Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Долгое время не «заводил» данную рубрику на сайте, полагая, что определения большинства биологических терминов можно найти в интернете.
Но столкнувшись со многими примерами неверного или порой двусмысленного трактования некоторых понятий, решил создать словарик биологических терминов у себя на блоге.
Самому интересно стало, как много оказывается существует биологических терминов, необходимых знать учащимся средних школ при подготовке к ГИА или ЕГЭ.
АВИТАМИНОЗ – заболевание, вызванное недостатком определенного витамина в организме. Обязательное наличие витаминов связано с тем, что они входят в состав белков-ферментов, без которых не происходят никакие обменные процессы.Недостаток витамина А, например, вызывает замедление роста,«куриную слепоту», сухость кожных покровов. При нехватке витамина D нарушается обмен фосфора и кальция, что приводит к искривлению костей у детей (рахиту). Недостаток С — к цинге, нехватка В1 и В2 — к заболеванию бери-бери.
В животном организме, в отличие от растений, не может синтезироваться большинство витаминов, поэтому мы вынуждены получать их с соответствующей пищей.
АВСТРАЛОПИТЕКОВЫЕ – группа вымерших человекообразных обезьян, останки которых были найдены в Кении,Танзании,Эфиопии. Очень сложно ответить на экзамене правильно, считать ли их первыми людьми — архантропами, потому что в одних учебниках их таковыми не считают, а в других — прогрессивных австралопитеков — считают.
Уже были тесты по ЕГЭ, где положительный ответ оценивался как верный. В более поздних тестах австралопитеки — это еще не первые люди, хотя у них некоторые черты строения черепа были сходны с таковыми у человека, передвигались на двух ногах, использовали в качестве орудий палки и камни, но они не обладали речью. (Я считаю такие тесты вообще не корректными и вовсе не включал бы их в экзаменационные задания. Но если подобный вопрос будет, отвечайте нет).
АВТОЛИЗ – самопереваривание клеток (ответственны ферменты, выделяемые особыми клеточными органеллами — лизосомами), тканей и органов (при метаморфозе у лягушки: рассасывание хвоста головастика).
АВТОМАТИЗМ – способность клеток, органов или целого организма к ритмической деятельности, вызываемой внутренними причинами. Например, движения ресничек и жгутиков у простейших,сокращения изолированного сердца млекопитающих, ритмичные раскачивания шеи млекопитающих при ходьбе (жираф, лошадь).
АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (от autos – сам и trophos – питание) – организмы, использующие для построения своего тела энергию солнечного света — фотоавтотрофы (все наземные зеленые растения, водоросли и фототрофные бактерии), или энергию неорганических соединений — хемоавтотрофы (археи).
Автотрофные организмы являются продуцентами органического вещества, служащего пищей для всех остальных организмов на Земле. В процессе фотосинтеза растения выделяют в атмосферу кислород, необходимый для всех аэробных существ.
АГРОБИОЦЕНОЗ, АГРОЦЕНОЗ (от греч. agros – поле) – совокупность организмов, обитающих на землях, используемых человеком для сельского хозяйства — полях, садах, огородах, пастбищах и т.д. Поэтому самыми существенными признаками агроценоза, отличающими его от биогеоценоза (природной экосистемы) являются: 1) создается и регулируется человеком; 2) в нем меньшее видовое разнообразие организмов; 3) монокультура — основная биомасса в агроценозе приходится обычно на один вид или сорт культурного растения. Биогеоценоз же – это саморегулирующаяся система организмов и среды, формирующаяся естественным путем на протяжении длительного времени.
АДАПТАЦИЯ (от лат. adapto – прилаживаю) – совокупность особенностей вида, обеспечивающих ему возможность нормального существования в определенных условиях внешней среды. Например, у сосны корни длинные, приспособленные к добыванию влаги с большой глубины; у кактусов листья превращены в колючки, уменьшающие испарение воды; у тропических растений наблюдается широкий спектр видоизменений корней и стеблей. У животных мы наблюдаем различные способы маскировки (мимикрия) или приспособления для защиты от врагов (ядовитые зубы, щупальца, электрические органы, рога, копыта и т.д.).
Следует помнить, что адаптации носят относительный характер, так как оказавшись в иных условиях существования для организма они могут оказаться бесполезными или даже вредными (например, температурные условия осени обеспечили смену меха у зайца — он стал «белым,пушистым», но в отсутствии снежного покрова, заяц становится хорошо заметен хищникам).
АДГЕЗИЯ (от лат. adhaesio – прилипание) – в биологии клеточная адгезия — это соединение клеток между собой. Специфичность клеточной адгезии определяется наличием на поверхности клеток особых белков клеточной адгезии. Близкий термин АДСОРБЦИЯ «притягивание» различных веществ к поверхности клетки, обусловленная химическим составом наружных молекул плазматических мембран.
АДЕНИН – пуриновое азотистое основание как и гуанин (все «нины» — пурины). Входит в состав нуклеотидов ДНК, РНК, АТФ и таких коферментов как НАД, НАДФ и ФАД.
АДЕНОЗИНТРИФОСФАТ (АТФ) – нуклеотид, содержащий аденин, рибозу и три остатка фосфорной кислоты, обладающий двумя макроэнергетическими связями (по 41.9 кДж/моль каждая). АТФ является универсальным аккумулятором и переносчиком химической энергии в клетках. Синтез АТФ происходит: 1) в цитоплазме клеток при гликолизе; 2) в кристах митохондрий в ходе окислительного фосфорилирования – при участии кислорода (дыхании) и 3) в гранах хлоропластов у растений на свету в ходе фотосинтетического фосфорилирования.
АДРЕНАЛИН – гормон так называемого мозгового слоя надпочечников (внутреннего слоя, «мозгов» у надпочечников нет). Адреналин выбрасывается в кровь при стрессовых ситуациях, поэтому еще его называют гормоном страха. В межнейронных синапсах адреналин является медиатором – химическим проводником нервных импульсов.
АКСОЛОТЛЬ (на языке древних ацтеков – водяная игрушка). Аксолотлями называют те виды семейства амбистомовых (хвостатых земноводных), личинки которых достигают размеров взрослых особей и способны размножаться (неотения). Аксолотли обычно размножаются в холодных водах, а взрослая форма – амбистома – в теплых. Можно добиться превращения аксолотлей во взрослую форму при добавлении в пищу или в воду препаратов, содержащих гормон щитовидной железы – тиреоидин.
АКСОН (от греч. ахоn – ось) – одиночный (реже ветвящийся) длинный цитоплазматический отросток нейрона. Достигает длины 1 м. Проводит нервные импульсы от тела клетки и дендритов к другим нейронам или органам. Пучки аксонов образуют нервные волокна. Концы аксонов разветвляются и образуют синапсы с другими нейронами, мышечными и железистыми клетками. По одним аксонам нервные импульсы передаваться к ЦНС, по другим от ЦНС к периферии.
АЛЛАНТОИС (от allantois – колбасовидный) – одна из зародышевых оболочек у высших позвоночных животных – пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. У эмбрионов пресмыкающихся и птиц осуществляет газообмен и играет роль мочевого пузыря. У млекопитающих аллантоис участвует в образовании плаценты.
АЛЛЕЛЬ (от греч. аllelon – друг друга, взаимно) – одно из возможных состояний определенного структурного гена Аллельные гены отвечают за проявление одного и того же признака, например, в опытах Г.Менделя: цвет семян гороха (может определяться аллельным геном, отвечающим за проявление желтого цвета семян или аллельным ему геном, отвечающим за проявление зеленой окраски) или форма семян гороха (аллелями гладкой и морщинистой формы семян).
В каждом диплоидном организме присутствуют только два аллеля одного гена, которые располагаются строго в одинаковых местах (локусах) гомологичных хромосом. Важным свойством проявления в фенотипе аллельных генов является принцип доминирования одного аллея над другим (А над а или В над b). По наличию в генотипе организма одинаковых или разных аллелей одного признака их называют гомозиготными (с генотипами АА и аа) или гетерозиготными (с генотипом Аа).
Поскольку аллели какого либо гена могут мутировать, то в популяции организмов может присутствовать и более двух аллелей одного признака. Так у людей группы крови определяются тремя аллельными генами (А, В, О), но в организме отдельного человека могут присутствовать только любые два из них.
АЛЛЕРГИЯ (от греч. allos – иное действие) — это реакция организма, обладающего повышенной чувствительностью к чужеродным антигенам. Проявляется в виде отеков, покраснений кожи, чихания, кашля в ответ на попадание в организм пыльцы растений, например, домашней пыли, некоторых лекарств или пищи. Тяжелые формы аллергии сопровождаются воспалениями, спазмами или расслаблениями гладких мышц. Аллергия возникает при нарушениях иммунитета.
АЛЬБИНИЗМ (от лат. albus – белый) – врожденное отсутствие окраски покровов (кожи, волос, перьев и т.д.) и радужной оболочки глаз у животных и человека. У растений альбинизм проявляется в частичном или полном отсутствии зеленой окраски. Альбиносы – это особи, гомозиготные по рецессивному аллелю, у которых блокирован синтез красящего пигмента меланина. Альбиносы, как правило, менее жизнеспособные особи, так как с альбинизмом могут быть сцеплены некоторые рецессивные неблагоприятные мутации. Чистые линии лабораторных животных-альбиносов используют для генетических экспериментов.
АЛЬВЕОЛА (от лат. alveolus – ячейка, лунка, пузырек): 1 – пузыревидные выпячивания в легких млекопитающих на концах разветвлений бронхов. Стенки альвеол тонкие, растяжимые, окутанные сетью мельчайших кровеносных сосудов — капилляров, что обеспечивает хороший газообмен между альвеолярным воздухом и кровью; 2 – углубления в челюстях млекопитающих, где расположены корни зубов.
АМЕБЫ – простейшие, одноклеточные животные, относящиеся к классу Саркодовые (Корненожки). Основной представитель класса амеб — это амеба протей. Она лишена плотной оболочки, тело образует выросты (ложноножки), за счет которых амеба передвигается и питается (фагоцитоз). Существуют пресноводные раковинные амебы и морские радиолярии и фораминиферы, обладающие защитным скелетом. Размножение у амеб бесполое, путем митотического деления клетки надвое.
АМИНОКИСЛОТЫ – органические соединения класса карбоновых кислот. Обязательно содержат аминогруппу –NH2+ и карбоксильную группу -СООН—. Отсюда и название — аминокислоты. Двадцать различных аминокислот («волшебные» аминокислоты) входят в состав белковых молекул. Часть аминокислот животные организмы могут синтезировать самостоятельно, а часть, так называемых, незаменимых аминокислот (их 8 для взрослых и 10 для детей), они должны получать обязательно с пищей.
Аминокислоты участвуют в синтезе азотистых оснований, витаминов, медиаторов (химических трансляторов нервных импульсов), являются основными поставщиками атомов азота в организме.
АМНИОН — амниотический мешок или водная оболочка — одна из зародышевых оболочек у эмбрионов пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Эволюционно амнион возник для защиты эмбрионов от высыхания при развитии вне водной среды. Поэтому у икринок рыб и земноводных, размножающихся в воде, его нет. Амнион образует амниотическую полость, заполненную амниотической жидкостью (замена водной среды), в которой развивается эмбрион сухопутных организмов. Появление амниона в эволюции живого относится к ароморфозам.
АМНИОТЫ – высшие позвоночные животные, эмбриональное развитие которых происходит в амниотическом яйце. Типичными амниотами являются пресмыкающиеся и птицы.
АНАБИОЗ (от греч. anabiosis – оживление, возвращение к жизни) – состояние организма, при котором обмен веществ настолько замедляется, что отсутствуют видимые проявления жизни. Примерами анабиоза являются: цисты простейших, споры бактерий, семена растений, состояние многих пресноводных рыб, земноводных и пресмыкающихся при понижении температуры. Для теплокровных организмов: птиц и млекопитающих — больше подходит термин спячка, как менее глубокие состояния «оцепенения» по сравнению с анабиозом.
АНАЛИЗАТОРЫ – системы чувствительных нервных образований, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центра коры головного мозга. Анализаторы обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям во внешней и внутренней среде. Различают 5 видов анализаторов: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и осязательный анализаторы.
Любой из перечисленных анализаторов состоит из трех звеньев: рецептора (нервные клетки, реагирующие на раздражение), проводящих путей и центра в коре головного мозга (где происходит сам анализ и синтез «раздражающей» информации).
У разных животных могут быть в разной степени развиты те или другие анализаторы. Например, у летучих мышей в совершенстве развит слуховой анализатор, но, в связи с ночным образом жизни, слабо развит зрительный анализатор.
АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ – скрещивание особи с неизвестным генотипом с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям. Например, особи, имеющие один доминантный аллельный ген (Аа) и особи, имеющие два доминантных аллеля (АА) фенотипически будут выглядеть одинаково. Так как же установить их генотип: гетерозиготны они или гомозиготны?
Анализируюшее скрещивание позволяет по анализу потомства от скрещивания такой неизвестной особи с особью с генотипом аа, судить о генотипе неизвестной особи: если будет наблюдаться единообразие потомства, то генотип неизвестной особи был гомозиготным АА; если будет наблюдаться расщепление в потомстве 1 : 1, то неизвестная особь была гетерозиготной с генотипом Аа.
АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ (от греч. analogia – подобие, сходство) – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение. Например: крылья птиц и крылья бабочек (крылья бабочки — это видоизменения эктодермальной ткани, а крылья птиц — видоизмененные передние конечности); жабры рыб и жабры речного рака (у рыб жабры — это выросты глотки, а у ракообразных — видоизменения конечностей).
Возникновение аналогичных органов связано с конвергентной эволюцией, т. е. развитием сходных по функциям, но различных по происхождению образований в близких условиях среды.
АНЕМОФИЛИЯ (от греч. anemos – ветер и филия – люблю), приспособленность растений к опылению ветром. У голосеменных растений — это единственный способ опыления.
Биологический смысл анемофилии в перекрестном опылении, которое приводит к новым генетическим комбинациям у дочерних организмов.
Цветковые (покрытосеменные) растения обладают следующими приспособлениями к анемофилии: раздельнополость, двудомность, уменьшение или редукция околоцветника, мелкуя, сухая пыльца, цветение до распускания листьев или высокое, по отношению к листьям, расположение цветка.
АНТИГЕНЫ (от анти… и греч. genes – рождающий) – вещества (или существа), воспринимаемые организмом как чужеродные и вызывающие специфический иммунный ответ. Антигенами могут являться вирусы и бактерии.
Антигенами могут быть органические молекулы любых живых организмов (как свободные, так и расположенные на поверхности вирусов и микроорганизмов). В основном это белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды.
Антиген, проникающий в организм, связывается (блокируется) антителами – специфическими для данного антигена белками. Благодаря этой реакции обезвреживаются яды, болезнетворные микроорганизмы и вирусы, собственные отмершие или пораженные клетки.
АНТИКОДОН, участок молекулы транспортной РНК, находящийся в её «головной» части, состоящий из трех нуклеотидов и распознающий комплементарно соответствующий ему участок информационной РНК –
кодона. Содержит информацию об очередной аминокислоте в молекуле синтезируемого белка.
Такое специфическое взаимодействие кодона с антикодоном происходит на рибосомах в процессе трансляции и приводит к правильной последовательности аминокислот в полипептидной цепи.
АНТИТЕЛА – белки, обладающие способностью распознавать антигены и связываться с ними, противодействуя их влиянию. Белки-антитела вырабатываются лимфоцитами и лейкоцитами. Присутствием антител в крови человека объясняется устойчивый иммунитет к таким заболеваниям, как корь, ветрянка, скарлатина и др. При отсутствии специфических антител многие заболевания становятся смертельно опасными – СПИД, рак.
АНТРОПОГЕНЕЗ (от антропо…– человек и генез) происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Предшествениками современного человека считают человекообразных обезьян — австралопитеков, древнейших людей – архантропов (питекантропы, синантропы, атлантропы), древних людей — палеоантропов (неандертальцы), ископаемых людей современного анатомического типа — неоантропов (кроманьонцы).
Факторами, обусловившими появление и развитие человека считают: общественный образ жизни, развитие сознания, способность использовать, а затем и создавать орудия труда.
Эволюционными морфофизиологическими совершенствами человекообразных считаются: прямохождение, освобождение передних конечностей, расширение таза, грудной клетки, увеличение мозговой части черепа и массы головного мозга, развитие руки какоргана трудовой деятельности.
АНТРОПОЛОГИЯ – наука, изучающая человека, как биологический вид.
АОРТА (от лат. aorte – поднимаю (сердце) – главная и самая крупная артерия кровеносной системы
позвоночных.
АППАРАТ ГОЛЬДЖИ – органелла клетки, состоящая из окруженных мембранами полостей. Служит для накопления и последующего вывода в цитоплазму продуктов синтеза клетки: белков, углеводов и липидов.
Аппарата Гольджи состоит из плоских дискообразных мешочков (цистерн), ограниченных мембраной и уложенных в диктиосому.
При участии комплекса Гольджи образуются такие важнейшие вещества как: белки грудного молока, желчь, зубная эмаль, амилаза слюны, коллаген, белковые гормоны гипофиза.
АРЕАЛ (от area – площадь, пространство) – часть территории, в которой распространены и проходят полный цикл своего развития виды, роды, семейства.
АРОМОРФОЗЫ (от греч. airo – поднимаю и mоrphоsis – образец, форма), крупные наследственно закрепленные эволюционные изменения строения и функций организмов, ведущие к биологическому прогрессу. С ароморфозами связывают появление новых таксонов высокого ранга.
Это объясняется тем, что возникающие ароморфные изменения позволяют организмам завоевывать новые среды обитания, переходить к иным способам питания (автотрофное, гетеротрофное, хемотрофное), размножения, что, в свою очередь, приводит к существенным различиям между систематическими группами. Ароморфозы, идиодаптации (алломорфозы) и общую дегенерацию относят к путям эволюции одного из основных направлений эволюции биологического прогресса.
АРХЕГОНИЙ (от греч. arche – начало и gone – рождение, материнская утроба) – женская половая структура мхов, плаунов, папоротников, хвощей и голосеменных. В архегонии происходит оплодотворение находящейся в нем яйцеклетки. В процессе эволюции архегоний постепенно упрощался и у цветковых растений он отсутствует.
АСКАРИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ (Ascaris lambricoides) – паразитический вид, относящийся к типу круглых червей. У круглых червей, в отличие от паразитических плоских червей (их предшественников в эволюционном древе жизни) есть пищеварительная система со сквозным кишечником, они раздельнополые.
Интересен («жутко» интересен) цикл развития человеческой аскариды:
1. Яйца червя проглатываются человеком при еде немытых овощей или фруктов.
2. Из яиц в двенадцатиперстной кишке выходит личинка и через слизистую кишки, вены,
сердце, печень попадает в легкие. 3. Через стенки альвеол поднимается по трахее. 5. Попадает в пищевод и затем снова в кишечник, где развивается во взрослую аскариду. 6. Взрослый червь откладывает до 200 000 яиц, которые с фекалиями возвращаются в почву (и ждут нового нечистоплотного хозяина).
АССИМИЛЯЦИЯ (ассимилировать, усваивать) – синтез, образование веществ в организме, происходящий с затратами энергии АТФ. Одна из сторон метаболизма. Синонимы: анаболизм и пластический обмен.
Продуктами ассимиляции в организме являются белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и низкомолекулярные органические соединения,
АТАВИЗМ (от лат. atavus – предок) – появление у отдельных особей данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Примерами атавизмов являются развитие хвоста или сплошного волосяного покрова у человека, появление дополнительных молочных желез (многососковость).
***************************************************************************
У кого есть вопросы к репетитору биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии или связаться по email.
Борис Фагимович, пересмотрите термин адгезия…
с уважением — Татьяна
Татьяна, я немного добавил слов в определении термина, но так и не понял, с чем было связано ваше замечание? Объясните, пожалуйста.