САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Система, многообразие и эволюция живой природы (стр.1-20)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На этой  странице моего блога находятся первые 200 вопросов Открытого банка заданий ФИПИ  ОГЭ по 3-му разделу  «Система, многообразие и эволюция живой природы».

Всего в этом 3-м разделе на сайте ФИПИ опубликовано на 173 страницах 1724 задания.

Чтобы проверить свой уровень подготовленности  к экзамену,  отвечайте на тесты самостоятельно, а потом  свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь.

1.

У цветкового растения выделяют следующие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Выберите характеристики, соответствующие особенностям строения цветка как органа растения по следующему плану: определение органа, рост органа, расположение точки роста, основные функции и участие органа в питании растения.

А. Определение органа растения
1) боковой вегетативный орган, имеющий, как правило, двустороннюю симметрию
2) орган размножения, развивающийся при разрастании завязи пестика после опыления
3) видоизменённый генеративный побег
4) осевой вегетативный надземный орган, несущий почки
5) осевой вегетативный подземный орган

Б. Рост органа
1) рост органа продолжается в течение всей жизни растения
2) рост органа продолжается определённое время, после чего прекращается

В. Расположение точек роста
1) для органа характерен рост основанием
2) для органа характерен верхушечный рост
3) орган растёт за счёт деления всех клеток

Г. Функции органа
1) обеспечивает фотосинтез, испарение, газообмен
2) соединяет надземные и подземные части растения
3) укрепляет растение в почве
4) участвует в опылении, оплодотворении, развитии семян
5) служит для сохранения и распространения семян

Д. Участие органа в питании растения
1) питательные вещества только запасает
2) обеспечивает растение водой с растворёнными минеральными веществами
3) не обеспечивает растение питательными веществами, а лишь использует их для собственного роста
4) осуществляет синтез органических веществ из углекислого газа и воды
5) обеспечивает передвижение минеральных и органических веществ, а иногда – запасает их

Ответ: А Б В Г Д

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц в кладке Доля выживших птенцов (в %)
1 100
2 95
3 90
4 83
5 80
6 53
7 40
8 35
9 32

1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?
2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?
3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Семя
Корень Боковой корень

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) плод
2) соцветие
3) цветок
4) плодовое тело

Какой орган отсутствует у акул и скатов?
1) кишечник
2) жабры
3) жаберные щели
4) плавательный пузырь

Установите соответствие между животным и количеством камер его сердца: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЖИВОТНОЕ
А) кит
Б) уж
В) крокодил
Г) воробей
Д) лягушка
Е) тритон

КОЛИЧЕСТВО КАМЕР СЕРДЦА
1) четыре
2) три

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) формирование трахей и дыхалец
2) формирование трёхкамерного сердца, в желудочке которого имеется неполная перегородка
3) развитие детёнышей в матке самки
4) развитие нервной системы узлового типа
5) появление парных лёгких                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Ответ: 41523 Не совсем корректно составленный тест. Так будет выглядеть ответ:  1 потом 5, если под словом «легкие» понимать лишь легкие, появившиеся у позвоночных животных (не беря во внимание парные легочные мешки или «легкие» у паукообразных). Но может быть у авторов-составителей был задуман ответ 5 (легкие паукообразных) потом 1.

Специализированным органом воздушного питания растения является
1) зелёный лист
2) корнеплод
3) цветок
4) плод

К современным кистепёрым рыбам относят
1) акулу
2) ската
3) осетра
4) латимерию

Какое общее свойство объединяет два изображённых анатомических образования? Оба они являются

1) аналогичными органами
2) гомологичными органами
3) атавизмами
4) рудиментами

 

 

Между позициями первого и второго столбца приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.

Общее Частное
Соцветие Метёлка
Плод

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) цветок
2) костянка
3) заросток
4) щиток

2.

Чем питается животное, изображённое на рисунке?

1) корнями живых растений
2) твёрдыми частичками почвы
3) личинками насекомых
4) растительными остатками

 

 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Шляпка
Почка Почечные чешуйки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) цветоножка
2) гаметофит
3) плодовое тело
4) заросток

Какие моллюски ведут наземный образ жизни?
1) беззубки
2) слизни
3) перловицы
4) кальмары

Клубень – видоизменённый побег, это доказывает наличие на клубне
1) плёнчатых чешуек
2) почек-глазков
3) мясистых и сочных чешуй
4) плоского стебля – донца

Какое животное изображено на рисунке?

1) эвглена зелёная
2) инфузория туфелька
3) амёба обыкновенная
4) малярийный плазмодий

 

 

На рисунке представлены светлые и тёмные бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента в изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1 : 1. Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если происходил нерегулируемый выброс предприятиями частиц сажи и гари?

1) возрастёт число светлых бабочек
2) возрастёт число тёмных бабочек
3) соотношение светлых и тёмных бабочек не изменится
4) тёмные бабочки исчезнут полностью

Вообще-то на рисунке явно прослеживается темный ствол сосны (характерное строение коры, а не чередование белых и темных участков на стволе березы). Но в любом случае при длительном загрязнении стволов сажей,  менее заметными для склевывания птицами будут темноокрашенные бабочки.

 

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ
А) в цикле развития имеется заросток
Б) спорангий на растении имеет вид коробочки
В) из споры вырастает зелёная нить – предросток
Г) корни отсутствуют
Д) спорангии расположены на нижней стороне листа
Е) имеют корневища

ОТДЕЛ
1) Моховидные
2) Папоротниковидные

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Майский жук Трахеи
Жабры

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) жук плавунец
2) виноградная улитка
3) беззубка
4) тритон

Установите последовательность соотношения систематических категорий у растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) род Паслён
2) царство Растения
3) класс Двудольные
4) семейство Паслёновые
5) отдел Покрытосеменные

В связи с выходом первых растений на сушу у них появились
1) вегетативные органы
2) семена
3) споры
4) гаметы

3.

Кто из перечисленных животных развивается с превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гребенчатый тритон
2) озёрная лягушка
3) серая жаба
4) исполинский кенгуру
5) степная черепаха
6) нильский крокодил

Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

Вид Площадь

поверхности листа, см2

Количество устьиц
Верхняя сторона листа, 1 см2 Нижняя сторона листа, 1 см2
Капуста 14 100 22 600
Кукуруза 6001350 5200 6800
Подсолнечник 38 175 325
Пшеница 1315 3300 1400
Фасоль 49 4000 28 100
Яблоня 18 0 29 400
Картофель 5100 16 100
Овёс 1215 2500 2300

Примечание. (–) обозначает отсутствие данных.
1) Для каких растений из числа приведённых характерна наименьшая листовая пластинка? Приведите два примера.
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для двудольных растений, представленных в таблице?
3) Какую роль играют устьица в охлаждении растений?

Способность организмов реагировать на изменение внешней среды называют
1) раздражимостью
2) адаптацией
3) регенерацией
4) гомеостазом

Ствол у дерева растёт в толщину благодаря делению клеток
1) древесины
2) камбия
3) коры
4) луба

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

 

 

 

 

 

 

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость? Рост насекомого в течении всего развития происходит
1) плавно, без видимых скачков
2) очень резко на протяжении всего времени
3) скачками, периоды покоя сменяются резким ростом
4) неравномерно, так в первые дни происходит резкий рост, который становится далее плавным

Растительные ткани представляют собой группы клеток, объединённых общим строением, функцией и происхождением. Из них состоят органы растения. Выберите характеристики, соответствующие покровной ткани древесного растения по следующему плану: функция ткани; особенности клеточного строения ткани; местоположение в корне, стебле, листе.

А. Функция растительной ткани
1) защищает организм растения от неблагоприятных внешних воздействий
2) обеспечивает проведение питательных веществ по организму растения
3) обеспечивает рост растения, даёт начало всем тканям растения
4) обеспечивает фотосинтез и минеральное питание растения
5) откладывает питательные вещества

Б. Особенности клеточного строения ткани
1) клетки ткани двух видов: ситовидные трубки удлинённой формы с отверстиями в поперечных перегородках и трубки-сосуды с разрушенными поперечными перегородками
2) ткань состоит из слоя живых клеток, выделяющих воскообразное вещество или нескольких слоёв мёртвых клеток, окружающих снаружи все части органа растения

В. Местонахождение ткани в корне
1) образует точку роста в корне
2) располагается в зоне проведения
3) находится в коре корня

Г. Местонахождение ткани в стебле дерева
1) представлена камбием и находится между лубом и древесиной
2) находится в пробковой части стебля дерева
3) представлена лубяными и древесными волокнами
4) представлена сосудами древесины и ситовидными трубками луба
5) расположена в сердцевине

Д. Местонахождение ткани в листе
1) находится в жилках листа
2) находится в мякоти листа, представлена столбчатым и губчатым слоями
3) представлена кожицей листа
4) располагается у основания
5) ткань для нормального листа не характерна

Ответ: А Б В Г Д

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Бабочка аполлон Трахеи
Речной рак

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкие
2) кишечник
3) жабры
4) сердце

Какой признак характерен только для млекопитающих?
1) развито живорождение
2) проявляют заботу о потомстве
3) происходит внутреннее оплодотворение
4) детёнышей выкармливают молоком

Рассмотрите график, на котором демонстрируется естественное снижение численности стволов на 1 га поверхности земли в заповеднике. Какова главная причина сокращения числа растений в еловом лесу?

 

1) межвидовая борьба за существование
2) внутривидовая борьба за существование
3) активная деятельность человека
4) борьба с неблагоприятными условиями среды

 

 

 

 

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) обособление головного мозга
2) образование внутреннего скелета
3) появление теплокровности
4) появление двух слоёв клеток тела
5) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями

4.

На рисунке изображена флаговая форма сосны, произрастающей на морском берегу. Что стало причиной развития столь необычной кроны растения?

1) изоляция растения от других растений
2) борьба с неблагоприятными условиями среды обитания
3) активная деятельность человека по обустройству пляжа
4) внутривидовая борьба растений за территорию

 

 

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возкновение лучевой симметрии тела
2) возникновение нервной системы узлового типа
3) появление выделительных канальцев
4) образование наружного скелета из хитина
5) образование костного внутреннего скелета

Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Численность устьиц у некоторых растений

Название растения Число устьиц на 1 мм3 Место произрастания
На верхней поверхности листа На нижней

поверхности листа

Кувшинка 625 3 Водоём
Дуб 0 438 Влажный лес
Яблоня 0 248 Плодовый сад
Овёс 40 47 Поле
Молодило 11 14 Каменистые сухие места

1) На какой поверхности листа располагаются устьица у древесных растений?
2) Почему у кувшинки подавляющее большинство устьиц расположено на верхней поверхности листа?
3) Почему из числа приведённых растений у молодило количество устьиц на единицу площади наименьшее?

У хрящевых рыб, в отличие от костистых, отсутствуют
1) жаберные крышки
2) плавники
3) рёбра
4) зубы

Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

 

1) Голосеменные
2) Плауновидные
3) Покрытосеменные
4) Моховидные

 

 

 

Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животного составляет 18–26,5 см, а масса 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 метра.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.
6) Питается крот дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

По какой части стебля происходит передвижение воды и минеральных веществ?
1) древесине
2) камбию
3) коре
4) сердцевине

Какой из перечисленных моллюсков наносит вред растениеводству?
1) голый слизень
2) осьминог
3) устрица
4) перловица

К высшим споровым растениям относят
1) мхи
2) зелёные водоросли
3) бурые водоросли
4) лишайники

Какой орган семени фасоли выполняет функцию листьев при прорастании?
1) зародышевый корешок
2) эндосперм
3) зародышевый стебелёк
4) семядоля

5.

У каких растений имеются подземные побеги? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) картофель
2) земляника
3) ландыш
4) подорожник
5) лук
6) малина

Учёный вырастил в лаборатории много серых и чёрных бабочек берёзовой пяденицы. Он выпустил их в двух местностях: сельской и городской. Серые бабочки были заметны на фоне чёрных стволов деревьев, а чёрные – на фоне светлых стволов. Затем учёный сам вылавливал бабочек. Кроме того, учёный наблюдал, бабочек какой окраски больше всего поедали птицы в разных местностях. Данные эксперимента представлены в таблице «Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски». Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски

Местность Выпущено и поймано бабочек Число серых бабочек Число чёрных бабочек
Незагрязнённая

(сельская)

Выпущено 469 473
Поймано учёным 30 120
Съедено птицами 26 335
Загрязнённая

(городская)

Выпущено 137 447
Поймано учёным 51 53
Съедено птицами 62 95

1) Сколько серых бабочек учёный выпустил в сельской местности, а сколько – в городской?
2) Каких бабочек больше поедали птицы в сельской местности?
3) Достоверность какой гипотезы пытался проверить учёный, наблюдая за отловом бабочек птицами?

Вставьте в текст «Членистоногие» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Членистоногие – животные с __________ (А) тела, имеющие снаружи плотные покровы из __________ (Б) и членистые конечности. В отличие от кольчатых червей, тело большинства членистоногих подразделено на отделы: голову, грудь, или головогрудь, и __________ (В). К ним относят, например, речных раков, __________ (Г), пауков, мух, жуков. Тип Членистоногие самый крупный по числу видов животных.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) лучевая симметрия
2) хвост
3) креветка
4) двусторонняя симметрия
5) брюхоногое
6) брюшко
7) хитин
8) клетчатка

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Трахеи
Краб Жабры

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) медуза корнерот
2) лягушка озёрная
3) улитка виноградная
4) малярийный комар

Белая планария, в отличие от бычьего цепня, имеет развитые органы чувств и системы органов – нервную, пищеварительную, выделительную, что свидетельствует о её
1) большей плодовитости
2) приспособленности к различным местам обитания
3) паразитическом образе жизни
4) свободноживущем образе жизни

Какой признак свидетельствует о родстве археоптерикса с современными птицами?
1) пальцы с когтями на передних конечностях
2) цевка в задних конечностях
3) мелкие зубы в челюстях
4) развитый хвостовой отдел позвоночника

Развитие новых побегов у тополей после опиливания верхушки происходит благодаря почкам
1) верхушечным
2) возобновления
3) генеративным
4) спящим

Поглощение пищи через всю поверхность тела происходит у
1) человеческой аскариды
2) белой планарии
3) бычьего цепня
4) печёночного сосальщика

Вода, необходимая для фотосинтеза, поступает в листья по
1) вакуолям
2) лубяным волокнам
3) ситовидным трубкам
4) сосудам

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Жук носорог Трахеи
Обыкновенный уж

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкие
2) сердце
3) жабры
4) кожа

6.

Установите соответствие между характеристикой и классом животных, которому она соответствует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) движение осуществляется с помощью плавников
Б) среди представителей класса различают следующие экологические группы: пресноводные, проходные, солоноватые, морские
В) освоили наземно-воздушную среду обитания
Г) у большинства представителей кожа покрыта чешуей
Д) кожа у представителей класса голая и покрыта слизью
Е) сердце состоит из трёх камер

КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Костные рыбы
2) Земноводные

Главной функцией корня является
1) запасание питательных веществ
2) почвенное питание растений
3) поглощение органических веществ из почвы
4) окисление органических веществ

К направляющей движущей силе эволюции Ч. Дарвин относил
1) наследственную изменчивость
2) внутривидовую борьбу
3) межвидовую борьбу
4) естественный отбор

Какую роль в жизни наземных позвоночных играют веки?
1) обеспечивают объёмное зрение
2) увеличивают остроту зрения
3) способствуют увлажнению глаз
4) защищают глаза от перепадов атмосферного давления

На рисунке представлены светлые и тёмные бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента в изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1 : 1. Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если условия обитания насекомых остались неизменными?

 

1) возрастёт число светлых бабочек
2) возрастёт число тёмных бабочек
3) число светлых и тёмных бабочек останется неизменным
4) тёмные бабочки исчезнут полностью

 

 

 

При использовании изображённого объекта в доказательной базе по эволюции учёному следует воспользоваться знаниями из области

 

1) палеонтологии
2) физиологии
3) биогеографии
4) цитологии

 

Появление каких признаков служит узкой приспособленности организмов к определённым условиям среды? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) плода у покрытосеменных
2) крылышек на плодах клёна
3) роющих конечностей у крота
4) позвоночника у рыб
5) четырёхкамерного сердца у млекопитающих
6) маскирующей окраски у кузнечика

Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для животного, изображённого на рисунке?
1) яйцо – взрослое насекомое
2) яйцо – личинка – взрослое насекомое
3) яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое
4) яйцо – куколка – личинка – взрослое насекомое

 

Поступление кислорода в тело гидры происходит через
1) всю поверхность тела
2) дыхательные отверстия
3) жаберные щели
4) клетки щупалец

Плод паслёновых растений картофеля и томата называют
1) клубнем
2) корневой шишкой
3) корнеплодом
4) ягодой

7.

Основная заслуга Ч. Дарвина перед наукой заключается в
1) научном объяснении происхождения жизни
2) создании рефлекторной теории
3) усовершенствовании методов селекции
4) объяснении причин приспособленности организмов

Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение фотосинтеза
2) развитие семян в шишках
3) возникновение двойного оплодотворения
4) возникновение гетеротрофных организмов
5) участие кислорода в обменных процессах в клетках

Ответ:

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц в кладке Доля выживших птенцов (в %)
1 100
2 95
3 90
4 83
5 80
6 53
7 40
8 35
9 32

1) Каков процент выживших птенцов из кладки, в которой было 6 яиц?
2) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?
3) Из данных таблицы видно, что минимальная доля выживших птенцов может составлять до 1/3. Каковы три причины столь большой доли погибших птенцов по Ч. Дарвину?

Что характерно для бактерий-сапротрофов?
1) существуют за счёт питания тканями живых организмов
2) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца
3) используют органические вещества выделений живых организмов
4) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию химических реакций  Бактерии-сапротрофы используют не только органические вещества, выделяемые другими организмами, но и разлагают трупы животных и останки растений.

Какой слой поперечного среза древесного стебля не виден невооружённым глазом?
1) кора
2) камбий
3) древесина
4) сердцевина

У каких животных впервые в эволюции появилась грудная клетка?
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
3) Птицы
4) Млекопитающие

Какую роль в жизни земноводных имеет слизь, вырабатываемая кожными железами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) растворяет кислород
2) увеличивает поверхность кожи
3) обеззараживает кожу
4) защищает от естественных врагов
5) увеличивает скорость движения крови
6) способствует передвижению в наземно-воздушной среде

Пользуясь таблицей «Размножение рыб», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Размножение рыб

Вид рыб Количество икринок Средний диаметр икринок Средний возраст наступления половозрелости Средний возраст рыб, выловленных
в разных водоёмах
Щука обыкновенная 30 тыс. 2,53 мм 34 года 5 лет
Норвежская сельдь 200 тыс. 1,3 мм 27 лет 8лет
Треска балтийская 10 млн 1 мм 59 лет 3 года
Сазан 1,5 млн 1 мм 56 лет 8 лет
Колюшка трёхиглая 1001000 1,8 мм 1 год 2 года
Обыкновенная скумбрия 450 тыс. 1,1 мм 24 года 3 года

1) У каких видов рыб наименьший диаметр икринок?
2) Какая закономерность наблюдается между плодовитостью вида и размером его икринки?
3) У какой из представленных в таблице рыб развита забота о потомстве? Докажите свой ответ с помощью данных таблицы.

Какие удобрения из перечисленных относят к минеральным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) помёт
2) суперфосфат
3) зола
4) навоз
5) торф
6) сульфат калия

Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

 

1) Голосеменные
2) Моховидные
3) Покрытосеменные
4) Плауновидные

 

 

8.

Прогрессивным признаком плоских червей по отношению к кишечнополостным является
1) многоклеточное строение
2) трёхслойное строение тела
3) лучевая симметрия тела
4) свободноживущий образ жизни

Запас питательных веществ в зерновке пшеницы находится в
1) зародыше
2) эндосперме
3) семенной кожуре
4) плёнчатом околоплоднике

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление коры в больших полушариях
2) формирование хитинового покрова
3) возникновение лучевой симметрии тела
4) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями
5) появление в черепе челюстей

Ответ:

Почему при сборе грибов грибник не должен подкапывать почву вокруг плодового тела?
1) разрушается грибница гриба
2) повреждается корневая система рядом стоящих деревьев
3) нарушается плодородие почвы
4) наблюдается массовая гибель почвенных насекомых

Сохранение в природе животных и растений с полезными для них признаками происходит в процессе
1) изменчивости
2) изоляции
3) борьбы за существование
4) естественного отбора

Рассмотрите график, на котором демонстрируется естественное колебание за 90 лет численности зайцев и рысей. Какова главная причина регулярного изменения численности рысей?

 

1) изменение численности зайцев
2) инфекционные болезни
3) активная деятельность человека по их отстрелу
4) борьба с неблагоприятными условиями среды

 

 

Установите соответствие между характеристикой и классом животных, которому она соответствует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) кровеносная система представлена одним кругом кровообращения
Б) сердце заполнено только венозной кровью
В) превращение венозной крови в артериальную происходит в жабрах
Г) кровеносная система представлена двумя кругами кровообращения
Д) в сердце находится как венозная, так и артериальная кровь
Е) превращение венозной крови в артериальную происходит в лёгких и коже

КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Костные рыбы
2) Земноводные

Грибницу, опутывающую корни растения, называют
1) микоризой
2) лишайником
3) плесенью
4) привоем

Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке буквой А?

1) голова
2) брюшко
3) головогрудь
4) грудь

 

Что из перечисленного относят к результатам эволюции?
1) естественный отбор
2) борьбу за существование
3) наследственную изменчивость
4) приспособленность организмов к среде обитания

9.

Рифы – это особые сообщества морских организмов, которые формируются из
1) медуз
2) рыб
3) кораллов
4) моллюсков

Почему дрожжи используют в хлебопечении?
1) выделяют кислород
2) выделяют углекислый газ
3) запасают энергию
4) выделяют энергию

К высшим споровым растениям относят
1) сосну обыкновенную
2) ламинарию
3) белый гриб
4) папоротник орляк

К какой группе грибов относится мукор?
1) дрожжевые
2) паразитарные
3) плесневые
4) шляпочные

Выделительная система животного, изображённого на рисунке, представлена

1) зелёными железами
2) мальпигиевыми сосудами
3) печенью
4) парными почками

Какое животное имеет желудок, строение которого изображено на рисунке?

 

1) собака
2) свинья
3) корова
4) лошадь

 

 

По каким растительным клеткам происходит отток органических веществ от листьев?
1) сосудам
2) ситовидным трубкам
3) клеткам кожицы листа
4) механическим волокнам

Зародыш семени фасоли при прорастании получает питательные вещества из
1) околоплодника
2) почвы
3) семядолей
4) эндосперма

Какую функцию выполняют клетки кожицы листа?
1) поглощают пары воды из атмосферы
2) предохраняют лист от высыхания
3) запасают воду и органические вещества
4) придают листу прочность и упругость

Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Численность устьиц у некоторых растений

Название растения Число устьиц на 1 мм3 Место произрастания
На верхней поверхности листа На нижней поверхности листа
Кувшинка 625 3 Водоём
Дуб 0 438 Влажный лес
Яблоня 0 248 Плодовый сад
Овёс 40 47 Поле
Молодило 11 14 Каменистые сухие места

1) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?
2) Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение.
3) Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?

10.

Клубни картофеля формируются на
1) боковых корнях
2) придаточных корнях
3) видоизменённых подземных побегах – столонах
4) видоизменённых подземных побегах – корневищах

Ситовидные трубки древесного стебля входят в состав
1) древесины
2) камбия
3) луба коры
4) пробки коры

Заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он
1) признал изменяемость видов
2) разработал современную классификацию животных и растений
3) доказал, что приобретённые признаки наследуются
4) создал учение о естественном отборе

С помощью каких органоидов простейшие освобождаются от вредных продуктов обмена веществ, растворённых в воде?
1) пищеварительных вакуолей
2) сократительных вакуолей
3) выпячиваний цитоплазмы – ложноножек
4) ротового углубления и клеточной глотки

Грибы выделяют в отдельное царство потому, что они
1) размножаются спорами
2) неподвижные гетеротрофы
3) не способны к фотосинтезу
4) состоят из клеток, не имеющих ядер

Какая экологическая группа птиц питается в основном насекомыми?
1) птицы леса
2) птицы степей и пустынь
3) птицы открытых воздушных пространств
4) птицы болот, пресных водоёмов и побережий

Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мак полевой
2) клевер красный
3) ландыш майский
4) нарцисс обыкновенный
5) одуванчик обыкновенный
6) тюльпан жёлтый

Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород домашних кур?

 

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
2) межвидовой борьбе
3) естественному отбору
4) искусственному отбору

 

 

Зоб как видоизменение части пищевода развит у птиц, питающихся
1) насекомыми
2) зёрнами растений
3) сочными плодами растений
4) мелкими грызунами

Реактивным способом передвигаются
1) морские одиночные полипы
2) свободноживущие плоские черви
3) морские кольчатые черви
4) головоногие моллюски

11.

К движущим силам эволюции относится
1) приспособленность организмов к окружающей среде
2) многообразие организмов
3) борьба за существование
4) образование новых видов

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

 

 

 

 

 

 

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 26 до 32 дня? В этот период насекомое растёт
1) плавно, без видимых скачков
2) очень резко на протяжении всего времени
3) скачками, период покоя сменяется резким ростом
4) сначала резко, а потом рост полностью прекращается

Вставьте в текст «Паразиты человека и животных» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Наибольшее число паразитов человека и животных относят к __________ (А) животным. Один из них является возбудителем малярии – это малярийный __________ (Б). Малярийные паразиты внедряются
в эритроциты, вызывая их разрушение. Распространяет этих возбудителей малярийный __________ (В). Другой паразит человека – дизентерийная амёба. Заражение ими человека происходит путём проглатывания загрязнённой воды или пищи с находящимися в ней __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) солнечник
2) одноклеточный
3) циста
4) плазмодий
5) сосальщик
6) многоклеточный
7) комар
8) зигота

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление пищеварительной системы
2) возникновение кровеносной системы
3) появление трахей и дыхалец
4) развитие одноклеточных гетеротрофных организмов
5) появление в организме двух слоёв клеток

Ответ:

Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке буквой А?

1) хвост
2) брюшко
3) головогрудь
4) грудь

 

У цветковых растений, в отличие от голосеменных,
1) семена созревают внутри плода
2) имеются вегетативные органы
3) в семени формируется зародыш
4) созревшая пыльца переносится ветром

Какое строение имеет грибница пеницилла?
1) ветвящиеся нити грибницы разделены перегородками на отдельные клетки, пластиды отсутствуют
2) ветвящиеся нити грибницы разделены перегородками на отдельные клетки, имеются пластиды
3) одна сильно разросшаяся клетка со множеством ядер, имеются пластиды
4) одна сильно разросшаяся клетка со множеством ядер, пластиды отсутствуют

Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) у части представителей в развитии имеется стадия куколки
Б) подавляющее большинство – хищники
В) тело состоит из головы, груди и брюшка
Г) способны поглощать только жидкую пищу
Д) число ходильных ног – 4 пары
Е) на голове могут располагаться простые и сложные глаза

КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Насекомые
2) Паукообразные

Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород голубей?

 

 

 

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
2) естественному отбору
3) искусственному отбору
4) внутривидовой борьбе

Луковица – видоизменённый побег, это доказывает наличие на ней
1) главного корня
2) почек-глазков
3) подземных столонов
4) плоского стебля – донца

12.

Какой фактор не влияет на прорастание семян?
1) вода
2) тепло
3) почва
4) воздух                                                                                                                                                                         Правильнее было бы сформулировать этот вопрос так: какой фактор не обязателен для прорастания семян?

Пользуясь таблицей «Некоторые параметры животных и человека», ответьте на следующие вопросы.
Таблица  Некоторые параметры животных и человека

Организмы Масса тела (кг) Скорость бега (км/ч)
Гепард 55 120
Газель 40 75
Страус 130 72
Кошка домашняя 6 48
Зебра 350 65
Заяц 5,5 63
Волк 50 60
Человек 70 40

1) Какое копытное животное из числа приведённых в таблице имеет максимальную скорость бега?
2) Зависит ли скорость бега животного от массы тела?
3) Между какими приведёнными организмами существуют отношения «хищник – жертва»?

Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся оследовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________ (А) тело. Они подобно плоским и круглым червям – __________ (Б) животные с __________ (В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________ (Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) двухслойное
2) членистое
3) кровеносная система
4) двухсторонняя
5) нечленистое
6) трёхслойное
7) лучевая
8) дыхательная система

Какую функцию выполняет шляпка плодового тела у подберёзовика?
1) служит для привлечения животных и человека
2) улавливает солнечную энергию, обеспечивая фотосинтез
3) является местом образования спор
4) обеспечивает воздушное питание

У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) в семени формируется зародыш
2) тело составляют органы и ткани
3) осуществляется двойное оплодотворение
4) оплодотворение происходит без участия воды

Какой признак в строении сходен у современных пресмыкающихся и птиц?
1) кости, наполненные воздухом
2) сухая кожа, лишённая желёз
3) хвостовой отдел в позвоночнике
4) мелкие зубы в челюстях

Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, – это
1) кожура
2) шишка
3) плод
4) семяпочка

Главный корень развивается из
1) боковых корней
2) зародышевого корешка
3) придаточного корня
4) спящих почек

Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление ризоидов
2) образование семян в плодах
3) возникновение фотосинтеза
4) образование семян в шишках
5) формирование корневых систем

Что относят к результатам эволюции?
1) приспособленность организмов
2) естественный отбор
3) борьбу за существование
4) наследственность и изменчивость

13.

С помощью каких органов свободно живущий червь белая планария освобождается от вредных продуктов обмена веществ, растворённых в воде?
1) рта и глотки
2) кожных покровов и мышц
3) выделительных канальцев
4) кишечника и анального отверстия

Образование новых видов в природе происходит в результате
1) регулярных сезонных изменений в природе
2) возрастных физиологических изменений особей
3) взаимодействия движущих сил (факторов) эволюции
4) природоохранной деятельности человека

Установите соответствие между растением и способом распространения его плодов и семян: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РАСТЕНИЕ
А) берёза
Б) яблоня
В) роза (в оригинальном тесте ОГЭ была рябина, может быть здесь роза = шиповник) 
Г) тополь
Д) подсолнечник
Е) лопух

СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН
1) ветром
2) животными

На рисунке показан представитель одного из классов покрытосеменных растений. У представителей этого класса, как правило, имеется

 

1) одна семядоля в семени
2) шесть листочков в околоцветнике
3) сетчатое жилкование листьев
4) мочковатая корневая система

 

 

 

Какое приспособление имеется у растений для того, чтобы лучше использовать свет?
1) наличие воскового налёта на кожице листа
2) опушение листовых пластинок
3) наличие большого числа устьиц на верхней кожице листа
4) расположение меньших по размерам листьев между бóльшими листьями

Какая группа животных возникла в процессе эволюции позже остальных?
1) членистоногие
2) кишечнополостные
3) круглые черви
4) плоские черви

Представители типа Хордовые, в отличие от других животных, имеют
1) трёхслойное строение
2) внутренний скелет
3) полость тела
4) кровеносную систему

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

 

 

 

 

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 6 до 14 дня? В этот период насекомое
1) не растёт
2) растёт очень быстро на протяжении всего времени
3) растёт скачкообразно, периоды покоя сменяются резким ростом
4) сначала резко растёт, а потом его рост прекращается

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

 

 

 

 

 

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 32 до 40 дня? Рост насекомого в этот период
1) происходит плавно, без видимых скачков
2) замедляется на протяжении всего времени
3) происходит скачкообразно, период покоя сменяется резким ростом
4) отсутствует

Установите последовательность появления на Земле основных групп растений в процессе эволюции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) псилофиты
2) одноклеточные зелёные водоросли
3) многоклеточные зелёные водоросли
4) папоротникообразные
5) голосеменные

14.

Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых сортов капусты?

 

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
2) естественному отбору
3) искусственному отбору
4) внутривидовой конкуренции

 

 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Трахеи
Речной рак Жабры

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) гидра
2) жаба
3) пчела
4) беззубка

Олений мох по своему строению относят к
1) грибам
2) лишайникам
3) моховидным
4) травянистым растениям

Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток
1) корневых волосков
2) образовательной ткани
3) зоны проведения
4) корневого чехлика

Какая жизненная форма чаще всего встречается у растений класса Однодольные?
1) травы
2) кустарники
3) кустарнички
4) деревья

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Общее Частное
Соцветие
Плод Ягода

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) листовка
2) эмбрион
3) корзинка
4) семя

Пищеварительная система отсутствует у
1) человеческой аскариды
2) белой планарии
3) бычьего цепня
4) печёночного сосальщика

Цикл развития какого паразитического червя изображён на рисунке?

 

 

1) бычий цепень
2) эхинококк
3) аскарида
4) печёночный сосальщик

 

 

 

У зелёных мхов, в отличие от водорослей,
1) клетки имеют большое и малое ядра
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) слоевище разделено на ткани и органы
4) осуществляется половое и бесполое размножение

Корневище – видоизменённый побег, это доказывает наличие на корневище
1) главного корня
2) плёнчатых чешуек
3) плоского стебля – донца
4) механических волокон

15.

Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

 

1) Папоротниковидные
2) Голосеменные
3) Хвощевидные
4) Моховидные

 

 

 

По какому признаку растения объединяют в одно семейство?
1) один и тот же ареал
2) сходное строение цветка и плода
3) одинаковое число семядолей в семени
4) наличие полового и бесполого способов размножения

При гибели морских раковинных корненожек происходит образование
1) торфа
2) гранита
3) известняка
4) каменного угля

Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) яйца крупные, с большим количеством желтка
Б) сердце трёхкамерное и имеет неполную перегородку
В) в коже имеются потовые и сальные железы
Г) температура тела у представителей непостоянная
Д) хорошо развита забота о потомстве
Е) распространены в северных широтах

КЛАСС
1) Пресмыкающиеся
2) Млекопитающие

Появление каких признаков служит примером узкой приспособленности организмов к определённым условиям среды? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) хорды у бесчерепных
2) цветка у покрытосеменных
3) острых клыков у волков
4) млечных желёз у млекопитающих
5) опыления цветков шиповника насекомыми
6) длинного главного корня у верблюжьей колючки
Ответ:

Млекопитающие произошли от древних
1) динозавров
2) зверозубых ящеров
3) кистепёрых рыб
4) хвостатых земноводных

Какой цифрой на рисунке обозначена плацента?

 

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

 

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

 

 

 

 

 

В каком временнóм интервале наблюдается максимальное увеличение размеров тела насекомого?
1) 6–7-й день
2) 14–15-й день
3) 33–34-й день
4) 40–41-й день

Пользуясь таблицей «Размножение рыб», ответьте на следующие вопросы.
Таблица  Размножение рыб

Виды рыб Количество икринок Средний диаметр икринок Средний возраст наступления половозрелости Средний возраст рыб, выловленных
в разных водоёмах
Щука обыкновенная 30 тыс. 2,53 мм 34 года 5 лет
Норвежская сельдь 200 тыс. 1,3 мм 27 лет 8 лет
Треска балтийская 10 млн 1 мм 59 лет 3 года
Сазан 1,5 млн 1 мм 56 лет 8 лет
Колюшка трёхиглая 1001000 1,8 мм 1 год 2 года

1) Каков диапазон представленных в таблице средних размеров икринок рыб?
2) Популяции какого вида рыб может подорвать интенсивный лов? Ответ поясните.
3) Почему, по теории Ч. Дарвина, при такой плодовитости численность рыб остаётся относительно постоянной?

С помощью какого анализатора происходит ориентация летучих мышей в пространстве?
1) зрительного
2) обонятельного
3) осязательного
4) слухового

16.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Пыльник
Лист Листовая пластинка

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) цветоложе
2) пестик
3) тычинка
4) венчик

Установите последовательность систематического положения вида зайца-беляка, начиная с наименьшей группы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) отряд Зайцеобразные
2) класс Млекопитающие
3) семейство Заячьи
4) род Зайцы
5) тип Хордовые

Ответ:

Установите соответствие между растением и типом его подземного побега: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РАСТЕНИЕ
А) пырей
Б) лилия
В) ландыш
Г) нарцисс
Д) купена аптечная
Е) чеснок обыкновенный

ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА
1) корневище
2) луковица

К. Линней в своей системе живой природы ошибочно причислял изображённое животное к рыбам, однако правильно его следует отнести к классу

1) Млекопитающих
2) Земноводных
3) Головоногих
4) Пресмыкающихся

 

 

Растение, изображённое на рисунке, размножается бесполым путём при помощи

 

1) семян
2) гамет
3) спор
4) гифов

 

 

 

Что из перечисленного появилось в процессе эволюции у плоских червей в сравнении с кишечнополостными?
1) кишечная полость
2) энтодерма
3) кровеносная система
4) третий зародышевый листок

К какой экологической группе относят изображённую на рисунке птицу?

 

1) птицы открытых пространств
2) дневные хищники
3) ночные хищники
4) насекомоядные лесные птицы

 

 

Передвижение растворённых минеральных веществ от корней к листьям в организме растений происходит по
1) сосудам
2) ситовидным трубкам
3) клеткам камбия
4) механическим волокнам

Насекомые дышат при помощи
1) жабр
2) трахей
3) лёгких
4) лёгочных мешков

Цветок, у которого имеются и тычинки, и пестики, называют
1) двудомным
2) обоеполым
3) однодомным
4) раздельнополым

17.

Чем характеризуются бактерии гниения?
1) используют готовые органические вещества живых организмов
2) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца
3) используют органические вещества отмерших организмов
4) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию химических реакций

Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород собак?

 

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
2) естественному отбору
3) искусственному отбору
4) внутривидовой борьбе

 

К отделу Покрытосеменные относят растения
1) Моховидные
2) Папоротниковидные
3) Голосеменные
4) Двудольные

Какой признак характерен для растений класса Двудольные?
1) число лепестков в цветках кратно 3
2) стержневая корневая система
3) дуговое жилкование листьев
4) параллельное жилкование листьев

Чем питается пресноводный полип гидра?
1) бактериями
2) мелкими рачками
3) одноклеточными животными
4) одноклеточными водорослями

Для какого паразитического червя человек является единственным хозяином?
1) свиной цепень
2) широкий лентец
3) аскарида
4) печёночный сосальщик

На рисунке изображён представитель отдела

 

1) Моховидные
2) Папоротниковидные
3) Голосеменные
4) Плауновидные

 

Что характерно для бактериальной клетки?
1) кольцевая хромосома находится в цитоплазме
2) ядро обособлено от цитоплазмы двумя мембранами
3) транспорт веществ по ЭПС клетки
4) окисление и запасание энергии в митохондриях

На рисунке изображена голова лягушки. Какой орган обозначен на рисунке буквой А?

 

1) глаз с веком
2) барабанная перепонка
3) орган осязания
4) боковая линия

 

Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

 

1) Покрытосеменные
2) Голосеменные
3) Папоротниковидные
4) Хвощевидные

 

 

 

18.

Чем питается инфузория-туфелька?
1) бактериями
2) мелкими рачками
3) личинками насекомых
4) одноклеточными животными

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление наружного скелета
2) появление пятипалой конечности
3) возникновение кровеносной системы
4) развитие детёнышей в матке самки
5) поступление кислорода через всю поверхность тела

Ответ:

Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Крестоцветные
2) отдел Покрытосеменные
3) род Редька
4) класс Двудольные
5) царство Растения

Ответ:

Представитель какого типа царства Животные изображён на рисунке?

1) Круглые черви
2) Плоские черви
3) Моллюски
4) Хордовые

 

Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют
1) ризоиды
2) корни
3) листья
4) стебли

Почему на гнилом пне часто можно встретить большое количество опят?
1) гниющий пень выделяет тепло, которое активизирует рост опят
2) гниющий пень выделяет тепло, которое активизирует размножение опят
3) опята питаются органическими веществами отмершего растения
4) грибница опят образует микоризу с корнями пня

Гидра может восстановить своё тело из 1/200 части благодаря способности к
1) регенерации
2) возбуждению
3) самовоспроизведению
4) обмену веществ

Растения отдела покрытосеменных, в отличие от отдела голосеменных, имеют
1) семена
2) листья
3) плоды
4) шишки

Как питаются многоклеточные зелёные водоросли?
1) усваивают азот с помощью ризоидов
2) всасывают корнями из грунта минеральные вещества
3) образуют органические вещества из неорганических веществ
4) поглощают всей поверхностью таллома органические вещества из воды

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Зачаточный бутон
Лист Листовая пластинка

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) зародыш
2) генеративная почка
3) околоцветник
4) початок

19.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Чашечка Чашелистик
Корень

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) клубень
2) вегетативный орган
3) корнеплод
4) корневые волоски

К высшим споровым растениям относят
1) папоротники
2) зелёные водоросли
3) красные водоросли
4) цветковые растения

У ракообразных, в отличие от паукообразных, имеется(-ются)
1) две пары усиков
2) головогрудь и брюшко
3) членистые конечности
4) хитиновый покров

Установите последовательность усложнения организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование в клетках хлорофилла
2) возникновение ризоидов
3) образование плодов
4) появление корней, стеблей, листьев
5) возникновение одноклеточных гетеротрофных организмов

Ответ:

Какая система органов земноводных изображена на рисунке?

1) пищеварительная
2) нервная
3) дыхательная
4) мышечная

 

Что относят к результатам эволюции?
1) изоляцию организмов
2) борьбу за существование между организмами
3) наследственность и изменчивость у организмов
4) образование нового вида

Признаком класса земноводных является
1) хитиновый покров
2) голая кожа
3) живорождение
4) парные конечности

Из позвоночных животных наиболее сильно развита забота о потомстве у
1) пресноводных рыб
2) земноводных
3) пресмыкающихся
4) млекопитающих

Яркие пахучие цветки у покрытосеменных растений появились в процессе эволюции как приспособление к
1) запасанию питательных веществ
2) распространению семян и плодов
3) наземному обитанию
4) привлечению насекомых

К низшим растениям относят
1) мхи
2) водоросли
3) хвощи
4) папоротники

20.

Какую функцию выполняют устьица листа?
1) выделяют в атмосферу пары воды
2) поглощают кванты солнечного света
3) защищают от попадания в лист частиц пыли
4) препятствуют попаданию в лист вредных химических веществ

Инфузория туфелька, в отличие от гидры,
1) использует для дыхания кислород
2) состоит из одной клетки
3) имеет хлоропласты
4) питается готовыми органическими веществами

Вставьте в текст «Бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
БАКТЕРИИ
Среди бактерий имеется группа организмов, живущая в бескислородной среде, т.е. являющаяся __________ (А). При неблагоприятных условиях они могут образовывать __________ (Б). Многие бактерии имеют __________ (В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) хромосома ядра
2) аэроб
3) кольцевая хромосома
4) анаэроб
5) ложноножка
6) спора
7) жгутик
8) циста

Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение семян
2) появление цветка
3) возникновение фотосинтеза
4) появление растительных тканей
5) формирование корневых систем

Ответ:

Какой физиологический процесс у одноклеточных животных связан с поглощением клеткой газов?
1) питание
2) выделение
3) размножение
4) дыхание

Кора головного мозга, имеющая борозды и извилины, впервые появилась у
1) земноводных
2) пресмыкающихся
3) птиц
4) млекопитающих

На рисунке изображён представитель отдела

 

1) Моховидных
2) Папоротниковидных
3) Зелёных водорослей
4) Покрытосеменных

 

 

Установите соответствие между растением и способом его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РАСТЕНИЕ
А) шиповник
Б) вишня
В) подсолнечник
Г) рожь
Д) ольха

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
1) насекомыми
2) ветром

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Кувшинковые
2) отдел Покрытосеменные
3) вид Кубышка жёлтая
4) род Кубышка
5) класс Двудольные
6) царство Растения

Ответ:

Как питается торфяной мох сфагнум?
1) поглощает ризоидами воду и минеральные соли
2) всасывает корнями из грунта минеральные вещества
3) образует органические вещества из воды и углекислого газа
4) поглощает всей поверхностью своего тела органические вещества из воды

***********************************************************************

Мои ответы репетитора по биологии на эти  200 вопросов Открытого банка заданий ФИПИ  ОГЭ раздела «Система, многообразие и эволюция живой природы»  и на все остальные 1724 вопроса этого раздела вы можете приобрести здесь

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
З. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ | все ответы на тесты по биологии ОГЭответы на тесты ОГЭ по биологииответы на тесты по биологииответы по биологии на вопросы Открытого банка заданий ФИПИответы по биологии на задания ФИПИ ОГЭОткрытый банк заданий ОГЭоткрытый банк заданий ФИПИ ОГЭрепетитор биологии по Скайпурепетитор по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × пять =