюкозы

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) митохондрия
2) рибосома
3) хлоропласт
4) ЭПС

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Процесс
ДНК Хранение наследственной информации
р-РНК

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) регулирование работы митохондрий
2) доставка аминокислот к месту синтеза белка
3) ускорение процесса фотосинтеза
4) образование структур рибосом

Изучите таблицу, в которой приведены две группы организмов.

Группа 1 Группа 2
Цианобактерии Эвглена зелёная
Стрептококки Инфузория-туфелька
Палочка Коха Амёба обыкновенная

Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих организмов на группы?
1) одноклеточность
2) потребность в воде
3) наличие или отсутствие ядра
4) способность к фотосинтезу

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Ткань Функции
Опора, транспорт, защита
Эпителиальная Защита, выделение секрета

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) механическая
2) мышечная
3) нервная
4) соединительная

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Процесс
Строма
Граны Синтез АТФ

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) гликолиз
2) фотолиз воды
3) синтез глюкозы
4) синтез НАДФ?Н

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Способ Форма размножения
Черенкование Бесполое размножение
Половое размножение

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) спорообразование
2) почкование
3) партеногенез
4) прививка

79.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

кань Функция
Ксилема
Механические Обеспечивают прочность

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обеспечивает рост растения в толщину
2) обеспечивает передвижение продуктов фотосинтеза
3) обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами
4) защищает от воздействий окружающей среды

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Ткань Функция
Проведение продуктов фотосинтеза
Механические Обеспечивают прочность

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ситовидные трубки
2) камбий
3) сосуды
4) основная

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Процесс
Строма Синтез глюкозы
Граны

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) синтез белков
2) фотолиз воды
3) синтез липидов
4) гликолиз

Верны ли суждения о тканях организма человека?
А. Оболочки мышц, сухожилия, хрящи и кости образованы различными видами соединительной ткани.
Б. Эпителиальные ткани образуют железы: слюнные, потовые, слёзные и другие, их клетки выделяют различные жидкости.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли суждения о мышечной ткани человека?
А. Волокна мышц внутренних органов не имеют поперечную исчерченность, они образуют гладкую мускулатуру.
Б. Основные свойства мышечной ткани – возбудимость и проводимость.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом ткани. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
2) зажмите препарат лапками-держателями
3) положите микропрепарат на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение ткани

Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатных растений на примере традесканции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) для уменьшения испарения воды накройте черенки стеклянной банкой
2) посадите черенки наклонно в увлажнённый песок
3) нарежьте стеблевые черенки с 3–4 листьями
4) после образования придаточных корней пересадите растения в горшки

Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) клетка
2) ткань
3) ген
4) орган
5) ядро

Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) клеточный
2) тканевый
3) организменный
4) органный
5) молекулярный

ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два типа развития организмов: прямое и непрямое (метаморфоз). Прямое развитие происходит без превращений.
В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из вороньего яйца вылупляется на свет беспомощный, слепой и голый птенец, а человек рождает маленького ребёнка, не умеющего ходить, говорить и т.д.
У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растёт, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.
При развитии с превращением из яйца появляется личинка, не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым, или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с неполным превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку (неподвижная стадия). Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое. Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук – листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.
Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит
у земноводных.

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие стадии развития проходят насекомые с полным превращением?
2) Каковы различия во внешнем и внутреннем строении головастика и лягушки? Приведите два примера.
3) В чём заключается преимущество развития с метаморфозом?

80.

РАЗМНОЖЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ
Любой группе особей для поддержания своей численности необходимо заботиться о её увеличении. Даже вирусы, пусть и не самостоятельно, но тоже размножаются.
В ходе эволюции возникло несколько основных способов размножения. Бесполый способ характерен для многих одноклеточных организмов и некоторых водорослей. При бесполом способе клетки организмов делятся пополам. Так как для такого размножения достаточно одного организма, то этот способ и назван бесполым. Многие многоклеточные организмы также размножаются бесполым путём. Земляника размножается усами, тополь – черенками, картофель – глазками. Это примеры вегетативного размножения. Во всех случаях родителем является один организм. Все потомки этого родителя сохраняют наследственные признаки своего родителя и являются его точной копией.
В половом размножении участвуют, как правило, два организма, каждый из которых образует специальные половые клетки – гаметы. Сливаясь друг с другом, они создают новую клетку – зиготу. Из неё и развивается новый организм. В этом случае увеличение численности организмов происходит не всегда. У двух родителей может быть один потомок.
При бесполом размножении продолжение рода происходит без затрат энергии на поиски партнёра противоположного пола. Но это преимущество относительное, так как рождающиеся особи абсолютно одинаковы, им сложнее приспособиться к разнообразным условиям среды. При половом размножении потомок каждой пары сочетает в себе признаки двух родителей, а значит, увеличивается степень разнообразия потомства. Организмы, размножающиеся только бесполым путём, достаточно редки.

Используя содержание текста «Размножение в органическом мире», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие способы бесполого размножения приведены в тексте?
2) Почему половое размножение более прогрессивно, чем бесполое?
3) Где размножаются вирусы?

ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ
Благодаря электронному микроскопу удалось выявить основные различия между клетками прокариотических организмов, к которым относятся бактерии и синезелёные водоросли ?, и эукариотических, к которым относятся представители остальных царств органического мира – растений, грибов, животных. Учёные полагают, что эукариотические организмы возникли позже прокариотических.
Бактериям и синезелёным водорослям ? присущи все свойства живых существ. Однако в строении этих клеток существуют существенные различия. Главным из них является отсутствие ядра в прокариотических клетках. Их единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и находится в нуклеарной (ядерной) области. Хромосомы эукариотических клеток находятся в ядре клетки. Их совокупность образует кариотип организма. Кроме того, в цитоплазме эукариотических клеток находятся органоиды: эндоплазматическая сеть и митохондрии, лизосомы и аппарат Гольджи.
В растительных клетках помимо этого есть пластиды и вакуоли, заполненные клеточным соком. Прокариотические клетки окружены клеточной стенкой, в состав которой входит вещество муреин, под ней имеется клеточная мембрана. В цитоплазме этих клеток присутствуют мелкие рибосомы. Остальных органоидов у них нет.
Есть и ещё одно различие между этими типами клеток – это способ их размножения. Бактериальные клетки просто делятся пополам. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и клеточная мембрана врастает между двумя молекулами. Эукариотические клетки делятся путём митоза. После равномерного распределения хромосом происходит образование новых ядер и деление цитоплазмы.

Везде в этом тексте после слова синезеленые  идет слово  «водоросли» — это вопиющий ляп составителей  задания. Уже около  50 лет как доказано, что синезеленые или цианобактерии – это прокариотические организмы, как же они могут быть водорослями?

Используя содержание текста «Прокариоты и эукариоты», ответьте на следующие вопросы.
1) Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариотической клетки?
2) Предложите синоним для термина «эукариотическая клетка».
3) Что происходит при делении клеток?

БИОПОЛИМЕРЫ
Всем хорошо известно, что в живых клетках важнейшие функции выполняют белки и нуклеиновые кислоты. Это высокомолекулярные соединения – полимеры, состоящие из структурных единиц – мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты, а мономерами нуклеиновых кислот – нуклеотиды.
Организмы растений и животных отличаются большим разнообразием белковых молекул. Они выполняют самые разнообразные функции
в организме. Множество белков выполняет ферментативную функцию. Другие белки входят в состав клеточных мембран волос, ногтей, других образований. Такие белки называются структурными. Кроме того, белки могут выполнять защитную, сигнальную, энергетическую и транспортную функции. В белках обычно встречается 20 аминокислот, последовательность соединения которых определяет вид белка.
Вариантов нуклеиновых кислот немного. К ним относятся ДНК, рибосомальная РНК, информационная РНК и транспортная РНК. Нуклеотиды ДНК, так же как и аминокислоты в белках, выстраиваются
в разной последовательности. От этой последовательности зависит структура и вид синтезируемых в клетках белков. Информационная РНК снимает информацию с ДНК и направляется к месту синтеза белка на рибосомы. Транспортная РНК приносит к рибосомам аминокислоты.
Таким образом, связь нуклеиновых кислот и белков проявляется в том, что нуклеиновые кислоты кодируют и передают информацию к месту синтеза белков и обеспечивают доставку аминокислот на рибосомы. Однако если белки обладают разными свойствами и функциями в зависимости от их строения, то у нуклеиновых кислот функции относительно постоянны.

Используя содержание теста «Биополимеры», ответьте на следующие вопросы.
1) Чем можно объяснить, что такие белки, как гемоглобин и инсулин, обладают разными свойствами?
2) Какую функцию в клетке выполняют рибосомы?
3) Какая связь существует между генетическим кодом и молекулами ДНК, иРНК и тРНК?

ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ
Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.
Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки.
Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.
Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.
Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.
В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.
Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.

Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопросы.
1) Какие функции выполняет хромосома?
2) Что представляет собой ген?
3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках?

ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.
В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.
Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.
Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.
1) Что собой представляет клеточная стенка растительной клетки?
2) Какую роль играют пластиды в клетке?
3) Почему растительную клетку относят к эукариотной?

Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.
1) Что собой представляют пластиды?
2) Какую роль выполняют вакуоли?
3) С какими органоидами растительной клетки связаны синтетические процессы обмена веществ?

РАЗМНОЖЕНИЕ
Размножение – это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно – отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.
В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.
При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы – яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.
1) О каких способах размножения упоминается в тексте?
2) Приведите примеры двух организмов, у которых размножение происходит вегетативным способом.
3) Каким преимуществом обладают организмы, размножающиеся половым путём?

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.
1) О каких двух способах размножения организмов идёт речь в тексте?
2) Что происходит в процессе полового размножения?
3) Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ
У растений дыхание присуще всем органам, тканям и клеткам. Для дыхания они используют атмосферный кислород, проникающий через устьица листьев и зелёных побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички древесных стеблей. Кроме того, растения для дыхания расходуют кислород, образовавшийся в результате фотосинтеза. Дышат растения и днём, и ночью. Днём для дыхания используется в основном атмосферный кислород, а ночью, когда устьица закрыты – кислород, накопленный в листьях в процессе фотосинтеза. Поступающий при дыхании кислород окисляет имеющиеся в растении органические вещества до углекислого газа и воды. При этом освобождается заключённая в органических веществах энергия, которая расходуется растением для роста, развития и размножения. Образующийся при дыхании растений углекислый газ удаляется через устьица, чечевички, через всю поверхность молодых корней.
Дыхание растений – процесс противоположный фотосинтезу. Фотосинтез происходит главным образом в мякоти листьев растений, в которых расположена основная фотосинтезирующая ткань. Её клетки содержат хлоропласты с зелёным пигментом – хлорофиллом, способным улавливать свет. В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды на свету * в хлоропластах клеток образуется глюкоза. Синтезированные в процессе фотосинтеза органические вещества используются растением для питания и синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов. Все эти органические вещества идут на построение тела растения, а также откладываются в запасающих тканях и используются при дыхании. Побочным продуктом фотосинтеза является свободный кислород. Он образуется в процессе фотосинтеза и выделяется растением в окружающую среду.

*  Глюкоза при фотосинтезе образуется и днем, и ночью – это «темновая» фаза фотосинтеза, не требующая света.

Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез», ответьте на следующие вопросы.
1) В каких клетках происходит процесс дыхания?
2) Какова роль кислорода в процессе фотосинтеза?
3) На что затрачивается энергия в процессе дыхания?

Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез», ответьте на следующие вопросы.
1) В каких клетках происходит процесс фотосинтеза?
2) Какова роль кислорода в процессе дыхания?
3) На что затрачивается энергия в процессе фотосинтеза?

МИТОХОНДРИИ И ХЛОРОПЛАСТЫ
Митохондрии и хлоропласты – наиболее крупные органоиды клетки. Они имеют свои собственные молекулы ДНК, способны независимо от ядра клетки к биосинтезу и делению. Эти органоиды преобразуют внешнюю энергию в виды, которые могут быть использованы для жизнедеятельности клеток и целостных организмов.
Эллипсовидные по форме митохондрии характерны для всех эукариот. Наружная мембрана у них гладкая, а внутренняя образует складки. На мембранах складок располагаются многочисленные ферменты. Основная функция митохондрий – синтез универсального источника энергии – АТФ – в процессе окисления органических веществ.
Хлоропласты, в отличие от митохондрий, присутствуют только в растительных клетках, но встречаются и у некоторых простейших, например, у зелёной эвглены. С этими органоидами связан процесс фотосинтеза, заключающийся в преобразовании световой энергии в энергию химических связей молекул глюкозы. Благодаря процессу фотосинтеза в атмосферу постоянно поступает кислород.
Хлоропласты несколько крупнее митохондрий. Внутри их почти шаровидного тела имеются многочисленные мембраны, на которых располагаются ферменты. Там же находится пигмент хлорофилл, придающий пластидам зелёный цвет.

Используя содержание текста «Митохондрии и хлоропласты», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие вещества являются исходными в энергетическом обмене?
2) Какие вещества являются конечными продуктами энергетического обмена?
3) С помощью уравнений химических реакций поясните схему процесса дыхания.

Используя содержание текста «Митохондрии и хлоропласты», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие вещества являются исходными в фотосинтезе?
2) Какие вещества являются конечными в процессе фотосинтеза?
3) В каком органоиде клетки протекает фотосинтез?

 

ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Белки и жиры – высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка образована большим числом аминокислот, в состав которых входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота и серы. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. Они нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях. В состав жиров входят атомы углерода, водорода и кислорода. Жиры и жироподобные вещества объединяются обычно под общим названием липиды. Как и углеводы, они служат источником энергии.
Белки разных клеток неодинаковы, они специфичны. Однако они обладают общим свойством – свёртываться при нагревании или воздействии ультрафиолетовых лучей. Белки являются основным строительным материалом любой клетки: входят в состав клеточных мембран, цитоплазмы, ядра и органоидов. Многие белки являются ферментами. У животных все виды движения обеспечиваются сократительными белками. Белки, жиры и углеводы участвуют в защите клеток и контактах со средой. Некоторые белки выполняют транспортную функцию, присоединяя и перенося кислород и углекислый газ.
Жиры, как и белки, выполняют ряд функций. Они входят в состав клеточных мембран и тем самым выполняют строительную функцию. Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом. Некоторые жироподобные вещества являются гормонами, принимая участие в регуляции физиологических функций организма.

Используя содержание текста «Органические соединения», ответьте на следующие вопросы.
1) Из каких молекул образованы жиры?
2) Каким общим свойством обладают молекулы белков?
3) О какой сходной функции белков и жиров говорится в тексте?

Пользуясь содержанием текста «Органические соединения», найдите и выпишите название клеточной структуры, в образовании которой одновременно участвуют белки и жиры. Какие функции выполняет эта структура в клетке?

Пользуясь содержанием текста «Органические соединения», ответьте на вопросы.
1) Какое свойство характерно для жиров?
2) Может ли человек питаться только жирами, исключив из рациона белковую пищу? Ответ обоснуйте.

81.

ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ
Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.
Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.
Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами.

Используя содержание текста «Грибы и лишайники», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие организмы образуют лишайник?
2) Какие особенности строения растений можно наблюдать и у грибов?
3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет входящий в его состав гриб?

Используя содержание текста «Грибы и Лишайники», ответьте на следующие вопросы.
1) Почему лишайники называют комплексными организмами?
2) Какие особенности жизнедеятельности животных можно наблюдать и у грибов?
3) Какое значение для лишайника имеют его водоросли и цианобактерии?

УГЛЕВОДЫ
Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений их содержится до 90%.
Все углеводы подразделяют на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкус, хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются чаще всего молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они несладкие и почти не растворимы в воде.
В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов.
Крахмал и гликоген в клетках откладываются в запас. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных, в основном в печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров. Моносахариды, будучи менее энергоёмкими, быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся постоянно в большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.

Используя содержание текста «Углеводы», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие углеводы выполняют в клетке строительную функцию?
2) Какие структуры они образуют? Приведите два примера.

Используя сведения из текста «Углеводы» и свои знания, объясните, каким образом крахмал, содержащийся в порции жареного картофеля, может превратиться в гликоген печени.

***********************************************************************

Мои ответы репетитора по биологии на эти  202 вопроса Открытого банка заданий ФИПИ  ОГЭ раздела «Признаки живых организмов»  и на все остальные 802 вопроса этого раздела вы можете приобрести здесь

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
З. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ | все ответы на тесты по биологии ОГЭответы на тесты ОГЭ по биологииответы на тесты по биологииответы по биологии на вопросы Открытого банка заданий ФИПИответы по биологии на задания ФИПИ ОГЭОткрытый банк заданий ОГЭоткрытый банк заданий ФИПИ ОГЭрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − семнадцать =