САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. boris.sadykov@gmail.com; +7 (927) 32-32-052

Биология как наука. Методы научного познания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора по биологии biorepet-ufa.ru.

На этой странице приводятся ответы на некоторые вопросы открытого банка заданий ФИПИ по биологии по разделу «Биология как наука. Методы научного познания».

Представлены ответы лишь на те вопросы, которые вызывали затруднения у учащихся.

Сложным, например,  оказалось такое простое  задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный или  организменный уровни.

Экосистему хвойного леса многие ученики относят  к биосферному уровню организации жизни вместо биогеоценотического.

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?
1) обмен веществ;
2) раздражимость;
3) размножение;
4) изменчивость.

Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука:
1) физиология растений;
2) экология растений;
3) палеонтология;
4) селекция.

Генеалогический метод использует наука:
1) морфология;
2) биохимия;
3) генетика;
4) эмбриология.

На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?
1) биосферном;
2) экосистемном;
3) популяционном;
4) организменном.

Генные мутации происходят на уровне организации живого:
1) организменном;
2) популяционном;
3) видовом;
4) молекулярном.

Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука:
1) селекция;
2) генетика;
3) физиология;
4) ботаника.

Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука:
1) генетика;
2) биохимия;
3) цитология;
4) селекция.

Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия;
2) микроскопирование;
3) цитогенетический анализ;
4) культуры клеток и тканей;
5) центрифугирование;
6) гибридизация.
(Поскольку вопрос о методах, позволяющих исследовать  «строение и функции клеток», то традиционно здесь  только два ответа абсолютно подходят: микроскопирование и центрифугирование.  «Цитогенетический анализ» или изучение кариотипа организма генетиками тоже может являться правильным ответом на вопрос о строении клетки, но уже в более «частном случае». А все  остальные ответы уж точно из области биотехнологии:  генной, клеточной и тканевой инженерии, поэтому правильные ответы здесь 2, 3, 5).

Генетика имеет большое значение для медицины, так как она:
1) устанавливает причины наследственных заболеваний;
2) создает лекарства для лечения больных;
3) ведет борьбу с эпидемиями;
4) защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами.

Главный признак живого:
1) движение;
2) увеличение массы;
3) обмен веществ;
4) преобразование веществ.

Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод:
1) светового микроскопирования;
2) электронного микроскопирования;
3) центрифугирования;
4) культуры тканей.

Процессы экологического и географического видообразования исследует наука:
1) генетика;
2) селекция;
3) об эволюции;
4) систематика.

По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы:
1) обмен веществ и превращение энергии;
2) самовоспроизведение;
3) наследственность и изменчивость;
4) адаптированность;
5) раздражимость;
6) поддержание гомеостаза;
7) способность к уменьшению энтропии.

В цитологии используют метод:
1) гибридологического анализа;
2) искусственного отбора;
3) электронной микроскопии;
4) близнецовый.

Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:
1) организменный;
2) биоценотический;
3) биосферный;
4) популяционно-видовой.

Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?
1) экология;
2) генетика;
3) селекция;
4) цитология.

Основная задача систематики – изучение:
1) этапов исторического развития организмов;
2) отношений организмов и окружающей среды;
3) приспособленности организмов к условиям обитания;
4) организмов и объединение их в группы на основе родства.

На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?
1) клеточном;
2) организменном;
3) популяционно-видовом;
4) биосферном.

Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно:
1) уменьшение веса;
2) перемещение в пространстве;
3) дыхание;
4) растворение веществ в воде.

Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод:
1) микроскопии;
2) пересадки генов;
3) конструирования генов;
4) центрифугирования.

Ископаемые останки организмов изучает наука:
1) биогеография;
2) эмбриология;
3) сравнительная анатомия;
4) палеонтология. (Поместил этот простой вопрос, так как в оригинале на сайте ФИПИ написан термин «ископаемые остатки»).

В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?
1) школьный;
2) световой;
3) бинокулярный;
4) электронный.

Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к:
1) изменению размеров;
2) самовоспроизведению;
3) разрушению;
4) росту.

Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения:
1) ручной лупы;
2) электронного микроскопа;
3) штативной лупы;
4) светового микроскопа.

Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных:
1) биотехнология;
2) генетика;
3) анатомия;
4) эмбриология.

Близнецовый метод используется в науке:
1) селекции;
2) генетике;
3) физиологии;
4) цитологии.

Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого:
1) организменном;
2) популяционно-видовом;
3) биогеоценотическом;
4) биосферном.

Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания?
1) палеонтология;
2) эмбриология;
3) экология;
4) селекция.

Какому уровню организации живого свойственны хромосомные мутации?
1) организменному;
2) видовому;
3) клеточному;
4) популяционному.

В световой микроскоп можно увидеть:
1) деление клетки;
2) биосинтез белка;
3) рибосомы;
4) молекулы АТФ.

Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого:
1) тканевом;
2) молекулярном;
3) организменном;
4) клеточном.

Причины комбинативной изменчивости изучают:
1) генетики;
2) палеонтологи;
3) экологи;
4) эмбриологи.

Какой метод исследования используют в цитологии?
1) гибридологический;
2) центрифугирования;
3) генеалогический;
4) инбридинг.

Какой признак живого характерен для вирусов?
1) раздражимость;
2) возбудимость;
3) обмен веществ;
4) воспроизведение.

Нарушения углеводного обмена у человека исследуют с помощью метода:
1) цитогенетического;
2) генеалогического;
3) экспериментального;
4) биохимического.

Особенности процессов онтогенеза изучает наука:
1) систематика;
2) селекция;
3) эмбриология;
4) палеонтология.

Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции:
1) организма растений;
2) органов животных;
3) органоидов клетки;
4) систем органов.

Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?
1) рибосомы;
2) ядра;
3) хлоропласты;
4) вакуоли.

В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по:
1) размеру и массе;
2) строению и составу;
3) выполняемым функциям;
4) расположению в цитоплазме.

Созданием новых особей из комбинированных клеток занимается:
1) цитология;
2) микробиология;
3) клеточная инженерия;
4) генная инженерия.

Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме:
1) генетика;
2) селекция;
3) органическая химия;
4) молекулярная биология.

Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука:
1) морфология;
2) генетика;
3) эмбриология;
4) анатомия.

******************************************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
б) Разбор некоторых тестов из разных Разделов ЕГЭ ОБЗ ФИПИИ. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | варианты тестовых заданий ФИПИобмен веществрепетитор биологии по Скайпусамовоспроизведениесветовая микроскопияселекциятесты ЕГЭ по биологиицентрифугированиеэлектронная микроскопия | 9 комментариев
Отзывов (9)
  1. Лариса

    Здравствуйте,Борис Фагимович. На сайтах по подготовке к ЕГЭ гуляет такой спорный вопрос: на каком уровне происходят процессы транскрипции, трансляции? Какому уровню свойственны генные и хромосомные мутации? И ответы всегда разные: то клеточный, то молекулярный.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Лариса! В обоих случаях даны примеры молекулярного уровня организации живой материи.

      Ответить
  2. Светлана

    День добрый, Борис Фагимович! В этом году у меня уже не одна ученица, поэтому опять ЕГЭ… Некоторые вопросы прошлого года не дают покоя. К таким вопросам относится следующий: какие методы используют для изучения строения и функций клеток. Мы рассуждали по поводу ответов и остановились на 2,3,5. В официальных ответах 2,3,4. Но! Вот что я обнаружила в учебнике повышенного уровня Теремов, Петросова 2012, стр. 32. что одним из методов изучения клеток является метод культуры тканей. Выходит мы с Вами ошиблись. И вопрос явно не первого уровня!!! Как думаете?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Светлана! Рад, что у Вас снова есть ученики. Светлана, уж больше Вас никто и не находил всяких противоречий в тестовых заданиях. В любом базовом школьном учебнике к методам изучения клетки, кроме микроскопирования, относится и метод центрифугирования (как метод изучения состава клеточных органелл). А у авторов теста, как Вы пишите, вариант «центрифугирование» вообще не входит как правильный. А уж если считать правильным ответ «культуры клеток и тканей», то тогда точно с таким же успехом должны быть правильными и все остальные ответы из области биотехнологий (все они основаны на знаниях строения клетки на разных уровнях). Светлана, разрешите посоветовать Вам в дальнейшем постараться не зацикливаться на таких не объективных, частных «мелко-пакостных» тестах — они не имеют никакого отношения к познанию биологии как науки, призванной изучать жизнь. Все равно мы никогда не сможем узнать, что было в голове у автора-составителя того или иного некорректно составленного задания. А вот разные учебники (являющиеся, как правило, результатом коллективного разума) изучать и сопоставлять друг с другом (как Вы собственно и поступаете) непременно стоит. В них тоже встречаются и довольно спорные моменты, и откровенные ошибки. Но споря с учебником, мы хотя бы «видим» с кем спорим: с авторами конкретных пособий, изданными сотнями тысяч экземпляров, а не с «инкогнито» какого-то незамысловатого теста.

      Ответить
      • Светлана

        В официальных тестах 2, 4, 5, я ошиблась! Спасибо, Борис Фагимович за ответ!

        Ответить
  3. Зинаида

    Добрый вечер! Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме — это биохимия. Если это тест из ЕГЭ, то там есть задание, где нет вообще правильного ответа на этот вопрос и по замыслу автором-составителей надо выбирать «молекулярную биологию», что неверно.

      Ответить
  4. Светлана

    Борис Фагимович, под вариантами вы имеете ввиду страницы???

    Ответить
    • Борис Садыков

      Да, Светлана, это просто для удобства просмотра материала не сгруппированного на сайте ФИПИ ни каким образом.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 4 =