САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Вопросы из тестов ЕГЭ и ОГЭ по экологии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье рубрики «Из диалогов в комментариях» собраны вопросы читателей  и мои ответы на задания из вариантов КИМ по ЕГЭ и ОГЭ по экологии. Считаю рассмотрение этих заданий важным, так как в любом варианте контрольных работ ЕГЭ  и ОГЭ всегда есть задания по экологии, на которые учащиеся не всегда могут найти правильные ответы не только из-за недостатка собственных знаний, но и из-за некорректности  самих заданий.

Самой хорошей базой для подготовки к сдаче экзаменов по биологии, кроме изучения учебников,  является Открытый банк заданий ФИПИ, включающий тесты  КИМов за все прошлые годы сдачи  ЕГЭ  и  ОГЭ (ГИА) в нашей стране.

1. Станислав: Борис Фагимович, помогите, пожалуйста,  с таким вопросом. «Из приведенных объектов укажите экосистему»
1) популяция березы обыкновенной
2) березы, пораженной трутовиком
3) березы и подберезовики
4) березовый пень
Я ответил 1), а должно быть 4) Объясните, почему березовый пень (часть организма) — экосистема?

Б.Ф.: Станислав, вспомните уровни организации живой материи. После организменного идет популяционно-видовой (популяция березы, например, как в вашем случае), затем биоценотический (совокупность нескольких популяций — это ответы 2 и 3), а затем только экосистемный (приравниваемый в некоторых случаях к термину «биогеоценоз»). Экосистема должна включать взаимоотношения совокупности организмов разных видов в из естественной среде обитания. Даже капля воды из болота, где можно обнаружить не менее десятка видов простейших и бактерий, может называться экосистемой. А что уж говорить об «огромном» (по сравнению с каплей) разлагающемся пне с десятками видов насекомых, сапротрофных почвенных грибов и бактерий.

2. Дмитрий: Натолкнулся на такой вопрос.
В чём проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России. Ответ даётся такой: перелёты, кочёвки, линька (развитие густого перьевого покрова), запасание жира и корма.
Вот какой у меня вопрос: птицы меняют свой покров потому, что перья изнашиваются (опахала, крючки, сцепляющие бородки) и это не связанно с наступлением зимы? Или я не прав? Мне кажется, даже если новый покров и лучше защищает от холода, чем старый, это не очень корректно указывать смену оперения в приспособления к холоду.

Б.Ф.: Все приспособления птиц к неблагоприятным условиям зимы направлены в целом на улучшение теплоизоляции и, действительно, состоят в увеличении густоты и пушистости оперения (возрастает количество и длина перьев, происходит лучшее развитие пуховых перьев, при этом и масса оперения к зиме увеличивается до полутора раз).

3. Дмитрий: Я встречал информацию из разных источников, что каждый день погибает определённое количество видов (даже каждый час). Не знаете ли вы, насколько верна подобная информация?

Б.Ф.: Дмитрий, информацию подобного рода нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть — любые расчеты будут очень и очень приблизительными. Поэтому и такая разница: от нескольких видов в день, до нескольких видов в час.

4. Светлана: Почему образование разных видов лютика (едкий, прыщинец, ползучий) нельзя считать экологическим? Ареалы произрастания у них совпадают, у них разнятся лишь условия местообитания.

Б.Ф.: Я как раз считаю, что образование разных видов лютика является экологическим, а не географическим.

5. Таня: В последнее время популярны технологии добычи топлива для двигателей внутреннего сгорания из органических веществ: в Бразилии — из сахара и сахарного тростника, а в Австралии изготавливают «зелёную нефть» — продукт переработки специальных микроскопических водорослей, а для Украины особое значение имеет технология изготовления топлива из… ?

Б.Ф.: Для Украины особое значение имеет технология получения топлива из рапсового масла. Рапс, очень неприхотливое растение, дает до 1 т масла с гектара, причем его можно выращивать на землях, непригодных ни для чего другого. Например на полях, где нейтрализуются канализационные стоки и даже на землях 30-километровой зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС, так как ученые выяснили, что радионуклиды не накапливаются в рапсовом масле.

6. Станислав: Помогите, пожалуйста, с вопросом. Недостаток азота в почве может быть ограничивающим фактором для роста
1) обыкновенной фасоли
2) посевного гороха
3) белокочанной капусты
4) кормовых бобов.
Считаю, что здесь будет ответ 1. У посевного гороха есть запас питательных веществ, правильно ли я считаю?

Б.Ф.: Нет, Станислав, Вы не правы. Чем же у Вас фасоль «виновата». Это такое же растение семейства Бобовые как горох или бобы. А вот особняком здесь находится ответ 3) капуста — это семейство Крестоцветные. Почему именно Бобовые не страдают (или страдают в меньшей степени) от недостатка азота в почве читайте мою статью на блоге.

7. Елизавета: Однородная группа синиц смешанного леса — это уровень организации живого: а) популяционно-видовой; б) экологический; в) организменный; г) биогеоценотический.

Б.Ф.: Елизавета, подобного рода вопросы встречаются во всех тестовых заданиях. Это ОЧЕНЬ простые задания, если хоть один раз запомнить названия «уровней организации живой материи». Однородная группа организмов одного вида, занимающих определенную территорию — это уровень а) популяционно-видовой. Вас, видимо, мог смутить ответ б) экологический. Такого уровня нет вообще.

Елизавета: Да, Вы правы, он меня смутил.

8. Даша: В школьных учебниках по биологии Пасечника и Пономаревой нет конкретного определения уровней организации живой материи. Как же ответить на такой тестовый вопрос:
1. Под уровнем организации живой материи понимают:
а) определенные биологические системы, образованием которых сопровождалось историческое развитие живой природы;
б) место, которое занимает данная биологическая система в общей системе организации мира;
в) сложность и высокоупорядоченное строение биологических систем;
г) иерархически соподчиненные группы живых организмов;
На просторах Интернета я нашла тесты авторов Матрос, Уфимцева — на этот вопрос они дают ответ а).
Учебник биологии — автор Тулякова — ответ- б). «Любимая» Википедия — ответ г).
Я бы в понятие уровня организации обязательно включила бы: иерархичность, взаимосвязанность, уникальность и взаимодействие.
Но отвечать надо из того, что есть… А ответ должен быть один. (Взрыв мозга).

Б.Ф.: отдельной статьи об уровнях организации живого у меня на блоге нет (так как в этом вопросе никаких разночтений в учебниках нет, всё довольно «прозрачно»). А вот обсуждаемый Вами сам тест действительно некорректный, поэтому в разных источниках даются такие разные ответы. 
Если бы вопрос был: «Под уровнями организации…», то ближе всех к истине ответ а). Ответ б) не подходит только в том случае, если придраться к концовке и увидеть отсутствие «…общей системе организации мира живой материи«. Ответ в) вовсе не является ответом на данный вопрос — это просто одна из характеристик живого. Ответ г) не подходит, так как критерии уровней организации живой материи намного выше, чем иерархическое соподчинение лишь групп организмов.

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Д. Из диалогов в комментариях | ответы на тесты ОБЗ ФИПИ ЕГЭответы на тесты ОБЗ ФИПИ ОГЭрепетитор биологии по Скайпууровни организации живой материиэкологическое видообразование | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =