САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Ответы на спорные тестовые задания (продолжение)

Здравствуйте, уважаемые посетители блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье я решил продолжить публиковать ответы на спорные задания, которые мне присылали учащиеся и репетиторы по биологии и на которые я отвечал  в комментариях.

Вопросов накопилось не мало и комментарии нужно долго «перелистывать», а в статье они размещаются более компактно.

Как  наиболее полно использовать для подготовки к сдаче ЕГЭ тесты, составленные по старому, я описывал в статье ранее. Поэтому самой хорошей базой для подготовки является Открытый банк заданий ФИПИ, включающий тесты  КИМов за все прошлые годы сдачи  ЕГЭ  и  ОГЭ (ГИА) в нашей стране.

1. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы потому что они:
1) совмещают признаки растений и животных
2) совмещают признаки бактерий и животных
3) симбиотические организмы состоящие из гриба и водоросли
4) занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов.

Трудно сказать, какой ответ имели в виду авторы-составители этого теста, так как лишайники — это «симбиотические организмы состоящие из гриба и водоросли», которые «занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов». На мой взгляд подходят оба эти ответа как совершенно равнозначные.

2. Чем обусловлено многообразие белков:
1) особенностью их первичной структуры
2) наличием в их составе аминокислот
3) наличием пептидных связей
4) способностью образовывать водородные связи.

Правильный ответ 2) наличием в их составе аминокислот.

3. Постоянство числа хромосом в клетках одного организма обеспечивается в процессе:
1) гаметогенеза
2) оплодотворения
3) митоза
4) мейоза.

Правильный ответ, это ответ 3 — митоза. Мейоз и гаметогенез с последующим оплодотворением приводят к постоянству числа хромосом в организмах из поколения в поколение при половом размножении.

4. Какой фактор приведёт к разобщённости особей одного вида:
1) борьба за существование
2) дрейф генов
3) изоляция
4) мутация

Правильный ответ 3 — изоляция.

5. Половое размножение, в отличие от бесполого:
1) способствует появлению мутаций
2) повышению адаптаций к новым условиям жизни
3) закреплению признаков одного из родителей
4) быстрому росту численности особей.

Мутагенные факторы (химические вещества, радиационное излучение), вызывающие мутации в генетическом материале клеток организмов, «не разбирают» того, как появились эти организмы половым или бесполым путем. При половом размножении в отличие от бесполого возникают шансы увеличения комбинативной изменчивости (так же как и мутационная являющейся наследственной), которая когда-нибудь возможно и приведет к повышению адаптаций организмов к новым условиям. Значит правильный ответ 2.

6. В селекции животных для выведения чистой линии проводят индивидуальный отбор с учётом:
1) генотипа особи
2) плодовитости особи
3) условий содержания
4) модификационной изменчивости.

Если используется термин «чистая линия», то совершенно неважно какой объект избран для селекции. Термином чистая линия характеризуется только генотип организма, поэтому правильный ответ 1.

7. Болевые рецепторы сформировались из:
1) эктодермы
2) мезодермы
3) мезоглеи
4) энтодермы

Хотя болевые рецепторы расположены в дерме, но они — часть нервной системы, а нервная система формируется из эктодермы. Значит равильный ответ 1.

В результате каких мутаций появляются ДНК с изменённой последовательностью групп генов:
1) генных
2) геномных
3) хромосомных
4) аутосомных

Если мутация произошла не в одном гене, а в приличном участке хромосомы (в группе генов), то название такой мутации — хромосомная. Ответ 3.

8. Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём:
1) полиплоидии
2) внутривидовой гибридизации
3) массового отбора
4) искусственного мутагенеза

Правильный ответ 4 — путем искусственного мутагенеза.

9. Роль особи в эволюции вида:
1) изменении её фенотипа
2) передаче генов потомкам
3) формировании у неё комбинативной изменчивости
4) появлении новых модификаций

Хотя комбинативная изменчивость, как и мутационная, относится к форме наследственной изменчивости, но по сути то она не обеспечивает появления новых признаков. Но даже, если бы в ответе 3) речь шла о мутационной изменчивости следовало бы выбрать все равно ответ 2). Поскольку речь идет об эволюции вида в целом, то пусть хоть какие бы полезные мутации не происходили в генотипе отдельной особи, пока она не размножится (то есть, пока она не передаст своих признаков потомкам) эти мутации никак не скажутся на эволюции вида.

10. Какова роль клеточной инженерии в селекции растений:
1) изменяет сроки размножения растений.
2) изменяет филогенез ценных сортов
3) ускоряет сроки выведения сортов
4) усиливает скорость роста организмов

Основная роль (прямая роль) клеточной инженерии в селекции растений — это конечно же ускорение сроков выведения новых сортов.То есть правильный ответ 3). Все остальные ответы в одинаковой степени подходят не только для результатов применения клеточной инженерии в селекции, но и для любых традиционных методов селекции.

11. Верны ли суждения?
1. Обитание в сообществах разных видов с одинаковыми потребностями приводит к формированию у них приспособлений к взаимополезному сожительству.
2. Отношения белки и лося, обитающих в одном лесу — пример взаимополезного сожительства.

1 — неверно, так как это приводит к конкуренции;
2 — неверно, это пример нейтральных отношений.

12. К методам селекции животных, используемым при одомашнивании, относят:
1) гибридизацию
2) индивидуальный отбор
3) естественный отбор
4) межпородное скрещивание

Здесь некая казуистика у составителей этого задания. Если под одомашниванием животных человеком иметь в виду процесс идущий с доисторических времен, то конечно правильный ответ только 2. Человек оставлял на племя таких животных, признаки которых удовлетворяли его. Гибридизация же с последующим отбором — это уже современный этап селекции, развитие которого стало возможным с появлением науки генетики.                                                                                                                                                                                                                       Я уже перестал «сердиться» на них. Все равно авторы вопросов  великое дело делают — создали тысячи тестовых заданий. В таком огромном «море» тестов без изъянов не обойтись. Главное, чтобы на экзаменах все абитуриенты оказывались в равных условиях. Поэтому меня больше возмущает другое. Ведь как-то по неправильным тестам ежегодно получают примерно 150 человек по 100 баллов. Делаю вывод, как минимум 150 раз совершается продажа «правильных» ответов перед экзаменами.

13. Образование в биосфере отложений кальция связано с жизнедеятельностью:
1) членистоногих
2) хемосинтезирующих бактерий
3) коралловых полипов
4) синезелёных.

Ответы составлены совершенно некорректно. В отложении кальция в самые древние эпохи Земли могли быть задействованы только бактерии (и сине-зеленые в том числе). Но мы знаем (и это основное в школьных учебниках), что отложения известняков (а это и есть основные залежи кальция), достигающие сотен метров, — результат деятельности эукариотных многоклеточных форм жизни — водных организмов, формирующих свои скелеты из извести. Это в основном коралловые полипы и моллюски. Думаю, что у составителей этого задания правильный ответ 3.

14. Образование почвы в биосфере связано с:
1) выходом животных на сушу
2) освоением суши автотрофными организмами
3) накоплением ила в гидросфере
4) образованием озонового экрана

Ответ 2) — освоением суши автотрофными организмами.

15. Верхушки главных корней рассады капусты прищипывают с целью:
1) усиления роста боковых корней
2) увеличения длины корневых волосков
3) увеличения числа придаточных корней
4) повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

Ответ — 1. Ответ 3 — не подходит так как для увеличения числа придаточных корней используют окучивание (засыпание землей нижней части стебля).

16. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, что способствует            1) круговороту веществ                                                                                                                                                  2) саморазвитию экосистем
3) размножению организмов
4) росту и развитию организмов

О круговороте веществ, связанном с деятельностью живых систем, есть смысл говорить только в пределах всей биосферы. Отвечая на вопрос об «организмах в процессе их жизнедеятельности» вряд ли стоит мыслить так глобально, а достаточно «опуститься» до уровня какого-либо сообщества организмов, обитатели которого «постоянно изменяют среду своего обитания», способствуя «2) саморазвитию экосистем» и постепенной смене одних сообществ другими.

17. В основе какой функции белка лежит способность их молекул изменять свою структуру:
1) энергетической
2) информационной
3) сократительной
4) запасающей

Здесь в ответе 2 речь идет о сигнальной функции белков. Сигнальные белки мембраны под воздействием веществ могут изменять свою третичную структуру.

18. Клевер красный. занимающий определённый ареал, представляет собой уровень организации живой природы:
1) Организменный
2) Биоценотический
3) Биосферный
4) Популяционно-видовой

19. Действие раздражителей вызывает возникновение нервного импульса в телах чувствительных нейронов или в рецепторах чувствительных нейронов?

Действие раздражителей вызывает возникновение нервного импульса («производство» электрического тока) в рецепторах чувствительных нейронов и лишь затем нервный сигнал передается по аксону чувствительного нейрона к его телу.

20. Роль полового отбора в природе. Улучшает генофонд популяции или способствует развитию видовых признаков?

Собственно видовые признаки поддерживаются половым размножением в ходе естественного отбора. Отталкиваясь же от термина «половой отбор», при котором самцы соревнуются за самку исходя из качества своего фенотипа (а значит и лучшего по сравнению с другими самцами своего генотипа), можно сделать вывод о происходящем при этом улучшении генофонда популяции.

21. Вакцина содержит:
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей

Конечно термин «вакцина» — это и препарат, получаемый из самих ослабленных бактерий и вирусов, и препарат, получаемый из продуктов их жизнедеятельности (анатоксин). Например, для профилактики заболеваний столбняком, дифтерией, дизентерией, стафилококковой инфекцией применяют анатоксины. Поэтому в данном тесте вместо одного правильного ответа даны три ответа совершенно равнозначно правильные (все правильные кроме третьего ответа).

22. В благоприятных условиях бактерии размножаются:                                                                                                           1) амитозом                                                                                                                                                                     2) половым путём                                                                                                                                                                3) почкованием                                                                                                                                                                      4) спорами.

Сложность в выборе правильного ответа (амитоз) на этот вопрос заключается в том, что чаще всего термином «амитоз» называют прямое деление интерфазного ядра обычной диплоидной клетки эукариот путем перетяжки без образования веретена деления, спирализации хромосом. И значительно реже этот термин используют и для характеристики деления бактериальной клетки, у которой ядра  вовсе нет.                                                                            Настоящего полового размножения у бактерий нет вообще (есть возможность перекомбинации части генетического материала между двумя клетками при коньюгации). Почкованием размножаются дрожжи, а это грибы — эукариоты. Споры бактерии образуют, но это не часть цикла, служащего для размножения (как у грибов или растений), а лишь способ перенесения неблагоприятных условий среды. 

23В результате митоза образуются:                                                                                                                                              1) зигота у сфагнума                                                                                                                                                      2) сперматозоиды у мухи                                                                                                                                                     3) почки у дуба                                                                                                                                                                       4) яйцеклетки у подсолнечника.

Бесспорно, что тест никуда не годный. Если надо выбрать один ответ, то у  автора этого теста  явно ответом будет: почки дуба. Это соматические диплоидные клетки, для которых основным способом деления является митоз (для старых клеток — амитоз). К сожалению такое часто встречается в тестовых заданиях, когда их авторы-составители как-будто бы напрочь забывают, что у растений мейотическому делению подвергаются споры, а сами гаплоидные половые клетки (гаметы) формируются митозами уже из гаплоидных спор, поэтому и ответ 4) тоже следует считать верным.

24.  Почему важно, чтобы в процессе митоза произошло равномерное распределение хромосом между дочерними клетками:                                                                                                                                                                         1) в них сосредоточена наследственная информация о признаках организма                                                         2) хромосомы в клетках тела парные                                                                                                                           3) в состав хромосом входят нуклеиновые кислоты и белки                                                                                            4) хромосомы в процессе митоза спирализуются.

В чем могла быть сложность в выборе ответа на этот вопрос? Дело в том,  что все ответы сами по себе верные, но отвечает на поставленный вопрос только ответ 1).

25. Соотнесите клетки и процесс с ними связанный. Выберите один или несколько ответов.                                              Зигота:                                                                                                                                                                                  a. Образуются в результате мейоза                                                                                                                              b. Диплоидные клетки                                                                                                                                                              c. Образуются в результате митоза                                                                                                                                     d. Гаплоидные клетки                                                                                                                                                            e. Подвергается дроблению                                                                                                                                               f. Результат оплодотворения.                                                                                                                                           Гаметы:                                                                                                                                                                                a. Результат оплодотворения                                                                                                                                                  b. Подвергается дроблению                                                                                                                                                    c. Образуются в результате мейоза                                                                                                                              d. Гаплоидные клетки                                                                                                                                                              e. Образуются в результате митоза                                                                                                                                  f. Диплоидные клетки

Зигота: b, e, f. Гамета: c,d (для клеток растений подходит и ответ e., так как у них гаметы образуются из гаплоидных спор путем митозов), но наверняка авторы вопросов это вовсе «забыли».

26.  При митозе клетки животных ядерная оболочка

1) распадается на отдельные мембранные пузырьки
2) растворяется, а затем собирается из отдельных молекул
3) исчезает (расщепляется ферментами), а затем синтезируется заново
4) сливается с наружной мембраной, а затем отделяется от нее

Сложность в выборе ответа на этот вопрос в том, что написано об этом лишь в каком-то одном из 5-7 хороших школьных учебников по Общей биологии. Конечно, такие уж слишком «глубококопательные» вопросы в тестовые задания не должны бы включаться вовсе (но с каждым годом таких «пакостей» будет все больше и больше). Кстати,  этот тест некорректный ещё и потому, что ответы 2) «растворяется» и 3) «исчезает (расщепляется ферментами)» это одно и тоже. Мембрана состоит из органических веществ и «раствориться» она может не иначе как под действием ферментов!

27. Диплоидный набор хромосом в клетках шпината равен 12. В результате индуцированного мутагенеза получены 4 мутантные формы. Установите соответствие между кариотипом этих форм и разновидностью геномной мутации, в результате которой они образовались:
Кариотип
А) 10
Б) 11
В) 13
Г) 48

Геномная мутация
1) трисомия
2) моносомия
3) нуллисомия
4) полиплоидия

В школьном курсе биологии я не знаю ни одного базового учебника, где под геномной мутацией разбиралось бы что-либо подробнее, чем то, что геномная мутация бывает анеуплоидной и полиплоидной. Посмотрите мою статью.                                                                                                                                                                                            А — нуллисомия (3)— нехватка одной пары хромосом.                                                                                               Б — моносомия (2) — нехватка одной хромосомы.                                                                                                       В — трисомия (1) — одна лишняя хромосома (у людей это болезнь Дауна, трисомия по 21 паре хромосом)                                                                                                                                                                                                            Г —  полиплоидия (4)  — увеличение числа хромосом кратное диллоидному.

28. Все клетки человека получаются из одной путём:
1) размножения
2) репликации
3) митоза
4) мейоза

Что имели в виду авторы вопроса, написав «все клетки человека»? Если они имели в виду только  клетки тела человека (соматические клетки), тогда правильным ответом будет ответ 3) митоз. Но половые клетки  образуются мейозом — ответ 4).  Любые клетки человека и соматические, и половые образуются путем размножения —  ответ  1).  

29. Генотип организма АаХВХВ. Какие типы гамет и в каком соотношении образует этот организм при не расхождении аутосом в первом мейотическом делении? Указать в них количество хромосом.

Так как аутосомы, содержащие аллели А и а не разойдутся в анафазе мейоза I, то после мейоза I будут две клетки c хромосомами, состоящими из двух сестринских хроматид: первая клетка AAaaХBХB и вторая клетка ХВХВ. После мейоза II первая их этих клеток даст 2 гаметы с хромосомами AaХB и АаХВ, а вторая даст 2 гаметы с хромосомами ХВ и ХВ.

30. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на часть дре­вес­но­го стеб­ля, в ко­то­рой об­ра­зу­ют­ся го­дич­ные коль­ца? (Указать нужно на камбий или древесину)

Камбий — это тонкий слой живых, постоянно делящихся меристематических клеток. ЗА СЧЕТ него и происходит прирост древесины, которую мы идентифицируем на срезе ствола по годичным кольцам. Значит каждое новое годичное кольцо — это результат работы клеток камбия, а совокупность всех имеющихся годичных колец образуют древесину. Поэтому остается только гадать какой ответ был задуман у авторов данного вопроса? Радует лишь то, что вопрос составлен настолько некорректно, что наверное любой абитуриент, подавший на апелляцию, добьется решения вопроса в свою пользу.

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Д. Из диалогов в комментариях | ответы на спорные тестыподготовка к ЕГЭ по биологиирепетитор биологии по Скайпуспорные тестовые задания | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − четыре =