САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (стр.26-45)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На этой  странице моего блога находятся последние 192  вопроса  Открытого банка заданий ФИПИ  ОГЭ по 5-му разделу  «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».

Всего в этом 5-м разделе на сайте ФИПИ  ОГЭ опубликовано на 45 страницах 442 задания.

Чтобы проверить свой уровень подготовленности  к экзамену,  отвечайте на тесты самостоятельно, а потом  свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь.

 

26.

Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит
1) увеличение влажности среды
2) сокращение длины светового дня
3) повышение температуры воздуха
4) понижение температуры воздуха

Какой абиотический фактор среды вызывает миграцию птиц?
1) высота снежного покрова
2) изменение рельефа
3) обилие паразитов
4) длина светового дня

Какой внешний сигнал влияет на поведение насекомоядных птиц осенью?
1) снижение температуры
2) повышение влажности воздуха
3) сокращение длины светового дня
4) усиление облачности атмосферы

Какую роль в пищевых цепях экосистем играют зелёные растения?
1) производителей
2) потребителей первого порядка
3) потребителей второго порядка
4) разрушителей

Определите правильно составленную пищевую цепь
1) полярная сова > мелкие певчие птицы > насекомые > растения
2) растения > насекомые > мелкие певчие птицы > полярная сова
3) растения > полярная сова > мелкие певчие птицы > насекомые
4) насекомые > мелкие певчие птицы > растения > полярная сова

Доказательством действия биологических факторов эволюции в современном человеческом обществе служит (-ат)
1) существование человеческих рас
2) изменения в лексике, развитие науки, культуры у различных народов
3) увеличение частоты наследственных заболеваний у человека
4) рождение в человеческих популяциях метисов и мулатов

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1) листовой опад > дождевой червь > крот > лисица
2) дождевой червь > листовой опад > крот > лисица
3) листовой опад > крот > лисица > дождевой червь
4) лисица > крот > дождевой червь > листовой опад

Сообщество, включающее совокупность живых организмов, связанных между собой и с компонентами неживой природы, называют
1) экосистемой
2) агроэкосистемой
3) популяцией
4) биосферой

К невозобновимым природным ресурсам относят
1) почву
2) растительный мир
3) микроорганизмы
4) нефть

Что общего между агроэкосистемой яблоневого сада и экосистемой тайги?
1) длинные цепи питания
2) преобладание растений одного вида
3) замкнутый круговорот химических элементов
4) наличие производителей, потребителей, разрушителей

27.

Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?
1) образуют органические вещества из неорганических
2) питаются органическими веществами живых организмов
3) способствуют нейтрализации ядов в почве
4) разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя

Количество звеньев пищевой цепи ограничено
1) малым числом трофических уровней организмов
2) потерей энергии на каждом трофическом уровне
3) быстрым потреблением питательных веществ организмами
4) биомассой потребителей I порядка

Если некоторые растения, испытывая недостаток в поливе, сбрасывают листья, то это является проявлением
1) хромосомных мутаций
2) гуморальной регуляции
3) признака скорой гибели
4) приспособления к условиям обитания

К природным экосистемам, в которых будет наблюдаться максимальное видовое разнообразие земноводных, относят
1) побережья океана
2) саванны
3) таёжные леса
4) влажные экваториальные леса

Какая из схем правильно отражает смену растительных сообществ?
1) болото > пруд > луг > мелколиственный лес
2) пруд > болото > луг > мелколиственный лес
3) мелколиственный лес > луг > болото > пруд
4) луг > мелколиственный лес > болото > пруд

К какому процессу в природе приводит увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере Земли?
1) разрушению озонового слоя
2) росту числа мутаций в популяциях животных
3) парниковому эффекту
4) понижению планетарной температуры

На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе
1) дыхания
2) брожения
3) фотосинтеза
4) восстановления

Одно из отличий агроценоза от естественных экосистем состоит в том, что в нём
1) не происходит естественный отбор
2) осуществляется борьба за существование
3) понижается устойчивость растений к вредителям
4) число консументов превышает число продуцентов

Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания: растение > тундровая куропатка > > белый медведь
1) песец
2) заяц
3) лемминг
4) северный олень

Растения образуют органические вещества из неорганических, поэтому в пищевых цепях экосистемы выполняют роль
1) потребителей 1-го порядка
2) производителей
3) потребителей 2-го порядка
4) разрушителей

28.

Бактерии и грибы в круговороте веществ, как правило, выполняют роль
1) производителей органических веществ
2) разрушителей органических остатков
3) потребителей первого порядка
4) потребителей второго порядка

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1) растение > насекомое > лягушка > змея
2) насекомое > растение > змея > лягушка
3) лягушка > змея > растение > насекомое
4) змея > лягушка > насекомое > растение

Какой способ добычи пищи характерен для животного, если основой его рациона являются зелёные побеги злаков и бобовых растений?
1) нахлебничество
2) собирательство
3) паразитизм
4) пастьба

Яйцеживорождение у некоторых видов ящериц возникло как приспособление к жизни в условиях
1) умеренного климата
2) водной среды
3) жёсткой конкуренции
4) жаркого климата

Что из перечисленного является примером природного сообщества?
1) берёзы и ели в лесу
2) крона берёзы
3) отдельная берёза в лесу
4) берёзовая роща

Как экологи называют водоём, заселённый разнообразными видами растений, животных и микроорганизмов?
1) биогеоценоз
2) биосфера
3) агроценоз
4) популяция

Роль производителей органических веществ в биогеоценозах играют
1) животные
2) растения
3) бактерии
4) грибы

Глобальное потепление является следствием
1) захоронения радиоактивных отходов
2) загрязнения рек сточными водами промышленных предприятий
3) увеличения интенсивности излучения солнца
4) накопления парниковых газов, выделяющихся при промышленном производстве

Что будет способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды промышленными отходами?
1) выведение промышленных предприятий за черту города
2) установка высоких труб на промышленных предприятиях
3) внедрение современных технологий и строительство очистных сооружений
4) создание службы по наблюдению за состоянием воздуха, воды и почвы

Хищники в биоценозе выступают в роли
1) разрушителей органических веществ
2) производителей органических веществ
3) потребителей 1-го порядка
4) потребителей 2-го порядка

29.

Из каких компонентов состоит биоценоз?
1) организмов одного вида
2) растений одной популяции
3) совместно обитающих организмов разных видов
4) совокупности компонентов живой и неживой природы

Биогеоценоз – это совокупность взаимосвязанных
1) организмов одного вида
2) растений одной популяции
3) совместно обитающих организмов разных видов
4) компонентов живой и неживой природы

Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой тундры?
1) длинные цепи питания
2) преобладание растений одного вида
3) замкнутый круговорот химических элементов
4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

Хищные животные в пищевых цепях экосистемы играют роль
1) потребителей 1-го порядка
2) производителей
3) потребителей 2-го порядка
4) разрушителей

В природном сообществе роль растений состоит в
1) обогащении почвы водой и минеральными солями
2) вовлечении солнечной энергии в круговорот веществ
3) обеспечении всех организмов минеральными веществами
4) преобразовании органических веществ в неорганические

В биоценозе редуцентами являются
1) растительноядные животные
2) автотрофные организмы
3) насекомоядные растения
4) большинство бактерий и грибов

Основной причиной неустойчивости экосистем является
1) колебание температуры среды
2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированность круговорота веществ
4) временное повышение численности некоторых видов

Какую роль в круговороте веществ в природе играют плесневые грибы?
1) разлагают органические вещества до неорганических
2) синтезируют белки из неорганических веществ
3) улавливают молекулярный азот
4) выделяют молекулярный кислород

Устойчивость экосистемы повышается, если в ней
1) сокращается численность хищников
2) сокращается численность редуцентов
3) увеличивается численность продуцентов
4) увеличивается численность паразитов

К продуцентам в экосистеме относят
1) одноклеточные грибы
2) почвенных животных
3) сапротрофных бактерий
4) зелёные растения

30.

В процессе эволюции появление второго круга кровообращения у животных связано с возникновением
1) дыхания всей поверхностью тела
2) трахейно-лёгочного дыхания
3) жаберного дыхания
4) лёгочного дыхания

Ведущую роль в сокращении рыбных запасов мирового океана сыграли факторы
1) антропогенные
2) абиотические
3) биотические
4) космические

С саранчой легче всего бороться на личиночной стадии, потому что она
1) ещё не окрылилась и не способна летать
2) в это время не агрессивна
3) представляет покоящуюся стадию
4) живёт под землёй

Устойчивость биогеоценоза зависит от
1) смены времён года
2) сезонных колебаний температуры
3) годового количества осадков
4) разнообразия входящих в него видов

Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулируют численность
1) белок
2) сов
3) зайцев
4) медведей

Что понимают под борьбой за существование?
1) сокращение численности вида
2) вымирание неприспособленных особей
3) расселение вида на новой территории
4) конкуренцию между организмами за ресурсы

Что может произойти с оперением водоплавающих птиц, если в водоём, где они обитают, попадут сточные воды с большим содержанием стирального порошка?
1) Перья склеятся.
2) Стиральный порошок не окажет влияния на структуру перьев.
3) Перья уплотнятся и ещё лучше станут защищать птицу от намокания.
4) Нарушится структура перьев, и вода будет их быстро смачивать.

Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов
1) накапливать различные вещества
2) поглощать и выделять углекислый газ и кислород
3) осуществлять сложные превращения веществ в их телах
4) окислять органические вещества

Какую роль играют организмы-разрушители органических веществ в экосистеме?
1) используют энергию света
2) обогащают кислородом окружающую среду
3) превращают органические остатки в минеральные соли
4) образуют органические вещества из неорганических

Что из перечисленного является примером искусственной экосистемы?
1) парник
2) березняк
3) болото
4) озеро

31.

Из каких компонентов состоит биоценоз?
1) из совместно обитающих организмов разных царств живой природы
2) из организмов одного вида, но разного возраста
3) из совокупности обитающих микроорганизмов
4) из большого числа растений разных видов

Среди представителей каких систематических групп встречаются организмы-редуценты?
1) грибов
2) лишайников
3) мхов
4) папоротников

Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1) ели и берёзы
2) лишайники и травянистые растения
3) зайцы и белки
4) почвенные бактерии и шляпочные грибы

Заяц-беляк, рыжая рысь и полярная лисица (живут на одной и той же территории) вместе представляют собой
1) экосистему
2) семейство
3) популяцию
4) сообщество

Какова роль разрушителей в экологических сообществах?
1) обеспечивают производителей минеральным питанием
2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
3) поедают растительные организмы
4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов

К какому трофическому уровню относят плотоядных животных?
1) производители
2) разрушители
3) потребители I порядка
4) потребители II порядка

Производители органических веществ в экосистеме –
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
4) хищники

Пищевые цепи или сети отражают
1) абиотические связи между животными разных видов
2) единственные источники пищи для данного вида
3) направления потоков энергии в экосистеме
4) конечную продукцию экосистемы

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1) Мелкие певчие птицы > насекомые > полярные совы > растения
2) Насекомые > растения > мелкие певчие птицы > полярные совы
3) Полярные совы > мелкие певчие птицы > растения > насекомые
4) Растения > насекомые > мелкие певчие птицы > полярные совы

Определите верно составленную пищевую цепь:
1) ястреб > дрозд > гусеница > крапива
2) крапива > дрозд > гусеница > ястреб
3) гусеница > крапива > дрозд > ястреб
4) крапива > гусеница > дрозд > ястреб

32.

Примером естественной экосистемы служит
1) грядка с огурцами в огороде
2) теплица с тропическими растениями
3) яблоневый сад
4) берёзовая роща

К биологическим методам борьбы с насекомыми-вредителями относят
1) использование божьих коровок
2) уничтожение сорняков
3) уничтожение насекомых хлорной известью
4) ловлю вредителей специальными приспособлениями

Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определённой территории с однородными условиями неживой природы, называют
1) популяцией
2) ареалом
3) биогеоценозом
4) агроценозом

Разлагают органические остатки в биогеоценозах
1) травоядные животные
2) растения
3) хищники
4) бактерии

Способность биоценоза к восстановлению внутренних свойств и структуры после природного или человеческого воздействия называют
1) круговоротом веществ
2) пищевой цепью
3) колебаниями численности
4) саморегуляцией

Наибольшей биологической продуктивностью обладает
1) хвойный лес
2) поверхность океана
3) тропический лес
4) пресный водоём

Парниковый эффект, вызванный увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, приводит к
1) понижению температуры нижних слоёв атмосферы
2) отравлению организмов
3) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков суши
4) увеличению ультрафиолетового излучения

На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе
1) клеточного дыхания
2) брожения
3) разложения
4) восстановления

Саморегуляция в биогеоценозе обеспечивает
1) высокую продуктивность
2) смену биогеоценоза
3) изменение биомассы
4) устойчивость биогеоценоза

Чем определяются границы биосферы?
1) колебаниями положительных температур
2) облачностью атмосферы
3) условиями, непригодными для жизни
4) количеством выпадающих осадков

33.

Какого из изображённых животных относят к потребителям (консументам) второго порядка?

1)
2)
3)
4)

 

Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?
1) паразитируют на корнях растений
2) устанавливают симбиотические связи с растениями
3) синтезируют органические вещества из неорганических
4) превращают органические вещества в минеральные

Что общего между агроэкосистемой картофельного поля и экосистемой степи?
1) длинные цепи питания
2) преобладание растений одного вида
3) замкнутый круговорот химических элементов
4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

Открытие учёными ланцетника позволило подтвердить гипотезу о
1) приспособленности животных к жизни в водной среде
2) многообразии животных
3) единстве строения органического мира
4) их родстве с позвоночными животными (кого «их», учёных? Тогда уж «его родстве»)

Чем определяется устойчивость экосистемы?
1) высокой освещённостью
2) большой биомассой
3) большой численностью особей в популяциях
4) большим видовым разнообразием, саморегуляцией

Примером значительного повышения уровня организации животных служит появление
1) предостерегающей окраски у осы
2) четырёхкамерного сердца у птиц
3) обтекаемой формы тела у китообразных
4) колюще-сосущего ротового аппарата у насекомых

Чтобы ограничить рост численности популяции растительноядных рыб в водоёме, нужно
1) проводить подкормку растений минеральными удобрениями
2) построить плотину
3) уничтожить насекомых-вредителей
4) поместить в водоём хищных рыб

Какое животное следует включить в изображённую на рисунке пищевую цепь вместо знака вопроса?

 

1) куница
2) соловей
3) заяц
4) горностай

 

 

 

Папоротники распространены на Земле значительно шире мхов, так как они
1) имеют развитую корневую систему и более эффективно размножаются
2) появились в ходе эволюции раньше и успели лучше приспособиться
3) широко выращиваются человеком для своих нужд
4) успешно распространяются различными животными

Производителями органического вещества в озере являются
1) моллюски
2) раки
3) рыбы
4) водоросли

34.

Какую роль играют раковинные простейшие в круговороте веществ в биосфере?
1) накапливают соединения кальция, образуя мел
2) повреждают растительность
3) разлагают органические останки
4) фильтруют воду

Биологический круговорот химических элементов в биосфере обеспечивает
1) промышленная деятельность человека, связанная с добычей полезных ископаемых
2) многократное использование химических элементов организмами
3) избыток в атмосфере инертных газов
4) обеднение почвы и загрязнение воды

После сильного и продолжительного дождя в лесу нет луж, поскольку вода
1) быстро утекает в ручьи, а затем в лесные водоёмы
2) впитывается корневой системой деревьев и кустарников
3) впитывается лесной подстилкой из опавшей листвы
4) задерживается густой листвой деревьев и кустарников и падает на землю очень медленно

Какую роль играют растения в биоценозе?
1) потребляют и преобразуют органические вещества
2) создают на свету органические вещества из неорганических
3) разлагают органические остатки
4) участвуют в окислении минеральных веществ

Определите правильно составленную пищевую цепь.
1) растение> бабочка > паук крестовик > летучая мышь
2) растение> паук крестовик > бабочка > летучая мышь
3) растение> летучая мышь > паук крестовик > бабочка
4) бабочка > растение> паук крестовик > летучая мышь

Рак-отшельник и актиния существуют в симбиозе. Это выгодно актинии тем, что
1) рак является для неё средством передвижения
2) рак защищает актинию от врагов
3) рак строит убежище для актинии
4) рак защищает потомство актинии

Наиболее часто встречающимся результатом длительных пищевых отношений между видами (например, лиса – заяц) будет
1) смена пищевых потребностей обоих взаимодействующих видов
2) прогрессивная эволюция взаимодействующих видов
3) вымирание одного из взаимодействующих видов
4) вымирание обоих взаимодействующих видов

Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания: водоросль > плотва> > цапля
1) карась
2) окунь
3) утка
4) выдра

Потребителями в биоценозе лиственного леса являются
1) дубы и берёзы
2) дятлы и кукушки
3) шляпочные грибы
4) почвенные бактерии

Биогеоценозом называют систему, в которой взаимосвязаны и взаимодействуют
1) растения и животные
2) грибы и бактерии
3) все организмы
4) все организмы и условия среды

35.

Рекультивация земель проводится с целью
1) защиты от ветровой эрозии
2) отвода поверхностных или грунтовых вод
3) улучшения водного режима почв с использованием оросительной системы
4) воссоздания плодородия почвы и растительного покрова

Без грибов и бактерий жизнь на Земле была бы невозможна, так как они
1) снабжают остальные организмы энергией
2) разлагают мёртвые органические вещества до минеральных
3) участвуют в образовании органических веществ
4) создают среду для жизни других организмов

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1) растение > пеночка-трещотка > жук-листоед > ястреб
2) жук-листоед > растение > пеночка-трещотка > ястреб
3) пеночка-трещотка > ястреб > растение > жук-листоед
4) растение > жук-листоед > пеночка-трещотка > ястреб

Потребителями первого порядка из перечисленных животных в экосистеме являются
1) тли
2) орлы
3) волки
4) змеи

Учение о биосфере создал
1) Ч. Дарвин
2) К.А. Тимирязев
3) В.И. Вернадский
4) М.В. Ломоносов

Конечным продуктом разложения органических соединений является
1) нефть
2) мел
3) уголь
4) углекислый газ

Цепи питания — это
1) связь между видами, обеспечивающая извлечение вещества и энергии из среды
2) генетическая связь между особями одного вида в популяции
3) обмен веществ и энергии в клетках организма
4) связь между родителями и их прямым потомством

Какая хозяйственная деятельность человека активно вызывает смену экосистем?
1) осушение болот
2) получение новых микроорганизмов
3) производство удобрений
4) создание заповедников

Саморегуляция в биогеоценозе проявляется в том, что
1) все его представители усиленно размножаются
2) численность особей в популяциях постоянно возрастает
3) одни виды не уничтожаются другими полностью
4) численность популяций отдельных видов возрастает

К какой функциональной группе экосистемы относят изображённое животное?

 

1) производители
2) потребители I порядка
3) потребители II порядка
4) разрушители

 

 

36.

Рассмотрите рисунок и определите, что на нём изображено.

 

1) пищевая цепь
2) пищевая сеть
3) абиотические связи
4) связи по месту обитания

 

 

Количество звеньев пищевой цепи ограничено
1) недостатком пищи
2) биомассой консументов
3) быстрым потреблением питательных веществ
4) потерей энергии на каждом трофическом уровне

На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе
1) окисления
2) брожения
3) разложения
4) восстановления

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1) растение > жук-листоед > пеночка-трещотка > ястреб
2) жук-листоед > растение > пеночка-трещотка > ястреб
3) ястреб > пеночка-трещотка > растение > жук-листоед
4) пеночка-трещотка > жук-листоед > растение > ястреб

Какой организм, из изображённых на рисунке, в пищевой цепи является потребителем первого порядка?

1)
2)
3)
4)

 

Что называется микоризой?
1) симбиоз грибов и растений
2) гриб, паразитирующий на злаках
3) грибница высших грибов
4) корнеподобные выросты у бурых водорослей

Какую роль в экосистеме играют организмы–разрушители органических веществ?
1) образуют органические вещества из неорганических
2) устанавливают симбиотические связи с растениями
3) превращают органические вещества в минеральные соли
4) паразитируют на корнях растений

Исходным источником энергии в биогеоценозе является энергия
1) солнца
2) неорганических соединений
3) органических соединений
4) воды, ветра

Устойчивость рыжих тараканов к ядам, которые использует человек в борьбе с ними, формируется на основе
1) несовершенства ядов
2) искусственного отбора
3) наследственной изменчивости
4) ненаследственной изменчивости

Какой из перечисленных факторов является важнейшим для саморегуляции экосистемы?
1) постоянный климат
2) однообразие видов
3) разветвлённые пищевые цепи
4) отсутствие крупных хищников

37.

Биогеоценоз — это совокупность взаимосвязанных
1) организмов одного вида
2) животных одной популяции
3) компонентов живой и неживой природы
4) совместно обитающих организмов разных видов

Озоновый экран играет важнейшую роль в сохранении жизни на планете, так как он
1) защищает Землю от падения крупных метеоритов
2) поглощает ультрафиолетовые лучи
3) участвует в круговороте азота
4) сохраняет Землю от потерь воды

Важнейшим событием, предшествовавшим возникновению жизни на Земле, можно считать появление
1) минеральных солей
2) углеводов
3) нуклеиновых кислот
4) липидов

На каком уровне проявляется действие естественного отбора?
1) экосистемы
2) вида
3) популяции
4) отдельной особи

К производителям органических веществ относят
1) водоросли
2) грибы
3) сапротрофные бактерии
4) плотоядных животных

Какой из приведённых примеров относят к цепи разложения?
1) растение > овца > человек
2) растение > кузнечик > ящерица
3) фитопланктон > рыба > хищная птица
4) опавший лист > дождевой червь > землеройка

Какая особенность цветковых растений способствовала их широкому распространению в Кайнозойскую эру?
1) наличие цветков и плодов
2) увеличение продолжительности жизни
3) разнообразие вегетативных органов
4) появление разнообразных пластид

В окрестностях ряда городов происходит массовая гибель сосен из-за того, что в этих районах
1) неблагоприятные погодные условия
2) не регулируется выпас скота
3) воздух и почва сильно загрязнены промышленными отходами
4) не проводится подкормка деревьев

Целенаправленно созданное человеком сообщество называют
1) биоценозом
2) биогеоценозом
3) агроценозом
4) биосферой

Какой признак из перечисленных ниже характеризует агроценоз?
1) ведущий фактор, влияющий на сообщество, – естественный отбор
2) виды в сообществе расположены ярусами
3) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
4) сообщество, возникшее в результате хозяйственной деятельности человека

38.

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от силы света (по оси х отложена сила света в канделах, а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

 

Определите, при какой силе света относительная скорость фотосинтеза будет составлять 50%.
1) 250 кандел
2) 500 кандел
3) 750 кандел
4) 1000 кандел

 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объекты Процесс
Акула  рыба-прилипала Нахлебничество
Бычий цепень  человек

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хищничество
2) симбиоз
3) паразитизм
4) квартиранство

Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов?
А. Нахлебничество – тип взаимоотношений, при которых организмы двух разных видов не влияют друг на друга.
Б. Примером нахлебничества являются отношения между акулой и рыбой-прилипалой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе с одного уровня на другой количество энергии уменьшается.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. Стрелки в цепях питания показывают переход энергии с одного уровня на другой.
Б. Цепи питания, как правило, начинаются с растений или органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов ?
А. Конкурирующие животные отрицательно влияют друг на друга: присутствие одних видов животных сказывается на ухудшении условий жизни других видов.
Б. Нахлебничество – тип взаимоотношений, при которых одни организмы используют особенности образа жизни или строения других организмов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны20

Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе с одного уровня на другой количество энергии уменьшается.
Б. Цепи питания могут начинаться с однолетних и многолетних растений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Выберите в приведённом ниже списке три пары организмов, в которых отношения развиваются по типу «паразит – хозяин», и запишите цифры, под которыми эти пары указаны.
1) чесоточный зудень – человек
2) яблоневая тля – божья коровка
3) малёк рыбы – жук-плавунец
4) рыба-прилипала – акула
5) бычий цепень – корова
6) белянковый наездник – гусеница бабочки-капустницы

Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕР
А) химический состав воды
Б) разнообразие растительного планктона
В) влажность воздуха
Г) клубеньковые бактерии на корнях гороха
Д) скорость течения воды в реке
Е) феромоны, выделяемые насекомыми

ФАКТОР СРЕДЫ
1) биотический
2) абиотический

39.

Вставьте в текст «Связи в биосфере» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СВЯЗИ В БИОСФЕРЕ
Между живыми существами, обитающими в почве, устанавливаются __________ (А) связи. Все почвенные организмы зависят друг от друга, а их основная функция – __________ (Б) растительных и животных остатков. Накопленные организмами __________ (В) вещества после их смерти превращаются в конечном итоге в __________ (Г), прежде всего, в соединения, содержащие азот.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) взаимные
2) пищевые
3) разложение
4) органическое
5) синтез
6) минеральное
7) газообразные
8) твердые

У хвойных листья имеют немного устьиц и покрыты плотной кожицей. Это приспособление к
1) быстрому транспорту веществ
2) ускоренному фотосинтезу
3) неблагоприятным условиям среды
4) увеличению сроков жизни

К какому типу отношений относят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в одном водоёме?
1) паразит-хозяин
2) конкуренция
3) хищник-жертва
4) симбиоз

Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания: …….. > карась > окунь> цапля
1) водоросль
2) рак
3) личинка стрекозы
4) улитка

Между какими парами животных складываются конкурентные отношения в природе?
1) ласка и горностай
2) клоп и клещ
3) мышь и актиния
4) ёж и лиса

Какая из последовательностей, отражающая процесс зарастания участка леса после вырубки, составлена правильно?
1) травы >кустарники> берёзы >ели
2) кустарники> берёзы >ели >травы
3) берёзы >травы >ели >кустарники
4) ели> берёзы> кустарники> травы

Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как в это время они
1) способствуют переносу спор растений
2) уничтожают других насекомых – вредителей сада
3) опыляют цветки культурных растений (увеличивается урожай плодов)
4) дают человеку прополис, мёд, воск (пчеловод ставит ульи с пчелами именно для увеличения продукции, создаваемой пчелами)

Установите последовательность процессов, происходящих осенью. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) опадение листьев
2) пожелтение листьев
3) уменьшение длины светового дня
4) прекращение питания листа
5) подготовка к зиме безлиственных побегов с почками
Ответ:

Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии уменьшается.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1) растение > насекомое > лягушка > змея
2) насекомое > растение > змея > лягушка
3) лягушка > змея > растение > насекомое
4) змея > лягушка > насекомое > растение

40.

Между какими из приведённых организмов наиболее остро происходит борьба за существование?
1) лисами и волками
2) соснами в сосновом лесу
3) акулами и рыбами-прилипалами
4) белыми грибами и дубами

Какое приспособление к засушливым условиям обитания характерно для изображённых на фотографии растений?

 

1) отсутствие устьиц
2) наличие колючек
3) удлинение боковых корней
4) замедление уровня обмена веществ

 

 

Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. Стрелками в цепях питания демонстрируют переход энергии с одного уровня на другой.
Б. Цепи питания начинаются с растений или органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе с одного уровня на другой количество энергии возрастает.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

У каких организмов отношения развиваются по типу «паразит-хозяин»? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чесоточный зудень — человек
2) яблоневая тля — божья коровка
3) малёк рыбы — жук-плавунец
4) рыба-прилипало — акула
5) бычий цепень — корова
6) белянковый наездник — гусеница бабочки-капустницы

Грибы в природных сообществах играют роль
1) только производителей органического вещества
2) производителей органического вещества и симбионтов растений
3) потребителей и разрушителей органического вещества
4) производителей органического вещества и паразитов

Примером симбиоза могут служить отношения
1) осины и подосиновика
2) берёзы и зайца
3) волка и лисы
4) человека и коровы

Какие из перечисленных организмов вносят наибольший вклад в насыщение атмосферы кислородом?
1) степные травы
2) цианобактерии
3) водоросли пресных водоёмов
4) растения тропических лесов

Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
1) смена температуры
2) уровень влажности воздуха
3) наличие убежища
4) продолжительность дня и ночи

Основную роль в эволюции биосферы играет
1) состав атмосферы
2) водный режим
3) горообразование
4) живое вещество

41.

Природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, — это
1) пищевая цепь
2) экосистема
3) круговорот веществ
4) продуцент

Верны ли следующие суждения об устойчивости биоценоза?
А. Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.
Б. Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Взаимоотношения между организмами, при которых группы особей (бактерии, грибы, растения, животные) связаны друг с другом отношениями пища > потребитель,> это
1) круговорот веществ
2) продуцент
3) экосистема
4) пищевая цепь

Верны ли следующие суждения об экологических системах?
А. Энергия переходит с одного трофического уровня на другой без потерь.
Б. Агроценозы не способны существовать без участия человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Симбиотическим организмом является
1) гриб
2) бактерия
3) лишайник
4) папоротник

Бактерии и грибы в природном сообществе играют роль
1) производителей органического вещества
2) разрушителей органического вещества
3) симбионтов животных
4) паразитов растений

Симбиоз – способ существования, при котором
1) организмы разных видов получают взаимную выгоду
2) организмы разных видов не мешают друг другу
3) организмы разных видов живут на одной территории
4) один из организмов наносит вред другому

К абиотическим экологическим факторам не относится
1) температура
2) наличие растительности
3) влажность
4) содержание кислорода

Какие из перечисленных электростанций меньше всего влияют на экологическую обстановку?
1) гидроэлектростанции
2) тепловые
3) атомные
4) ветряные

Какие электростанции выбрасывают в атмосферу наибольшее количество углекислого газа, ухудшая тем самым экологическую обстановку?
1) гидроэлектростанции.
2) тепловые
3) атомные
4) ветряные

42.

Какая группа организмов в биоценозе завершает потребление органического вещества?
1) продуценты
2) консументы первого порядка
3) редуценты
4) консументы второго порядка

Какое из приведённых ниже отношений в природе принято считать взаимовыгодным?
1) акулы и дельфина
2) шмеля и клевера
3) суслика и сайгака
4) чёрного дятла и древесного муравья

Какой из приведённых экологических факторов в наибольшей степени ограничивает численность популяции лис?
1) количество грызунов в экосистеме
2) отстрел лис охотниками
3) разнообразие продуцентов в экосистеме
4) суточные колебания температуры

Какую поступающую из окружающей среды энергию способны преобразовывать растения?
1) химическую
2) тепловую
3) световую
4) электрическую

Что общего между агроэкосистемой картофельного поля и экосистемой степи?
1) длинные цепи питания
2) преобладание растений одного вида
3) замкнутый круговорот химических элементов
4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

В какие отношения вступают щука и окунь, живущие в одном водоёме?
1) конкурентные (оба хищники, нуждающиеся для питания в более мелкой рыбе)
2) симбиотические
3) хищник-жертва (и щука может съесть более мелкого окуня, и крупный окунь не откажется от щуренка) 
4) паразит-хозяин

Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов ?
А. Нахлебничество — тип взаимоотношений, при которых организмы двух разных видов возлагают друг на друга регуляцию своих связей с внешней средой
Б. Мутуализм – тип взаимоотношений, при которых одни организмы используют особенности образа жизни или строения других организмов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

К биотическим экологическим факторам не относится
1) температура
2) наличие растительности
3) наличие хищников
4) количество паразитов

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Биосфера Биоценоз
Вид

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) популяция
2) ареал
3) животные
4) растения

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Тип отношений
Актиния и рыба-клоун Симбиоз
Акула и рыба-прилипала

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) угнетение
2) конкуренция
3) нахлебничество
4) нейтрализм

43.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Биоценоз
Нервная система Нейрон

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) биотоп
2) агроценоз
3) ареал
4) биосфера

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Тип отношения
Трутовик и берёза Паразитизм
Мухомор и ель

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) нахлебничество
2) конкуренция
3) нейтрализм
4) симбиоз

Установите последовательность организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) паук
2) скворец
3) наездник
4) растение
5) тля
6) ястреб
Ответ:

Установите последовательность звеньев цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) рыба
2) растительный планктон
3) кашалот
4) осьминог
5) животный планктон
Ответ:

Установите последовательность звеньев пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мелкие птицы
2) растения
3) полярные совы
4) насекомые
Ответ:

Установите последовательность этапов круговорота атмосферного азота. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) превращение атмосферного азота в нитриты и нитраты азотфиксирующими бактериями
2) образование в растениях белков и нуклеиновых кислот
3) выделение животными жидких продуктов обмена во внешнюю среду
4) поглощение растениями азотсодержащих веществ почвы
5) поедание животными растений
Ответ:

Установите последовательность предлагаемых звеньев цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) листовой опад
2) дождевой червь
3) лисица
4) ёж
Ответ:

Установите последовательность событий при зарастании водоёма. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование леса
2) формирование луга
3) опускание погибших растений на дно и образование торфа
4) зарастание болота с краёв
5) обмеление водоёма и превращение его в болото

ЗНАЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ДЛЯ ЭКОСИСТЕМ

По оценкам учёных, океаны и наземные экосистемы поглощают до половины углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемых видов топлива. Растения используют углекислый газ для выработки углеводов в процессе фотосинтеза. Продолжится ли этот процесс при более высокой его концентрации в атмосфере? Не приведёт ли увеличение объёма углекислого газа к изменению содержания сахаров, углеводов и защитных соединений в растениях?
Более десяти лет продолжается эксперимент по обогащению растений углекислым газом на открытом воздухе. В нём использованы четыре опытных участка, каждый из них окружён кольцом из вертикальных труб, прикреплённых к опорным башням. По трубам подаётся углекислый газ, и все деревья в кольце получают определённое его количество. Сходные эксперименты проводятся примерно в 35 природных и управляемых экосистемах по всему миру, которые по своим размерам колеблются от кружков болота диаметром 1 м или луга диаметром 12 м до 23-метровых кругов сельхозугодий и 30-метровых кругов лесопосадок.
Полученные данные подтверждают, что повышенные уровни содержания углекислого газа стимулируют фотосинтез, увеличивая усвоение углерода тканями растений. При проведении лесных экспериментов в США и Италии зафиксировано ежегодное увеличение первичной продуктивности на 23% – концентрация углекислого газа в этих случаях была увеличена с естественного уровня – 388 до 530 частей на миллион. По результатам недавнего моделирования растения положительно реагируют на повышение уровня содержания углекислого газа, хотя при недостатке в почве такого питательного элемента, как, например, азот, эффект может быть ограничен.
Увеличение показателей первичной продуктивности повторялось на всех участках в мире, где проводился эксперимент. Однако сам этот показатель обозначает лишь количество углерода, усвоенного растениями, и ничего не говорит о долгосрочном изменении его содержания. Между тем в Северной Каролине в сосновом лесу дополнительный углерод откладывался главным образом в стволах и ветвях деревьев, где он сохраняется десятилетиями. А у растущих в Теннесси амбровых деревьев наибольшее количество углерода содержалось в новых молодых корнях, живущих от нескольких недель до года, после чего происходило их разложение микроорганизмами, и значительная часть углерода возвращалась в атмосферу.

Используя содержание текста «Значение углекислого газа для экосистем», ответьте на следующие вопросы.
1) К какой группе экологических факторов относят описанный в статье фактор, воздействующий на растения?
2) Какой максимальный размер участка был выбран для эксперимента по обогащению растений углекислым газом?
3) Чему, согласно тексту, будет способствовать возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере?

ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ

Условия обитания различных видов организмов удивительно разнообразны. В зависимости от того, где живут представители разных видов, на них действуют разные комплексы экологических факторов. На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которых живут другие. Однако самыми густонаселёнными являются водная и наземно-воздушная среды.
Вода характеризуется большой плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы. Высокой плотностью обусловлена её значительная выталкивающая сила. Это значит, что в воде уменьшается вес, и у организмов есть возможность жить в водной толще, не опускаясь на дно. Однако высокая плотность воды затрудняет активное передвижение, поэтому водные животные имеют сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. Так как вода обладает высокой теплопроводностью, температурный режим
в водоёмах мягкий.
Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в её верхних горизонтах.
Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная.
В ней много кислорода и света, но более резкие изменения температуры, значительно слабее перепады давления, и часто возникает дефицит влаги. Плотность воздуха гораздо меньше, чем плотность воды, и это облегчает передвижение организмов. Активное и пассивное передвижение освоило большинство обитателей суши.
Теплопроводность воздуха меньше, чем у воды. Это облегчает сохранение тепла и поддержание постоянной температуры тела у теплокровных животных. Развитие теплокровности стало возможным лишь в наземной среде.

Используя содержание текста «Основные среды жизни», ответьте на следующие вопросы.
1) В какой среде обитает большинство паразитов?
2) Какие экологические факторы часто являются ограничивающими для организмов, обитающих в наземно-воздушной среде?
3) Какие приспособления к активному передвижению сформировались
у животных в процессе эволюции в связи с особенностями водной среды обитания? Укажите не менее четырёх приспособлений.

44.

КРУГОВОРОТ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

В биосфере, как и в каждой экосистеме, постоянно осуществляется круговорот углерода, азота, водорода, кислорода, фосфора, серы и других химических элементов.
Растения получают азот в основном из разлагающегося мёртвого органического вещества посредством деятельности бактерий, которые превращают азот белков в усвояемую растениями форму. Другой источник – свободный азот атмосферы – растениям непосредственно недоступен. Но его связывают, т.е. переводят в другие химические формы, некоторые группы бактерий, они обогащают им почву. Естественная фиксация азота успешно используется в сельском хозяйстве, например, при внесении определённых видов цианобактерий на рисовые поля.
Многие растения находятся в симбиозе с азотфиксирующими бактериями, образующими клубеньки на корнях. Перерабатывая отмершие растения или трупы животных, бактерии превращают азот органических соединений в газообразный и вновь возвращают его в атмосферу.
Углекислый газ поглощается растениями в процессе фотосинтеза, он преобразуется в углеводы и далее – в другие органические соединения.
В их составе углерод затем поступает в цепи питания и возвращается в атмосферу снова в форме углекислого газа в результате дыхания, брожения или сгорания топлива. Часть углерода накапливается в почве в виде органических соединений. В морской воде углерод содержится в виде угольной кислоты и её растворимых солей.
В процессе круговорота углерода в биосфере образовались энергетические ресурсы: нефть, каменный уголь, горючие газы, которые широко используются человеком.

Используя содержание текста «Круговорот химических элементов», ответьте на следующие вопросы.
1) В виде какого класса соединений азот содержится в теле живого организма?
2) Какие процессы, происходящие в организмах, влияют на повышение концентрации углекислого газа в атмосфере?
3) Какой из способов повышения плодородия почвы и увеличения урожайности культурных растений, основанный на круговороте химических элементов, Вы можете назвать, опираясь на текст?

КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на вопросы.
1) Почему возникают конкурентные отношения в природе?
2) Почему отношения берёз одного возраста в лесу нельзя назвать паразитизмом?
3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на следующие вопросы.
1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?
2) Как паразит влияет на организм хозяина?
3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на вопросы.
1) Почему отношения печёночного сосальщика и коровы нельзя назвать конкуренцией?
2) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?
3) Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?

НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ

Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.
Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.
При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы-квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.
Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды.
В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.
В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врeменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация», ответьте на вопросы.
1) Какую пользу извлекает организм-квартирант от хозяина?
2) Каков характер отношений между организмами в нахлебничестве?
3) Какое преимущество получает рак-отшельник в кооперации с актинией?

ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врeменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз», ответьте на вопросы.
1) Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?
2) Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?
3) В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.
Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врeменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Почему внутривидовая конкуренция имеет более ожесточённый характер?
2) Что партнёры извлекают (получают) из взаимовыгодных отношений? Объясните на конкретном примере.
3) К чему приводит вытеснение одних особей другими в результате конкуренции?

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз», ответьте на вопросы.
1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкий характер, чем внутривидовая?
2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?
3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз», ответьте на вопросы.
1) Что, согласно учению Ч. Дарвина, предшествует естественному отбору
в природе?
2) Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?
3) Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство
с деревьями?

ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

Биологический метод заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например, хищных и паразитических насекомых. Естественные враги вредителей существенно ограничивают их размножение и распространение.
Для привлечения насекомых вдоль границ сада, огорода и других мест высаживают нектароносы – фацелию, гречиху, горчицу белую, редьку масличную и другие растения. Хищные насекомые охотно питаются нектаром цветков растений и в дальнейшем расселяются по участку, уничтожая значительное количество вредных насекомых и клещей.
Например, божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур. Так, за сутки одна семиточечная божья коровка поедает до 200 тлей. Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.
А быстро бегающие по поверхности почвы чёрные жуки называются жужелицы. Они есть в каждом саду и огороде. Жужелицы – хищники. Они уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.
Широко распространены и крупные мухи – тахины. Это мохнатые мухи, именуемые ещё «ёжемухами», из-за торчащих на теле щетинок. Личинки тахин паразитируют в гусеницах и куколках бабочек. Эти мухи откладывают яйца непосредственно на тело гусениц (или внутрь). Есть и живородящие мухи тахины, их личинки прикрепляются к проползающим рядом гусеницам. Некоторые тахины откладывают яйца на листья, а вредные гусеницы, поедающие листья, заражаются паразитом. Мухи тахины очень плодовиты, могут откладывать несколько тысяч яиц.
Основным достоинством использования естественных врагов для борьбы с вредителями является то, что не происходит полного уничтожения живых организмов. Напротив, возникает определённый баланс между численностью вредных и хищных насекомых, что позволяет и получать урожаи, и сохранять устойчивость агроэкосистемы.

Используя текст «Защита растений биологическими методами», ответьте на следующие вопросы.
1) Как отличить божьих коровок от других насекомых?
2) Как жужелицы защищают растения?
3) В чём заключается сущность биологического метода борьбы
с вредителями сада и огорода?

Используя содержание текста «Защита растений биологическими методами», ответьте на следующие вопросы.
1) Как отличить мух тахин от других насекомых?
2) Как божьи коровки защищают растения от вредителей?
3) Почему биологический метод борьбы наиболее эффективен?

БИОЦЕНОЗ И БИОГЕОЦЕНОЗ

Совокупность популяций организмов разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно населяющих однородный участок суши или водоёма, связанных между собой различными взаимоотношениями, называют природным сообществом, или биоценозом. Биоценоз формируется из имеющихся в природе организмов разных видов. Он может существовать даже при замене организмов одних видов на другие со сходными потребностями к условиям обитания. К биоценозам относят как сообщества организмов моховой кочки болота, лужи, так и сообщества леса, озера и даже такие крупные, как степь и коралловый риф. Мелкие биоценозы являются частями более крупных. Так, все обитатели лесных полян, стволов упавших деревьев входят в состав биоценоза леса.
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов (биоценоз) и комплексом неживых компонентов среды, к которым относят приземный слой атмосферы, солнечную энергию, почву и другие условия неживой природы называют биогеоценозом. Главная роль в образовании наземного биогеоценоза принадлежит растениям. Поэтому его границы определены растительным сообществом, например, дубравой, ельником или лугом. Отдельные биогеоценозы связаны между собой круговоротом веществ и потоком энергии, осуществляемыми в процессе фотосинтеза, стоков воды с растворёнными в ней веществами, миграциями животных, расселением растений, разложением органических веществ, благодаря деятельности бактерий и грибов.

Используя содержание текста «Биоценоз и биогеоценоз», ответьте на следующие вопросы.
1) Что входит в состав биоценоза?
2) Что из объектов природы служит примером биоценоза?
3) Какое преимущество для растений имеет их распределение в пространстве?

Используя содержание текста «Биоценоз и биогеоценоз», ответьте на следующие вопросы.
1) Что такое биогеоценоз?
2) Что из объектов природы служит примером биоценоза?
3) Какое преимущество для животных имеет их распределение в пространстве?

СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.
Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.
Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.
Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.

Используя содержание текста «Свет как экологический фактор», ответьте на следующие вопросы.
1) Какое влияние короткие ультрафиолетовые лучи оказывают на растения?
2) Какая часть солнечного спектра особенно важна для фототрофных организмов?
3) Как животные организмы используют видимые лучи?

Используя содержание текста «Свет как экологический фактор», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково значение инфракрасных лучей в жизни животных?
2) Каково значение видимых лучей в жизни растений?
3) Какое значение имеет поглощение солнечного света для существования организмов?

«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.
Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.
Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?
2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?
3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?
2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ЖИВОТНЫХ

Жизненная форма – это общий облик животного, связанный с его приспособлением к среде обитания и образу жизни.
Среди обитателей водоёмов – гидробионтов – встречаются животные с торпедовидной формой тела. В связи с передвижением в воде у них возникли: обтекаемая форма тела, плавники, органы захвата добычи (щупальца, челюсти, клюв). Однако перечисленные органы имеют разное происхождение. Например, плавники могут быть образованы кожными складками (кальмар, дельфин), хвостовым отделом тела с позвоночником (рыбы) или видоизменившимися задними конечностями (пингвин).
Среди обитателей почвы – геобионтов – встречаются животные с червеобразной формой тела. Несмотря на различия в строении, ряд геобионтов имеют сходные приспособления к роющему образу жизни. Так, у них, как правило, удлинённое тело с сильно развитой мускулатурой. У некоторых геобионтов на теле имеются опорные приспособления. Например, у дождевого червя на каждом кольце тела имеются парные щетинки.
Летающие крылатые животные – аэробионты – обитатели наземно-воздушной среды, обладают также значительным внешним сходством, связанным с приспособлением к полёту. Наиболее характерная черта их строения – крылья. Однако эти органы могут иметь разное происхождение. У бабочки крылья являются выростами кожных покровов, у птицы – видоизменёнными передними конечностями, а у летучей мыши – складками кожи между удлинёнными костями пальцев кисти, боковыми сторонами тела, задними конечностями и хвостом.

Используя содержание текста «Жизненные формы животных», ответьте на следующие вопросы.
1) Каковы особенности внешнего строения гидробионтов?
2) Какое животное по его особенностям относят к геобионтам?
3) Какое происхождение имеют крылья у бабочки?

Используя содержание текста «Жизненные формы животных», ответьте на следующие вопросы.
1) Каковы особенности внешнего строения геобионтов?
2) Какие животные, относящиеся к гидробионтам, упомянуты в тексте?
3) Как можно объяснить наличие плавников и крыльев у животных, упомянутых в тексте?

45.

СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ

Водная среда обитания была первой освоена организмами. Она имеет высокую плотность, давление, малое содержание кислорода. Высокая плотность создаёт опору для тела. Так, одноклеточные водоросли, простейшие, медузы имеют выросты на теле, увеличивающие площадь соприкосновения с водой, что обеспечивает их плавучесть. Другие водные обитатели, например рыбы, удерживают тело в толще воды при помощи плавательного пузыря. Сопротивление воды организмы преодолевают благодаря обтекаемой форме тела и плавникам. Недостаток кислорода в воде компенсируется жаберным дыханием или дыханием через поверхность тела.
Наземно-воздушная среда обитания характеризуется низкой плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Ей присущи значительные перепады температуры и неравномерное распределение влаги. Обитатели наземно-воздушной среды имеют ряд общих черт строения. Так, у растений и животных развились опорные и проводящие системы, механизмы терморегуляции и дыхания, защитные образования, помогающие сберечь влагу. Большинство обитателей наземно-воздушной среды активно передвигаются, в связи с чем у них появились рычажные конечности, а у некоторых – крылья и выросты, обеспечивающие полёт.
Почвенная среда обитания характеризуется высокой плотностью, отсутствием света, незначительными температурными колебаниями, низким содержанием кислорода и высоким – углекислого газа. Для почвенных организмов характерны небольшие размеры тела, прочные кожные покровы, недоразвитость или отсутствие органов зрения.

Используя содержание текста «Среды обитания организмов», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие приспособления имеются у животных, освоивших водную среду обитания?
2) Какие физико-химические особенности характерны для наземно-воздушной среды обитания?
3) Какая существующая в природе среда не упомянута в приведённом тексте?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Организмы существуют в среде обитания. К ней относят все условия живой и неживой природы, с которыми организмы взаимосвязаны и находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные условия среды обитания, оказывающие влияние на организмы, называются экологическими факторами.
По компонентам среды обитания различают абиотические и биотические экологические факторы. Абиотические факторы – все условия неживой природы: климатические (свет, температура, влажность, давление, солёность воды), почвенные (механическая структура почвы, её минеральный состав), орографические (рельеф местности).
Биотические факторы – всё многообразие форм взаимодействия организмов друг с другом (влияние животных на растения, растений на животных, микроорганизмов на растения и животных).
Среди биотических факторов учёные в последнее время выделяют антропогенные факторы – разнообразные виды человеческой деятельности, приводящие к изменениям природы как среды обитания других видов организмов и непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение среды обитания отходами, вырубка лесов, распашка степей, осушение болот). Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено масштабностью воздействия человека на окружающую среду. Так, в ходе промышленной деятельности человека в среду поступают тысячи разных химических соединений, со многими из которых природа ранее не сталкивалась. Это воздействие можно приравнять к абиотическим факторам.
Для нужд сельскохозяйственного производства человек уничтожает на больших территориях природные сообщества и создаёт агроценозы, состоящие из одного или немногих видов сельскохозяйственных растений и сопутствующих им сорняков и вредителей. Среди используемых растений и животных человек ведёт искусственный отбор, который по последствиям отличается от естественного.

Используя текст «Экологические факторы», ответьте на следующие вопросы.
1) Частью какой среды являются биотические факторы?
2) Какая группа экологических факторов выделена в последнее время учёными как отдельная?
3) Чем это обусловлено?

***********************************************************************

Мои ответы репетитора по биологии на эти последние 193  вопроса Открытого банка заданий ФИПИ  ОГЭ пятого раздела «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»  и на все остальные 442 вопроса этого раздела вы можете приобрести здесь

 

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
З. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ | все ответы на тесты по биологии ОГЭответы на тесты ОГЭ по биологииответы на тесты по биологииответы по биологии на вопросы Открытого банка заданий ФИПИответы по биологии на задания ФИПИ ОГЭОткрытый банк заданий ОГЭоткрытый банк заданий ФИПИ ОГЭрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | 2 комментария
Отзывов (2)
  1. Ольга

    Борис Фагимович, здравствуйте. Помогите, пожалуйста, ответить на вопрос:
    Установите последовательность расположения экосистем с учетом повышения их стабильности. 1) еловый лес, 2) смешанный лес, 3) березовая роща, 4) дубрава.
    Если судить по многообразию видов, то самым устойчивым должен быть смешанный лес. В ответах приводится Дубрава самой устойчивой. Объясните, пожалуйста.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте. Ольга! Во временной линейке смены сукцессий после березняка идет смешанный лес. А вот дальше всё зависит от широты местности (климатических факторов). В европейской части на смену смешанному лесу придет дубрава, а в Зауралье и Сибири хвойный лес (еловик, сосновый бор, кедровик). Поэтому тест никудышний: два правильных ответа.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =