САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

По поводу ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций

Главная - Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) - г) Из диалогов в комментариях - По поводу ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru. Продолжаю рубрику «Из диалогов в комментариях». Накопилось много комментариев к статье «Биологический прогресс».

Биологический прогресс, как одно из направлений эволюции, достигается тремя путями (или характеризуется тремя формами): ароморфозом, идиоадаптацией и общей  (филогенетической) дегенерацией.

В КИМах ОГЭ и ЕГЭ по биологии встречается много заданий по выявлению знаний учащимися этих трех характеристик биологического прогресса.

Очень любят авторы-составители КИМов такие задания. Любят,  не смотря на то, что  в пособиях разных авторов одни и те же примеры трактуются по-разному. Поэтому и накопилось довольно много вопросов у преподавателей и учащихся  к моей статье  «Биологический прогресс».

СветланаВсегда считала эту тему не сложной. Но, оказывается всё не так просто… Встретился вопрос, какие из примеров иллюстрируют общую дегенерацию (три верных ответа из шести):

1) сокращение числа пальцев до двух у страусов; 2) упрощение нервной системы у ленточных червей; 3) превращение корней у повилики в присоски; 4) развитие детёнышей млекопитающих в матке; 5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски; 6) отсутствие конечностей у змей.

Ответы 2 и 3 для меня очевидны, точно знаю что не 4, а остальное ?

Б.Ф.Для характеристики общей дегенерации, вероятно, хорошими можно считать такие правила:

1) переход от активного образа жизни к более пассивному; 2) переход к паразитическому образу жизни; 3) возможности для большего использования готовых энергетических материалов.

Считаю, как и Вы, ответы 2 и 3 очевидными — характеризуют переход организмов к паразитизму.  Наверное еще и 5, так как 1 и 6 — идиоадаптации, 4 — ароморфоз.

Светлана: Я так же думаю, как и вы. Но прочитала в пособии под редакцией Гусева, Каменского издательство Московского университета, что дегенерация рассматривается как переход к оседлому образу жизни, или жизни в экстремальных условиях (я поэтому и ряску отнесла к дегенерации, потому что для покрытосеменного растения вода это экстремальные условия). Всё вроде бы ничего.

Но там приводятся примеры дегенераций: превращение листьев кактуса в колючки, редукция задних конечностей китообразных и ещё ряд примеров, которые я всегда относила к идиоадаптациям…  Короче я в расстройстве. Я никудышный биолог…

Б.Ф.: Светлана, «не надо спешить с выводАми». Вы отличный биолог хотя бы уже потому, что находите множество всякого несоответствия не только в тестовых заданиях, но и в учебниках. Вот что посоветовать школьникам, как им готовиться к сдаче экзаменов, если даже учебники «врут»?

Светлана: Приведите, пожалуйста, примеры дегенераций с возможностью использования готовых энергетических материалов.

Б.Ф.: Растения паразиты  утратили хлоропласты и стали питаться готовыми органическими веществами растения-хозяина, а не синтезировать их сами. (Не путать этот пример дегенерации  с хищными растениями, как пример идиоадаптации, которые лишь частично утратили способность к фотосинтезу).

Сюда следует отнести и паразитических червей, утративших пищеварительную систему, перешедших фактически на осмотрофное питание всей поверхностью тела.

Светлана:  Вот что сегодня обнаружила в книжице Калиновой, Петросовой, Никишовой отличник ЕГЭ по биологии 2010 (стр.41):

«следует помнить, что редукция органов возможна и при идиоадаптациях, и дегенерациях, но в первом случае изменения носят частный характер, а во втором кардинальный. Если у животных утрачиваются важные системы органов, то эволюция происходит по пути дегенерации, в противоположность этому отсутствие конечностей у змей, это изменение способа передвижения, свойственное небольшой группе животных в связи с образом жизни, и оценивать его следует как идиоадаптацию».

Б.Ф.: Только теперь остаётся сообразить какие изменения носят частный характер, а какие кардинальный?

Марина: как Вы можете объяснить, почему утрата зрения у крота — это общая дегенерация, а отсутствие конечностей у китов — это идиоадаптация. Общая дегенерация возникает при переходе организма в более простую среду обитания, а по сравнению с наземно-воздушной — водная, более простая среда; сопровождается утратой органов — так и есть утратили. В чем разница?

Б.Ф.: утрата зрения кротами и всеми остальными «земельными слепышами» только в половине руководств определяется как основной пример общей дегенерации, а в половине — как идиоадаптации.

Я считаю, что утрата зрения — это серьёзно, потеря эволюционно очень важного анализатора. К тому же это явно привело и к менее подвижному существованию (значит дегенерация).

А утрата за ненадобностью задних конечностей у китообразных (только задних) никак не может быть примером дегенерации. Бывшие парнокопытные идеально приспособились к жизни в водной среде, видоизменив конечности, способны активно передвигаться в ней — это бесспорно пример идиоадаптации.

К тому же, основных критериев для дегенерации все же два: переход организмов к паразитическому или к малоподвижному образу жизни.

Если Вы, Марина,  репетитор по биологии, то Ваш вопрос очень злободневный. Как мы должны готовить своих учеников для получения высоких баллов на ЕГЭ? Не можем же мы знать заранее, какой ответ «заложили» как правильный авторы вопроса экзаменационных заданий. По честному, никакие спорные моменты (как, например, утрата зрения у кротов) вообще не должны попадать в вопросы экзаменационных работ, но они, к сожалению, продолжают попадать!

Марина: Большое спасибо за ответ. Будем надеяться, что спорных вопросов в этом году будет меньше.

Людмила: Возникли сомнения в следующем вопросе. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб?

1) ароморфоз; 2) дегенерация; 3) биологический прогресс; 4) биологический регресс.

Мне кажется, если говорить о том, что приводит к возрастанию численности, как одному из проявлений биопрогресса, то в данном случае это ароморфоз. Но, учитывая, что это часть А, авторы вполне могут иметь в виду сам биопрогресс?

Б.Ф.: Здесь и сомневаться не стоит. Направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, стабилизация. А вот пути достижения (или формы) биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Поэтому здесь правильный ответ 3.

Ира: В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз» ?

Б.Ф.: Ароморфоз, алломорфоз (или идиоадаптация) и общая дегенерация — это три формы (три пути) биологического прогресса.

Ароморфозами называют крупные эволюционные достижения организмов, приводящие к формированию новых крупных таксонов: царств, типов, классов. Это, как правило, усложнения строения и функций организмов не являющиеся приспособлением к конкретным условиям среды, но носящие самый общий характер, с явным повышением уровня организации и возможным выходом в другую адаптивную зону (возникновение эукариотической клетки, многоклеточности, автотрофности).

Алломорфозами (идиоадаптациями) называют приспособления организмов к определенным условиям существования — адаптации в узком смысле, или идиоадаптации, посредством которых организмы из поколения в поколение приспосабливаются к разнообразным условиям жизни, причем сложность их
организации и интенсивность жизнедеятельности в общем не повышаются. Алломорфозы протекают на уровне семейств, родов или видов. Например, покровительственная окраска у животных, видоизменения вегетативных органов растений.

Катерина: Вот раньше постоянно путалась с регрессом и дегенерацией…они почему-то упорно в голове были соединены в одно целое. Теперь поняла. Дегенерация — это  прогресс…просто он достигается путём упрощения общей организации, исчезновения чего-то НЕнужного…так? Тогда сюда же можно отнести редукцию мышц ушных раковин у человека, третье веко и копчик (это всё рудименты) , но они относятся к дегенерации или нет?

Б.Ф.:  Да, их и можно считать результатом общей дегенерации, то есть «дегенерация» здесь должна рассматриваться как термин, характеризующий само явление, сам процесс. А сами названия этих рудиментарных органов — это результат явления дегенерации.

Под «дегенерацией» лучше всего запоминаются примеры приспособленности паразитических организмов. У них произошла утрата (дегенерация) некоторых органов наряду с развитием каких-либо дополнительных приспособлений. Ведь все признаки биологического прогресса у них «налицо». Высокие показатели и скорости размножения, и плодовитости, и численности.

МаринаПочему всё же  утрату зрения у крота относят к дегенерации? Ведь это не связано с паразитизмом или переходом к неподвижному образу жизни.

Б.Ф.: В третьей колонке таблицы Т.Л. Богдановой приведены лишь примеры  дегенерации, связанные с переходом организмов к паразитическому существованию.

Но, если обратить внимание на первую строку колонки «Признаки»: «Какими преобразованиями сопровождаются», мы видим, что в целом, филогенетическая (общая) дегенерация связана с «возникновением приспособлений к более простым условиям жизни». Поэтому редукция зрения и даже почти полное отсутствие глаз у самых различных животных, обитающих в темноте: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные — это  наглядные примеры перехода к менее подвижному образу жизни, значит это примеры общей дегенерации.

МаринаСпасибо за ответ!
Может быть полезным сравнение понятий биологический и морфофизиологический прогресс, а также биологический и морфофизиологический регресс. Биологический прогресс может быть достигнут с помощью морфофизиологического регресса (общей дегенерации — упрощения строения).

Дарья: Хищные растения — это результат ароморфоза или идиоадаптации?

Б.Ф.:  По определению ароморфоз — это прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Идиоадаптация — это наиболее распространенный путь эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

У насекомоядных (хищных) растений нет какого-то крупного «общего повышения уровня организации», то есть переход к хищничеству — это явно не ароморфоз.

Живя в болотистой местности, при дефиците азота и фосфора, они, не утратив полностью способности к фотосинтезу (производству углеводов из углекислого газа воздуха и воды),  выработали особенный (хищный) способ дополнительного обеспечения себя дефицитными элементами питания — значит это пример идиоадаптации.

Алексей: Помогите, пожалуйста, разобраться. Специализация — это тип приспособления или путь эволюции?

Я считал, что специализация это крайняя степень проявления идиоадаптации. Отвечал на вопрос, где было изображение колибри на цветке. Надо было определить тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции. В ответах: тип приспособления — специализация, а путь — идиоадаптация, форма отбора — движущий (тут мне все понятно).

Б.Ф.: Посмотрите табличку с определением ароморфоза. Понятно, что поскольку ароморфозы, идиоадаптации (алломорфозы) и общая дегенерация являются путями биологического прогресса, то термин «специализация» надо рассматривать как тип приспособления.

***************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору биологии по Скайпу,   замечания, пожелания — прошу в комментарии.

Для подготовки к  сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у  меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
г) Из диалогов в комментарияхЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | алломорфозароморфозбиологический прогрессдегенерацияидиоадаптацияморфофизиологический регрессобщая дегенерацияпути достижения биологического прогрессарепетитор биологии по Скайпу | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 − четыре =