САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Организм как биологическая система 1

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой и еще трех последующих статьях разбираются некоторые ответы на вопросы открытого банка заданий ФИПИ  ЕГЭ по биологии по разделу «Организм как биологическая система».

В статьях из этого раздела  представлены ответы лишь на те вопросы, которые вызывали затруднения у учащихся.

Понятно, что в основном это вопросы из Части 2 тестовых заданий, но есть и «заковыристые» вопросы и из части 1.

В этом разделе для учащихся затруднительными оказались вопросы, связанные с формами бесполого и полового размножения. Например, надо помнить, что партеногенез — это  особая форма полового размножения, который присущ для дафний, тлей, пчел.

Серьезные проблемы возникают при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов. Большинство плохо знают чередование поколений у растений, смену гаметофита и спорофита в цикле их развития; затрудняются сравнивать стадии развития зародыша животных (бластулы, гаструлы, нейрулы); определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе.

Особенно сложными оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от генотипа, число аллелей в гаметах, формулирование и применение закона чистоты гамет, соотношение потомков при моно- и дигибридном скрещиваниях.

Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, как репетитор биологии по Скайпу, рекомендую перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, как особом типе деления клеток, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков. И совсем не лишним, считаю, приобрести мою платную книжицу: «Как быстро научиться решать задачи по генетике».

К какому способу размножения относят партеногенез?
1) половому
2) вегетативному
3) почкованию
4) с помощью спор.

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Р: XBXB * XbY G: XB….Xb,Y F: XBXb — черепаховая кошечка, XBY — черный котенок.

Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для:
1) закрепления желательных признаков
2) улучшения признаков
3) увеличения гетерозиготных форм
4) отбора наиболее продуктивных животных.

Явление гетерозиса связано с:
1) новой комбинацией генов
2) изменчивостью генов
3) модификационной изменчивостью
4) хромосомными перестройками.

Отбор, проводимый по генотипу, называется:
1) естественным
2) бессознательным
3) индивидуальным
4) методическим.

Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.
1) хромосомные:
Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов
2) генные:
А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка Е) удвоение нуклеотидов в ДНК
3) геномные:
Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке Д) изменение числа хромосом по отдельным парам.

Для определения генотипа особи её скрещивают с особью, имеющей рецессивные гены. Такое скрещивание называют:
1) анализирующим
2) моногибридным
3) дигибридным
4) межвидовым.

В селекции животных практически не используют:
1) массовый отбор
2) неродственное скрещивание
3) родственное скрещивание
4) индивидуальный отбор.

При неполном доминировании происходит следующее расщепление признаков по генотипу в F2:
1) 3 : 1
2) 1 : 1
3) 9 : 3 : 3 : 1
4) 1 : 2 : 1.

Какой-то «кривой» вопрос. И при полном доминировании будет происходить расщепление признаков по генотипу в F2 1 : 2 : 1.

Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным сцепленным с полом геном. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.
1) АаХНY или ААХHY
2) АаХHХH или АА ХHХH
3) ааХhY
4) ааХhХh.

Мутации отличаются от модификаций тем, что они:
1) сохраняются у потомков при отсутствии вызвавшего их фактора
2) возникают одновременно у многих особей в популяции
3) всегда имеют адаптивный характер
4) обусловливают определенную изменчивость.

Частота кроссинговера между двумя генами определяется:
1) доминантностью одного из генов
2) доминантностью обоих генов
3) различием в доминантности генов
4) расстоянием между генами.

Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они:
1) проявляются в первом поколении
2) являются скрытым резервом наследственной изменчивости
3) как правило, вредны для организма
4) затрагивают гены клеток тела, а не гамет.

Различия между однояйцевыми близнецами обусловлены:
1) влиянием внешней среды на фенотип
2) разным типом наследования
3) разными генотипами близнецов
4) множественным действием гена.

При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А) доля карликовых форм равна:
1) 25 %
2) 50 %
3) 75 %
4) 0 %.

Что характерно для партеногенеза ?
1) нарушение постэмбрионального развития
2) развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки 3) гибель сперматозоидов после проникновения в яйцеклетку
4) развитие яйцеклетки за счет генетического материала сперматозоидов.

При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шерстью все крольчата в потомстве имели мохнатую шерсть. Какая закономерность наследо­вания проявилась при этом?
1) независимое распределение признаков
2) неполное доминирование
3) единообразие гибридов первого поколения
4) расщепление признаков.

Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% – с зелеными семенами (рецессивный при­знак).
1) АА х аа
2) Аа х Аа
3) АА х Аа
4) Аа х аа.

Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон:
1) расщепления
2) сцепленного наследования
3) неполного доминирования
4) независимого наследования.

Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют:
1) эмбриональным
2) постэмбриональным
3) с полным превращением
4) с неполным превращением.

Полиплоидия – одна из форм изменчивости:
1) модификационной
2) мутационной
3) комбинативной
4) соотносительной.

Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:
1) центрифугирования
2) гибридологического
3) цитогенетического
4) биохимического.

У гибридной особи половые клетки содержат по одному гену из каждой пары – это формулировка:
1) гипотезы чистоты гамет
2) закона расщепления
3) закона независимого наследования
4) промежуточного наследования.

Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?
1. Чтобы мутации передавались по наследству при половом размножении они должны произойти в половых клетках (яйцеклетках или сперматозоидах).
2. Со­ма­ти­че­ские му­та­ции воз­ни­ка­ют в клет­ках тела и со смер­тью ор­га­низ­ма они ис­че­за­ют.

Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?
1) 100% белые
2) 25% белых особей и 75% чёрных
3) 50% белых особей и 50% чёрных
4) 75% белых особей и 25% чёрных.

Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового сорта.
В) отбор исходного материала
А) гибридизация

Г) размножение гибридных особей

Б) искусственный отбор.

Мутацию считают хромосомной, если:
1) число хромосом увеличилось на 1-2
2) один нуклеотид в ДНК заменяется на другой
3) участок одной хромосомы перенесен на другую
4) произошло выпадение участка хромосомы
5) участок хромосомы перевернут на 180 градусов
6) произошло кратное увеличение числа хромосом.

Чистая линия растений – это потомство:
1) гетерозисных форм
2) одной самоопыляющейся особи
3) межсортового гибрида
4) двух гетерозиготных особей.

Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:
1) яйцо -> личинка -> куколка -> взрослое насекомое
2) яйцо -> куколка -> личинка -> взрослое насекомое
3) взрослое насекомое -> яйцо -> личинка
4) взрослое насекомое -> личинка -> куколка -> яйцо.

Мутации могут быть обусловлены:
1) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет
2) перекрестом хромосом в ходе мейоза
3) новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения
4) изменениями генов и хромосом.

Районы, где сосредоточено наибольшее разнообразие сортов растений, считают местами их происхождения, так как они:
1) расположены на равнинах
2) сосредоточены в долинах рек
3) соответствуют современным регионам развитого земледелия
4) соответствуют древним очагам земледелия.

Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в исследовании:
1) хромосомных наборов клеток
2) наследования признаков у близнецов
3) наследования признаков в ряде поколений
4) типа наследования рецессивных генов.

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
1. Так как в первом поколении все потомство получилось одинаковое (единообразное, первый закон Менделя), значит, скрещивались гомозиготы и у потомства проявился доминантный признак.
2. А — красные плоды, а — желтые плоды. B — шаровидные плоды, b — грушевидные плоды. Родители AABB, aabb. P AABB x aabb G AB ab F1 AaBb красные шаровидные 100%.
3. Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот AaBb * AaBb получим обычную решетку Пеннета 4 х 4 и 
 расщепление по фенотипу будет 9:3:3:1.

При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.
1. Генотипы родителей: белый гладкий кролик – aabb; черный мохнатый кролик — АаВb.

2. Генотипы потомства: черные мохнатые — АаВb, черные гладкие — Aabb, белые мохнатые — ааВb, белые гладкие — aabb.

3. Анализирующее дигибридное скрещивание.

Чем объяснить постоянство числа хромосом у особей одного вида?
1) диплоидностью организмов
2) процессом деления клеток
3) гаплоидностью организмов
4) процессами оплодотворения и мейоза. Правильнее был бы ответ «мейозом и оплодотворением». При ответе особенно внимательно надо прочесть сам вопрос, в котором речь идет не о постоянстве числа хромосом у особи, а именно у «особей одного вида».

Какая болезнь человека – результат генной мутации?
1) синдром приобретенного иммунодефицита
2) грипп
3) серповидноклеточная анемия
4) гепатит/

При скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной в F1 доля гетерозигот составит:
1) 25%
2) 50%
3) 75%
4) 100%.

Микроорганизмы используются в промышленном производстве:
1) витаминов
2) муки
3) минеральных солей
4) дистиллированной воды
5) лекарственных препаратов
6) гормонов.

Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца.
1) личинка → взрослая особь → куколка
2) куколка → личинка → взрослая особь
3) личинка → куколка → взрослая особь
4) куколка → взрослая особь → личинка.

Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1 : 2 : 1, то это следствие:
1) неполного доминирования
2) полного доминирования
3) взаимодействия генов
4) сцепленного наследования.

Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов выведенных методом отдаленной гибридизации:
1) получают полиплоидные организмы
2) их размножают вегетативно
3) получают гетерозисные организмы
4) выводят чистые линии.

Нитрифицирующие бактерии относят к:
1) хемотрофам
2) фототрофам
3) сапротрофам
4) гетеротрофам

При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со­ставили 25%. Каковы генотипы родителей?
1) АА х аа
2) Аа х АА
3) Аа х Аа
4) АА х АА

Сперматозоиды млекопитающих отличаются от спермиев цветковых растений
1) гаплоидным набором хромосом
2) крупными размерами
3) подвижностью
4) наличием запаса питательных веществ.
У голосеменных растений тоже как и у цветковых спермии неподвижные.

Изменение окраски тела у богомола – это пример изменчивости
1) цитоплазматической
2) географической
3) модификационной
4) мутационной.

При генной мутации происходит:
1) замена одного нуклеотида в ДНК на другой
2) конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними
3) выпадение нескольких нуклеотидов в молекуле ДНК
4) вставка нескольких нуклеотидов в молекуле иРНК
5) изменение сочетаний генов отцовского и материнского организмов
6) появление в генотипе лишней хромосомы.

Каковы генотипы родителей, если известно, что при скрещивании мышей с длинными (В) ушами получено потомство как с длинными, так и с короткими ушами?
1) bb x Bb
2) bb x BB
3) Bb x Bb
4) BB x BB.

К какому виду мутаций относят изменение структуры ДНК в митохондриях?
1) геномной
2) хромосомной
3) цитоплазматической
4) комбинативной.

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
1. Светловолосый голубоглазый мужчины имеет генотип ааbb. Светловолосая гетерозиготная кареглазая женщина имеет генотип ааВb.
2. Генотипы детей ааВb и ааbb — светловолосый кареглазый и светловолосый голубоглазый.

Полиплоидные сорта пшеницы – это результат изменчивости:
1) хромосомной
2) модификационной
3) генной
4) геномной.

Эффект гетерозиса проявляется вследствие:
1) увеличения доли гомозигот
2) появления полиплоидных особей
3) увеличения числа мутаций
4) перехода рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние.

Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при
1) создании средств химической защиты от вредителей
2) определении числа мутантных генов у сорта
3) подборе исходного материала для получения нового сорта
4) изучении дрейфа аллельных генов в популяциях.

Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?
1) бластуле
2) гаструле
3) нейруле
4) зиготе.

У млекопитающих животных и человека в процессе оплодотворения происходит:
1) слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки
2) формирование у зародыша трёх зародышевых листков
3) деление яйцеклетки
4) передвижение сперматозоидов в половых путях.
Не только у класса млекопитающих животных, а у всех многоклеточных животных и растений (только у семенных растений не сперматозоиды, а неподвижные спермии)  в процессе оплодотворения происходит слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки с образованием зиготы.

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
1. Генотипы родителей: самка ХАY, самец XAXa.
2. XAXA,XAXa -петушки; XAY и XaY(мертвые) курочки.
3. Вероятность гибели эмбрионов равна 25%.

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
1. Генотипы родителей: AaBb самцы, aabb самки.
2. G: гаметы самца AB,ab и самки ab. Хотя генотип самцов и дигетерозиготен, они образуют всего по два типа гамет, так как изучаемые признаки являются сцепленными. Никаких других гамет не будет, так как сказано, что кроссинговера не происходит.
3. В F1 будут выводиться мушки с генотипами AaBb и aabb, то есть как и родительские особи с серым телом, нормальными крыльями и с черным телом, укороченными крыльями.

В результате гаметогенеза число образующихся сперматозоидов во много раз превышает число яйцеклеток, что повышает:
1) жизнеспособность оплодотворенных яйцеклеток
2) вероятность оплодотворения
3) жизнеспособность сперматозоидов
4) скорость дробления зиготы.

К какому типу изменчивости относят проявление коротконогости у овец?
1) цитоплазматической
2) комбинативной
3) мутационной
4) модификационной.

Индивидуальный отбор, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится:
1) по генотипу
2) под влиянием факторов окружающей среды
3) под влиянием деятельности человека
4) по фенотипу.

Примерами полового размножения животных являются:
1) почкование гидры
2) нерест рыб
3) деление обыкновенной амебы
4) регенерация дождевого червя
5) партеногенез ящериц
6) развитие рабочего муравья из зиготы.

Существенное влияние на развитие потомства оказывают возникшие у родителей:
1) модификационные изменения
2) соматические мутации
3) генные мутации
4) возрастные изменения.
Задуманный авторами ответ «генные мутации» тоже не верный. Если эти мутации произошли в соматических клетках, то это никак не отразится на потомстве. А правильного ответа «мутации в гаметах» здесь нет.

Схема ААВВ х ааbb иллюстрирует скрещивание:
1) моногибридное
2) полигибридное
3) анализирующее дигибридное
4) анализирующее моногибридное.

Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей – это цитологическая основа:
1) хромосомной теории наследственности
2) закона сцепленного наследования
3) закона независимого наследования
4) гипотезы чистоты гамет.

Как называют мутацию, при которой происходит поворот участка хромосомы на 180°?
1) хромосомная
2) генная
3) геномная
4) комбинативная.

Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения:
1) эффективных лекарственных препаратов
2) гибридных клеток и выращивания из них гибридов
3) кормового белка для питания животных
4) пищевых добавок для продуктов питания.

В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (A) и римский нос (B) – доминантные признаки.
1) Aabb
2) АaBВ
3) ААВВ
4) AaBb.
Совершенно не нужная информация о фенотипе потомства, так как  для генотипа матери с прямым носом (bb) ничего другое, кроме ответа 1) и не подходит.

Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием:
1) саморегуляции
2) колебания численности популяций
3) стабилизирующей формы отбора
4) мутационного процесса.

К половому способу размножения относят процесс:
1) партеногенеза у пчёл
2) почкования у дрожжей
3) спорообразования у мхов
4) регенерации у пресноводной гидры.

Хромосомная болезнь человека – синдром Дауна – была изучена с помощью метода:
1) генеалогического
2) близнецового
3) цитогенетического
4) биохимического.

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими ко­робочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цвет­ки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.
1. Генотипы родителей: Aabb и AaBb.
2. Генотипы потомства: 3A-Bb, 3A-bb, 1aaBb, 1aabb.
3. Независимое наследование признаков.

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому гену. Какова вероятность рождения детей с этим признаком?
1. Генотипы родителей аа и Аа.
2. Генотипы и фенотипы потомства: аа (есть малые коренные зубы) и Аа (отсутствуют малые коренные зубы).
3. Вероятность рождения детей без малых коренных зубов равна 50%.

Органогенез – это процесс формирования в онтогенезе:
1) зародышевых листков
2) зачатков органов и тканей
3) бластулы
4) гаструлы.

При половом размножении животных:
1) взаимодействуют, как правило, разнополые особи
2) половые клетки образуются путем митоза
3) споры являются исходным материалом при образовании гамет
4) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом
5) генотип потомков является копией генотипа одного из родителей
6) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей.

Выпадение участка хромосомы, в отличие от перекреста хроматид в мейозе, – это:
1) конъюгация
2) мутация
3) репликация
4) кроссинговер.

При получении чистых линий у растений снижается жизнеспособность особей, так как:
1) рецессивные мутации переходят в гетерозиготное состояние
2) увеличивается число доминантных мутаций
3) уменьшается число мутаций
4) рецессивные мутации переходят в гомозиготное состояние.

Какой из перечисленных методов широко используется в селекции растений и животных?
1) отбор по экстерьеру
2) массовый отбор
3) получение полиплоидов
4) скрещивание организмов.

Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.
1. Генотипы родителей: отец AaBb, мать aabb.
2. Генотипы и фенотипы потомства: AaBb,Aabb,aaBb,aabb — здоровые резус-положительные, здоровые резус-отрицательные, больные резус-положительные, больные резус-отрицательные.
3. Вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона равна 25%.

Норма реакции признака:
1) передаётся по наследству
2) зависит от окружающей среды
3) формируется в онтогенезе
4) зависит от количества хромосом.

Грибы-сапротрофы, в отличие от грибов-паразитов, питаются органическими веществами:
1) мёртвых организмов, всасывая их всей поверхностью тела
2) синтезированными из неорганических
3) живых организмов, принося им вред
4) разлагая их до неорганических.
Прежде чем «всосать органические вещества мертвых организмов всей поверхностью тела» (имеется ввиду клетками мицелия) грибы-сапротрофы осуществляют внеклеточное пищеварение. Выделяя ферменты в окружающую среду, грибы расщепляют органические вещества полимеры до мономеров, а лишь затем «всасывают» их.

**********************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
б) Разбор некоторых тестов из разных Разделов ЕГЭ ОБЗ ФИПИЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | варианты тестовых заданий ФИПИорганизм как биологическая системарепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологии | 12 комментариев
Отзывов (12)
  1. StanislavNedoseev

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Долго не писал Вам, так как был обременен русским языком и химией (по русскому — 98 баллов пришло, по химии должно быть тоже 98).
    У меня к Вам такой вопрос. На пло­ща­ди 10 кв. мет­ров из 700-900 мо­ло­дых ело­чек через 20 лет оста­ет­ся 2-3 ели. Ка­ко­вы при­чи­ны сни­же­ния чис­лен­но­сти и био­ло­ги­че­ское зна­че­ние по­доб­но­го яв­ле­ния?
    1) Это явление называется самоизреживанием популяции ели.
    2) Когда большое количество елей начинает прорастать на сравнительно небольшой территории, то обостряется конкуренция между ними.
    3) Одни ели, более «здоровые», начинают быстро расти, сильно обгоняя больных елей, в результате этого больные ели погибают, остаются более здоровые ели, поэтому через 20 лет можно увидеть всего 2-3 ели.
    4) биологическое значение: остаются наиболее приспособленные организмы.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Станислав, поздравляю с победой по русскому языку, так держать!
      В пункте 3) не надо говорить о «больных» елях. На 10 кв.метрах условия почвы не совсем однородные и на этой площади начинают произрастать проростки ели немного в разное время (семена, раньше других тронувшиеся в рост, дадут более крупные экземпляры). Но пока все 700-900 штук елочек совсем маленькие между ними конкуренции нет, а по мере роста более крупные начнут подавлять возле себя более мелкие экземпляры (среди которых «больных» то может и не быть вовсе). В конце концов на данной площади может вырасти до взрослого состояния только 2-3 ели.

      Ответить
  2. Регина Миннигалеева

    Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, вопрос про установление правильной последовательности действий селекционера при выведении нового сорта растений. Почему искусственному отбору предшествует размножение, а не наоборот?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Регина! После подбора исходных родительских форм, их скрещивают (гибридизация), далее необходимо размножить это гибридное потомство (размножение гибридных особей), а потом уже выбрать (то есть произвести искусственный отбор) интересующие экземпляры (конечно, после этого их следует размножить). Регина, согласен с Вами, что тест не очень удачный и, вероятно, в каких-либо тренажерах дается другая последовательность в ответе.

      Ответить
  3. Светлана

    Добрый день, Борис Фагимович! Выпадение 4 нуклеотидов в ДНК ведёт к генной или хромосомной мутации?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Конечно, это генная (точковая) мутация: нуклеотиды — это же «малюсенькие» составные части гена. Хромосомные мутации затрагивают множество генов (какой-то кусок хромосомы).

      Ответить
  4. Виктор

    Скажите, пожалуйста, что такое гетерозис? И что нужно знать для выполнения тестов ЕГЭ по этому заданию?
    Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено ПРОЯВЛЕНИЕМ РЕЦЕССИВНЫХ мутаций. Не понимаю ни вопроса, ни ответа на него.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Гетерозис – эффект усиления жизненной силы организма, эффект увеличения его продуктивности. Достигается гетерозис путем скрещивания очень разнородных родительских форм, каждая из которых обладает какими-то полезными свойствами. Такое дальнеродственное скрещивание, приводящее к эффекту гетерозиса называется аутбридингом (в отличие от близкородственного скрещивания, инбридинга, приводящего к угасанию жизненной силы).
      К сожалению, лишь в первом поколении эффект гетерозиса проявляется в полной мере. В последующих поколениях такого гибридного организма, поскольку он не является чистой линией (каковыми являются настоящие сорта, которые должны быть гомозиготными по всем хозяйственно ценным признакам, чтобы называться сортом и не давать расщеплений в последующих поколениях, то есть оставаться генетически стабильными их поколения в поколение) происходит угасание эффекта гетерозиса. Это угасание связано с тем, что в такой гибридной популяции всё больше и больше будет встречаться особей, у которых объединятся (то есть перейдут в ГОМОЗИГОТНОЕ состояние), имеющиеся изначально у родительских форм рецессивные аллели каких-то нежелательных признаков, ослабляющих жизненные силы организма. То есть речь идет не о каких-то новых мутациях, а о рецессивных мутациях (не проявляющих себя фенотипически в ГЕТЕРОЗИГОТНОМ состоянии), которыми уже были когда-то наделены родительские формы.
      Виктор, чем больше пишу, тем больше понимаю, что и после таких подробных разъяснений не всем будет понятен смысл излагаемого вопроса. Кто хорошо усвоил азы генетики, изложенные в моей книжке, тем, надеюсь, стало понятно.

      Ответить
  5. Виктор

    Вариант 5 последний вопрос, вы, видимо, опечатались. Там ещё 1 вариант ответа должен быть — выпадение участка хромосы.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Виктор, огромное спасибо! Ошибку свою исправил.

      Ответить
  6. Алёна

    Борис Фагимович, а разве строение пресноводной гидры соответствует стадии бластулы? ( 13 вариант). Ведь у гидры 2 слоя клеток и гастральная полость, что соответствует стадии гаструлы.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Алена, большое спасибо за увиденную ошибку. Исправил.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 5 =