САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Система и многообразие органического мира 1-15

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На этой  и последующих  3-х  страницах моего блога находятся тестовые вопросы Открытого банка заданий ФИПИ

по 4-му разделу биологии «Система и многообразие органического мира».

Всего в этом разделе на сайте ФИПИ опубликовано  на 69 страницах 689 заданий.

Чтобы проверить свой уровень подготовленности  к экзамену,  отвечайте на тесты самостоятельно, а потом  свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь

По этому разделу биологии обычно плохо усвоенным учащимися является материал о строении и жизнедеятельности организмов наиболее просто организованных царств живой природы: бактерий и грибов.

Например, некоторые абитуриенты  затрудняются даже отличить бактерии от простейших или одноклеточных растений, определить морфологические особенности клетки и способ питания большинства бактерий-сапротрофов. Плохо разбираются с понятиями «микориза», «симбиоз», не могут определить по рисунку плесневой гриб мукор (хотя его изображение имеется в каждом учебнике биологии).

В тесте, требующем определить по рисунку земляники ее признаки и принадлежность к классу двудольных, учащиеся правильно определяют класс изображенного растения, но не по рисунку, а используя известные знания о признаках класса двудольных в целом, которые не были изображены на рисунке (две семядоли, камбий в стебле, стержневая корневая система). Они не могут объяснить образование у земляники придаточных корней, отрастающих от надземного побега (усов) и не являющихся признаком двудольных растений, а указывают только на стержневую корневую систему с неразвитым главным корнем.

Вообще, при ответе на любой вопрос части 2, старайтесь всегда отвечать конкретно, что спрашивается в вопросе. «Идите» прямо следуя фразам вопроса, переставляя слова в задании из вопросительной в повествовательную форму.

Традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: обособление у червей переднего конца тела в связи с появление двусторонней симметрии; признаки усложнения кольчатых червей (появление замкнутой кровеносной системы, сегментированного тела, усложнение пищеварительной системы); особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков (строение раковины, образование жемчуга); об отрядах  насекомых с полным и неполным превращением, значение видоизмененных слюнных желез гусениц в образовании кокона и стадии куколки.

Много ошибок  и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. Учащиеся не знают типа нервной системы хордовых, затрудняются по рисунку определить отделы головного мозга позвоночных животных, объяснить приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше, не могут назвать прогрессивные признаки млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися.

1.
В систематике животных отряды объединяют в
1) роды
2) семейства
3) классы
4) популяции

Благодаря симбиозу клубеньковых бактерий и бобовых растений почва обогащается
1) кислородом
2) соединениями азота
3) солями фосфорной кислоты
4) молекулами воды

Возбудитель синдрома приобретённого иммунного дефицита у человека – это
1) вирус
2) бактериофаг
3) простейшее
4) бактерия Не  всё ясно о роли вируса  ВИЧ в образовании  синдрома приобретённого иммунного дефицита у человека (СПИД). ВИЧ впервые описан  35 лет назад, но вакцины к нему до сих пор не создано.  Сам СПИД может быть диагностирован у очень большого количества людей, но это совсем не значит, что они были заражены ВИЧ инфекцией

У грибов, как и у бактерий, отсутствуют
1) клеточная стенка и ядро
2) хлоропласты и лейкопласты
3) рибосомы и хромосомы
4) цитоплазма и мембранные органоиды

Какой буквой на рисунке обозначена часть шляпочного гриба, где происходит образование спор?

1) А
2) Б
3) В
4) Г

 

Организмы, способные к фото- или хемосинтезу, относят к
1) гетеротрофам
2) сапротрофам
3) автотрофам
4) симбионтам

Для бактерий характерно наличие
1) двух и более хромосом
2) клеточной стенки
3) эндоплазматической сети
4) клеточного центра

В чём проявляется сходство грибов с многоклеточными животными?
1) содержат разнообразные ткани
2) питаются готовыми органическими веществами
3) являются автотрофами по способу питания
4) имеют неограниченный рост

Паразиты – это организмы, питающиеся
1) органическими остатками
2) хемотрофно
3) минеральными солями
4) органическими веществами хозяина

Одноклеточные зелёные водоросли в лишайнике вступают в биотические отношения с
1) грибами
2) бактериями-сапротрофами
3) бактериофагами
4) простейшими

2.
Чем сапротрофные бактерии отличаются от одноклеточных зелёных растений?
1) не имеют клеточной стенки
2) не имеют цитоплазмы и рибосом
3) питаются готовыми органическими веществами
4) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Наименьшая систематическая единица бактерий –
1) царство
2) подцарство
3) род
4) вид

Дизентерийную амёбу по способу питания относят к
1) гетеротрофам
2) симбионтам
3) автотрофам
4) хемотрофам

В клетках прокариот происходит размножение
1) бактериофагов
2) водорослей
3) цианобактерий
4) простейших

По способу питания к фототрофам относят
1) цианобактерий
2) бактериофагов
3) железобактерий
4) инфузорий

Наименьшая единица в систематике растений и животных – это
1) вид
2) род
3) семейство
4) класс

Сходство грибницы шляпочного гриба и корневого волоска растения состоит в том, что они
1) образованы множеством вытянутых в длину клеток
2) участвуют в вегетативном размножении
3) образуют сложные переплетения нитей
4) поглощают из почвы воду и минеральные соли

Только для царства грибов характерно
1) клеточное строение и развитие из одной оплодотворённой клетки
2) образование плодовых тел для формирования спор
3) осуществление реакций обмена веществ
4) наличие различных приспособлений к жизни в наземной среде

Совокупность особей, сходных по строению и жизнедеятельности, обитающих на определённой территории и дающих при скрещивании плодовитое потомство, называют
1) родом
2) семейством
3) видом
4) отрядом

Какие организмы используют энергию окисления неорганических веществ для синтеза органических?
1) хемотрофы
2) гетеротрофы
3) сапротрофы
4) фототрофы

3.
У грибов, как и у животных, имеются
1) спорангии для образования спор
2) разнообразные ткани
3) гифы и плодовые тела
4) мембранные органоиды в клетках

Большинство автотрофных эукариот встречается среди представителей царства
1) грибов
2) бактерий
3) растений
4) животных

Принадлежность покрытосеменного растения к тому или иному семейству определяют по
1) периоду вегетации и размножению
2) чередованию полового и бесполого поколений
3) особенностям строения цветка и плода
4) особенностям строения листьев и корневой системы

Бактерии, как и одноклеточные животные, имеют
1) митохондрии
2) лизосомы
3) комплекс Гольджи
4) плазматическую мембрану

Бактериофаг способен к самовоспроизведению в клетках
1) растений
2) эукариот
3) прокариот

Какой объект изображён на рисунке?

1) вирус
2) бактерия
3) инфузория
4) хламидомонада

К грибам-сапротрофам относят
1) пеницилл
2) головню
3) спорынью
4) фитофтору

ДНК у бактерий расположена в
1) митохондриях
2) рибосомах
3) цитоплазме
4) хлоропластах

На свету способны синтезировать органические вещества из неорганических
1) растения
2) вирусы
3) грибы
4) бактериофаги

Какой признак у лишайников и бурых водорослей является сходным?
1) наличие слоевища
2) гетеротрофное питание
3) медленный рост
4) способность к симбиозу

4.
Клетка дрожжей, в отличие от клетки холерного вибриона, содержит
1) цитоплазму
2) оформленное ядро
3) дезоксирибонуклеиновую кислоту
4) плазматическую мембрану

Клетки бактерий имеют
1) клеточную стенку из целлюлозы
2) ДНК в двумембранных органоидах
3) ДНК, замкнутую в кольцо
4) крупные рибосомы

Из гифов гриба и одноклеточных водорослей состоит организм
1) бактериофага
2) лишайника
3) бактерии
4) простейших

У цианобактерий фотосинтез протекает на
1) впячиваниях цитоплазматической мембраны
2) мембранных органоидах, содержащих хлорофилл
3) полисомах
4) кольцевой ДНК

Спора грибов, в отличие от споры бактерий,
1) служит приспособлением к выживанию в неблагоприятных условиях
2) выполняет функцию размножения и расселения в природе
3) представляет собой одну клетку, покрытую плотной оболочкой
4) представляет собой множество вытянутых в длину клеток

О более высоком уровне организации грибов по сравнению с бактериями свидетельствует
1) гетеротрофное питание
2) наличие в клетках цитоплазмы и оболочки
3) способность вступать в симбиоз с растениями
4) наличие в клетках обособленного ядра

Синтез собственных ДНК из нуклеотидов клетки-хозяина характерен для
1) бактерий-сапротрофов
2) вирусов
3) цианобактерий
4) инфузорий

У бактерий синтез органических веществ с использованием энергии окисления неорганических соединений называют
1) фотосинтезом
2) хемосинтезом
3) гликолизом
4) дыханием

В соответствии с современной системой органического мира лишайники –
1) группа низших споровых растений, первыми освоивших сушу
2) комплексные организмы, образованные из клеток и неклеточных форм
3) комплексные организмы, состоящие из грибов, водорослей или цианобактерий
4) группа организмов, утратившая многие органы в связи с паразитизмом

Гетеротрофный способ питания характерен для
1) бурых водорослей
2) цианобактерий
3) железобактерий
4) грибов

5.
Для какого животного совпадают понятия «клетка» и «организм»?
1) печёночного сосальщика
2) бычьего цепня
3) кораллового полипа
4) малярийного паразита

Лишайники называют организмами-индикаторами, так как они
1) изменяют свой цвет в течение жизни
2) требовательны к содержанию минеральных солей в почве
3) чувствительны к вредным примесям в воздухе
4) поселяются только в холодных и влажных местах

Уменьшение численности шляпочных грибов вблизи населённых пунктов связано с
1) разрушением грибницы при сборе грибов
2) недостатком питательных веществ
3) повышенным содержанием в почве солей тяжёлых металлов
4) изменением цепей питания в экосистемах

Некоторые виды бактерий способны длительное время сохранять жизнеспособность, так как они
1) имеют микроскопические размеры
2) вступают в симбиоз с другими организмами
3) питаются, как правило, готовыми органическими веществами
4) при наступлении неблагоприятных условий образуют споры

У бактерий, в отличие от одноклеточных животных,
1) отсутствует обособленное ядро
2) имеются мембранные органоиды
3) в цитоплазме содержатся рибосомы
4) формируются парные хромосомы при делении клетки

Бактерии-паразиты служат причиной инфекционного заболевания человека –
1) гриппа
2) туберкулёза
3) оспы
4) синдрома приобретённого иммунного дефицита

Вирусы относят к
1) внутриклеточным паразитам
2) симбиотическим организмам
3) хемотрофам
4) автотрофам

В лишайнике в результате взаимодействия гриба и водоросли клетки гриба получают
1) воду
2) кислород
3) минеральные соли
4) органические вещества

Растения семейства бобовых
1) имеют плоды ягода или коробочка
2) существуют только в виде травянистых форм
3) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника
4) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями

Особенности, характерные для лишайников,
1) представляют самостоятельную группу организмов
2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных
3) чувствительны к загрязнению окружающей среды
4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов
6) состоят из одинаковых клеток

6.
Бактерии, в отличие от растений, –
1) доядерные организмы
2) содержат рибосомы
3) только одноклеточные организмы
4) размножаются митозом
5) хемосинтетики и гетеротрофы
6) имеют клеточное строение

Двудольные растения, в отличие от однодольных, имеют
1) сетчатое жилкование листьев
2) мочковатую корневую систему
3) цветки 3-членного типа
4) стебель соломину

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кольчатые черви – это наиболее высокооргани¬зованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Какие признаки характеризуют земноводных как наземных животных?
1) плавательные перепонки на пальцах стопы
2) глаза защищены веками
3) оплодотворение наружное
4) в органе слуха имеется барабанная перепонка
5) конечности расчленены, состоят из трёх отделов
6) кровеносная система замкнутая

Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
А) класс Насекомые
Б) вид Капустная белянка
В) отряд Чешуекрылые
Г) тип Членистоногие
Д) род Огородные белянки
Е) семейство Белянки

Какие грибы размножаются почкованием?
1) шампиньоны
2) пеницилл
3) дрожжи
4) мукор

Какие особенности внешнего строения отличают большинство змей от ящериц?

Улучшают азотное питание растений бактерии
1) брожения
2) клубеньковые
3) уксуснокислые
4) сапротрофные

Растения, у которых отсутствуют ткани, –
1) папоротники
2) водоросли
3) покрытосеменные
4) голосеменные

Какие признаки присущи растениям?
1) ограниченный рост
2) рост в течение всей жизни
3) автотрофный способ питания
4) гетеротрофный способ питания
5) наличие клетчатки в оболочках клеток
6) наличие хитина в оболочках клеток

7.
В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и
1) майскими жуками
2) черемухой
3) грибами
4) шиповником
5) орешником
6) мышами

Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как они
1) способствуют переносу спор растений
2) уничтожают других насекомых – вредителей сада
3) опыляют цветки плодовых растений
4) дают человеку прополис и мёд

Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

Чешуйки на крыльях, сосущий ротовой аппарат, личинку-гусеницу имеют
1) бабочки
2) двукрылые
3) перепончатокрылые
4) жуки

Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием
1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
2) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником
3) плода – яблока, ягоды, костянки
4) плода – стручка или стручочка
5) разнообразных листьев: сложных, простых
6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

По каким признакам моховидные отличаются от других растений?
1) в процессе развития происходит чередование поколений
2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Плоские черви из классов Ленточные черви и Сосальщики ведут паразитический образ жизни. 2. Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. 3. Основным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик. 4. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот. 5. Взрослый червь – печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика.

Исходная единица систематики организмов –
1) вид
2) род
3) популяция
4) отдельная особь

Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него
1) вегетативных органов
2) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле
3) воздухоносных клеток в листьях и стебле
4) придаточных корней

8.
Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у
1) земноводных
2) костных рыб
3) пресмыкающихся
4) хрящевых рыб

В системе органического мира позвоночные животные – это
1) подтип
2) тип
3) класс
4) отряд

Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)?
1) имеют стержневую корневую систему
2) имеют сетчатое жилкование листьев
3) их цветки четырёхчленного типа, образуют соцветие кисть
4) их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинка

Какие особенности размножения птиц отличают их от пресмыкающихся?
1) обилие желтка в яйце
2) откладывание яиц
3) выкармливание потомства
4) внутреннее оплодотворение

Несмотря на то, что сердце у крокодилов состоит из четырёх камер, температура их тела непостоянная, так как клетки тела этих животных снабжаются кровью
1) насыщенной кислородом
2) венозной
3) насыщенной углекислым газом
4) смешанной

В семейство объединяют растения на основе
1) строения корневой системы
2) жилкования листьев
3) строения цветка и плода
4) строения стебля

У всех простейших и беспозвоночных животных
1) тело имеет клеточное строение
2) клетки образуют ткани
3) клетки и ткани образуют органы
4) органы образуют системы органов

Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных, и группой животных этого типа.
ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ
А) обитание в толще морской воды
Б) обитание в полосе прибоя
В) образуют колонии
Г) не образуют колоний
Д) имеют известковый скелет
Е) не имеют известкового скелета

ГРУППА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ
1) медузы
2) коралловые полипы

Что служит пищевым ресурсом для клубеньковых бактерий?
1) органические вещества отмерших растений
2) азот воздуха
3) фосфорные удобрения
4) органические вещества животных  Более ошибочной формулировки  теста и вообразить невозможно. Вопрос предполагает выявление знаний о том, что гетеротрофные клубеньковые бактерии способны усваивать молекулярный азот воздуха в качестве источника азота. Но азотфиксация — очень энергоемкий процесс и может протекать в клетках клубеньковых бактерий при бесперебойном поступлении от растений в клубеньки органических веществ (углеводов — продуктов фотосинтеза). Выбрать ответ 2) — это равносильно тому, что сказать, например, что пищевым ресурсом для человека являются не органические вещества пищи, а аммонийный азот.

Полость тела, мантию и раковину имеют
1) Кишечнополостные
2) Ракообразные
3) Моллюски
4) Членистоногие

9.
Древние пресмыкающиеся были лучше приспособлены к наземной среде, чем стегоцефалы благодаря
1) более высокой плодовитости
2) лучшему развитию костного скелета
3) более совершенной дыхательной системе
4) трехкамерному сердцу

Признак приспособленности птиц к полету –
1) появление четырехкамерного сердца
2) роговые щитки на ногах
3) наличие полых костей
4) наличие копчиковой железы

По каким признакам грибы можно отличить от животных?
1) питаются готовыми органическими веществами
2) имеют клеточное строение
3) растут в течение всей жизни
4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов
5) всасывают питательные вещества поверхностью тела
6) имеют ограниченный рост

Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег.

Растения семейства крестоцветных имеют плод
1) боб
2) коробочку
3) зерновку
4) стручок

Установите соответствие между насекомым и типом его развития.
НАСЕКОМЫЕ
А) медоносная пчела
Б) майский жук
В) азиатская саранча
Г) капустная белянка
Д) обыкновенный комар
Е) зелёный кузнечик

ТИПЫ РАЗВИТИЯ
1) с неполным превраще¬нием
2) с полным превращением

Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

Что представляет собой белый пушистый налёт, образующийся при длительном хранении хлеба и других продуктов?
1) слоевище лишайника
2) споры растения
3) мицелий плесневого гриба
4) колонию бактерий

Бактерии, грибы, растения, животные в системе органического мира рассматриваются как
1) типы
2) подцарства
3) царства
4) классы

10.
Плод покрытосеменных образуется из
1) семязачатков
2) завязи пестика
3) околоплодника
4) пыльцевых зёрен

Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого он характерен.
ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ
А) рост и развитие сопровождаются линькой
Б) членики тела примерно одинаковые, не образуют отделов
В) отделы тела отличаются по строению и размерам
Г) есть кожно-мускульный мешок
Д) дыхание с помощью трахей
Е) покровы плотные, состоят из хитина

ТИПЫ ЖИВОТНЫХ
1) Кольчатые черви
2) Членистоногие

Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с растениями семейства
1) розоцветных
2) пасленовых
3) крестоцветных
4) бобовых

Клеточное строение имеют
1) бактериофаги
2) вирусы
3) кристаллы
4) бактерии

Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамер¬ного сердца, одного круга кровообращения свидетельствует о родстве
1) хрящевых и костных рыб
2) ланцетника и рыб
3) земноводных и рыб
4) пресмыкающихся и рыб

Чем отличается спора гриба от споры бактерии?
1) представлена только одной клеткой
2) выполняет функцию размножения
3) разносится ветром на большое расстояние
4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от
1) корневого давления и испарения воды листьями
2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам
3) скорости роста и развития растения
4) процесса деления и роста клеток корня

Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.
А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет
Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами
В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение
Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка
Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника

Как бактерии переносят неблагоприятные условия?
1) образуют зиготу
2) образуют споры
3) продуцируют обилие гамет
4) усиленно делятся

Водоросли в теле лишайника обеспечивают
1) его органическими веществами и энергией
2) гриб водой и минеральными веществами
3) образование в теле лишайника гормонов
4) его прикрепление к субстрату

11.
Какая особенность насекомых позволяет им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды?
1) развитие с неполным превращением
2) способность хорошо маскироваться
3) быстрая смена поколений
4) развитие с полным превращением

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.
А) семейство Волчьи (Псовые)
Б) класс Млекопитающие
В) вид Обыкновенная лисица
Г) отряд Хищные
Д) тип Хордовые
Е) род Лисица

Ланцетник относится к группе животных
1) беспозвоночных
2) позвоночных
3) бесчерепных
4) мягкотелых

В чем проявляется приспособленность плоских червей-паразитов к среде обитания?
1) плоская форма тела
2) органы прикрепления – присоски
3) замкнутая пищеварительная система
4) паренхима между органами

Какие признаки характерны для моховидных растений?

Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно
1) размножение семенами
2) автотрофное питание
3) наличие вегетативных органов
4) отсутствие цветка и плода

Запасающая ткань (эндосперм) у цветковых растений имеет набор хромосом –
1) n
2) 2n
3) 3n
4) 4n  Надо помнить, что эндосперм у голосеменных растений тоже представляет собой исключение – он не диплоидный 2n , а 1n.

Чем отличаются высшие млекопитающие от сумчатых?
1) развитием шерстного покрова
2) продолжительностью внутриутробного развития
3) выкармливанием потомства молоком
4) внутренним оплодотворением

Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани
1) покровной
2) механической
3) фотосинтезирующей
4) образовательной

Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших –
1) расположение клеток в два слоя
2) наличие стрекательных клеток
3) развитие организма из одной клетки
4) внеклеточное пищеварение

12.
Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, – это
1) паразиты
2) симбионты
3) консументы
4) сапротрофы

Грибы в отличие от растений
1) размножаются с помощью спор
2) не имеют клеточного строения
3) не способны к фотосинтезу
4) имеют в клетке оформленное ядро

Какой тип животных имеет наиболее высокий уровень организации?
1) Кишечнополостные
2) Плоские черви
3) Кольчатые черви
4) Круглые черви

Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?
1) земноводных
2) пресмыкающихся
3) птиц
4) млекопитающих

Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная с шейного.
А) поясничный
Б) грудной
В) хвостовой
Г) крестцовый
Д) шейный

Растения, как и грибы,
1) растут в течение всей жизни
2) имеют ограниченный рост
3) поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества
4) питаются готовыми органическими веществами
5) содержат хитин в оболочках клеток
6) имеют клеточное строение

У червей-паразитов со сменой хозяев половое размножение происходит в
1) организме основного хозяина
2) организме промежуточного хозяина
3) наземно-воздушной среде
4) почве и водной среде

Установите последовательность этапов пищевого рефлекса у окуня.
А) возникновение нервных импульсов в рецепторах органов зрения при появлении в поле зрения мелких рыб
Б) передача нервных импульсов по двигательным нервам к мышцам
В) стремительное движение к жертве и захват её
Г) передача нервных импульсов по зрительному нерву в центральную нервную систему
Д) анализ и синтез в центральной нервной системе сигналов, поступающих по чувствительным нервам

Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеют
1) кольчатые черви
2) членистоногие
3) моллюски
4) кишечнополостные

Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного.
А) луб
Б) камбий
В) сердцевина
Г) древесина
Д) пробка

13.
Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется
1) образованием большого количества пыльцы
2) удлинением тычиночных нитей
3) ранневесенним цветением
4) наличием в цветках нектара, яркого венчика

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик – сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

Наиболее высокий уровень обмена веществ характерен для птиц, так как они
1) расходуют много энергии во время полёта
2) заселили наземно-воздушную среду обитания
3) живут в разных природных зонах
4) питаются растительной и животной пищей

На рисунке показан опыт, иллюстрирующий

1) геотропизм
2) фототропизм
3) гидротропизм
4) хемотропизм

 

Высшие растения отличаются от низших
1) расчленением тела на органы
2) наличием таллома
3) вегетативным размножением
4) размножением спорами

Усложнение кольчатых червей по сравнению с плоскими проявляется в
1) наличии двусторонней симметрии
2) появлении полового размножения
3) формировании кожно-мускульного мешка
4) появлении кровеносной системы

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАКИ
А) оплодотворение внутреннее
Б) оплодотворение у большинства видов наружное
В) непрямое развитие
Г) размножение и развитие происходит на суше
Д) тонкая кожа, покрытая слизью
Е) яйца с большим запасом питательных веществ

КЛАССЫ
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся

Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав
1) споры
2) семени
3) почки
4) заростка

У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировались приспособления к перенесению неблагоприятных условий –
1) оцепенение
2) запасание корма
3) перемещение в теплые районы
4) изменение окраски

Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных –
1) наличие шейного отдела позвоночника
2) два круга кровообращения
3) выкармливание детенышей молоком
4) теплокровность и четырехкамерное сердце

14.
Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ
А) выделяют в особое царство
Б) тело представляет собой слоевище
В) имеют плодовое тело
Г) по способу питания – автогетеротрофы
Д) вступают в симбиоз с корнями растений
Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
1) грибы
2) лишайники

Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?
1) почвенная среда
2) водная среда
3) воздушная среда
4) другой организм

Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют “придонными фильтрами”.

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.
А) Редька
Б) Крестоцветные
В) Двудольные
Г) Редька дикая
Д) Покрытосеменные

Микориза гриба представляет собой
1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела
2) совокупность клеток выполняющих сходные функции
3) сложные переплетения гифов между собой
4) сожительство гриба и корней растений

Установите соответствие между особенностью кожи и классом позвоночных, для которого эта особенность характерна.
ОСОБЕННОСТИ КОЖИ
А) обеспечивает всасывание воды
Б) защищает от высыхания
В) имеет роговую чешую
Г) содержит много желёз
Д) участвует в газообмене

КЛАССЫ ПОЗВОНОЧНЫХ
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся

Царство бактерий объединяет организмы, тело которых состоит из
1) одной клетки с оформленным ядром и многими органоидами
2) одной или множества ядерных клеток, но без оболочки из клетчатки и хлоропластов
3) одной или множества ядерных клеток, оболочкой из хитиноподобного вещества, но без хлоропластов
4) одной безядерной клетки, не имеющей органоидов

Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют
1) одноклеточные водоросли
2) вирусы
3) одноклеточные животные
4) бактерии

К запасным питательным веществам у грибов относят
1) гликоген
2) белки
3) жиры
4) крахмал

Змеи могут заглатывать добычу, во много раз превы¬шающую диаметр их тела, благодаря
1) небольшому количеству зубов и объемному желудку
2) уплощенной голове и широкой пасти
3) подвижности челюстных костей
4) большим размерам головы и тела

15.
Почвенное и воздушное питание характерно для организмов царства
1) грибов
2) бактерий
3) растений
4) животных

Правильная схема классификации растений:
1) вид  род  семейство  порядок  класс  отдел
2) вид  семейство  порядок  род  класс  отдел
3) вид  отдел  класс  порядок  род  семейство
4) вид  класс  отдел  порядок  род  семейство

Большинство лилейных –
1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами
2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами
3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой
4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

Папоротники, в отличие от покрытосеменных, не имеют
1) проводящей системы
2) цветков и плодов
3) хлоропластов в клетках
4) эпидермиса с устьицами

Заболевание картофеля вызывает гриб
1) головня
2) спорынья
3) фитофтора
4) трутовик

Каковы характерные признаки царства грибов?

Бактерии размножаются путём
1) слияния половых клеток
2) образования спор
3) деления надвое
4) митоза

Томаты, баклажаны относят к семейству
1) крестоцветных
2) розоцветных
3) паслёновых
4) бобовых

Растения семейства розоцветных имеют цветки
1) напоминающие мотылька
2) трёхчленного типа с простым околоцветником
3) пятичленного типа с двойным околоцветником
4) собранные в соцветие колос

Установите соответствие между животным и органом, с помощью которого оно дышит.
ЖИВОТНЫЕ
А) морская черепаха
Б) акула
В) зеркальный карп
Г) крокодил
Д) водяной уж
Е) прудовая лягушка

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
1) легкие
2) жабры

***************************************************************************************

Мои ответы репетитора ЕГЭ по биологии на эти 150 вопросов и ответы на все  вопросы этого раздела «Система и многообразие органического мира» (всего 689 заданий с ответами) вы можете приобрести здесь.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
а) ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | ответы на все задания ФИПИответы на тесты ЕГЭ по биологииответы на тесты по биологииответы по биологии на вопросы Открытого банка заданий ФИПИответы по биологии на задания ФИПИОткрытый банк заданий ЕГЭоткрытый банк заданий ФИПИрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологии | Оставить комментарий
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *