САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Кому нравится биология

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Обнаружил очередную статью на блоге, которая очень долго грузится из-за обилия комментариев. Да, как быстротечно время!

Экзаменационные перипетии прошлого года — уже кажутся историей. Что уж говорить о вопросах, присланных 3-4  года назад. Абитуриенты, их задававшие, скоро закончат обучение в ВУЗе.

Но фундаментальные знания, потому они и «фундаментальные», что на протяжении многих поколений людей остаются неизменными, вечными. Поэтому и  экзаменационные задания основываются на том, что уже было в прошлые годы.

В этой статье представлены в основном мои ответы на вопросы учащихся, сдававших ЕГЭ в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах. Честно: мне их перечитывать интересно.

Особенно ответы самих учащихся Станислава и Дмитрия. 

Может быть эти материалы  окажутся полезными и вам в подготовке к экзаменам?

Ирина: В слюне лягушек содержится фермент амилаза (расщепляет крахмал). Лягушка хищник и в ее пище не присутствует крахмал. Зачем ей нужен этот фермент?

Знаете песенку: «В траве сидел кузнечик… Но вот пришла лягушка — прожорливое брюшко… и съела кузнеца». Да, лягушка хищник — это точно, консумент второго порядка. Но кузнечик то травоядный — консумент первого порядка. Съев набитого травой кузнечика и не имея фермента амилазы в своей слюне, лягушке бы грозило расстройство пищеварения.

 

Тимур: Почему при партеногенезе образуются только женские особи?

При партеногенезе не у всех организмов (к нему способных) образуются женские особи. У пчел, наоборот, партеногенетически (из не оплодотворенных яйцеклеток) образуются только самцы. Их называют «трутнями» в отличие от рабочих пчел женского пола. Трутни нужны лишь для оплодотворения самки (царицы семьи), потом они изгоняются из улья рабочими пчелами.

У тлей, дафний и коловраток наблюдается диплоидный (соматический) партеногенез, при котором из ооцитов самки формируются диплоидные яйцеклетки. Например, у дафний самки диплоидны, а самцы гаплоидны. В благоприятных условиях у тлей и дафний мейоз не происходит: диплоидные яйцеклетки, развиваясь без оплодотворения сперматозоидами, дают начало самкам.

Такой партеногенез у данных видов организмов носит циклический характер. У тлей, дафний, коловраток в летнее время существуют лишь самки, развивающиеся партеногенетически, а осенью партеногенез сменяется размножением с оплодотворением. Циклический партеногенез исторически развился у видов животных, которые погибают в большом количестве.

 

Миша: Почему мальки других рыб не подходят в пищу молодым судакам так же хорошо, как корюшки?

Молодым судакам подходят для кормления не только мальки корюшки, но и любые другие рыбки с узким (прогонистым) телом, так как у судака глотка малого размера.

 

Юля: Какие признаки указывают на происхождение земноводных от рыбоподобных предков?

1. У большинства внешнее оплодотворение с выметыванием икры.

2. В онтогенезе (после выклевывания) на ранних стадиях развития головастик как и рыбы имеет жабры, хвост и не имеет конечностей.

Андрей: Какие основные причины, благодаря которым в растении происходит постоянный ток воды.

1. Сосущая сила корней, возникающая за счет разности концентрации солей в почвенном растворе и клетках корня.

2. Капиллярные явления в сосудах ксилемы.

3. Транспирация (испарение) воды через устьица в листьях растений.

 

 

 

 

Борис: Что такое кутикула листа? Какие функции она выполняет?

Кутикула это тонкая жировая пленка, покрывающая листья и стебли многих растений. Состоит из кутина, который синтезируется клетками эпидермиса (эпидермы) и выделяется наружу, пропитывая наружную стенку клеточной оболочки.

В толще кутикулы расположена сеть гидрофильных пектиновых капилляров, на поверхности — отложения воска, масел, смол, солей. Степень развития кутикулы и ее свойства зависят от условий обитания растений.

Кутикула препятствует испарению, мало проницаема для водных растворов, газов, болезнетворных организмов. Мощная, плотно покрытая кристаллами воска кутикула — характерный признак растений засушливых местообитаний (ксерофитов). Кутикулу имеют листья алоэ, банана, многие виды пальм, хвоя пихты, туи.

Марина: Почему в растительных клетках питательные вещества откладывается в виде полимеров, а не мономеров?

Не только в растительных, но и в любых клетках питательные вещества могут откладываться в запас только в виде полимеров (сложных, устойчивых, высокомолекулярных структур, обладающих запасом потенциальной энергии).

Мономеры — низкомолекулярные вещества, легко подвергаются окислению и поэтому не могут «откладываться про запас».

Петр: Какие специальные участи выделяют в хромосоме? Без каких участков хромосома не может существовать? 

1. Хромосомами называют сильно спирализованные молекулы ДНК в момент деления ядра клетки.

2. В хромосоме выделяют участки гомо- и гетерохроматина. Это зависит от того с какими белками (гистоновыми или негистоновыми) произошло взаимодействие ДНК при ее конденсации (скручивании).

3. В метафазной хромосоме хорошо видна центромера (место соединения двух хроматид).

4. Выделяют еще теломеры — концевые участки хромосом.

 

Саша:  Какова оптическая система глаза?

Оптическая система глаза — это те структуры глаза, через которые проходит световой поток до встречи с чувствительными клетками рецепторов сетчатки (не путать с глазным анализатором: рецепторные клетки сетчатки, проводящий нерв, зрительная зона коры больших полушарий).

Оптическая система глаза состоит из 4  сред, способных к преломлению светового потока: роговица ->   влага передней камеры ->   хрусталик -> стекловидное тело (иногда включают и радужную оболочку со зрачком, что не совсем верно).

 

Флиза: Как и где происходит образование первичной мочи?

1.Образование первичной мочи происходит в основном за счет механизма фильтрации плазмы крови, основанном на градиенте гидростатического давления.

2.Этот процесс происходит в почечных клубочках нефрона.

 

 

Алиса: Что произойдет если грибы исчезнут с планеты?

Основная роль грибов в природе (в экологических цепях питания) — быть редуцентами — разлагателями всех органических остатков. Причем под термином «грибы» в широком смысле слова следует понимать все микроскопические почвенные грибы (а не только те, что образуют плодовые тела на поверхности почвы). В 1 г почвы (правильнее в 1 куб.см почвы) находится 15 км грибного мицелия. Величина кажется невообразимо большой, но это так, потому что нити (грибница) очень тонкие.

Почвенное плодородие, наличие гумуса, как раз и связано с наличием грибов и бактерий в почве. Велика роль грибов и как микоризообразователей на корнях кустарниковых и древесных форм растений, где они, выполняя роль корневых волосков, обеспечивают снабжение растения водой и минеральными веществами.

София: Почему на засеянном поле пшеницы растения, растущие в середине поля имеют стебли более низкие, а по краю более высокие. Что это за явление? Дайте объяснение этому явлению.

На «поле», как пишут составители этого вопроса, мы этого явления не увидим вовсе (поле — это какая-то уж очень безразмерная величина). А вот если засеять семенами пшеницы небольшую делянку, ограниченную дорожками (на которых ничего не будет расти), то мы четко увидим, что растения с краю делянки будут значительно превосходить по высоте и толщине колоса те растения, которые будут расти в середине делянки.

Это связано с борьбой за существование. Растения в середине имеют меньшую площадь питания и поэтому испытывают наибольшую конкуренцию друг с другом по сравнению с крайними растениями.

Алексей : Является ли хвоя голосеменных ароморфозом? И если является, то почему. 

Хвоя не является ароморфозом голосеменных (это идиоадаптация) как и, например, преобразование листьев кактусов в колючки.

К ароморфозам у голосеменных относятся: а) появление семязачатков, в которых развивается женский гаметофит и пыльцевых зерен, которые образуют мужской гаметофит. В результате голосеменные не нуждаются в капельно-жидкой воде для оплодотворения; б) появление семени, в состав которого входит дифференцированный зародыш и эндосперм (эндосперм содержит питательные вещества для развития зародыша).

Дмитрий: Человек, входя в свою комнату, автоматически, не глядя, щёлкает выключатель. Это же не является в сущности рефлексом, т.к. рефлекс-это реакция на раздражитель. Не корректнее ли использовать термин «навык» или что-нибудь другое? Задание С1, в ответах указано, что это условный рефлекс. 

Есть научная дисциплина, изучающая высшую нервную деятельность (ВНД) животных и человека. Основные понятия этой дисциплины изучаются в школьном курсе общей биологии. Понятия об условной и безусловной рефлекторной деятельности лежат в основе этой дисциплины. Понятия же «навык или что-нибудь другое» — будут в большей степени относиться к области психологии.

Дмитрий: По­че­му че­ре­па­хи, с на­ступ­ле­ни­ем жар­ко­го и су­хо­го пе­ри­о­да в пу­сты­не,  впа­да­ют в спяч­ку и в таком со­сто­я­нии пе­ре­но­сят не­бла­го­при­ят­ные усло­вия? Я ответил, что они пресмыкающиеся, холоднокровные, поэтому плохо переносят высокие температуры, для этого в неблагоприятный для них сезон уходят в спячку. В ответах же вот что: «С на­ступ­ле­ни­ем жары умень­ша­ет­ся ко­ли­че­ство рас­те­ний. Из-за не­хват­ки пищи че­ре­па­хи впа­да­ют в спяч­ку.» Мне это показалось глупым — в пустынях всегда небольшое количество растений.

Авторы ответа совершенно правы. Да, черепахи — рептилии, они холоднокровные (пойкилотермные) организмы, прекрасно приспособленные к жизни при высоких температурах (то есть жить в пустынях). Наоборот, при пониженных температурах умеренной зоны, они не могут жить. Поэтому лимитирующим фактором для жизни черепах в пустыне будет не температура, а наличие корма.

Дмитрий: По­че­му ге­те­ро­троф­ные ор­га­низ­мы сами не могут со­зда­вать ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства? В ответах говорится об отсутствии хлоропластов, как следствие — невозможность фотосинтеза, и всё. Про хемосинтез ни слова — хотя хемосинтезирующие бактерии тоже не имеют хлоропластов. 

Вы правы. Действительно, для полного ответа следует говорить не только о невозможности гетеротрофов к фотосинтезу, но и к хемосинтезу. Кстати, фотосинтезирующие бактерии (ясно, что автотрофы, а не гетеротрофы), тоже не имеют хлоропластов. Они же прокариоты и в их клетках не может быть никаких самостоятельных мембранных органелл. Все процессы у прокариот протекают в мезосомах — впячиваниях внутрь клетки единственной наружной мембраны.

Дмитрий: Ка­ко­ва при­ро­да боль­шин­ства фер­мен­тов и по­че­му они те­ря­ют свою ак­тив­ность при по­вы­ше­нии уров­ня ра­ди­а­ции?  Я ответил, что ферменты — это белки. Они играют роль катализаторов в биохимических реакциях. При повышении уровня радиации разрушается структура белка (первичная). Но в стандартах ответов написано «боль­шин­ство фер­мен­тов — это белки» и «под дей­стви­ем ра­ди­а­ции про­ис­хо­дит де­на­ту­ра­ция, из­ме­ня­ет­ся струк­ту­ра белка-фер­мен­та». Я ответил верно, и если «да»-то могут ли придраться к «большинство», к разным исключениям? Стоит ли указывать на подобные исключения?

Все ферменты — это белки. Либо белки в чистом виде, либо совместно с простетической группой. Вы делаете ошибку как и все учебники, что ферменты — это катализаторы. Сказать так — это значит не знать о ферментах самого главного. Да, они ускоряют биохимические реакции как катализаторы ускоряют химические процессы. Но, вот тут есть большое НО! Катализаторы в химии лишь ускорители какой-либо реакции, которая может медленнее, но все же происходить и без катализатора.

А белки-ферменты — это и катализаторы, и ПРОВОДНИКИ биохимических реакций. То есть, если нет определенного фермента, то нет и соответствующего процесса (реакции). Именно поэтому и только поэтому в ДНК ядра клетки записана информация лишь о белках (а большая часть из них ферменты).

Если бы Вы, Дмитрий, прочитали мою статью на блоге «Белково-нуклеиновый парадокс», то не ответили бы так. Парадокс то как раз не «белково-нуклеиновый», а парадокс в таком объяснении учебников, что ферменты — это катализаторы (и только !). Насчет радиации: при невысоких уровнях она может вызвать обратимую денатурацию (нарушатся лишь высшие структуры белка, произойдет временная инактивация фермента) и необратимую денатурацию при высоких уровнях (когда нарушится уже сама первичная структура).

Дмитрий: Насколько объёмно стоит отвечать на вопросы? Иногда, при проверке, в ответах обнаруживаю разную информацию, о которой прямо в вопросе не спрашивается. Вот например: C3: В чём опас­ность раз­ви­тия плода от брака резус-от­ри­ца­тель­ной жен­щи­ны и резус-по­ло­жи­тель­но­го муж­чи­ны? Вот мой ответ: «Есть риск, что плод, в результате наследования, получит резус-положительную группу крови. У матери (резус-отрицательная) будут вырабатываться антитела против резус-фактора плода (так как кровоток у них общий, соединён плацентой). При первой подобной беременности риска нет-антитела матери не успеют поразить плод. Но при повторной беременности (резус-положительный плод), может произойти резус конфликт, так как в крови матери уже будут присутствовать готовые антитела.»

Вот правильный ответ: «1) У резус-от­ри­ца­тель­ной ма­те­ри и резус-по­ло­жи­тель­но­го отца может по­лу­чить­ся резус-по­ло­жи­тель­ный ре­бе­нок. 2) Воз­мо­жен резус кон­фликт. Через пла­цен­ту в кровь жен­щи­ны по­сту­па­ет чу­же­род­ный белок, на ко­то­рый вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся ан­ти­те­ла. 3) Во время вто­рой бе­ре­мен­но­сти (вто­рой бе­ре­мен­но­сти резус-по­ло­жи­тель­ным пло­дом) эти ан­ти­те­ла могут сра­бо­тать про­тив ре­бен­ка и вы­звать ослож­не­ния бе­ре­мен­но­сти вплоть до ее пре­ры­ва­ния и ге­мо­ли­ти­че­скую бо­лезнь но­во­рож­ден­ных.» Тут я ответил полнее, чем обычно, и мне казалось, что написал много лишнего. А в ответе ещё и про гемолитическую болезнь указывают!) А иногда, напишешь кучу всего, а в ответе на каждый пункт два-три слова. И не знаешь — расписывать, увеличивая риск снятия балла за недочёты, или написать меньше — и тогда снимут балл за неполный ответ. Так вот вопрос: насколько полно нужно давать ответ в части C? Извиняюсь за такой объёмный вопрос.

Отвечать надо в тезисной форме, собственно как Вы и ответили на этот вопрос. Кроме С1 (два ответа, две мысли) и С6 — задача по генетике, на все остальные С надо давать ответ как минимум из трех пунктов (иногда прямо в вопросе говорится, что требуется указать не менее четырех ответов). В любом случае не следует писать того, в чем  не уверены полностью.

Дмитрий: Кстати, особенно это касается задания C5: когда просят посчитать кол-во аминокислот, триплетов и нуклеотидов, дают кол-во т-РНК. Я пишу чётко — например, 30 триплетов, 90 аминокислот… А в ответах — ещё разъяснения «три нуклеотида кодируют одну аминокислоты» и тому прочее. Хотя разъяснений не требовали.

В С5 тоже стройте ответ тремя пунктами, включая всегда основное. Показывайте обязательно, что Вы знаете суть трансляции, когда одному триплету (трем нуклеотидам) соответствует одна аминокислота (как же без этого можно вообще отвечать на С5?). Кстати, что это за мысль у Вас такая: «Я пишу чётко — например, 30 триплетов, 90 аминокислот…»? Если 30 триплетов, то и 30 аминокислот.

Дмитрий: Да, спасибо за замечание, я пропустил. Перепутал, не аминокислот, а нуклеотидов.

Ещё вопрос (C1). Морские водоросли на больших глубинах улавливают синий и фиолетовый спектр солнечного излучения красными пигментами. Имеются в виду каротиноиды и фикобилины? Пигмент, окрашивающий лист, и пигмент отвечающий за фотосинтез, улавливающий определенный спектр света — это одно и тоже?

Дима, «Морские водоросли на больших глубинах улавливают синий и фиолетовый спектр солнечного излучения красными пигментами» — это такой вопрос из С1 или это Ваш совсем не «гениальный» ответ?

Всё с точностью до наоборот. При прохождении света через воду красная и синяя области солнечного спектра (хорошо поглощаемые зеленым пигментом хлорофиллом в воздушной среде) отфильтровываются. Максимальную интенсивность на глубине 100-200 м будут иметь зеленый и желтый части солнечного спектра. Эти части спектра слабо поглощаются хлорофиллом.

Поэтому бурые и красные водоросли, кроме хлорофилла, имеют дополнительные красно-сине-фиолетовые пигменты (фикобилины: фикоэритрин и фикоцианин; и фукоксантины), которые позволяют им использовать эту энергию солнечного излучения. Мы видим предметы того или иного цвета не от того, какой длины солнечный спектр они поглощают, а какой отражают. Да, Дима, «пигмент, окрашивающий лист, и пигмент отвечающий за фотосинтез, улавливающий определенный спектр света — это одно и тоже».

Дмитрий: Отвечал на задания части C. Возникли вопросы, когда узнал правильные ответы. 1) Какие свойства ДНК подтверждают, что она является носителем наследственной информации? Я начал писать про комплементарность азотистых оснований, про то, что ДНК имеется у всех живых организмов и при митозе каждая из дочерних клеток получает половину от ДНК каждого родителя. Но правильный ответ таков: 1-комплементарность двух цепей, 2-способность к репликации и транскрипции. Я понимаю, что такие процессы характерны именно для ДНК… Но как это доказывает, что ДНК-это носитель наследственной информации? То есть перечислены свойства, но при чём тут доказательства? Некорректно поставлен вопрос, или я всё таки не прав?

У авторов ответы в принципе верные. Пишу «в принципе», так как надо было бы 1) способность ДНК к репликации, основанная на комплементарности азотистых оснований нуклеотидов; 2) обеспечение транскрипции. Ваш ответ, что «ДНК имеется у всех организмов» не будет доказательством, так как мембраны, например, тоже имеются обязательно у всех, но не связаны с «ношением» информации. Дмитрий, разберитесь, ваше предложение: «при митозе каждая из дочерних клеток получает половину от ДНК каждого родителя» — это не верно. Каждая клетка после митоза является полной копией материнской клетки. А вот после мейоза, если гаплоидные клетки отца и матери сольются вместе, то только тогда и будет наследование по половине информации от одного и от другого.

Станислав: Правильно ли я отвечаю на такой вопрос: «Какие гипотезы происхождения многоклеточных животных вам известны? Опишите их.»

1) Гипотеза Эрнеста Геккеля (1874г). Э.Геккель опирался на эмбриологические исследования, проведенные к тому временем А.Ковалевским. Базируясь на биогенетическом законе, соавтором которого он является (закон Мюллера-Геккеля), он предположил, что организм в эмбриональном развитии повторяет определенные стадии филогенеза. Например: зигота соответствует одноклеточным предкам. Бластула соответствует колониальным предкам вроде вольвокса. А вот гаструляция, по его мнению, происходила путем инвагинации, то есть впячиванием клеток наружного слоя. Клетки, оказавшиеся внутри, стали изменяться и теперь уже они выполняли функцию пищеварения. А оставшиеся клетки наружного слоя выполняли функцию защиты. Геккель назвал свой гипотетический организм гастреей.

2) Гипотеза фагоцителлы. Её создал русский ученый И И Мечников. Он так же как и Геккель «производил» организмы от колониального вольвокса, но он считал, что образование двуслойности было не путем ИНВАГИНАЦИИ, а посредством ИММИГРАЦИИ (перемещением клеток внутрь колонии). Образовывался первичный рот, а «клетки — переселенцы» образовали первичную кишечную полость. Они выполняли помимо пищеварения ещё и функцию полового размножения. А наружные клетки выполняли функции рецепции и защиты (они имели жгутики). Мечников назвал этот организм фагоцителлой. Борис Фагимович, а есть другие гипотезы?

Да, Станислав, Вы отвечаете правильно (пройдитесь по тексту снова. Я исправил лишь некоторые недочеты в ответе: не «Миллер», а Мюллер. Клетки вольвокса не имели ресничек, поэтому исправил «реснички» на жгутики). Других гипотез происхождения многоклеточности мне неизвестно. Вообще мне неинтересно всё то, что никогда не может быть доказанным. И между этими двумя гипотезами по-сути то нет никакой существенной разницы. Как отплясывал подвыпивший лектор в кинокомедии «Новогодняя ночь»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это неизвестно».

Алексей: Есть еще интересная гипотеза, объясняющая происхождение многоклеточности путем целлюляризации, то есть от одной многоядерной клетки, в которой затем образуются более мелкие клетки по числу ядер (Хаджи, 1944).

Станислав: На­зо­ви­те от­кры­тия, ко­то­рые внес­ли су­ще­ствен­ный вклад в раз­ви­тие био­ло­гии, и их ав­то­ров. На­зо­ви­те не менее шести от­кры­тий. А если вдруг я назову открытия, которые не совпадут с критериями, то снимут ли баллы? Я бы ответил так: 1) Изобретение микроскопа братьями Янсен в 1590 год, Галилео (по-моему 1610 год). Это изобретение привлекло интерес к микроскопическим исследованиям. 2) Открытие клетки Робертом Гуком в 1665 году. (Гук считал, что клетки изнутри пусты, а живое содержимое — клеточные стенки). 3) 1839 г. Теодор Шванн и Матиасс Шлейден создали клеточную теорию, которая выявила структурно — функциональную единицу живого.(Сюда же отнесу дополнения Яна Пуркинье- живое содержимое клетки — протопласт и Роберта Вирхова — всякая клетка происходит путем деления от другой клетки). 3) 1859 г Чарльз Дарвин — Эволюционная теория, согласно которой живые организмы НИКОГДА и никем не были созданы, а, возникнув естественным путем, видоизменялись в соответствии с условиями окружающей среды. 4) Грегор Мендель, открывший фундаментальные законы генетики (жаль,что он не был принят при жизни) 1865 год. 5) Хромосомная теория наследственности, созданная Томасом Морганом в 1912 году. Согласно этой теории за любой признак организма отвечают определенные гены. Гены находятся в хромосомах. Гены, находящиеся в одной хромосоме относятся к одной группе сцепления и наследуются сцепленно. 6) Гипотеза Опарина-Холдейна, которая провозгласила возможность абиогенного синтез органических веществ, образования первых коацерватных капель, первых клеток — пробионтов.

Янсен — фамилия (отца и сына). Галилео — это имя Галилея. Ваш ответ хороший, полный. Я бы лучше вместо 6 пункта описанной Вами ГИПОТЕЗЫ происхождения жизни (их было десятки и еще десятки будут и они всегда будут оставаться только гипотезами) поместил бы информацию о расшифровке Ниренбергом, Очоа, Криком в 1961-1962 годах генетического кода, как главном универсуме, лежащем в основе жизни.

Станислав: Каков принцип работы устьичного аппарата у растений? Мой ответ таков:

1) Устьица — группы клеток, которые в совокупности образуют устьичный аппарат. Сюда относят две замыкающие клетки и примыкающие к ним клетки эпидермы.

2) Днём, во время фотосинтеза в замыкающие клетки поступают ионы калия. А если в замыкающих клетках концентрация солей выше, чем в окружающей среде, то здесь действует осмотический закон (растворитель всегда диффундирует из области с меньшей концентрацией солей в область с более высокой концентрацией солей). Вода поступает в замыкающие клетки, клеточные стенки которых имеет неравномерную толщину и клетки выгибаясь, образуют щель, регулируя тем самым транспирацию (испарение воды) и газообмен кислорода и углекислого газа.

3 Вечером, когда интенсивность фотосинтеза падает, происходит выделение ионов калия из замыкающих клеток, содержание воды в них уменьшится и устьичная щель закроется. Скажите пожалуйста, можно ли здесь ответ связать с законом осмоса?

Да, Станислав, Вы правильно описали суть работы устьичного аппарата растения.

Станислав: «Укажите функции корня». Я бы написал так:

1) Всасывание воды и минеральных веществ 2) Опорная функция 3) Запасание питательных веществ, синтезируемых растениями в процессе фотосинтеза 4) Дыхательная функция 5) Корни многих растений способны вступать в симбиоз в клубеньковыми бактериями и грибами. 6) Вегетативное размножение. А вот насчет фитогормонов и алкалоидов я сомневаюсь. Действительно ли они синтезируются в корне? Просто в большинстве пособий черным по белому написано: В корне НЕ синтезируются органические вещества, но те же алкалоиды — это же гетероциклические органические вещества. Где же они {алкалоиды и фитогормоны} синтезируются тогда?

Действительно, первичные органические вещества (углеводы) могут создаваться из углекислого газа и воды только в процессе фотосинтеза зелеными частями растения. А синтез фитогормонов, как и отложение части органических веществ про запас — это функция корневой системы.

Станислав: «Что такое метод ис­сле­до­ва­ния? При­ве­ди­те при­ме­ры био­ло­ги­че­ских ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния и си­ту­а­ции, в ко­то­рых они при­ме­ня­ют­ся.» 1) Метод — это путь исследования, который проходит учёный, решая ту или иную научную задачу, проблему. 2) В биологии все методы делятся на 2 группы: универсальные и частные. К универсальным относят: наблюдение, опыт, моделирование. К частным методам можно отнести генеалогический, палеонтологический, цитологический, цитогенетический, центрифугирование, биохимический, то есть частные методы — это те методы, которые используется в конкретной отрасли биологии. 3) Пример моделирования: В 1972 г. Николсон и Сингер предложили жидкостно-мозаичную МОДЕЛЬ плазмалеммы («элементарной мембраны»), согласно которой белковые молекулы находятся погруженными в двойном слое фосфолипидов — билипидном слое. Пример второй группы методов. Заболевание фенилкетонурия (неспособность организма усваивать аминокислоту фенилаланин) выявляется с помощью биохимического метода (окрашивание мочи с хлоридом железа в синий цвет). Правильный ли мой ответ или же он требует корректировки?

Очень хороший правильный и полный ответ.

Станислав: В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят: 1) бактерии и грибы; 2) злаковые культуры; 3) мышевидные грызуны; 4) дождевые черви. Я ответил 1, а мне поставили 0. Мне кажется, что этот вопрос не совсем корректен, ибо и бактерии, и грибы, и черви могут выполнять роль редуцентов? или я ошибаюсь?

Ноль надо бы поставить тем, кто проверял Ваше задание. Вопрос и ответы действительно не вполне правомерные. В любом биогеоценозе «настоящими» редуцентами (разлагателями всей органики до конца — до СО2, Н2О, NН3) следовало бы называть только сапротрофных почвенных грибов и бактерий. А дождевых червей, личинок насекомых правильнее относить к детритофагам. Но и детритофагов, и даже консументов в некоторых руководствах тоже относят к редуцентам (получается «фигня» полнейшая).

Станислав: Объясните, почему в медико-генетических консультациях пациентам предлагают составить родословную своей семьи. Я ответил так. 1) Родословная позволяет проследить наследование отдельных признаков. 2) Выявить наследственные заболевания пациента. 3) Возможность спрогнозировать брак и вероятность рождения детей с заболеванием (наследственным). Скажите, как нужно ответить на этот вопрос, чтобы получить 2 балла?

На задания, которые раньше относились к С1 (теперь это задания  22 во второй части), за которые ставят максимум 2 балла и надо отвечать двумя пунктами. Вы ответили всё правильно. 1 и 2 ответы можно записать одним ответом. 1) Родословная позволяет проследить из поколения в поколение наследование отдельных признаков в том числе и генетических заболеваний. Второй ответ лучше записать так: 2) анализ родословных двух будущих родителей позволяет прогнозировать вероятность рождения детей с наследственными заболеваниями.

Станислав: Объясните возникновение в процессе эволюции покровительственной зеленой окраски у лесного клопа. Я ответил на этот вопрос так: 1) В популяции клопов появились особи, которые имели зеленый цвет. 2) Эти особи получили преимущество в естественном отборе, так как они стали незаметными на фоне листьев деревьев. 3) В результате естественного отбора признак распространился в популяции. Вроде ответ верный, а пришёл только 1 балл. Борис Фагимович, скажите, пожалуйста, как надо было ответить на этот вопрос, чтобы получить заветные 3 балла? (или же надо было в начале написать, что такое покровительственная окраска?

Скорее всего Вам недодали целых 2 балла не потому, что Вы не дали определение термину «покровительственная окраска», а из-за первого пункта ответа. Вы пишите: «1) В популяции клопов появились особи, которые имели зеленый цвет». Но самое главное надо было указать: за счет чего могли появиться в популяции клопов особи с зеленой окраской? Окраска — это ведь фенотип, это лишь внешнее проявление генотипа. В фенотипе не может проявиться ничего такого, чего бы не было изначально «записано» в генотипе последовательностью нуклеотидов гена, отвечающего за окраску тела. Значит сначала должна была произойти соответствующая мутация в этом гене, обеспечившая наследственную изменчивость. Поэтому и третий пункт должен иметь более полную формулировку: 3) Таким образом, за счет взаимодействия наследственной изменчивости (как одного из основных факторов эволюции) с основной движущей силой эволюции (естественным отбором) у клопов возникла зеленая покровительственная окраска.

Станислав: Вопрос по антропогенезу. На экзамене может запросто попасться такой вопрос: «Каковы основные черты сходства человека с млекопитающими? Приведите, допустим, не менее 5 примеров.» А если я, к примеру, смогу назвать 20 признаков, то можно ли их все указать и в бланке ответов? 1) У человека, как и у млекопитающих есть теплокровность. 2) Имеются млечные железы. 3) Череп соединяется с первым позвонком — атлантом(Atlas) двумя мыщелками. 4) В шейном отделе позвоночника 7 позвонков, причем первые два позвонка — атлант и эпистрофей отличаются от остальных. 5) Развитие плода в матке. 6) Левосторонняя дуга аорты. 7) Три слуховые косточки и развитое наружное ухо. 8) Наличие оформленных губ. 9) Наличие диафрагмы, разделяющей грудную полость от брюшной и участвующей в процессе дыхания. 10) Альвеолярные легкие, построенные из ацинусов. 11) Гетеродонтность (гетеродонтизм). 12) Отсутствие ядер в зрелых эритроцитах. 13) Развитие гортани с голосовыми связками. 14) Окаймленные ресницами веки. 15) Усложнена пищеварительная трубка с расширенным желудком. 16) Слюна, содержащая фермент амилазу (птиалин), расщепляет крахмал. 17) Наличие неокортекса (новой коры). 18) Четырехкамерное сердце с полным разделением крови на артериальную и венозную. 19) Постоянная температура тела. 20) Наличие кожных желёз.

Это хорошо, Станислав, что Вы знаете так много отличительных черт млекопитающих. Но я не думаю, что на ЕГЭ (если речь идет об ЕГЭ) стоит перечислять (тратить время) все двадцать свойств. Всё равно больше 3 баллов не дадут! Ну может быть вместо пяти назвать 7-10. У Вас 1 и 19 ответы — это одно и тоже. Атлант и эпистрофей появляются еще у пресмыкающихся.

Станислав: Да, хотел сначала подписать 21-м смена зубов. Но потом вспомнил, что есть млекопитающие монофиодонтные и полифиодонтные. Значит, это не совсем верно.

У человека, как и большинства млекопитающих дифиодонтный тип смены зубов (одна смена зубов за жизнь). Есть млекопитающие и с монофиодонтным типом (без смены зубов). А полифиодонтные — это в основном рыбы.

***********************************************************************************

Вот какие бывают интересные, умные и любознательные учащиеся. Оформляю эту статью, а в новостях  передают о девочках-садистках  из Хабаровска, снимающих кожу с живого щенка. Как «земля таких носит»? Как можно так ненавидеть жизнь?

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
б) Из диалогов в комментарияхЕ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | вопросы ЕГЭобучение по скайпурепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | Оставить комментарий
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *