САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Приглашаю на занятия по биологии и генетике. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Анализ тестовых заданий части А

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье разбираются ответы на задания экзаменационных работ по биологии части А, которые вызвали затруднения у учащихся.

Как известно, в части 1 (А) распределены вопросы из всех семи блоков Кодификатора.

Она содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных за основную и старшую школу.

Первые 26 заданий проверяют знания на базовом уровне, последние 10 (А27 – А36) — на повышенном.

Линия А1, согласно спецификации КИМ, относится к первому блоку «Биология – наука о живой природе». Сложными для учащихся оказались такие вопросы:

Какая область биологической науки изучает межвидовые взаимоотношения?
1) биогеография
2) систематика
3) селекция
4) экология
Видимо в этом задании подбор вариантов ответов оказался для учащихся правдоподобным. Ключевое слово в этом задании – взаимоотношения, которое и определяет выбор правильного ответа — экология, в то время как понятие межвидовые может иметь отношение и к селекции и к систематике.

Нарушения углеводного обмена у человека исследуют с помощью метода
1) цитогенетического
2) генеалогического
3) экспериментального
4) биохимического
В данном задании ключевым является понятие — углеводный обмен, что предполагает выбор биохимического метода. К сожалению, ответ 3) в этом задании является некорректным, так как экспериментальный метод может включать в себя множество конкретных методов, в том числе цитологический и биохимический.

Таким образом, мы видим как важно при ответе даже на простые задания части А, уметь анализировать текст задания, находить в нем ключевые слова и понятия, лишь опираясь на которые выбирать правильный ответ. Для выработки такого умения необходим тренинг прохождения тестирования и разбор его результатов с педагогом.

Линии А2, А3, А4 представляют в КИМах второй блок «Клетка как биологическая система», причем относятся к заданиям базового уровня. С заданиями линии А2 «Клеточная теория. Многообразие клеток» учащиеся справляются неплохо, а низкими были результаты в линии А3 «Клетка: химический состав, строение, функции органоидов» и в линии А4 «Клетка – генетическая единица живого».

Линия А2.
В животной и растительной клетках имеются:
1) вакуоли с клеточным соком
2) пластиды
3) митохондрии
4) пищеварительные вакуоли
Только невнимательностью можно объяснить низкий результат при ответе на этот вопрос, так как многие учащиеся  вместо того, чтобы указать что общее (митохондрии), стали искать отличие между растительной и животной клеткой, что действительно подробно изучается в курсе биологии и чаще всего спрашивается в тестах.

Линия А3.
Молекула белка приобретает спиральную конфигурацию за счёт образования связей:
1) между радикалами
2) пептидных
3) дисульфидных
4) водородных.
Знания о структуре важнейшего органического вещества — молекулы белка, являются основополагающими. Образование вторичной спиральной структуры молекулы белка, возникающей за счет водородных связей — факт, указываемый во всех учебниках биологии.

В линии А4 сложными оказались следующие задания.
Неравномерное распределение цитоплазмы между делящимися клетками наблюдают при образовании
1) мужских гамет
2) яйцеклетки
3) клеток эпителия
4) бластомеров
Видимо трудность данного задания можно объяснить плохим знанием учащимися темы, связанной с изучением образования половых клеток  при овогенезе (яйцеклетки и сперматогенезе (сперматозоиды).

У взрослого организма увеличение числа соматических клеток происходит в результате
1) дробления
2) митоза
3) мейоза
4) гаструляции.
Здесь приходится констатировать неспособность учащихся воспринимать информацию, сказанную другими словами. Известно, что соматические клетки размножаются митозом. Но стоило немного по другому поставить вопрос —  и это ввело учащихся в затруднение.

Линии А27, А28 также представляют в КИМах второй блок «Клетка как биологическая система», но относятся к заданиям повышенного уровня сложности.

В линии А27 трудными были следующие задания:
Молекула белка образует третичную структуру благодаря наличию в ней связей
1) между атомами углерода и кислорода
2) между радикалами аминокислот
3) пептидных между аминокислотами
4) водородных между витками спирали.
Это задание похоже на задание в линии А3, в котором речь шла о вторичной структуре белка. В этом здании нужно было продемонстрировать знания третичной структуры белка, образованной связями между радикалами аминокислот.

В каком органоиде происходит накопление, упаковка и вынос из клетки пищеварительных ферментов?
1) клеточном центре
2) рибосоме
3) эндоплазматической сети
4) комплексе Гольджи.
Сложность при ответе на данный вопрос, видимо, была связана с тем, что в большинстве школьных учебников говорится о комплексе Гольджи как об органелле клетки, в которой происходит накопление органических веществ липидов, углеводов и белков (а не только белков-ферментов), их упаковка, сортировка и транспорт по клетке. И что пищеварительные ферменты упаковываются в отдельные пузырьки, которые затем отпочковываются от комплекса Гольджи в виде лизосом. И ничего не говорится о «выносе из клетки пищеварительных ферментов» при помощи комплекса Гольджи.

В линии А28 трудными оказались задания:
На подготовительном этапе энергетического обмена
1) синтезируются молекулы АТФ
2) энергия запасается в молекулах углеводов
3) вся энергия рассеивается в виде тепла
4) энергия расходуется на синтез полимеров.
Нельзя считать это задание слишком трудным, так как теме энергетического обмена в организме и клетке в курсе биологии уделяется большое внимание. Если провести анализ ответов, что и должны были сделать учащиеся, то второй и четвертый ответы связаны с пластическим обменом. Выбор между первым и третьим ответом очевиден, так как синтез молекул АТФ возможен, но на основных этапах энергетического обмена: бескислородном и кислородном, а на подготовительном этапе вся энергия рассеивается в виде тепла.

На образование молекул АТФ в процессе фотосинтеза используется энергия электронов молекулы
1) НАДФ+
2) глюкозы
3) хлорофилла
4) воды
В этом задании нет никакого подвоха, поскольку всем должно быть хорошо известно, что солнечную энергию может усваивать только молекула хлорофилла. Механизм усвоения этой энергии — это возбуждение электрона хлорофилла, затем энергия электрона передается по цепи переноса электронов, которая создавая разность потенциалов реализует его в синтез АТФ. Функция воды в фотосинтезе – донорство атома водорода. Функция НАДФ+ — это перенос атома водорода с мембран тилакоидов в строму для восстановления в цикле Кальвина молекулы двуокиси углерода и образования глюкозы.

Одной и той же аминокислоте соответствует антикодон УЦА на транспортной РНК и триплет в гене на ДНК :
1) ТГТ
2) ТЦА
3) ГТА
4) АЦА.
Сначала нужно было транскрибировать УЦА с т–РНК на и–РНК. Получаем АГУ, а потом уже с и–РНК на ДНК, получаем ТЦА.

Третий блок «Организм как биологическая система» в соответствии со спецификацией КИМов ЕГЭ по биологии представлен восемью линиями заданий, распределенных по всем частям работы: А, В, С. При этом в части А обязательно во всех вариантах присутствуют пять линий заданий базового уровня сложности А5, А6, А7, А8 и  А9 и три задания повышенного уровня сложности А29, А30 и А31.

В линии А5 «Разнообразие организмов. Вирусы» сложным для учащихся оказалось задание
Какой признак живого характерен для вирусов?
1) раздражимость
2) возбудимость
3) обмен веществ
4) воспроизведение.
Отвечали «пальцем в небо», хотя очевидно, что все те «пакости», которые мы получаем от заражения вирусами, обеспечиваются их способностью к размножению (воспроизведению).

В линия А7 сложным было задание:
У гороха жёлтый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Растение с генотипом ааВb имеет семена
1) жёлтые морщинистые
2) зелёные гладкие
3) зелёные морщинистые
4) жёлтые гладкие
Следует сказать, что без указания, какими символами обозначаются наследуемые признаки, трудно указать точно правильный ответ: он может быть либо первый, либо второй (зеленые гладкие). Хотя цвет в задании указан первым и в учебниках соответствующий аллель обозначают именно буквой «А», и, тем не менее, этот упрек авторам задания правомочен.

В линии А8 трудным оказалось задание по генетике человека на родословные:
Для определения характера наследования признака у человека анализируются
1) кариотипы половых клеток (заведомая глупость, кариотипом обладает диплоидная клетка)
2) особенности строения хромосом
3) морфологические признаки
4) родословные людей.
Характер наследования признака у человека можно определить только по родословным, так как основной прием генетики животных – анализирующее скрещивание, для человека не подходит. Остальные предложенные ответы определяют выражение наследуемого признака, но не характер его наследования. Для учащихся необходимо знать само понятие «характер наследования», под которым подразумевается доминантность и рецессивность признака, сцеплен или не сцеплен с полом.

В линии А9 оказались сложными три следующих задания:
К какому типу мутаций следует отнести изменение гаплоидного набора в гамете на одну-две хромосомы?
1) цитоплазматической
2) геномной
3) генной
4) соматической.
Многих учащихся сбил ответ 3), хотя изменения числа хромосом относятся к геномным мутациям, а генные мутации (или точковые) — это незначительные изменения нуклеотидной последовательности ДНК внутри гена.

Причиной комбинативной изменчивости служит
1) независимое расхождение хромосом во время мейоза
2) увеличение числа хромосом в диплоидном наборе
3) включение дублирующего участка молекулы ДНК
4) изменение строения хромосом.
В этом задании также из раздела генетики проверяется знание одной из причин комбинативной изменчивости, связанной с независимым расхождением хромосом в анафазу мейоза. Как и в предыдущем задании, проверка учебного элемента осуществляется в стандартной ситуации. Видимо сложность раздела «Генетика», вызывающая трудности среди учащихся, настоятельно требует уделять ему больше внимания.

В результате каких мутаций могут формироваться гаметы с диплоидным набором хромосом?
1) геномных (изменения числа хромосом относятся к геномным мутациям)
2) митохондриальных
3) соматических
4) генных.
Это задание, как и первое в этой линии А9, проверяет знание геномных мутаций, причем набор ответов в нем тот же самый.

В части А с заданиями повышенной сложности блок «Организм как биологическая система» был представлен двумя линиями — А30 и А31.
Задания линии А30 были выполнены неплохо за исключением такого задания:
Каково соотношение по генотипу у гибридов, полученных от скрещивания гетерозиготного и гомозиготного (аа) растений?
1) 1:1
2) 1:3
3) 1:2:1
4) 1:3:1.
По сути это задание посвящено анализирующему скрещиванию и кто с ним знаком, выбрать правильный ответ 1) не сложно.

Трудным заданием в линии А31 оказалось задание на практическое знание видов отбора при селекции растений:
Какой отбор более эффективен при создании нового сорта самоопыляющихся зерновых культур?
1) стабилизирующий
2) индивидуальный
3) движущий
4) массовый.
Неудивительно, что это задание оказалось трудным, потому что ответы здесь составлены по двум основаниям. Поэтому учащийся, прежде всего, должен выбрать два вида отбора в соответствии с одним основанием. Таковым, в данном случае, является индивидуальный и массовый отборы, поскольку стабилизирующий и движущий формы отбора относятся к естественному отбору. У самоопыляющихся растений, разумеется, более эффективен индивидуальный отбор.

Четвертый блок КИМов ЕГЭ «Система и многообразие органического мира» в базовой части А представлен четырьмя линиями — А10 – А14.
В линии А10 сложным оказался вопрос:
Только для царства грибов характерно
1) развитие из соматической клетки
2) наличие мицелия и плодового тела
3) размножение спорами
4) приспособление к симбиозу.
Это задание удачно составлено по подбору ответов, поскольку все они дают четкую характеристику царства грибов. Но только ответ 2) отвечает на поставленный вопрос.

В линии А11 сложностей с ответами не возникало, слишком уж они были простыми, например:
В половом размножении участвуют
1) споры
2) гаметы
3) бластомеры
4) почки.
Хотя и на этот вопрос не все отвечают правильно, забывая, что половые клетки или гаметы это одно и то же.

В линии А12 самым сложным оказалось задание про папоротники:
Папоротники относят к высшим растениям, так как
1) они размножаются спорами
2) у них преобладает гаметофит
3) у них развиты вегетативные органы
4) они обитают в наземной среде.
Да, задание «сложное», но именно из-за коряво составленных ответов. Складывается такое впечатление, что авторы вопроса совсем забыли о мхах, которые тоже являются высшими растениями, как и папоротники, размножаются спорами и которые тоже обитают в наземной среде и имеют вегетативные органы. Видимо, при ответе на этот вопрос надо было учесть, что у мхов еще не так хорошо развиты все вегетативные органы (в частности корневая система у них или отсутствует, или представлена ризоидами).

Папоротники, в отличие от мхов,
1) являются автотрофами
2) размножаются спорами
3) относятся к многолетним растениям
4) имеют придаточные корни.
Здесь уже намного проще было выбрать правильный ответ. Характеристики во всех ответах кроме 4) являются общими и для папоротников, и для мхов.

В линии А13 самым трудным заданием было задание, проверяющее знание о строении кольчатых червей
У какой группы животных транспорт питательных веществ по организму осуществляет кровеносная система?
1) Плоские черви
2) Кольчатые черви
3) Кишечнополостные
4) Круглые черви.
Один из основных ароморфозов кольчатых червей — появление у них именно кровеносной системы. Чтобы запомнить и лучше разобраться в особенностях строения разных групп животных необходимо после их последовательного изучения проводить повторение, но не по систематическим группам, а по системам органов: пищеварительной, дыхательной, кровеносной, нервной в сравнении. Можно этот материал оформить в виде таблиц, что также способствует запоминанию. На этапе подготовки к экзамену такой подход может оказаться очень продуктивным, поскольку многие задания ЕГЭ, построены по принципу сравнения различных систематических групп животных и растений.

В линии А14 низкие проценты правильных ответов были у следующих двух заданий
Млечные железы млекопитающих в процессе эволюции образовались из
1) потовых желёз
2) сальных желёз
3) подкожно-жировой клетчатки
4) кровеносных капилляров.
Вопрос о том, как образовались млечные железы у млекопитающих оказался сложным может быть из-за того, что не все помнят, что млечные и молочные железы — это одно и то же и они являются видоизмененными потовыми железами.

Какую функцию выполняет кость скелета птицы, обозначенная на рисунке вопросительным знаком? (Приводится рисунок скелета птицы с вопросительным знаком на киле).
1) уменьшает плотность тела
2) обеспечивает прикрепление летательных мышц
3) служит опорой пояса передних конечностей
4) изменяет объём грудной клетки.
Основная функция киля — обеспечение прикрепления летательных мышц, а это в свою очередь самые крупные мышцы птицы. Поэтому киль птиц одна из самых больших костей скелета и уж точно самая большая по плоскости. В КИМах по биологии задания с рисунками встречаются редко: кроме линии А14 рисунки еще могут быть в линии С2 (задания с развернутым ответом).

В части А повышенного уровня задания из четвертого блока «Система и многообразие органического мира» представлены линией — А32. Трудным оказалось задание на знание микоризы.
Микориза – это
1) гифы гриба, образующие плодовое тело
2) болезнь растения, вызванная грибами
3) совокупность корневых волосков растений
4) симбиоз мицелия с корнями растений.
Почему вообще это задание является заданием повышенного уровня сложности? И остается удивляться почему на него было дано мало правильных ответов? Всего то надо знать три самых важных глобальных природных симбиозов: микориза (симбиоз мицелия с корнями растений), лишайники и азотфиксирующие бактериальные клубеньки на корнях бобовых.

Пятый блок спецификации КИМов ЕГЭ «Организм человека и его здоровье» в базовой части А представлен пятью линиями А15 – А19.  В линии А15 одними из самых сложных оказались такие задания:
Эпителиальная ткань
1) выполняет секреторную функцию
2) является энергетическим депо
3) образует сухожилия и связки
4) обладает свойством возбудимости.
Вообще то основная роль эпителиальной ткани защитная (ограничивающая организм от окружающей среды), может быть поэтому многие и не вспомнили, что о ее секреторной (выделительной) функции. Секреторная функция эпителиальной ткани должны быть хорошо известна учащимся по таким примерам как эпителий ротовой полости, желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей.

Рудимент слепой кишки в организме человека находится между тонкой кишкой и
1) толстой
2) прямой
3) желудком
4) двенадцатиперстной.
Это задание еще и тем значимо, что представляет практическое знание о такой патологии человека как воспаление червеобразного отростка. Аппендикс у человека — это червеобразный отросток между тонкой и толстой кишкой, который до 2007 года ошибочно относили к рудиментам и при воспалении тут же вырезали. Оказалось, что у аппендикса довольно значительная роль в регуляции иммунитета организма.

В линии А16 наиболее сложным было задание:
У человека из правого желудочка к лёгким кровь течёт по
1) аорте
2) артериям
3) капиллярам
4) мелким венам.
Надо запомнить самое общее правило: все сосуды идущие от сердца (независимо с какой кровью артериальной или венозной, независимо от круга кровообращения) называются артериями (аорта — тоже толстая артерия); все сосуды идущие к сердцу — вены.

В линии А17 самым сложным было задание на знание витаминов:
Рыбий жир для человека является источником витамина
1) В1
2) В12
3) С
4) D.
Счастливое поколение — «не давится» вонючим рыбьим жиром в детских садах и не знает поэтому, что рыбий жир богат витамином Д. Конечно, трудно запомнить в каких продуктах содержится тот или иной витамин, поэтому для облегчения запоминания нужно составить таблицу, в которой включены виды заболеваний, связанные с недостатком определенного витамина в организме человека и продукты питания, содержащие высокий процент данного витамина.

В линии А18 самым сложным оказалось задание о вегетативной нервной системе:
Вегетативная (автономная) нервная система управляет деятельностью
1) внутренних органов
2) скелетных мышц
3) анализаторов
4) головного и спинного мозга.
Кажется вовсе не сложное задание. Здесь же не спрашивается о различных функциях симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Нужно было просто вспомнить, что она иннервирует внутренние органы, поэтому и управляет их деятельностью.

В линии А19 трудным оказалось следующее задание:
Содержание сахара в крови человека регулирует гормон, выделяемый
1) печенью
2) гипофизом
3) щитовидной железой
4) поджелудочной железой.
Вообще тема гормонов и желез внутренней секреции, которые их вырабатывают — одна из самых трудных в разделе анатомии человека. Как поступаем в этом случае? Снова располагаем материал в виде таблицы. В теме желез внутренней секреции нужно обязательно разобрать само понятие — внутренняя секреция, в отличие о внешней. Печень, слюнные, потовые, сальные — это железы внешней секреции; гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – внутренней секреции; поджелудочная железа, которая вырабатывает гормон инсулин, поступающий в кровь и регулирующий содержание глюкозы, и пищеварительные ферменты, поступающие в двенадцатиперстную кишку — является железой смешанной секреции.

А на задание следующего содержания:
При оказании первой доврачебной помощи пузырь со льдом или холодной водой используют в случае
1) растяжения связок или смещения костей в суставе
2) открытого перелома костей конечностей
3) повреждения позвонков позвоночника
4) травм грудной клетки
Многие ответили правильно 1). Столь хорошее практическое знание значения охлаждения при растяжении связок или смещении костей в суставе можно объяснить, наверное,  личным жизненным опытом.

В части А повышенного уровня сложности заданий из блока «Организм человека и его здоровье» было две линии А33 и А34.
В линии А33 самым сложным оказалось следующее задание:
Благодаря процессу дыхания организм человека обеспечивается
1) углекислым газом
2) минеральными солями
3) органическими веществами
4) аденозинтрифосфорной кислотой.
Возможно это задание оказалось сложным логикой постановки вопроса. Здесь под дыханием подразумевается не функция внешнего дыхания, осуществляемого легкими, а дыхание как процесс клеточного метаболизма — биологического окисления органических веществ (диссимиляция), в процессе которого образуются молекулы АТФ, запасающие энергию.

В линии А34 сложным оказалось задание о вестибулярном аппарате человека:
Рецепторы, определяющие положение тела человека в пространстве, находятся в
1) среднем ухе
2) перепонке овального окна
3) евстахиевой трубе
4) полукружных каналах.
Для ответа на подобные вопросы необходимы знания таких сложных по строению анализаторов как зрительный и слуховой. Положение тела человека в пространстве определяют полукружные каналы, в среднем ухе происходит усиление звукового сигнала, перепонка овального окна передает сигнал из среднего уха во внутреннее, а евстахиева труба выравнивает давление в среднем ухе со внешней средой.

Шестой  блок «Эволюция живой природы» представлен в КИМах ЕГЭ 4 линиями в базовой части: А20-А23.
В линии А20 оказались сложными следующие задания базовой части:
Видообразование завершается
1) расширением ареала исходного вида
2) повышением уровня организации организмов
3) установлением конкуренции между особями одного вида
4) возникновением репродуктивной изоляции.
Видообразование длительный процесс микроэволюции и он завершается полной репродуктивной изоляцией (то есть нескрещиваемостью с другими видами или невозможностью оставить плодовитое потомство) нового вида от остальных, только тогда он может сохраниться как вид. Расширение ареала исходного вида, также как и установление конкуренции между особями одного вида, могут служить только предпосылкой возникновения нового вида. Повышение же уровня организации организмов происходит при образовании новых типов и классов (макроэволюция), то есть таксонов очень высокого ранга по сравнению с видовой категорией систематики.

Способность различных видов люпина синтезировать и накапливать определённые алкалоиды – это показатель критерия
1) экологического
2) морфологического
3) биохимического
4) географического.
Знание биохимического критерия вида, которое заложено в этом задании, является несложным, даже учитывая, что многие учащиеся могут не знать, что такое алкалоиды, но имеют представление о том, что это химические вещества.

В линии А21 на удивление сложным был вопрос:
В процессе эволюции творческую роль играет
1) естественный отбор
2) искусственный отбор
3) модификационная изменчивость
4) мутационная изменчивость.
Нужно запомнить как догму: в процессе эволюции (то есть в природном процессе, происходящем без участия человека) творческую роль играет основная движущая сила эволюцииестественный отбор. Для учащихся это задание может служить примером, как анализировать задание и находить правильный ответ методом рассуждений. Может ли искусственный отбор играть роль в эволюционном процессе? Нет, так как он имеет место в селекции. Модификационная изменчивость также не может участвовать в процессе эволюции (по определению это не наследственная изменчивость).А вот мутационная может, но ее роль заключается в том, что она предоставляет лишь материал для эволюции.

В линии А22 следующие задания оказались сложными:
Возникновение приспособленности видов к среде обитания является результатом
1) биологического прогресса
2) появления модификационных изменений
3) взаимодействия факторов эволюции
4) усложнения их организации
Сложность задания в том, что не вполне традиционно сформулирован один из основных результатов эволюции — приспособленность видов к среде обитания. Поэтому и формулировка правильного ответа 3) могла смутить значительную часть учащихся. Это лишний раз свидетельствует о том, что теоретический учебный материал по биологии нужно не столько запоминать, а, главное, понимать.

Общая дегенерация, как ароморфоз, может привести к
1) повышению уровня организации
2) редукции органов или их систем
3) увеличению численности особей
4) паразитическому образу жизни.
Главное, отвечая на этот вопрос, надо помнить, что ароморфоз, идиодаптация и общая дегенерация — это три примера, обеспечивающие биологический прогресс. А биологический прогресс характеризуется  «увеличением численности особей«.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» представлен в КИМах тремя линиями А24-А26 базовой части и А35 с заданиями повышенного уровня сложности.
В линии А24 сложным было задание:
Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение
1) температуры окружающей среды
2) атмосферного давления
3) длины светового дня
4) влажности воздуха.
Сложность выполнения этого задания, вероятно, связана с тем, что к сезонным изменениям климатических условий относятся и температура, и влажность воздуха, но именно длина светового дня как наиболее устойчивый признак служит сигналом для птиц.

В линии А25 несколько задания оказались трудными:
Показателем устойчивости экосистемы служит
1) снижение борьбы за существование
2) усиление естественного отбора
3) увеличение разнообразия видов
4) снижение мутационного процесса.
В школьном курсе биологии общепринятым является, что показателем устойчивости экосистемы служит увеличение разнообразия видов. Хотя эта закономерность не всегда соблюдается, на этой ней построены  многочисленные задачи по экологии.

Какая функциональная группа организмов биогеоценоза обеспечивает первичный синтез органического вещества?
1) консументы I порядка
2) консументы II порядка
3) продуценты
4) редуценты.
На удивление простой, распространенный вопрос, сформулированный четко, с ответами без всяких подвохов. И почему он мог вызвать затруднения при ответах? Ведь не знать роль продуцентов в биогеоценозе — это значит вовсе не готовиться к экзамену и не понимать как «устроилось» все живое на планете Земля!

В линии А26 низкий уровень знаний был показан при ответе на вопрос посвященный кислотным дождям:
Накопление в атмосфере оксидов серы приводит к
1) расширению озоновых дыр
2) парниковому эффекту
3) увеличению ионизации атмосферы
4) выпадению кислотных дождей.

И процессам, происходящим в биосфере, вызывающим возникновение парникового эффекта
Какой процесс приводит к усилению парникового эффекта в биосфере?
1) усиление дыхания животных и растений
2) накопление в атмосфере углекислого газа
3) распыление на полях удобрений
4) испарение воды с поверхности океана.
В этом задании разработчиками допущены существенные ошибки. Главный фактор парникового эффекта атмосферы Земли — это пары воды, выделяемые с поверхности океана. А для выбора «правильного» по задумке авторов ответа «накопление в атмосфере углекислого газа«, необходимо было в вопросе вставить слово «антропогенный». «Какой антропогенный процесс…» Да и 1) ответ усиление дыхания животных и растений тоже может теоретически привести к увеличению концентрации углекислого газа и парниковому эффекту. Приходится лишь констатировать, что до сих пор на экзаменах в каких-то вариантах тестов могут оказаться такие «подленькие» вопросы.

В лини А35 сложным оказалось задание на нахождение отличий пищевой и детритной пищевой цепи:
Отличие пастбищной пищевой цепи от детритной состоит в том, что в ней
1) используется энергия солнца для фотосинтеза
2) происходит перенос энергии по цепям питания
3) присутствуют редуценты
4) используются органические вещества мёртвых тел.
Прежде всего, учащиеся должны знать, какая пищевая цепь является пастбищной (ответ 1), а какая детритной или цепью разложения. Пастбищная — всегда начинается с продуцентов и далее идут -> консументы -> редуценты), а детритная начинается с детрита — продукта распада органики. После переработки детрита микроорганизмами и животными детритофагами (черви, личинки) подключаются консументы более высокого уровня.

В соответствии со спецификацией ЕГЭ с 2012 года в части А повышенного уровня сложности в линии А36 появился новый тип заданий на выбор утверждений. Эти задания могут относиться к разным содержательным блокам.
Трудным оказалось задание о методах селекции:
Верны ли следующие суждения о методах селекции?
А. Близкородственное скрещивание как метод селекции позволяет получить гетерозиготные гибриды повышенной жизнеспособности.
Б. Методы биотехнологии применяют для получения необходимых человеку веществ с использованием живых организмов и биологических процессов в производстве.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
В данном задании верно только утверждение Б, поскольку оно представляет собой один из правильных вариантов определения биотехнологии. Первое утверждение неверно, поскольку близкородственное скрещивание как метод селекции позволяет получить не гетерозиготные, а гомозиготные особи, которые называют чистыми линями. А вот от скрещивания последних действительно получают гетерозиготные гибриды повышенной жизнеспособности, добиваясь так называемого эффекта гетерозиса.
_____________________________________________________

Подведя итоги оценки ответов учащихся на задания части А, можно констатировать, что самым сложным оказался второй блок «Клетка как биологическая система», а самым легким — третий блок «Организм как биологическая система», что вполне логично. Блок «Клетка как биологическая система» содержит знания о главных биологических процессах, рассчитан главным образом на понимание, что требует много времени при подготовке. А блок «Организм как биологическая система» содержит знания о многообразии организмов и рассчитан в большей степени на запоминание конкретных терминов, фактов и явлений.

**********************************
У кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях.

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
г) Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии | варианты тестовых заданий ФИПИрепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологии | Отзывов (8)
Отзывов (8)
  1. Светлана

    Борис Фагимович, добрый день! Как думаете? Сроки цветения и плодоношения растений характеризуют критерий вида: 1) физиологический; 2) экологический; 3) генетический; 4) морфологический. Я думаю, что ответ 2, потому что сроки зависят от условий, а условия — экологический критерий.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Да, я согласен с Вами, что правильный ответ 2).

      Ответить
  2. Светлана

    Борис Фагимович, добрый день! Подскажите, каждой белковой молекуле соответствует: а) триплет; б) молекула ДНК; в) ген; г) нуклеотид? Я считаю что это в) ген, потому что именно в гене закодирована информация о первичной структуре белка.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана!
      Да, правильный ответ в). Действительно, каждой белковой молекуле соответствует определенный структурный ген ДНК. Другое дело, что не в каждом структурном гене закодирована информация о белках. Есть другие структурные гены, где закодирована информация о р-РНК и т-РНК. А почти 90% всех генов — это гены-регуляторы (отвечают за работу структурных генов).

      Ответить
  3. Светлана

    Борис Фагимович, день добрый! Как Вы ответите на вопрос? Для многих лиственных растений средней полосы России характерно сбрасывание листьев в определённое время. Это приспособление к: 1) сухому и холодному климату; 2)сокращению длины дня; 3) жаркому и влажному климату; 4)сокращению питательных веществ в почве? Ответы 3 и 4 отпадают, я думаю что ответ 2, потому что вслед за сокращением длины дня следует сухая и холодная погода. Так, или же я ошибаюсь?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Правильный ответ, конечно 2) — этот сезонный фотопериодизм лиственных растений связан с сокращением светлого времени суток (да, хотя температура и падает в это время, но осадков то, наоборот, становится даже больше, чем летом).

      Ответить
  4. Светлана

    Верны ли следующие суждения? А) в гамету может отойти только один аллель из аллельной пары. Б) При партеногенезе в яйцеклетку отходят оба аллеля из гомологичной пары. Я считаю, что верно только А).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, здесь все четко и Вы правильно ответили.

      Ответить
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *